ворота в софийском соборе великого новгорода

Магдебургские ворота Софийского собора Великого Новгорода

Рассказ №3 о Новгороде — Магдебургские ворота Софийского собора.

Во-первых, Софийский собор, нынешняя версия которого возведена в 1050 году, является, видимо, древнейшей сохранившейся постройкой русского народа. Действительно грандиозное сооружение.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Но про Софийский собор написано уже, пожалуй, столько, что ничего нового сказать я не смогу, поэтому я покажу один из его удивительных элементов — Магдебургские ворота.

По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (на польск.), и в Новгороде врата появились во второй четверти XV века.
(с) Википедия.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

А мы с вами посмотрим крупным планом сюжеты, запечатлённые на этих прекрасных воротах.
Фотографии следуют по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Для 12 века весьма неплохо, правда?

Большинство не присматривается, что они все разные. А жаль.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

41 комментарий к записи « Магдебургские ворота Софийского собора Великого Новгорода »

Так красиво. Талантище у того ( тех) кто ворота делал.

Наверное, всё-таки, у тех 🙂

ворота новгородцы уперли из разрушенной ими шведской столицы — Сигунны (столица, кстати, после того погрома так и зачахла — короли перенесли ее в Стокгольм), но есть основания думать, что создали врата в Магдебурге в Германии, но горячим новгородским парням это было пох — разгромили, утащили и повесили на Св.Софии для куражу 🙂

еще и по своему нашкарябали

там и первоначальных надписей на латинице не мало…

точно, латиница и искусно вкрапленный перевод: paupertas убожество гениальные ворота, мастерство вполне на уровне флорентийских, хотя и сказывается готический примитивизм, но это манера эпохи.

Всё с точностью до наоборот, во-первых, нет достоверных сведений что именно Новгородцы разрушили Сигуну, в шведских источниках написано, что это сделали язычники (что вполне естественно — это были последние годы борьбы с серьёзной языческой оппозицией в Швеции), точнее даже там сказано, что язычники убили епископа, и пожгли его иненье, а город просто сгорел. В новгородских летописях про это ничего нет, да и сами врата упоминаются значительно позже. Версия же о Сигтуне возникла лишь в XIX в., а до этого основными местными версиами происхождения были корсунская и полоцкая, как их собственно и именовали.

вступать и срачи по истории не охота — почитайте того же Гумилева, там очень точно и качественно указано почему этого не отражено в новгородских летописях, в шведских как раз-таки есть…

нде, вод ссылается человек на гумилёва и в се понимают, что спорить с ним далее не представляется возможным

«Среди реликвий Софийского собора — всемирно известные Сигтунские (Корсунские) врата, редчайший образец западноевропейского художественного литья XII века. Эти врата попали в Новгород в качестве военного трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны и были принесены в дар Святой Софии. Но изготовили их не в Швеции, а в Германии, в городе Магдебурге, о чем говорит, в частности, изображение на вратах Магдебургского епископа Вихмана…» …ну разумеется, вам это по фиг — вы то историю лучше всех знаете, и разумеется никакие новгородцы ничего не захватывали, а тихо по домам сидели, а Гумилев просто лошара и дилетант, а летописи не дошли потому как их просто не было, и вообще русские писать не умели, не то что воевать с кем то 🙁 в общем — клиника вещь серьезная 😉

Откуда бы они не взялись, ворота без сомнений прекрасны )))

Источник

Ворота в софийском соборе великого новгорода

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сказ о том, как новгородские ушкуйники викингов ограбили.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода
Бронзовые врата (так называемые «Магдебургские») храма св. Софии в Новгороде — главные парадные ворота Софийского собора в Новгороде, расположенные на западном фасаде св. Софии и открывающие проход в храм через Корсунскую паперть. Изготовлены в XII веке немецкими мастерами г. Магдебурга.
Врата покрыты многофигурным рельефом со сценами библейской истории. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними их перевод на русский язык. В нижней части левой створки дверей фигуры двух мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута. В руках мастеров — молот и клещи. Латинская надпись «Риквин меня сделал», показывает, что это мастера, изготовившие врата. Среди изображений людей на створках находятся фигуры магдебургского (г.Магдебург, Германия) епископа Вихмана (1152—1192) и плоцкого (г.Плоцк, Польша) епископа Александра (1129—1156). Судя по всему ворота были изготовлены по их заказу, в 1152—1156 гг. По месту возможного изготовления врата называются Магдебургскими или Плоцкими.

Предполагаемый заказчик ворот Плоцкий архиепископ Александр

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода
В Средние века считалось, что это греческая реликвия, которую привез на Русь великий князь Владимир (ага-ага не признаваться же, что новгородцы их тупо спиздили украли))). Многие в это верили, несмотря на наличие латинских надписей. Но в 1823 г. вышла книга Ф. Аделунга, в ней было сделано предположение, что ворота эти на самом деле были вывезены из Сигтуны.

Шведский город Сигтуна в начале ХI века был одним из важнейших городов Швеции, крупнейший торговый центр.
С начала XI в. она становится политическим центром зарождающегося шведского государства…
Civitas magna Sictone (“город великий Сигтуна”) называет ее неоднократно Адам Бременский (1060-е гг.)http://www.aroundspb.ru/history/sigtuna/sigtuna.php#_Toc37313951

В августе 1187 город Сигтуна был захвачен и разрушен то ли карелами, то ли эстами. Русские хроники об этом событии молчат. Вот как это событие описано в хрониках Эрика:
Свеям урон наносили огромный
козни карелов — язычников темных.
До вод Мелара они доплывали,
будь сильный шторм иль спокойные дали.
Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
гости незваные, злобу лелея.
Плыли до Сигтуны раз корабли.
Город сожгли и исчезли в дали.
Жгли всё дотла и многих убили.
Город с тех пор так и не возродили.
Архиепископ Йон там сражен.
Весел язычник, в радости он,
что у крещенных так плохи дела.
Русским, карелам смелость дала
мысль та, что свеям не устоять
и можно смело страну разорять.
Чистую правду поведал здесь я:
славный погиб в Асканесе Йон ярл,
тот, что последние девять лет,
дом свой не видя, в латы одет,
с русскими и ижорой сражался.
http://norse.ulver.com/other/erik/erik.html

Кстати, после жесточайшего штурма, недельного грабежа и последующего пожара город так и не был восстановлен.

Короче, по двум наиболее распространенным версиям новгородские ушкуйники либо сперли эти врата у шведов в ходе штурма и последующего разграбления столицы Швеции в 1187 году. Либо пойдя в набег на шведов, случайно наткнулись на возвращавшихся с добычей из разгромленного города карелов, эстов и ливов. И разумно решив, что плыть дальше не надо, после выданных грабителям люлей отобрали у них всю добычу и приперли врата в Великий Новгород. После чего они пролежали в разобранном виде почти триста лет. Мастер из Новгорода Авраам добавочно отлил еще пластины и собрал шедевр заново. Авраам поместил свой портрет рядом с изображениями немецких мастеров-литейщиков Вайсмута и Риквина. С тех самых пор легендарные ворота красуются на западном портале собора.

Дополнительным аргументом в пользу этих версий служит письмо шведского полководца Делагарди от 1616 г., написанном в оккупированном шведами Новгороде, в котором он пишет, о том, что врата были захвачены в Сигтуне, :

«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата. служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».

В общем, как сказал некий умный человек, «Молитва «Господи спаси нас от гнева норманнов!» была в ходу только там, куда не добирались дружины русичей))). Можно с этим утверждением поспорить, но в данном конкретном случае оно верно.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Источник

Что спасло ворота Софийского собора от СС и судьбы Янтарной комнаты

На протяжении почти тысячи лет главным храмом Великого Новгорода является Софийский собор, построенный греческими мастерами в 1045 — 1050 гг. Это самый древний христианский храм современной России. Поистине мировую известность приобрели бронзовые роман­ские двери главного — западного портала собора.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода
Софийский собор в Великом Новгороде. Фотография 1900 года

До сих пор остались не выявленными реальные исторические обстоятельства, при которых эти врата попали в Новгород. Следует признать, что само появление этого выдающегося произведения средневекового искусства в Новгороде вызывает оживленные дискуссии среди историков. Врата эти, по мнению некоторых польских историков, находились в одном из древних городов Польши — Плоцке и были подарены Новгороду, чтобы склонить новгородцев к католицизму. Другая распространённая версия заключается в том, что они являются военным трофеем.

Врата дважды пытались вывезти из Новгорода: в начале XVII века шведы (город был оккупирован с 1611 по 1617 год) и в середине XX века нацисты (город был оккупирован с 1941 по 1944 год).

В начале XVII века город находился под шведской оккупацией. В этой скандинавской стране ещё в средние века была распространена легенда о том, что главные наружные врата Со­фийского собора в Новгороде были военной добычей новгородцев, совер­шивших в 1187 году набег на шведский город Сигтуну.

Об этом вскоре узнал шведский король Густав II Адольф. С большим интересом относившийся к шведским древностям, он приказал своему полководцу Якобу Делагарди, находившемуся тогда в Новгороде, доставить врата в Стокгольм. Однако Делагарди по ряду причин решил не выполнять это распоряжение своего короля.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

В своем письме в 1616 году он сообщил из оккупированного шведами Новгорода в Стокгольм государственному канцлеру Оксенштиерне следующее:

«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».

Из этого письма видно, что Делагарди рассуждает весьма прагматично. Будущее Новгорода и новгородской земли было ещё на тот момент неясно. Шведам требовалась лояльность со стороны местного населения. Для того чтобы не вызывать у новгородцев раздражения, не вступать в конфликт с православным духовенством, шведский полководец, провозглашённый новгородским воеводой, не стал выполнять повеление короля. Хотя, как видно из приведённого письма, он не отрицает тот факт, что врата Софийского собора могут иметь шведское происхождение.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Второй раз реальная угроза потери врат возникла в 1940 году. Параллельно с разработкой германским генеральным штабом плана «Барбаросса» немецкие дипломаты получили задание выявить «следы немецкой культуры на Востоке». Летом 1940 года сотрудник дипломатического представительства III Рейха в течение нескольких часов фотографировал древние врата. Этому были весьма рады сопровождавшие его чекисты, опасавшиеся, что их подопечный заинтересуется чем-то более важным с военной точки зрения, например, речным портом.

В самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Новгород был оккупирован германскими войсками. В городе начали свою работу сотрудники оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг». Одной из задач, поставленных перед ними, было «взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуру местных народов и выявление элементов индо-германского происхождения в духе того или иного народа». Для немецких солдат была выпущена брошюра «Новгород — восточный столп Ганзы».

Не зная о том, что врата из Софийского собора были вывезены в советский тыл, Абвер образовал специальную группу под командованием своего опытного агента Зинина. Одной из основных задач, поставленных перед ним германским руководством, был поиск этого выдающегося средневекового шедевра.

Нацисты активно охотились за произведениями искусства, которые имели, по их мнению, «германское происхождение». Иногда определение того или иного объекта как «гер­манского» требовало некоторых ухищрений. Член СС Краут, до нападения Германии на Советский Союз «работавший» в Польше, 18 июля 1941 г. пи­сал в штаб СС о том, что он «надеется на возможность привезти до­мой изумительные, высотой в одиннадцать футов бронзовые двери древнего новгородского собора. Как предполагается, они были сде­ланы в XII столетии магдебургским художником для собора польского города Плоцка».

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Теперь же этот город, согласно утверждению Краута, «был городом, входившим в германский рейх».

Далее этот искусствовед из СС сообщал своим сослуживцам о том, что «после сложных перипетий двери в 1187 г. прибыли в Новгород». Он также предостерегал своих коллег, чтобы их не ввёл в заблуждение тот факт, что в Новгороде эти двери называли Корсунскими воротами, «что, маскируя их гер­манское происхождение, создаёт впечатление, будто перед нами древ­негреческая работа крымского происхождения».

Краута постигло сильное разочарование, когда позднее он обнаружил, что двери ещё раньше «утащили» русские. К сожалению, следует отметить, что быстрое продвижение вермахта к Новгороду в начале войны не дало возможности провести эвакуацию всех софийских вещей. Успели эвакуировать лишь ценнейшее собрание предметов древней ризницы, а также врата, которые были вывезены на Урал. Всё остальное вещевое убранство: иконостасы, иконы, паникадила, резные места — оказались в руках врага. Можно посчитать почти чудом тот факт, что в условиях крайней неразберихи с эвакуацией музейных экспонатов из Новгорода в июле-августе 1941 года врата из Софийского собора удалось вывезти в глубокий тыл. А ведь на их поиск гитлеровцами были брошены немалые силы!

Если бы не подвиг новгородских музейных работников, кто знает, быть может, они разделили бы трагическую судьбу Янтарной комнаты.

После окончания войны они вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. В начале 1950-х гг. их вновь уста­новили на западном портале Софийского собора.

Источник

Магдебургские врата

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Содержание

Происхождение

Внешний вид

Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (на нем.) (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (на польск.) (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах. Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Попытка «возврата» в Швецию

Во время шведской оккупации в XVII веке шведский король, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

В письме 1616 года Якоб Делагарди писал из оккупированного шведами Новгорода в Стокгольм, к государственному канцлеру Акселю Оксеншерна:

Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата.

Источник

Врата, находящиеся в Софийском соборе

Врата были привезены в Новгород в разобранном виде и собраны на месте. В свое время эти врата никогда не затворялись, а были отворенными внутрь церкви. Вход снаружи закрывался простыми деревянными дверями, которые хотя и защищали врата от вредного воздействия погоды, но все же не препятствовали попаданию на врата пыли, дождя и снега. В наше время врата находятся снаружи собора:
ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

С, Іисус Христос, в известном греческом сокращении; а над ними апокалипсические буквы А и Ω, альфа и омега, начало и конец, означающие Искупителя.
Правая рука благословляет. Изображение благословления здесь и на других досках представлено по обряду западной церкви: указательный и средний пальцы подняты вверх, согнутый большой палец приложен к ним, а два другие прижаты к ладони.
3. На этой доске остальные шесть апостолов. Над ними надпись: DVODECIM AP

LI.
На вратах U и V часто употребляются одно вместо другого.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Второе отделение
4. Богоявление
Крещение Христово изображено слева на небольшой узкой доске. Иоанн, в короткой одежде, стоит возле Крещаемого, положив Ему на грудь правую руку. Святой Дух, нисходящий сбоку в виде голубя, помещен возле самой главы Христа и касается руки Крестителя. Вокруг главы Искупителя венец, прорезанный греческим крестом.
Надпись на этой доске: СI

5. Благовещение
Здесь Архангел поставлен на агнце, как символ непорочности. Святой Дух в виде голубя приближается к голове Марии; одно крыло покоится на венце Девы, а другой поднято вверх над ним. В надписи над изображением выражено поздравление следующим образом: + АѴЕ МАRІА GRАСІА PLENA D

В средние века непорочность зачатия обычно изображалась через прикосновение к голове, иногда к уху Пресвятой Девы. Везде символический голубь парит над Пресвятой Девой и ниспускает лучистый свет на Ее голову.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

6. Рождество Христово
С VIII столетия художники стали изображать при яслях Христовых вола и осла, не упомянутых в Писании. Потом, вероятно, вспомнили, что у Исаии (I, 5) сказано: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Исраиль же мене не позна, и людие мои не разумеша

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Третье отделение
7. Человек с книгой
8. Волхвы. Над волхвами надпись: ВОЛСВИ ПЕРСИСТІ ИДУТ КЪ ХР

Из Писания мало известно о волхвах. Обычно их называют тремя царями, хотя в библии не сказано, сколько их было, и названы они только вообще волхвами (мудрецами). Но поскольку упоминается, что они принесли три разных подарка: золото, ливан и смирну, то Церковь приняла, что каждый из этих даров поднесен особым волхвом, и, следовательно, их пришло трое. Эти дары старались объяснить символически, что золото означает царский сан Христа, ливан (ладан) – Его Божество, а смирна – Его человечество.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

9. Богоматерь со Спасителем на руках
Везде на вратах Младенец изображен одетым. На заднем плане изображена городская стена, значит место действия вне города (как и на доске № 6).
Над головою Богородицы надпись ПР

ЧИСТАЯ, а над Младенцем обыкновенное сокращение І

С.
По левую сторону от престола Богородицы стоит ангел, который правою рукою подает Спасителю шар, может быть символ владычества Его над землею. В левой руке держит длинный свиток, который есть знак Божеского послания.

В древние времена ангелы изображались в виде юношей в длинной одежде, без крыльев и других отличительных признаков. Как правило, ангелы изображались с посохом в руках, или для обозначения его власти и царственного достоинства, или как посланник Всевышнего: И глаголяй со мною имяше трость злату (Апокалипсис XXI, 15). Христианские художники всех времен пользовались символом крыльев для изображения скорости ангелов, как божественных вестников. Только Рафаэль не всегда использовал этот признак, потому что на его картинах и без этого узнают ангелов.
10. Рахиль
Эта отдельная фигура, подобно той, что доске № 7, никак не относится к изображению, помещенному рядом. Над головой в латинской надписи RACHEL, а в русской с ошибкой РАГХИЛЬ, вместо Рахиль. Возможно русский словорез просто транслитерировал латинскую надпись.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Четвертое отделение
11. Сретение Господне
По закону Моисееву, каждый перворожденный принадлежал Господу и посвящался на служение Ему, а потому через шесть недель по рождении был приносим во храм, в котором посвящался на богослужение, или выкупаем был за пять сиклей. Сверх того Моисей повелел, чтобы каждая жена, приходя в храм в первый раз по разрешении, приносила в жертву Господу агнца, а священнику молодую горлицу. Эту-то жертву приносить здесь Богоматерь; но потому как Она была не в состоянии совершить ее по предписанному правилу, то и принесла только горлицу. Такое снисхождение делалось по закону только для бедных, что и замечает один только евангелист Лука, говоря, что родители Христа, по известной бедности, не могли принести агнца.
Посвящающая, держа обеими руками очистительную жертву, подходить к алтарю, который здесь, состоишь из стола, завешенного ковром. Одеяние Богоматери составляешь та же немецкая домашняя одежда, как на предыдущих досках. Рукава очень широки, в особенности в нижней части. Действие происходить внутри храма.
На доске четыре надписи. Над главою Богоматери написано: СРЕТЕНИЕ Г

НЕ; выше, на правой стороне, обыкновенное Ее название: ПР

ЧТАЯ; под этой надписью слова: І

С; а на самом верху левой стороны: СВЯТЫХ СВЯТЯ

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

12. Священник в римской церковной одежде
В руке священника кадило. Над ним надпись ДIАКОНЪ.
13. Дверная рукоятка в виде головы льва, изображающей ад
В пасти льва видны пять человеческих голов, а к челюстям прикреплены две змеи. Странно, что изображение входа в ад употреблено для украшения рукояти церковных дверей. Вероятно, это сделано, чтобы подействовать на совесть входящих. Для усиление впечатления, позднейший толкователь сверху надписал предостережение: АДЪ ПОЖИРАЕ ГРЕШНЫХ

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Пятое отделение
14. Встреча Марии и Елизаветы
Мария посещает Свою престарелую подругу Елизавету, которая обнимает Ее у входа в дом. На головах Обеих восточные повязки; а другая одежда подобна той, какую носили в Германии женщины простого звания в Средние века. Над ними надпись русская и латинская; в русской надписи сказано: МАРІА И ЕЛИСАВЕѲЪ ЧЕЛОВЯСТАСЯ; а в латинской: МАRIА ЕТ ЕLISАВЕТ.
15. Бегство Иосифа с Мариею и Иисусом в Египет

Святой Иосиф левою рукою держит за узду животное, а правою поднял над головой какое-то орудие, которое можно принять за опахало. Он остановил животное и, склонив голову, обращается к Богоматери с вопросом. Одежда его здесь такая, в какой он везде изображается на вратах, с той только разницей, что он здесь, как странник, в башмаках, а на голове у него небольшая остроугольная шляпа. Такого рода шляпы часто встречаются на древних изображениях, взятых из библейской истории, потому, вероятно, что иудеи в Средние века, для отличия, должны были носить остроугольные колпаки, по большей части белого цвета. От этого, особенно в имперских городах, остроугольная шляпа (Spitzhut) и еврейская шляпа(Judenhut) значило одно и тоже.
В русской надписи сказано: МАРІА МАТ ИС

ОВА СНИДЕ ВЬЕГVПЕ СО ІWСИФМ ; а в латинской: МАRІА МАTЕR ІНV DESCENDIT I

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

16. Римский священник в церковной одежде
В руках держит открытый служебник. Над ним надпись ДIАКОНЪ.
17. Епископ Александр и два священника
Возле головы епископа Александра надпись: ALEXANDER E

PC DE BLVCICH, а против них выставлено русское имя: АЛЕКСАНДРЪ ЕП

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Шестое отделение
18. Взятие Пророка Илии на небо
О чудесном событии, которое изображено на этой доске, в Священном Писании сказано: И се колесница огненная, и кони огненнии, и разделиша между обема: и взят бысть Илиа вихром яко на небо.
Надпись на доске: ВЗЯ

К ѠТ ЗЕМЛЯ ВЪ РІАИ

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

19. Два аллегорических изображения: крепость и убожество
Можно предполагать, что эти аллегорические группы изображают превратности жизни и непостоянство дел человеческих, и что это выражено тем, что одна и та же фигура является то сильным и гордым победителем, то поверженным на землю и униженным.
Над главною фигурой написано слово, которое можно принять за FORTITVDO, сейчас полностью закрытое привинченной каймою, под ним по-русски КРЕПОСТЬ. Внизу справа: PAVPERTAS, под ним перевод: УБОЖЕСТВО.
Подобные нравственные изображения, на которых добродетель представляются попирающим какой-нибудь порок, например: воздержность, попирающая роскошь, щедрость – скупость, добродушие- зависть, часто встречаются в Средние века.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Аделунг видел часть надписи FORTITVDO и срисовал:
ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Седьмое отделение
20. Мастер Риквин, изготовивший врата. В надписи ясно сказано: RIQVIN ME FEC

(Риквин меня сделал). В руках литейный мастер Риквин держит инструменты: весы и клещи. Под ногами русская надпись: МАСТЕРЪ НИКВН МЕПЕГИ. Немецкое слово: мастер, употреблено как название художника. Имя Никвин вместо Риквин, кажется странным, тем более, что на конце нет Ъ. Невразумительное мепег и вероятно потому, что переводчик не понял что такое ME FEC.
21. Грехопадение
Адам и Ева еще в раю, стоят еще у древа познанию добра и зла, но им уже известно, что они наги – они закрываются длинными пальмовыми листьями. Над головою Адама надпись ADAM и АДАМЪ, а над головою Евы – EVA и ЕВГА (неупотребительное в славянском языке, потому что в библии она везде называется Евою). Слева от Адама подробное объяснение: АДАМЪ СНЕДОСТА Ѡ ПЛОДА ДРЕВУ

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

22. Мастер Авраам. Имеется надпись только на русском: МАСТЕРЪ АВРАМЪ. Возможно, это был русский мастер, собравший врата.
23. Сотворение Евы. Бог Отец вынимает Еву из Адама, на лице которого видны покорность и предчувствие уготовляемого ему счастья. Надпись поясняет: СОТВОРЕНІЕ АДАМЛЕ И ЕВГИНО.
24. Немецкий мастер Вайзмут, столь же неизвестный, как и два прежние. В латинской надписи VVAISMVTH, под изображением по-русски ВАИЗМУТЪ.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Правая половинка
Первое отделение
25. Христос, Судия мира
Эта доска занимает всю ширину правой половины врат.
Изображено второе пришествие Христово; здесь Спаситель представлен опирающимся на льва и дракона ( на аспида и василиска наступивши, и попереши льва и змиа) в окружении славы (glorie), в виде круга, украшенного в нижней половине звездами, а верхней и поддерживаемого четырьмя ангелами. В верхней части круга надпись DOMINVS VIRTVTVS (Dominus Virtutus). Под группой надпись IPSE OEST REX G

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Второе отделение
30. Неизвестный мужчина, держащий в левой руке искривленное копье, а в правой длинный меч, обращенный вниз. Вверху надпись SIGERE.
27. Вход Христа в Иерусалим
Снизу на перекладине надпись: IN ASINO XPC VEH, то есть: In asino Christus vehitur.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

26. Неизвестный мужчина, в левой руке держит развернутый свиток, на который указывает пальцем правой руки.
28. Справа – Сретение Христа с ваиями (пальмами) в Иерусалиме. На левой стороне, если смотреть на вратах, надпись IHE-RVЗA-MЭL, которая должна быть Hierusalem. Из G сделано русское З, а последнее Е повернуто наоборот. Что касается последнего слога mel, поставленного вместо lem, то такая перестановка букв произошла, вероятно, или от поспешности, или от незнания.
Слева на разгранке – воин, поражающий копьем лежащего у его ног льва.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Третье отделение
29. Юноша, держащий под левою рукою животное, которого видна только голова. Указательным пальцем правой руки показывает на открытую пасть животного; в левой руке держит что-то похожее на хлеб или пирог.
31. Лобзание Иудино. Слева апостол Петр с заплаканными глазами, затем Иуда, обняв руками шею своей жертвы, хочет прикоснуться устами к щеке Невинного. Два стражника в остроконечных шапках собираются взять Христа. Такие странные шапки в Средние века, кажется носили на головах военные люди: на многих памятниках в таких шапках встречаются воины.
На арке поясняющая надпись: S. PETRVS + IVDAS TRADIDIT X-PM, то есть: S. Petrvs. Judas tradidit Christum.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

32. Человек, держащий змею, обвитую около его тела.
Изображения людей, держащие змей, или обвитые ими, часто встречаются в средние века, но точное значение этих символов до сих пор неизвестно. Вообще змея есть аллегорическое изображение зла, но иногда изображения змей встречаются с атрибутами плодородия.
33. Спаситель в темнице
Руки Спасителя привязаны к столбу, поддерживающего свод. Перед Искупителем стоит Ангел-утешитель. Сверху три стражника в остроконечных колпаках. Снизу русская надпись: БЕИЕНИЕ IC XBO У СТОЛПА, которая здесь совсем не по теме.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Четвертое отделение
34. Дверная рукоятка, приделанная к львиной челюсти, в которой видна голова с крыльями. Возможно, это означает дьявола, тем более, что это изображение находится симметрично с рукояткой первой половинки дверей, изображающею муку грешных.
35. Человек, с надписью КОРОЛЬ, держащий правою рукою на плече меч, а левою ножны у бедра; на голове его корона с зубцами.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

36. Царь Ирод в такой же короне, как Король на предыдущей доске. Над царем надпись: HIERODES IMP

37. Бичевание Христа. Надпись: IH

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Пятое отделение
38. Распятие. Над головою Спасителя надпись, которую Пилат велел выставить на кресте. Здесь она изображена следующими буквами: RNE и, вероятно, означает: Rex Nazarenus Judaeorum.
39. Справа женщина, держащая в правой руке сосуд с крышкой, а левою опирающаяся на бедро.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

40. Мужчина. Левою рукою взялся за кушак. Правая рука отломлена. Над ним вырезана буква А, которую сейчас не видно.
41. Мироносицы при гробе Христа.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Шестое отделение
42. Христово сошествие в ад
Если бы не надпись DESCEDIT AD I

FEROS, то понять, что изображено на доске было бы затруднительно. В левой руке Христа развернутый свиток, возвещающий преисподней счастливое послание о совершении великого подвига искупления.
43. Вихман, епископ Магдебургский. Архиепископ Вихман фон Зебург (1115-1192) прославился более воинскими подвигами, роскошной жизнью, нежели духовным управлением своего Епископства. Был избран в архиепископа в 1152 году с помощью подкупа.
К вратам не имеет никакого отношения. Предположить, что врата изготовлены по его заказу невозможно, потому что об этом не упомянуто ни в его биографии, не в подробных Магдебургских летописях.
В надписи, окружающей голову фигуры, сказано: WICMANNUS MEGIDEBURGE

PC. Назван епископом (Episcopus) вместо архиепископа, вероятно, по недостатку места на доске. Магдебург с ошибкой: Megideburgensis вместо Magdeburgensis.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

44. Христос среди двух Архангелов
Искупитель здесь изображен по воскресении, как победитель смерти и ада. По обеим сторонам головы Христа выставлено Его сокращенное имя I

C, а над каждым ангелом написано: АРХ

НГЛЪ.
Это последнее изображение на вратах сюжетов, заимствованных из Библии. Следующие четыре доски не имеют никакой связи между собой и неизвестно зачем помещены на вратах.
45. Человек со сломанным мечом в правой руке, а левою держащийся за ножны.

ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Седьмое отделение
46. Три воина на драконе
47. Справа воин, отрубающий голову юноше; оба стоят на множестве детских голов – избиение младенцев?
ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

48. Центавр
Помещение мифологических предметов на христианских художественных произведениях произошло от удобности объяснять скоро и понятно посредством аллегорий и немногих фигур, сделавшихся как бы условным языком всех образованных людей.
Доска была украдена в 1952 году и в том же году реконструирована Н.А. Чернышевым. На подлинной доске левая кисть и стрела были утрачены.
ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть фото ворота в софийском соборе великого новгорода. Смотреть картинку ворота в софийском соборе великого новгорода. Картинка про ворота в софийском соборе великого новгорода. Фото ворота в софийском соборе великого новгорода

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *