впервые подвел генетическую основу под положение учения дарвина
Учение Ламарка и Дарвина
Ламаркизм
В начале XIX века французским ученым, Жаном Батистом Ламарком было создано эволюционное учение, в основе которого лежит внутреннее присущее организмам стремление к совершенству. Эта теория тесно переплелась с идеями креационизма, самозарождения жизни, поэтому ее трудно уложить в рамки современной науки.
Исходя из этой теории, органы, которыми животное усиленно пользуется, развиваются, а те, которые мало применяются, атрофируются и постепенно исчезают. Ламарк считал, что возникшие в органах изменения наследуются.
Если вы касались генетики, для вас должна быть очевидна ошибочность этих суждений. Разве могут изменения в соматических клетках наследоваться (на самом деле, у гидры при почковании могут, но у большинства животных это невозможно!). Только представьте: человек потерял на войне несколько пальцев руки, после войны у него рождается ребенок. Неужели можно предполагать, что и его ребенок родится без этих нескольких пальцев, которые отец потерял на войне?
Сейчас не вызывает сомнения, что потомству передается генетическая информация, лежащая в половых клетках (гаметах), но никак не в соматических.
Учение Дарвина
Возникновению учения Дарвина предшествовал ряд событий, о которых нельзя не упомянуть. Капитализм, начавшийся бурным развитием в первой половине XIX века в Англии, способствовал развитию промышленности и науки. Большие успехи делались естественными науками, учеными описывались новые виды животных и растений, селекционеры выводили новые породы и сорта.
И, конечно же, легендарное кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» c 1831 по 1836 год, во время которого он сделал очень важные наблюдения. Это путешествие сыграло решающую роль в возникновении учения.
Во время путешествия Чарльз Дарвин заметил отличия между галапагосскими вьюрками, населяющими острова. У них имелись разнообразные формы клювов, что позволило им занять разные экологические ниши. Этот факт в дальнейшем позволит Чарльзу Дарвину сделать важнейший вывод о причинах расхождения признаков.
Свои эволюционные идеи Чарльз Дарвин сформулировал в труде «Происхождение видов путем естественного отбора», опубликованного в 1859 году.
Именно в результате накопления особями таких различий, возникают новые виды, отличающиеся друг от друга по строению, физиологии и пр. Этим можно объяснить разнообразие форм клювов у вьюрков, на которые обратил внимание Дарвин.
Многие ошибочно приписывают фразу «Человек произошел от обезьяны» Дарвину, это не совсем верно. Лучше всего в этом вопросе дать слово самому Дарвину: «Так как человек, с генеалогической точки зрения, принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни протестовала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники должны быть отнесены к этому семейству. Мы не должны, однако, впасть в другую ошибку, предполагая, что древний родоначальник всего обезьяньего рода, не исключая и человека, был тождественен или даже близко сходен с какой-либо из ныне существующих обезьян.»
Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
Я должен предупредить вас, что некоторые термины, скорее всего, окажутся новыми. Обязательно вернитесь к эволюционным теориям, когда тщательно освоите генетику и научитесь решать генетические задачи, тогда вам откроются эти теории во всей своей красе.
В СТЭ авторы стремились обобщить все открытые генетикой факты и связать их с дарвинизмом. Большой вклад в создание СТЭ внесли Северцов А.Н. и Шмальгаузен И.И.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Эволюционная теория: от Линнея до Дарвина
теория по биологии 🌿 эволюция
Под эволюцией в биологии подразумевается необратимое историческое развитие живой природы. Это явление касается каждого процесса организма на всех его уровнях организации. Именно эволюция приводит к образованию новых видов и подвидов. Описать данный процесс и понять его суть пытались многие ученые в разное время. Сам термин ввели в XVIII веке.
Систематика по Карлу Линнею (1707 г. – 1778 г.)
Линнею принадлежит важное нововведение – бинарная номенклатура, благодаря которой виды теперь назывались двумя словами, первое из которых – род организма.
Карл Линней выделил три царства живой природы: Растения, Животные и Минералы. Далее он выделил классы, а за единицу системы он выбрал вид. В понимании Линнея определение вида было следующим: «Вид – совокупность особей сходных по строению».
Человека ученый отнес к классу Млекопитающих, отряду Приматов. По своим взглядам Линней был креационистом, то есть считал, что все, живой и неживое, произошло от Бога. Отнести человека к приматам и выдержать возмущения и критику было серьезным испытанием для ученого.
Эволюция по Жану Батисту Ламарку (1744 г. – 1829 г.)
Этот французский ученый ввел в научный мир термин «биология», а также продолжил дело Линнея, занимаясь систематикой. Ламарк заметил, что сходства есть у животных, располагающихся по систематике достаточно далеко.
Именно Ламарк разделил животный мир на позвоночных и беспозвоночных. Он выделил 10 классов беспозвоночных, вместо 2, как это сделал Линней. Некоторые таксоны используются и на сегодняшний день. Размышления о сходствах и различиях животных натолкнули ученого на мысль о том, что все в природе создавалось постепенно, с усложнением. Кроме того, у каждого организма, по его мнению, было стремление к прогрессу, которое при должном усилии может привести к развитию признака. Затем потомство будет иметь эти благоприятные признаки. Это он и считал движущей силой эволюции. Однако, такая точка зрения, конечно же, ошибочна. Также Ламарк полагал, что органы могут появляться и упраздняться (редуцироваться) за ненадобностью.
Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина
Прежде чем появилась самая верная с точки зрения современной биологии теория эволюции, было совершено множество открытий и написано большое количество исследовательских работ, с которыми ознакомился Чарльз Дарвин. Он собрал все полученные знания, практически как пазл, в одну стройную теорию
Если Вы уже хотя бы косвенно знакомы с сутью эволюционной теории Дарвина, то в высказываниях и открытиях выше Вы уже наверняка заметили практически дословные положения теории.
Эволюция по Чарльзу Дарвину (1809 г. – 1882 г.)
Дарвин раскрыл движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор).
Естественный отбор – сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных. Именно естественный отбор – направляющая движущая сила.
Основу для эволюции дает наследственная изменчивость, предоставляя тем самым для нее материал.
Положения теории Дарвина
Теория Чарльза Дарвина актуальна и на сегодняшний день. Благодаря развитию науки она дополняется новыми фактами.
Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Не секрет, что основоположник Дарвинизма — Чарльз Дарвин. 8)
Идеи Дарвина противоположны идеям Ламарка, который полагал, что основой эволюции является стремление организма к прогрессу, совершенству. 6) 3)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии». В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
«Ламаркизм» явно произошло от Ламарка, несложно догадаться, что это его теория. 6)
Во втором пункте пропущено слово «движущей», это биологический термин. 2)
В теории Ламарка движущей силой эволюции являлось стремление к совершенствованию. Или же, к прогрессу. 5)
Большое значение в таких теориях придается влиянию упражнения органов, предполагалось, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по наследству. 4) 3)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Теория креационизма — теория трансформизма — эволюционная теория Ламарка — эволюционное учение Дарвина — синтетическая теория эволюции.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB16929 Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и факторами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРА | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ |
А) один из источников эволюционного материала Б) представляет собой колебания численности популяций В) действие фактора направленно Г) обеспечивает селекцию генотипов Д) носит случайный характер Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции 1) популяционные волны 2) естественный отбор |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Про естественный отбор речь уже шла в заданиях выше.
Популяционные волны представляют собой колебания численности особей популяции, носит это явление случайный характер.
Источник эволюционного материала — популяционные волны. 1)
Колебания численности популяций — популяционный волны. 1)
Действует направлено — естественный отбор, так как он направлен на отбор наиболее приспособленный особей. 2)
Селекция генотипов — естественный отбор. 2)
Случайный характер — популяционные волны. 1)
Изменяет частоту аллелей в генофонде популяции — естественный отбор. 2)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Утверждения, относящиеся к теории Ч. Дарвина: внутри вида расхождение признаков, приводит к видообразованию; естественный отбор — направляющий фактор эволюции; при создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят: изоляцию, мутационную изменчивость, естественный отбор. Под цифрами 2 и 3 — результат эволюции; 6 — направление эволюции.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Синтетическая теория эволюции — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
К факторам эволюции относят: изоляцию мутационный процесс, естественный отбор.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны.
Мутация — это внезапное наследственное изменение, вызванное резким структурным и функциональным изменением генетического материала.
Естественный отбор — основной фактор эволюции, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.
Популяционные волны (волны численности,волны жизни) — резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Промежуточная итоговая аттестация по биологии 10 класс
Спецификация итогового теста по биологии для 10 класса
Учитель биологии Николаева Галина Анатольевна-
2.Сроки (дата) проведения: __апрель 2017
3.Цель тестирования: проверка академических знаний учащихся 10 класса за год.
4.Время тестирования: 30 минут
5.Количество учебных часов за первое полугодие 2016-17 уч.года: 175 часов.
— Примерная программа основного (общего) образования по биологии министерства образования и науки Российской Федерации.
— Рабочая программа по биологии 6 классы на 2016-17 уч.год (Протокол №1 педагогического совета МБУ лицея №76 от 28.08.16 г.)
7.Учебники и другие материалы, использованные при подготовке теста:
8.Количество вариантов: 2 варианта.
9.Способ формирования вариантов: параллельный.
Раздел 1 содержит 12 заданий с выбором ответа (из четырех вариантов ответа, среди которых только один является верным).
Раздел 2 более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний, содержат 3 задания с кратким ответом. Ответ должен быть дан в виде числа (цифры) или слова, обозначения.
11Дополнительные материалы и оборудование: дополнительных материалов и инструментов для выполнения теста не требуется.
Позиция задания в тесте
Система живых организмов
Взаимосвязи живых организмов
Клеточное строение организмов
Основные направления эволюции
Итоговый тест по биологии для 10 класса
При выполнении заданий в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1–А10 ) поставьте в клеточку, номер который соответствует выбранному вами ответу.
А1. Единица эволюции:
2) популяция 4) класс
А2. Материалом для естественного отбора является изменчивость:
1) фенотипическая 3) ненаследственная
2) модификационная 4) мутационная
А3. Правильной схемой классификации растений является:
3) вид — семейство — класс — отдел — род — царство
4) царство — отдел — семейство — класс — вид — род
А4. Макроэволюция — это:
1) эволюция микроорганизмов
2) эволюция биоценозов
3) незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию
4) эволюционные процессых, приводящие к образованию рода, семейства
А5. Факторы живой природы, воздействующие на организм:
1) абиотические 3) биохимические
2) биотические 4) антропогенные
А6. Растения выполняют в экосистеме роль:
1) продуцентов 3) консументов I порядка
2)редуцентов 4) консументов II порядка
А7. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами, — это:
1) сапрофиты 3) паразиты
2) автотрофы 4) симбионты
А8. Эволюционно закрепленные адаптивные реакции организма в ответ на изменение условий внешней среды при неизменном генотипе — это:
1) модификационная изменчивость 2) комбинативная изменчивость
3) мутационная изменчивость 4) хромосомная изменчивость
А9. Влияние живых организмов друг на друга — это:
1) абиотические факторы 3) физиологические факторы
2) биотические факторы 4) антропогенные факторы
А10. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о (об):
1) способности к неограниченному росту 3) одинаковом наборе органоидов в клетке
2) наличии хлоропластов 4) единстве органического мира
А11. Впервые подвел генетическую основу под положения учения Дарвина:
1) С.С. Четвериков 3) Ч. Лайель
2) К.Э. Бэр 4) Т. Мальтус
А12. Воздействие человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом — это:
1) абиотические факторы 3) антропогенные факторы
2) биотические факторы 4) физиологические факторы
В1. Выберите три правильных ответа. К ароморфозам относятся следующие явления:
1) развитие корнеплода у свеклы
2) возникновение процесса фотосинтеза
3)возникновение плода у цветковых растений
4)слабое развитие обоняния у птиц
5)возникновение кровеносной системы
6)способность к смене окраски у хамелеона (В ответ запишите ряд цифр.)
В2.Установите последовательность, отражающую этапы эволюции человека
4)люди современного типа
В3.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белокрыльник болотный в классификации растений, начиная с наименьшей
5)вид Белокрыльник болотный
Итоговый тест по биологии для 10 класса
При выполнении заданий в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1–А10 ) поставьте в клеточку, номер который соответствует выбранному вами ответу.
А1. Макроэволюция ведет к:
1) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств, отрядов и т. д.
2) изменениям генотипов у отдельных особей крупных
3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и образованию подвидов и рас
4) образованию новых видов
А2. Совокупность элементов окружающей среды, воздействующих на организм, — это:
1) абиотические факторы 3) биотические факторы
2) экологические факторы 4) антропогенные факторы
АЗ. Правильной схемой классификации животных является:
1) царство — тип — класс — семейство — отряд — род —вид
4) вид — род — отряд — класс — семейство — тип — царство
А4. Свойством живых организмов изменяться и существовать в различных вариантах называется:
1) изменчивость 3) наследственность
2) естественный отбор 4) борьба за существование
А5. Совокупность особей растений, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями, — это:
А6. Рудиментарные органы являются примером доказательств эволюции:
1) палеонтологических 3) эмбриологических
2) цитологических 4) сравнительно-анатомических
А7. Бактерии чаще всего выполняют в экосистеме роль:
1)редуцентов 3) консументов I порядка
2) продуцентов 4) консументовII порядка
А8. Автор первой научной классификации живых организмов:
1) Ж. Б. Ламарк 3) А. Р. Уоллес
2) Ч. Дарвин 4) К. Линней
А9. Взаимосвязью видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего, называется:
1) цепь питания 3) экосистема
2) биогеоценоз 4) зооценоз
А10. Гетеротрофы в экосистемах являются:
1) продуцентами и редуцентами 3) консументами и редуцентами
2) продуцентами и консументами 4) продуцентами I и II порядка
А11. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует:
1) снижению уровня борьбы за существование
2) снижению эффективности естественного отбора
3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции
4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции
А12. Основная причина саморазвития экосистем:
1) изменение ландшафта
2) влияние неблагоприятных температур
3) влияние организмов на среду обитания
В1. Выберите три правильных ответа. К архантропам (древнейшим людям) относятся:
1) гейдельбергский человек
6) кроманьонец (В ответ запишите ряд цифр.)
1)вид Земляной заяц горный
4)подсемейство Пятипалые тушканчики
6)род Земляные зайцы
В3.Установите последовательность возникновения ароморфозов у растений.
4)появление проводящей ткани
Оценивание теста.
За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл. Задания части В оцениваются в 2 баллов. Максимальное количество баллов 18.
Ключи к итоговой контрольной работе по биологии для 10 класса
ВСЕГО – 15 задания. Наивысшее количество баллов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-478730
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.