возле казанского собора памятник

Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли

Описание

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.

В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.

Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.

Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.

Источник

Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором:

Изготовление моделей памятников в 1823 году было поручено немецкому скульптору Э. Лауницу. Однако него работа не смогла удовлетворить заказчика. В 1829 году Николаем I был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны молодые скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский, который в январе 1830 года приступил к исполнению статуй.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Торжественное открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклая-де-Толли произошло 25 декабря 1837 года. Орловскому не было суждено увидеть итог своей работы. Он умер за восемь дней до торжественного открытия монументов. Открытие памятников описано в газете «Русский инвалид»:

«Русское торжество воспоминания об отражении неприятельского нашествия в 1812-м году, праздновано было в минувшую субботу, 25 декабря, в день Рождества Спасителя, в Императорском Эрмитаже, где на сей случай устроена была походная церковь. В Высочайшем присутствии Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств. в собрании многих знаменитых особ. принесено было по совершению Божественной Литургии, благодарственное молебствие Господу Богу, за двадцать пять лет перед сим сохранившему и прославившему верную Ему и Его Помазанникам Россию.

В то самое время, когда последовал первый из ста одного выстрелов, которыми сопровождалось торжество, упали завесы с памятников, воздвигнутых пред Казанским Собором, и лики знаменитых героев отечественной войны, Князя Кутузова-Смоленского и Князя Барклая-де-Толли открылись благодарному потомству.» [Цит. по: 2, с. 15, 16]

Спустя несколько дней памятникам были отданы воинские почести:

Оба полководца показаны попирающими поверженные французские знамена. Барклай-де-Толли стоит на ещё полураспущенном знамени с орлом, у которого приподняты крылья. Кутузов же стоит на свёрнутом знамени. Орёл под ним окончательно повержен.

После момента открытия памятников площадь постоянно наполнялась большим количеством желающих их увидеть. Поэтому в начале 1839 года пьедесталы были обнесены чугунной оградой работы К. А. Тона. Позже её заменили металлическими тумбами с цепями.

Во время Великой Отечественной войны многие ленинградские памятники укрывали в земле для их защиты от осколков и снарядов. Но монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли не были сняты с пьедесталов. Проходившие рядом воинские части проходили мимо них строевым шагом, отдавая воинское приветствие великим русским полководцам.

Профилактические реставрации скульптур проводились в 1945 и 1972 годах. Последняя реставрация памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли была произведена в 2002 году. При этом отмечалось, что состояние второй фигуры хуже из-за менее качественной отливки. На время ремонта скульптуры укрывали строительными лесами. Их промыли специальным составом и покрыли воском. Взору прохожих памятники вновь открылись в 20-х числах декабря.

Источник

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Двести лет назад император Александр I повелел воздвигнуть близ Казанского собора в Петербурге памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли. В Эрмитаже хранятся деревянные фигуры этих выдающихся полководцев, исполненные по моделям Б.И.Орловского малоизвестным скульптором 1-й половины XIX в. Дмитрием Кузнецовым. Натуралистически переданная резчиком генерал-фельдмаршальская форма и награды обоих полководцев заставляют нас вспомнить, что в истории русского искусства монументы у Казанского собора впервые запечатлели героев в современном им мундире.

Тога для героя

В Московской Руси исторические события традиционно увековечивались возведением храма; первый замысел памятника-изваяния возник у Петра Великого: в 1716 году он повелел Б.-К.Растрелли создать монумент, символизирующий триумф преобразованной им России. Скульптор создал модель величественной конной статуи, которой предстояло занять место на высоком пьедестале с аллегорическими фигурами, однако этот проект осуществлен не был.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Незадолго до наполеоновского вторжения император Александр отправил скульптора Ивана Мартоса и живописца Ореста Кипренского в Москву с целью приискания места для памятника Минину и Пожарскому. Установить монумент не успели: он был сооружен лишь через семь лет и стал символом национального единства, спасшего Россию не только от польского нашествия в XVII столетии, но и от нашествия «двунадесяти языков» в XIX веке. Александр I торжественно открыл его 20 февраля 1818 года. Три месяца спустя скончался Барклай де Толли. Рескриптом от 23 сентября 1818 года Александр I возвестил о своем намерении увековечить память главных полководцев Отечественной войны 1812 года монументами близ Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Это требование вызвало смятение как у наших теоретиков искусства, так и у наших скульпторов; намерение Александра было воплощено в жизнь много позднее, в царствование императора Николая.

Римляне фрака не имут

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

По-видимому, мысль о том, что изваяние способно предать векам образ героя в одежде, скроенной «по шутовскому образцу», казалась Оленину нестерпимой (конечно, он не относил это к надгробным памятникам и монументальным рельефам, где такое «послабление» допускалось). Это чувство разделяли лучшие русские скульпторы. В 1827 году условие изобразить Кутузова и Барклая де Толли в генерал-фельдмаршальских мундирах послужило едва ли не главным препятствием для участников конкурса на лучшие модели памятников перед Казанским собором в Петербурге. И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов и Н.А.Токарев, как отмечает известный историк скульптуры Е.В.Карпова, «поспешили отказаться, смутившись, кроме всего прочего, требованием изобразить героев в современных мундирах».

Спасительный плащ

Едва ли не первым, кто отважился изобразить в монументальном и мемориальном изваянии современного героя в свойственном ему мундире, стал выдающийся немецкий скульптор Х.Д.Раух (1777-1857): в 1819-1822 годах он исполнил мраморные статуи прусских полководцев Бюлова и Шарнгорста для памятников, воздвигнутых им в 1822 году на Унтер ден Линден. Эти монументы произвели сильное впечатление на великого князя Николая Павловича: близ этих статуй на параде 23 сентября 1824 года он в качестве шефа 6го Кирасирского (Бранденбургского) полка Прусской армии отдавал рапорт своему тестю, королю Фридриху-Вильгельму III. Истово почитая память Отечественной войны, в пятнадцатую годовщину национального подвига Николай I вернулся к замыслу старшего брата, но объявленный им конкурс, как сказано выше, оказался бесплодным.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

В связи с этим в следующем году из Италии вызвали Б.И.Орловского и С.И.Гальберга. Однако последний также тяготел к условной трактовке образов; неудивительно, что в конкурсе 1828 года победил Орловский. Впрочем, и он счел нужным задрапировать героев в широкие плащи, не рискнув, по-видимому, изобразить тучного Кутузова в мундире фрачного покроя. По этому пути пошел и Мартос, получивший после смерти Александра I заказ на создание памятника императору в Таганроге: в 1829-1830 годах он исполнил модель статуи Александра в плаще, наброшенном поверх мундира, подобно римской тоге. Этот памятник был открыт 23 октября 1831 года.

Шесть лет спустя, в двадцатипятилетнюю годовщину со дня окончания Отечественной войны, 25 декабря 1837 года были торжественно явлены публике и памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли.

возле казанского собора памятник. Смотреть фото возле казанского собора памятник. Смотреть картинку возле казанского собора памятник. Картинка про возле казанского собора памятник. Фото возле казанского собора памятник

Таким образом, на рубеже второго и третьего десятилетия XIX века эстетические каноны, препятствующие изображению исторического мундира в русской монументальной скульптуре, были разрушены. Вслед за памятниками Александру I в Таганроге и Кутузову с Барклаем в Петербурге один за другим были открыты «всенародные», по терминологии А.Н. Оленина, памятники военачальникам М.П. Лазареву в Севастополе, М.С. Воронцову в Тифлисе, И.Ф. Паскевичу в Варшаве, И.Ф. Крузенштерну в Петербурге, Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, А.В. Суворову в Рымнике; не говорим о многочисленных памятниках императорам Петру I, Александру I, Николаю I, Александру II, Александру III и великому князю Николаю Николаевичу (Старшему).

Источник

Памятник Барклаю-де-Толли

Аудиогид

Фотографии

Вот уже почти два столетия на Казанской площади, между одноименным собором и Невским проспектом, рядом с бронзовым Михаилом Кутузовым стоит в почетном дозоре герой Отечественной войны с Наполеоном Барклай-де-Толли.

Символ победы

Удивительна история этого памятника, относящегося к числу объектов культурного наследия общероссийского масштаба… Сразу же после смерти генерала-фельдмаршала император Александр I издал в 1818 году указ о его увековечивании как одного из талантливейших полководцев-участников кампании 1812-1814 годов.

Задача эта оказалась трудновыполнимой для скульпторов Императорской академии художеств, поскольку одним из главных требований было облачение фигуры героя в военный мундир образца первой четверти XIX века. Обычно для подобных целей выбирались античные одеяния, подчеркивавшие не только фигуру, но и божественное начало побед.

Спустя полгода после старта конкурса на рассмотрение не поступило ни одного проекта, поэтому заказ на создание памятника был отдан немецкому скульптору Эдуарду Лауницу. Однако представленные им наброски император не утвердил, и на время все приостановилось.

В 1829 году уже Николай I открыл новый конкурс, привлекши русских мастеров. Его выиграл Борис Орловский, который и приступил к работе в январе 1830 года.

Не менее напряженной выдалась подготовка постамента для бронзового военачальника. Уже на первоначальном этапе мнения разделились. Огюст Монферран предложил использовать красный гранит, декорировав его бронзовыми барельефами. Орловский склонялся к менее помпезному северному граниту. Государь же выбрал вариант, предложенный третьим соискателем – архитектором Василием Стасовым, стоивший в три раза дешевле двух первых проектов. Идея вырезать на основании буквы в камне принадлежит Орловскому.

Бронзовая фигура Барклая-де-Толли была отлита со второй попытки в 1836 году в литейной мастерской Академии художеств Самсоном Сухановым, и под звуки салюта торжественно открыта в 1837 году, когда Россия праздновала 25-летний юбилей победы над французами.

«Равнодушен в опасности, недоступен страху»

Установка памятника напротив колоннады Казанского собора подчеркнула мемориальное значение православного храма и площади как городских центров русской воинской славы. Считается, что Орловский максимально точно передал сходство с полководцем.

4-метровый бронзовый исполин, возвышаясь на 3,5-метровой высоте, стоит на поверженном французском знамени и задумчиво смотрит вдаль. В левой руке символ воинской власти – маршальский жезл.

Показательно, что во время Великой Отечественной памятник Барклаю, как и Кутузову, не снимали с постамента и не укрывали. Великие полководцы вдохновляли защитников и горожан на новые подвиги, им отдавали честь проходившие мимо военные.

Источник

Памятник Кутузову в Санкт-Петербурге

«Чтобы спасти Россию нужно сжечь Москву». Это самое цитируемое выражение М.И. Кутузова. Его имя знакомо тем, кто интересуется историей и просто хорошо учился в школе. Конфликты с Турцией, вторжение Наполеона, Отечественная война 1812 года — везде он участвовал и показывал свою военную гениальность. Любители литературы знают авторский взгляд Л.Н. Толстого на эту историческую личность, изложенный в романе «Война и мир». Оставил внушительный багаж стратегий ведения боя и побед! В честь героя Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову был возведен памятник у Казанского собора в северной столице.

История создания

Задумка создания памятника Михаилу Кутузову принадлежит императору Александру I. Был издан соответствующий указ, но его исполнение откладывалось. Причина в том, что скульпторы Императорской Академии искусств не горели желанием браться за эскизы монумента. В то время было принято не бороться за портретное сходство и реалистичность. Памятники несли скорее символическую нагрузку. Например, в Боге войны Марсе вряд ли можно узнать генералиссимуса А.В. Суворова. Для памятника Кутузову задача была поставлена иная. Император хотел максимального внешнего сходства. Облачением должен был стать парадный военный мундир.

Император Александр I

Автор памятника Кутузову

К реализации идеи Александра I Вернулся его приемник и брат Николай I. Только в 1829 году объявляется конкурс на лучший проект. Основными претендентами на победу стали Б.И. Орловский и С.И. Гальберт. В конце концов, работы Орловского были одобрены и приняты. Соответственно, автором памятника Кутузову был Б.И. Орловский. Все заявленные требования выполнились на высочайшем художественном уровне.

Портрет английского художника Джорджа Доу использовался для достижения максимального сходства. Поза была достаточно воинственная и агрессивная. В одной руке Кутузов держит шпагу, а другой поднял фельдмаршальский жезл. Вся его поза говорит о решимости и уверенности в победе над врагом. Началась подготовка глиняного и гипсового макетов. К 1831 все модели были завершены и одобрены. В 1832 статую отлил в бронзе великий мастер В.П. Екимов. Для сооружения постамента предлагались:

Последний вариант был утвержден Николаем I как окончательный. Принято решение высечь буквы на самом камне, а не использовать накладные.

В 1837 году состоялась торжественная церемония открытия. Дата выбрана не случайно. В этот же год праздновалась 25 годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.

Памятник Кутузову перед Казанским собором

Место для памятника символичное и даже, можно сказать, сакральное. И вот почему:

Все эти события, установка памятника упрочили за Казанской площадью звание «место воинской славы». Эффект усиливают и знамена поверженных войск французов, лежащие у ног Светлейшего князя. Одна из самых значимых побед навеки вписала его имя в список героев Отчизны.

Интересные факты о памятнике

За время существования монумента многое происходило как с ним самим, так и у его подножья. Приведем наиболее интересные факты и истории:

Художественная и историческая ценность этого объекта делает его обязательной остановкой любого гостя города. Великий сын своего народа, даже после стольких лет, продолжает излучать невероятную силу воли, уверенность в победе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *