вознесенско георгиевский храм в тюмени

Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени

вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

Святыни

К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.

И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского.

Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него, как семейная реликвия. Эта икона было очень темной. вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

После того, как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления. Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы.

Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмениОбретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня нашего храма.

Святые Феодосий Черниговский и Иоанн Тобольский были современниками другого святого – святителя Филофея Лещинского, мощи которого почивали в нашем храме под спудом.

Митрополит Филофей – легендарная личность в истории русской православной церкви. Он был назначен митрополитом Тобольским в 1702 г. За годы служения привел к православной вере более 40 тысяч язычников – ханты, манси, якутов и построил 37 церквей. Святитель Филофей совершал миссионерские походы в самые отдаленные северные уголки. Зачастую рискуя жизнью, нес своей пастве просвещение и слово Божие. Петр Великий высоко ценил митрополита Филофея за его преданность православной вере и радение за Россию. Лишь в 1720 году митрополит, по состоянию здоровья, отошел от дел и смог полностью посвятить себя жизни монаха-схимника.

С именем Филофея Лещинского тесно связана история Тюменского Свято-Троицкого монастыря. Он построен в 1612 году на высоком берегу Туры. Митрополит с особым теплом относился к этой обители. Его заботами монастырь и храмы при нем, бывшие изначально в деревянном исполнении, стали белокаменными. Приняв схиму с именем Феодор, он поселился в этом монастыре и завещал похоронить себя на пути к храму, «дабы прихожане попирали ногами прах» его. В мае 1727 года святителя Филофея (в схиме Феодора) похоронили напротив западных дверей Троицкой церкви на территории Свято-Троицкого монастыря. Схимитрополита Феодора и при жизни многие прихожане считали святым (говорят, он обладал даром предвидения), обращались к нему со своими проблемами, шли за советом, а после смерти поток прихожан, желающих поклониться его мощам, еще увеличился. Верили, что мощи обладают чудотворной силой.
В годы Советской власти, когда началось гонение на церковнослужителей и разорение храмов, Вознесенско-Георгиевскую церковь захватили «обновленцы». По-другому, раскольники. Заручившись поддержкой властей, они выкопали гробик с мощами у Троицкой церкви и перезахоронили его в «своем» храме. Позже мощи Филофея Лещинского были переданы в музей атеизма и, как гласила официальная версия, за невостребованностью духовенством, сожжены. Долгие годы считалось, что они утеряны безвозвратно.
Изучая архивные документы, нынешний наместник Тюменского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Тихон (Бобов) обнаружил свидетельство, что в сожженном коммунистами гробике находились вещи, принадлежащие митрополиту, а человеческих останков в нем не было. Появилась надежда, что мощи уцелели. Только где же их искать? И вот происходит событие, которое иначе, как чудом не назовешь. Не даром сказано: «ищите, да обрящете». В 2003 году к отцу Тихону пришла пожилая женщина – дочь бывшего благочинного Тюмени, протоирея Александра Сычугова Ариадна. Она передала священнику письменное завещание своего отца, в котором сообщалось, что мощи митрополита Филофея захоронены у левой колонны нижнего престола Вознесенско-Георгиевского храма (храм имеет четыре престола – три нижних и один верхний, расположенный на втором этаже).
В это время здание церкви, которое признали памятником архитектуры 18 века, уже было возвращено Тобольско-Тюменской епархии, и в нем началась реставрация. Работы предстояла масса. Ведь более 60 лет здание использовалось не по назначению – в последнее время в стенах храма находились склады кожевенно-меховой фабрики. Требовалось укрепление фундамента, в котором обнаружилась трещина – последствие взрыва колокольни в 30-е годы прошлого века.
Не сразу искателям удалось обнаружить склеп с мощами святителя – он оказался чуть в стороне от места первоначальных раскопок. В какой-то момент уже показалось, что поиски не дадут результата. Но тут архимандрит Тихон пришел и указал точное место, где нужно копать. Как это открылось наместнику Свято-Троицкого монастыря, неизвестно. Отец Тихон об этом не говорил.
Эти события произошли в 2006 году. На рассвете, 21 октября, останки Филофея Лещинского были перенесены на место первоначального захоронения – к Троицкой церкви. Тем самым была исполнена последняя воля митрополита.
Удивительно в этой истории и то, что тайна захоронения останков митрополита Филофея, которого по праву считают святым защитником Тюмени, более 80 лет сохранялась потомками протоиерея Сычугова, переселившимися в Новосибирск.

Источник

Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени

вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

НОЯБРЬ

Вторник 02.11.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Среда 03.10.

09 – 00 Божественная литургия. Панихида.

Пятница 05.11.

09 – 00 Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Суббота 06.11. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших.

09 – 00 Божественная литургия.

15 – 30 Собеседование перед крещением.

17 – 00 Воскресное всенощное бдение.

Воскресенье 07.11.

08 – 30 Молебны.

09 – 00 Божественная литургия. По окончании заупокойная лития.

12 – 00 Крещение.

Вторник 09.11.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Среда 10.11.

09 – 00 Божественная литургия. Панихида.

Пятница 12.11.

09 – 00 Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Суббота 13.11.

09 – 00 Божественная литургия.

15 – 30 Собеседование перед крещением.

17 – 00 Воскресное всенощное бдение.

Воскресенье 14.11.

08 – 30 Молебны.

09 – 00 Божественная литургия. По окончании заупокойная лития.

12 – 00 Крещение.

Вторник 16.11.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Среда 17.11.

09 – 00 Божественная литургия. Панихида.

Пятница 19.11.

09 – 00 Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Суббота 20.11.

09 – 00 Божественная литургия.

15 – 30 Собеседование перед крещением.

17 – 00 Воскресное всенощное бдение.

Воскресенье 21.11. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

08 – 30 Молебны.

09 – 00 Божественная литургия. По окончании заупокойная лития.

12 – 00 Крещение.

Вторник 23.11.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Среда 24.11.

09 – 00 Божественная литургия. Панихида.

Пятница 26.11.

09 – 00 Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому.

17 – 00 Вечернее богослужение.

Суббота 27.11. Заговенье на Рождественский пост.

09 – 00 Божественная литургия.

15 – 30 Собеседование перед крещением.

17 – 00 Воскресное всенощное бдение.

Воскресенье 28.11.

08 – 30 Молебны.

09 – 00 Божественная литургия. По окончании заупокойная лития.

Источник

Вознесенско георгиевский храм в тюмени

вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

В 1870 году по проекту Тобольского губернского строительного отделения к церкви были пристроены два одноэтажных придела: Преображенский с южной стороны на средства (10000 р.), завещанные тюменским купцом Иоанном Васильевым Оконишниковым, и в честь Рождества Богородицы с северной стороны на пожертвования (7000 р.) тюменского купца Евлампия Котовщикова. Тогда же, очевидно, реконструирована и паперть.
вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

К Вознесенской церкви были приписаны деревянная часовня во имя святых апостолов Петра и Павла в д. Яр, церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в д. Мыс и Трехсвятительская, расположенная на Заречном кладбище города Тюмени.

В 1929 году Вознесенско-Георгиевская церковь была закрыта, а здание церкви передано под клуб кожевенников и химиков. С 1934 по 1935 годы в здании церкви располагалось общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума. В дальнейшем здание бывшей Вознесенской церкви находилось в ведении Тюменского овчинно-шубного завода. В 1930-х годах здание сильно пострадало: были разрушены колокольня и венчания храма – активные элементы его объемной композиции.

На основании решения Тюменского облисполкома от 5 июля 1976 года здание Вознесенской церкви было причислено к памятникам истории и культуры местного значения. В 1996 году здание Вознесенско-Георгиевской церкви передано Тобольско-Тюменской епархии.
вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

С марта 2001 г. в храме совершаются регулярные Богослужения. В 2003 года начаты работы по восстановлению утраченной колокольни храма. В 2005 году завершено строительство колокольни. В этом же году установлен купол и подняты колокола, проведена реконструкция системы отопления храма, проведены работы по утеплению здания, заменены окна первого этажа храма на пластиковые. Все вышеуказанные работы проведены за счет благотворителей по проекту архитектора Г.М. Дубоноса.

В сентябре 2006 г. проведена газификация храма и Воскресной школы за счет средств городского бюджета.

Расположенная на низком берегу церковь до строительства новых микрорайонов в Зареке являлась единственной вертикалью левобережья, м играла важную роль в объемно-пространственной структуре исторического центра города. Здание с линейным трехчастным планом принадлежит к классическому типу трапезной церкви «кораблем». Все помещения, включая притвор-колокольню, здесь уменьшаются в гармонической пропорции, жестко «нанизаны» на одну ось и относительно нее строго симметричны. Продолговатая композиция, завершенная с запада высокой ярусной колокольней «восьмерик на четверике», формирует образ здания – «корабля». В традициях местных барочных церквей стройный двухэтажный бесстолпный храм четвериком перекрыт восьмидольным куполом на тромпах и прежде венчался ярусными барабанами с главкой.
вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

Несложный, но интенсивно насыщающий фасады декор включает одиночные и спаренные лопатки-пилястры, профилированные карнизы, фигурные сандрики над окнами первого этажа, рамочные наличники с трилистником-замком верхних окон, неглубокие прямоугольные нишки. Оси основного объема храма акцентированы полукруглыми фронтонами с ложными окнами-люкарнами. Примыкающие к храму поздние приделы стилистически повторяют формы церкви. Исключением является притвор, украшенный килевидными наличниками окон и портала.

В интерьере здания нижняя сумеречная зимняя церковь под коробовыми сводами выразительно контрастирует с верхним этажом, где доминирует высокий светлый летний храм. Вертикальное движение передается удлиненными арочными нишами, в которые погружены окна, эффектным вознесением к своду центральных арок, объединяющих нижние и верхние оконные проемы. Здесь в помещениях трапезной (на своде) и в храме (на парусах и куполе) просматриваются полустертые фрагменты росписей XIX века.

Сегодня в Вознесенско-Георгиевском храме регулярно совершаются Богослужения, продолжаются реставрационные работы.

22 февраля 2007 г. региональной общественной организацией «Будущее начинается сейчас» при поддержке настоятеля Вознесенско-Георгиевского храма иерея Максима Иванова была открыта благотворительная столовая «Богадельня». Ежедневно в столовой получали горячие обеды до 260 человек.
вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

В процессе работы столовой стало ясно, что в Тюмени необходимо иметь социальный комплекс, где кроме обеспечения питанием и вещами людям будет оказываться экстренная медицинская и психологическая помощь, содействие в трудоустройстве.

Администрация г. Тюмени выделила под социально-реабилитационный комплекс «Богадельня» двухэтажное панельное брошенное здание, находящееся по адресу: ул. Чекистов, 31-А, корпус 3, в котором до осени 2013 года проводился ремонт.

Источник

Тюмень. Церковь Вознесения Господня и Георгия Победоносца.

Вознесенско-Георгиевская церковь

Карта и ближайшие объекты

вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть фото вознесенско георгиевский храм в тюмени. Смотреть картинку вознесенско георгиевский храм в тюмени. Картинка про вознесенско георгиевский храм в тюмени. Фото вознесенско георгиевский храм в тюмени

Статьи

При церкви находилась библиотека. При церковном приходе существовало 6 училищ: двухклассное городское (женское), четырехклассная церковная приходская школа, смешанное училище (мужское и женское) от Министерства Народного Просвещения в д. Мыс и две школы в д. Яр и Парфенова. В 1929 г. церковь закрыли и передали под молодежный клуб.

В настоящее время храм открыт.

По материалам http://www.eparhia.port72.ru/p/blag/php/place.php?id=tyum&id1=1&id2=3 Официального сайта Тобольско-Тюменской епархии

В церкви четыре престола: во имя Вознесения Господня, во имя св. великомуч. Георгия Победоносца, во имя Преображения Господня и во имя Рождества Богородицы. Приписная к сей церкви кладбищенская во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В приходе три деревни: Парфенова (3 вер.), Яр (12 вер.), Мыс (6 вер.). Всего домов 381, прихожан муж. пола 1524, жен. пола 1658. Церковной земли имеется: усадебной 2 дес. 1475 кв. саж. Капитал церкви 11857 руб. 19 коп., причта 9388 руб. 37 коп. Жалованье диакону 150 руб., псаломщикам по 98 руб.

Штат: три священника, диакон и три псаломщика. В приходе имеются четыре дома для причта, построены прихожанами и составляют собственность церкви.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

Само молитвенное 2-х этажное здание, с классическим типом трапезной церкви, являлось в тот период одним из крупных культовых объектов города. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин так охарактеризовали архитектурное значение храма: “Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города”. Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.

Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.

В 1840 году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.

С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы.

В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в двунадесятые праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням.

В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение. В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.

В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ.

В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874 году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика.

В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму.

В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения. Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.

В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.

Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.

В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое – по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе – чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.

В 1913 г. в приходской деревне Мыс по инициативе местных жителей была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием – во имя Рождества Богородицы.

В 1930-м году церковь была закрыта, а через два года в ней был организован клуб по прокату кинофильмов, затем склад колхоза “Красный Октябрь” и пекарня райпотребсоюза. В апреле 1988 года по просьбе верующих храм был передан общине и начал восстанавливаться, и уже с июля 1990 года силами его настоятеля священника Сергия Кистина и служителей церкви в приходе совершаются богослужения.

Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное. Итак, с 8-го апреля 1922 года экспроприационная комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Вознесенской (Георгиевской) церкви. Из выписки Тюменской Губкомиссии свидетельствует, что за два дня было изъято: серебра 10 пудов 4 фунта 67 золотников, одна золотая розетка в 3 золотника, 47 алмазов (неценных камней) на 30 золотников 12 долей.

Первая четверть XX в. в российской истории ознаменовалась рядом глубочайших социальных потрясений. Не обошли они стороной и Русскую Православную Церковь. Этот кризис выразился, прежде всего, в движении обновленчества.

Вознесенская церковь становится местом развития этого движения. Настоятель (с 1921 г.) В.А. Марсов до 1912 года являлся благочинным церквей города, в 1918 году он член Тюменского Епархиального Совета, с 1922 года – председатель комиссии “Живая церковь”, в 1923 году – Уполномоченный ВЦУ. Вторая личность не менее интересна. Служитель того же храма – А.Г. Страхов. С 1901 года – псаломщик, через четыре года – диакон, с 1907 года – священник, а с 1922 года – секретарь Тюменской Епархиальной комиссии “Живая церковь”.

В 1923 году, в сентябре, в отдел Тюменского губисполкома поступило заявление от члена 2-го Всероссийского Поместного Собора “Живая церковь” В. Марсова о перезахоронении останков митрополита Филофея Лещинского, находившихся в притворе Свято – Троицкого собора Тюменского монастыря для предания их земле, но уже в новом месте. Президиум постановил: “Разрешить церковному Совету Вознесенской церкви передачу останков митрополита Филофея ”. 17 сентября в 4 часа вечера началась раскопка могилы, а утром 18-го в шесть часов перенесение останков в Заречную Вознесенскую церковь.

К концу 1920-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города.

В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад.

Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 года передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек.

Вознесенско-Георгиевский храм для города Тюмени уникален. Он имеет четыре алтаря и два этажа. Центральный алтарь первого этажа освящен в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия, боковые приделы – в честь Рождества Божией Матери (алтарь левого придела) и Преображения Господня (алтарь правого придела). Верхний алтарь освящен в честь Вознесения Господня. К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.

И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского. Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него как семейная реликвия. Эта икона было очень темной. После того как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления. Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы. Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). Обретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня храма.

К Вознесенской церкви были приписаны деревянная часовня во имя святых апостолов Петра и Павла в д. Яр, церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в д. Мыс и Трехсвятительская, расположенная на Заречном кладбище города Тюмени.

В 1929 г. Вознесенско-Георгиевская церковь была закрыта, а здание церкви передано под клуб кожевенников и химиков. С 1934 по 1935 гг. в здании церкви располагалось общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума. В дальнейшем здание бывшей Вознесенской церкви находилось в ведении Тюменского овчинно-шубного завода.

На основании решения Тюменского облисполкома от 5 июля 1976 г. здание Вознесенской церкви было причислено к памятникам истории и культуры местного значения. В 1996 г. здание Вознесенско-Георгиевской церкви передано Тобольско-Тюменской епархии. С марта 2001 г. в храме совершаются регулярные Богослужения.

В 2003 г. начаты работы по восстановлению утраченной колокольни храма. В 2005 г. завершено строительство колокольни. В этом же году установлен купол и подняты колокола, проведена реконструкция системы отопления храма, проведены работы по утеплению здания, заменены окна первого этажа храма на пластиковые. Все вышеуказанные работы проведены за счет благотворителей. В сентябре 2006 г. проведена газификация храма и Воскресной школы за счет средств городского бюджета.

21 октября 2006 г. состоялось важное событие в жизни не только прихода Вознесенско-Георгиевского храма, но и всей Русской Православной Церкви: в этот день были обретены честные мощи просветителя Сибири митрополита Тобольского Филофея (Лещинского) (†1727 г.). Прослужив в Сибири 25 лет, свят. Филофей на 77 году жизни преставился ко Господу. По своему смирению он завещал перед смертью похоронить себя вне церкви в Тюменском Свято-Троицком монастыре, «дабы входящие попирали ногами прах» его. После закрытия и расхищения Свято-Троицкого монастыря вопрос о судьбе могилы святителя Филофея был решен следующим образом: якобы с целью сохранения его останков их решили перезахоронить в Вознесенско-Георгиевскую церковь, которая к тому времени была захвачена обновленцами (раскольниками, которым потворствовала богоборческая власть). Вероятно, обновленцы этим хотели привлечь к себе поток богомольцев. Перезахоронение не афишировалось, поэтому официально считалось, что святые мощи были сожжены – так свидетельствовала большевистская пресса.

История обретения св. мощей Апостола Сибири митрополита Филофея Тобольского началась в 2003 г., когда к наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону (Бобову) подошла женщина, которая сообщила, что знает, где захоронен святитель. Выяснилось, что это дочь протоиерея Александра Сычугова, в 1920-е годы бывшего благочинным Тюменского округа. Он оставил завещание, в котором сообщалось, что святитель Филофей захоронен в Вознесенско-Георгиевском храме у левой от входа колонны. По благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия была создана комиссия по обретению мощей. Первые раскопки результата не дали, но затем мощи были найдены и торжественно перенесены в Свято-Троицкий монастырь, где и почивают по сей день.

В 2006 г. храм был включен в региональную программу по реставрации памятников архитектуры. Были выделены средства на разработку рабочего проекта реконструкции. В этом же году были проведены работы по усилению грунтов фундаментов храма и выполнена проектно-сметная документация (рабочий проект реставрации храма). В настоящее время реставрация продолжается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *