все вселенские соборы таблица
Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?
К дню святых отцов VII Вселенского собора
Приблизительное время чтения: 3 мин.
С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.
Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.
Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.
Первый Вселенский собор
Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.
Важнейшие решения собора:
Второй Вселенский собор
Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.
Важнейшие решения собора:
Третий Вселенский собор
Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.
Важнейшие решения собора:
Четвертый Вселенский собор
Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.
Важнейшие решения собора:
Пятый Вселенский собор
Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.
Важнейшие решения собора:
Шестой Вселенский собор
Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.
Важнейшие решения собора:
Седьмой Вселенский собор
Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.
Важнейшие решения собора:
Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.
Читайте также:
Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?
На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru
Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.
В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.
50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.
Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
«Почти» Вселенские Соборы
Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский. Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.
С 1920-х годов шла подготовка Всеправославного Собора. Хотя в дискуссиях вокруг этого Собора его нередко называли «(VIII) Вселенским», эта формулировка была многократно официально отвергаема священноначалием различных поместных Церквей. Состоявшийся в итоге Критский Собор (2016 г.) не смог собрать представителей всех поместных Церквей и не получил всеобщего признания в Православной Церкви.
Разбойничьи соборы
Разбойничьими Соборами называются церковные Соборы, которые Церковь отвергла как еретические. Часто такие Соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, Соборы которые организовывались как Вселенские:
Принятие Вселенских Соборов инославными
См. также
Литература
Использованные материалы
[1] Католики называют IV Константинопольским собором и считают вселенским собор, проходивший на десять лет раньше в Константинополе и не признаный Православной Церковью. Собор 879-880 гг. вначале был полностью признан Римом (его делегация присутствовала на Соборе), но позде в XI столетии отказался призновать его и задним числом начал считать собор 869-870 гг. Вселенским.
Вселенские Соборы
Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.
Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.
Всего было семь Вселенских Соборов:
На чём основана практика созыва Соборов?
Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами ( Деян.15:6 ). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ).
Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.
По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.
Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.
Чем отличались между собой Вселенские Соборы?
На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквами. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.
1‑й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.
Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.
Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято 7 членов Символа веры и 20 канонических правил.
2‑й Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.
Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.
На этом Соборе Символ веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено 7 канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ веры.
3‑й Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.
Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.
Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял 8‑мь канонических правил.
4‑й Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.
Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.
Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано 30 канонических правил.
5‑й Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I. На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.
6‑й Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната. Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.
Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.
Пято-Шестым Вселенским или Трулльским именуют Собор, проходивший в Константинополе через 11 лет. Он принял 102 канонических правила.
7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании. Отцы Собора составили 22 канонических правила.
Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?
1) Распространенное на сегодняшний день мнение о завершённости эпохи Вселенских Соборов не имеет под собой догматических оснований. Деятельность Соборов, в том числе Вселенских, является одной из форм церковного самоуправления и самоорганизации.
Заметим, что Вселенские Соборы созывались по мере возникновения необходимости принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» ( Мф.28:20 ), и нигде не сообщается, что на протяжении всего этого периода Вселенская Церковь не будет сталкиваться с вновь и вновь возникающими трудностями, требующими для их разрешения представительства всех Поместных Церквей. Поскольку право осуществлять свою деятельность на принципах соборности даровано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отнимал, постольку нет оснований считать, что Седьмой Вселенский Собор априори должен именоваться последним.
2) В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым вселенским собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солунский (Фессалоникийский) (PG 155, col. 97), позднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен, но уже был. (священник Георгий Максимов)
3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами:
а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» ( Притч. 9:1-6 ).
Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей…
б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма.
Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен.
В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» ( Мк.3:24 ), «дом тот» ( Мк.3:25 ). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится.
В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» ( 1Кор.10:17 ). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.
Разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной есть, по существу, не разделение, но отпадение и откол Римо-Католиков от Вселенского Православия. Откол же какой-либо части христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истинной, и не является препятствием для созыва новых Соборов.
Вселенские Соборы (таблица)
Собор | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Год | 325 | 381 | 431 | 451 | 553 | 680 | 787 |
Место | Никея | Константинополь | Ефес | Халкидон | Константинополь | Константинополь | Никея |
Император | св. Константин Великий | Феодосий Великий | Феодосий Младший | Маркиан | св. Юстиниан | Константин Погонат | Константин и Ирина |
Патриарх | св. Митрофаний | свт. Григорий; Нектарий | св. Кирилл Александрийский | св. Анатолий | св. Евтихий | св. Георгий | св. Тарасий |
Председатель | Евстафий Антиох. | Мелетий Антиохийский; патриарх Константинополя | патриарх Константинополя | патриарх Константинополя | патриарх Константинополя | патриарх Константинополя | патриарх Константинополя |
Папа | Сильвестр | Дамас | Целестин | св. Лев Великий | Вигилий | Агафон | Адриан |
Членов собора | 318 | 150 | 200 | 630 | 165 | 170 | 367 |
Православные участники | Александр Александрийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Иаков Низибийский, свт. Спиридон, свт. Николай | Мелетий Антиохийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов | Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика | Анатолий Константинопольский, Максим Антохийский, Ювеналий Иерусалимский, Фалласий Каппадокийский, легаты епп. Пасхазий и Луценций, Феодорит Кирский | Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский | Макарий Антиохийский, пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов | св. Тарасий Константинопольский |
Против кого | Ария | Македония, Аполинария | Нестория | Евтихия и Диоскора | «Трех глав» | Монофелитов | Иконоборцев |
Корни ереси | Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения | Арианство | Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского | Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских | Некоторые места у Феодорита Кирского, послание Ивы Эдесского к марию Персу, творения Феодора Мопсуэстского | Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами | Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717-741) |
Ересь | «Сын Божий — произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу» | Аполинарий: «Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос» Македоний: «Святой Дух — творение» | «Дева Мария — Христородица». Вопрос соединения естеств во Христе | Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: «После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося» | Пронесторианские взгляды; осуждение III Вселенского собора, хулы на свт. Кирилла Александрийского | Во Христе одна воля и одно действие Божеское | Иконопочитание — идолослужение. Неописуемость Христа. |
Сторонники ересиарха | Евсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский | пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан | министр Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия | Факунд Гермианский (Африка) — «В защиту трех глав»; западные и африканские епископы и пресвитеры | имп. Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Константинополя: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах Полихроний | Константин Копроним | |
Обличители ересиарха | Александр Александрийский, Осия Кордубский | Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский | Прокл Константинопольский, Евсевий Дорилейский; свт. Кирилл Александрийский | Евсевий Дорилейский — 448г. — еп. собор; Флавиан Константиноп., св. Лев Великий | имп. св. Юстиниан, отцы собора | св. Софроний Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартин | прп. Иоанн Дамаскин, папы Григорий II, Григорий III |
Постановлення собора | 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднование Пасхи, против целибата, упразднение раскола Мелета | 8-12 члены Символа Веры; о преимуществе Константинопольского епископа | «Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно». Низложение Нестория. Запрет составления нового Символа веры | В одном лице Христа два естества — Божественное и человеческое — соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно | Анафематствование Феодора Мопсуэстского и Оригена, «Послания» Ивы и некоторых других мест из творений Феодорита Кирского | «Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной» | «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» |
Правила | 20 | 7 | 8 | 30 | 22 | ||
События после собора | Гонения имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Александра и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361-63). 358г. — собор в Анкире — утверждение Василием Анкирским и др. подобосущия. Возникновение аполинарианства (с 352г.) | 395 — разделение Империи на Западную (имп. Гонорий) и Восточную (имп. Аркадий) части | «Отступнический собор» под началом Иоанна Антиохийского; низложение свт. Кирилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из затвора поддержать православных в Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирилла, Мемнона и Нестория. Еп. совещание в Халкидоне | Имп. Василиск (476-7) издает энциклион с анафемой Собора; имп. Зенон (477-91) издает двусмысленный «Энотикон»; имп. Анастасий (491-518) вводит в Трисвятое «Распныйся за ны». Оппозиция монофизитов в палестине, Египте, Антиохии (монах Петр Гнафевс) | 615г. — осада Константинополя персами | 691г. — при имп. Юстиниане II Трульский (Пято-Шестой) Собор в Константинополе. Председатель — патр. Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила. | 813-43 — второй период иконоборчества. 802 — низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Феофил (+842), патр. Иоанн Грамматик |
Дополнения | 321г. — собор в Александрии, отлучивший Ария. Поместные Соборы: 314 — Анкирский, 315 — Неокесарийский, 340 — Гангрский, 341 — Антиохийский, 364 — Лаодикийский, 347 — Сардикийский | Вопрос о Антиохийской кафедре. Оставление свт. Григорием Богословом Констинопольской кафедры. Поместные Соборы: 418 — Карфагенский, 394 — Константинопольский | Несторий осужден на поместном соборе в Риме 430г. 12 анафематизмов свт. Кирилла. 482 — Энотикон | 449г. — «разбойничий собор» в Ефесе, председатель — Диоскор Александрийский; низложение Флавиана и Евсевия, анафематствование Ивы Эдесского; убийство Протерия Александр, Тимофей Эллур | 544г. — указ имп. с анафемой трех авторов. Спор о «трех главах». Протест Африканских и Западных епп. Согласие папы. Протест рим. диак. Рустика и Севастиана. Соборы в Иллирике и Африке против указа и папы. 551г. — новый указ | Имп. Ираклий 638г. — «Экфесис», имп. Констанс II — «Типос»; 645г. — пре-ние прп. Максима с патр. Константинополя Пирром; 648г. — Латеранский собор — осудил монофелитство; 653г. — арест папы Мартина, ссылка его в Херсонес, а прп. Максима — во Фракию, затем — в Колхиду | 754г. — иконоборческий собор. Изгнание имп. Львом Исаврянинов патр. Германа и поставление патр. иконоборца Анастасия. 727г. — папа Гонорий созывает собора в Риме против иконоборцев |
Вселенские Соборы, годы их проведения и основное вероучительное значение
I | 325 | Сформулировал Никейский Символ веры, дав определение божественности Сына Божьего |
II | 381 | Дал определение божественности Святого Духа |
III | 431 | Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего, и Марии как Божьей Матери. Седьмым правилом запретил изменять Никейский Символ веры |
IV | 451 | Дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице |
V | 553 | Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе |
VI | 680 | Принял догмат «О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе» |
VII | 787 | Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры, приняв догмат «О иконопочитании» |
Скачать таблицу «Вселенские Соборы» в word-формате можно по ссылке:
С помощью платформы коллективного финансирования православных проектов Вы можете оказывать посильную помощь православным храмам, проектам и инициативам
Как Вы можете помочь православным храмам и монастырям?
Все проекты имеют потребности, на которые необходимо собрать средства, Вы можете пожертвовать им и сделать платеж регулярным.
Присоединяйтесь к молитве по соглашению о восстановлении разрушенных храмов или подайте записки о здравии и упокоении в храмы и монастыри.
Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри
Бесплатные реабилитационные центры при храмах