восстановление деревянных храмов русского севера
О проекте
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить древние святыни Православия и памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской областях, республиках Карелии и Коми. До сих пор на Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти огромное число храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении.
Нам выпала честь найти эти храмы, сохранить и передать потомкам. В первую очередь важно провести противоаварийные работы: отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях. Если не сделать этого сейчас, многие деревянные святыни скоро разрушатся, как уже исчезли безвозвратно сотни северных храмов.
В рамках проекта «Общее Дело» на Север ежегодно отправляются сотни добровольцев. Уже традиционно в экспедициях принимают участие преподаватели и студенты Сретенской и Николо-Угрешской семинарий, молодежь Подворья Оптиной пустыни и многих других храмов Москвы. Координационный центр проекта находится при храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы (проезд Шокальского, дом 48).
Добровольцы проекта «Общее Дело» расчищают завалы и убирают из храмов мусор, проводят противоаварийные и консервационные работы, устанавливают иконы и приглашают священнослужителей для совершения богослужений. Местные жители принимают в этом активное участие и после отъезда волонтеров продолжают заботиться о возрождении своих святынь. Воссоздаются церковные общины.
Практика показывает, что для проведения противоаварийных работ достаточно незначительных средств. Это позволит храму не исчезнуть еще некоторое время. Однако каждый деревянный храм Русского Севера ждет хотя бы одного попечителя, который позаботился бы о его сохранении для потомков.
Всем, кто хочет своим личным трудом оказать посильную помощь в работах по сохранению и восстановлению северных храмов, мы предлагаем принять участие в наших экспедициях.
Покосившиеся, но не сломленные
Храмы Севера и те, кто их спасает
Русский Север пока еще хранит памятники деревянного зодчества удивительной простоты и гармонии. В Карелии, Вологодской и Архангельской областях можно встретить храмы и часовни – шедевры мировой народной архитектуры. Ее расцвет пришелся на XVII век. Закат вот-вот случится…
Спасать, пока не поздно
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве. Экспозиция «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни. Куратор выставки Мария Уткина рассказывает о том, как их спасают. На фотографиях уникальные колокольни, купола, главы, барабаны и бочки, обшитые лемехом. Простая отделка и незамысловатый «холодный» «проект» показывают, что русский мужик строил основательно и со вкусом.
Но большинство храмов и часовен, которым по 200 и даже больше лет, сегодня памятниками не считаются! Их не охраняет государство, они спокойно догнивают свой век в непроходимых лесах и заброшенных деревнях. До некоторых летом можно добраться только по воде, зимой – на снегоходе. Только в Карелии, Архангельской и Вологодской областях обнаружено 700 памятников. Эти данные озвучивают волонтеры проекта «Общее дело».
– Эти данные не окончательны, – говорит координатор проекта Виктор Константинов. – Куда-то мы еще просто не доехали.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек
В советские годы для сохранившегося деревянного наследия были трудные времена. В худшем случае храмы сжигали, ломали, в лучшем – сносили кресты, а помещения использовали под склады.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек.
Интересуюсь у Марии Уткиной, как возникла идея спасать деревянные храмы Русского Севера.
– Меня возили по деревням в детстве. И я росла еще среди деревянных срубов. Может, это повлияло. А вообще, мне кажется, что каждый человек, который видит деревянные храмы, не может не поразиться… Когда дерево сереет, оно приобретает потрясающую, удивительную красоту цвета.
– Сколько организаций занимается восстановлением деревянных храмов?
– Мы пропагандируем волонтерские проекты «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера». Они помогают проводить консервационные работы деревянных храмов и часовен до их реставрации.
– А что вас, как молодого архитектора, поражает в этих храмах?
– Меня поразило главное – пропорции. И то, что каждый храм стоит в идеальном для него месте. Я имею в виду ландшафт. Очень хорошо сливается с природой, и опять же – удивительные пропорции! Я никогда не видела такой высоты срубы. Некоторые деревянные храмы по 32 метра, по 40…
Специалист по истории русской архитектуры, доцент Высшей школы экономики Л.К. Масиель Санчес полагает, что русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам.
Как раз останавливаемся у цветной фотографии храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье.
– Это самый-самый прекрасный храм. Он производит огромное впечатление. Ты к нему подходишь и видишь: какая огромная махина. Этот карниз очень широкий, он похож на итальянский классический карниз. И с разнообразной резьбой. А внутри – небеса, которые сохранились, еле-еле держатся, но пока еще держатся, – рассказывает Мария Уткина.
– Чтобы этот храм восстановить, сколько нужно денег?
– Мы посчитали: нужно 50 миллионов. Это чтобы восстановить его полностью. Он огромный. 32 метра в высоту. Потрясающий, удивительный храм.
Об ударе русского мужика
Для Русского Севера характерны ансамбли: холодный летний храм и теплый зимний. Первый, как правило, большего размера. Замечательный памятник мирового деревянного зодчества, дошедший до нас только на дореволюционных снимках, – Великодворский погост в Юроме Архангельской области. На фотографии церкви архангела Михаила и пророка Божия Илии. Первая построена в 1685 году, вторая – в 1729-м.
Но каким-то чудом мы можем увидеть еще сохранившиеся настоящие шедевры вживую. Не случайно Русский Север признан самым большим и уникальным заповедником народного творчества.
Деревянное зодчество на Руси настоящий подъем переживает в XVII веке. Живой строительный материал был, что называется, под рукой. Филигранность работы и сегодня поражает искусствоведов.
Внешнее декоративное убранство храмов северяне свели к минимуму. Постепенно формы усложнились, но дошедшие до нас образцы построек до сих пор сохраняют строгость общего облика.
Не могу не спросить:
– Мария, объясните мне, как архитектор, почему всё так просто?
Здесь эстетика особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное
– Это особое видение красоты. Я думаю, что эстетика такая, любовь к красоте, любовь к эстетике особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное. Я помню, была служба в деревянном храме. Совершенно по-другому ты всё ощущаешь. Там всё гораздо проще. Можно сравнить с какими-то греческими храмами. Там нет акустики. Абсолютно домашнее богослужение. И в этом есть огромная глубина. Дерево – это материал, который не просто отражает звук, как камень.
Спасти редкие и уникальные храмы и часовни еще можно. Но усилий одних волонтеров недостаточно. Хотя о некоторых примерах стоит сказать особо.
Архангельская область, ансамбль Ворзогорского погоста. На цветной фотографии храм с пятью куполами.
Руководитель проекта «Общее дело» священник Алексий Яковлев со своей матушкой каждый месяц откладывали 10% от своей зарплаты. Чтобы установить три главки с крестами. Они поставили три купола своими силами.
Братская помощь
Судьба исчезающего русского деревянного зодчества волнует и иностранцев. Нет, это не туристы, которые ежегодно тысячами приезжают посмотреть знаменитые и уникальные Кижи. Англичанин Ричард Дэвис и американец Уильям Крафт Брумфилд давно увлечены русской архитектурой. И ценят они не признанные памятники, а никому не известные часовенки и покосившиеся стены русских храмов.
– Надо всё это сохранить. Часто деревянные храмы находятся в заброшенных селах, в деревнях, в глуши. Но специалисты и волонтеры стараются сохранять это великое наследие. История этих храмов – это история русского народа. Особенно на севере, – рассказывает американец Уильям Брумфилд – признанный специалист по истории русского зодчества.
Он родился на юге США. В 1970 году собрался посетить СССР. Для этого путешествия купил фотоаппарат. Уже в России, в ходе поездок по древним городам и селам, у него обнаружится талант фотографа и… любовь к русской деревянной архитектуре.
Англичанин Ричард Девис тоже фотографирует. Работы под названием «Wooden Churches. Travelling in the Russian North 100 years after Bilibin» он выкладывает на своем сайте. С Марией мы подходим к очередной фотографии.
– Это село Турчасово в Архангельской области. Литургия здесь служится несколько раз в году. Для этой церкви Ричард Девис купил колокола.
– Сколько они стоили? – спрашиваю.
Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
– Пять тысяч евро. Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
Помочь может каждый
Работа по восстановлению часовен и церквей требует колоссального терпения. Реальную угрозу для них представляют не только погода и безразличие людей, но и птицы. Они любят гнездиться под крышами. В результате практически в каждой часовне образуется несколько слоев птичьего помета. Разгребать его приходится волонтерам.
– За многие годы ребята вынесли несколько тонн птичьего помета, – рассказывает Мария.
Помочь в восстановлении еще не утраченных святынь может каждый. Для этого даже необязательно жертвовать деньги. Можно найти время и связаться с волонтерами любой из организации: «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера».
Не остался в стороне и известный музыкант Петр Налич, который родился в семье архитекторов. Петр Андреевич записал обращение на YouTube для тех, кому не безразличны наша история, наша культура и наша вера.
Иностранцы готовы платить огромные деньги, чтобы хоть как-то сохранить и украсить то, что нам досталось от предков. Волонтеры планируют маршруты и собирают целые экспедиции, чтобы поставить леса, настелить полы, отреставрировать купола, стены, крыши или хотя бы просто подмести и прибраться. Этих часовен и храмов, повторюсь, в Карелии, Архангельской и Вологодской областях осталось не более 700. И некоторым недолго еще стоять под открытым небом. Если мы не поймем, что это наше общее дело, мы утратим что-то важное. Пока есть время, нужно торопиться.
28 сентября 2015 г.
1 Воронин Я.Я. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусства. Л., 1952. С. 259.
2 См. об этом: Масиель Санчес Л.К. Деревянная церковная архитектура // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007.
«Общее дело» ищет добровольцев для возрождения храмов Русского Севера
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Всех неравнодушных к судьбе уникальных деревянных храмов организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают в летние экспедиции на Русский Север.
По словам организаторов проекта, «в деревнях можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад», сообщает сайт «Патриархия.ru».
Добровольцам предстоит провести противоаварийные работы: отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях.
Отмечается, что ежегодно во время летних экспедиций добровольцы «Общего дела» расчищают завалы и убирают из храмов мусор, проводят противоаварийные и консервационные работы, устанавливают иконы и приглашают священнослужителей для совершения богослужений.
В проекте принимают активное участие и местные жители, которые после отъезда волонтеров продолжают заботиться о святынях, воссоздавая при этом церковные общины.
За десять лет существования проекта проведено более 240 экспедиций, обследовано 350 храмов и часовен, в 127 проведены противоаварийные и консервационные работы. В 13 храмах впервые за десятилетия с момента закрытия отслужены Литургии.
Записаться в экспедицию можно на сайте www.obsheedelo.ru
Координаторы проекта: Сенькин Никита Александрович (тел. +7(926)355-67-08), Курицына Лидия Сергеевна (тел. +7(926)729-42-49).
Читайте также:
О Русском Севере и его святынях читайте материалы «Фомы» в специальной рубрике.
Фото Владимира Ештокина/Журнал «Фома»
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить древние святыни Православия и памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской и других областях Севера России.
Показать полностью. До сих пор на Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти огромное число храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении.
Нам выпала честь найти эти храмы, сохранить и передать потомкам. В первую очередь важно провести противоаварийные работы: отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях. Если не сделать этого сейчас, многие деревянные святыни скоро разрушатся, как уже исчезли безвозвратно сотни северных храмов.
Проект начался в 2006 году в поморской деревне Ворзогоры 75-летним дедушкой Александром Порфирьевичем Слепининым. На свои средства он стал перекрывать крышу колокольни. Узнав о добром начинании, ему стали помогать прихожане московских храмов.В наши дни проект осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Добровольцы проекта «Общее Дело» расчищают завалы и убирают из храмов мусор. После противоаварийных и консервационных работ устанавливают иконы и приглашают священнослужителей для совершения богослужений. Местные жители принимают в этом активное участие и после отъезда волонтеров продолжают заботиться о возрождении своих святынь. Воссоздаются церковные общины.
За четырнадцать лет существования проекта проведено более 400 экспедиций, в ходе которых обследовано 360 храмов и часовен; в 163 проведены противоаварийные и консервационные работы. В тринадцати храмах впервые за десятилетия с момента закрытия отслужены Божественные литургии.
В рамках проекта «Общее Дело» на Север ежегодно отправляются сотни добровольцев. Практика показывает, что для проведения противоаварийных работ достаточно незначительных средств. Это позволит храму не исчезнуть еще некоторое время. Однако каждый деревянный храм Русского Севера ждет хотя бы одного попечителя, который позаботился бы о его сохранении для потомков.
Координационный центр проекта находится при храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы (проезд Шокальского, дом 48).
Всем, кто хочет своим личным трудом оказать посильную помощь в работах по сохранению и восстановлению северных храмов, мы предлагаем принять участие в наших экспедициях.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
21 ноября, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, в Храме преп. Серафима Саровского в Раеве архиепископ Егорьевский Матфей возглавит Божественную литургию, после которой для участников проекта «Общее Дело» Владыка отслужит Благодарственный молебен по завершении экспедиционного сезона.
После Богослужения за чаепитием в Общественном корпусе руководитель Проекта прот. Алексей Яковлев и командиры экспедиций расскажут о проведённых работах.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Друзья!
Хотим поделится с вами уникальными рекомендациями по реставрации памятников деревянного зодчества, подготовленными Архитектурно-реставрационным проектным предприятием ЗАО «ЛАД».
Пособие содержит описание различных типов традиционных деревянных строений Русского Севера и их элементов, причины повреждений, способы ведения работ, а также фотографии, чертежи-схемы и иную информацию, полезную при проведении консервационных и плотницких работ🪓
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Республика Карелия
Волонтеры установили информационные стенды у восстановленных ими храмов Карелии
Добровольцы проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» работают в Карелии пятый год. За это время им удалось предотвратить разрушение 14 объектов деревянного зодчества.
Летом 2021 года в Карелии в ходе девяти экспедиций волонтеры восстановили несколько деревянных культовых сооружений: часовню Казанской Божьей матери в деревне Пялозеро и часовню в деревне Рубцово Пудожского района, храм Илии Пророка в деревне Поле и часовню Архангела Михаила в Масельге Медвежьегорского района, часовню Николая Чудотворца в Мелойгубе Кондопожского района.
Теперь на территориях этих храмов установили информационные стенды, из которых можно узнать об истории создания и судьбе этих сооружений. Работы реализованы при поддержке Фонда Президентских грантов.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Трудно не восхищаться гармонией природы и человеческого духа, создавшего неповторимую культуру нашего Поморья. Величественная красота поражает каждого, кто попадает в настоящую
поморскую глубинку, будь то Онега, Вага, Двина, Пинега, Кулой, Мезень, Лешуконье или другая поморская сторона.
ГовОря поморов напрямую связана с их бытом, который увы, исчезает. Многие ли знают, что еще недавно молоко в Поморье продавали в «полагУшках», каждая из которых вмещала по 12 стаканов молока?
А знаем ли мы про то, что «свежим» в Поморье, в том числе на городском рынке в Архангельске называлось. скисшее молоко? А нескисшее молоко поморы называли «пресным»? И совсем еще недавно можно было услышать такую фразу: «Ой, дефка, молоко-тоу тя свежо, сквАсилаветь молоко-то!».
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
В эти промозглые ноябрьские будни хочется вспомнить тёплые летние дни, наполненные солнцем и радостью общения.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Фонд президентских грантов
Возрождение деревянных храмов Русского Севера, экспериментальная археология в приморском селе, реставрация старинных рассолоподъемных труб в Вологодской области, инклюзивные мастерские в Краснодаре – практики, которые вошли в топ-100 лучших инициатив, завершившихся до конца 2020 года.
Кто стоит за этими проектами, что они значат для их участников и какие изменения потянули за собой – смотрите в сюжете телеканала России 24.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Русский север славится не только суровыми морозами, звенящими кедрами и бескрайней тайгой, но и лакомыми ягодами, наполненными таежным ароматом.
Морошка – малоизвестная северная ягода удивительного янтарно-лососевого цвета. На Севере ягоду знают и очень любят, придумывая свои «местные» наименования морошке.
Показать полностью. Среди них есть такие, как «северный апельсин», «арктическая малина», «моховая смородина». Все они любовно подчеркивают те или иные характеристики этой ягоды: обилие витамина С, родственность малине, регионы и места распространения.
Ее много в Архангельской области и Карелии, в Мурманской области и Республике Коми.
В старину называли ягоду «мороша». Зная ее целительную силу, собирали много для себя, в основном женщины. Мореходы-зверобои, плавая на арктические острова, брали морошку с запасом, как сильное противоцинготное средство.
В древности морошку называли «болотный янтарь», а на севере принято называть «царская ягода».
Моченая моховая смородина была самым любимым лакомством А.С.Пушкина. Есть записи и сведения, что перед смертью у поэта было последнее желание — это насладится моченой ягодой.
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
В воскресенье 14 ноября состоится последняя лекция из курса о Древнерусском искусстве.
Тема: «Икона и древнерусская архитектура».
Лекции читает старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева диакон Дмитрий Клыков.
Показать полностью.
Идентификатор: 890 5689 6380
Пароль: 951970
Подключение с мобильного:
+74952839788,,89056896380#
+74999516379,,89056896380#
Подключение по телефону
+7 495 283 9788 Russia
+7 499 951 6379 Russia
+7 499 951 6380 Russia
+7 812 426 8988 Russia
Номера для набора из других стран: https://us02web.zoom.us/u/kxTuT3vyE
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера запись закреплена
ПИНЕЖСКИЕ ВЕСТИ
КТО НАШИ ПРЕДКИ?
Каждый пинежанин, наверное, ответит: «новгородцы»
Екатерина Исакова-Сухотская, фото Н.И. Сластихина
Показать полностью.
Спроси у пинежанина: «Кто твои предки?» и он прямо ответит: «Новгородцы». И, наверное, будет прав. Нынешние жители Пинежья, вероятнее всего, потомки новгородцев, пришедших сюда в начале XI века.
Заселение Севера происходило сразу двумя колонизационными потоками: из новгородских и ростово-суздальских земель, причем новгородцы заняли преимущественно низовья Пинеги, а ростово-суздальцы – верховье и среднее течение. Они искали здесь богатые земли и не ошиблись. Плодородием наши северные почвы не отличались, но вот пушнины, зверя, рыбы здесь хватало с лихвой.
Летописцы называют территорию к востоку от Северной Двины Заволочьем, т.е. «за волоком». Место, называемое Волоком Пинежским, находилось на месте современного поселка Пинега. Здесь когда-то находился Волок- четырехкилометровый перешеек, соединяющий реку Пинегу и Кулой, именно здесь новгородцы и перетаскивали свои лодки из одной реки в другую.
На территории нынешнего Пинежья издавна жили финно-угорские племена, вытесненные позднее новгородцами. Пинежане всегда называли эти племена собирательным словом «Чудь», им приписывались невероятные способности. Предки нынешних пинежан намерено создали образ полудикого племени Чудь, хотя это вовсе не так: Заволоцкая Чудь издавна торговала со скандинавами, англосаксами, югорской чудью, финскими народами. Поклонялась она идолу бога Юмаллы, про богатства и сокровища истукана этого бога ходят легенды. Неправильно думать, что Чудь исчезла как народ- скорее она ассимилировалась. Внешние признаки этого древнего племени можно и теперь угадать в лицах некоторых пинежан- раскосые глаза, широкие скулы. От чуди новгородцы переняли и названия некоторых самых древних селений, такие как, «Веркола «, «Чакола», «Пинега», «Кеврола» и др.
Пинежанка Марья Кривополенова рассказывала о продвижении Руси на Север так: «Прежде на Двине, на Пинеге, на Мезени чудь жила: народ смугл и глазки не такие, как у нас. Мы – новгородцы, у нас волос тонкий, как лен белый или как сноп желтый. Мы, русские, еще для похода на Пинегу и карбасов не смолили, и парусов не шили, а чудь знала, что русь идет, – раньше здесь леса были только черные, а тут появилась березка белая, как свечка, тоненькая. Вот мы идем по Пинеге в карбасах. Мужи в кольчугах, луки тугие, стрелы переные, а чудь молча, без спору давно ушла. Отступила с оленями, с чумами, в тундру провалилась. Только девки чудские остались. Вот подошли мы под берег, где теперь Карпова гора. Дожжинушка ударил, и тут мы спрятались под берег. А чудские девки – они любопытные. Им охота посмотреть: что за русь? Похожа ли русь на людей? Они залезли на рябины и высматривают нас. За дождем они не увидели, что мы под берегом спрятались. Дождь перестал, девки подумали, что русь мимо пробежала: «Ах мы, дуры, прозевали!» Для увеселенья и запели свою песню. По сказкам-то, никому во вселенной чудских девок не перевизжать. Было утро, и был день. Наши карбасы самосильно причалили к берегу. Старики сказали: «Вот наш берег: здесь сорока кашу варила. Тут мы стали лес ронить и хоромы ставит. В эту пору здесь у водяного царя с лешим царем война была. Водяной царь со дна реки камни хватал и в лешего царя метал. Леший царь елки и сосны из земли с корнем выхватывал и в водяного царя шибал. Мы водяному царю помогали. И за это водяные царевны не топят ребятишек у нашего берега.» Это все мой дедушка рассказывал. Он от своих прадедов слышал..».
ТРИ СТОЛИЦЫ ПИНЕЖЬЯ
В уставной грамоте, составленной в Новгороде в 1137 году, впервые упоминаются 28 погостов, обязанных платить налог Новгороду: «Пенега, Кегрола, Вихтуй» (современные Пинега, Кеврола, Вихтово). В грамотах XV-XVI в.в. список селений заметно увеличился «(..) тые земли на Пинезе, Кегролу, и Чаколу(…), и Пильи Горы, и Немнюгу, и Пинешку, и Выю, и Суру поганую поймали на себя наши братья (…) и вас к целованию привели на новгородское имя.» В 1471 г. Новгород уступил Москве пинежские земли. По легенде, в районе уездного города Кевроль произошли довольно сильные бои, новгородские дружины были разбиты, и Пинежье стало составной частью Русского государства. В 1616 году был образован Кеврольский уезд, который охватывал всю территорию бассейна реки Пинеги с притоками. Центром уезда стал город Кевроль, находился он в разные годы на месте современных деревень Ваймуши и Немнюги.
Пинега проложила новое русло, и Кевроль оказался в стороне от основного транспортного пути. Это явилось одной из причин переноса центра Пинежья. Указом Екатерины II в 1780 г. был образован Пинежский уезд с центром в городе Пинеге (Пинежский Волок)
Из описания Пинежского уезда (1813 г.): «Пинежский уезд наиболее пред прочими изобилует лесами сосновыми и лиственичными. Корабли купеческие строят с великою выгодою по причине близости рек. Леса славятся зверем и птицею, находятся здесь отменной величины и вкусу рябчики. Сих рябчиков откупать приезжают московские и другие купцы, и платят на мест по 10 и более копеек за каждого, «и отвозят в Москву и Петербург в великом множестве.»
Во второй половине XIX века промышленную базу уезда составляли заводы: кожевенные (11), красильные (5), овчинные (3), судостроительные (1), кирпичные (3), известковые (1), гончарные (4), солеваренные (1), мукомольные мельницы (97).
На Пинежье наиболее важную часть крестьянского хозяйства занимало коневодство. В уезде проводились даже выставки крестьянских рабочих лошадей, конкурсы жеребят и кобыл. Лесозаготовками крестьяне стали заниматься со второй половины XIX века, лес сплавляли по мелким рекам молью и плотами по реке Пинеге.
В 1929 году при районировании Северного края на территории Сурской, Карпогорской и Пинежской волостей бывшего Пинежского уезда образовано два района: Карпогорский и Пинежский. В 1959 году они вновь были преобразованы в единый Пинежский район с центром в селе Карпогоры.