внимание ум и знание
Ум и Сознание
Дорогие мои, наше духовное «Я» живет в теле только как свидетель. Оно никак не затрагивается действиями ума и тела. Ум — главный инструмент «Я» . Свою жизнь и свет ум получает от «Я». Наше Высшее «Я» можно сравнить с императором, передавшим все бразды правления премьер-министру, а ум можно сравнить с премьер-министром. Головной мозг можно сравнить со столицей. Макрокосм — сравним с империей ума. Эго, интеллект, волю — можно уподобить кабинету министров. И таким образом весь макрокосм, вся вселенная управляется умом.
Ум человека — это очень тонкая сила, за которой стоит Сознание.
(«Со-знание» — знание, тождественное Божественному знанию). Поэтому ум знает, что делает. В головном центре ум действует как интеллект и воля, в брюшном центре — как эго, в других чакрах — как различные чувства. Ум не есть мозг, ум — не есть Сознание. Мозг можно сравнить с радиоприемником со всем его сложным внутренним устройством. Ум можно тогда сравнить с электричеством, а Высшее «Я», или Сознание — с электрогенератором. Мозг не может работать без наличия ума, а ум — без Сознания. В головном центре ум познает мир имен и форм посредством зрения, обоняния, вкуса, слуха. Здесь же он осязает посредством кожи. Ум сам по себе ничего не может воспринимать без посредства пяти органов чувств. Однако все пять органов чувств воспринимают вибрации. Пусть эти воспринимаемые вибрации существенно различаются диапазоном волн, но все равно это мантры. «Мантра», как мы уже говорили, есть то, что освобождает ум от невежества, незнания.
«Разум — это персонализация мозга»: британский нейрофизиолог — о природе сознания и о чувстве любви
— Что такое сознание с точки зрения нейронауки? Именно оно делает нас людьми? И есть ли сознание у животных? А когда мы видим сны, это тоже проявление нашего сознания?
— Я полагаю, что сознание имеет разную глубину и интенсивность — как лампа с регулятором яркости. Например, крыса обладает сознанием, но не таким, как кошка или собака. Они, в свою очередь, не могут обладать таким же сознанием, как приматы. Ещё пример: плод в утробе тоже сознателен, но не настолько, насколько доношенный ребёнок, и так далее. Сновидение — это тоже своеобразная форма сознания, но уже без участия информации от наших органов чувств.
Теория о различной интенсивности сознания — просто находка для науки. Ведь вполне можно сказать: «Давайте не будем воспринимать сознание как нечто магическое, а попробуем его измерить!»
— Однако сознание в представлении рядового человека — это нечто совершенно неосязаемое. О некоторых функциях мозга мы что-то знаем — где хранится память, как передаются сигналы. Но где физически в мозге прячется сознание?
— Вообще для многих учёных сознание — проблемный вопрос. Его ключевые черты субъективны. Я совершенно не знаю, что сейчас испытываете вы. Я не могу взломать ваше сознание, чтобы воспринимать мир так, как это делаете вы. Не нужно искать какие-то волшебные участки мозга. И когда вы говорите: «Где хранится память», — это не совсем корректно, потому что не существует каких-то специальных ячеек. Есть группы клеток мозга, которые работают вместе очень короткий промежуток времени.
Когда вы кидаете камень в пруд, то по воде расходятся круги. Подобные явления происходят в мозге, где диаметр кругов соответствует глубине сознания, а камень — это любой поступающий извне сильный чувственный импульс. Размер камня — количество связей и ассоциаций, которые вызывают объект или событие. Сила, с которой брошен камень — это сила ощущения.
Думаю, учёные могут начать исследовать сознание, но здесь надо признать, что наши возможности довольно скромные, и понимать, что причинно-следственных связей мы, вероятно, не установим. Я не могу вам сказать, как из электрических сигналов в клетках мозга и химических веществ рождается ощущение счастья. Как одно превращается в другое — загадка.
— Допустим, я решаю согнуть палец. Сигнал поступает мне в мозг, физическую работу выполняют мышцы. Где во всём этом мысль? Появляется ли она заранее? Или её место где-то в процессе?
— Учёный Бенджамин Либет (американский нейробиолог в области человеческого сознания, научный сотрудник физиологического факультета Калифорнийского университета в Сан-Франциско. — RT) однажды провёл эксперимент, и я его повторила. Итак, на голове у человека устанавливаются электроды, которые регистрируют активность мозга. Нужно нажимать на кнопку, когда захочется. Что любопытно: человек ещё не успел это сделать, а активность мозга уже изменилась. Получается, что изменения в мозге происходят заранее.
— Мозг решает раньше тебя.
— Да, и это интересно. Твой мозг — это ведь ты. Так что слова «он решил за тебя» подразумевают некий дуализм, а это неправильно. Я вижу в этом две стороны одной медали: что-то можно выражать либо с позиции мозга, либо с позиции собственных ощущений. И то, и другое правомерно, и не может происходить одновременно. Другой вопрос, что есть сама медаль?
— И всё же, если известно, за что отвечают лобная доля и оба полушария, почему мы не можем «увидеть» мысль?
— Потому что мозг работает не как совокупность маленьких мозгов. Да, его участки специализируются на разных вещах, но они работают подобно звучащим в оркестре инструментам или образующим блюдо ингредиентам. То есть не в отрыве друг от друга, а вместе и согласованно. Так, например, зрение обеспечивается примерно тридцатью различными участками мозга. Каждый участок многозадачен, как, к примеру, скрипка. Не нужно пытаться свести всё к какому-то одному гену, участку мозга или трансмиттеру, ведь при таком подходе что-нибудь непременно выпадает.
— То есть мысль мы не увидим, даже если создадим для этого какие-нибудь невероятные устройства?
— Можно наблюдать работу мозга с помощью его сканирования. Правда, на основе этих исследований часто делаются ошибочные выводы. Увидев светлые пятна в том или ином участке мозга, заключают, что там располагается отвечающий за что-то центр, но это не так.
— Многие люди скажут, что главное — душа и её мы никогда не увидим, поскольку она незрима.
— Давайте разберёмся с терминами. Мозг — это физический объект, нечто осязаемое. Разум в моём понимании — это персонализация мозга, благодаря которой он адаптируется к разным обстоятельствам. А ещё существует сознание, в котором есть подсознание и самосознание. Всё перечисленное является частью живого мозга, берёт в нём своё начало.
И есть бессмертная душа. Её я рассматриваю как что-то отдельное. Поэтому нужно чётко различать мозг, разум, сознание и душу. Каждый из этих терминов представляет собой интересную, заслуживающую обсуждения тему, но ставить между ними знак равенства не стоит.
— Про любовь и другие чувства говорят, что это всё гормоны — дофамин или серотонин. Можно ли объяснить, что такое любовь, изучив лишь её биологию?
— Это не объяснение, а описание. Это как сказать, что стул — предмет мебели. Когда влюбляешься, то можно увидеть всплеск дофамина или эндорфинов. Но объяснения субъективного чувства любви это видение не даст.
— В какой степени сегодня изучен человеческий мозг?
— Было такое мифическое существо — гидра. Отрубаешь ей голову — на этом месте вырастает семь новых. Так и с мозгом: чем больше узнаёшь, тем больше открывается неизвестного.
Управление вниманием и его применение
Написать нижеизложенное меня побудила статья в Geektimes «Медитация — древний хакинг реальности в современности». В начале я хотел написать небольшой комментарий, который стал большим и вылился в эту статью. Сразу хочу сказать, что не обладаю достаточным знанием или опытом для того, чтобы затрагивать такую глубокую тему, но мне посчастливилось многие годы жить в Индии возле больших Учителей буддизма и йоги и слушать их наставления, а также изучать тексты. Мое понимание теории и практики, понимаемых под «медитациями», все еще в процессе становления, поэтому, эту статью, прошу рассматривать не как истину, а только как направление к размышлению, которое, возможно, поможет другим лучше разобраться в этой теме.
Под термин «медитация» сейчас включили все, что не лень, обозначив им множество практик используемых в духовных традициях (и не только в восточных, к ним можно отнести и христианские бдения как и многое другое). Этот термин не имеет однозначного аналога в индийских (тибетских и т.д.) языках, значение термина «дхьна» — одно из многих, им обобщенных.
Термином «медитация» можно определить практики работы с вниманием в которых мы:
а) концентрируем наше внимание, подчиняем его нашей воле, вследствие чего обретаем навык сосредоточения внимания;
б) подчиненное воле, сосредоточенное внимание направляем на различные аспекты восприятия, включая анализ и переживания внешнего мира, тела, умственных процессов для их изучения и трансформации.
В одном тексте говорится, что наше внимание подобно пламени свечи в ветреную погоду, оно постоянно колеблется, не позволяя рассмотреть фрески ночью на стене. Сосредоточенное внимание подобно пламени свечи, огражденному стеклом, оно горит ровно и помогает рассмотреть все, куда бы его не направили.
Что значит подчинить внимание воле? Для этого существуют практики однонаправленного сосредоточения внимания, которые включают в себя:
— возвращение внимания к выбранному объекту,
— пребывание внимания на выбранном объекте,
— полностью однонаправленное сосредоточение.
Чтобы понять, как это функционирует, нужно обратиться к теории, изложенной в индийской философии (в данном случае буддийской) в которой говорится: «Один момент — одно сознание».
Нам зачастую кажется, что мы можем в один момент одновременно и слышать, и видеть, и размышлять, то есть в один момент происходит много одновременных осознаваний, заполненных разными процессами (сознание видимого, слышимого, обонятельного, вкусового, тактильного, мысленного). Но это не так. Наше сознание существует как последовательный процесс вспышек сознания, где в один момент (крайне малая единица времени) происходит только одно сознание (только восприятие видимого, или слышимого и т. д.). Но так как вспышки сознания-восприятия происходят очень быстро, у нас создается иллюзия их одновременных (двух и более) проявлений.
Если мы условно возьмем 100 последовательных вспышек сознания, то окажется, к примеру, что несколько первых вспышек заняты восприятием видимого, следующие несколько восприятием тактильного, следующие — обонятельного, следующие — слышимого, следующие — вкусового, и следующие — мыслительного. Они могут быть в любой последовательности. Когда мы начинаем практику сосредоточения, мы выбираем один объект, которым намереваемся непрерывно заполнить всю последовательность вспышек сознания. Эти объекты могут быть внешними — точка, камешек и т.д., дыхание, произносимый звук, образ в уме (символ, учитель, божество), представление себя в другом образе (например, божества). Так как наш ум не привык последовательно удерживать в каждом следующем моменте сознания один и тот же объект, то нам приходится прикладывать постоянное усилие к возвращению внимания к выбранному объекту. Для этого мы развиваем:
— Памятование — помнить постоянно то, зачем мы вообще сидим и что тут делаем (обычно нарабатывается в течение всего дня как размышление о пользе сосредоточения и намерение его качественно осуществить),
— Бдительность — замечать, когда внимание отвлеклось,
— Усилие — возвращение к выбранному объекту (ум это делать крайне не хочет и начинает вас уговаривать додумать какую-то мысль, а только затем вернуться к объекту, домечтать о чем-то и т.д.).
Для того, чтобы получить хотя бы минимальный эффект, практику сосредоточения выполняют минимум 2 — 3 раза в день от 35 минут и дольше. Считается, что только за такое время ум совершает минимально необходимое количество действий для вырабатывания навыка. Когда вы возвращаете внимание к выбранному объекту, вы как бы тренируете внимание, вследствие чего обретаете навык сосредоточения. Это подобно тому, как поднятием гантели тренируют мышцу, и как следствие обретают мышечную силу.
Когда вы уже обрели некий навык сосредоточения внимания и, к примеру, из ста последовательных вспышек сознания более пятидесяти заняты выбранным объектом, ваш ум будет естественно пребывать на объекте, вам нужно уже значительно меньше прикладывать усилий, и вы уже можете использовать свое внимание для изучения и трансформации своего переживания мира. Когда же все сто из ста последовательных вспышек сознания заняты одним объектом, то это полностью однонаправленное сосредоточение, где даже переживание себя как субъекта и объекта, как нечто отдельного от вас, прекращается, так как не осталось вспышек сознания, наполненных тактильным или иными восприятиями.
Но только возвращать внимание недостаточно, нужно понимать как это делать, поэтому практика однонаправленного сосредоточения чередуется с практикой сосредоточенного размышления, в которой вы понимаете, как правильно сосредоточение осуществлять.
И это еще не все. Также необходимо создать в уме и повседневной жизни условия, способствующие сосредоточению внимания. Это поступки тела, речи и ума, которые позволяют уму и телу быть не возбужденными и податливыми.
Имея сосредоточенное внимание, мы можем направлять его на сам ум, постигая как он создает совокупность восприятий, именуемых действительностью (где «Я» и «МИР» не являются дуальностью, а порождены сознанием, в котором есть присвоенные переживания, которые мы считаем собой, и не присвоенные, которые мы считаем внешним миром), развивать благие качества (не только прикладывать усилия чтобы поступать хорошо и не поступать плохо, но и обнаружить и устранить причину заблуждений, побуждающую совершать неблагие поступки), трансформировать свое переживание реальности. Без навыка сосредоточения это становится не возможно или крайне не эффективно. Как сказано:
«Что бы ты не делал — мантры читал,
Долгие годы аскезы держался,
Если при этом умом отвлекался,
Все бесполезно, так Мудрый сказал».
Я не буду здесь широко распространяться о целях и методах, которые используют сосредоточенный ум, в силу того, что не обладаю достаточными для этого знаниями и опытом. Но могу сказать одно: даже сама практика сосредоточенности приносит много благ, в том числе упорядочивание жизни, умение осуществлять поставленные цели, вникать в поставленные задачи и решать их наиболее эффективным способом. Еще одним важным результатом практики сосредоточения внимания является возможность отдохнуть от самого себя. В определенных учениях считается, что каждый момент нашего реагирования откладывает в нас отпечатки которые накапливаются на протяжении всей нашей жизни. И эти отпечатки не просто лежат мертвым грузом, а все время требуют нашего внимания и энергии для самоподдержания, которую мы все время им подсознательно отдаем. И чем дольше мы живем, тем больше нашего внимания и энергии ими поглощается, тем меньше остается нам для активной жизнедеятельности. Время начинает бежать быстрее, и мы все больше поглощены разными мыслями и переживаниями, не относящимися к настоящему моменту. Мы устаем от постоянного «пережевывания» мыслей.
Когда мы практикуем сосредоточение внимания, то, возвращая внимание к выбранному объекту, мы постепенно отбираем внимание от всего остального, тем самым лишая отпечатки их «питания», вследствие чего они затухают и становятся менее проявленными. Процессор нашего ума, будучи не занятым открытыми окнами отпечатков, начинает работать более эффективно и с меньшими усилиями, высвобождая свой ресурс в нужном нам направлении. И можно сказать что мы испытываем облегчение. Мы отдыхаем, отдыхаем от самих себя.
В принципе, все эти методы действительно можно назвать «хакингом» реальности, но нужно понимать, что это большой труд, труд над собой и пять минут практики утром и вечером не дадут даже малого результата. Кроме того, это последовательный глубокий метод работы с сознанием, и для того, чтобы он был результативным, нужно обращаться к тем традициям которые проверенны временем и имеют реальных учителей, обладающих необходимыми познаниями, собственной практикой и опытом.
Но мы можем совершать «хакинг» реальности и в более простых вещах — в принятии обдуманных решений и их неуклонном выполнении. В одном тексте говорится, что карма бывает благая, не благая и карма йогинов (иногда еще рассматривается нейтральная). Чем отличается карма йогинов от остальных? Тем, что йогин, зная, что определенные действия приводят к строго определенным результатам, и, зная, какие результаты он хочет получить, принимает обдуманное решение, и неукоснительно его выполняет. Например, решил он каждое утро сосредотачиваться, молиться, бегать, не есть сладкого и т.д. И он это делает. В одно утро у него есть к этому кармическая предрасположенность и ему хочется это делать, и он делает, а в другое утро предрасположенности нет, и ему не хочется, но он все равно это делает. Так он и «хакает» (вскрывает) свой ум. Но прежде чем принять решение делать что-то или нет, важно очень тщательно это обдумать, не браться сразу за большие дела, чтобы не перегореть потом и не сломаться, а, начиная с малого, наполнять всю свою жизнь осознанными поступками.
Прошу меня извинить за довольно сумбурное изложение которое мало что раскрывает, но эта тема довольно часто затрагивается и, возможно, моя писанина создаст для кого-то новое направление в размышлении.
Ум и Разум. Два вида отношений с реальностью
Ум (др.-греч. νοῦς) — это познавательные и аналитические способности человека, позволяющие пользоваться своими знаниями, на основе которых он вырабатывает свою точку зрения, делает логические умозаключения и принимает решения. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.
Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) —философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить вообще, способность анализа, отвлечения и обобщения. По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» —понимание — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Попытаемся и мы вникнуть в эти две субстанции.
1. На что направлен ум, на что – разум.
Ум можно рассматривать как инструмент сознания личности – той составляющей человека, которая занята выполнением ролей в социуме, а также общением, где мы обмениваемся ментальными оценками, мнениями и субъективными впечатлениями. Поэтому ум, как и личность, обращён вовне.
Человек, исходя из содержания своих тел (физико-энергетического и эмоционально-ментального), благодаря уму, автоматически реагирует на то, что пришло из внешнего мира, и отождествляет себя с возникшими мыслями и эмоциями. Рождается «мне», «моё», «обо мне» — маленькое, реактивное «я».
Разум функционирует на другой частоте, так как несёт информацию, идущую изнутри, из сознания Сущности – Души и Духа. И это не просто способность анализировать и обобщать на базе интеллекта и знаний, а целостный охват одновременно и всей картины, и роли персонажей. Это отстранённое восприятие без отождествления себя с увиденным, услышанным и понятым, поэтому в нём нет реакций.
Когда мы смотрим на мир изнутри, из сердечного центра, – и ум замолкает, и нет отождествлений.
2. Какова задача ума и разума.
Ум бесценен в том, что упоминает Википедия. Но на самопоглощённости с продукцией ума вырастает эго, которое желает царствовать во всех жизненных сферах. При этом личностное ментальное «я» не в силах охватить что-либо целиком, и ум, чтобы понимать, вынужден всё расчленять, дробить, усугублять противопоставления в дуальностях, Поэтому его епархия – разъединение и анализ. А затем, в соответствии со своими логическими выводами, опираясь на убеждения, сложившиеся в предшествующем опыте, он выносит заключения.
Ум-эго, словно на цепи, держит человека в капканах, созданных в прошлом, и в страхах перед неизвестным будущим. Он контролирует, навязывая свои мнения и решения через отождествление с ними, и при этом наполняется чувством собственной значимости. Это и есть гордыня, которая раскачивает внутренние качели от превосходства над другими до комплекса неполноценности. И от неё не уйти, если оставаться в пространстве личности, где властвует ум-эго.
Вот Дух и «лечит» нас через неприятные ситуации, цель которых — помочь нам вырваться из узких границ ума, растворить ложную важность и «относиться к ближнему, как к самому себе».
И когда духовный искатель прекращает внутренний диалог, отслеживает и регулирует мысли, повышая вибрации, вырывается за пределы пяти органов чувств и его сознание переходит на другую энергетическую частоту, открывается дверь, ведущая к разуму.
Свободный от оценок, предвзятостей, мнений, зацепок за опыт – всего, на что опирается ум, разуму незачем руководить и навязывать свои точки зрения. Не надо и разделять, чтобы понять – ответы к нему приходят изнутри, от всезнающей Сущности. Или, расширяясь до бесконечности, он соединяется с энергетикой конкретного места (человека, обстоятельства) и получает нужную информацию. Она возникает как осознание.
Теперь ум кажется капризным ребёнком, который упрямо настаивает на своей правоте, а разум – мудрецом с волшебным клубком, ведущим в увлекательный мир Непознанного.
3. Целеполагание ума и постижение разумом.
Так как личности, чтобы удержать власть, нужно постоянно подтверждать свою нужность и ценность, её инструмент ум-эго делает это, направляя человека от цели – к цели во всех областях жизни – в карьере, богатстве, сексуальных связях. На определённом этапе такая линейная целенаправленность развивает нас и усиливает. Но в гонке от результата к результату люди обычно ослеплены надеждой и обуреваемы страхом не достичь желаемого. Сами же цели, направленные во внешний мир, ориентированы на самоутверждение в нём. Даже, искренне выражая себя в творчестве, автор, как правило, ждёт аплодисментов и терзается, обижается, чувствует себя непонятым и несправедливо недооценённым, если нет, пусть не лавров, то хотя бы признания. А если это есть, вкус успеха раскручивается, как спираль, и требует всё больше и больше энергии. Поэтому слава коварна. А так как личность отдалена от её внутреннего Источника, рано или поздно это приводит к изнеможению и опустошённости. И когда становится ясным, что потакание страстям, изнурение себя и сжигание жизненных сил не приносит счастья, это нередко приводит к душевному кризису.
Когда же цель достигнута, радость от этого быстро исчезает. А пока следующая задача не выдвинута, ум мечется, страдает, и для человека жизнь становится просто бессмысленной. А если новая цель не придумывается вообще. Или нет энергии на её осуществление.
Стоит погрузиться в свою глубину и во внутренней тишине подняться над умом — и оказывается, что разуму не за чем гнаться и нечего достигать. Он устремлён не на реализацию целей, а на осознание смысла того, с чем соприкасается. (Поэтому если кто-то на духовном пути ставит целью просветление, он тешит свой ум-эго).
Разум как энергия очень высокой частоты проникает в любую форму и соединяется с её вибрацией. В таком слиянии двух самостоятельных, равноправных и равноценных субстанций, форма и раскрывает своё внутреннее содержание. А мы улавливаем его при помощи интуиции и возникших чувств. Будучи инструментом Сущности, разум напрямую связан с ними.
Это то, что называют яснознанием, когда не возникает сомнений, что стоит делать, а что — нет. Когда промолчать, не рассказывая правду (она может разрушить), когда её сказать, да ещё в той форме, которая заставит человека вздрогнуть, серьёзно задуматься и начать что-то менять в жизни. А в другой раз — быть очень тактичным и гибким, осторожно подвести собеседника к выводам, которые он сделает якобы сам.
Такое погружение в информацию сути одинаково и при слиянии с произведением искусства, и с природой, с какой-то идеей, с неожиданностью, когда плохое самочувствие подсказывает, что пора отпустить нечто из прошлого или если кто-то просит помочь разобраться с ситуацией.
Направленность на осознание не означает, что не нужно ставить перед собой цели и стараться их осуществить. Общество не развивалось бы без целеполагания. А мы живём в нём, и жить хочется достойно, чувствовать себя материально обеспеченным, социально реализованным и успешным. Просто, разрешая выдвинутые для себя задачи, у нас меняется к ним отношение: исчезает суета, долженствование, соревновательность, сравнение с другими. И когда снимается это низковибрационное напряжение, мы не мешаем происходящему течь в своём темпе и ритме. Жизнь принимает другой уклон, вернее, поднимается на более высокий уровень. Это приносит спокойствие, и в нём стратегия и тактика чудесным образом объединяются: когда внутренний стратег прокладывает направление, внутренний тактик – наблюдает, а когда тактик выполняет, стратег созерцает и корректирует. И шансы на успех значительно повышаются.
4. На что опирается ум, на что – разум.
Ум основывается на убеждениях, ментальных суждениях, личностных представлениях, моральных нормах. С одной стороны, будучи, как и всё, энергией, эти однобокие, далёкие от истины обобщения, как магнит, притягивают из пространства соответствующие им низкочастотные нерадостные ситуации и разрушают жизнь человека. С другой стороны, они, как плен, держат сознание в жёстких границах и не позволяют ему развиваться.
Но когда у духовного искателя возникает желание разорвать эти цепи (техник существует немало) и он решается на соответствующую работу, начинается другое отношение с реальностью.
Разум не опирается ни на кодексы, ни на правила, ни на личностные установки: углубившись в обстоятельство, он исходит из его содержания и шлёт нам посылы. А так как мы их различаем при помощи чувств, а они – голос нашей Божественной составляющей — Души, эти импульсы всегда направляют на созидание и благодеяние. Важно научиться останавливаться и делать паузы, чтобы уловить, какой выбор сделал разум в эту секунду – рассердиться или проигнорировать, огорчиться или расставить точки над «и», обидеться или рассмеяться.
Ум обожает различные практики, методы, технологии. Это его укрепляет и усиливает самоценность. Поэтому, живя на уровне личности, мы не можем насытиться различными курсами, семинарами, тренингами, лекциями. На определённом этапе это развивает. Рост сознания – это ведь открытость миру и новым знаниям. Но от нескончаемого состояния ведомого человек лишается личной силы.
А если погрузиться во внутреннюю тишину, где нет пристрастий ума, и подняться на частоту Сущности — и разум свободно проникает в то, что есть, чувства интегрируются с мыслями, и мы постигаем суть. Почти всегда это изумляет своей неожиданностью, мудростью и отличием от выводов ума, сделанных на базе знаний, профессионализма и опыта.
После принятия решения привычным образом, углубитесь в себя и услышьте ответ разума. Их разница ярко иллюстрирует два уровня сознания.
5. Чему подчиняется ум, из чего исходит разум.
Ум функционирует, базируясь на подсознательном идеале, который создала личность. Конфликты с окружающими, желание кого-то изменить, неприятие произошедшего и уже существующего, связаны с отдалённостью от этого искусственно созданного образа. Воплощение его в жизнь – суперцель, из которой выдвигаются более мелкие цели. И если желаемого результата не удалось достичь, для внутреннего мира человека это означает несоответствие кумиру, придуманному умом. Личность, с которой человек себя отождествляет, переживает это очень мучительно. Даже при удаче, когда самооценка на какое-то время поднимается, она, завися от реакций из внешнего мира, рано или поздно падает, чтобы больно ударить, и показать, что не только иллюзорный идеал, но и сам такой путь — ложный и к подлинному счастью не приводит.
Открывая себя как Сущность, которая счастлива просто от того, что Она Есть, мы больше не озабочены идеалами, своей правотой, чужими мнениями. Нас интересует познание и постижение того, что осознаётся. Поэтому, пребывая в вечном «сейчас», разум сконцентрирован на процессе, на том, ЧТО в его ходе выявится, будь то работа, хобби или дети, шалящие в соседней комнате. А так как он функционирует на частоте Души, достигается пусть не безусловная Любовь, но то, на что (часто безуспешно) направлены многие психологические техники: внутренний подъём, естественность (вместо ролевых масок), доброжелательность и… устойчивость высокой самооценки.
6. Что питает ум, что – разум.
Уму необходим адреналин в виде бесконечных новых впечатлений – в работе, быту (чтобы он не «заел»), развлечениях, любовных отношениях – во всех сферах жизни. Иначе личность слабеет, чахнет, и развиваются скука, тоска, лень, хандра вплоть до депрессии.
А для разума осознание скрытого смысла явлений, поведения людей, причин происходящего – неизбывный источник нового, родник творчества. Поэтому он не отягощён поисками развлечений, эмоций и впечатлений — он вовлечён в живую жизнь. Каждое общение, любое состояние — восторг или притворство, предательство или верность – всё равноценно по значению и увлекательно в своём энергетическом разноцветье.
И мы чувствуем удовлетворение, если удаётся, например, уловить коварство, скрытое за лучезарной улыбкой манипулятора, или распознать духовный урок как суть данной ситуации. Нам радостно, когда соприкасаясь с Душой другого человека, энергия Единения разрушает искусственно созданные границы, и Любовь заполняет обоих.
Как же мы обогащаемся, когда открываем себя, мир вещей, событий, людей изнутри!
7. От ума – к разуму.
Для личности ум является властелином: он снабжает её мыслями, она обращается к нему за знанием, за способом действий, она подчиняется его приказам. Но если признать, что ум не законный повелитель, а узурпатор, которому добровольно отдана власть, от нас зависит возвращение к своему Естеству — Разуму; к Сущности, с её природой любить и изливать эту Любовь на окружающих; к Я-Настоящему, с его Мудростью, посылаемой из высших измерений.
Развиваются такие способности, как яснослышание, ясновидение, яснознание, целительство, предвидение, телепатия, ченнелинг. Наш разум связывает нас с творящим, бесконечным Высшим Разумом, создавшим Мир и всё в нём, с Информационным Слоем Земли – Хрониками Акаши, где знания находятся в виде сгустков энергии. Оттуда гении улавливают идеи для открытий, изобретений, шедевров искусства. Нам это знакомо как яркие вспышки озарения.
Упражнение
Тот, чьё сознание поднялось до уровня Разума, знает, Кто Он Есть. И его отношения с Миром — неделимость тонкого и материального планов и взаимодействие двух самостоятельных энергий – Единого и Его голограммной Части.