воронов лог монастырь брянская область
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
В Москве стало собираться русское ополчение, также пришло ополчение из Казани и принесло с собою список с чудотворной иконы Казанской.
Ратники взяли с собою икону и постоянно просили Богородицу о помощи. Пресвятая Владычица взяла под свой Покров ополчение верных сынов России, и с Её помощью Россия была спасена.
Решившись сделать последнюю попытку победить врагов и, не надеясь на свои силы, всё войско три дня постилось и молилось пред Казанскою иконою. Пресвятая Богородица услышала молитву, и умолила Господа обратить гнев на милость.
В 1631 году всенародно почитаемую Казанскую чудотворную икону перенесли на Красную площадь и поставили в новоустроенной церкви в честь Казанской иконы Богоматери.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Дорогие братья и сестры на нашем сайте Вы можете заказать поминовение и требы в нашем монастыре,а также подать обедни и записки на ближайшую литургию.Это можно сделать в разделе сайта «ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ».
Воронов лог монастырь брянская область
7 : 40 Часы. Божественная Литургия.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
В воскресенье
9 : 00 Божественная Литургия (часы в 8:40)
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Расписание на ближайшие седмицы :
Расписание богослужений на 22-ю седмицу по Пятидесятнице
14.11.2021г. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и
чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
9 : 00 Божественная литургия.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Понедельник 7 : 00 Полунощница. Молебен Пресвятой Богородице.
15.11.2021г. 8 : 00 Утреннее богослужение.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Вторник 7 : 00 Полунощница. Молебен Прп. Василию Площанскому.
16.11.2021г. 8 : 00 Утреннее богослужение.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Среда 7 : 00 Полунощница. Молебен Пресвятой Богородице.
17.11.2021г. 8 : 00 Божественная литургия.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Четверг 7 : 00 Полунощница. Молебен Свт.Николаю.
18.11.2021г. 8 : 00 Утреннее богослужение.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Пятница 7 : 00 Полунощница. Молебен Прп. Василию Площанскому.
19.11.2021г. 8 : 00 Божественная литургия.
17 : 00 9-й час. Вечерня и утреня.
Суббота 9 : 00 Божественная литургия.
20.11.2021г. 17 : 00 Всенощное бдение недели 22-й по Пятидесятнице.
Дорогие братья и сестры!
Перед Крещением младенцев ( до 7 лет) родителям и крестным родителям (восприемникам) необходимо пройти две огласительные беседы.
Во время бесед Вы получите всю интересующую Вас информацию.
Записаться на огласительные беседы можно по тел.: 89208432554.
Богородицкая Площанская мужская пустынь
Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. В книге, вышедшей в 1855 году указывалось, что по сведениям игумена Серапиона, который был строителем монастыря в 1778 году:
По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем.
В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным.
Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок.
Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников). Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря.
В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.
Храмы [ править ]
Первый каменный храм монастыря был воздвигнут на месте деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, построенной в начале XVII столетия. Церковь имела два придела — во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году) и в честь Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери (освящен в 1828 году).
Главная святыня монастыря, чудотворная Казанская икона Божией Матери, снабженная богатейшей ризой, стояла в первом ряду иконостаса, слева от Царских врат. На челе Богородицы было украшение с бриллиантами в три ряда, в середине — большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звёздочка из горного хрусталя с бирюзой. Жемчуг украшал и края ризы около лика Божией Матери. Убрус на голове был вышит мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе изображались чудеса от неё. Во время пожара, случившегося 16 ноября 1879 года икона осталась совершенно целой, тогда как даже по потолку храма пошли трещины — столь сильным был огонь.
В приделе Киккской иконы Божией Матери пребывала местночтимая Киккская икона Божией Матери, которую, по преданию, принес в монастырь старец Василий (Кишкин).
Тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возводилась в 1752—1754 годах. Руководил работами тогдашний строитель пустыни иеромонах Пафнутий (Козёлкин), управлявший монастырем после старца Иоасафа, с 1746 по 1758 год.
В этой церкви был ещё придел в честь Рождества Иоанна Крестителя, который был перенесён в построенный Храм Сошествия Святого Духа. В частности, это стало следствием и общего обветшания Покровской церкви.
После возобновления монашеской жизни в Площанской пустыни этот храм был восстанавлен первым.
Храм строился при строителе иеромонахе Павле (Крячкове) на средства помещиков из Карачева, Верёвкиных. Освящён был в 1815 году и имел два придела — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Главной святыней этого храма был образ Всемилостивого Спаса, который украшала сребропозлащённая риза, имевшая в венце четыре крупных драгоценных камня в обрамлении одиннадцати мелких камней. Риза была снабжена надписью: «Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов».
Надвратная церковь была построена в начале 1780-х годов при строителе иеромонахе (позже игумене) Серапионе. Освящена была в 1783 году епископом Севским Дамаскином (Рудневым) перед его переводом в Нижний Новгород.
Надвратный храм представлял собой четверик, окруженный галереей, на который был водружен, равный в сечении основанию, купол.
В советскую эпоху церковь подверглась разрушению; была восстановлена в 2002 году.
Деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца была возведена в 1997 году на древнем целебном источнике у Площанского озера.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: трасса Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь», далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки «Пост ДПС «Локоть»
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений [ править ]
7 : 40 Часы.Божественная Литургия.
17 : 00 9-й час.Вечерня и утреня.
9 : 00 Божественная Литургия (часы в 8:40)
11 : 30 Панихида после поздней Литургии
12 : 00 Заказные молебны святым (с водосвятием)
17 : 00 9-й час.Вечерня и утреня.
Актуальное расписание богослужений смотрите здесь.
Где остановиться [ править ]
Приезжающим в Богородицкую Площанскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения в монастырской гостинице. Организованным группам необходимо заранее предупредить о своем прибытии. Это можно сделать прислав заявку на адрес электронной почты монастыря: ploshmon@pravmail.ru, или по телефону: 89307308001 или 89208366304.
Фото [ править ]
Мощи преподобного иеромонаха Василия (Кишкина)
Казанская Богородицкая Площанская пустынь
Площанская Пустынь находится в Брянской области, на Киевской трассе недалеко от поселка Локоть.
Монастырь занимает сравнительно большую территорию, на которой расположились церковь, кельи монахов, дом игумена, трапезный корпус и древняя колокольня, единственная сохранившаяся со времени постройки.
Колокольня была построена в начале 19в. вместе с громадным Казанским собором, уничтоженным революцией в 1917г. Когда-то это было высокое четырехъярусное кирпичное сооружение с куполом и шпилем, но до нашего времени сохранились лишь два нижних четырехгранных яруса.
В центре монастыря стоит восстановленный Храм Сошествия Святого Духа, который был построен как и колокольня в начале 19 в.
Церковь представляет собой один из лучших в нашей Брянской области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. Здание церкви представляет собой бесстолпный однокупольный храм, сделанный из кирпича и отштукатуренный.
Церковь действительно очень красивая. и, несмотря на ремонт, чувствуется дух того времени.
Мы приехали в монастырь как раз в праздник Казанской Божьей Матери. В честь этого в храме прошла праздничная служба, а после нее крестный ход с чудотворной иконой. Народу в монастыре в этот день собралось очень много!
В гости на праздник приехало много священнослужителей из других областей
покрупнее. Кстати этот мужичек в черной рясе, по всей видимости, главный монах в этом монастыре. Он после службы ходил, всех поздравлял и со всеми целовался) а я как человек немного чуждый всем этим церковным обрядам, от него убегал, чтоб меня не зацеловали)
А это ну очень колоритный прихожанин, которого я не мог не запечатлеть) надеюсь он на меня за это не обидется.
Прощальный взгляд на храм от центральных ворот монастыря.
Как и полагается у монастыря есть свой святой источник с купелью. А в Площанском монастыре таких купелей целых 3! Две находятся непосредственно у подножия монастыря, на берегу озера. Обычные купальни. ничем не отличающиеся то других таких же.
А вот о третьей хочется написать отдельно. Этакий бонус к скучному посту о монастыре)
Третью купель надо еще поискать. О ней знают немногие, т.к. она находится немного в стороне от монастыря. Но это действительно уникальный и интересный источник. Во первых тут течет удивительна чистая и обжигающе холодная вода, окунуться в которой без легкого покрикивания не так уж и просто.
А во-вторых, по неизвестным мне причинам, этот источник является воистину местом паломничества всех новобрачных. Уже на подходе к нему вас встречают таблички-сердечки, прибитые на деревьях.
Таблички сами за себя говорят. «Саша+Маша», «Петя+Оля», «Сережа+Катя», и т.д. Фамилия и дата их счастливого дня бракосочетания)
Таблички развешены практически везде, но основное их скопление в маленькой беседке у источника.
Крыша беседки «забита» под завязку, и будущим молодоженам придется помучаться в поисках новых мест для своих табличек. А табличек каких только нет! Прямо-таки маленький музей больших валентинок)
Так что если будете проезжать по Киевской трассе мимо поселка Локоть Брянской области, не поленитесь, сверните с дороги и потратьте часик времени на знакомство с прекрасным.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Богородицкая Площанская пустынь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непрерывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг.
По преданиям, сохраненным в Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря или вблизи него, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, еще в начале XV века располагалась Свято-Николаевская обитель, относившаяся к Комарицкой волости. Нестроения и распри между русскими князьями, оказавшимися не в силах противостоять военной экспансии со стороны своего западного соседа — Великого княжества Литовского, привели к тому, что эти исконно русские земли с середины XIV и до начала XVI века находились во владении князей литовских.
В состав Литвы входил тогда и расположенный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на которой изумленные горожане прочли надпись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.
Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Площанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистенская Площанская пустынь, Николаевская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Площанская пустынь, Севская Богородицкая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.
Строитель Площанской пустыни игумен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни писал так:
Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.
Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», составленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только известно, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Прокопий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной красоты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришедшие вместе с отцом Прокопием в пустынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для совершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
труды насельников по восстановлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивление некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монастырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых — гулящих людей.
Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке становилась все более населенной пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притеснения со стороны крестьян вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое создание, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.
На благословение новосозидаемой обители Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери — Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.
По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем события чудесного. Как пишет монастырская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздремаша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молитву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от монастыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.
Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на указанном Богородицей месте. Иноки перенесли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя святителя Николая.
Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.
По внушению лукавого крестьяне, самовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестьянин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокостью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им расправой, глумясь над верой православной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Прокопий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.
Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень — 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно приступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные постройки, приобретены ризы, книги, священные сосуды и другие церковные принадлежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать обширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.
Возобновитель Площанского монастыря, его первоначальник и строитель Прокопий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алтаре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
К началу XX века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала ведущее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культурного просвещения России, неся христианскую истину во всей ее чистоте и целостности.
В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сложившегося к началу XIX века и органично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйственных построек, а также внутреннего убранства храмов.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и располагавшемся прямо на станции. До Площанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была живописной и широкой.Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.
За восьмигранной водонапорной башней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монастыря, а рядом с домом был флигель казначея.
В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на тридцать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.
На дворе для рогатого скота — коровники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амбарами.
В большом фруктовом саду находились три деревянных флигеля с мезонинами, в которых были пчельня, портняжная и сапожная мастерские и монастырская больница для братии на десять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, соединенная с монастырем длинной деревянной галереей. Часовня была украшена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озера были расположены деревянная маслобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохранения пойманной рыбы.
К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с косарями. К плотине была пристроена монашеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пятьдесят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным двором был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с четырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастырском лесу находились дегтярный и кирпичный заводы. Лес охранялся полесовщиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяйственными постройками.
После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви — монастырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два — Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестидесяти православных подвижников и святых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те годы. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответственности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим.
В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по «желанию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаевский источник.
В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взорвать Казанский собор, но смогли разрушить только два яруса — монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сельсовета. Из немногих чудом сохранившихся зданий бывший игуменский корпус оставался бесхозным и брошенным.
Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников).
В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.
В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.
Устроены и освящены святые источники: иконы Божией Матери «Живоносный Источник», или «Германовский», святых Царственных страстотерпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту).
В2001 году с Афанасьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покровскую церковь.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.
29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.