военный храм ясукуни в токио
Храм Ясукуни
Преимущественное количество японцев исповедуют синтоизм, но часть обрядов проводится и по буддийскому образцу. Присутствуют приверженцы и других религий, но их чрезвычайно мало.
Храм Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя, Yasukuni Jinja; «умиротворение нации», «храм мира в стране») – это синтоистское святилище, расположенное в токийском районе Тиёда (Chiyoda).
Храм посвящён ками (душам) военнослужащих и других лиц, погибших за императора Японии во время боевых действий [1]. В настоящее время в символическом перечне чествуемых в Ясукуни содержится свыше 2466000 имён мужчин и женщин, чьи жизни были посвящены служению империалистической Японии, в частности, тех, кто погиб во время войны [2].
При этом храм Ясукуни окружен противоречиями и является источником разногласий, связанных с тем, что из почти 2,5 млн. обожествлённых в Ясукуни лиц 1068 при жизни были осуждены после Второй мировой войны за военные преступления [3]. И 14 из них были преступниками класса А. При этом двое из военных преступников, Ёсукэ Мацуока (Y;suke Matsuoka) и Осами Нагано (Osami Nagano), скончались в тюрьме до вынесения приговора [4].
При храме расположен музей истории – Юсюкан (Y;sh;kan), – которые обвинялся в ревизионизме действий Японии в годы Второй мировой войны, а также в прославлении агрессивного милитаристского прошлого страны [5].
Посещения храма высокопоставленными паломниками – членами кабинета министров Японии в целом и её премьер-министрами в частности – стали причиной выражения протестов как в самой Японии, так и за рубежом, в особенности, в обеих Кореях, Китайской народной республике (КНР) и Китайской республике (КР, Тайвань), которые неоднократно выражали своё возмущение с 1985 г. В прошлом году «Taipei Times» даже описала Ясукуни в одной из своих статей как «запретную тему в Японии» [6].
В прошлом году в Японии должен был выйти фильм Ли Ина (Li Ying) под названием «Ясукуни», который по словам самого режиссёра является одним из его любовных писем» японскому народу. Вокруг фильма быстро поднялась клеветническая кампания, сторонники которой утверждали, что фильм является антияпонским и посему не должен показываться на территории Японии. В некоторые кинотеатры, собиравшиеся показывать «Ясукуни», даже поступили угрозы… Но по состоянию на 10-е апреля 2008 г. 20 кинотеатров в Токио собирались показывать этот фильм, несмотря на то, что некоторым может не понравиться его заключительная сцена, в которой показывается обезглавливание солдат в Китае японцем с мечом в руках. Однако, как говорит Ли Ин, именно такую, столь нелёгкую для восприятия форму приобретает его любовь.
История храма Ясукуни
Храм Ясукуни, первоначально называвшийся Токё Сёконся (T;ky; Sh;konsha), был построен в июне 1869 г. по приказу императора Мэйдзи в память павших во времена гражданской войны Босин (1867-1868), сражавшихся за дело Реставрации [7].
Токё Сёконся был одним из нескольких десятков военных мемориальных храмов, построенных в то время по всей Японии в рамках программы по превращению синто в государственную религию. В 1879 г. он был переименован в Ясукуни-дзиндзя и стал одним из основных государственных синтоистских храмов, главной национальной святыней, в которой чествовали павших во время войн.
Название «Ясукуни», которое выбрал для храма сам император Мэйдзи, можно перевести как «[храм] мира в стране» (или «умиротворение нации»), оно является прямой цитатой из классического китайского трактата Цзо Чжуаня (Zuo Zhuan) [8].
В храме, который согласно синтоистским верованиям является своего рода домом для ками, или в данном случае душ всех японцев, подданных колоний (т.е. корейцев и тайваньцев) и гражданских лиц, участвовавших в военных конфликтах до 1951 г. и отдавших своих жизни за императора и Японию.
После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационные власти под предводительством США выпустили директиву касательно синто, согласно которой религия отделялась от государства. В результате храм Ясукуни был вынужден либо стать светским государственным учреждением, либо остаться религиозным учреждением, но при этом стать независимым от японского правительства. Было решено, что с 1946 г. храм станет финансироваться средствами частных религиозных учреждений, за счёт которых храм и существует в наше время [9].
Ками храма Ясукуни
По синтоистским верованиям, храм Ясукуни является домом для душ тех, кто воевал от имени императора и за него. В отличие от традиционных синтоистских храмов, в котором каждый ками имеет своё собственное «жилище», в храме Ясукуни для всех ками предназначен один единственный алтарь [10].
В символический перечень божеств храма входят солдаты, женщины, работавшие медсёстрами на поле боя, студенты, работавшие на оборонных заводах страны. При этом, как уже упоминалось выше, в Ясукуни чествуются не только японцы, но и 27863 тайваньца и 21181 кореец [11].
Категории погибших, чествуемых в храме Ясукуни
Общим правилом добавления в список обожествлённых лиц было участие – и гибель, соответственно – этих лиц в вооружённых конфликтах на стороне Японии, поэтому мирные жители, погибшие во время войн, в данный список не включались, за редким исключением.
Для рассмотрения возможности включения в список Ясукуни погибшие должны были попасть по крайней мере в одну из перечисленных ниже категорий.
Итак, в Ясукуни чествуют:
1. Военнослужащих и гражданских лиц, работавших на военных, которые:
— погибли в сражениях или в результате полученных во время сражения ранений/приобретённых болезней, когда находились при исполнении служебных обязанностей за пределами родных островов (или на территории Японии после сентября 1931 г.);
— пропали без вести и предположительно погибли в результате ранений или болезней, полученных при исполнении служебных обязанностей;
— погибли в результате исполнения военных трибуналов, ратифицированных Сан-Францисским мирным договором.
2. Гражданских лиц, участвовавших в конфликтах под руководством военных и скончавшихся в результате от ран и болезней (в том числе жителей Окинавы).
3. Гражданских лиц, которые умерли или считается, что они умерли в советских лагерях после войны.
4. Гражданских лиц, которые были официально мобилизованы или были добровольцами (например, рабочие фабрик, мобилизованные студенты, медсёстры Красного креста Японии, а также волонтёры анти-воздушных рейдов) и погибли при исполнении своих обязанностей.
5. Членов экипажей, погибших на борту суден торгового флота.
6. Членов экипажей, которые были убиты в результате затопления кораблей «по ошибке» (например, «Ава Мару»).
7. Эвакуированных окинавских школьников, которые были убиты (например, при потоплении «Цусима Мару»).
8. Должностных лиц государственных органов префектуры Карафуто (Karafuto), Квантунской области, а также генерал-губернаторов Кореи и Тайваня.
Хотя новые имена погибших во Вторую мировую войну добавляются в храмовый список каждый год, никто из погибших в конфликтах, происходивших после подписания Японией мирного договора в 1951 г., в этот список не заносится. То есть в число чествуемых в храме ками члены Сил самообороны Японии, погибшие при исполнении своих служебных обязанностей, не вносятся, поскольку за императора Японии, как воины прежних времён, они не умирали.
При этом некоторые семьи из других стран, например, из Южной Кореи, обратились с просьбой вычеркнуть своих родственников из списка ками храма Ясукуни на том основании, что чествовать кого-то против их верований является нарушением Конституции [12]. На что священнослужители Ясукуни ответили, что поскольку все внесённые в список ками становятся как бы единым целым, то выделить из их числа кого-то одного нельзя.
Конфликты, участников которых чествуют в Ясукуни
Со времён войны Босин, которая также известна как Война года Дракона, Япония принимала участие в десяти конфликтах. Ниже в хронологическом порядке (по состоянию на 17-е октября 2004 г.) перечислены войны, павшие в которых были причислены к ками храма Ясукуни.
1. Война Босин и Реставрация Мэйдзи (1867-1869). Гражданская война. К ками причислены 7751 человек [13].
2. Сацумский мятеж (1877). Гражданская война. К ками причислены 6971 человек [13].
3. Тайваньская экспедиция (1874). Конфликт с местными аборигенами. К ками причислены 1130 человек [13].
4. Переворот Имо, Мятеж Имо (1882). Конфликт с местными постанцами в Корее. К ками причислены больше 10 человек [14], [15].
5. Первая японо-китайская война (1894-1895). Конфликт с китайской династией Цин за превосходство в Корее. К ками причислены 13619 человек [13].
6. Ихэтуаньское восстание (официально – 1901 г.). Восстание ихэтуаней против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая, началось в 1898 г. К ками причислены 1256 человек [13].
7. Русско-японская война (1904-1905). Конфликт с Российской империей за превосходство в Корее и Маньчжурии. К ками причислены 88429 человек [13].
8. Первая Мировая война (1914-1918). Конфликт с Германией из-за Шаньдуна, провинции Китая. К ками причислены 4850 человек [13].
9. Цзинаньский инцидент (1928). Конфликт с китайской Куоминтан из-за Цзинаня, одного из китайских городов. К ками причислены 185 человек [13].
10. Мукденский инцидент (1931). Завершился оккупацией Маньчжурии. К ками причислены 17176 человек [13], [16].
11. Вторая японо-китайская война (1937-1941). Конфликт с Китаем. К ками причислены 191250 человек [13], [16].
12. Вторая мировая война (1941-1945). Конфликт с силам стран-союзников в Тихоокеанском регионе. К ками причислены 2133915 человек [13], [16].
Итого в храме Ясукуни чествуются 2466532 павших воина и представителя других категорий, обозначенных выше. При этом в означенный список не вошли силы сёгуната Токугава (в частности, из Айдзу и провинции Сацума), которые погибли во время войны Босин и Сацумского мятежа, поскольку они считаются врагами императора. Исключение составляют предки главного священника храма Нанбу Тосиаки (Nanbu Toshiaki), которыми были глубоко недовольны в обоих регионах.
Территория храма Ясукуни
На 6,25-гектаровой территории, принадлежащей храму, расположено несколько построек, причём от других синтоистских храмов Ясукуни отличается лишь наличием музея Юсюкана и нескольких бронзовых статуй.
На землях храма расположено несколько важных построек религиозного характера:
1. Хайдэн (haiden) – главный зал Ясукуни для молящихся, где прихожане могут возложить подношение богам и прочитать молитву, был построен в 1901 г.
Крыша хайдэна была подновлена в 1989 г. [31]
2. Хондэн (honden) – главное святилище Ясукуни, где, как верят японцы, обитают местные ками. Именно здесь священники отправляют синтоистские ритуалы. Здание было построено в 1872 г. и отремонтировано в 1989 г. Хондэн обычно закрыт для публики [32].
Здание, расположенное непосредственно за хондэном, известно как Рэйдзибо Хоандэн (Reijibo H;anden) – именно здесь хранится символический перечень – выполненный на васи, традиционной бумаге ручной работы – имён причисленных к ками, которым поклоняются в Ясукуни.
Хоандэн был построен в 1972 г. на частные пожертвования императора Хирохито [33].
В дополнение к главному храму Ясукуни на территории храма есть также ещё две святыни. Одна из них, Мотомия (Motomiya), представляет собой небольшой храм, который первоначально был воздвигнут в Киото в честь имперских верноподданных, убитых в первые две недели граждаской войны, которая вспыхнула во времена Реставрации Мэйдзи. Затем, спустя 70 лет, в 1931 г. храм был перенесён на место к югу от хондэна храма Ясукуни.
Название храма – «Мотомия», т.е. «Подлинный храм» – является отсылкой к тому, что именно он был главным прототипом для нынешнего храма Ясукуни [34].
Второй дополнительный храм носит название Тинрэйся (Chinreisha). Этот небольшой храм был построен в 1965 г. к югу от храма Мотомия специально в честь тех японцев, кто погиб в войнах по всему миру, но при этом не был занесён в список, хранящийся в хондэне. 13-го июля в этом храме проводится фестиваль [35].
Памятники, находящиеся на территории храма Ясукуни
1. Ирэй-но Идзуми (Irei no Izumi). Этот монумент посвящён всем тем, кто пострадал или умер в бою [36].
2. Статуя Омуры Масудзиро (;mura Masujir;) работы Окумы Удзихиро (Okuma Ujihiro).
Эта статуя, установленная в 1893 г., является первой в Японии бронзовой статуей в западном стиле. Омура Масудзиро почитается в качестве «отца современной японской армии» [37].
3. Статуя пилота-камикадзэ. Бронзовая статуя пилота-камикадзэ стоит слева от входа в музей истории Юсюкан. Памятник посвящён 5843 мужчинам, участвовавшим в деятельности Токкотай – наступательных войск особого назначения [38].
Слева от статуи расположена табличка с указанием подразделений, в которых служили камикадзэ, с указанием их командующих.
4. Статуи собаки, лошади и голубя. Эти три выполненных в натуральную величину фигурки были установлены на территории храма в разное время: первой появилась фигура лошади (1958 г.), которая посвящена памяти всех лошадей, наряду с людьми служивших в рядах Императорской армии.
В 1982 г. появилась фигурка голубя, сидящего на вершине земного шара, а последняя статуя – статуя собаки – была установлена в 1992 г. в честь четвероногих соратников японских бойцов [39]. Часто возле этих статуй оставляются открытыми полные бутыли с водой.
5. Статуя военной вдовы. Этот памятник посвящён всем матерям, вынужденным в одиночестве воспитывать детей, отцов которых убили во время войны.
Статуя была сооружена в 1974 г. на средства детей, выращенных такими матерями [40].
6. Памятник Радхабиноду Палу (Radhabinod Pal).
Этот памятник появился в Ясукуни сравнительно недавно – в 2005 г. – и посвящён индийскому судье, единственному на Международном военном трибунале для Дальнего Востока выступившему против казни японских военных преступников [41].
Другие сооружения на территории храма Ясукуни
Первоначально музей был построен в 1882 г. и располагался к северу от главных построек. Юсюкан прославляет самопожертвование и мужество – в музее можно найти множество «реликвий» того времени, например, торпеды «Кайтен», – но при этом мало говорится о человеческих страданиях обеих сторон.
Более того, музей открыто заявляет, что Япония воевала на Тихоокеанской арене в порядке самообороны. В своё время премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми пришлось уточнить в Парламенте, что толкование истории Юсюкана отличается от мнения правительства.
В специальном домике на территории храма Ясукуни обитают почти 300 белых голубей [42].
Синти Тэйен (Shinchi Teien) – это небольшой садик, разбитый в начале эры Мэйдзи. Его центром является небольшой водопад, ниспадающий в спокойный прудик. Сад перенёс ремонтные работы в 1999 г. [43].
Арена для поединков сумо
В 1869 г. в честь открытия храма был проведён турнир сумо.
С тех пор турниры с участием многих профессиональных борцов сумо, включая и обладателей ранга ёкодзуна, ежегодно проходят в храме в рамках весеннего фестиваля [44].
Споры вокруг храма Ясукуни
Одной из причин споров, возникающих вокруг храма Ясукуни, является тот факт, что наряду со всем павшими в войнах в храме чествуют военных преступников.
Чествование военных преступников
Согласно документам, опубликованным в 2007 г. Национальной парламентской библиотекой Японии, 31-го января 1969 г. чиновники Министерства здравоохранения и социального обеспечения встретились с представителями храма Ясукуни и договорились, что 1068 осуждённых военных преступников «будут чествоваться» как ками в храме Ясукуни. После этой встречи было решено не объявлять публично о чествовании военных преступников [17].
В 1978 г. 1068 военных преступников, в числе которых были 14 осуждённых класса А (т.е. «совершивших преступления против мира»), были тайно добавлены в список ками храма Ясукуни [3]. После внесения их в список стали поступать просьбы от различных групп людей, желавших вычёркивания из перечня военных преступников, в числе которых был и генерал Императорской армии Японии Хидэки Тодзё (Hideki Tojo), отдавший приказ о нападении на Перл-Харбор [17], и Сигэнори Того (Shigenori Togo), занимавший во время этой атаки должность министра иностранных дел.
Однако, эти призывы не были исполнены. Представители храма заявили, что в отличие от традиционных синтоистских храмов, чествуемые в Ясукуни ками после обожествления сразу становятся единым целым, а потому выделить кого-то одного из них для последующего удаления невозможно [10]. Кроме того, семья бывшего премьер-министра Хидэки Тодзё отказалсь подписать петицию за удаление имён семи военных преступников класса А из храмового списка [10]. Также в последние годы Южная Корея пытается надавить на Японию с целью возведения нового, светского мемориала взамен Ясукуни, однако в настоящее время никаких планов по сооружению такого монумента нет [18].
Музей истории Юсюкан
При храме Ясукуни имеется музей истории Японии, который называется Юсюкан (Y;sh;kan) и также прославляет героев войн. Хотя в Юсюкане представлены предметы, главным образом связанные с ранними военными конфликтами, например, Сацумским мятежом и Реставрацией Мэйдзи, сам музей по большей части сосредоточен на событиях времён Второй мировой войны [5]. Также музей неоднократно подвергался критике за ревизионистскую интерпретацию Второй мировой войны [5].
Музей позиционирует Японию как освободителя Азии, вовлечённую в войну европейскими и американскими чиновниками, которые «душили» входящие поставки в бедные ресурсами страны. Многие считают, что музей является символом японского колониализма и национализма и напоминанием о том, что Япония не спешит извиняться за свершённые военные преступления[5].
Визиты японских политиков в Ясукуни
Учитывая, что в Ясукуни чествуются военные преступники, неизбежно возникли споры в отношении права на посещение этого храма японскими политиками. Впервые этот вопрос всплыл, когда император Хирохито отказался посещать храм с 1978 г. и не посещал его до самой смерти в 1989 г. [19]. В соответствии с меморандумом, выпущенном в 2006 г. главой Управления по делам императорского двора Томохико Томитой (Tomohiko Tomita), Хирохито заявил, что причиной, по которой он перестал посещать храм Ясукуни, было добавление в список чествуемых в нём ками военных преступников, таких как Ёсукэ Мацуока (Yosuke Matsuoka) и Тосио Сиратори (Toshio Shiratori) [20]. После его решения в 1978 г. больше ни он сам, ни его сын, нынешний император Акихито, храм Ясукуни не посещали.
Однако, хотя император с означенного года в Ясукуни не показывался, японские политики, в том числе и премьер-министры, и другие члены кабинета министров, храм посещали исправно, чем вызвали значительные разногласия по поводу права политиков на посещение Ясукуни. В частности, одним из политиков, наиболее открыто посещавших Ясукуни, был бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi).
К примеру, 17-го октября 2005 г. Коидзуми посетил храм в пятый раз с момента вступления в должность. Хотя он утверждал, что визиты в храм являются его частным делом, он посетил Ясукуни буквально за несколько дней до того, как министр иностранных дел Нобутака Матимура (Nobutaka Machimura) должен был отправиться в Пекин для встречи с китайскими чиновниками с целью укрепления японо-китайских отношений. В ответ на посещение Коидзуми храма Китай отменил запланированную ранее поездку Матимуры [21]. А ежегодные визиты Коидзуми в Ясукуни продолжали собирать критические замечания со всего мира.
В том же 2005 г. на саммите АТЭС в Пусане (Южная Корея) китайский министр иностранных дел Ли Чжаосин (Li Zhaoxing) сравнил визиты Коидзуми с «[посещениями] немецких лидеров (памятников), связанных с Гитлером и нацистами» [22].
В 2006 г. Генри Хайд (Henry Hyde), председатель комиссии по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США, заявил, что Коидзуми поставит в неудобное положение Конгресс и оскорбит американских ветеранов Второй мировой войны, если ему дать выступить на Конгрессе после его посещения Ясукуни [23].
Преемник Коидзуми, Синдзо Абэ, посетил храм в апреле 2006 г. перед тем, как вступить в должность. Этот визит вызвал беспокойство китайского и южнокорейского правительств, но в то время Абэ не дал точного ответа, будет ли он посещать Ясукуни в будущем или нет [24]. Однако, судя по всему, компромисса, в частности, с Китаем по поводу этого визита Абэ удалось достичь [25]. Впоследствии Абэ публично поддержал визиты своего предшественника в храм, но сам не посещал Ясукуни во время нахождения на посту премьер-министра [26].
7-го июня 2007 г. бывший председатель Китайской республики (КР, Тайвань) Ли Тэнхуэй (Lee Teng-hui) посетил Ясукуни, чтобы воздать должное своему старшему брату, который был офицером Императорского военно-морского флота Японии.
Бывший премьер-министр Японии Ясуо Фукуда (Yasuo Fukuda) пообещал никогда не посещать храм, вызвав одобрение ближайших азиатских соседей Японии [27]. Благодаря занятой позиции по отношению к храму, Фукуда смог улучшить отношения с Китаем, а также с Северной и Южной Кореями [28]. При этом другие политики продолжали наносить визиты в храм, в том числе группа из 62 парламентариев из Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и Новой народной партии. В число посетивших храм 22-го апреля 2008 г. входили также бывший министр сельского хозяйства Симамура и Эрико Яматани (Eriko Yamatani), специальный советник премьер-министра Фукуды [29]. При этом согласно результатам опроса общественного мнения, проведённого «Nihon Keizai Shimbun», половина японских граждан одобряла визиты в Ясукуни премьер-министра [30].
18-го октября 2008 г. 48 парламентариев – 21 представитель Верхней палаты и 27 представителей Нижней палаты Парламента Японии – в первый день четырёхдневного ежегодного осеннего фестиваля посетили храм Ясукуни. При этом среди них не были замечены ни члены кабинета министров Таро Асо, ни сам премьер-министр («Японские законодатели посетили храм Ясукуни»).
Святилище Ясукуни: как в Японии почитают погибших на войне
Почитание павших в бою в Японской империи: дань почтения «верным вассалам» со стороны сюзерена
Впервые почитание верных вассалов начинается с проведения в 1868 г. обряда сёконсай – почитания погибших в инциденте у ворот Киммон (*2) и битве при Тоба-Фусими (*3) воинов пяти феодальных княжеств — Сацума, Тёсю и др. и возведения в Токио в 1869 г. святилища Сёконся, впоследствии переименованного в Ясукуни и ставшего центром формировавшегося культа почитания душ верных вассалов императора.
Что же касается почитания верных вассалов в княжествах, то оно сформировалось после сёконсая с учреждением святилищ Ямагути-сёконся в Тёсю, Исатама-рэйся в Сацума, Сёконси в Инсю (Тоттори), Микуса-рэйся в Гэйсю (Хиросима) и Сэйтюся в Овари. Из этих святилищ, где почитали солдат различных княжеств, причислявших себя к правительственным войскам, которые воевали за свержение сёгуната, и была создана система почитания душ верных вассалов с Ясукуни в качестве центрального святилища культа. Это был культ почитания воинов, погибших за императора и империю, но эти воины ещё не воспринимались как символ, объединяющий страну.
Народный культ павших: почитание местных героев
В действительности общенациональным культ павших в бою стал не после зарубежных военных действий, а результате широкомасштабной гражданской войны, известной как Сацумское восстание (*4) 1877 г. Император Мэйдзи внёс в списки почитавшихся в Сёконся божеств 6959 человек, погибших в ряде столкновений начиная с восстания в Саге в 1874 г. до Сацумского восстания.
Кроме того, в различных уголках Японии местные общины самостоятельно, исходя из местных традиций, устанавливали дни поминовения душ и возводили мемориалы местных героев, погибших в этих войнах. В префектуре Вакаяма прежний феодал-даймё, Токугава Мотицугу, проводил церемонии почитания погибших – в святилище Тамасаки уезда Тёсэй в префектуре Тиба были установлены монументы в память погибших из уездов Нагара и Хабу. В Токио, в районе Коисикава, в буддийском храме Отова-гококудзи токийские полицейские установили монумент в память погибших сослуживцев.
Государственный и народный культы: сосуществование двух типов почитания павших
Таким образом, на основе представления о единой стране, сложившегося после войны Босин и Сацумского восстания, появляется специфически японский культ почитания национальных героев, но окончательно формируется он уже после войны Японии против Циньской империи в 1894-95 годы. На этом этапе окончательно закрепляется форма ритуала поминовения павших, а впоследствии его укреплению способствуют милитаризм и национализм, выросшие за время военных действий за пределами страны против других народов — завоевания Тайваня (1895-1902), подавления восстания ихэтуаней (1899-1901), русско-японской войны (1904-1905).
То есть формируется общеяпонская система почитания павших, в которой сосуществуют два различных вектора — обожествление павших и почитание их в святилище Ясукуни на государственном уровне в имперской Японии и локальное народное почитание воинов, основанное на местных традициях и культуре и связанное с понятием куни (область, или провинция в старой Японии).
С приходом к власти милитаристов в 1930-е годы почитание павших стало встраиваться в систему государственной идеологии. Это проявилось в движении за сооружение мемориалов и за строительство местных гококу-дзиндзя, «святилищ богов, защищающих страну». Но насколько видно по кладбищам павших в войне в различных городах и деревнях, милитаристское почитание павших не проникло в народные массы.
Только после Второй мировой войны с организацией Обществ семей погибших почитание павших в войне в святилище Ясукуни стало обретать более выраженный народный характер. С другой стороны, на уровне посёлков и деревень всё так же были устроены кладбища павших в войне. То есть особенность культа павших после Второй мировой войны — в его двойственности, когда, с одной стороны, павших почитают в святилище Ясукуни как героев, а на местах сохраняется традиционный способ почитания, проявляющийся в оплакивании и покаянии. Главное же отличие послевоенного культа от довоенного то, что обе разновидности культа основываются на устремлениях к миру.
Основное противоречие культа Ясукуни: дискриминация жителей Тайваня
Имперский религиозный культ павших с центром в святилище Ясукуни, в котором император и министры армии и флота почитали павших, принимает окончательную форму в 1887 году. Если ранее списки героев, почитавшихся в Ясукуни, подавались от имени главного министра (дайдзё-дайдзин), то с учреждением новой системы почитания в Ясукуни списки стали подавать министры армии и флота.
Таким образом, ни по вопросу участия в военной службе, ни относительно возможности попасть в списки Ясукуни не было национальных ограничений. За одним исключением — жители Тайваня. Никакого законного регулирования внесения павших в списки Ясукуни в имперской Японии не существовало. Здесь и появляется проблема дискриминации тайваньцев в культе Ясукуни.
Изначально ни аборигены Тайваня, ни ханьцы, жившие там, не желали японского владычества и не приветствовали его. После перехода острова к Японии по Симоносекскому договору 1895 г. и те и другие ожесточённо сопротивлялись, что привело к военным действиям по завоеванию Тайваня. Да и после этого отряды повстанцев, существовавшие со времён Циньской колонизации Тайваня, нарушали гражданский мир, а тайваньские аборигены создавали свои военные формирования. За время усмирения мятежей и проведения карательных мероприятий погибло множество полицейских и членов отрядов самообороны.
В 1908 году японская администрация Тайваня направила предложение о внесении в списки Ясукуни полицейских, погибших во время усмирения бунтовщиков и аборигенов, однако этот запрос встретил сильное неприятие в Министерстве армии и не был утверждён.
Токийский храм Сёконся в 1879 г. был переименован в «Ясукуни» и получил особый статус правительственного храма. Фото из коллекции достопримечательностей Токио, впервые опубликовано в 1910 г. (с веб-сайта Национальной парламентской библиотеки)
Поскольку этот вопрос затрагивал самую суть колониальной политики, генерал-губернатор Тайваня с настойчивостью и упорством убеждал военное министерство, пока через два года оно не согласилось удовлетворить запрос, но с условием исключить из списков аборигенов, входивших в отряды самообороны. Генерал-губернаторство тут же начало оформлять списки кандидатов на почитание в Ясукуни, и в марте 1911 года запрос был утверждён министром армии и подан императору, но от министра двора поступило сообщение, что император отказался и не стал утверждать внесение тайваньцев в списки Ясукуни.
На этом примере стало ясно видно, что право отбирать кандидатуры на почитание в Ясукуни принадлежит исключительно императору. Никто не может быть внесён в списки святилища против воли императора, а если бы так случилось, то святилище бы утратило свой особый статус.
Вторая, не общеимперская система почитания павших
Хотя генерал-губернаторству Тайваня и не удалось внести тайваньцев в списки Ясукуни, но оно не могло и пустить ситуацию на самотёк. Поэтому в 1928 году погибших тайваньцев почтили как людей, отдавших свои жизни за родину, и в качестве учреждения, где бы отдалались почести «богам, охранявшим страну», было сооружено святилище Кэнко. В этом святилище почитались как погибшие на поле боя, начиная с 28 года Мэйдзи (1895), так и прочие, приравненные к ним, включая персонал, непосредственно не осуществлявший военных действий. В святилище почитаются 16805 божеств, из которых 3339 ханьцев (19,9%) и 281 абориген (1,7%). Таким образом, существовал культ почитания погибших, отличный от общеимперского.
Однако вследствие того, что милитаристская Япония в её фашистский период развязала масштабную войну с Китаем, армия стала набирать большое количество тайваньцев, и их всё больше гибло в военных действиях на материке. Продолжение дискриминации становилось всё более сложным. Кроме того, в Корее и на Тайване была введена система особых добровольческих отрядов, и невозможно стало отказывать тайваньцам в том, что было позволено корейцам; в 1942 году на Тайване было построено святилище Гококу, где почитались «божества, охраняющие страну» уже в качестве божеств святилища Ясукуни. Само собой, это было сделано отчасти и для увеличения воинского набора на Тайване.
Вслед за этим, в октябре следующего года 19 тайваньских ханьцев были внесены в списки божеств, почитаемых в Ясукуни. Так появляется двойственная система почитания павших — их почитали в святилищах Кэнко и Гококу, и имперский культ почитания павших ещё более усложнился.
Здесь появляется новое большое противоречие. Если ранее списки погибших, выбранных для почитания в Ясукуни, публиковались в «Правительственном вестнике» для придания им статуса «душ героев, погибших за родину», то после битвы у атолла Мидуэй (*7) во время внесения павших в списки божеств Ясукуни в апреле 1944 года их не публиковали — вероятно, командование хотело уйти от ответственности за поражение и не желало предавать широкой огласке данные о его масштабах. После этого внесение в списки скрывалось от народа и происходило без публикации. После войны дань памяти погибшим отдают просто как «героям, почитаемым в Ясукуни».
Послевоенные годы и основание Государственного кладбища погибших на войне
Особенность послевоенного почитания павших связана с резким изменением системы ценностей японцев и их отношения к войне, поражение в которой оставило им выжженную землю и многочисленные потери среди близких. Заключается она в том, что под влиянием раскаяния в войне и её неприятии, стремления к миру и послевоенного пацифизма стали создаваться новые государственные учреждения в память и погибших, проводились церемонии почитания всех погибших, включая и жертвы среди мирного населения.
Первым государственным кладбищем жертв войны стало учреждённое в 1959 г. Государственное кладбище погибших в войне за рубежом Тидоригафути. Это также единственное государственное учреждение общенационального уровня, проводящее церемонии почитания памяти погибших. Помимо этого существует кладбище жертв войны на Окинаве, Мемориальные залы мира памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, за рубежом, в различных местах военных действий, а также местах, связанных с судьбой пленных японцев. Возведены монументы в память о жертвах войны.
Шестиугольный зал Национального кладбища Тидоригафути, открытого в Токио в 1959 г., где размещены останки 358 260 военных и гражданского населения (данные на май 2013 г.)
После войны стали проводиться церемонии в память обо всех жертвах войны, включая обычных граждан, и наиболее ярким примером является Церемония памяти жертв войны общенационального уровня, которую проводит правительство ежегодно 15 августа, в день окончания войны. В ходе этой церемонии чтят память всех погибших начиная с военных действий в Китае в 1937 году, более ранние жертвы войн имперской Японии в ней не упоминаются. Почитание погибших в других войнах оставлено на местные общины, организации родственников погибших, интернированных, сослуживцев, переселенцев и пр. Многие из обрядов почитания памяти погибших проводят в традиционных для японской культуры формах.
Таким образом, в Японии особенность почитания памяти павших во время войн заключается в том, что оно началось с почитания душ верных вассалов, и потому возникли два слоя культа почитания павших – центральный и местные, идеологически отличные от центрального (общенационального). Эти две разновидности культов сосуществовали, не мешая друг другу и взаимно дополняя одна другую. При этом можно сказать, что обе они появились из общей японской культурной традиции.
(Оригинал публикации на японском от 16 августа 2013 г.)
Верхнее фото предоставлено «Майнити симбун»/AFLO
(*1) ^ Война между сторонниками обновления и защитниками режима Токугава бакуфу, которая велась с января 1868 г. по май 1869 г.
(*2) ^ Одна из попыток восстановления власти императоров, которая произошла в императорском дворце в Киото 19 июля 1864 г. Также её называют «инцидентом у ворот Хамагури».
(*3) ^ Первая битва войны Босин, состоявшаяся 27-30 января 1868 г.
(*4) ^ Восстание самураев на Кюсю под предводительством Сайго Такамори.
(*5) ^ По материалам газеты «Санъин симбун» от 30 мая 1887 г., вып. 842.
(*6) ^ 5-й том «История душ верных, (почитаемых в) святилище Ясукуни» (Ясукуни-дзиндзя тюконси), изд. Святилищем Ясукуни, 1933.
(*7) ^ Морское сражение между Японией и США в июне 1942 года, ставшее поворотной точкой Тихоокеанской войны. Потери японской стороны составили около 2500 человек.
(*8) ^ Токкотай — отряды пилотов-смертников, совершавших самоубийственные рейды на суда противника. Кайтэн — пилоты-смертники, управлявшие торпедами.