воскресенский собор в новом иерусалиме

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Источник

Новый Иерусалим и Храм Гроба Господня

Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как пространственная икона Святой Земли. Воскресенский собор, по замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. А создание копии иерусалимских святынь на русской земле давало возможность большому числу православных совершить такое паломничество, как бы сейчас выразились, виртуально.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2019 год

Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана, а затем сослан на север Вологодской области, в Ферапонтов монастырь. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона.

При проектировании собора патриарх Никон ориентировался на объемную деревянную модель храма Гроба Господня. План постройки почти точно повторяет Иерусалимский прообраз. Некоторые элементы воспроизвелены в точности, другие несколько отличаются по масштабу, но совпадают по расположению.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Модель храма Гроба Господня, XVI век

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Кипарисовая модель Храма Гроба Господня, которой пользовался патриарх Никон при строительстве собора

Собор сильно пострадал от пожара в 1726 году, и был возобновлен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749-59 годах. Именно тогда своды собора, изначально украшенные лишь изразцами, дополнились тяжеловесной лепниной в стиле барокко.

Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и роттонды были взорваны, уникальные изразцы лежали среди груды кирпичей. После войны начались восстановительные работы, которые в вялотекущем режиме велись до 1990-х годов.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Впервые я попала в Новый Иерусалим еще в конце 1980-х годов. Собор был на реставрации, войти внутрь не было возможности. Над главным алтарем уже был восстановлен купол, а вот с перекрытием роттонды дело обстояло сложнее. Перекрыть такой большой пролет высоким шатром довольно сложно, конструкция должна быть легкой, чтобы стены выдержали нагрузку. Проект металлической конструкции шатра разработал Нодар Канчели, строительство велось не один год.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Воскресенский собор. Фото начала 1990-х

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Возведение наместника монастыря о.Феофилакта в сан архимандрита. 8 мая 2016 года

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Собор Новоиерусалимского монастыря, 25 января 2015 года. Вид с востока

На последнем фото видно, что собор в своем объеме довольно близко повторяет храм Гроба Господня. Но Иерусалимский Храм очень трудно представить целиком, поскольку он окружен плотной городской застройкой.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалимеХрам Гроба Господня при крестоносцах, вид с востока. Объемно-пространственная модель выполнена студенткой МАРХИ Ариной Хрусталевой, 2018 год

Некоторое представление об объеме Храма Гроба Господня дают фотографии, сделанные из двора, расположенного над храмом царицы Елены, а также с городских стен Старого Иерусалима.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Храм Гроба Господня, вид с востока. Фото сделано автором в 2014 году

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Храм Гроба Господня, вид с городских стен. Фото сделано автором в 2014 году

Наложение планов двух соборов показывает почти полное совпадение основных элементов по размеру и взаимному расположению. Кафоликон (основной алтарь), ротонда, кувуклия, приделы совпадают полностью. Немного смещены колокольня и подземная церковь царицы Елены, но смещение незначительное.

В Иерусалиме подземная церковь находится значительно глубже, соответственно лестница в нее ведет более длинная. Этим обусловлено смещение. На русской земле значительно заглубляться в грунт было опасно из-за грунтовых вод и особенностей климата. Даже при таком заглублении, какое было сделано в Новом Иерусалиме, через пару столетий пришлось выкопать по периметру подземной церкви ров для отвода воды, который существует по сей день.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

В наши дни многие посетители Нового Иерусалима бывали в Иерусалиме настоящем, и потому могут сравнивать и оценивать воплощение никоновской идеи.

Я хорошо помню впечатления от первой экскурсии по собору. В то время теплой и пригодной для служб была только церковь (придел) Успения, а весь остальной собор был в холодным и неуютным, и находился в плачевном состоянии.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Придел Поругания. Фото 2008 года

Я тогда еще не бывала на Святой Земле и никак не могла понять, что означают части храма, посвященные разным моментам Страстей Христовых. Мне представлялось, что они являются символическим отражением Евангельского повествования, собранными в определенной последовательности. Расположение Голгофы и Кувуклии Гроба Господня в одном храме на расстоянии нескольких десятков шагов было вовсе непонятно и осознавалось только в символическом смысле. Словам экскурсовода о том, что Воскресенский собор в точности повторяет Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не получалось верить: мешали толстощекие херувимы на стенах. Я никак не могла представить, чтобы в Иерусалиме было нечто подобное.

Зато после того, как я побывала в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, осмотр Новоиерусалимского собора сопровождался радостью узнавания Прообраза. Я ходила по собору и не замечала нелепой барочной лепнины, потому что видела себя идущей по голым каменным плитам Иерусалима. Я попадала из придела в придел и удивлялась, насколько точно все это воспроизводит Образец. Не требовалось уже большого напряжения фантазии, все было перед глазами.

Для наглядности предлагаю сравнить фотографии главных святынь двух храмов.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Голгофа. Новый Иерусалим

Сама скала Голгофы еще в Средние века была обтесана и обрублена со всех сторон, оказавшись внутри храма. Сейчас части скалы можно увидеть через несколько окошек, оставленных в разных местах. На фото видны застекленные витрины по сторонам престола, сквозь них видна верхняя часть скалы.

Примечательно, что в Новом Иерусалиме воспроизвели и все три отверстия, в которых были установлены кресты, и трещину в скале (см. фото выше).

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Трещина в скале Голгофы, вид из придела Адама. Иерусалим

В трещине установлен прибор, контролирующий ее ширину. За все время измерений она не увеличивалась.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Часть скалы Голгофы, видимая из полукруглого обхода (Скорбного пути). Иерусалим

В Новом Иерусалиме воспроизвели символическое изображение трещины в скале, придав ей дополнительный духовный смысл. По преданию считается, что под Голгофой располагались древние захоронения, где покоились останки Адама. Когда скала треснула, то Кровь Распятого Господа стекла по Кресту в расщелину скалы и омыла череп Адама, смыв с него первородный грех. Именно поэтому на резных изображениях Распятия под Крестом часто изображаются череп и кости.

Поэтому в Новом Иерусалиме нарисовали капли Крови, стекающей по расщелине в камне.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Символическое изображение трещины в скале Голгофы. Новый Иерусалим

Камень Помазания в Иерусалиме находится прямо напротив входа в Храм, и большинство паломников, входя, в первую очередь прикладываются именно к нему. Это место, где, по преданию, Иосиф Аримафейский с Никодимом положили Пречистое Тело Господа, снятое с Креста, чтобы помазать благовониями и обвить Плащаницей перед погребением. Камень покрыт плитой красного мрамора и благоухает драгоценным миром.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Камень Помазания в Иерусалиме

Камень Помазания в Новом Иерусалиме находится на том же месте, но из-за того, что вход в храм с противоположной стороны (с севера, а не с юга), он не сразу оказывается перед глазами входящего человека. Возможно, при Никоне действовал южный вход, но сейчас пользуются северным.

В 2008 году камень Помазания лежал прямо на полу, как в Иерусалиме, и чтобы приложиться в нему, нужно было опуститься на колени. После раставрации камень подняли, и сейчас он находится на уровне порядка 60 см от пола.

Наместник монастыря архимандрит Феофилакт благословляет паломников привозить со Святой Земли миро и возливать на камень Помазания в Новом Иерусалиме. Мы тоже исполнили это благословение прямо в день освящения собора. Сейчас камень благоухает, почти как в Храме Гроба Господня.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2008 год

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2018 год

Иосиф Аримафейский с Никодимом погребли Тело Господа в новом гробе, который находился неподалеку от места Распятия. Только попав в Иерусалим, понимаешь, насколько в действительности близко это было. Еще в XI веке паломники влезали в Гроб Господень сквозь узкий лаз в скале, рассказы об этом сохранились в текстовых источниках, в частности, в «Хождении игумена Даниила». Впоследствии проход был несколько расширен (но и сейчас войти можно, только согнувшись пополам, и только по одному, а в погребальной камере одновременно могут находиться не более трех человек). Скалу, в которой был выдолблен гроб, обтесали и над ней построили часовню, которая носит название Кувуклия. Внутри Кувуклии есть окошко, через которое можно увидеть необработанный камень и представить, как выглядел Гроб Господень изначально.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Кувуклия Гроба Господня. Иерусалим

Кувуклия в Новом Иерусалиме по своим объемам меньше, а по внутреннему пространству несколько больше. Это вполне понятно, ведь ее стены не заключают в себе куски скалы.

Входя в Кувуклию, паломник сначала попадает в придел Ангела, где лежит небольшой округлый камень. Этим камнем закрывалася вход в Гроб Господень, и как сказано в Евангелии, он был весьма велик. Но паломники, посещавшие Святую Землю, отбивали кусочки этого камня и увозили с собой, как святыню. Поэтому камень сильно уменьшился.

В Новом Иерусалиме камень представлен уже таким, каким он был в XVII веке, то есть небольшим. По размеру он примерно соответствует тому, который в наши дни можно видеть в Иерусалиме.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Кувуклия в Новом Иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Кафоликон (центральный алтарь) в Храме Гроба Господня

В Новом Иерусалиме нет проблемы разделения между конфессиями, тут весь храм православный. Центральный алтарь имеет огромный 12-ярусный иконостас. Здесь совершаются торжественные богослужения.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Главный алтарь в Воскресенском соборе, Новый Иерусалим

Сейчас уже трудно сказать, как воспринимали творение патриарха Никона его современники и ближайшие потомки, простые русские паломники, посещавшие Новоиерусалимский монастырь. Получалось ли у них представить себя на Святой Земле, или они испытывали те же трудности, что и я?

Вера русского народа (именно простого народа, а не образованного на западный лад дворянства) была в те времена простой и искренней. Поэтому я думаю, что люди вполне могли не задаваться сложными вопросами, а просто верить. И поклоняться в Воскресенском соборе, как поклонялись бы в Иерусалиме, куда у них не было надежды попасть.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. План

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План

1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Место явления Христа Марии Магдалине, 5 – Франсисканский придел Бичевания, 6 – Церковь Воскресения Господня (Кафоликон) Иерусалимского патриархата, 7 – Место явления Христа Своей Матери после Воскресения (католическое предание), 8 – Место, где был узнан Крест Господень (католическое предание), 9 – католическая ризница, 10 – Придел Пресвятой Богородицы, 11 – Придел Темницы Господней, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Ниша с колонной бичевания, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Место, где был обретен Голговский крест, 18 – Придел Авраама (Иоанна Предтечи), 19 – Канцелярия греческой патриархии, 20 – Хранилище святынь, 21 – Лестница Марии Египетской (вход замурован), 22 – Камень Помазания, 23 – Лестница на Голгофу, 24 – Скорбный путь, 25 – Место, где стояли Жены Мироносицы во время Распятия, 26 – Вход в Храм.

Источник

Новый Иерусалим

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь — Русская Палестина. Образ Святой Земли в городе Истра (до 1930 года — Воскресенск), созданный по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси. В Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя. В 1657 году в Воскресенском монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящен первый деревянный храм.

Святейший Никон был патриархом Московским и всея Руси 14 лет (1652—1666 гг.). В 1666 году патриарх Никон осужден церковным Собором с участием Вселенских Патриархов, низложен и сослан простым монахом в другие монастыри. Умер Святейший Никон в 1681 году так и не увидев завершение строительства Нового Иерусалима. В наше время процесс «изгнания» Святейшего Никона назвали бы «политическим» — как оппозиционер стал неугоден царю. После осуждения и ссылки Святейшего Никона обитель пережила период разорения и запустения. Однако в 1685 году, когда совершилось освящение Воскресенского собора, в монастыре было уже 200 насельников.

В 1903 году монастырь посетил император Николай II со своей семьей. Воскресенский монастырь был царским богомольем, в соборе находились приделы в честь Небесных покровителей членов дома Романовых.

В революционное время в 1919 году Воскресенская святыня была закрыта, стала краеведческим музеем «Новый Иерусалим».

В 1941 году немецко-фашистские войска (саперы дивизии СС «Райх») взорвали собор Воскресения Христова. В советское послевоенное время монастырь восстанавливался в 1970-е годы. С 1994 года монастырь стал вновь действующим.

Если добираться до Нового Иерусалима на электричке, то лучше доезжать до станции «Новоиерусалимская», а не до станции «Истра». От станции до монастыря около 15–20 минут пешком.

Источник

Воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Справа от входа находится придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери — точным списком чудотворного образа.

В трапезе придела погребен Иоанн Корнильевич Шушерин (†1689) — жизнеописатель Патриарха Никона, воспитанный «при бедре» Святителя, проведший десять лет в ссылке за преданность ему и завещавший похоронить себя близ гроба своего учителя.

Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого — с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе — современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Камень миропомазания

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Святая Голгофа

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, — кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков — царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса — совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда — житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII — XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750—1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786—1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых — щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Приделы Страстей Господних

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» — в древнем Иерусалиме, и «зде» — и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, — «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

16 декабря 1999 года церковь освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя — священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых — мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Гроб Господень

воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть фото воскресенский собор в новом иерусалиме. Смотреть картинку воскресенский собор в новом иерусалиме. Картинка про воскресенский собор в новом иерусалиме. Фото воскресенский собор в новом иерусалиме

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим — в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями — пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19—20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15—16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой — это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея — Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *