восстановление храмов в иркутской области
Волонтеров приглашают на восстановление старинных иркутских храмов
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области приглашает волонтеров поучаствовать в восстановлении старинных храмов региона.
Реставрация храмов с участием добровольцев пройдет в 2021 году в рамках программы «Волонтеры культуры» национального проекта «Культура», сообщает официальный портал Иркутской области.
– Памятники архитектуры требуют бережного отношения. Все работы на них проходят под контролем Службы по охране объектов культурного наследия. Восстановление таких объектов очень дорого, работы могут идти годами, поэтому помощь волонтеров очень нужна, – сказал руководитель региональной Службы по охране объектов культурного наследия Виталий Соколов.
Он отметил, что волонтеры могут выполнять различные работы, «не требующие специальной квалификации и вносить огромный вклад в восстановление зданий».
В частности, добровольцев приглашают провести подготовительные работы перед реставрацией собора Воскресения Христова в селе Верхоленск Качугского района. Храм является объектом культурного наследия регионального значения, но сейчас пребывает в аварийном состоянии. Первый этап работ намечен на июль 2021 года.
А на конец августа проекту потребуются волонтеры для благоустройства территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Сретения Господня» в селе Бельск Черемховского района.
В рамках проекта планируется реставрация и других объектов культурного наследия, в числе которых не только храмы.
Узнать подробнее обо всех проектах и записаться для участия в них можно на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В БОЛЬШОМ КАШЕЛАКЕ КУЙТУНСКОГО РАЙОНА
В 1890 годах – начале XX века крестьяне, переселяющиеся на сибирские земли по столыпинской аграрной реформе, остановились в местечке, где возникло село Большой Кашелак. Когда-то здесь жили буряты, к началу XX века уже ведшие оседлый образ жизни.
Первые прибывшие переселенцы были с самого запада Российской империи – из Могилевской и Витебской губерний, позже к ним присоединились крестьяне из центральной части страны.
К 1909 году в Большом Кашелаке насчитывалось 46 дворов и, согласно переписи населения, проживало 119 душ мужского и 132 души женского пола.
В 1913 году на средства Синода здесь началось строительство храма Михаила Архангела. Работы были завершены за два года: 30 июня 1915 года храм освятили, начались регулярные богослужения.
Здесь же поблизости были выстроены дома священника и дьякона.
Число прихожан составляло 1582 человека: село росло и развивалось.
Однако уже в 1934 году постановлением Восточно-Сибирского крайисполкома храм был закрыт, а здание передано под сельский клуб.
До последних лет оно оставалось брошенным и, как считали многие, не подлежало восстановлению.
Разработан проект «Золотого туристического кольца» Иркутской области, включающий обоснование возрождения ряда старинных архитектурных объектов для формирования туристско-этнографических маршрутов. В частности, было предложено включить в проект объекты периода столыпинской аграрной реформы по Московскому тракту – монастыри, храмы Иркутской епархии, некоторые сохранившиеся жилые строения, а также недавно созданный детский центр в поселке Большой Кашелак «3/9 царство».
В рамках проекта, в числе прочего, было дано обоснование историко-культурой ценности и потенциальной привлекательности для развития внутреннего туризма, краеведения вновь выявленных объектов в Большом Кашелаке: храма Михаила Архангела, домов священника, дьякона, купца Решетникова. Здания составляют единый архитектурный комплекс, размещаются в живописном месте.
Но проект не был реализован в силу ряда причин, в первую очередь, из-за отсутствия средств.
12 августа 2016 года
Мы с епископом Саянским и Нижнеудинским Алексием в ходе поездки по Куйтунскому району заехали в Большой Кашелак. Я впервые увидел этот разрушенный храм – символ непростой, противоречивой нашей истории, которая пропускала через свои жернова не только людей, но и идеи. Храм – сельский клуб – развалины. А возможно возрождение?
Ко мне еще зимой обращалась глава Большого Кашелака Галина Алексеенко: приглашала посмотреть Резиденцию Деда Мороза, которую сделали для ребятишек рядом с поселком. И тогда же она рассказала, что есть заброшенный храм, и что жители очень ы хотели его восстановления.
Когда мы приехали в Большой Кашелак с владыкой Алексием, был холодный промозглый день. Молебен проходил под дождем, но люди стояли, никто не ушел. И было понятно – храм обязательно надо восстановить. Не как туристическую достопримечательность, объект показа, а именно как Храм православный – для людей, которые здесь живут. Ведь ни в самом Большом Кашелаке, ни в соседних поселках нет церкви, хотя традиции сохраняются, вера проросла и люди хотели бы его восстановления.
Епископ Алексий говорит, что в Саянской епархии старинных храмов по пальцам можно пересчитать. Так что Михайло-Архангельский храм в Большом Кашелаке нужно восстановить.
Понятно, что многое упирается в деньги. Но их можно найти. Я предложил составить грант. Мы организовали два семинара с некоммерческими организациями по подготовке грантовых заявок. Один прошел в Иркутске, другой, для северных территорий, в Братске. Как итог: на сегодняшний день регион занимает четвертое место среди субъектов Российской Федерации по объему средств, получаемых по президентским грантам. Всего Иркутская область в 2017 году из этого источника получила 50 млн рублей на проекты НКО.
Заявку на восстановление храма в Большом Кашелаке «Наследие предков. Сохранение и развитие исторических объектов и народных культурных традиций», подготовленную специалистами Саянской епархии, со второй попытки поддержал Благотворительный фондом содействия деятельности в сфере просвещения и духовного развития личности «Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского». Получили грант более 3 млн рулей, он пойдет на восстановительные работы.
Это тоже наука: да, не с первого раза победили, но рук не сложили, доработали заявку, и она выиграла. Своеобразное испытание – так ли сильно мы желаем восстановления храма? Оказалось, сильно.
В этой связи я хотел бы особо отметить замечательную женщину, подвижницу, благодаря которой проект состоялся и получил заслуженную высокую оценку президентского фонда – советника управляющего Саянской епархии по вопросам строительства Светлану Викторовну Шмидт.
6 сентября 2017 года
Начались работы по восстановлению храма. Молебен Архистратигу Михаилу (в честь которого освящен храм) на начало доброго дела совершили благочинный Саянского церковного округа иерей Иоанн Борисюк, клирик кафедрального Благовещенского храма иерей Александр Муляр, клирик Свято-Троицкого храма из Зимы иерей Николай Захожий. Собралось около ста человек: местные жители, люди из соседних поселений – Иркутского, Харикского, Карымского МО Куйтунского района, предприниматели, депутаты, мэр района. Все собрались вокруг храма, который будем восстанавливать общими усилиями.
Непередаваемые ощущения: год назад мы все вместе так же стояли у этих стен, но еще не предполагали (хотя и желали), что соберемся снова на начало восстановления. Нынче тоже было пасмурно, но без дождя. Глядишь, на открытие храма солнце выглянет.
Сотрудники районного управления культуры после молебна организовали небольшой праздник: замечательно пели, читали стихи, поздравляли друг друга. Похоже, будет кому петь на клиросе в Михаило-Архангельском храме.
Очень важно, что президент России и государство уделяют серьёзное внимание восстановлению истории, возрождению духовных основ жизни общества. Большой Кашелак должен стать одним из ярких примеров такого возрождения. Михаило-Архангельский храм – уникальный объект с исторической и с духовной точки зрения. Сколько времени прошло с момента его освящения, и какие это были времена! А храм выстоял – как памятник веры наших предков, как наше достояние, как святыня. И наш долг перед памятью прошедших поколений – возродить эту святыню, восстановить прерванную в годы советской власти духовную связь.
Полученный грант – это только первый шаг. Средства пойдут на начало восстановления храма. Большую помощь оказывают местные предприниматели, они дают строительные материалы – брус на замену прогнивших нижних венцов, доску для перекрытий. Впереди нас ждет большая, трудоемкая работа, но главное, начало уже положено.
Хотелось бы завершить работы за два года.
Большой Кашелак имеет отличные перспективы развития. Основным видом деятельности здесь является сельское хозяйство – выращивание зерновых. Но в этом деле занято, в основном, мужское население. Женщины работают в социальной сфере или ведут домашнее хозяйство.
Несколько лет назад в Большом Кашелаке по инициативе главы поселения Галины Алексеенко были открыты интересные туристические объекты – «3/9 царство» и Резиденция Деда Мороза. В живописном месте на краю поселения, окруженном березовой рощей, создано сказочное царство, в котором есть и избушка на курьих ножках, и сказочный лес, дворец Кощея бессмертного, домик колобка, запруда для Царевны-лягушки. Объекты интерактивные: избушка поворачивается разными сторонами к зрителям, в домиках интересное и очень остроумное убранство: в избе, из которой укатился колобок, на стене его портрет, у Бабы Яги – ее фото в молодости. Здесь могут проходить интересные игры, представления.
На новогодние праздники сюда приезжают ребятишки из разных городов и районов Иркутской области, чтобы своими глазами увидеть Резиденцию Деда Мороза и получить подарки лично от него.
По-моему, это замечательная идея. И отличная ее реализация.
С восстановлением храма Архангела Михаила в Куйтунском районе связывают развитие познавательного туризма. В дальнейшем хотят найти деньги на реставрацию старинных зданий рядом с храмом – домов священника, дьякона и купца Решетникова.
21 ноября весь православный мир празднует день Архистратига Михаила и всех сил бесплотных. Это главный, престольный праздник храма в с. Большой Кашелак Куйтунского района Иркусткой области.
Храм Архангела Михаила, являющийся памятником деревянного церковного зодчества времен столыпинской реформы и свидетелем многих исторических событий, в настоящее время благодаря тому, что социальный проект Саянской епархии «Наследие предков» стал победителем конкурса президентских грантов, появилась возможность начать работы по восстановлению этого замечательного памятника старины, а храм получил реальный шанс на возрождение к новой жизни.
В честь праздника протоиереем Владимиром Антоновым – настоятелем прихода Никольского храма в с. Кимильтей, и в настоящее время также настоятелем Михайло-Архангельского храма в Большом Кашелаке, был отслужен молебен Архистратигу Михаилу. Кроме этого, сегодня произошло еще одно событие – в село наконец-то заехала бригада реставраторов и начались работы по восстановлению.
15 декабря 2017 года
В селе Большой Кошелак Иркутской области продолжается восстановление Храма Архангела Михаила построенном в 1913 году.
Сотрудники компании “ООО “Реставрационно-строительная фирма «ИдеалСтрой”” произведут работы до 31 декабря 2017 года. Будет выполнено необходимое устройство железобетонных и ленточных фундаментов здания. Сделают демонтаж нижнего венца. На данный момент выполнена стяжка стен, здание установлено на домкраты.
18 января 2018 года
18 января 2018 г., в Крещенский сочельник, состоялась рабочая поездка сотрудника Службы охраны объектов культурного наследия Иркутской области Елены Сергеевны Ивановой и ответственного за научное руководство и авторский надзор Игоря Петровича Пинайкина в Большой Кашелак. Целью поездки было осуществление контроля за ходом реставрационных работ на храме Архангела Михаила. Во встрече также приняли участие руководитель реставрационно-строительной фирмы «Идеал-Строй» Василий Борисович Бядаев, настоятель прихода иерей Владимир Владимирович Антонов, советник управляющего Саянской епархией по строительству Светлана Викторовна Шмидт и руководитель бригады специалистов Юрий Иннокентьевич Рудых. Был произведен осмотр объекта, сделана фотофиксация, обсуждены вопросы технологии выполнения работ и дальнейшего хода реставрации. Участниками встречи было отмечено полное соответствие хода восстановительных работ проектной документации.
На сегодняшний день выполнен подъем здания и его выравнивание, проведены подготовительные работы для устройства фундаментов и произведена реставрационная разборка наиболее пострадавшей части здания – трапезной и колокольни.
6 апреля 2018 года
Продолжается работа по реставрации памятника деревянного церковного зодчества – Храма в честь Архангела Михаила в с. Большой Кашелак Куйтунского района. В марте этого года выполнено устройство железобетонных фундаментов по контуру здания. Далее в апреле планируется замена нижнего венца и установка здания храма, которое в настоящее время поднято на деревянные стулья, на подготовленный фундамент. А следующим этапом станет рубка колокольни и трапезной.
Третий этап реализации социального проекта «Наследие предков…»
Начался третий этап реализации социального проекта Саянской епархии «Наследие предков…», основным мероприятием которого является выполнение работ по сохранению памятника деревянного церковного зодчества – храма в честь Архангела Михаила в с.Большой Кашелак Куйтунского района Иркутской области. Восстановление храма, многие годы находившегося в запустении, проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Что уже сделано за 2 этапа, и что еще предстоит сделать по гранту:
В рамках 1 и 2 этапа был завезен пиломатериал, предоставленный спонсорами (кругляк, лафет, брус, доска); на средства гранта закуплена арматура и крепежные изделия, электроинструменты, заключен и оплачен договор на поставку щебня и бетона, выполнены платежи по договору подряда; подведена временная эл.проводка (220 В) для подключения электроприборов, затем произведено подключение объекта к линии электропередач. В качестве первоочередных противоаварийных мероприятий для предотвращения разрушения здания выполнена наружная и внутренняя стяжка стен с помощью бруса и троса. В соответствии с проектной документацией произведен подъем и выравнивание стен здания (в составе колокольни, трапезной, четверика и алтаря) с помощью железнодорожных и автомобильных домкратов, установка здания на деревянные стулья; изготовлены металлические каркасы для армирования столбиков и ростверка железобетонного фундамента; выполнены земляные работы – подготовлены шурфы. Произведена реставрационная разборка части здания, маркировка и складирование элементов, выполнены сами фундаменты по контуру здания и здание, ранее поднятое на деревянные стулья, опущено и установлено на железобетонный фундамент.
18 мая 2018 года епископ Саянский и Нижнеудинкий Алексий в селе Большой Кашелак провёл очередное совещание по восстановлению этого памятника деревянного церковного зодчества, который относится к числу выявленных объектов культурного наследия. В совещании приняли участие кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций Иркутского национального исследовательского технического университета Игорь Петрович Пинайкин, советник управляющего епархией по вопросам строительства Светлана Викторовна Шмидт, благочинный Саянского церковного округа иерей Иоанн Борисюк, настоятель Свято-Никольского храма с. Кимильтей протоиерей Владимир Антонов, глава сельского поселения Галина Алексеевна Алексеенко.
В ближайшее время необходимо очистить от лишнего грунта и сгнивших элементов помещения четверика и алтаря, залить внутренний фундамент, произвести планировку территории. Также предстоит решить вопрос с приобретением круглого леса и приступить к рубке трапезной и колокольни храма.
7 ноября 2018 года
Реализация социального проекта «Наследие предков…», основным мероприятием которого является восстановление памятника деревянного церковного зодчества – храма Архангела Михаила в селе Большой Кашелак Куйтунского района. На протяжении последних нескольких месяцев деятельность по проекту заключалась в основном в решении организационных вопросов, реставрационные же работы были практически остановлены.
Команде проекта пришлось столкнуться с неожиданной проблемой – в регионе, где огромные площади покрыты лесами и лесозаготовительная отрасль занимает далеко не последнее место, оказалось невозможно решить вопрос с приобретением лесоматериалов, а именно круглого леса определенных ГОСТа и параметров.
Дело сдвинулось с мертвой точки только в сентябре, когда на пост мэра Куйтунского района был избран Алексей Петрович Мари. Состоялась встреча мэра, специалистов администрации и сотрудников епархии, в ходе которой были приняты решения, направленные на ускорение всех восстановительных работ на нашем объекте. На сегодняшний день удалось прийти к соглашению и заключить договора на поставку леса и его распиловку с предпринимателями Куйтунского района. В настоящее время лес с делян вывозится в тупик, где установлено оборудование для изготовления лафета. В ближайшие дни (по мере изготовления) планируется вывоз готовых «лесо-полуфабрикатов» на объект. Следующим шагом станет рубка трапезной и колокольни храма.
Помимо бесконечных переговоров, связанных с поисками нужной лесопродукции, искали церковный колокол, который по рассказам старожилов деревни, был сброшен в реку во время разрушения куполов и крестов при закрытии храма в 1934 году. В настоящее время река обмелела, изменила русло и вместо воды под обрывом у храма находится болото, в которое годами сваливался бытовой мусор. Это очень осложнило поиски и первые две попытки оказались неудачными. Но в будущем мы надеемся вновь вернуться к этому вопросу. Большое спасибо Иркутским добровольцам-энтузиастам Юрию и Александру за то, что они откликнулись на просьбу епархии и приехали чтобы поучаствовать в поисках бесценной реликвии.
85 волонтеров Приангарья привлекут к реставрации двух храмов и исторического здания роддома
Волонтеры примут участие в реставрации трех объектов культурного наследия в Иркутской области — Собора Воскресения Христова в Качугском районе, Церкви Сретения в Черемховском районе и исторического здания родильного дома. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя региональной службы по охране объектов культурного наследия Виталия Соколова.
Виталий Соколов:
— На участие в подготовительных работах перед реставрацией Собора Воскресения Христова подали заявку 15 волонтеров. На мероприятия по сохранению Церкви Сретения — 32 человека. Волонтеров планируется привлечь для участия еще в одном мероприятии. Это благоустройство территории в рамках проведения работ по сохранению здания, входящего в состав объекта культурного наследия «Застройка улицы Карла Маркса, конец 19 — начало 20 века». Заявки на участие в нем подали 38 человек.
К работам добровольцев планируется привлечь в 2021 году. Они помогут готовить объекты к реставрации, окажут техническую помощь, займутся благоустройством.
Справка:
Церковь Сретения Господня, расположенная в селе Бельск Черемховского района — один из старейших каменных храмов Иркутской области. Построена в 1788 году, является памятником федерального значения. Здание стояло заброшенным несколько десятилетий. За его восстановление на добровольных началах взялись священнослужители и архитекторы.
Собор Воскресения Христова находится в селе Верхоленск в Качугском районе. Его построили в 1901-1907 годах. Как рассказали в службе по охране объектов культурного наследия, здание находится в аварийном состоянии, используется только его часть. В начале 2000-х годов за счет бюджета области в храме отремонтировали кровлю, а из внебюджетных источников оплатили работы по электроснабжению, вставили окна, частично восстановили пол. Потом реставрацию приостановили, а сейчас она проводится на пожертвования.
Третье здание, в реставрации которого будут участвовать волонтеры, находится в центре Иркутска. Это дом золотопромышленников братьев Полутовых. Они сдавали его в аренду. В 1911 году в здании открылись родильный дом и лечебница женских болезней. Затем в нем располагались другие медицинские организации, сейчас объект находится на реконструкции.
Волонтеры привлекаются к реставрации объектов культурного наследия по федеральной программе «Волонтеры культуры», которая является частью национального проекта «Культура». Задачей программы является формирование общества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Храм или парк. Приморское противостояние
История храма в микрорайоне Приморский мало кого оставила равнодушным в городе Иркутске.
Иркутск всегда славился своей уникальной толерантностью в отношении религий и национальностей. В городе, в котором только официально проживают представители ста двадцати национальностей и нескольких десятков религиозных конфессий, вряд ли может быть иначе.
В ситуации с храмом в Приморском, однако, что-то пошло не так. Уровень активности с обеих сторон буквально зашкаливает, все соцсети и городские СМИ заполнены призывали как за строительство храма, так и против него.
Бензина в огонь в свое время подлил бывший мэр Иркутска Дмитрий Бердников, достаточно категорично заявивший, что храма в парковой зоне около управления ГЭС не будет. Отметим, что решение данного вопроса относится скорее к компетенции депутатов городской Думы, а потому вряд ли могло иметь законную силу.
История вопроса
После строительства Иркутской ГЭС в 1956 году, бывший гравийно-песчаный карьер был превращен в городской пляж, а территория, не застроенная домами для инженеров и бараками для рабочих — в пустырь, который со временем превратился в хаотично засаженный разнородными деревьями неблагоустроенный парк. Постепенно пустырно-парковая зона сокращалась, в первую очередь вытесняемая пятиэтажками микрорайона Приморский. К нашему времени она превратилась в неправильной формы прямоугольник между улицами Якоби, Захарова, Безбокова и цепочкой домов в Приморском.
В 90-е годы здание бывшего деревянного клуба на улице Якоби было перестроено под церковь. Храм создавался при активном участии весьма специфических личностей — переквалифицировавшегося из филологов в актеры Михаила Корнева, который является сейчас депутатом городской думы, ярого русского националиста Александра Турика, маргинала Владимира Иовлева и журналиста-диссидента Александра Панова.
Вся четверка, издававшая черносотенную газету «Русский Восток» и только чудом не попавшая в свое время под статьи об экстремизме и разжигании межнациональной розни, давно считает микрорайон Приморский своей исконной территорией, в центре которой находится Театр русский драмы, пропагандирующий имперские и ультраправославные идеи.
Настоятелем храма Александра Невского стал еще один любитель «Русского Востока», отец Марк (Руслан Косолапов) — также неординарная фигура, совмещающая байкерские традиции с деятельностью священнослужителя. Отметим, что при всей специфике описанных личностей, именно их заслугой стало пусть мракобесное и вредное для здоровья, но все-таки заметно оживляющее скучную жизнь в Иркутске ежегодное крещенское купание на заливе Якоби.
Идею возведения нового храма Александра Невского на другой стороне улицы Захарова, а именно в парковой зоне, руссковосточная группировка пыталась протолкнуть еще в начале нулевых. При этом, очевидно, рассчитывая на бюджетное финансирование проекта. Однако никто из руководителей города и области не пошел им навстречу — подозреваем, не столько из-за отсутствия православного мышления, сколько из-за чрезмерного увлечения финансовыми потоками.
Именно в этот период земля вокруг микрорайона Приморский превращалась в большие деньги — в виде уродливого ресторанного комплекса прямо на берегу залива Якоби (нарушающего все водоохранные нормы), микрорайонов Зеленый берег и Ершовский, точечной застройки на Багратиона… Тут уж не до храмов.
В 2020 году вопрос со строительством храма был легально разрешен. Есть проект, есть концепция, есть согласование со всеми контролирующими структурами, есть застройщик, есть деньги. Но… есть и активно раскачиваемый общественный протест.
Позиция за
За время, прошедшее с начала раскачивания протеста, сторонники строительства церкви собрали двенадцать тысяч подписей. Аргумент весомый, учитывая крайне невысокую «воцерквленность», простите за это уродливое слово, иркутян в целом, и относительно невысокий процент православных среди верующих.
Каким образом собирались эти подписи, как Руслан Косолапов убеждал людей — нам неизвестно. Но факт есть факт — за строительство храма высказалось достаточное количество жителей микрорайона.
Строительство храма, как уже было сказано, активно поддерживается рядом общественных деятелей, а также депутатами Думы Иркутска, близкими к Михаилу Корневу.
Любопытно, что Иркутская епархия РПЦ пока никак не высказалась ни о самом проекте храма, ни о развернувшейся общественной дискуссии. Что, впрочем, неудивительно: епископ Максимилиан всегда отличался выдержкой и системным подходом к решению проблем.
Отстранимся на время от личной позиции Бабра на экспансию РПЦ и посмотрим несколько с иной, не-религиозной точки зрения.
Куда ходят туристы в Иркутске? Что они смотрят?
Набережную, старые дома на Карла Маркса, памятник Александру III и Колчаку, и храмы. Потому что смотреть в Иркутске, в общем-то, больше и нечего. Плюс еще один храм — это плюс еще один туристический объект. Независимо от того, к какой конфессии этот храм относится.
Будущий храм, если смотреть на проект, красивый. Для его строительства потребуется вырубить с десяток деревьев в «диком» парке. Деревья рубить — плохо. Думается, что если храм будет построен, то с РПЦ причитается финансирование еще одного парка в Иркутске. Как минимум.
Позиция против
Если сторонники храма представляют собой единое сообщество, объединенное одной идеей, то против храма (и за сохранение парка в его нынешнем виде) выступают очень разрозненные группы людей, у каждой из которых — свой интерес.
Первоначальный костяк протеста — это культурная интеллигенция, проживающая в микрорайоне. Именно она инициировала и сбор подписей, и аргументированное обоснование необходимости оставить парк в первозданном виде. Наиболее грамотно эта позиция выражена в статье архитектора Вадима Палько «Пять неудобных вопросов строителям храма на месте парка в Иркутске». Самым веским аргументом в этой статье, наряду с признанием полного отсутствия православных храмов в Левобережном округе Иркутска, является идея восстановления старой церкви Николая Чудотворца в Кузьмихе — примерно там, где сейчас находится магазин Капитель.
При этом антихрамовая оппозиция изначально не имела единой стратегии и общего штаба. Как следствие, возникла типичная для Иркутска картина «стихийной оппозиции», когда к грамотным и вменяемым людям, использующим научный подход, моментально прибивается масса городских сумасшедших, диванных экологов, доморощеных политиков и людей, пытающихся заработать на хайпе политические очки.
Затем протест перешел в более системное русло. Как выяснилось, его закулисно возглавил депутат Заксобрания Антон Романов, в прошлом известный спортсмен, а сейчас мелкий политик на услужении у КПРФ.
Мотивация Романова очевидна. Экология и какой-то там парк ему совершенно безразличны. Однако действие происходит в его округе, а через два года — новые выборы в Заксобрание. Политику с тухлой репутацией позарез нужно какое-то громкое шоу — в которое он и пытается превратить протест против храма.
Повторим. Изначально против строительства храма выступали честные и умные местные жители, искренне озабоченные сохранением зеленой зоны в микрорайоне. Однако сейчас протест превратился в личную пиар-кампанию Антона Романова.
Позиция мэрии
Мэрия в данном случае отнюдь не держит фигу в кармане и выражает свою позицию максимально доступно.
Религиозные дела мэрию не касаются абсолютно — храм для нее лишь объект благоустройства территории. Причем возводимый легально, законно, со всеми разрешениями и допусками.
Проект храма однозначно улучшает имидж микрорайона, и в соответствии с проектом превращает пустырь (в терминах Руслана Косолапова) в настоящий парк.
В одной руке мэрия держит двенадцать тысяч подписей за храм, в другой — тысячу подписей против храма. Как говорится, почувствуйте разницу. Однако подписи в данном случае не значат ровным счетом ничего: мэрия не может отменить строительство, так как это будет самоуправство. Протестующим грамотно предлагается пойти в суд. В суд пока что никто не идет. Ситуация даже не патовая: она однозначная. Если ничего не изменится, храм будет построен.
Да, протест есть. Но пока что он находится на такой стадии, на которой он не имеет принципиального значения.
Взгляд со стороны
Очевидно, что каждый храм — это не только утешение страждущих, но и коммерческая структура. И, если исповедовать циничный подход, то можно оценивать строительство нового храма с той же позиции, что и строительство нового супермаркета.
Никто в Иркутске не строит новую мечеть. Потому что и в старую мечеть мало кто ходит — не считай праздника Курбан-Байрам.
Никто в Иркутске не строит новую синагогу. Потому что и в старой кто-то появляется только по большим еврейским праздникам.
Если никто не станет ходить в православный храм — ему не на что будет существовать. Однако храмы посещаются, и посещаются достаточно активно. Маленький деревянный храм Александра Невского — один из самых «популярных» в городе. Поэтому логика простая: если что-то работает, оно должно работать.
Чисто по-человечески можно понять и Руслана Косолапова, который уже более десятка лет ведет службы в полуразрушенном здании бывшего клуба, и местных жителей, которые хотят гулять с собаками и детьми по парку.
Однако не так давно аналогичный храм был построен в парке около Лисихинского кладбища. Храм красивый, вписанный в парковую зону. Против его строительства не протестовал никто.
Также не так давно на берегу залива Якоби был построен уродливый ресторанный комплекс. Были вырублены десятки гигантских тополей, высаженных еще строителями ГЭС. И против этого комплекса также не было высказано ни слова протеста.
Более того — вся улица Багратиона в двух шагах от парковой зоны застроена высотными домами, воткнутыми впритык к уже имевшимся домам. Наглая и беззастенчивая точечная застройка, разрешение на которую подписывали мэр Иркутска и председатель Думы в период с конца девяностых и до 2015 года (про период деятельности Дмитрия Бердникова достоверно не знаем, поэтому говорить не будем). И опять же ни слова протеста сказано не было. Никем.
Никому не кажется странным такой выборочный протест? Есть все основания полагать, что он просто грамотно срежиссирован. И даже понятно кем.
Впрочем, если смотреть еще более глобально, то нужно вообще все делать не так. И это не цитата из Винно-Пуха. Зона залива Якоби — потенциальная точка роста как в туристическом плане, так и в рекреационном. Это по факту единственный в Иркутске городской пляж, близкая к жилой застройке лесная зона, большое пространство для любых фантазий архитекторов.
Пока что эта территория осваивается хаотично и скорее в стиле 90-х: примитивные киоски, рестораны, рассчитанные на разгульные компании, наспех построенные убогие здания. Концепция развития этого участка территории отсутствует в принципе — а ведь именно здесь можно было бы создать и нормальный пляж (а не то, что сейчас называется Якоби-бич, с бутылками и остатками еды под кустами), и нормальный бульвар, и прекрасную зону кафе, ресторанов, гостиниц, магазинов для туристов.
Причем для этого даже не нужны бюджетные деньги: владельцы заведений и магазинов заплатят за все сами. Нужна идея и концепция. И красивый храм вполне мог бы вписаться в эту концепцию. Как и красивый парк.
На фото — набережная Барселоны. А могла бы быть Якоби-бич.