воскресенский собор в пугачеве саратовской
Кафедральный собор Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева)
Кафедральный собор Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева) один из старейших действующих храмов области. Построен: В 1899 году по инициативе городского головы С. О. Локтева на средства семьи Локтевых и пожертвования городских купцов. Архитектор: Алексей Маркович Салько.
Главный престол собора был освящен 12 сентября 1899 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским; †1907), на следующий день было совершено освящение правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. При храме была также устроена колокольня, на которой было три колокола: большой, весом 624 пуда, был отлит в Саратове, средний, весом 300 пудов, был отлит в Ярославле, и малый, весом 200 пудов.
В годы Советской власти: В 1936 году была уничтожена колокольня собора. Предполагалось уничтожение и самого храма, но по неизвестным причинам намерение свое гонители не исполнили. В ноябре-декабре 1935 года было арестовано практически все духовенство города Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1937 году храм был окончательно закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. В 1942 году в нем были возобновлены богослужения, но передан верующим храм был только в 1945 году.
Престолы: основной — в честь Воскресения Христова, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, левый – в честь Покрова Божией Матери. Освящен: 12-13 сентября 1899 года. Настоятель: Протоиерей Владимир Растопшин. Богослужения: ежедневно литургия в 8.00, вечернее богослужение в 16.00.
Службы, действующие при храме:
— Свято – Сергиевская воскресная школа для детей, состоящая из трех возрастных групп: от 4 до 10 лет, от 10 до 18 лет.
При храме построено здание, в котором проходят по праздникам организовываются чаепития для прихожан. Приписаны: молельная комната при городской больнице, храм-часовня во имя Святого великомученика Димитрия Солунского г. Пугачева.
Церковно-социальная деятельность: оказывается помощь малоимущим, людям в трудной жизненной ситуации. Оказывается помощь духовной литературой ИК-4, ИК-17. Духовенство храма сотрудничает с ОВД г. Пугачева.
Адрес: 413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Топорковского, 12; тел.: (845-74) 2-26-34.
Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов-Пугачев, поезд до г. Пугачев. Расстояние от г. Саратова до г. Пугачева 250 км.
Свято-Воскресенский соборный храм, г. Николаевск (Пугачев)
Настоятель: протоиерей Владимир Растопшин
Освящен: 12-13 сентября 1899 года.
Богослужения: ежедневно литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00 (в летнее время), в 16.00 (в зимнее время).
Службы, действующие при храме: воскресная школа, состоящая из трех возрастных групп: от 4 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 22 до 65 лет. Преподаются Закон Божий, толкование на Евангелие, музыка. При воскресной школе действует кукольный кружок.
Церковно-социальная деятельность: оказывается материальная помощь малоимущим, людям в трудной жизненной ситуации. Оказывается помощь духовной литературой ИК-4, ИК-17. Приходом издается ежемесячная газета «Николаевский православный вестник». Духовенство храма сотрудничает с ОВД г. Пугачева.
Адрес: 413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Топорковского, 12; тел.: (845-74) 2-26-34.
Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов-Пугачев, поезд до г. Пугачев. Расстояние от г. Саратова до г. Пугачева 250 км.
Построен: В 1899 году по инициативе городского головы С. О. Локтева на средства семьи Локтевых и пожертвования городских купцов.
Архитектор: Алексей Маркович Салько.
Из истории: Проект постройки каменной соборной церкви в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области) был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 года.
Собор возводился долго, более двадцати лет. В 1895 году работы по постройке храма были приостановлены в связи со смертью главного ктитора, С. О. Локтева. Они возобновились только через четыре года — в феврале 1899 года трудами местного священника Василия Парадоксова, председателя церковного попечительства.
Главный престол собора был освящен 12 сентября 1899 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским; †1907), на следующий день было совершено освящение правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. При храме была также устроена колокольня, на которой было три колокола: большой, весом 624 пуда, был отлит в Саратове, средний, весом 300 пудов, был отлит в Ярославле, и малый, весом 200 пудов.
В годы Советской власти: В 1936 году была уничтожена колокольня собора. Предполагалось уничтожение и самого храма, но по неизвестным причинам намерение свое гонители не исполнили. В ноябре-декабре 1935 года было арестовано практически все духовенство города Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1937 году храм был окончательно закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. В 1942 году в нем были возобновлены богослужения, но передан верующим храм был только в 1945 году.
В наши дни: При храме действует воскресная школа и православное молодежное общество.
В 2019 году проводились реставрационные работы по фасаду храма. Благоустроена территория собора – засыпан плодородный слой земли, устройство монолитных дорожек.
Приписаны: молельная комната при ЦРБ в с. Тургеневка Пугачевского района,
храм-часовня во имя Святого великомученика Димитрия Солунского г. Пугачева.
Православный собор в городе старообрядцев
Кафедральный собор Воскресения Христова в городе Пугачёве я увидел сначала издали, когда мы проезжали через город.
На следующий день после Крещения я съездил из Заречного в Пугачёв, город посмотреть, пофотографировать.
Первым местом, куда я отправился, был кафедральный собор.
Заглянул в него, там шла служба. Не самый удобный момент, чтобы ходить по церкви и рассматривать её внутреннее убранство.
Снаружи храм выглядел великолепно,
вот вид на храм с противоположной стороны, из парка.
В 1936 году была уничтожена колокольня собора, взамен её сооружена звонница.
Видимо с функциями она справляется, колокола есть куда размещать, поэтому о колокольне здесь не задумываются.
Многие старинные здания в Саратовской области сложены из красивого кирпича и эти здания можно отличить по внешнему виду.
Из такого же кирпича сложено небольшое здание с надписью «Церковная пекарня».
Во многих храмах и монастырях видел продаваемый хлеб и выпечку. Некоторые монахи несут такой урок, а вот церковную пекарню в первый раз увидел.
О недавно прошедшем церковном праздники напоминала следующая инсталляция.
Обычно так оформляется Рождественский вертеп, но надпись внутри напоминала о Крещении.
Пугачёв находился в центре обитания старообрядцев, в его окрестностях было несколько старообрядческих монастырей. Если учесть, что среди старообрядцев было много богатых людей, то понятно отношение к православию в городе, где лишь в середине XIX века появилась православная церковь, да и то деревянная.
Каменный Собор Воскресения Господня строился долго — с 1875 по 1899 год. Архитектором был знаменитый саратовский зодчий Алексей Маркович Салько Архитектурный стиль салькоко — почти Сальковск, а не Саратов
В 1937 году храм был закрыт. Использовали его помещение стандартно для сельской местности — в качестве зернохранилища. В 1942 году в храме были возобновлены богослужения, но передан верующим собор был только в 1945 году.
И что удивительно — при Хрущеве собор уже не трогали.
Адрес: Россия, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Топорковского, 12
Воскресенский собор в пугачеве саратовской
Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в городе Николаевске (это историческое название города, современное — Пугачев) Покровской и Николаевской епархии — это один из старейших действующих храмов Саратовской митрополии. Построенный в конце XIX века, главный храм Николаевска и поныне остается не только самым красивым зданием города, но и самым высоким. С какой стороны ни подъезжать к городу, стоящий в центре Воскресенский собор виден за несколько километров.
Инициатором его строительства был почетный гражданин Николаевска, городской глава Семен Осипович Локтев. Он же стал ктитором строящегося храма, председателем приходского попечительства и строительного комитета. Подготовительные работы по заготовке камня и рытью канав для фундамента производились в 1874–1875-х годах. А сама закладка была совершена 9 мая 1876 года епископом Самарским, Преосвященнейшим Герасимом (по тогдашнему административно-территориальному делению Николаевск относился к Самарской губернии, а его храмы, соответственно,— к Самарской епархии).
Собор строился по проекту выдающегося зодчего Алексея Марковича Салько, с 1870 по1914 год бывшего городским архитектором Саратова. Именно ему Саратов обязан своими самыми красивыми зданиями. Всего по его проектам в губернском центре и в уездах было возведено свыше двухсот объектов. Проект А. М. Салько был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 года. (Этот документ сохранился и ныне находится в Пугачевском краеведческом музее имени К.И. Журавлева).
Собор строился долго, более двадцати лет. Причина в том, что одновременно с ним в городе возводились еще два храма — кладбищенский, в память мученической кончины Царя-освободителя Александра II, и единоверческий. На эти сооружения оттягивались средства, на которые мог бы быть закончен собор. Главным помощником в деле постройки собора для Локтева был житель Николаевска Антон Герасимович Безруков.
С.О. Локтев жертвовал на постройку свои личные средства, находил и других жертвователей. Николаевские старожилы вспоминали, что мужики с окрестных деревень везли на лошадях возы с куриными яйцами, из которых замешивали раствор из извести для кладки кирпича.
В 1895 году С.О. Локтев умер. В это время, по-видимому, работы были близки к завершению. С апреля месяца 1896 года заботу о завершении строительства собора взял на себя купец Василий Алексеевич Елагин. Он согласился принять звание церковного старосты и председателя попечительства по просьбе Локтева, которую Семен Осипович высказал незадолго до смерти.
В феврале 1899 года на должность председателя церковного попечительства был выбран приходской священник В.И. Парадоксов. На долю отца Василия выпали заключительные хлопоты по под- готовке собора к освящению.
Собор достраивался и украшался на пожертвования благотворителей. Кто заказывал иконостас, кто оплачивал литье колоколов, кто покупал церковную утварь, священнические облачения, киоты. Большую помощь строительству оказали вдова С.О. Локтева, купец И.П. Желаев, Мокроусова, Меньков, Г.Н. Попов, И.И. Иселаев. О пожертвованиях на собор свидетельствуют билеты государственной комиссии погашения долгов на вечный вклад, хранящиеся в Пугачевском краеведческом музее.
В 1899 году завершилось строительство величественного пятиглавого каменного храма. Собор был освящен 12 сентября 1899 года Высокопреосвященным Гурием (Буртасовским; †1907), епископом Самарским и Ставропольским. (Ставрополь — город в Самарской губернии, ныне Тольятти). Владыка освятил Престол главного придела и совершил Божественную литургию. Собор в этот день был переполнен молящимися. По окончании Литургии архипастырь произнес приветственное слово к гражданам Николаевска по случаю радостного дня освящения «велелепного храма Господня». На следующий день в Воскресенском соборе было совершено освящение правого придела в честь Чудотворного Казанского образа Божьей Матери. Этот придел храма был сооружен на средства купца И.П. Желаева.
Рядом с собором была построена трехъярусная колокольня, тоже каменная. Большой колокол был отлит в Саратове; он весил 624 пуда. Второй, весом в 300 пудов, привезли из Ярославля. Третий, самый маленький колокол весил 200 пудов.
После революции храм в честь Воскресения Христова, в отличие от многих других, не был закрыт. Но в ноябре-декабре 1935 года было арестовано практически все духовенство города Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). Некоторое время в Воскресенском храме совершал службы священномученик Александр (Трапицын), который с 5 февраля по 3 июля 1935 года был архиепископом Пугачевским. Владыка Александр был расстрелян 14 января 1938 года; канонизирован в 2000 году.
До 1937 года храм продолжал оставаться действующим. С колокольней же новые «хозяева жизни» расправились еще в 1931 году. После праздника Крещения Господня с нее были сброшены колокола. Они с грохотом разбивались о мостовую, вдавливая ее глубоко в землю. По воспоминаниям местных жителей, самый большой колокол не разбился. Его пытались увезти, но трактор «Интернационал» только беспомощно прыгал на другом конце троса, тщетно пытаясь сдвинуть непосильную для него тяжесть. Потом колокол взорвали и увезли по частям. А в 1936 году взорвали и саму колокольню. Огромные глыбы от нее в течение нескольких лет не могли вывезти из центра города. Планировалось уничтожить и сам Воскресенский храм, однако по каким-то причинам это намерение не осуществилось. Есть версия, что храм спас, как это ни парадоксально, тогдашний первый секретарь райкома Борис Александрович Душков. Он сослался на захламление города остатками колокольни. Но в 1937 году храм был окончательно закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. И только во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, храм открыли заново. Воскресенский собор пережил свое второе рождение. Его восстанавливали буквально по крупицам: верующие несли из дома все необходимое.
Уже после перестройки при храме была возведена звонница взамен некогда разрушенной безбожниками колокольни. Ее строительство осуществлялось по инициативе Пугачевской районной власти и священнослужителей Воскресенского храма. Завершилось оно в 2006 году. Работы по возведению звонницы осуществлялись на пожертвования прихожан и при активном участии предпринимателя В.Ю. Сгибнева.
В сентябре 2007 года храм встречал колокола, привезенные из Воронежа. Для новой звонницы отлили пять колоколов весом 100, 42, 25, 18 и 7 килограммов. Колокола с таким весом составляют «малую звонницу». В декабре 2007 года на праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, город более чем через семь десятилетий вновь услышал колокольный звон. А в мае 2008 года был освящен большой колокол весом в 844 килограмма. Основным жертвователем для его приобретения стал С.А. Смирнов. Освящение этого главного колокола «Благовест» совершил Преосвященнейший Лонгин, Архиепископ (ныне Митрополит) Саратовский и Вольский. В настоящее время Свято-Воскресенский храм — центр духовной жизни города.
Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев
Кафедральный собор Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева) один из старейших действующих храмов области. Построен: В 1899 году по инициативе городского головы С. О. Локтева на средства семьи Локтевых и пожертвования городских купцов. Архитектор: Алексей Маркович Салько.
Показать полностью.
Главный престол собора был освящен 12 сентября 1899 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским; †1907), на следующий день было совершено освящение правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери.
При храме была также устроена колокольня, на которой было три колокола: большой, весом 624 пуда, был отлит в Саратове, средний, весом 300 пудов, был отлит в Ярославле, и малый, весом 200 пудов.
В годы Советской власти: В 1936 году была уничтожена колокольня собора. Предполагалось уничтожение и самого храма, но по неизвестным причинам намерение свое гонители не исполнили. В ноябре-декабре 1935 года было арестовано практически все духовенство города Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1937 году храм был окончательно закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. В 1942 году в нем были возобновлены богослужения, но передан верующим храм был только в 1945 году.
Престолы: основной — в честь Воскресения Христова, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, левый – в честь Покрова Божией Матери. Освящен: 12-13 сентября 1899 года.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
Православное Заволжье
Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу.
Протоиерей Игорь Фомин
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
Православное Заволжье
Димитриевскую родительскую субботу установили по благословению преподобного Сергия Радонежского и по просьбе благоверного князя Димитрия Донского.
Показать полностью.
В допетровской Руси в Успенском соборе Московского Кремля хранили синодики с именами погибших за Отечество воинов и поминали их в дни родительских суббот.
А у вас есть помянник? Что еще напоминает вам о почивших родственниках?
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
5 ноября – День памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.
В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева.
Я́ко Госпо́день учени́к, восприя́л еси́ пра́ведне, Ева́нгелие, я́ко му́ченик, и́маши е́же неопи́санное, дерзнове́ние я́ко бра́т Бо́жий, е́же моли́тися, я́ко иера́рх: моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
4 ноября – Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября/4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Тропарь праздника, глас 4:
Засту́пнице усе́рдная, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, и всем твори́ши спасти́ся, в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим. Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице, и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми, и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя, избавле́ния всех зол, всем поле́зная да́руй, и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
31 октября – День памяти святого апостола и евангелиста Луки, иконописца (I).
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды.
Показать полностью.
Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк. 2, 19; Лк. 2, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Апо́стольских дея́ний сказа́теля, и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля, Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви, пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим, я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи, естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща, и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
26 октября – Празднование Иверской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Показать полностью.
Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.
Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.
В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).
На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.
Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.
Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.
От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице, исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно, с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней. Та́ко и мою́ не́мощь посети́, и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я, и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
Свет Божьей Любви
Я был однажды в одной семье. На холодильнике в их доме я прочитал надпись красного цвета, выведенную рукой, с заглавной буквы: «Здесь все служат всем». Это один из фундаментов и законов в любой обстановке: на работе, в монастыре, но особенно в семье. Как важно начать бороться со своим эгоизмом! Вся беда и проблемы в семейной жизни из-за того, что люди хотят, чтобы все крутилось вокруг них, чтобы служили им. Мы забываем последние слова Спасителя: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить».
Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
18 октября (5 октября по старому стилю) Святая Церковь чтит память святителей Московских: Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.
Празднуя память святых в один день, мы воздаем каждому из них равную честь, как небесным покровителям града Москвы и молитвенникам за российское государство.
Московские святители своей жизнью явили пример истинного христианства, проявляя неустанное попечение о церковном и государственном устроении. Властью, которой по роду своего служения они обладали, послужила им не в осуждение, а в прославление: они заботились не о своих интересах, а о вечном спасении вверенной им паствы.
Первопресто́льницы Росси́йстии, и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний, столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы, Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
14 октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя в 10 веке.
Показать полностью.
В это время городу угрожало нашествие мусульман. Во Влахернском храме во время Всенощного бдения народ усердно молился об избавлении опасности. Среди молившихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием. Подняв очи к небу, святой Андрей вдруг увидел шествующую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колени, Божия Матерь долго молилась, а затем, сняла со Своей головы покрывало (покров, омофор) и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя этим подаваемую христианскому миру по Ее молитвам защиту от врагов видимых и невидимых.
Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. Помощь Божией Матери не замедлила последовать – враги без всякого кровопролития отступили от города. В память об этом праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с 12 века. Само духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом; именно поэтому Покров Божией Матери – один из самых любимых церковных праздников в русском народе.
Тропарь праздника, глас 4:
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием, и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем: покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом, и изба́ви нас от вся́каго зла, моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша.
Кафедральный собор Воскресения Христова Пугачев запись закреплена
9 октября – Прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1989).
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 году в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии, в семье священника, который с ранних лет брал сына с собой на службу, и любовь к храму стала неотъемлемой частью его жизни.
Показать полностью. Образование Тихон получил в духовном училище родного города, а затем в Псковской Семинарии и Петербургской Духовной Академии. Скромный, доброжелательный юноша, он снискал привязанность друзей и товарищей по учению. В 1888 году Василий закончил академию и был направлен в псковскую семинарию преподавать догматику, нравственное богословие и французский язык. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха он через год был переведен в Холмскую семинарию, где был назначен инспектором. В том же 1892 году он был утвержден ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. Из Холма святителя Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 17 октября 1897 года в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 года епископ Тихон был назначен на Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. В 1905 году святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр – Ярославскую. В 1913 году архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию – в Вильно. Здесь владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта.
После февральской революции вместе с другими архипастырями архиепископ Тихон был уволен из Синода. В июне 1917 года святой Тихон был избран волеизъявлением церковного народа на Московскую епархиальную кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. Поместный Собор избрал митрополита Тихона своим председателем, а вскоре после этого он был возведен на восстановленный патриарший престол. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви, осуждение кровавых беспорядков. При этом, как верховный пастырь Русской Церкви, патриарх Тихон старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. В марте 1918 года патриарх Тихон призывает русских людей дать отпор кайзеровской Германии, захватившей западные земли России, а впоследствии осуждает подписание Брест-Литовского договора: «Этот мир, подписанный от имени русского народа, не ведет к братскому сожительству народов… В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества». Летом 1921 года, после ужасов гражданской войны, русский народ постигло еще одно бедствие: голод. Тогда патриарх Тихон призвал церковные советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Однако ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Патриарх отреагировал на декрет новым послание к пастве, в котором заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви». Все это привело к недовольству властей, многие священнослужители были арестованы. В годы гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение: появились обновленческие группировки, призывавшие к революции в Церкви. Давая отпор антиканоническим модернистским посягательствам, патриарх Тихон 17 ноября 1921 года в особом послании к пастве подчеркивал недопустимость богослужебных нововведений.
В мае 1922 года патриарх был заключен под стражу в Донском монастыре, а в июне 1923 года он был освобожден. В этот период в результате разрушительных действий раскольников-обновленцев церковное управление оказалось обезглавленным: многие архиереи были изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами, церковный народ повержен в смятение. После освобождения из-под ареста, патриарх Тихон обратился к пастве с посланием, заявив, что «Российская Православная Церковь аполитична и не желает… быть ни белой, ни красной Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью». А в Послании 1924 года патриарх обличал тяжкие преступления вождей обновленческого раскола, на основании церковных канонов и от имени РПЦ подверг обновленцев каноническому запрещению и подтвердил, что они, впредь до раскаяния, находятся вне общения с Церковью.
Но в конце 1924 года его здоровье резко пошатнулось, а 7 апреля 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, патриарх Тихон преставился ко Господу.
В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси был причислен к лику святых.
В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.