все пророки ветхого завета
Пророки
Проро́ки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
Пророки в Священном Писании
Большие и малые пророки
По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира.
Пророчества
Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ).
Два измерения пророчеств
Действия и слова пророков имели, как правило, два значения: прямое, которое относилось к тем людям и событиям, современниками которых были пророки; и прообразовательное, относившееся к будущим временам, открывавшее то или иное событие, связанное с грядущим Спасителем.
Три черты отличают пророков от обычных людей: Бог сам избирает себе пророков; пророки воспринимают и далее передают людям речения Божии; когда такое происходит, они пребывают в состоянии экстаза, вдохновения, «восхищения», то есть действуют под водительством Св. Духа ( 2Пет.1:21 ). От людей же ожидается, чтобы они верили словам пророков; так Христос обличал современников за то, что они не веруют пророкам ( Лк.24:25 ). Он вообще глубоко почитал пророков и ставил пророческие книги наравне с Моисеевым Законом ( Лк.16:16 ), да и его самого некоторые считали пророком.
Правда, веровать надо только истинным пророкам, и в Ветхом Завете приведены указания, как отличить «настоящего» пророка от самозванца ( Втор.13:1-3, 18:22 ).
Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два измерения.
Во-первых, Бог обращается к поколению современников пророка, наставляет и обличает их, руководит ими, таково презе́нтное (отнесенное к настоящему) измерение. Помните, у М.Ю. Лермонтова:
С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Именно соплеменников и современников обличает пророк, а тем, естественно, это не нравится.
Во-вторых, пророк от лица Бога предсказывает грядущие события, иногда близкие, иногда отдаленные. Таково футуральное (отнесенное к будущему) измерение. Исполнение пророчеств непреложно, и как раз у Исаии ( Ис.46:10 ) Господь Бог говорит об этом: «Я возвещаю от начала что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».
Между прочим, мотив именования в русском слове пророк (от прорекать, то есть «предсказывать будущее») не полностью покрывает все функции нави́, потому что иудейский пророк не только прорицатель, но еще и наставник-воспитатель-обличитель народа и его правителей, в том числе царей.
Пророки Ветхого Завета
Пророк | Время служения (до Р.Х.). Правитель. | Миссия пророка | Духовно-нравственные уроки |
---|---|---|---|
НОЙ | Согласно Септуагинте Ной родился в 1662 от Сотворения мира. | Нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один праведный Ной со своим семейством. Тогда Господь определил очистить землю водою от погрязших в грехе народов, а Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Прожил 950 лет. | Человеку всегда следует оставаться верным Богу, быть праведным и непорочным, в любых обстоятельствах, даже если он живет в окружении развращенных людей. Проявление непочтения к своему отцу есть тяжкий грех. |
АВРААМ | Ориентировочно период можно ограничить рамками первой половины II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. | Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе. | Вера в Бога есть не только вера в бытие Божие, но и личное доверие Богу: Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит – нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой, но слово Божие остается непоколебимой истиной. Когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. |
ИАКОВ | XVIII-XVII века до Р.Х. | Является родоначальником 12 колен Израилевых. Сподобился видения таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, прообразовавшей Божию Матерь. | Если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к Нему. Бедствия следует переносить с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божиему и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни. |
МОИСЕЙ | XVI-ХV века до Р.Х. Рамзес II, Мернептах (египетские фараоны); предводителем еврейского народа являлся сам Моисей. | Возглавил освобождение своего народа. Был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Принял от Бога Его Десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию. Силой Божией Моисей творил великие знамения и чудеса. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. Идолопоклонство и маловерие являются тяжким грехами против Бога. |
ИИСУС НАВИН | ХV век до Р.Х. Моисей; позднее Иисус Навин сам являлся предводителем еврейского народа. | Являлся предводителем и военачальником еврейского народа в период завоевания Ханаана. Через него Господь явил великие чудеса. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. | Господь милостив к тем, кто имеет страх Божий и служит Ему в чистоте и искренности. |
САМУИЛ | XI век до Р.Х. | Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей – Саула, а после – святого Давида. | В случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления. |
НАФАН | XI век до Р.Х. | Не допустил строительство Давидом храма; возвестил Давиду суд Божий за совершенные им преступления; содействовал помазанию Соломона на царство. | Бог строг к тем, кто совершает греховное падение, но милостив к тем, кто встает на путь покаяния и исправления. |
ДАВИД | XI‑Х века до Р.Х. Саул; позднее сам Давид являлся правителем | Пророчествовал о Христе. Показал пример непоколебимой веры в Бога, показал пример истинного покаяния. Покорил Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Поставил новую скинию и перенес в нее ковчег завета. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере, кротости и послушании. Бог прощает даже тяжкий грех при условии искреннего покаяния у грешника. |
СОЛОМОН | Х век до Р.Х. Давид; позднее сам Соломон являлся правителем | Пророчествовал о Мессии. Построил первый иерусалимский храм. Являлся самым мудрым еврейским царем, однако впал в идолопоклонство. | Идолопоклонство есть тяжкий грех против Бога. |
ИЛИЯ | IX век до Р.Х. | Был ревностным поборником чистоты веры, грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Совершил немало чудес, был взят на Небо живым, являлся Христу на горе Фавор, будет предтечею второго пришествия Спасителя на землю. | Господь милостив, Он не только грозный карающий Судия. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. |
ЕЛИСЕЙ | IX век до Р.Х. Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израильские ( 4Цар.2:1–9:1; 13:10–21 ) | Показывал, как необходимо помогать нуждающимся. Бестрепетно говорил царям правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С именем пророка связывается множество чудес. | Богу нужно отводить первое место в жизни. Бог заботится о повседневных нуждах людей. |
АВДИЙ (малый пророк) | IX век до Р.Х. | Пророчествовал о предстоящей гибели Едома; провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля. | Гордость – один из наиболее опасных грехов, потому что она побуждает стремиться к власти над другими. За этот грех человек (народ) не избежит Божиего возмездия. |
ИОНА (малый пророк) | IX-VIII века до Р.Х. Иеровоам II Израильский | Пророчествовал о судьбах израильского народа, «приращение» территории Израиля, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима Предупредил Ниневию, столицу Ассирии, о необходимости покаяния. | Бог хочет, чтобы все народы обратились к Нему. Он любит все народы и каждого человека в отдельности. |
ИОИЛЬ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. | Предсказал о наступлении всеобщего суда и отдаленных временах Мессии. Предсказал о том, что Дух Святой изольется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. | Бог судит все народы за их грехи, а вечное спасение получает только тот, кто верит в Него. Никогда не следует падать духом, но нужно уповать на Господа. |
АМОС (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский | Возвещал приближение Суда Господня. Обличал недостатки общества: социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Избранничество Израиля понимал как высокую меру ответственности перед Богом. | Вера в Бога – не только личное дело. Бог призывает всех верующих бороться с несправедливостью в обществе и помогать нуждающимся. |
ОСИЯ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский ( Ос.1:1 ) | Пророчествовал о Христе. Обличая беззакония израильтян, возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен ассирийский. Предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства и что по всей земле распространится истинное Богопознание. | Когда человек грешит, он нарушает отношения с Богом, предает Его. Все ответят перед Богом за свои грехи, но те, кто просит у Него прощения, не будут осуждены. |
МИХЕЙ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Иудейские ( Мих. 1:1 ) | Предсказывал падение Северного и Южного Царств. Это будет Божье наказание, показывающее, как Бог заботится о Своем народе. Объявил о предстоящем рождении Мессии. | Человек, живущий вдали от Бога, живет во грехе. Только Бог показывает людям путь к вечному миру. Его наказание часто наставляет на путь истинный. |
ИСАИЯ (великий пророк) | VIII-VII века до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия Иудейские ( Ис. 1:1 ) | Пророчествовал о Мессии, Небесном Иерусалиме, еврейском и других народах. Совершил ряд чудес. | Бога невозможно постигнуть разумом. Иногда нам приходится перенести наказание, чтобы мы вернулись к Богу. Каждый народ достоин власти, которая над ним. Судьба человека зависит от него самого и определяется его поступками. Бога нужно чтить сердцем, а не словами. |
НАУМ (малый пророк) | VIII-VII века до Р.Х. | Предсказывал погибель Ниневии, заслужившей такую участь своим идолопоклонством, особенно же развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. | Тех, кто совершает зло и угнетает других, однажды тоже постигнет плачевная участь. |
СОФОНИЯ (малый пророк) | VII век до Р.Х. | Пророчествовал о разрушении Иудейского царства, призывал к покаянию. | Бог будет судить нас за неповиновение, но, если мы будем верны Ему, Он проявит к нам милость. |
ИЕРЕМИЯ (великий пророк) | VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские ( Иер. 1:1–3 ) | Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие иудейский народ будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. Плакал о нечестии своего народа на развалинах Иерусалима и продолжал учить добру оставшихся жителей. | Скорби могут быть посылаемы человеку (народу) как наказание за его грехи, за отступничество от веры. Единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Покаяние в безнравственном мире просто необходимо. |
АВВАКУМ (малый пророк) | VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские | Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. | Вместо того чтобы сомневаться в Божиих путях, мы должны понимать: Он совершенно справедлив, и мы должны верить, что Он руководит всем и однажды зло будет окончательно уничтожено. |
ДАНИИЛ (великий пророк) | VII-VI века до Р.Х. Навуходоносор II, Валтасар, Дарий I, Кир II | Сподобился видения славы Божией. Пророчествовал о воскрешении из мертвых, Мессии, возобновления богослужений в храме. Также предрекал духовно-нравственное падение евреев, разорение других народов. | Бог воспитывает Свой народ, чтобы люди стали ближе к Нему. Господь желает не гибели беззаконников, но их покаяния. |
АГГЕЙ (малый пророк) | VI век до Р.Х. | Призывал народ к покаянию. Обличал народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Обличал высокомерие строителей второго Иерусалимского храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. | На первом месте в жизни человека должен быть Бог. Нечистое, коснувшись чистого, не освящается. |
ЗАХАРИЯ (малый пророк) | VI век до Р.Х. | Подробные пророчества о грядущем Мессии (будущее является ареной нового мессианского века, но народ не должен увлекаться обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя – для этого пророк возвещает о Его страданиях на земле). | День Господень – это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости. |
МАЛАХИЯ (малый пророк) * | V век до Р.Х. | Обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников – за уклонение от веры, угрожал им судом Божиим за пороки и богохульство; в то же время провидел славу второго храма и ясно предсказывал пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий Суд Божий. | Служение Богу должно сопровождаться обращением сердца. Жертвы Богу должны совершаться с усердием и благоговением. |
* Одни святые называли последним Пророком Ветхого Завета и первым Пророком Новозаветной Церкви Иоанна Предтечу, но вместе с тем, по мысли других отцов, последний пророк Ветхого Завета — Малахия, поэтому они называли его «Печать Пророков». Ему же принадлежит последняя книга Ветхого Завета. Иоанн Предтеча — это не только пророк, но и свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он совершает особое избранническое служение, о котором пророчествовал, в свою очередь, пророк Малахия ( Мал.3:1–2 ; 4:5–6). При этом Малахию цитировал Сам Спаситель ( Мф.11:10 ; 17:10–12; Мк.1:2 ; Лк.1:16–17 и др.).
Ветхозаветные пророки
– Алексей Сергеевич, давайте поясним читателю, кто такие пророки вообще, что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре? Каким образом пророки получали свои знания?
– Расхожее представление о пророке – тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, – в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк – это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего – не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон – его, Моисея, пророком. Пророком – то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи – поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая – исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10 ). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена.
– Но человек ведь не сам себя делает пророком и не сам от себя говорит так? Большинство глав книги Иеремии, например, начинается со слов «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа…», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…».
– Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте, – так писал Моисей в книге Второзаконие (18, 15). Апостол Петр во втором своем Послании утверждает: …никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (1, 21). Устами пророка говорит Господь, и это очень ярко выражено в тех стихах пророческих книг, где говорится о призвании пророков на служение. Книга пророка Исаии: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу… (6, 8–9). О таком же призвании пророка Господом сообщается в первой главе книги Иеремии. Книга пророка Иезекииля – вавилонского пленника, переселенца – начинается с чудесного видения и слов Господа к пророку: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них (2, 3–5). Обратите внимание, во всех этих текстах Господь посылает пророка говорить с людьми, чтобы пророк донес до людей Его волю; и обещает пророку Свою защиту и помощь, избавляя его таким образом от страха.
В Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем за каждой Божественной литургией, есть слова о том, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго глаголавшаго пророки», то есть говорящего через пророков. Этот член Символа веры основан на Священном Писании Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям начинается со слов: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (1, 1).
Конечно, есть случаи, когда даже и истинный пророк проявляет свою волю, высказывает собственное мнение. Здесь нужно вспомнить эпизод с пророком Нафаном (Вторая книга Царств, глава 7), которому царь Давид сообщает о своем желании построить дом для ковчега Завета – Храм; и пророк отвечает царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (3). Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) – это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17).
В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя – иудейский, израильский и эдомский (см.: 4Цар. 3, 14–15 ) – и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь.
– Как и когда зародилось в ветхозаветном мире это духовное движение?
– Первый, кто назван в Библии пророком, – Авраам. В 20-й главе книги Бытия Господь говорит Авимелеху, царю Герарскому, что он должен вернуть Сарру Аврааму, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (7). Слово «пророк» подчеркивает особую близость Авраама к Богу и особую силу его молитвы.
Величайшим пророком был Моисей. В книге Второзаконие мы читаем: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать (34, 10–11). Но в темное время, отраженное в книге Судей Израильских и в Первой книге Царств, время, когда у Израиля не было царя и он пребывал в раздробленности, мы великих пророков не видим, как и массового движения. Видим лишь анонимных пророков, один из которых обличил израильтян перед восстанием Гедеона (см.: Суд. 6, 8 ), а другой, названный просто человеком Божиим ( 1Цар. 2, 27 ) – обличил первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. В третьей главе Первой книги Царств, повествующей о призвании на пророческое служение Самуила, есть слова: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (1).
– А всегда ли служение пророка связано с личной праведностью и аскетическим образом жизни?
– Если речь идет о настоящих пророках, то, безусловно, да. В какой-то момент пророков в Израиле стало слишком много; появились придворные пророки и люди, которые сами себя называли пророками и извлекали из этого прибыль. Такие пророки были сродни тем самым гадателям, прорицателям, которых всегда было много. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, – пишет апостол Петр в том же втором Послании (2, 1).
– А как же люди должны были отличать истинного пророка от ложного?
– Это, действительно, не всегда было просто. Священное Писание (Второзаконие, 13 и 18) дает нам два критерия. Первый: учение пророка должно соответствовать Закону. Какие бы знамения пророк ни творил, сколько бы ни сбывались его предсказания – это ложный пророк, если то, чему он учит, противоречит Закону. Второй критерий – исполнение пророчеств. Вроде бы очевидный критерий, но вот с пророком Ионой иначе произошло: его предсказание не сбылось, Ниневия не погибла.
Это критерии, предлагаемые самой Библией, а вот какие критерии предлагают толкователи. Во-первых – бескорыстие: на память сразу приходит поступок Елисея, отказавшегося взять вознаграждение у исцеленного им от проказы Неемана (см.: 4Цар. 5, 6–18 ). Во-вторых – личная праведность, благочестивая, возможно, аскетическая жизнь. И третий критерий – независимость. Слово пророка не должно зависеть ни от общественного мнения, ни от отношения власти: ведь ложные пророки говорили именно то, что было угодно людям. Вспомним пророка Ананию из книги Иеремии: в отличие от непопулярного и нелюбимого властями Иеремии, говорившего страшную, постыдную – но правду, Анания изрекал то, что от него хотели слышать. То, что мнение большинства чаще всего противоречит воле Божией, видно на примере двенадцати соглядатаев, которых Моисей, по велению Бога, посылал смотреть землю Ханаанскую (см.: книга Чисел, 13). Только двое из них, Иисус Навин и Халев, оказались правыми и призывали всех довериться Богу: если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее – эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей ( Чис. 14, 8–9 ). Остальные стали сеять панику, говоря, что взять Ханаан Израилю невозможно, и народу, выведенному Моисеем из Египта, осталось только погибнуть.
– А в других религиях, в языческих культах тоже были свои пророки?
– Конечно, ведь в Третьей книге Царств, в главах, посвященных пророку Илии, мы неоднократно читаем о пророках Ваала. Возможно, что это были жрецы, говорившие от лица своих богов. Пророки были и в Ханаане, и в Междуречье, и, конечно, в греческой культуре – здесь они именуются оракулами, самый известный из которых – Пифия. Греческое слово «профитис», означавшее оракулов или истолкователей их зачастую малопонятных речений, в Септуагинте было применено и к еврейским пророкам.
– Пророки были ведь и среди женщин?
– В Ветхом Завете фигурируют четыре пророчицы, причем три из них играют положительную роль: сестра Моисея Мариам, Девора, о которой рассказывает книга Судей, и современница иудейского царя Иосии Олдама. Как повествует 4-я книга Царств, Олдама пользовалась большим авторитетом, неслучайно именно к ней пошли посланцы царя за ответом на вопрос о судьбе Иудеи. Олдама дает страшный, но честный ответ, утешая Иосию тем, что его личное покаяние Богом принято (см.: 4Цар. 22, 14–20 ). Четвертая из упоминаемых в Ветхом Завете пророчиц – Ноадия, которую областеначальник Неемия называет в числе прочих пророков, которые хотели устрашить меня ( Неем. 6, 14 ) – то есть своих врагов.
– В Евангелии от Луки мы читаем о том, что Захария, отец Иоанна Предтечи, по рождении сына исполнился Святаго Духа и пророчествовал (1, 67). О его супруге Елисавете не говорится, что она пророчествовала, то есть это слово не употребляется; однако сказано, что она, встретив свою молодую родственницу Мариам, несшую уже в Себе Спасителя, исполнилась Святаго Духа и постигла, что к ней пришла сейчас Матерь Господа (см.: 1, 41–43). Но ведь в дальнейшем это явление – пророчество – уходит из жизни христиан?
– В первом веке по Р.Х. пророки в ранней христианской церкви еще присутствовали. В письменных памятниках той эпохи (в первую очередь имеем в виду «Дидахи» – памятник конца I – начала II века) они – не столько источники Божественного откровения, сколько люди, к которым нужно относиться с уважением, или что-то вроде обычных проповедников. В дальнейшем деятельность пророков становится, по всей видимости, ненужной, потому что у христиан есть Евангелие, есть Церковь и таинства – этого достаточно, чтобы всегда следовать воле Божией.
Беседовала Марина Бирюкова
Источник: Кашкин А.С. Пророки Ветхого Завета // Газета «Православная вера». № 43 (59), № 42 (58), № 45 (61), № 40 (56), № 2 (63).