воскресная служба для тех кто не может быть в храме
Есть богослужения, которые я могу совершать дома и без священника?
В разгар пандемии коронавируса, когда посещение храмов было ограничено, на официальном сайте Московского Патриархата регулярно публиковались последования богослужений для чтения верующими дома, а накануне Пасхи 2020 года Патриарх Кирилл благословил мирян (христиан, не имеющих священного сана) самим совершать освящения куличей. Какие же священнодействия и при каких обстоятельствах миряне могут совершать без участия духовенства? Разбираемся в «Слайдах».
Правда ли, что можно служить и без священника?
Да, правда. Практически все службы суточного круга — т. е. те, которые совершаются в храмах в течение дня, христианин может проводить самостоятельно. Исключение составляет Божественная литургия. Ее кульминацией является таинство Евхаристии (преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа), которое может совершать лишь епископ или священник. Т.е. служить мирянским чином в большинстве случаев можно, однако к подобной практике следует прибегать, если на то есть объективные причины.
Что за «мирянский чин»? Разве домашние богослужение отличается от церковного?
Да, отличается. «Мирянским чином» и называется особый порядок службы, совершаемой людьми без священного сана: из текста исключаются все, что по уставу должен произносить священник. Основа богослужебных текстов так же, как и в обычной службе, берется из Часослова (сборник служб суточного круга), а меняющиеся части службы нужно искать в специальных книгах: Минеях, Октоихе, Триоди. Для этого, правда, мирянину нужно хорошо ориентироваться в литургике (дисциплине, изучающей богослужение) — поэтому в пандемию публиковались «готовые» чинопоследования богослужений для мирян.
И какие могут быть причины, чтобы служить дома?
Домашнее богослужение может заменить церковное, когда объективно нет возможности посетить храм — будь то физическая немощь, удаленность от храма, эпидемия или другие обстоятельства непреодолимой силы. При этом прежде, чем прибегать к домашнему богослужению взамен церковного, нужно испросить на это благословение священноначалия (священника или епископа).
Зачем нужно благословение? Служба, пусть и дома — это же хорошо!
Если каждый начнет самочинно и без объективных причин заменять церковное богослужение службой мирянским чином, это может привести к разобщенности, создать почву для развития сектантских настроений. В истории древней Церкви были случаи, когда часть верующих, считая себя избранными, начинала обособленно совершать службы по собственным правилам, постепенно превращаясь в секту. Для предупреждения таких ситуаций участники церковного собора, прошедшего в IV веке в Ганграх, постановили отлучать от Церкви тех, кто собирается вне храма и желает совершать богослужение, «не имея с собой пресвитера по воле епископа» (6-е правило Гангрского Собора).
В правиле сказано, что без священника вообще нельзя, а вы говорите, что по благословению можно.
Никодим Милаш, сербский епископ-исповедник и специалист по церковному праву, пояснял, что суть правила именно в словах: «по воле епископа». Т.е. речь идет о разрешении епископа или священника как его представителя. Поэтому, повторим, в особых обстоятельствах можно служить мирским чином, при этом необходимость взять благословение — это не чья-то прихоть, а церковное правило, которое подкреплено историческим опытом и направлено на поддержание соборности и единомыслия между христианами.
Вот я решил совершить богослужение дома. Как мне это сделать?
Домашние богослужения следует совершать по аналогии с утренним и вечерним правилом. Прежде всего необходимо найти для этого время, чтобы в процессе не пришлось отвлекаться на звонки или домашние дела. Хорошо, если у вас уже выделено место с иконами, где можно зажечь лампаду или свечу. Не забудьте и про внешний вид: оденьтесь должным образом, как если бы собирались на богослужение в храм.
Вслух читать, или про себя? И что с пением?
Читать следует вслух, но не стоит пытаться изображать диаконскую или иерейскую интонацию. Наоборот, читайте просто и чётко. Пение уместно, если совершающие службу знакомы с азами церковного пения, в противном случае рекомендуется прочитывать всю службу целиком.
До пандемиии вообще когда-то прибегали к мирянским службам?
Службы без священников получили распространение в IV веке в монашеской среде. Монахи жили в уединенных местах вдали от храмов. Священников в округе не было, и монахи, не имевшие священного сана, служили самостоятельно. Мирянские богослужения были нередкой практикой в России в XX столетии во время гонений на Церковь. Дабы сохранить церковный уклад в условиях нехватки духовенства, архиереи благословляли наиболее надежных и благочестивых мирян совершать службы по домам. Аналогичная ситуация сложилась в те годы и в русском зарубежье. В условиях, когда ближайший православный храм мог находиться в другом городе, богослужения мирянским чином становились источником сохранения церковной жизни и соборности.
Сейчас, когда храмы открыты и гонений нет, кто-нибудь так регулярно служит?
К домашним или келейным богослужениям прибегают в основном монахи, ведущие отшельнический образ жизни. Такая практика распространена на Афоне, где многие монахи приходят в храм только в воскресные и праздничные дни, а в другие дни недели служат в своих кельях.
Богослужение мирянским чином
Богослужение мирянским (мирским) чином — богослужение, совершаемое в отсутствие священника или епископа. Мирянским чином могут совершаться все службы суточного богослужебного круга, содержащиеся в Часослове. Мирским чином не может совершаться всего одна служба — Литургия, она заменяется службой Изобразительных.
Наиболее важные уставные правила, совершения мирянами богослужений суточного, седмичного и годового круга, а также молебствий, крестных ходов, панихид, литий и отпевания усопших при отсутствии священника:
На кратком отпусте, после поминовения Божией Матери, можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»). По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св. Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.
О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности
Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов ( Деян.6:1-6 ), ( Деян.8:38 ), ( Деян.9:17-18 ) и др.
«В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только:
а) чтобы крещающий был православный,
б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении,
в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).
На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).
Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).
Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением.
Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погружение). Аминь. И Сына (2‑е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3‑е погружение). Аминь».
(Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца).
Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях.
Богослужение совершаемое одними мирянами не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако – хороший навык и привычка к участию в богослужении помогает и самим мирянам–чтецам – она учит их грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия.
Последования Церковных богослужений для домашнего (келейного) совершения. Если нет возможности быть в храме
Службы на праздники
Службы Великого поста
Службы Страстной седмицы
Службы от Пасхи до Троицы
Службы чтимым святым
Богослужения, адаптированные для келейного (домашнего) совершения
Данный раздел был создан в 2020 году и активно заполнялся до 2021 года в связи с эпидемиологической ситуацией. В апреле 2020 года на основании рекомендаций Священного синода на сайте Патриархии были опубликованы тексты первых богослужений, адаптированных для чтения мирянами в домашних условиях. Это было сделано для соблюдения верующими санитарных требований и, по возможности, проведения праздников и постов дома.
Кроме того, в Церкви издревле имелась практика совершения богослужений на дому. Это происходило в сложные времена и в сложных условиях. Для чтения и пения дома в современной практике используются все уставные богослужения, кроме Божественной Литургии. Литургия же заменяется чином Изобразительных, которые содержат в себе общие молитвы Литургии, но не имеют тайносовершительных евхаристических последований.
Из текстов богослужений изъяты священнические и даконские молитвы, либо они заменены на аналогичные тексты, которые читают миряне.
Бывают разные ситуации, когда нет возможности бывать в храме на важных для христианина богослужениях. Этот раздел поможет мирянам в такие дни приобщиться к богослужению из дома, не нарушив Устав Церкви.
Для чтения и пения на праздники и воскресные дни в разделе доступны последования Всенощного Бдения, Часов и Изобразительных. В период Великого поста доступны Великопостные Утреня, Часы и Вечерня, в соответствии с уставом богослужения.
На страницах раздела мы собрали воскресные службы восьми гласов, богослужения Двунадесятых и Великих праздников и их особенные предпраздненственные службы, уставные службы Великого поста и Страстной седмицы, Светлой седмицы и периода Пасхальных дней. Также здесь есть службы чтимым святым и иконам Божией Матери.
Все тексты изложены по богослужебным книгам с учетом применения мирянами в домашних условиях. При верстке текстов использовались Минея Месячная, Минея Дополнительная, Октоих, Часослов, Триодь Постная, Триодь Цветная, Псалтирь, Канонник, Богослужебное Евангелие и Апостол. Некоторые тексты взяты с сайта Патриархии и иных православных сайтов.
Домашнее богослужение воскресного дня
Материнские заметки
Так мы освящаемся – пытаемся освятить нашу жизнь.
Освятить день – начать и завершить день молитвой.
Освятить неделю – обратить день седьмой к Богу, к храму.
Освятить год – жить в ритме церковных праздников и постов.
Эта цикличность, ритмичность задает лад жизни всей семьи. И дети рождаются и вырастают в этом ритме. Этот ритм сам по себе не учит нас, сам по себе не приводит к Богу – но очень даже помогает и нам, и нашим детям идти по этому пути. Не дает забыть в суете будних дней и бытовых забот – о том, ради чего мы живем, ради Кого детей растим, Кому мы решились посвятить себя самих и всю жизнь свою.
И такая жизнь никак не осложняет, а, наоборот, значительно упрощает нашу задачу – заботиться о воспитании собственных детей.
Но как же нам быть, если мы не можем пойти в храм, если храмы закрыты? Что делать нам сейчас, когда у нас карантин по случаю эпидемии? И в этой смутной ситуации можно, и я уверена – нужно выделить день воскресный как день особенный, как Божий день. Почтить этот день, объявив его выходным (когда дети на дистанционном обучении, выходной становится еще актуальнее, чем обычно!). Приготовить в этот день особенный, праздничный завтрак. И обязательно – начать день с богослужения. Несмотря на запертые двери наших домов и наших храмов – с богослужения.
Обедница
Не обязательно просыпаться пораньше – воспользуемся возможностью отоспаться. Как встали – умылись, привели себя в порядок, оделись прилично. Зажгли лампадку перед иконами, воскурили ладан… И вот уже – настроились на богослужение.
Если в семье взрослые люди, то можно просто вместе прочитать, пропеть три Часа – Первый, Третий и Шестой, потом Чин изобразительных, Обедницу. А если в семье маленькие дети или не так чтобы уж очень «активно желающие» подростки, то вполне можно ограничиться одним Чином изобразительных. Не сказать, что это совсем короткая служба, но, по-моему, вполне можно прочитать ее даже с маленькими детьми. Когда дети не старше 4–5 лет – молиться будут родители, дети будут возиться где-то вокруг. Когда дети 5–7 лет, они уже могут постоять на такой молитве. Старше 7–8 – уже могут активно включаться, петь, читать сами что-то. Впрочем, все дети разные, и как все сложится – зависит от конкретной семьи.
Начинаются Изобразительные часы с поклонов:
«Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему».
Затем можно прочитать, но гораздо лучше – спеть, ведь ангелы на небе именно поют, прославляя Бога, и со времен апостольских христиане поют во время богослужения.
Если дети не знают наизусть эти псалмы, можно заранее распечатать их или же раздать детям тексты обычной Литургии – все эти псалмы там есть, в самом начале Литургии оглашенных:
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́.
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослове́н еси́, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́. Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущим. Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя. Госпо́дь лю́бит пра́ведники. Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Затем поем наверняка знакомый детям гимн «Единородный Сыне». Если дети его не знают и если его не знаем мы сами – наверное, самый что ни на есть повод познакомиться. Этот гимн составил византийский император Юстиниан Великий. В 534 году император заповедал «Единородный Сыне» петь в церкви – и вот мы поем.
Гимн «Единородный Сыне» важнейший: он подчеркивает положения православного Символа веры об Иисусе Христе
Гимн «Единородный Сыне» повторяет и подчеркивает положения православного Символа веры о втором Лице Святой Троицы – об Иисусе Христе. Можно заранее рассказать об этом обо всем детям. И хорошо – как раз перед этой Обедницей, чтобы сначала было изложение материала, а здесь, во время домашнего богослужения – закрепление, освоение, оживление этого «пройденного». Просто посмотрим текст: он простой, и переводить тут нечего, только – вникнуть, разобрать. В этом гимне говорится, что Иисус Христос
И вот теперь мы поем, и дети теперь – есть шанс – услышат не бессвязную мелодию, а эти важнейшие для нашей веры слова:
И затем снова поем. Это слова евангельские. Сначала – слова разбойника благоразумного, сказанные им на кресте. А затем – слова Самого Христа, буквально поем Нагорную проповедь:
Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся.
Блаже́ни кро́тции, я́ко ти́и насле́дят зе́млю.
Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.
Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят.
Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.
Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди.
Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х.
Будем надеяться, что наши дети знакомы с заповедями блаженств. Но если нет – как раз снова повод поговорить с ними. Наверное, все-таки не сейчас, а заранее. И можно объяснить непонятные выражения, которых снова не так уж и много:
После этого можно присесть (это будет смена деятельности и еще – подчеркнет затем благоговение перед предстоящим Евангелием). И один из старших детей или мама читает Апостольское чтение дня (какое – можно посмотреть здесь).
Прочитали Апостол – встаем. И папа, как главный, как священник нашей малой Церкви, читает Евангелие дня (смотрим там же). Мне кажется, Апостол вместе с детьми лучше читать на русском языке, а вот Евангелие – на церковнославянском. После чтения Евангелия в храме бывает проповедь, во время которой священник объясняет прочитанное. Здесь мы также можем снова сесть, и можно обсудить это чтение (папа и мама обсуждают, дети слушают или по желанию включаются в обсуждение). Или прочитать толкование этого места святителя Феофана Затворника. А можно не задерживаться и продолжать молитву.
Снова спеть – на этот раз точно знакомое – исповедание нашей веры, краткое и точное изложение основ христианского вероучения.
Отмечаем каждый член Символа веры, звоня в колокольчик, – подобно тому, как на Литургии ударяют в колокол
Символ веры состоит из двенадцати частей (членов), в каждом из которых содержится особая истина (догмат) православной веры. На Литургии каждый член Символа веры отмечается ударом в колокол – и здесь, чтобы дети в будущем обращали в храме внимание на такие колокольные звоны и чтобы сейчас немного разнообразить наше домашнее богослужение, можно попросить одного из детей звонить в колокольчик, отмечая эти члены. Отмечая – как раз для того, чтобы нарушить привычную, с детства слишком знакомую и потому неразборчивую слитность этих великих слов.
Затем папа, или мама, или один из детей (если есть подросток, который немного неприкаянно в этот момент стоит где-то в стороне, – можно попросить прочитать его; но если не захочет – лучше, я уверена, никак не корить, не заставлять, а прочитать самим):
Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме́ и в помышле́нии, вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.
И затем снова поем все вместе молитву, данную нам Самим Господом:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
После этого можно спеть или прочитать тропари и кондаки дня. Например, в ближайшее воскресенье – память преподобной Марии Египетской, и хорошо бы прочитать посвященный ей тропарь. К тому же мы ведь были на Мариином стоянии и скорее всего читали детям житие этой святой – и вот повод прославить эту уже знакомую нам святую.
Молитву «Господи, помилуй» пусть прочтут маленькие дети: так и они будут вовлечены в наше богослужение
Затем читаем молитву «Го́споди, поми́луй» – 12 раз. Эту молитву можно попросить прочитать любого, даже маленького ребенка – и в 5, и даже в 4 года ребенок на это способен. Если детей несколько, то можно распределить: ты читаешь три раза, потом ты три раза… Так мы привлекаем к активному участию всех наших детей.
Затем папа, или мама, или тот из детей, кто еще ничего не читал, читает молитву:
Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Потом поем слова ветхозаветного праведника Иова:
Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.
И снова псалом, снова поем:
Заканчиваем богослужение знакомой молитвой – похвалой Матери Божией:
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Сла́ва, и ны́не, Го́споди поми́луй, – трижды.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших (святых дня) и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
После этого можно раздать детям по кусочку просфоры, если есть – наверняка остался! – по крупице Артоса.
А потом обязательно трапеза, небольшой пир горой в честь малой Пасхи, в честь воскресного дня. Чтобы и на съедобном уровне показать, насколько особенный и важный сегодня день. Чтобы связать представление о домашней службе, о молитве – с Праздником, который не только великий, но и попросту вкусный.
Впрочем, если и эта короткая Обедница покажется неподъемно долгой, то уж лучше сократить ее, чем вообще не молиться воскресным утром. В качестве сокращения можно предложить, наверное, спеть только один из псалмов, прочитать Евангелие дня, спеть Символ веры и «Отче наш», а закончить пением «Достойно есть». Если и это кажется непосильным – можно только Евангелие прочитать, Символ веры и «Отче наш», и это короткое – все же лучше, чем совсем ничего. Лучше, чем проснуться в воскресный день и сесть перед компьютером с бутербродом в руке… Лучше, чем начинать этот день Господень с мультиков или даже с уроков. Ведь обращая особенно один из дней недели к Богу – мы всю жизнь нашу поворачиваем в нужную сторону. Просим у Бога благословения на каждый наш день, на весь наш дом. Благословения, без которого – не до порога. Особенно сейчас, в годину испытаний…
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
[1] «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (80-е правило VI Вселенского Собора).