воскресенский собор в осташкове
Воскресенская церковь в Осташкове
Воскресенская церковь в Осташкове Al Shipilin, Wikicommons
На живописном берегу Селигера расположился действительно уникальный ансамбль: две каменные церкви — затейливо претенциозная и аскетично строгая — с двумя колокольнями. Одна из них эффектно выделяется своей внушительной шатровой колокольней и богатым убранством — это и есть любимый осташковцами Воскресенский собор.
Историческая справка
Конец 17 века знаменуется активным возведением в Осташкове каменных храмов, самым первым из которых стал собор Воскресения Христова с колокольней — строительство церкви завершилось в 1689 г.
Немного позднее у него появился каменный сосед — Троицкий собор. В целом возведение сразу двух каменных церквей для скромного по размерам Осташкова стало событием действительно неординарным. В последующие годы Вознесенский собор несколько раз расширялся, завершающая перестройка последовала в середине 19 века, в результате чего древнерусский стиль церкви сменился на новый, более классический.
История храма в советские годы не выбивается из ряда других трагических историй, приключившихся с русскими церквями: с приходом советской власти собор Воскресения Христова закрыли, роскошную настенную роспись заштукатурили, а храмовые помещения отдали под склады Осташковторга.
Архитектурный облик Воскресенского собора
Первоначально Воскресенская церковь имела характерные черты знаменитого русского узорочья: затейливые формы, обилие и изящество декора, живописность силуэта.
В середине 19 века во время перестройки многие архитектурные детали были сбиты и заменены новыми, и храм приобрел более строгий современный облик, а вот колокольня собора свои древнерусские очертания сохранила: восьмигранный столп, выполненный в готическом стиле, венчает ажурный шатёр, а каждая из граней украшена арками, полуколоннами и оконными наличниками.
Соборная роспись
Собор Воскресения Христова расписывали осташковские мастера; живописцы сделали его интерьеры красочными и живыми (в отличие от соседнего Троицкого собора, где роспись была более формальной и сумрачной). В 1960—1980-х гг. в соборе проводились реставрационные работы по восстановлению закрашенной в советские годы настенной живописи, в результате чего были расчищены композиции на тему страстей Христовых, которые представляют огромную художественную и историческую ценность.
Вознесенский и Троицкий соборы — это единственные каменные постройки Осташкова, относящиеся к 17 веку, которые сохранились до наших дней.
Как добраться
Адрес: г. Осташков, ул. Володарского, 5.
Добраться до собора можно на автобусе № 3 (остановка «Речной вокзал»), оттуда необходимо пройти около 500 м.
Воскресенский собор (Осташков)
Контактная информация
В конце XVII века на месте ранее существовавших деревянных храмов, уничтоженных пожаром в 1676 г., в Осташкове возводятся каменные церкви. Первым каменным храмом стал пятиглавый Воскресенский собор с колокольней, строительство которого началось в 1677 году и было окончено в 1689 г. Собор являлся одним из самых больших, величественных сооружений на тверских землях того периода. Рядом чуть позднее (в 1685 г.) был заложен каменный Троицкий собор. Строительство почти одновременно двух каменных соборов в таком небольшом городе, каким был Осташков, было событием исключительным.
Вместе с храмом строились приделы – во имя Рождества Предтечи Господня Иоанна (по правую сторону) и во имя Успения Пресвятой Богородицы, преподобного Иосифа Волоцкого (по левую сторону). За Иосифовским приделом располагалась ризница, под Предтеченским приделом – два погреба. В 1750–1758 гг. Воскресенский собор значительно расширили, с юга и с севера устроили просторные приделы. Успенский придел был распространен, выстроен придел Рождества Христова.
Последнюю значительную перестройку собора произвели в 40-х гг. XIX века, в результате храм утратил свои древнерусские архитектурные формы, приобрел новый классический вид. В 1930-х гг. Воскресенский собор был закрыт, настенная роспись заштукатурена и закрашена, в помещениях храма в течение долгого времени размещался склад «Осташковторга».
Архитектура Воскресенского собора
Собор Воскресения Христова представляет собой перекрытый сомкнутым сводом бесстолпный четверик, увенчанный пятью главами. С западной стороны – двухстолпная трапезная, также перекрытая сомкнутым сводом, с восточной – полукруглые алтарные апсиды, с севера и юга – приделы. Колокольня при храме восьмиугольная готической архитектуры, островерхая и без крыши, до самой главы сложенная из кирпича. В каждом из трех ярусов сужающегося верха (шпиля) устроено по восемь окон. Когда в праздники устраивалась иллюминация, эти окна придавали колокольне особенно привлекательный вид. Всего колоколов в звоннице было 19, самые тяжелые весили 200 пудов, затем – 170 пудов и т.д. По свидетельству протоирея Феодора Прусавецкого, из-за размеренного подбора колокола издавали редкий звон.
В течение более чем трех веков своего существования Воскресенский собор неоднократно перестраивался, менялись размеры храма, его внешний вид и интерьеры. Изначально собор имел архитектурные особенности, свойственные «дивному узорочью» XVII века: наборные наличники, сложенные из фигурного кирпича, вход был обрамлен массивными порталами с резными «дыньками», углы четверика были сопровождены витыми полуколоннами, у основания барабанов – ажурные кокошники, а на барабанах – аркатурно-колончатые пояса. Все эти архитектурные детали украшали массивные стены храма, придавали изящество и особую теплоту его облику.
В результате последней перестройки середины XIX столетия, собор во многом лишился первоначальных древнерусских форм, вид его стал более классическим. Плоские стены храма отчетливо расчленены высокими окнами и пилястрами, четверик увенчан со всех сторон классическими треугольными фронтонами, с запада, севера и юга – небольшие колонные портики.
Колокольня Воскресенского собора сохранила до настоящего времени первоначальные древнерусские формы – высокий восьмигранный готический столп имеет широкий ярус звона и увенчан ажурным шатром с небольшим барабаном и главкой. Колокольня имеет простые и лаконичные формы, но украшена выразительным декором: арочками, небольшими полуколоннами, «наборными» наличниками окон. Она «играет» каждой своей гранью.
В Воскресенском соборе сохранилась монументальная настенная роспись. Живопись, восстановленная в 1960–1980-х гг., представляет уникальную художественную и историческую ценность. Собор с приделами Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, Иосифа Волоцкого и Иоанна Предтечи перестраивался неоднократно и украшался все новой настенной росписью, выполненной маслом.
Самая ранняя роспись, датируемая серединой XVIII века, была открыта в начале 1980-х гг., в ходе реставрационных работ. При расчистке свода четверика реставраторы обнаружили монументальные композиции на тему страстей Христовых: «Распятие с предстоящими» (1750–1760-е гг.), «Несение Креста», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» (1770–1780-е гг.). Все композиции многофигурные и динамичные, выполненные на высоком профессиональном уровне. Наибольшую ценность представляет композиция «Распятие с предстоящими», т.к. она имеет авторскую надпись художника Еремея Уткина и позволяет составить представление об особенностях художественной школы Осташкова XVIII столетия. Самая древняя часть собора – четверик – выстроен из большемерного кирпича. В отличие от других, роспись «Распятие с предстоящими» нанесена на тонкой известковой обмазке, а не на ровной штукатурке, вследствие чего через живопись хорошо просматривается структура кирпичной кладки. Эта композиция Е. Уткина – первая настенная роспись каменных храмов Осташкова. Роспись указывает на высокое мастерство художника, в ней прослеживается характерный стиль столичной барочной церковной живописи, который мастер освоил в совершенстве. Эта работа позволяет предположить, что заказчики росписи ориентировались на произведения столичных художников.
Большую ценность представляет и настенная живопись Воскресенского собора. Роспись стен четверика и центральных алтарных апсид выполнена в 1770–1780-х гг. Живопись, расположенная в несколько рядов, воспроизводит события из Нового Завета: «Христос и грешница», «Поклонение волхвов» и др. Откосы стен и окон украшены как сюжетами из Евангелия, так и образами Святителей и мучеников: «Мария Египетская», «Святая равноапостольная Фекла» и др. Особое место в тематике росписей занимают образы Святых Русской Православной Церкви – прославленные подвижники православной веры князья Борис и Глеб, князь Александр Невский, митрополит Московский святитель Алексий, убиенный царевич Дмитрий. На стенах также представлены образы князя Михаила Черниговского, Феодора боярина Черниговского, князя Петра Муромского, Кирилла Новоезерского, мученика Иакова Пермского, князя Михаила Тверского, святителя епископа Арсения Тверского. Особое место на западной стене занимает образ святого мученика Евстафия, заказчики росписей явно пожелали увековечить память о легендарном основателе города Осташкова – Евстафие по прозвищу Осташко.
Нижний ряд композиций создан в середине XIX века, когда были переписаны композиции, сохранившиеся с 1770 г. Роспись выполнена, скорее всего, тоже местными мастерами. На северо-западном склоне свода трапезной Воскресенского собора частично сохранилась орнаментальная роспись конца XVIII столетия, которая выполнена в технике гризайль. А в конце XIX века своды трапезной были украшены живописными композициями «Коронование Марии», «Встреча Марии с Елизаветой», «Отечество».
Троицкий и Воскресенский соборы, возведенные для прихожан Патриаршей и Иосифовской слобод – это сегодня единственные сохранившиеся каменные здания города Осташкова конца XVII века.
Барсегян Т. В. Земля Истока. Очерки культуры Верхневолжья. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
Собор в честь Вознесения Господня г. Осташков
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Воодушевленные поддержкой земляков, старицы испросили в 1673 году у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Питирима святительское благословение на основание монастыря, а также обратились к Великому Государю царю Алексею Михайловичу и получили позволение построить монастырь при водах Селигера, на месте называемом Старое Струговище, в расстоянии версты от Осташкова.
Вскоре на выбранном месте возвели небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери Знамение, с приделом св. Илии пророка и трапезной. Хозяйство монастыря еще не было налажено и поэтому старицы жили милостыней и ежегодным царским подаянием, которых, впрочем, не всегда хватало.
В эти годы количество сестер, которых уже было 50, пополнилось еще на 11, за счет упразднением Пелагеиной пустыни, где образовался погост Рогожа.
Следующей игуменьей стала Олимпиада, старанием которой в 1762 году приобретены в вечное владение острова Ивановский и Перетерье с покосами, и, что особенно важно, в 1764 году монастырь стал штатным, то есть получающим ежегодное государственное денежное пособие.
Потом управляли монастырем игуменьи: Александра (в схиме Олимпиада), Евпраксия (Евдокия), Евстолия (Евпраксия).
В 1799 году монастырь получил во владение ловли на Волге, при деревне Починки, и в озере Волосце, 17 десятин земли в пустоши Николаевской, при реке Тихвине, и мельницу при реке Песочне, что стало подспорьем в хозяйстве обители.
При игумении Марии в 1840-1843 годах были построены уже в камне одноэтажная трапезная и амбар с погребом. По распоряжению епархиального начальства и по благословению Св. Синода в
1844 году образовался в монастыре приют для бедных девиц духовного звания, где помимо пропитания обучались они наукам и хозяйствованию.
В 1849 году определена была игуменьей монастыря монахиня Агния, о которой в своих воспоминаниях о духовных лицах пишет граф М В. Толстой (см. кн. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Изд. Валаамского монастыря. М. 1995).
Игуменье Агнии в старости ее суждено было испытать тяжкую скорбь: 8 июня 1868 года вспыхнул в городе Осташкове сильный пожар. Сгорел Знаменский монастырь, но иконы и утварь церковная были спасены.
Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь и перевести из него игуменью с сестрами в Новоторжский Воскресенский монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления.
Через несколько месяцев после пожара игуменья с сестрами могли возвратиться в свою обитель. Погоревший храм был отремонтирован и достроен новой колокольней и двумя приделами Божией Матери и св. Илии пророка.
Монастырь был отстроен в камне: корпуса для сестер, 2-х этажная гостиница за оградой, просфорня, с помещением для живописной, больница, прачечная; была проведена вода из озера. Вновь открылось училище для бедных девиц. В то время несколько лет управляла монастырем схиигумена Амвросия, известная своей перепиской (издана в Твери в 1908 году) с преп. Амвросием Оптинским, духовной дочерью которого она была.
После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея.
За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.
С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.
Воскресенская церковь
Фото и описание
Воскресенская церковь является частью комплекса Соборной площади. Деревянная церковь Воскресения в документах Иосифовской Осташковской слободы упоминается с 1622 года.
В конце 17 века Осташков стал большим городом, численность населения которого быстро росла, активно развивалась торговля. Это способствовало оживлению здесь строительства. Поэтому после того, как в 1676 году сгорела деревянная Воскресенская церковь, было начато строительство нового каменного храма.
Новый каменный храм с южным приделом и трапезной строился на том же месте в период с 1677 по 1689 годы на средства жителей Иосифовской слободы. Церковь имела пять престолов: в холодной части: Преподобного Иосифа Волоцкого, Воскресения Христова и Рождества Иоанна Предтечи, в теплой части: Рождества Христова и Успения Божией Матери.
Вместе с церковью была возведена и шатровая колокольня с северной стороны от нее. В 1749-1753 годах к храму был пристроен Христорождественский придел. В 1770 году церковь украсили лепниной и фресками, которые выполнил крепостной художник господ Хвастовых, Лаврентий Яковлев.Переделки, выполненные в 1770-1792 годах придали внутреннему убранству храма барочный вид.
В конце 19 века колокольня несколько накренилась к северу. В 1894 году его отремонтировали. На колокольне находилось 15 колоколов: самый крупный, 5600-пудовый, отлили в 1845 году, 200-пудовый – в 1851 году. После закрытия храма колокола были сняты.
Здание Воскресенской церкви выполнено в типичных традициях ярославской храмовой архитектуры второй половины 17 века. Колокольня состоит из восьмигранного высокого столпа, который заканчивается ярусом звона, над которым возвышается шатёр, завершающийся круглым барабаном с небольшой главкой с ажурным крестом.
О первоначальном облике храма можно судить только по немногочисленным сохранившимся фрагментам декора, которые виднелись на фасадах. Все остальные элементы убранства 17 века скрыты более поздними пристройками или толстым штукатурным слоем.
В ходе реставрации, проводимой архитектором В.И. Якубени, были сделаны многие интересные открытия и наблюдения. Стоящая с Воскресенской церковью высокая колокольня вызывала некоторое недоумение своими формами. Ее декор и композиция повторяют типичные ярославские колокольни. Она почти аналогична колокольне соборного комплекса в Коровниках (Ярославль), которая имеет практически такую же композицию и декор шатра. Двусветный бесстолпный четверик храма с приделами и трапезной увенчан традиционным пятиглавием и двумя рядами кокошников. Постаменты барабанов пятиглавия тоже украшены кокошниками.
Реставрированные фрагменты композиции Страшного суда, фигуры и лики святых, роспись Воскресенской церкви являются интересным живописным памятником местных мастеров.
Воскресенская церковь (Осташков)
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь) — православный храм в Осташкове.
Церковь и её отдельно стоящая шатровая колокольня были построены в 1677-1689 гг. Это старейшие из сохранившихся зданий города. [1] Первоначальный вид церкви искажён многочисленными позднейшими переделками.
Храм представляет собой каменную пятиглавую пятипрестольную церковь. С востока — алтарная апсида, с запада — трапезная, крытая сомкнутым сводом, с юга и севера — приделы. Церковь украшена: на барабанах — аркатурно-колончатые пояски, по фасадам — наличники из фигурного кирпича.
Долгое время она принадлежала в силу дарения князем Волоцким Иосифо-Волоцкому монастырю. [2]
Позже, к 1697 году, рядом с Воскресенской церковью был возведён Троицкий собор.
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Воскресенская церковь (Осташков)» в других словарях:
Осташков — город, р.ц., Тверская обл. В XV в. на берегу оз. Селигер была сл., которая согласно преданию по имени первопоселенца рыбака Евстафия называлась Осташевской или Осташковской (Осташ, Остатка формы православного имени Евстафий). В 1770 г. из… … Географическая энциклопедия
Осташков — Осташков. Вознесенский собор Знаменского монастыря. ОСТАШКОВ, город (с 1770) в Тверской области России. 26,8 тыс. жителей. Пристань на озере Селигер. Железнодорожная станция. Кожевенная, пищевая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 16… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Осташков — город (с 1770) в России, Тверская обл., пристань на оз. Селигер. Железнодорожная станция. 23,1 тыс. жителей (1998). Кожевенная, швейная, пищевая промышленность. Краеведческий музей. Известен с XVI в. Памятники архитектуры XVII в.,… … Энциклопедический словарь
Осташков — В Тверской области, областного подчинения, районный центр, в 190 км к западу от Твери. Расположен на Валдайской возвышенности, на полуострове в южной части озера Селигер, вытянут вдоль береговой линии. Пристань. Железнодорожная станция на … Города России
Осташков — город (с 1770) областного подчинения, центр Осташковского района Калининской области РСФСР. Расположен на полуострове в южной части озера Селигер. Пристань. Ж. д. станция на линии Великие Луки Бологое, на автодороге в 199 км от Калинина.… … Большая советская энциклопедия
Тверь — У этого термина существуют и другие значения, см. Тверь (значения). Город Тверь … Википедия
Селижаровский район Тверской области — Селижаровский район Страна Россия Статус … Википедия
Селижаровский район — Герб (описание) … Википедия
Торжокский район — Герб (описание) … Википедия
Калинин (город) — Это статья о городе; возможно, вам нужна статья об одноимённой железнодорожной станции. Город Тверь Герб … Википедия