внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади барберини в риме
Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади барберини в риме
Я очень люблю мою маму. Потому что она меня родила. А также за то неимоверное количество усилий, которые она приложила, чтобы вырастить из своего сына приличного человека. Думаю, что у нее это получилось – хотя бы внешне приличного…
Моя мама последние годы регулярно выступает на радиостанции «Вести FM», на которой работаю и я. Она всегда рядом со мной как самый объективный и честный слушатель и автор.
Уже давно, когда я еще работал на радиостанции «Серебряный дождь» и когда в нашем радийном эфире зашла речь об искусстве, я подумал, что было бы логичным, если б в качестве эксперта выступил человек, не только знающий, но и любящий живопись, скульптуру, людей, посвятивших себя искусству.
С этого момента моя мама стала неотъемлемой частью эфиров «Серебряного дождя», как теперь она – неотъемлемая часть эфиров «Вестей FM». А популярность ее программ стала лучшим подтверждением нашей идеи – об искусстве нужно говорить с любовью.
Радио – это уникальное средство массовой информации прежде всего потому, что оно сиюминутно. Все программы существуют лишь здесь и сейчас, и через мгновение они становятся уже достоянием истории. Однако есть вещи, которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, чтобы люди могли время от времени просматривать, перечитывать и возвращаться к моментам, приносящим истинное удовольствие. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику. В книге, которую вы держите в руках, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, поданные с таким тонким пониманием, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере присущи моей маме.
Алексей Петрович Антропов
Алексей Петрович Антропов (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же) – русский живописец, миниатюрист, художник-портретист. Родился в семье инструментального мастера, служившего в Канцелярии от строений, руководившей застройкой Санкт-Петербурга. В этой же канцелярии с 1732 года стал работать и сам Алексей. С 1739 года он был членом «живописной команды» при Канцелярии от строений и принимал участие в росписях Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов. Он также учился портретной живописи у французского художника Луи Каравака (ум. 1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. В 1752 году он принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве, построенной по проекту Бартоломео Растрелли. По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России. Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий. Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов. После свержения и убийства Петра III был в немилости у Екатерины II и утратил статус придворного живописца. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Иногда приходится слышать мнение, что никакой русской школы живописи нет, а если и есть, то это только русский авангард – Малевич, Кандинский и соц-арт. С этим трудно согласиться. Если имеется в виду, что в начале прошлого века русская школа живописи полностью проявила свою независимость и самостоятельность, явив миру всплеск таланта и оригинальности, тогда да. Но не стоит забывать, что путь развития русской живописи был весьма сложным и самобытным.
В Западной Европе в Средние века существовала традиция обучения художников в монастырях. С наступлением эпохи Возрождения и появлением светской живописи художники стали обучаться в так называемых «ботегах» – мастерских опытных художников, которые уже были известны и признаны. Так, Леонардо да Винчи проходил обучение в мастерской Верроккьо, а впоследствии у него тоже появилась собственная мастерская. Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем. Художники, которые учились в мастерской Верроккьо, были итальянцами, им не нужно было преодолевать многокилометровые расстояния, осваивать иностранный язык и чужую культуру для того, чтобы обучаться живописи. Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции. Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой. Безусловно, здесь тоже были исключения, нужно было приехать с острова Крит в Испанию, чтобы стать Эль Греко. Но такие примеры скорее редкость, чем правило.
В России эти процессы происходили абсолютно иначе. Вернее, истоки похожи, ведь в Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях, где опытные мастера передавали свои знания ученикам. Но с зарождением светской живописи все меняется. В России в принципе не было специальных школ, где бы художники обучались светской живописи. Первой своеобразной школой стала московская Оружейная палата, где с середины XVII века русских иконописцев обучали композиции и основным приемам светской живописи иноземные мастера, приехавшие из Западной Европы, в частности австриец Иван Детерс, поляк Станислав Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс. А в 1716 году первые русские живописцы отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов. Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году).
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Поэтому страна с великими традициями иконописи, с замечательными иконописными школами – Владимирской, Суздальской, Московской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Не было постепенного перехода от религиозной живописи к светской, а был резкий толчок, произошедший в конце XVII века в результате реформ Петра I.
Петр I и живопись. О художественных вкусах Петра I пишет немецкий художник Якоб Штелин (1709–1785) в своей книге «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом». В главе 17 этой книги, имеющей название «Вкус Петра Великого к хорошим картинам», Штелин пишет: «Во время второго путешествия, предпринятого царем в 1716 и 1717 годах, показал сей монарх наиболее свою склонность и охоту к картинам. В Амстердаме посещал он славных тогдашних живописцев и с особливым удовольствием по целому часу сматривал, как они работали, беседовал с ними о их художестве и весьма усовершенствовал свой тонкий вкус в знании картин. Наиболее ему нравились картины фламандского и брабантского вкуса» (Я. Штелин. Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом, изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества. – СПб., 1786. – С. 55).
Гране Франсуа Мариус — французский живописец, пленэрист
Гране Франсуа Мариус (1775-1849) — французский живописец, пленэрист.
Гране родился в Экс-ан-Проване (Франция), где и обучался живописи у Жана Антуана Константэна.
В 1799 году более чем на 3 года Гране отправился в Париж, где обучался у известного мастера Жака-Луи Давида. Со своими друзьями (Жироде и Энгром) (1799-1801) он жил в бывшем монастыре монахов-капуцинов. Именно здесь его начинает интересовать тихая красота монастырских двориков, изображения которых его вскоре прославят.
На его картинах изображены монастыри с изящными готическими арками, впечатляюще возвышающимися в тесном единении. Они безмолвно приглашают войти в картину своего зрителя, ведь часто для строительства монастырей и аббатств выбирали места, которые производят глубокое впечатление. На его зарисовках внушительные развалины лежат на скалистых поверхностях с кропотливо выращенным садом, с которой нередко открывается вид на море.
В 1802 году Гране отправляется в Италию, где проводит 17 лет (до 1819 года). В Италии он создает множество пейзажей: прекрасных, воздушных, но реалистичных – достоверность являлась главной чертой пейзажа XIX века. Неудивительно, что Гране становится известным жанровым художником и оказывает большое влияние на своих современников.
В 1826 году Гране становится хранителем Отдела живописи Лувра (при поддержке графа Форбена, бывшего в то время генеральным директором Национальных музеев Франции), а в 1830 — управляющим историческими галереями Версаля.
Гране не забывал и свой родной дом, куда часто приезжал. Прованс притягивал художника своим неповторимым разнообразием. Когда легкие наполняет аромат пряных трав, слух – стрекот цикад, взор невозможно отвести от лазури Средиземного моря, а свежесть горного воздуха пьянит, как вино, природа открывается во всем своем прекрасном величии. Что еще нужно увлеченному пленэристу.
Франсуа Мариус Гране умер в 1849 году, завещав все свои картины и состояние родному городу. Благодарные жители не замедлили с открытием музея художника, который носит его имя. Его собрание картин состояло из 191 произведения, а также множество рисунков, 200 из которых были в 1850 переданы в Лувр, где до сих и хранятся. Кроме того, среди этих произведений были и многочисленные карандашные и живописные портреты его друзей.
Самое большое собрание мультфильмов для тех, кто любит смотреть шедевры мировой мультипликации, вы найдёте на On-Mult. Только здесь возможно смотреть мультфильмы онлайн бесплатно и в самом отличном качестве.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Гране Франсуа Мариус(1775-1849)
Французский живописец. Родился в семье каменщика в Эксе в Провансе.
Хор в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме
Франсуа Мариус Гране, один из деятельных, но ныне малоизвестных подвижников французского пленэризма, обучался живописи в Экс-ан-Провансе у Жана Антуана Константэна, который оттачивал свои приемы на изображении римских фонтанов. После 1800 года характер пейзажной живописи изменился.
Церковь Тринита деи Монти
Молодые художники нового поколения в своем творчестве опирались на уже сложившиеся местные традиции. В 1802 году Франсуа Мариус Гране отправился в Рим с желанием освоить гармонию классической пейзажной «сценерии» в ее первоисточнике.
Внутренний вид хоров в церкви
Его этюды, сделанные на открытом воздухе, с самого начала отражали установку на достоверность изображаемой среды — отличительная черта пейзажа в XIX века.
В монастыре
Энгр написал портрет Гране на фоне Квиринальского дворца, «процитировав» один из его римских видов, и похоже, Гране отплатил ему тем же, введя тот же мотив в один из энгровских портретов — Шарля Жозефа Лорана Кордье, чиновника императорской администрации в Риме. Гране находился в Риме до 1819 года.
Вид на Колизей
В 1826 году он становится хранителем Лувра, поступив под начало своего давнего друга, графа Форбена, в то время Генерального директора французских музеев.
Мост и Большой водопад
Гране часто приезжал в Прованс, где недалеко от Экса, в местечке Мальвала, у него был домик и где он мог полностью раскрыть специфическую выразительность родного пейзажа.
Встреча с главой монашеского ордена
В 1849 году художник завещал все, что было в его мастерской, городу, и благодарные земляки немедленно открыли выставку его этюдов.
Во второй половине XIX столетия плоды столь новой и не понятной еще «традиции», как живопись на пленэре, можно было увидеть только в одном месте — в музее Гране в Экс-ан-Провансе.
Гране, Франсуа Мариус
Гране, Франсуа Мариус
Примером того, как понимались во Франции реалистические задачи в начале XIX века, может, рядом с пейзажами Демарна и со сценами г-жи Жерар, служить большая картина Гране (1775 — 1849) “Внутренность капуцинского монастыря”, помеченная 1818 годом, интересная уже тем, что она оказала громадное влияние на развитие нашего Венецианова.
Франсуа Мариус Гране. Хор в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме. 1818. Холст, масло. 174,5х126,5. Инв. 1322. Была подарена автором императору Александру I, 1821
Читайте также
Франсуа Вийон – поэт шлюх
Луи (Луи-Этьен-Жан-Франсуа) Дюваль
Луи (Луи-Этьен-Жан-Франсуа) Дюваль Семейное дело теперь продолжали оба других брата Дювали, работавшие своеобразным тандемом. Однако самый младший из них Луи (Луи-Этьен-Жан-Франсуа), родившийся в Петербурге 15/26 мая 1782 года, недолго проработал в российской столице. Свое
Труа,франсуа де Старший
Труа,франсуа де Старший Лучше представлен Де Труа-старший — двумя пышными, но сильно потемневшими картинами (“Сусанна” и “Дочери Лота”), в которых уже выразилась жеманная грация XVIII века и выступает “дряблая” чувственность, характерная для эпохи регентства. Франсуа
Лемуан, Франсуа
Лемуан, Франсуа Больше всего посчастливилось Эрмитажу в произведениях младшего из “академиков-колористов” Лемуана (1688 — 1737), художника, принадлежавшего целиком к XVIII веку и учредившего вместе с архитекторами де Кот и Оппенором весь официальный стиль “века пудры и
Патэр, Жан-батист Франсуа
Патэр, Жан-батист Франсуа Лучше не сравнивать земляка и единственного ученика Ватто, Патэра, и подражателя Ватто, Ланкре, с самим гениальным мастером. Это им только во вред, ибо им недостает поэзии чудесного художника, да и техника их, при всем своем блеске, уступает его
Буше, Франсуа
Буше, Франсуа Считается, что продолжателем искусства Ватто и Ланкре явился Буше. Но на самом деле в его творчестве мало-помалу произошла та перемена, которая отразила перемену при дворе Людовика XV и во всем высшем обществе. Вполне типичных картин Буше, за исключением
МИЛЛЕ ЖАН ФРАНСУА (род. 4.10.1814 г. – ум. 20.01.1875 г.)
МИЛЛЕ ЖАН ФРАНСУА (род. 4.10.1814 г. – ум. 20.01.1875 г.) Выдающийся французский живописец и график, большой мастер жанровых картин, пейзажей, портретов и офортов. Милле называют «поэтом крестьянского труда». И это действительно так, ибо, как никто другой, он сумел отобразить в
Франсуа VI де Ларошфуко
Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер)
Жан-Франсуа Лиотар
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (1924–1998)
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (1924–1998) Французский эстетик-постфрейдист, одним из первых поставивший проблему корреляции эстетики постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге «Состояние постмодерна. Доклад о знании» (1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса
Поэзия Франсуа Вийона
Поэзия Франсуа Вийона В 1431 году английские захватчики сожгли на костре Жанну д’Арк, как «отступницу и еретичку».В 1431 году родился Франсуа Вийон, самый французский и самый еретический из всех поэтов Франции.Ужасное зрелище являла тогда родина Вийона. Горели города. Кони
Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади барберини в риме
Спящий пастушок
В Петербурге Венецианов стал учеником Владимира Боровиковского. Венецианов был счастлив учиться у столь прославленного художника, несмотря на то что Боровиковский был с ним довольно строг, так как в манере письма Венецианова всегда присутствовала одна странность: он не любил рисовать карандашом, а сразу писал красками и пастелью. В Императорской Академии художеств, напротив, основой был именно академический рисунок, и учеников прежде всего учили работать с линией, а потом уже с цветом. Но эта творческая особенность Венецианова привела к тому, что художник стал переосмысливать тот путь, по которому шла Академия художеств. Он понимал, что его творческий метод значительно расходится с принципами Академии, но сознавал огромную ценность своего видения и своей художественной манеры. И тем не менее Венецианов всю жизнь стремился в Академию и хотел доказать, что его живописная манера заслуживает серьезного отношения.
Настоящим открытием для Венецианова стала увиденная им в Эрмитаже в 1820 году картина художника Франсуа Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». Эта картина была написана в 1808 году. Оригинал ее хранится в музее Гренобля. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге приобрел авторское повторение этой картины, датируемое 1818 годом.
Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) – небольшая церковь капуцинов на виа Венето в Риме (она и по сей день принадлежит этому монашескому ордену). Церковь, знаменитая своей криптой, ооформленной в стиле барокко, построена по проекту архитектора Антонио Казони в 1626–1631 годах и украшена полотнами кисти Гвидо Рени («Михаил Архангел»), Караваджо («Святой Франциск»), Пьетро да Кортоны и Доменикино.
Венецианов о картине Гране: «Сия картина произвела сильное движение в понятии нашем о живописи. Мы в ней увидели совершенно новую часть ее, до того времени в целом не являвшуюся; увидели изображение предметов не подобными, а точными, живыми; не писанными с натуры, а изображающими самую натуру… Для успеха в этом мне надобно было совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные, чтобы ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника, то есть не писать картину à la Rembrandt, à la Rubens и проч., но просто, как бы сказать à la Натура. Избрав такую дорогу, принялся я писать «Гумно»… После сего писал я еще несколько картиночек: «Хозяйка, раздающая лен», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Деревенская госпожа за завтраком», «Одевающийся мужичок» и проч. Все сии картины не что иное, как этюды мои в безусловном подражании натуре».
Ф.М. ГРАНЕ
Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме
Авторское повторение 1818 года
Утро помещицы, или Хозяйка, раздающая лен
В этой картине Венецианов впервые увидел то, над чем бился сам. Его буквально потрясло, как в этой картине была передана перспектива, как написана натура. Он понял, что нужно не подражать мастерам Высокого Возрождения, а создавать собственные произведения, выражая в них свои мысли и чувства. И под впечатлением от этого открытия Венецианов пишет картину «Гумно», в которой прекрасно передает перспективу и мастерски показывает интерьер. Хотя его можно упрекнуть в том, что в картине присутствуют стаффажные, ничего не значащие фигурки, введенные для того, чтобы зрительно чувствовать перспективу, в целом картина стала настоящим прорывом для Венецианова.
Эта работа не осталась незамеченной. Николай I купил ее и назначил Венецианову постоянное жалованье. Благодаря этому Венецианов смог впоследствии открыть школу живописи в своем имении в Сафонково.