все пророки ветхого завета

Пророки

Проро́ки – святые вет­хо­за­вет­ных времен, пред­ви­дев­шие по Боже­ствен­ному Откро­ве­нию при­ше­ствие Христа Спа­си­теля, пред­ска­зы­вав­шие буду­щие собы­тия и воз­ве­щав­шие изра­иль­скому народу волю Божию.

все пророки ветхого завета. Смотреть фото все пророки ветхого завета. Смотреть картинку все пророки ветхого завета. Картинка про все пророки ветхого завета. Фото все пророки ветхого завета

Про­роки в Свя­щен­ном Писа­нии

Боль­шие и малые про­роки

По про­ро­че­ским книгам в Свя­щен­ном Писа­нии про­роки делятся на боль­ших и малых. Боль­шими назы­ва­ются: Исаия, Иере­мия, Иезе­ки­иль и Даниил по обшир­но­сти остав­лен­ных ими после себя про­ро­че­ских книг. Мень­ших про­ро­ков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Авва­кум, Софо­ния, Аггей, Заха­рия и Мала­хия.

Они назы­ва­ются мень­шими потому, что оста­вили после себя книги мень­шего объема срав­ни­тельно с кни­гами боль­ших про­ро­ков. Осо­бен­ный пред­мет пред­ска­за­ний вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков состав­лял Мессия – Хри­стос и судьбы веры и Церкви Хри­сто­вой и всего мира.

Про­ро­че­ства

Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о том, что через про­ро­ков гово­рил Святой Дух и что книги, состав­лен­ные ими, писаны по вдох­но­ве­нию Духа Божьего. Так апо­стол Петр пишет: Нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые Божии чело­веки, будучи дви­жимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ).

Два изме­ре­ния про­ро­честв

Дей­ствия и слова про­ро­ков имели, как пра­вило, два зна­че­ния: прямое, кото­рое отно­си­лось к тем людям и собы­тиям, совре­мен­ни­ками кото­рых были про­роки; и про­об­ра­зо­ва­тель­ное, отно­сив­ше­еся к буду­щим вре­ме­нам, откры­вав­шее то или иное собы­тие, свя­зан­ное с гря­ду­щим Спа­си­те­лем.

Три черты отли­чают про­ро­ков от обыч­ных людей: Бог сам изби­рает себе про­ро­ков; про­роки вос­при­ни­мают и далее пере­дают людям рече­ния Божии; когда такое про­ис­хо­дит, они пре­бы­вают в состо­я­нии экс­таза, вдох­но­ве­ния, «вос­хи­ще­ния», то есть дей­ствуют под води­тель­ством Св. Духа ( 2Пет.1:21 ). От людей же ожи­да­ется, чтобы они верили словам про­ро­ков; так Хри­стос обли­чал совре­мен­ни­ков за то, что они не веруют про­ро­кам ( Лк.24:25 ). Он вообще глу­боко почи­тал про­ро­ков и ставил про­ро­че­ские книги наравне с Мои­се­е­вым Зако­ном ( Лк.16:16 ), да и его самого неко­то­рые счи­тали про­ро­ком.

Правда, веро­вать надо только истин­ным про­ро­кам, и в Ветхом Завете при­ве­дены ука­за­ния, как отли­чить «насто­я­щего» про­рока от само­званца ( Втор.13:1-3, 18:22 ).

Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два изме­ре­ния.

Во-первых, Бог обра­ща­ется к поко­ле­нию совре­мен­ни­ков про­рока, настав­ляет и обли­чает их, руко­во­дит ими, таково презе́нтное (отне­сенное к насто­я­щему) изме­ре­ние. Помните, у М.Ю. Лер­мон­това:

С тех пор как вечный Судия
Мне дал все­ве­де­нье про­рока,

В очах людей читаю я
Стра­ницы злобы и порока.
Про­воз­гла­шать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближ­ние мои
Бро­сали бешено каме­нья.

Именно сопле­мен­ни­ков и совре­мен­ни­ков обли­чает пророк, а тем, есте­ственно, это не нра­вится.

Во-вторых, пророк от лица Бога пред­ска­зы­вает гря­ду­щие собы­тия, иногда близ­кие, иногда отда­лен­ные. Таково футу­раль­ное (отне­сен­ное к буду­щему) изме­ре­ние. Испол­не­ние про­ро­честв непре­ложно, и как раз у Исаии ( Ис.46:10 ) Гос­подь Бог гово­рит об этом: «Я воз­ве­щаю от начала что будет в конце, и от древ­них времен то, что еще не сде­ла­лось, говорю: Мой совет состо­ится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Между прочим, мотив име­но­ва­ния в рус­ском слове пророк (от про­ре­кать, то есть «пред­ска­зы­вать буду­щее») не пол­но­стью покры­вает все функ­ции нави́, потому что иудей­ский пророк не только про­ри­ца­тель, но еще и настав­ник-вос­пи­та­тель-обли­чи­тель народа и его пра­ви­те­лей, в том числе царей.

Источник

Пророки Ветхого Завета

Про­рокВре­мя служения
(до Р.Х.).
Правитель.
Мис­сия пророкаДухо­в­­но-нрав­ствен­­ные уроки
НОЙСоглас­но Септу­а­гин­те Ной родил­ся в 1662 от Сотво­ре­ния мира.Нече­стие меж­ду людь­ми дошло до того, что из всех людей на зем­ле остал­ся вер­ным Богу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им семей­ством. Тогда Гос­подь опре­де­лил очи­стить зем­лю водою от погряз­ших в гре­хе наро­дов, а Ноя сохра­нить на зем­ле, для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния людей. Про­жил 950 лет.Челове­ку все­гда сле­ду­ет оста­вать­ся вер­ным Богу, быть пра­вед­ным и непо­роч­ным, в любых обсто­я­тель­ствах, даже если он живет в окру­же­нии раз­вра­щен­ных людей. Прояв­ле­ние непо­чте­ния к сво­е­му отцу есть тяж­кий грех.
АВРААМОриен­ти­ро­воч­но пери­од мож­но огра­ни­чить рам­ка­ми пер­вой поло­ви­ны II тыся­че­ле­тия до Р.Х.; Авра­ам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.Бог избрал пра­вед­но­го Авра­ама, что­бы сохра­нить истин­ную веру, через его потом­ство, для все­го чело­ве­че­ства. Благо­сло­ве­ние Авра­ама и завет с ним испол­ни­лись в Иису­се Христе.Вера в Бога есть не толь­ко вера в бытие Божие, но и лич­ное дове­рие Богу: Богу есть до меня дело; Он обра­ща­ет Свое сло­во и ко мне лич­но; я лич­но при­зван верить это­му сло­ву и пола­гать­ся на него. Истин­ная вера при­зна­ет Бога Тем, Кто Он есть; Бог зна­ет, что гово­рит – неле­по пола­гать, что Всебла­гой вво­дит нас в заблуж­де­ние или что Всеве­ду­щий чего-то не учел. Все что угод­но может ока­зать­ся заблуж­де­ни­ем, ложью и ошиб­кой, но сло­во Божие оста­ет­ся непо­ко­ле­би­мой истиной.
Когда Гос­подь спа­са­ет нас от гре­ха, нуж­но убе­гать от него, не огля­ды­вать­ся на него, т. е. не задер­жи­вать­ся и не жалеть о нем.
ИАКОВXVIII-XVII века до Р.Х.Являет­ся родо­на­чаль­ни­ком 12 колен Израиле­вых. Сподо­бил­ся виде­ния таин­ствен­ной лест­ни­цы, соеди­няв­шей небо с зем­лею, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь.Если чело­век стре­мит­ся к Богу, в конеч­ном сче­те, он най­дет свой путь к Нему. Бед­ствия сле­ду­ет пере­но­сить с непо­ко­ле­би­мою вер­но­стью Богу, с твер­дым тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Промыс­лу Божие­му и с неиз­мен­ным упо­ва­ни­ем на Него во всех обсто­я­тель­ствах сво­ей жизни.
МОИСЕЙXVI-ХV века до Р.Х.

Рам­зес II, Мер­нептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей.

Возгла­вил осво­бож­де­ние сво­е­го наро­да. Был чело­ве­ком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия: сотво­ре­ние мира и чело­ве­ка. При­нял от Бога Его Десять запо­ве­дей. Кро­ме того, Гос­подь дал Мои­сею и дру­гие зако­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. Пове­лел Он так­же устро­ить ски­нию. Силой Божи­ей Мои­сей тво­рил вели­кие зна­ме­ния и чудеса.Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере и послу­ша­нии. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да. Идоло­по­клон­ство и мало­ве­рие явля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бога.
ИИСУС НАВИНХV век до Р.Х.

Мои­сей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го народа.

Являл­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком еврей­ско­го наро­да в пери­од заво­е­ва­ния Ханаа­на. Через него Гос­подь явил вели­кие чуде­са. Во вре­мя одно­го сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус Навин по пове­ле­нию Божию про­дол­жил день, оста­но­вив солн­це до тех пор, пока не пора­зил вра­гов. Вве­дя еврей­ский народ в Зем­лю Обето­ван­ную после окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду коле­на­ми израильскими.Гос­подь мило­стив к тем, кто име­ет страх Божий и слу­жит Ему в чисто­те и искренности.
САМУИЛXI век до Р.Х.

Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. Пома­зал на цар­ство пер­вых еврей­ских царей – Сау­ла, а после – свя­то­го Давида.В слу­чае гре­хов­но­го паде­ния чело­век (народ) дол­жен при­не­сти Богу искрен­нее пока­я­ние и встать на путь исправления.
НАФАНXI век до Р.Х.

Не допу­стил стро­и­тель­ство Дави­дом хра­ма; воз­ве­стил Дави­ду суд Божий за совер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; содей­ство­вал пома­за­нию Соломо­на на царство.Бог строг к тем, кто совер­ша­ет гре­хов­ное паде­ние, но мило­стив к тем, кто вста­ет на путь пока­я­ния и исправления.
ДАВИДXI‑Х века до Р.Х.

Саул; позд­нее сам Давид являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Пока­зал при­мер непо­ко­ле­би­мой веры в Бога, пока­зал при­мер истин­но­го пока­я­ния. Поко­рил Иеруса­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства еврей­ско­го. Поста­вил новую ски­нию и пере­нес в нее ков­чег завета.Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере, кро­то­сти и послу­ша­нии. Бог про­ща­ет даже тяж­кий грех при усло­вии искрен­не­го пока­я­ния у грешника.
СОЛОМОНХ век до Р.Х.

Давид; позд­нее сам Соло­мон являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Мес­сии. Постро­ил пер­вый иеру­са­лим­ский храм. Являл­ся самым муд­рым еврей­ским царем, одна­ко впал в идолопоклонство.Идоло­по­клон­ство есть тяж­кий грех про­тив Бога.
ИЛИЯIX век до Р.Х.

Был рев­ност­ным побор­ни­ком чисто­ты веры, гроз­ным обли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и вся­ко­го нече­стия. Совер­шил нема­ло чудес, был взят на Небо живым, являл­ся Хри­сту на горе Фавор, будет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спаси­те­ля на землю.Гос­подь мило­стив, Он не толь­ко гроз­ный кара­ю­щий Судия. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Господа.
ЕЛИСЕЙIX век до Р.Х.

Ахав, Охо­зия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские ( 4Цар.2:1–9:1; 13:10–21 )

Показы­вал, как необ­хо­ди­мо помо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Бестре­пет­но гово­рил царям прав­ду, обли­чая их нече­стие и наклон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С име­нем про­ро­ка свя­зы­ва­ет­ся мно­же­ство чудес.Богу нуж­но отво­дить пер­вое место в жиз­ни. Бог забо­тит­ся о повсе­днев­ных нуж­дах людей.
АВДИЙ (малый пророк)IX век до Р.Х.

Проро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей гибе­ли Едо­ма; про­воз­ве­стил суд над все­ми наро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Израиля.Гор­дость – один из наи­бо­лее опас­ных гре­хов, пото­му что она побуж­да­ет стре­мить­ся к вла­сти над дру­ги­ми. За этот грех чело­век (народ) не избе­жит Божи­его возмездия.
ИОНА (малый пророк)IX-VIII века до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский

Проро­че­ство­вал о судь­бах изра­иль­ско­го наро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Израи­ля, стра­да­ни­ях Спаси­те­ля, запу­сте­нии Иеруса­ли­ма Преду­пре­дил Нине­вию, сто­ли­цу Асси­рии, о необ­хо­ди­мо­сти покаяния.Бог хочет, что­бы все наро­ды обра­ти­лись к Нему. Он любит все наро­ды и каж­до­го чело­ве­ка в отдельности.
ИОИЛЬ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Предска­зал о наступ­ле­нии все­об­ще­го суда и отда­лен­ных вре­ме­нах Мес­сии. Предска­зал о том, что Дух Свя­той изо­льет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия пола, воз­рас­та и состояния.Бог судит все наро­ды за их гре­хи, а веч­ное спа­се­ние полу­ча­ет толь­ко тот, кто верит в Него. Нико­гда не сле­ду­ет падать духом, но нуж­но упо­вать на Господа.
АМОС (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский
( Ам.1:1 )

Возве­щал при­бли­же­ние Суда Господ­ня. Обли­чал недо­стат­ки обще­ства: соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость и нера­вен­ство, при­зы­вал к мило­сер­дию в отно­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Избран­ни­че­ство Израи­ля пони­мал как высо­кую меру ответ­ствен­но­сти перед Богом.Вера в Бога – не толь­ко лич­ное дело. Бог при­зы­ва­ет всех веру­ю­щих бороть­ся с неспра­вед­ли­во­стью в обще­стве и помо­гать нуждающимся.
ОСИЯ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израиль­ский ( Ос.1:1 )

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Обли­чая без­за­ко­ния изра­иль­тян, воз­ве­щал им вели­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пере­се­ле­ние в плен асси­рий­ский. Предска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не будет Аароно­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся истин­ное Богопознание.Когда чело­век гре­шит, он нару­ша­ет отно­ше­ния с Богом, пре­да­ет Его. Все отве­тят перед Богом за свои гре­хи, но те, кто про­сит у Него про­ще­ния, не будут осуждены.
МИХЕЙ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иоафам, Ахаз, Езе­кия Иудей­ские ( Мих. 1:1 )

Предска­зы­вал паде­ние Север­но­го и Южно­го Царств. Это будет Божье нака­за­ние, пока­зы­ва­ю­щее, как Бог забо­тит­ся о Сво­ем наро­де. Объ­явил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мессии.Чело­век, живу­щий вда­ли от Бога, живет во гре­хе. Толь­ко Бог пока­зы­ва­ет людям путь к веч­но­му миру. Его нака­за­ние часто настав­ля­ет на путь истинный.
ИСАИЯ (вели­кий пророк)VIII-VII века до Р.Х.

Озия, Иоафам, Ахаз, Езе­кия и Манас­сия Иудей­ские ( Ис. 1:1 )

Проро­че­ство­вал о Мес­сии, Небес­ном Иеруса­ли­ме, еврей­ском и дру­гих наро­дах. Совер­шил ряд чудес.Бога невоз­мож­но постиг­нуть разу­мом. Ино­гда нам при­хо­дит­ся пере­не­сти нака­за­ние, что­бы мы вер­ну­лись к Богу. Каж­дый народ досто­ин вла­сти, кото­рая над ним. Судь­ба чело­ве­ка зави­сит от него само­го и опре­де­ля­ет­ся его поступ­ка­ми. Бога нуж­но чтить серд­цем, а не словами.
НАУМ (малый пророк)VIII-VII века до Р.Х.

Предска­зы­вал поги­бель Нине­вии, заслу­жив­шей такую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез кото­рое она пора­бо­ща­ла народы.Тех, кто совер­ша­ет зло и угне­та­ет дру­гих, одна­жды тоже постиг­нет пла­чев­ная участь.
СОФОНИЯ (малый пророк)VII век до Р.Х.

Проро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии Иудей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к покаянию.Бог будет судить нас за непо­ви­но­ве­ние, но, если мы будем вер­ны Ему, Он про­явит к нам милость.
ИЕРЕМИЯ (вели­кий пророк)VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудей­ские ( Иер. 1:1–3 )

Через про­ро­ка Иере­мию Бог ясно пред­ска­зал, что за свое нече­стие иудей­ский народ будет поко­рен и отве­ден в плен вави­ло­ня­на­ми, и что иудеи будут нахо­дить­ся в пле­ну семь­де­сят лет. Пла­кал о нече­стии сво­е­го наро­да на раз­ва­ли­нах Иеруса­ли­ма и про­дол­жал учить доб­ру остав­ших­ся жителей.Скор­би могут быть посы­ла­е­мы чело­ве­ку (наро­ду) как нака­за­ние за его гре­хи, за отступ­ни­че­ство от веры. Единствен­ным спо­со­бом изба­вить­ся от бед­ствия явля­ет­ся пока­я­ние, исправ­ле­ние и молит­ва к Богу. Покая­ние в без­нрав­ствен­ном мире про­сто необходимо.
АВВАКУМ (малый пророк)VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудейские

Пред­рек раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма, Вавилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на родину.Вме­сто того что­бы сомне­вать­ся в Божи­их путях, мы долж­ны пони­мать: Он совер­шен­но спра­вед­лив, и мы долж­ны верить, что Он руко­во­дит всем и одна­жды зло будет окон­ча­тель­но уничтожено.
ДАНИИЛ (вели­кий пророк)VII-VI века до Р.Х.

Навухо­до­но­сор II, Валта­сар, Дарий I, Кир II

Сподо­бил­ся виде­ния сла­вы Божи­ей. Проро­че­ство­вал о вос­кре­ше­нии из мерт­вых, Мес­сии, воз­об­нов­ле­ния бого­слу­же­ний в хра­ме. Так­же пред­ре­кал духо­в­­но-нрав­ствен­­ное паде­ние евре­ев, разо­ре­ние дру­гих народов.Бог вос­пи­ты­ва­ет Свой народ, что­бы люди ста­ли бли­же к Нему. Гос­подь жела­ет не гибе­ли без­за­кон­ни­ков, но их покаяния.
АГГЕЙ (малый про­рок)VI век до Р.Х.

Призы­вал народ к пока­я­нию. Обли­чал народ, забо­тя­щий­ся о сво­их жили­щах, а не о доме Божи­ем. Обли­чал высо­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го Иеруса­лим­ско­го хра­ма, пола­гав­ших, что рабо­та на свя­том месте уже дела­ет их святыми.На пер­вом месте в жиз­ни чело­ве­ка дол­жен быть Бог. Нечи­стое, кос­нув­шись чисто­го, не освящается.
ЗАХАРИЯ (малый про­рок)VI век до Р.Х.

Подроб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мес­сии (буду­щее явля­ет­ся аре­ной ново­го мес­си­ан­ско­го века, но народ не дол­жен увле­кать­ся обман­чи­вой надеж­дой на Мес­сию, как на поли­ти­че­ско­го заво­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на земле).День Госпо­день – это не толь­ко день гне­ва, но и день дол­го­ждан­но­го осво­бож­де­ния и радости.
МАЛАХИЯ (малый про­рок) *V век до Р.Х.

Обли­чал народ за недо­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за укло­не­ние от веры, угро­жал им судом Божи­им за поро­ки и бого­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и ясно пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мес­сии, явле­ние Предте­чи и гря­ду­щий Суд Божий.Служе­ние Богу долж­но сопро­вож­дать­ся обра­ще­ни­ем серд­ца. Жерт­вы Богу долж­ны совер­шать­ся с усер­ди­ем и благоговением.

* Одни свя­тые назы­ва­ли послед­ним Про­ро­ком Вет­хо­го Заве­та и пер­вым Про­ро­ком Ново­за­вет­ной Церк­ви Иоан­на Пред­те­чу, но вме­сте с тем, по мыс­ли дру­гих отцов, послед­ний про­рок Вет­хо­го Заве­та — Мала­хия, поэто­му они назы­ва­ли его «Печать Про­ро­ков». Ему же при­над­ле­жит послед­няя кни­га Вет­хо­го Заве­та. Иоанн Пред­те­ча — это не толь­ко про­рок, но и сви­де­тель, т.е. не гово­ря­щий по слу­ху уха и по вну­ше­нию серд­ца от Бога, но уже видя­щий Гос­по­да и гово­ря­щий, что видит: он уже сви­де­тель, от сло­ва «видеть». По сути, он совер­ша­ет осо­бое избран­ни­че­ское слу­же­ние, о кото­ром про­ро­че­ство­вал, в свою оче­редь, про­рок Мала­хия ( Мал.3:1–2 ; 4:5–6). При этом Мала­хию цити­ро­вал Сам Спа­си­тель ( Мф.11:10 ; 17:10–12; Мк.1:2 ; Лк.1:16–17 и др.).

Источник

Ветхозаветные пророки

– Алексей Сергеевич, давайте поясним читателю, кто такие пророки вообще, что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре? Каким образом пророки получали свои знания?

– Расхожее представление о пророке – тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, – в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк – это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего – не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон – его, Моисея, пророком. Пророком – то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи – поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая – исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10 ). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена.

– Но человек ведь не сам себя делает пророком и не сам от себя говорит так? Большинство глав книги Иеремии, например, начинается со слов «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа…», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…».

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте, – так писал Моисей в книге Второзаконие (18, 15). Апостол Петр во втором своем Послании утверждает: …никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (1, 21). Устами пророка говорит Господь, и это очень ярко выражено в тех стихах пророческих книг, где говорится о призвании пророков на служение. Книга пророка Исаии: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу… (6, 8–9). О таком же призвании пророка Господом сообщается в первой главе книги Иеремии. Книга пророка Иезекииля – вавилонского пленника, переселенца – начинается с чудесного видения и слов Господа к пророку: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них (2, 3–5). Обратите внимание, во всех этих текстах Господь посылает пророка говорить с людьми, чтобы пророк донес до людей Его волю; и обещает пророку Свою защиту и помощь, избавляя его таким образом от страха.

В Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем за каждой Божественной литургией, есть слова о том, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго глаголавшаго пророки», то есть говорящего через пророков. Этот член Символа веры основан на Священном Писании Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям начинается со слов: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (1, 1).

Конечно, есть случаи, когда даже и истинный пророк проявляет свою волю, высказывает собственное мнение. Здесь нужно вспомнить эпизод с пророком Нафаном (Вторая книга Царств, глава 7), которому царь Давид сообщает о своем желании построить дом для ковчега Завета – Храм; и пророк отвечает царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (3). Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) – это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17).

В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя – иудейский, израильский и эдомский (см.: 4Цар. 3, 14–15 ) – и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь.

– Как и когда зародилось в ветхозаветном мире это духовное движение?

– Первый, кто назван в Библии пророком, – Авраам. В 20-й главе книги Бытия Господь говорит Авимелеху, царю Герарскому, что он должен вернуть Сарру Аврааму, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (7). Слово «пророк» подчеркивает особую близость Авраама к Богу и особую силу его молитвы.

Величайшим пророком был Моисей. В книге Второзаконие мы читаем: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать (34, 10–11). Но в темное время, отраженное в книге Судей Израильских и в Первой книге Царств, время, когда у Израиля не было царя и он пребывал в раздробленности, мы великих пророков не видим, как и массового движения. Видим лишь анонимных пророков, один из которых обличил израильтян перед восстанием Гедеона (см.: Суд. 6, 8 ), а другой, названный просто человеком Божиим ( 1Цар. 2, 27 ) – обличил первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. В третьей главе Первой книги Царств, повествующей о призвании на пророческое служение Самуила, есть слова: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (1).

– А всегда ли служение пророка связано с личной праведностью и аскетическим образом жизни?

– Если речь идет о настоящих пророках, то, безусловно, да. В какой-то момент пророков в Израиле стало слишком много; появились придворные пророки и люди, которые сами себя называли пророками и извлекали из этого прибыль. Такие пророки были сродни тем самым гадателям, прорицателям, которых всегда было много. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, – пишет апостол Петр в том же втором Послании (2, 1).

– А как же люди должны были отличать истинного пророка от ложного?

– Это, действительно, не всегда было просто. Священное Писание (Второзаконие, 13 и 18) дает нам два критерия. Первый: учение пророка должно соответствовать Закону. Какие бы знамения пророк ни творил, сколько бы ни сбывались его предсказания – это ложный пророк, если то, чему он учит, противоречит Закону. Второй критерий – исполнение пророчеств. Вроде бы очевидный критерий, но вот с пророком Ионой иначе произошло: его предсказание не сбылось, Ниневия не погибла.

Это критерии, предлагаемые самой Библией, а вот какие критерии предлагают толкователи. Во-первых – бескорыстие: на память сразу приходит поступок Елисея, отказавшегося взять вознаграждение у исцеленного им от проказы Неемана (см.: 4Цар. 5, 6–18 ). Во-вторых – личная праведность, благочестивая, возможно, аскетическая жизнь. И третий критерий – независимость. Слово пророка не должно зависеть ни от общественного мнения, ни от отношения власти: ведь ложные пророки говорили именно то, что было угодно людям. Вспомним пророка Ананию из книги Иеремии: в отличие от непопулярного и нелюбимого властями Иеремии, говорившего страшную, постыдную – но правду, Анания изрекал то, что от него хотели слышать. То, что мнение большинства чаще всего противоречит воле Божией, видно на примере двенадцати соглядатаев, которых Моисей, по велению Бога, посылал смотреть землю Ханаанскую (см.: книга Чисел, 13). Только двое из них, Иисус Навин и Халев, оказались правыми и призывали всех довериться Богу: если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее – эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей ( Чис. 14, 8–9 ). Остальные стали сеять панику, говоря, что взять Ханаан Израилю невозможно, и народу, выведенному Моисеем из Египта, осталось только погибнуть.

– А в других религиях, в языческих культах тоже были свои пророки?

– Конечно, ведь в Третьей книге Царств, в главах, посвященных пророку Илии, мы неоднократно читаем о пророках Ваала. Возможно, что это были жрецы, говорившие от лица своих богов. Пророки были и в Ханаане, и в Междуречье, и, конечно, в греческой культуре – здесь они именуются оракулами, самый известный из которых – Пифия. Греческое слово «профитис», означавшее оракулов или истолкователей их зачастую малопонятных речений, в Септуагинте было применено и к еврейским пророкам.

– Пророки были ведь и среди женщин?

– В Ветхом Завете фигурируют четыре пророчицы, причем три из них играют положительную роль: сестра Моисея Мариам, Девора, о которой рассказывает книга Судей, и современница иудейского царя Иосии Олдама. Как повествует 4-я книга Царств, Олдама пользовалась большим авторитетом, неслучайно именно к ней пошли посланцы царя за ответом на вопрос о судьбе Иудеи. Олдама дает страшный, но честный ответ, утешая Иосию тем, что его личное покаяние Богом принято (см.: 4Цар. 22, 14–20 ). Четвертая из упоминаемых в Ветхом Завете пророчиц – Ноадия, которую областеначальник Неемия называет в числе прочих пророков, которые хотели устрашить меня ( Неем. 6, 14 ) – то есть своих врагов.

– В Евангелии от Луки мы читаем о том, что Захария, отец Иоанна Предтечи, по рождении сына исполнился Святаго Духа и пророчествовал (1, 67). О его супруге Елисавете не говорится, что она пророчествовала, то есть это слово не употребляется; однако сказано, что она, встретив свою молодую родственницу Мариам, несшую уже в Себе Спасителя, исполнилась Святаго Духа и постигла, что к ней пришла сейчас Матерь Господа (см.: 1, 41–43). Но ведь в дальнейшем это явление – пророчество – уходит из жизни христиан?

– В первом веке по Р.Х. пророки в ранней христианской церкви еще присутствовали. В письменных памятниках той эпохи (в первую очередь имеем в виду «Дидахи» – памятник конца I – начала II века) они – не столько источники Божественного откровения, сколько люди, к которым нужно относиться с уважением, или что-то вроде обычных проповедников. В дальнейшем деятельность пророков становится, по всей видимости, ненужной, потому что у христиан есть Евангелие, есть Церковь и таинства – этого достаточно, чтобы всегда следовать воле Божией.

Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Кашкин А.С. Пророки Ветхого Завета // Газета «Православная вера». № 43 (59), № 42 (58), № 45 (61), № 40 (56), № 2 (63).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *