война мифов память о декабристах на рубеже тысячелетий
Читать онлайн «Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий»
Автор Сергей Эрлих
Л. А. Головей, М. В. Данилова, Л. В. Рыкман, М. Д. Петраш, В. Р. Манукян, М. Ю. Леонтьева, Н. А. Александрова
Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование
© Коллектив авторов, 2015
© Издательство «Нестор-История», 2015
В настоящее время кризисы профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости исследуются как в контексте возрастного развития, так и в рамках психологии профессионального развития.
Кризисы, возникающие на этапе профессионального обучения (кризис первокурсника) и начала профессиональной деятельности (кризис профессиональных ожиданий или «кризис молодого специалиста»), в психологии развития рассматриваются как части общего адаптационного процесса «вхождения во взрослость». Первичная профессионализация и начало профессиональной деятельности представляют важнейшие задачи ранней взрослости, успешное решение которых позволяет осуществить переход во взрослость. В контексте возрастного развития данные кризисы связываются как с началом профессионализации, так и со становлением собственного образа жизни, развитием навыков саморегуляции и планирования жизни. В психологии профессионального развития разработаны периодизации профессиональной жизни и типологии карьер с учетом их динамики, сферы деятельности, скорости и формы продвижения, мотивации личности, а также с учетом последовательности прохождения стадий профессионального развития. В процессе профессионализации возникают внутриличностные противоречия, а также противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. В результате продуктивного разрешения этих противоречий и кризисов человек переходит на новый уровень профессионального развития, неконструктивное разрешение кризисов приводит к дезадаптации, профессиональной стагнации, конфликтам.
Проблема становится более актуальной в периоды перестройки системы образования, изменения требований к специалистам, в условиях появления новых профессий. Все это создает большую неопределенность на рынке труда и в сфере образования. В условиях перехода на ЕГЭ, когда успешность сдачи этих государственных экзаменов выступает в качестве основного критерия при зачислении в вуз, изменяются подходы к выбору профессии и учебного заведения. Старшеклассники ориентируются в большей мере не на выбор профессии, а на выбор учебного заведения, в которое можно поступить на бюджетное отделение. В связи с этим реальный выбор профессии откладывается на более поздние сроки и это порождает трудности и кризисные переживания как на этапе выбора профессии, так и на этапах профессионального обучения и вхождения в профессиональную среду.
«Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий»
В санкт-петербургском издательстве «Нестор-История» вышла книга Сергея Эрлиха «Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий». Как известно, декабристам у нас фатально не повезло, причем дважды. При царе их победили, частично повесили и законопатили в Сибирь, а при большевиках реабилитировали и возвели на пьедестал, навязав высокородным бунтарям сомнительную участь волхвов, принесших первые дары революционности к яслям кудрявого младенца Ильича.
Романтическая советская интеллигенция честно любила дворянских диссидентов за их жертвенность, каторгу, стильные гусарские ментики и дружбу с Пушкиным, но одновременно и корила их за неуклюжую стратегию, робость на допросах и пламя, которое впоследствии возгорелось из искр 1825 года («Ах, декабристы! Не будите Герцена!/ Нельзя в России никого будить»). Ну а граждане, чуждые романтики, относились к Пестелю или Каховскому примерно так же, как многие позднее отнеслись к Ходорковскому, то есть с раздраженным – пополам с опасливым – недоумением: богатый, успешный. и какого черта ему еще надо?
Книга Сергея Эрлиха очень и очень информативна. Будучи внимательным историком, автор рассказывает читателю (и в этой книге, и в журнальных публикациях и интервью) о многих любопытных фактах, связанных с восстанием декабристов. Думаю, что далеко не все знают, к примеру, что Николай I «благодаря акции 14 декабря провел своеобразное «социсследование». Он велел записывать все «конструктивные предложения» по изменению государственного устройства, высказанные декабристами на следствии. Этот «свод пожеланий» революционеров хранился у царя в кабинете, и он к нему часто обращался». Впрочем, автор книги пишет не только о прошлом, он проводит параллели с настоящим.
По мнению Сергея Эрлиха, попытки «переписать» историю событий 14 декабря 1825 года производятся «кремлевскими технологами при активном содействии православных монархистов. Прагматика путинского режима очевидна. Для его упрочения необходимо дискредитировать герценовскую «метафору мятежа», посредством которой в 1917-м и в 1991-м менялась несменяемая российская власть». Автор проводит параллели между событиями 1825 года и нынешней политикой власти, заголовки глав книги говорят сами за себя: «Путин о людях 14 декабря», «Декабристы – предшественники диссидентов», «Кремлевский мастер-класс работы с памятью», «Декабристские акции наследников Октября» и так далее. Мы встретим в книге имена многих наших современников – писателей, политиков, чиновников. Оказывается, события 190-летней давности в России по-прежнему злободневны. «Звезда пленительного счастья», о которой мечтали декабристы, похоже, так и не взошла.
Сергей Эрлих о значении восстания на Сенатской площади
Прежде чем исследовать какой-то эпизод прошлого, историки обосновывают его «значение», под которым подразумеваются ближайшие последствия. Давайте попробуем обосновать, в чем же значение декабристского восстания, к каким последствиям привела деятельность тайных обществ?
Как вы прекрасно знаете, «мятеж воинский» был подавлен в одночасье. По словам Тютчева, «зима железная дохнула — и не осталось и следов». Но, возможно, своим неудачным выступлением декабристы приблизили осуществление заявленных ими целей, например отмену крепостного права? С этим трудно согласиться. Восстание привело к тому, что в советское время называлось «николаевской реакцией». Ужесточение цензурного режима не способствовало обсуждению проблемы рабства русских крестьян.
Рассмотрим еще одну версию — декабристы повлияли на власть, «заставили ее задуматься». В каком-то смысле так оно и было. Николай I был человек неглупый и благодаря акции 14 декабря провел своеобразное «социсследование». Он велел записывать все «конструктивные предложения» по изменению государственного устройства, высказанные декабристами на следствии. Этот «свод пожеланий» революционеров хранился у царя в кабинете, и он к нему часто обращался. Но было бы преувеличением считать, что без этих «благоразумных советов из крепости» Николай Павлович не понимал, что крепостное право — это огромная проблема для страны. Еще Павел I пытался его ограничить: уменьшил число дней барщины, запретил продавать крестьян без земли и прочее. Александр I разрабатывал проекты отмены крепостничества, заставив этим заниматься даже самого Аракчеева. В русле все той же логики Николай I создал несколько «секретных крестьянских комитетов», которые должны были, не поднимая шума, найти решение крестьянского вопроса. Все упиралось в простую вещь: дворянское большинство вполне устраивало право собственности на людей. Царь это понимал и опасался заговора обделенных элит еще больше декабристского восстания. Не будь Крымской войны, обнаружившей, что Россия не в состоянии соревноваться с европейскими державами, крепостное право могло продержаться еще лет 30.
Итак, на власть декабристы большого влияния не оказали. Но может, они оказали существенное воздействие на общество? Чего нельзя отрицать, так это их влияния на жителей Сибири: там они действительно и лечили, и учили, и модернизировали производство, оставив о себе добрую память. Но если мы будем говорить в целом об империи, то на кого они повлияли? Были небольшие кружки студентов Московского университета, было общество Петрашевского в Петербурге — и, пожалуй, все. Эти маргинальные собрания никак не могли определять общественное мнение николаевского царствования.
Не случайно западные историки скептически оценивают «сверхзначимость» декабристов для русской культуры. Славистика — это огромное направление в зарубежной историографии, но там по состоянию на сегодняшний день можно найти чуть более 20 работ, посвященных феномену тайных обществ. Причем часть из них написана русскими эмигрантами. А вот в России общее число работ о декабристах — монографий, статей, романов, стихотворений, газетных публикаций — приближается к 20 тысячам. Удивительная диспропорция, согласитесь.
Так почему же декабристы нам так дороги? Очевидно, что решающую роль играют не рациональные соображения, а чувства. Разумеется, нам жаль блестящих молодых людей, отдавших свои жизни за освобождение русских крестьян от рабства. Но одного этого для благоговейной памяти недостаточно. В нашей истории были и другие люди, страдавшие за свои идеалы. Были, например, толстовцы, многие из которых заплатили за свои убеждения расстрелами и тюрьмами в годы сталинских репрессий, а о них Россия почему-то почти не помнит.
Итак: мятежники могли выступить против власти только в том случае, если найдут подходящего «самозванца».
И тут появляется Герцен. Что он делает? Он переворачивает формулу. Говорит, что декабристы — это «богатыри, кованные из чистой стали», «святые рыцари», а царь на самом деле «дракон», «Медуза горгона», исчадие ада. И как только такой перевертыш был проглочен общественным сознанием, отпала нужда в самозванстве. Формула, предложенная Герценом, оказалась очень эластичной. Он связал ее не только с образами античных героев, рыцарей, но и с евангельскими мотивами. Герцен писал о декабристах: «Виселица превращается в крест». Их выход на Сенатскую площадь, последующие суд и казнь он сравнил со входом Господним в Иерусалим и страстями Христовыми. Гениально! Говоря иначе, они и герои, и мученики. В ситуациях, когда власть сильна, можно быть «декабристом-мучеником», а в периоды революционного подъема — «декабристом-героем». Очень удобно.
Из этого мифа в 1860-е годы родилась интеллигенция. Важнейшей для нее стала идея «жертвы во имя народа». Жертву стоит понимать в широком смысле: это не только жизнь, но и деньги, и время, и труд. Интеллигенция включала в себя далеко не только политических революционеров. Огромное количество людей вдохновилось герценовскими образами, занималось созидательным трудом ради «униженных и оскорбленных». Десятки тысяч отправились в деревенские школы, земские больницы. Это было искренне. Заметим, что интеллигенция, которая отказывается от своего «основного мифа», от «жертвы во имя народа», превращается просто в образованный слой. Или в «образованщину», как любил говорить Солженицын.
Два раза в нашей истории миф о декабристах сыграл очень серьезную роль и доказал свою «боеспособность». Известен афоризм, что история — это политика, обращенная в прошлое. Если говорить о мифе, то это политика, обращенная в будущее. Герценовский миф оказался тараном, способным свергнуть самодержавие, а потом и советский строй.
В начале ХХ века весь политический спектр тогдашней России, за исключением самых ярых монархистов, восхищался декабристами — от кадетов до эсеров и большевиков. Не один только Ленин отдавал им должное. После Февральской революции, например, Временное правительство заказало Мережковскому специальную брошюру о декабристах, которая была напечатана большим тиражом, распространялась среди солдат на фронте и имела посвящение: «Продолжателю дела декабристов — Александру Федоровичу Керенскому». В 1917 году «миф о декабристах-богатырях» победил «миф о светлом рыцаре на троне».
Спустя почти полвека, в 1960-е годы, его революционный потенциал активизировался вновь. Эйдельман, Окуджава, Галич, Евтушенко, Лебедев. Огромный поток литературы, существовавший внутри советского официоза и прикрывавшийся ленинскими цитатами о декабристах, стал производить подрывные для советского строя смыслы. Все прекрасно понимали, что под Николаем I подразумевается генсек, а декабристы — это интеллигенция, которая сопротивляется «дракону на троне».
Этот дух шестидесятничества дожил до 1991 года. Я изучал структуру самоидентификаций тех, кто выходил в 1991 году защищать Белый дом: пушкинский лейтмотив из послания декабристам в Сибирь «Оковы тяжкие падут. » был для них в те дни основным.
После краха СССР из исторической памяти были выброшены второе и третье ленинские «поколения» революционных «бесов» — и народники, и большевики. С карты Питера, например, исчезли улицы Желябова, Перовской, Халтурина. Зато улицы Пестеля, Якубовича, Рылеева, Декабристов — остались. Декабристов никто не тронул, даже при изменившемся духе времени они продолжали считаться предками интеллигенции.
При этом интеллигентные пропагандисты новой власти с начала 90-х всячески подчеркивали, что декабристы — это не столько революционеры, сколько недопонятые реформаторы (вспомним название книги Якова Гордина «Мятеж реформаторов»), которых как раз сейчас пришло время «допонять». Так была намечена траектория постепенного «приручения», одомашнивания мифа о декабристах-революционерах.
Но не вышло. Уже в 2005 году период мирного сосуществования вертикальной власти и памяти о декабристах закончился. Главная причина здесь, на мой взгляд, прозаична: интеллигенция оказалась власти не нужна. В 1990-е годы она защищала режим Ельцина от опасности коммунистического реванша: в 1993 году призывала твердой рукой наводить порядок, в 1996 году взяла на себя всю пропагандистскую работу по очернению КПРФ. Но в 2000-е годы коммунисты уже не представляли угрозы, они стали даже полезными: карманная оппозиция, которая помогает выпускать пар. И зачем теперь все интеллигентные пропагандисты? Началось их выдавливание из структур власти и массмедиа.
Кроме как на пример декабристов интеллигентам в своем протесте опереться не на кого. В ходе захвата НТВ в 2001 году впервые прозвучали еще робкие декабристские ассоциации, потом случились «декабристы-лимоновцы», 14 декабря 2003 года захватившие приемную президента. В общем, пошла декабристская буза. А апогеем стало дело ЮКОСа. Когда Михаил Ходорковский понял, что тюрьмы не миновать, он, будучи сообразительным человеком, придумал себе декабристский имидж. Все ассоциации были выстроены вокруг декабристской темы. Международные адвокаты, которые знать не знают, кто такие декабристы, вдруг заговорили: «Ходорковский — это декабрист. » В своем последнем слове на суде Михаил Борисович трогательно назвал жену «декабристкой», поблагодарив ее за верность, а уж когда оказался в Чите, не преминул в первом послании на волю сообщить, что «находится в краю декабристов. «.
Сегодня деятельную поддержку в развенчании «декабристской идеи» власти оказывают православные монархисты. Это уже не та горстка маргиналов, которые всех забавляли еще в конце 1990-х — начале 2000-х. На дорогостоящих сайтах, организованных по последнему слову виртуальной техники, десятки кандидатов и докторов различных наук уничтожают декабристов с такой яростью, с какой их в эпоху Николая Павловича не уничтожали. Для православных монархистов декабристы — это «сатанисты», замыслившие извести Святую Русь. К ним присоединяются «конспирологи», вроде Николая Старикова, которые доказывают, что члены тайных обществ работали на английскую разведку. Последняя версия никак не подтверждается документально (следствие, которое проходило при царе, тоже искало иностранный след в деятельности восставших и составило отдельное заключение, что таковой отсутствует), однако никого это не смущает. В войне мифов главное — погромче заявить о себе.
Но интересно здесь даже не это, а реакция «своих». Раз речь идет о войне, должны же интеллигенты восстать, защитить идеи декабристов. Я, честно говоря, был крайне удивлен, когда, проанализировав весь массив публикаций современных интеллектуалов в «Журнальном зале», где собраны либеральные толстые журналы, почти не обнаружил следов самозащиты. Есть буквально пара статей за последние 15 лет, и то написанных шестидесятниками, по инерции поддерживающих декабристский миф служения народу. Гораздо больше материалов, выдержанных в шутливо-ерническом «коржавинском» ключе» и вопрошающих «какая с. разбудила Ленина». Наконец, есть публикации, в которых декабристы обвиняются. В чем же? Общая идея такова: Герцен со своими декабристами призывал нас жертвовать собою. При царе мы шли на каторгу, приближали революцию, а дело закончилось ГУЛАГом и уничтожением интеллигенции. Потом память о том же Герцене с теми же декабристами внушала нам ненависть к КПСС, поднимала на борьбу за свободу, а дело обернулось развалом страны, обнищанием и вымиранием все той же интеллигенции. То есть нас обманули два раза, заманив абстрактным «служением», и больше поддаваться на такие уговоры нельзя. А что же нужно? Вывод таков: нужно жить для себя!
Такие настроения свидетельствуют, что интеллигенция в России заканчивает свое существование. Не случайно слово «интеллигенция» уже почти не употребляется. Повторюсь: интеллигенция, не жертвующая собой во имя народа,— это просто образованный слой. Наша постинтеллигенция сегодня уже не страшно далека от народа, а, напротив, страшно близка к нему, живет теми же «мещанскими» ценностями престижного потребления, которые прежде всегда презирала.
Тут стоит задуматься: а может, это и неплохо? Ну правда: идеалы интеллигенции недостижимы, они сбивали людей с толку, приводили к гибели миллионов. Может, так и лучше: чтобы каждый начал обустраивать свой дом, сад, семью, тогда и страна начнет жить? Вроде бы логичная мысль.
Но она не учитывает одного: всякое общество нуждается в элите, в жертвенном меньшинстве, которое приумножает общественное богатство, не дает эгоистическому большинству тянуть одеяло на себя, перераспределяя в частных интересах общее достояние. «Критически мыслящие личности», в свою очередь, нуждаются в моделях поведения, в своем благородном мифе, кодексе чести. На якобы меркантильном Западе эти модели четко прописаны, поэтому университеты и больницы существует на пожертвования, миллиардеры превращают капиталы в эндаунтменты и так далее. А вот мы, победив «декабристов», пришли к тому, что остались без образов «светлых рыцарей», без элиты. Заметьте, сегодня бастуют дальнобойщики. В это время профессура, либеральнейшие люди с десятком степеней и званий, бунтовщики Facebook, молча терпят и слияние институтов, и невероятное увеличение «нагрузки», и реальное снижение зарплаты, и увольнения коллег. Образованный класс деморализован, ведет себя как «шаламовские» зэки: «Умри ты сегодня, а я завтра».
Конечно, декабристский миф имеет большой недостаток — он черно-белый, он исключает возможность компромисса с «драконом», поэтому его, может, и неплохо заменить. Но тогда нужно предложить что-то новое, новую модель поведения элит, которая была бы основана на идее продуктивного самопожертвования.
Но для этого, по-видимому, потребуются даже не новые декабристы, а новый Герцен.
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий (Эрлих Сергей Ефроимович)
ISBN: 978-5-4469-0721-2
EAN: 9785446907212
Книги: История России до 1917 года
ID: 1761666
Описание
Видео обзоры (3)
Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star Media
Союз спасения
Характеристики (4)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Эрлих, Сергей Ефроимович |
Переплет | 244.00mm x 175.00mm x 32.00mm |
Издатель | Нестор-История |
Год издания | 2016 |
Цены на Яндекс.Маркет
Сравнить цены (4)
Как купить или где мы находимся +
«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.
Цена от 300 руб до 1238 руб в 4 магазинах
Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24
Бесплатная доставка от 2 499 ₽
Кэшбэк сервис СкидкаГИД
Купить в соседних городах
Сервисы для г.Москва
оформить Электронный полис ОСАГО
оформить Электронный полис ОСАГО
Страхование без осмотра автомобиля и похода в офис. Скидки (КБМ) на ОСАГО за безаварийную езду
оформить Электронный полис ОСАГО
Быстро. Вы оформляете полис без очередей и походов в офис, он сразу приходит на электронную почту после расчета и оплаты.
Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО
«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.
General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.
Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.
Купить в кредит (7)
До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.
ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;
КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД «Отличный старт». КРЕДИТНАЯ КАРТА «ДОРОЖНАЯ».
Война мифов память о декабристах на рубеже тысячелетий
Евгений Шмурло «Вольтер и его книга о Петре Великом» (Нестор-История, 2021)
Цена 696 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Иммануил Кант «Венская логика» (Канон+, 2022)
Цена 699 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Вернер Йегер «Теология ранних греческих философов. Гиффордские лекции 1936 года» (Владимир Даль, 2021)
Цена 1012 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Русская усадьба вып. 27 (43)» (Коло, 2021)
Цена 580 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Цена 1421 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Владислав Зубок «Дмитрий Лихачев. Жизнь и век» (Миръ, 2021)
Цена 1554 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
У Цзин-Цзы «Неофициальная история конфуцианцев» (Наука, 2014)
Цена 1032 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Генрих Шлиман «Илион. Город и страна троянцев. Том 2» (Центрполиграф, 2021)
Цена 1235 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Генрих Шлиман «Илион. Город и страна троянцев. Том 1» (Центрполиграф, 2021)
Цена 1209 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Генрих Шлиман «Троя» (Центрполиграф, 2021)
Цена 986 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Юджиния Ченг «Математический беспредел. От элементарной математики к возвышенным абстракциям» (Питер, 2019)
Цена 451 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Джозеф Кэмпбелл «Богини» (Питер, 2021)
Цена 261 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой» (Питер, 2022)
Цена 261 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Ян Мортимер «Века перемен. События, люди, явления: какому столетию досталось больше всего?» (Бомбора, 2019)
Цена 691 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Петр Люкимсон «Царь Давид» (Молодая гвардия, 2019)
Цена 536 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Громов А. «Персия: эра войны и революции. 1900-1925» (Вече, 2019)
Цена 359 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (Терра, 2020)
Цена 1305 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Торчинов Е. «Введение в буддизм» (Азбука, 2017)
Цена 162 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Крещатик № 94 (2021)» (Алетейя, 2021)
Цена 653 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Юкио Мисима «.Малое собрание сочинений.» (Азбука, 2017)
Цена 424 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Джеймс Лонго «Гитлер и Габсбурги. Месть фюрера правящему дому Австрии» (КоЛибри, 2021)
Цена 520 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Цена 979 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Вершинский А. «Русская Александрия. Средневековая Русь и Александр Невский» (Алетейя, 2021)
Цена 653 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Жуандо М. «Образы Парижа» (Kolonna Publications, 2018)
Цена 502 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Вольфганг Акунов «Белая гвардия Фридриха Эберта» (Алетейя, 2021)
Цена 1740 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Даниил Хармс «О явлениях и существованиях» (Азбука, 2021)
Цена 162 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Ральф Дарендорф «Соблазны несвободы. Интеллектуалы во времена испытаний» (Новое литературное обозрение, 2021)
Цена 522 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (Альпина нон-фикшн, 2022)
Цена 746 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Сети города: Люди. Технологии. Власти» (Новое литературное обозрение, 2021)
Цена 626 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Написанное в печали.Мемуары госпожи Хон» (Гиперион, 2020)
Цена 698 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Вячеслав Ширяев «Дебют в кино: как снять свою первую короткометражку» (Бомбора, 2021)
Цена 654 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Филип Карло «Ночной охотник. История серийного убийцы Ричарда Рамиреса» (Inspiria, 2021)
Цена 596 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Уилл Гомперц «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» (Синдбад, 2018)
Цена 547 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Пращерук Н.В. «Проза И. А. Бунина: философия, поэтика, диалоги» (Алетейя, 2021)
Цена 1033 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Владимир Набоков «Защита Лужина» (АСТ, 2021)
Цена 402 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Профессор Байрн, Мортимеры М. «Мифические существа из сказок и легенд всего мира» (Манн, Иванов и Фербер, 2021)
Цена 1984 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Зверев С.Э «Русский мат, бессмысленный и беспощадный, на войне и военной службе.» (Алетейя, 2021)
Цена 522 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Время вышло. Современная русская антиутопия» (Альпина нон-фикшн, 2021)
Цена 746 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Цена 870 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Мальчуган» (Гиперион, 2021)
Цена 620 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Василий Ширяев «Колодцы» (Кабинетный учёный, 2021)
Цена 590 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Александр Бердичевский, Александр Пиперски «Три склянки пополудни и другие задачи по лингвистике» (Альпина нон-фикшн, 2022)
Цена 809 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Фома Кемпийский «О подражании Христу» (АСТ, 2021)
Цена 152 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Линдстром М. «Департамент здравого смысла. Как избавиться от бюрократии, бессмысленных презентаций и прочего корпоративного бреда» (Манн, Иванов и Фербер, 2022)
Цена 944 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Мария Кича «Династии. Как устроена власть в современных арабских монархиях» (Бомбора, 2022)
Цена 613 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Томас Моррис «Безумная медицина. Странные заболевания и не менее странные методы лечения в истории медицины» (Бомбора, 2019)
Цена 489 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Екатерина Гаврилова «Флюид-арт. Создание картин в современных техниках интерьерной живописи» (Бомбора, 2021)
Цена 736 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Цена 483 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы» (Азбука, 2021)
Цена 1057 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.
«Кара моногатари. Средневековые японские рассказы о Китае» (Гиперион, 2021)
Цена 597 руб.
Отправляйте заказ!
Вам повезет.