воскресенский собор новоиерусалимского монастыря высота
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря, Истра. Архитектор, где находится, фото, история
Воскресенский Собор — главная доминанта ансамбля Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу создателей, должен был стать ландшафтной иконой Святой земли и центром всего Православия. В комплекс также входят две церкви, больничные и кузничные палаты, трапезные, настоятельские покои, погреба для кваса и оборонительные сооружения.
Адрес Воскресенского Собора
Собор располагается по адресу: Московская область, город Истра, улица Советская.
Как добраться на машине
Автомобилем из Москвы нужно ехать по Волоколамскому шоссе до города Истры. Затем по центральным улицам Истры около 5 км, следуя указателям.
Как доехать на общественном транспорте
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря находится в исторической части города. Расстояние от станции Истра до святыни составляет не более 2 км. В нужном направлении ходят автобусы № 4, 22, 25, 33, 34.
Из Москвы до станции Истра можно добраться с Рижского вокзала. Туда следуют поезда № 6123, 6527 и 6529. Время в пути составляет около 1 ч. 30 мин.
История храма
Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.
А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.
Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.
В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.
Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.
Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.
Архитектор и внешняя отделка собора
Внешняя отделка всех зданий комплекса выполнена в классическом национальном варианте барокко. Они выглядят нарядно и вызывают ассоциацию со сказочными теремами. Главный автор архитектурного ансамбля – Патриарх Никон.
Над керамикой работали такие великие мастера как Степан Полубес, Пётр Заборский и Игнатий Максимов.
Архитектурный ансамбль собора
Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:
Внутреннее убранство
У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.
Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.
А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.
Святыни и мощи храма
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:
Наставники
О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.
Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.
Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.
Наставники монастыря:
Патриарх Кирилл | Священноархимандрит |
Безукладников Феофилакт | Наместник монастыря |
Даниил Игумен | Насельник. Благочинный монастыря |
Соловьёв Диодор | Духовник монастыря |
Баглай Гавриил | Уставщик монастыря |
Михеев Анастасий | Ризничий монастыря |
Коноваленко Паисий | Насельник монастыря |
Расписание служб, режим работы
Воскресенский Собор открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. По субботам собор Новоиерусалимского монастыря работает до 21:00, а по воскресеньям до 19:00.Ежедневно проводятся различные Таинства и требы: Крещение, Очное или заочное отпевание, Исповеди, Освящение икон, нательных крестов и автомобилей. Венчания возможны в разрешенные Церковью дни.
Купить билет на экскурсию можно на месте, но касса закрывается на 30 мин. раньше. Время работы экскурсоводов совпадает со временем работы храмов комплекса.
Стоимость посещения музеев и прилегающей территории составляет от 250 до 450 руб. в зависимости от количества объектов. Группы набираются по месту из тех, кто уже приобрел входной билет. Бесплатно осмотреть комплекс без экскурсовода можно при помощи подробных схем храма и монастырского подворья.
Правила посещения храма
Отправляясь на экскурсию в собор, следует одеться подобающим образом и придерживаться определенных правил поведения:
Престольные праздники
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря отмечает более четырех десятков праздников, крупнейшими из которых являются Пасха, Рождество, Вход Господень в Иерусалим и День Елены и Константина равноапостольных.
На Пасху проводятся многочисленные богослужения и проповеди: «Огласительное Слово», «Кондак, тропарь и стихиры», «Пасхальные часы», «Канон с толкованием», «Пасхальное Евангелие».
Празднование Рождества начинается малым колокольным звоном, произнесением псалмов и молитв. Затем под большой колокольный звон зажигают лампады и устанавливают перед центральными вратами иконостаса горящие свечи. Наставники совершают молитву, окуривают кадилом всех собравшихся, читают священное послание к Всевышнему и светильничные молитвы.
На праздник Входа Господнего в Иерусалим проводятся молитвы благословения и освящение ваий. Чтение молитв предваряется окуриванием ветвей, а завершается их окроплением святой водой.
В День равноапостольных Константина и Елены можно посетить службу, посвященную торжеству церкви над ересями и расколами. Послушать учение об иконопочитании и проповедь, рассказывающую об истории праздника.
Интересные факты про собор
Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.
Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.
Информация для посетителей
Воскресенский Собор Нового иерусалимского монастыря всегда открыт для паломников, желающих поклониться святым и поучаствовать в богослужениях. А желающих познакомиться с культурным наследием, архитектурой и древней историей монастыря ждут на экскурсии.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Воскресенском Соборе Новоиерусалимского монастыря
Новоиерусалимский монастырь, Истра, обзор:
Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле
Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Содержание:
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.
Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Вид западной стороны Воскресенского собора
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный памятник русской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона.
В канун светлого Воскресения Христова и праздника Вербного Воскресения всех православных поздравляю с праздником!
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Вид с юго-восточной стороны
Ансамбль Новоиерусалимского монастыря
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.
Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Восточный фасад. Реконструкционный эскиз
Продольный разрез храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах. церковных построек Святой земли». Прорись
В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867
Общий вид храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах. церковных построек Святой земли». Прорись
Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены
Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Акварель Д. Кваренги. Серия «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Внутренний вид. Фото. 1930-х гг.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Святая Кувуклия. Фото. 1870-х гг.
Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вид с восточной стороны. Гравюра. 1870-е гг.
Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.
Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права. приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь.К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.
Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму.
Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.
Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.
Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).
В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.
Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания.
По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.
Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром.
Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича.
Ров вокруг Земляной церкви Новоиерусалимского монастыря
Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Взорванная ротонда храма. Фото. 1942
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Купол часовни Гроба Господня. Современный вид
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Интерьер часовни Гроба Господня. Современный вид
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Иконостас восточного придела. Современный вид
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Изразцовый карниз
Только в 1730-1731 гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра.
Наконец в 1756-1759 гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в
Константина и Елены подземная церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685
Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест.
Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вход в церковь Константина и Елены. Современный вид
Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах.
Ворота и кафедральный собор Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, Россия
При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.
Скит Никона в сентябре 2012 года. На реконструкции.
После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами.
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.
Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации.
Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…
Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора.
Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.
Пещера гроба в Воскресенском соборе в Истре