вознесенский монастырь елеонская гора
Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим)
Мiръ Палестина Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим)
Монастырь Вознесения Господня — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, которая здесь и расположена.
Содержание
История [ править ]
В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.
Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:
— под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;
– в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;
– многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.
Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.
На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.
Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.
В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.
Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.
Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.
По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.
В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.
Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.
Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.
Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.
В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.
С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан.
В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей.
В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.
Современное состояние [ править ]
Основной проблемой Елеонской обители было привлечение достаточного количества сестёр. Хотя отдельные эмигранты, а также сестры из Бессарабии влились в общину, их числа не хватало для сохранения русского облика монастыря. В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки.
29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства.
Храмы [ править ]
Храм Вознесения Господня
Часовня Иоанна Предтечи
Храм Вознесения Господня начал строиться 1871, был освящен в 1885 г. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.
Часовня в честь святого Иоанна Предтечи была построена в 1920х годах на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни. По преданию, на этом месте была обретена честная глава Иоанна Крестителя.
Трапезный храм Филарета Милостивого длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны. Был освящен в 1937 году.
Святыни [ править ]
• «Взыскание погибших» также привезена из России и ханится в Вознесенском соборе
• Частицы мощей разных святых
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Внутреннее убранство храма Вознесения Господня
Внутреннее убранство часовни Иоанна Крестителя
Колокольня «Русская свеча»
Место, где стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Господа
Место, где стояла Богородица во время Вознесения и «Русская свеча»
Елеонский колокол, подаренный купцом Александром Рязанцевым
Русская духовная миссия
в Иерусалиме
В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.
Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:
под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;
в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;
многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.
Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.
На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.
Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.
В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.
Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.
Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.
Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.
По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.
В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.
Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.
Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.
Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.
В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.
В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи и заложен фундамент нового собора в честь Страшного суда, которому не суждено было быть достроенным. Часовня построена на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни.
Незадолго до Первой Мировой войны паломниками была привезена из России в дар Елеонской обители Черниговская икона Божией Матери, русско-византийсого письма.
Икона была помещена в алтаре еще незаконченной трапезной церкви во имя св. прав. Филарета Милостивого.
Своим благолепным, несколько скорбным Ликом, икона полюбилась сестрам обители и они стали прибегать к ней в своих молитвах.
С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан. Для сестер святая икона стала «прибежищем и утешением» и наименовали ее «Елеонской Скоропослушницею», ибо скоро Она слышала их молитвы и ниспосылала им Свои милости.
В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. Тогда сестры обители перенесли икону в главный храм и со дня её перенесения, Лик Божией Матери просветлел, а ризы Божией Матери и Богомладенца сделались яркими. Образ почитается 9 ноября – в день празднования Афонской чудотворной иконы «Скоропослушница».
В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.
Игумения Тамара скончалась на Успение 1979 г., оставив светлую память обители о своей благородной, доброй душе.
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме
К 100-летию основания русского монастыря на вершине горы Елеон
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме
В 2006 году Елеонская Обитель в Иерусалиме празднует свой юбилей – 100-летие со дня утверждения в 1906 году Священным Синодом Русской Православной Церкви женской монашеской общины.
Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья[3]. Это также было определено некоторым своеобразием турецких законов о недвижимости. Два разных лица могли быть владельцами одного и того же участка, где земля принадлежит одному, а деревья другому. Но если бы первому вздумалось продать свою землю, то предпочтительное право приобретения ее принадлежало владельцу деревьев. Именно при посадке деревьев архимандрит Антонин натолкнулся на мозаики и нашел гробницы, но до получения разрешения-ходжета на раскопки он не решился их продолжать, и они были присыпаны землей. В конце мая 1871 года, когда необходимые ходжеты были выданы, отец Антонин смог беспрепятственно заниматься своими археологическими работами[4].
Вид Вознесенской церкви и посаженных перед ней деревьев
Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне
обретения честной главы св.Иоанна Предтечи
археологический музей архимандрита Антонина
Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе
в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи
Мозаика с греческой памятной надписью VI века в зале игуменского корпуса
Вид на купол восьмерика Вознесенского храма с колокольни
Вид на Спасо-Вознесенский храм и колокольню.
Иконостас, возможно спроектированный и начерченный
самим архимандритом Антонином
работы итальянского архитектора Антония Лангодорки
Так доставляли колокол на Елеон
Колокол принесли на Елеон 7 февраля 1885 года. Несмотря на внушительные размеры, колокол создает впечатление изящного и не подавляет взоры своей массой, имеет 213 см. в диаметре и около трех метров высоты[25]. На верхней полосе колокола имеется надпись: «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа». По нижнему краю, в два ряда тоже славянским шрифтом написано «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов] (ок. 5 тонн)[26]».
Колокол доставлен на Елеон
Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни
Елеонский колокол, подаренный купцом Александром Рязанцевым
Надпись на колоколе
Горельеф Вознесения на Елеонском колоколе
Часовня обретения честной главы
св. прав. Иоанна Предтечи
Место первого и второго обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи
Могила игумена Парфения
Вид на Вознесенскую церковь с колокольней