ворота у спаса на крови

Ограда у собора Спаса на Крови


Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови»)

наб. канала Грибоедова

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Автор(ы): архитектор А. Парланд

Архитектурный стиль: модерн

Объект культурного наследия федерального значения

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови») была создана в 1903-1907 годах по рисунку архитектора Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Кованая оград, длиной более 250 метров, отделяет от собора Михайловский сад и обрамляет ризницу, она выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей и считается одной из самых красивых в Петербурге. Изначально она представляла собой единое целое: ограда у часовни-ризницы и у собора не была разделена.

В 1975 годы, когда вдоль Марсова поля стали прокладывать магистраль, ограду пришлось разделить и переместить. Поэтому в настоящее время несколько её секций отделяют ризницу Спаса на Крови от проезда ко 2-му Садовому мосту.

В советское время ограда Храма Воскресения Христова поновлялась.

В 1990-х годах ограда пришла в плачевном состоянии и в 2000-х годах была начата её реставрация. Была отреставрирована часть ограды вдоль Михайловского сада: восстановлен цоколь, часть звеньев, столбы, ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари. Но пять звеньев справа от ризницы в тот период не реставрировались. Полностью работы по реставрации были завершены к концу 2017 года.

Ограда состоит из 50 больших звеньев с крупным растительным орнаментом, размером 4 на 3,7 м.

Источник

Ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Кованая ограда Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови как часть уникального архитектурного ансамбля

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.

Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III) разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках» 10 в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним. Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.

Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

Библиографический список:

Источник

Врата Спаса на Крови

Сергей Смирнов, художник-реставратор высшей категории, Государственный эрмитаж (Санкт-Петербург). Фото автора.

Александр Розенбаум пел когда-то: «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

Да, храм действительно реставрировался более двадцати лет, леса сняли только в 1997 году. Судьба храма-памятника трагична, как и судьба погибшего на этом месте императора.

Глубоко к сердцу принимая гибель отца, император Александр III повелел возвести на месте трагедии храм, подобный русским храмам XVII века. Эту задачу выполнил архитектор А. А. Парланд. Строительство и отделка закончились только в 1907 году.

20 августа того же года храм был торжественно освящён, а двадцать три года спустя президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. Вопрос о сносе храма возник в 1938 году. Акцию планировали на 1941 год. С началом войны перед властями города встали другие задачи, а взрывотехников использовали для нужд обороны. В годы блокады Ленинграда в храме Спаса на Крови был устроен морг, куда свозили умерших от голода и ранений жителей города. После войны здесь расположился склад декораций Малого оперного театра. И только 20 июля 1970 года принято решение об организации музея в здании бывшего храма Спас на Крови.

Мне посчастливилось одному из первых войти внутрь храма сразу после вывоза театральных декораций. Меня потрясло в огромном пустом храме обилие прекрасной мозаики, покрывающей стены от пола до вершины свода. По площади мозаик — семь тысяч квадратных метров — Спасу на Крови мало равных в Европе. И в то же время бросились в глаза разрушения и запущенность, оставленные в наследство музею. Когда-то иконостас украшали двенадцать уникальных мозаичных икон «Афонские святые». Сохранились только четыре, и то обезображенные. В годы войны здание очень пострадало от бомбардировок и артобстрела. Попадание артиллерийского снаряда в центральный купол стало причиной утраты около шести квадратных метров мозаики.

Более 40 лет храм подвергался поруганию соотечественниками. Примером тому могут служить парадные двери. Сегодня, входя в музей, мы не обращаем внимания на то, что они покрыты мрачными тёмно-серыми листами металла. Однако прежде двери выглядели иначе. Как и полагалось в древнерусских храмах, входные парадные двери были богато украшены. В фондах Русского музея, в отделе древнерусского искусства, мне представилась возможность увидеть двое входных врат храмов XVI и XVII веков. Такие же врата я видел в Суздале. Все они изготовлены в технике «золотой наводки» по меди (рисунок выполнен золотом). Это древний способ нанесения драгоценного металла на медь, бронзу или железо, пришедший к нам из Византии.

Нашей задачей стало отреставрировать сохранившиеся детали и попытаться собрать хоть одну дверь. Прежде чем приступить к реставрации, необходимо было изучить технологию изготовления и отыскать исторические аналоги. Исследования позволили сделать вывод, что наши предшественники работали примерно так:

на сферическую поверхность розеток, цилиндрическую — частей нащельника, плоскую — пластин наносили защитный слой лака, в котором процарапывался рисунок орнамента, буквы, лик иконы и т.д. Внутри рисунка лак тщательно удаляли до получения чистого металла. Затем деталь погружали в травящий раствор. Время травления определяли необходимой глубиной получаемой выемки. После тщательной промывки слой защитного лака удаляли. При большой глубине травления качественный край не получается, что хорошо видно на обнаруженных фрагментах. Поэтому край вытравленного углублённого рисунка обрабатывали штихелями до получения строго перпендикулярной боковой стенки или даже с небольшим поднутрением. Эту классическую технологию инкрустации, хорошо известную по старинным источникам, используют и современные ювелиры.

Классическая инкрустация делалась во все века мягким металлом (золото, серебро, медь, олово) в твёрдом материале (сталь, бронза, камень, твёрдое дерево). Мастера, работавшие над украшением дверей Спаса на Крови (точнее, специалисты мастерской Савельева), пошли своим, нестандартным путём. Они инкрустировали мягким серебром в мягкой меди, применив свой, уникальный метод: инкрустируемые тонкие серебряные полоски закрепляли в глубине вытравленных желобков медной основы штырями, заклёпками, усиками и паяли их серебряным припоем. По моей просьбе в лаборатории физических исследований Эрмитажа выполнен качественный рентгено-фазовый анализ (РФА) припоя, который показал, что в состав припоя входит около 40% серебра, остальное — медь с небольшой примесью цинка. Это распространённый ювелирный серебряный припой, примерно соответствующий современному ПСр40.

Такой технологический приём применительно к серебру более надёжен, чем древнерусский («золотая наводка»), так как изделия устойчивы не только к климатическим воздействиям и истиранию, но даже к грубым физическим действиям вандалов. Это следует учесть современным мастерам, когда они возьмутся за воссоздание утраченных пластин.

При реставрации двери я использовал методы, применяемые в мировой реставрационной (консервационной) практике, а также авторские наработки. Помог мне и многолетний опыт работы с памятниками прикладного искусства.

Многочисленные вмятины и пробоины, нанесённые войной, а также руками разрушителей, выправляли чеканным инструментом. Особая сложность состояла в восстановлении участков с инкрустированным рисунком. В подготовленной медной заплате я гравировал ювелирными штихелями канавки по рисунку, сохранившемуся в других местах, затем заполнял их серебряным припоем. Пластины с впаянными заплатами патинировали и обрабатывали по известной технологии. Для защиты восстановленной патины и расчищенного серебра инкрустации на поверхность нанесли консервационное покрытие, в состав которого входит микрокристаллический воск.

К настоящему времени не только отреставрированы все сохранившиеся детали — пластины (иконы и орнаменты), нащельник, накладные розетки, жгутики, изготовлены утраченные гвоздики, но даже собрана одна дверь.

Леса со стен храма сняты. Но реставрация не закончена: идёт работа над иконостасом, укрепляются купола, готовится к реконструкции парадное убранство входных врат храма. Ещё многое не закончено.

Источник

Решетка Михайловского сада

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови

Решетка Михайловского сада у Спаса-на-крови, Санкт-Петербург Наталья Маруева

Прогуливаясь вдоль канала Грибоедова в районе Спаса-на-Крови, нельзя не обратить внимание на великолепную решетку в стиле модерн, отделяющую Михайловский сад от набережной. Она поистине уникальна, но самое интересное, что создатель остался неизвестным. Многие приписывают ее мысли архитектора Альфреда Парланда, создавшего Спас-на-Крови, тем более, что по времени события совпадают — это конец 19—начало 20 веков. Именно на этом месте в 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, в честь чего и возведен собор, а на ограде Михайловского сада установлена мемориальная доска.

Что посмотреть

Решетка стоит на парапете, облицованном красными гранитными плитами. Она состоит из 36 колонн, обложенных цветным кирпичом в виде спирали. Снизу и сверху они отделаны белым камнем, что придает им изысканный вид. Несколько столбов и ворота украшены изразцами с изображением диковинных цветов и птиц. Большая часть майолики была утрачена и пока не воссоздана.

Основа ограды — кованые решетки с замысловатым растительным орнаментом — распускающиеся цветы, ветки — их поистине можно назвать чугунным кружевом, созданным мастером высочайшего уровня. Над воротами установлены интересные фонари — это точная копия тех, что были здесь 100 лет назад, но с поправкой на современные реалии — на них «надета» антивандальная сетка. Впрочем, она выглядит вполне органично. Когда в начале нового тысячелетия началось восстановление, в Русском музее нашли документы, по которым видно, что на воротах висел царский вензель Александра II. Новые ворота и решетка в точности повторяют рисунок старых.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова. Координаты: 59.939924, 30.329740.

Как добраться: от Невского пр-та свернуть на набережную канала Грибоедова в сторону храма Спас-на-Крови.

Источник

ПЕТЕРБУРГ. Ограда Михайловского сада

ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на кровиФОНАРИ НАД ВХОДОМ В МИХАЙЛОВСКИЙ САД Над воротами установлены интересные фонари — это точная копия тех, что были здесь 112 лет назад, но с поправкой \ — на них «надета» сетка.

Ограды набережных. Заборы парков. Ворота дворцов. В Санкт-Петербурге эти понятия приобретают особое значение. Великие мастера архитектуры создали в Санкт-Петербурге ограды, решетки, заборы и ворота изумительной красоты.

Ограда Михайловского сада

Ограда Михайловского сада полукругом очерчивает проезд возле церкви Спас-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом характерным для раннего модерна. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.

Ограда была сооружена в 1904-1907 гг. по проекту художника Э.К. Кверфельдта. По другим источникам, ограда создана по рисунку архитектора АА. Парланда – автора здания храма.

Одно время Михайловский сад носил имя «Третий Летний сад».
Так вышло после того, как настоящий Летний сад был разбит на две части, и назван соответственно, Первым и Вторым Летним.
«Третий» был призван доставлять императрице максимум удовольствия. Для начала в нем поселили полсотни соловьев, выловленных и привезенных в Петербург из лесов губерний.

В 1741 году здесь начали строить Летний дворец (он стоял в том месте, где сейчас помещается Михайловский замок).
Когда в Летнем поселилась императрица, сад получил регулярную планировку. Деревья и кусты постригли, на аллеях установили мраморные скульптуры, старым и вновь созданным прудам придали фигурную форму.
По берегам разбили цветники, устроили клумбы, выстроили павильоны. В центре установили увеселительные аттракционы, и даже построили отдельную баню.
ворота у спаса на крови. Смотреть фото ворота у спаса на крови. Смотреть картинку ворота у спаса на крови. Картинка про ворота у спаса на крови. Фото ворота у спаса на крови
В 1796 году новый император Павел Первый снес старые царицыны покои и построил себе на этом месте Михайловский замок, а с южной стороны царю пришло в голову достроить дворец для своего сына.
Но заговор прервал эти планы на 20 лет. Лишь в 1817 году, по проекту Карла Росси, началось строительство Михайловского дворца, задуманного Павлом.
Когда он был закончен, бывший Третий Летний сад, по названию дворца, стал также называться Михайловским садом.

Для публичных посещений сад открыли в 1898 году. Правда к тому времени его территория несколько уменьшилась, так как часть отошла под здание Этнографического музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *