во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями кима
Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями кима
— Мерси, — чмокнул ее в щеку. — В одиннадцатый раз поздравляю с днем рождения моего племянника.
— Спасибо. Мой руки, я на стол подаю.
— Ух ты-ы-ы-ы. — потрясенный Мишка держал новенькие перчатки, как арбузы, еще не в состоянии сообразить, что с ними делать дальше. — Спасибо, дядь Женя!
— Носи на здоровье, — я натянул перчатку на худенькую Мишкину руку и начал усердно затягивать шнуровку.
— Твой дядя в своем репертуаре, — вздохнула Танька. — Нет бы хорошую книжку племяннику подарил или машинку!
В поисках скатерти она перебирала стопку белья в комоде, а ворчала так, для порядка. Мишке я не то чтобы за отца, но, по крайней мере, за единственного в доме мужчину. Сестра оберегает чадо от всех и вся: водит в школу за сто метров от дома, а когда он играет во дворе со сверстниками, не отходит от окна. Я же придерживаюсь другого мнения о воспитании, но у этого мнения есть существенный недостаток: оно не подкреплено личным опытом.
— Не надо машинку, — мотнул головой Мишка. — Я буду боксером, как дядя Женя.
— Правильно, племяш, — засмеялся я, принимаясь за вторую перчатку, — не можешь дать в морду — не проживешь, — последние слова произнес нарочито громко, чтобы поддеть Таньку на кухне.
— Жека, перестань! Чему ты учишь ребенка?
Я не ребенок, я боксер! — Мишка соскользнул с дивана и нанес мне пару ударов в корпус. Я упал навзничь, имитируя нокаут.
— Раз. Два. Три. — начал отсчет Мишка, подпрыгивая от нетерпения.
Поддев его лодыжку правым голеностопом, я легонько толкнул левой в колено, точно рассчитав траекторию его падения в мягкое кресло.
— Бокс! — вскочив, принял стойку.
— Дядь Женя, покажь приемчик, — попросил он.
— Давай. В прошлый раз у нас что было?
— Подсечка задняя, — напомнил Мишка и лихо крутнулся на полу, подбив ножку стула.
— А потом — вот так, — провернувшись вокруг оси, пронес прямую ногу над его головой. — Это — «пандэ-дольо-чаги», врубился?
— Не-а, — растерянно моргнул племяш, — ты медленно показывай!
Под звон вилок и ножей с кухни я принялся наставлять племянника…
Неизвестно, что было бы со мной сейчас, не окажись у меня этих навыков. Мой учитель — кореец Ким Чель — дал мне больше, чем все остальные воспитатели, вместе взятые. Повстречались мы по воле случая. Я служил тогда на Дальнем Востоке, в Приморье, где Ким с сыном Ханом сторожили колхозную бахчу. Во время учений нам приказали развернуть антенны передвижных РЛС [4] рядом с его владениями. Хитрый сержант Семихов предложил въехать на бахчу и начать разворачиваться там в надежде на то, что сторож, желая сохранить ее невредимой, набьет кунги наших «уралов» арбузами; Семихов построил перед машинами опорожнившее перед этим канистру домашнего вина отделение.
— Слухай боевую задачу! — начал громко. — Первая «эрэлэс» становится… ось там! — указал в сторону мазанки Кима. — Взвод управления дислоцируется ось тут, — махнул в сторону кроваво-красной от раздавленных арбузов колеи. — Хозвзвод роет окопы для стрельбы стоя, а на тому пригорку разворачивае походно-полевую кухню. Вопросы е.
Перед строем вырос маленький узкоглазый кореец с желтым морщинистым лицом.
— Что ты хочешь, парень, а? — улыбаясь, негромко обратился к Семихову. — Арбуза хочешь? Бери, ешь. Зачем давить, а?
— Не мешай выполнять приказ, папаша, — артистично отмахнулся Семихов и зычно скомандовал: — Р-разойдись!
Кореец казался невозмутимым:
— Какой приказ, парень, а? Твой приказ — ракеты пускать, мой приказ — бахчу охранять. Я к тебе на полигон ходил, а. Зачем ты на колхозную бахчу едешь?
— Да иди ты со своей бахчой! Нам границу охранять нужно, понял? Со дня на день твои земляки нападут, — Семихов, очевидно, принял его за китайца.
Восемь человек, в меру своих способностей создавая иллюзию занятости, не отходили от машин и тихо ржали, потешаясь над глуповатым сторожем.
— Мои земляки не нападут, — сказал Ким вдруг серьезно, — зря ты столько арбузов напортил. Езжай, а?
Семихов перекинул на спину автомат.
— А…а! — передразнил. — Бэ. Я сказал: приказ у меня, ясно? Отвали, — легонько отодвинул Кима.
— Последний раз прошу, парень: уведи машины с бахчи, — сдержанно произнес кореец.
Солдаты засмеялись. Кто-то захмелевший демонстративно клацнул затвором и прицелился в Кима: «Пуф! Пуф!» Ким напрягся, быстрым цепким взглядом провел по лицам.
Семихов уже понимал, что желанных арбузов ему не видать, разворачивать же локаторы действительно было приказано на том самом месте, куда указал Ким. Но и признавать себя побежденным сержант не желал, а потому начал заводиться:
— Уйди! — скинул автомат и, явно работая на публику, закричал с ложным пафосом: — Мне приказано защищать Родину, и я буду стоять до последней капли крови!
Ребята похватались за животы. Ким тоже улыбнулся, выждал, пока наступит относительная тишина, и сказал, пристально глядя на Семихова:
— Вот видишь, парень: тебе приказано Родину защищать, а ты колхозные арбузы давишь.
Непонятно почему сержант вдруг отлетел в сторону и замер, стукнувшись башкой о бампер «урала». Солдаты после секундного замешательства бросились к корейцу, на бегу устрашающе размахивая прикладами незаряженных «акаэмов». Но словно не человек, а тень металась между телами
Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями кима
– Бокс! – вскочив, принял стойку.
– Дядь Женя, покажь приемчик, – попросил он.
Мы договорились, что каждый раз, приходя, я буду разучивать с ним новый прием рукопашного боя, а когда он овладеет двумя десятками ударов и бросков – отведу к Олегу Бойко, тренеру по саньде.
– Давай. В прошлый раз у нас что было?
– Подсечка задняя, – напомнил Мишка и лихо крутнулся на полу, подбив ножку стула.
– А потом – вот так, – провернувшись вокруг оси, пронес прямую ногу над его головой. – Это – «пандэ‑дольо‑чаги», врубился?
– Не‑а, – растерянно моргнул племяш, – ты медленно показывай!
Под звон вилок и ножей с кухни я принялся наставлять племянника…
Неизвестно, что было бы со мной сейчас, не окажись у меня этих навыков. Мой учитель – кореец Ким Чель – дал мне больше, чем все остальные воспитатели, вместе взятые. Повстречались мы по воле случая. Я служил тогда на Дальнем Востоке, в Приморье, где Ким с сыном Ханом сторожили колхозную бахчу. Во время учений нам приказали развернуть антенны передвижных РЛС рядом с его владениями. Хитрый сержант Семихов предложил въехать на бахчу и начать разворачиваться там в надежде на то, что сторож, желая сохранить ее невредимой, набьет кунги наших «уралов» арбузами; Семихов построил перед машинами опорожнившее перед этим канистру домашнего вина отделение.
– Слухай боевую задачу! – начал громко. – Первая «эрэлэс» становится… ось там! – указал в сторону мазанки Кима. – Взвод управления дислоцируется ось тут, – махнул в сторону кроваво‑красной от раздавленных арбузов колеи. – Хозвзвод роет окопы для стрельбы стоя, а на тому пригорку разворачивае походно‑полевую кухню. Вопросы е.
Перед строем вырос маленький узкоглазый кореец с желтым морщинистым лицом.
– Что ты хочешь, парень, а? – улыбаясь, негромко обратился к Семихову. – Арбуза хочешь? Бери, ешь. Зачем давить, а?
– Не мешай выполнять приказ, папаша, – артистично отмахнулся Семихов и зычно скомандовал: – Р‑разойдись!
Кореец казался невозмутимым:
– Какой приказ, парень, а? Твой приказ – ракеты пускать, мой приказ – бахчу охранять. Я к тебе на полигон ходил, а. Зачем ты на колхозную бахчу едешь?
– Да иди ты со своей бахчой! Нам границу охранять нужно, понял? Со дня на день твои земляки нападут, – Семихов, очевидно, принял его за китайца.
Восемь человек, в меру своих способностей создавая иллюзию занятости, не отходили от машин и тихо ржали, потешаясь над глуповатым сторожем.
– Мои земляки не нападут, – сказал Ким вдруг серьезно, – зря ты столько арбузов напортил. Езжай, а?
Семихов перекинул на спину автомат.
– А…а! – передразнил. – Бэ. Я сказал: приказ у меня, ясно? Отвали, – легонько отодвинул Кима.
– Последний раз прошу, парень: уведи машины с бахчи, – сдержанно произнес кореец.
Солдаты засмеялись. Кто‑то захмелевший демонстративно клацнул затвором и прицелился в Кима: «Пуф! Пуф!» Ким напрягся, быстрым цепким взглядом провел по лицам.
Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями кима
Олег Игоревич Приходько
Один в чужом пространстве
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
Я вошел в полупустой кабинет своего начальника и, не дожидаясь приглашения, плюхнулся в кресло перед столом.
Офис наш совсем новый, мы еще не успели обзавестись шкафами, зато в углу уже стоял внушительных размеров сейф. Правда, каждый из четырех сотрудников знал, что, кроме газового пистолета и галстука шефа, в нем ничего не было: наши финансы пели романсы, вся прибыль уходила на аренду помещения, доставшегося в наследство от разорившейся парикмахерской и потому насквозь пропахшего дешевым одеколоном.
Шеф, Геннадий Геннадиевич Немчинский, почти невидимый за стопой томов Уголовного кодекса, сосредоточенно тыкал пухлым пальчиком в клавиши калькулятора. Так как считать у нас все равно нечего, я подумал, что он просто изучает устройство этой новой игрушки. Бросив на меня короткий взгляд поверх съехавших на нос очков, он придвинул на край стола коричневый конверт из плотной бумаги.
На конверте было напечатано: «СТОЛЕТНИК ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ», — что означало мои фамилию, имя и отчество. Шеф никогда не ограничивался устными заданиями; машинистка Анджела, приходившая на два часа в день согласно условиям контракта, печатала их под диктовку Немчинского, он раскладывал задания по конвертам и знакомил сотрудников под роспись. Никто не возражал: в нашей работе и нельзя иначе, в случае чего — это документ, подтверждающий добровольность твоего согласия, а шеф как-никак слуга закона.
На бланке агентства значилось:
«Обеспечить охрану пассажира ЛИТВИНЕНКО Г. С, след. поездом № 3 Москва — Киев, ваг. 14, м. 5, купе 2, 2 окт. с.г.
Услуга оплачена согласно тарифу. Прилагаются:
1. Аванс в разм. 2000[1] (две тысячи) руб., включая расх. и сут.
2. Билет в. 14, м.9, Москва — Киев, время отпр. 22.03, 2/Х. с.г.
3. — » — в.5, м.16, Киев — Москва, время отпр. 21.32, 3/Х. с.г. С заданием ознакомлен
Деньги в указ. разм. получил
Директор агентства «ВОЛК»
В конверте я также обнаружил указанные в документе билеты, второй экземпляр задания, предназначенный мне, и командировку.
Название нашему сыскному агентству придумал шеф. При этом, как оказалось, он имел в виду… созвездие над Южным полушарием! И хотя там еще, насколько я знаю, есть Муха, Павлин, Журавль, Голубь и даже Южная Гидра, название «Волк» всем пришлось по душе.
— Это все? — я переложил жвачку из-за правой щеки под язык.
Шеф окинул меня укоризненным взглядом.
— Не зря тебя Стольником прозвали, — вздохнул и, как мне показалось, нехотя извлек из сейфа две пачки новеньких десятирублевок.
Мне нравится мое имя. Пушкину оно тоже нравилось: стал бы он писать «Евгения Онегина», если бы это было не так! Я когда-то «Медного всадника» на спор за неделю выучил только потому, что главный герой тоже мой тезка. Это потом уже понял, что там про все есть, про всю нашу жизнь. А наводнение в Питере будто с «перестройки» списано:
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты…
Фамилия у меня, конечно, странноватая, а вот насчет Стольника — это Квадрат зря. Во-первых, так я прозвал себя сам (производное от фамилии), а во-вторых, ему ведь я тоже придумал прозвище: Гэ-в-квадрате (в соответствии с его инициалами), и оно к нему пристало довольно прочно. Хотя, когда он не скупился на премиальные, мы звали его просто Квадратом, без «Гэ», что означало почтение.
Мне вообще нравится давать прозвища людям, домам, организациям, и даже общественным процессам, потому что прозвища ухватывают самые характерные черты и по ним объекты легче запоминаются.
— Не зря, — согласился я, чавкнув жвачкой. — Чем и горжусь. Между прочим, в коопе «Стрелец» за сопровождение «КамАЗов» «тонну» в час платят, — сообщил, рассовывая пачки по карманам.
Гэ-в-квадрате помрачнел, заиграл желваками на загорелых скулах. Я знал, что он сейчас скажет: «Вот, — мол, — и вали в «Стрелец», если такой умник. Я никого не держу». Но он промолчал, видно, дела наши и впрямь шли не блестяще.
— Расписываешься? — спросил с плохо скрытой надеждой.
В другое время стоило бы поторговаться, но сегодня у моего единственного племянника был день рождения; кроме того, я задолжал хозяйке квартиры за два месяца, а мои единственные кроссовки готовы были окончательно гавкнуться со дня на день.
Только после этого Квадрат выдвинул ящик стола и достал оттуда пачку моих любимых сигарет «Кэмел». У меня самого рука не поднималась покупать такие дорогие сигареты, Квадрат об этом знал, поэтому дарил мне по пачке перед каждым заданием в качестве «комиссионных». Это было даже не традицией, а моим условием (конечно, не оговоренным в контракте).
Поймав подброшенную Квадратом пачку, я спрятал ее в карман. Уже у самой двери меня догнала заискивающая фразочка:
— Приедешь — получишь остальное.
Видимо, Квадрату не хотелось оставлять наши отношения натянутыми. Мне тоже этого не хотелось. Он взял меня к себе в группу, когда еще работал следователем в УГРО, и многому научил. Потом партия укрепила им коллегию адвокатов, и на несколько лет мы забыли друг о друге. За это время я успел уйти из милиции, полгода проработал вышибалой в кооперативном кафе, едва не спился; от меня ушла жена, я сменил три квартиры и пополнил ряды первых российских безработных. Перебивался с хлеба на воду, и не известно, что бы со мной было сейчас, если бы в погожий июньский денек мы не встретились у «Макдональдса» с начавшим лысеть, но преуспевшим в делах адвокатом. Отведав коньячку из его фляжки, я поведал ему о своих злоключениях, и буквально через несколько дней почувствовал, что разговор наш не был пьяным трепом: мой почтовый ящик отыскало письмо за подписью, ректора заочного юридического института, некогда оставленного мной «по семейным обстоятельствам», с предложением продолжить обучение на четвертом курсе. А в августе, вернувшись с ночной разгрузки товарняка на Сортировочной, набитого осклизлыми свиными тушами, я застал в комнате покорно ожидавшего меня Квадрата и с радостью, почти не оговаривая условий, стал одним из его «волков»…
— Пистолетик не одолжите, Геннадий Геннадиевич? — попросил я жалобно.
— Ты же классный «волк», Жека, — хитро сощурился Квадрат.
— На всякого волка найдется волкодав, — глубокомысленно изрек я в ответ и сделал ему ручкой.
О пистолете — это я так, давая понять, что инцидент исчерпан. Прокатиться в Киев, о котором я был наслышан столько же, сколько об Иерусалиме, я вполне мог и без него. Кроме того, даже Анджела знала, что в этой единственной в агентстве пукалке, купленной Квадратом за наличные у пьяного кэпа, давно нет патронов…
«Полтонны» следовало отложить на квартиру. Двести я задолжал сестренке, нужно отдать сегодня же, стольник я на ходу засунул в задний карман джинсов — это то, что в документе называлось «расх. и сут.». Осталось двести, из которых я должен выкроить подарок племяннику Мишке. Таким образом, в нагрудном кармане батника лежала нераспечатанная «тонна», и хотя ее хватило бы разве что на шнурки от «адидасовских» кроссов, она придавала уверенность и согревала душу.
«Ничего, — думал я, перепрыгивая Измайловские лужи, — мы еще раскрутимся! У нас еще будут персональные пушки 38-го калибра, как в Техасе, и «корочки» не хуже муровских. А пока обойдемся ногами и временными удостоверениями, отпечатанными Анджелой и подписанными предприимчивым Квадратом».
К сожалению, пока не нашлось издательства, которое бы согласилось переиздавать этот роман ежедневно; поэтому автор остановился на ценах, соответствующих времени действия — 1992 году, и просит читателя относиться к упомянутым здесь и далее цифрам с ностальгической усмешкой.
Упражнения по теме «Синтаксические свойства инфинитива»
Упражнение 1.
Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.
1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться.
9. В одиночестве способен жить не каждый.
Упражнение 2.
Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.
1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.
Упражнение 3.
Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.
1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.
Упражнение 4.
Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.
Упражнение 5.
Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.
1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.
Упражнение 6.
Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.
Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?
Упражнение 7.
Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.
1. Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2. Перечитывать произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3. Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4. Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится у берегов озера Байкал.
5. К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.
Упражнение 8.
Придумайте предложения, в которых инфинитив является:
1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.
Упражнение 9.
Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?
1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)
Упражнение 10.
Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)
Упражнение 11.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.
А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)
Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)
В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)
Упражнение 12.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?
1. Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)
2. Дать можно только богатому и помочь можно только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)
3. Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким каким его осуществили родители. Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)
4. Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)
5. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)
6. Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)
7. Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)
8. Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)
9. Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)
10. В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать все великолепно делать. (К. Паустовский.)
11. За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)
12. О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)
13. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)
14. Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)
15. Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)
16. Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)
17. Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)
18. Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)
19. Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».
20. Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)
Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»
1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?
1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.
2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?
1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.
3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?
1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)
4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?
1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.
5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.
1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.
а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое
6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?
1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.
7. В каких предложениях инфинитив не является определением?
1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.
8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?
1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.
9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.
10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.
1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)