вселенские соборы католической церкви

Вселенские Соборы католической церкви

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века века каралось законами уголовными.

Содержание

Признаки вселенских соборов

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам вселенских соборов относятся:

Внутренние признаки вселенских соборов:

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Вселенские соборы и поместные христианские церкви

Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам, и имеют свое мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, как то, «признание собора вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только два первых собора, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.

Два Вселенских собора признается Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса догматотворчества в Римской империи в силу своей изолированности в языческой Персии. По причине не актуальности для АЦВ проведенных в Византии соборов, их решения, принимались ею много позже. Так Никейский собор 325 года, был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года, принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведен не только III Эфесский собор 431, осуждавший Несторианство, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, когда АЦВ давно уже была несторианской. Все это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов, для остальных церквей.

Иначе относились к Вселенским соборам Древневосточные церкви (Ориентальные Православные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая свое к ним отношение после. Поэтому их мнение о статусе того или иного собора, не является чем-то отстраненным и не актуальным для других поместных церквей, а прямо свидетельствует о соответствии того или иного собора критериям Вселенского. Древневосточные церкви времен христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм» [1] ), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными церквями, лишило эти соборы основных признаков Вселенских соборов. Соответственно, Древневосточными церквями признаются только три Вселенских собора.

Что касается Православных церквей византийской традиции, то они признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами со стороны Древневосточных церквей, преодолевалось в церкви Византии тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь с патриархатами признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви, были объявлены постхалкидонскими имперскими церквями «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчет не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.

С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей двух половин некогда единой империи в 1054 году, Западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени (2009), с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.

Источник

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Вселенские Соборы Римско-Католической Церкви

Римская Церковь считает Вселенскими Соборы с 1 по 21

Дата проведения и название

Сын единосущен Отцу

Никейский символ веры

381 I Константинопольский

Подтверждение решений Никейского

Божественность Святого Духа

Мария — theotokos, то есть «Богородица»

Присутствие во Христе двух природ — божественной и человеческой

553 II Константинопольский

Осуждение «трех глав»: Феодор

680-681 III Константинопольский

Осуждение папы Гонория

И коны достойны почитания (dulid), но не поклонения (latrid)

РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НАЗЫВАЮТ ВСЕЛЕНСКИМИ ТОЛЬКО КАТОЛИКИ*

869-870 IV Константинопольский

Конец раскола Фотия

конкордата между папством и империей

1139 II Латеранский

Обязательное безбрачие духовенства

1179 III Латеранский

Установление порядка избрания папы

1215 IV Латеранский

Исповедание и причащение как минимум раз в году

Осуждение Иоахима Флорского, вальденсов и альбигойцев

Объявление о низложении императора

Новые правила избрания папы

(действующие в целом до настоящего времени)

Формальное воссоединение с Константинополем

Роспуск ордена тамплиеров

Конец великого раскола

Осуждение Я на Гуса

Верховенство собора над папой

Планы реформы и проведения других соборов

Формальное воссоединение с Константинополем, Арменией и яковитами

1512-1517 V Латеранский

Авторитет Писания и предания

1869-1870 I Ватиканский

1962-1965 II Ватиканский

Реформа литургии (использование родных языков)

Отклик церкви на проблемы современного мира:

-международное экономическое неравенство;

— угроза термоядерной войны;

— готовность строить отношения с другими христианами

Источник

Вселенские соборы католической церкви

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века века каралось законами уголовными.

Содержание

Признаки вселенских соборов

Христианство
Портал:Христианство
вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви· ‎вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам вселенских соборов относятся:

Внутренние признаки вселенских соборов:

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Вселенские соборы и поместные христианские церкви

Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам, и имеют свое мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, как то, «признание собора вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только два первых собора, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.

Два Вселенских собора признается Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса догматотворчества в Римской империи в силу своей изолированности в языческой Персии. По причине не актуальности для АЦВ проведенных в Византии соборов, их решения, принимались ею много позже. Так Никейский собор 325 года, был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года, принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведен не только III Эфесский собор 431, осуждавший Несторианство, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, когда АЦВ давно уже была несторианской. Все это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов, для остальных церквей.

Иначе относились к Вселенским соборам Древневосточные церкви (Ориентальные Православные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая свое к ним отношение после. Поэтому их мнение о статусе того или иного собора, не является чем-то отстраненным и не актуальным для других поместных церквей, а прямо свидетельствует о соответствии того или иного собора критериям Вселенского. Древневосточные церкви времен христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм» [1] ), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными церквями, лишило эти соборы основных признаков Вселенских соборов. Соответственно, Древневосточными церквями признаются только три Вселенских собора.

Что касается Православных церквей византийской традиции, то они признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами со стороны Древневосточных церквей, преодолевалось в церкви Византии тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь с патриархатами признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви, были объявлены постхалкидонскими имперскими церквями «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчет не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.

С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей двух половин некогда единой империи в 1054 году, Западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени (2009), с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.

Источник

Вселенские Соборы

Вселе́нские Собо́ры – собра­ния пра­во­слав­ных епи­ско­пов (свя­щен­ни­ков и иных лиц) как пред­ста­ви­те­лей всей Пра­во­слав­ной Церкви (всей сово­куп­но­сти Помест­ных Церк­вей), созы­вав­ши­еся с целью реше­ния насущ­ных вопро­сов в обла­сти бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния.

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

Реше­ния Все­лен­ских Собо­ров по вопро­сам веро­уче­ния, зако­но­да­тель­ства и цер­ков­ной дис­ци­плины при­зна­ются непо­гре­ши­мыми в силу того, что Собор дей­ствует не сам от себя, а по дей­ствию в нем и через него Свя­того Духа; опре­де­ле­ния, и пра­вила Все­лен­ского Собора про­сти­ра­ются на все Помест­ные Церкви.

Всего было семь Все­лен­ских Собо­ров:

На чём осно­вана прак­тика созыва Собо­ров?

Тра­ди­ция обсуж­дать и раз­ре­шать важ­ней­шие рели­ги­оз­ные вопросы на прин­ци­пах собор­но­сти была зало­жена в ранней Церкви апо­сто­лами ( Деян.15:6 ). Тогда же был сфор­му­ли­ро­ван глав­ный прин­цип при­ня­тия собор­ных опре­де­ле­ний: «угодно Свя­тому Духу и нам» ( Деян.15:28 ).

Это значит, что собор­ные поста­нов­ле­ния фор­му­ли­ро­ва­лись и утвер­жда­лись отцами не по пра­вилу демо­кра­ти­че­ского боль­шин­ства, а в стро­гом согла­сии со Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, по Про­мыслу Божию, при содей­ствии Свя­того Духа.

По мере раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния Церкви Соборы созы­ва­лись в самых разных частях ойку­мены. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев пово­дами для Собо­ров слу­жили более или менее част­ные вопросы, не тре­бо­вав­шие пред­ста­ви­тель­ства всей Церкви и раз­ре­шав­ши­еся силами пас­ты­рей Помест­ных Церк­вей. Такие Соборы и назы­ва­лись Помест­ными.

Вопросы же, под­ра­зу­ме­вав­шие необ­хо­ди­мость обще­цер­ков­ного обсуж­де­ния, иссле­до­ва­лись при уча­стии пред­ста­ви­те­лей всей Церкви. Созы­вав­ши­еся в этих обсто­я­тель­ствах Соборы, пред­став­ляв­шие пол­ноту Церкви, дей­ство­вав­шие в соот­вет­ствии с Божьим зако­ном и нор­мами цер­ков­ного управ­ле­ния, закреп­ляли за собой статус Все­лен­ских. Всего было семь таких Собо­ров.

Чем отли­ча­лись между собой Все­лен­ские Соборы?

На Все­лен­ских Собо­рах при­сут­ство­вали главы помест­ных Церк­вей или их офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­тели, а также епи­ско­пат, пред­став­ляв­ший свои епар­хии. Дог­ма­ти­че­ские и кано­ни­че­ские реше­ния Все­лен­ских Собо­ров при­зна­ются обя­за­тель­ными для всей Церкви. Для усво­е­ния Собо­ром ста­туса «Все­лен­ский» необ­хо­дима рецеп­ция, т. е. про­верка вре­ме­нем, и при­ня­тие его поста­нов­ле­ний всеми помест­ными Церк­вами. Слу­ча­лось, что под жест­ким дав­ле­нием импе­ра­тора или вли­я­тель­ного епи­скопа участ­ники Собо­ров при­ни­мали реше­ния, про­ти­во­ре­ча­щие еван­гель­ской истине и цер­ков­ному Пре­да­нию, со вре­ме­нем такие Соборы Цер­ко­вью отвер­га­лись.

1‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся при импе­ра­торе Кон­стан­тине Вели­ком, в 325 году, в Никее.

Он был посвя­щен раз­об­ла­че­нию ереси Ария, алек­сан­дрий­ского свя­щен­ника, кото­рый учил, что Сын сотво­рен и что было время, когда Его не было; еди­но­су­щие Сына с Отцом он кате­го­ри­че­ски отри­цал.
Собор про­воз­гла­сил догмат о том, что Сын — Бог, еди­но­сущ­ный Отцу. На Соборе было при­нято 7 членов Сим­вола веры и 20 кано­ни­че­ских правил.

2‑й Все­лен­ский Собор, созван­ный при импе­ра­торе Фео­до­сии Вели­ком, имел место в Кон­стан­ти­но­поле, в 381 г.

Пово­дом послу­жило рас­про­стра­не­ние ереси епи­скопа Маке­до­ния, отри­цав­шего Боже­ство Свя­того Духа.
На этом Соборе Символ веры был скор­рек­ти­ро­ван и допол­нен, в том числе членом, содер­жа­щим Пра­во­слав­ное учение о Святом Духе. Отцами Собора состав­лено 7 кано­ни­че­ских правил, одним из кото­рых запре­щено вно­сить какие-либо изме­не­ния в Символ веры.

3‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Ефесе в 431 году, в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Фео­до­сия Малого.

Он был посвя­щён раз­об­ла­че­нию ереси Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о Христе как о чело­веке, соеди­нен­ном с Сыном Божьим бла­го­дат­ною связью. Фак­ти­че­ски он утвер­ждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он назы­вал Бого­ро­дицу Хри­сто­ро­ди­цей, отри­цая Её Бого­ма­те­рин­ство.
Собор под­твер­дил, что Хри­стос — Истин­ный Сын Божий, а Мария — Бого­ро­дица, и принял 8‑мь кано­ни­че­ских правил.

4‑й Все­лен­ский Собор про­хо­дил при импе­ра­торе Мар­ки­ане, в Хал­ки­доне, в 451 году.

Отцы тогда собра­лись против ере­ти­ков: пред­сто­я­теля Алек­сан­дрий­ской Церкви, Дио­скора, и архи­манд­рита Евти­хия, кото­рые утвер­ждали, что в резуль­тате вопло­ще­ния Сына два есте­ства, Боже­ское и чело­ве­че­ское, сли­лись в Его Ипо­стаси в одно.
Собор вынес опре­де­ле­ние, что Хри­стос — Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, Одно Лицо, заклю­ча­ю­щее в Себе два есте­ства, соеди­нен­ные нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Помимо того было сфор­му­ли­ро­вано 30 кано­ни­че­ских правил.

5‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле, в 553 году, при импе­ра­торе Юсти­ни­ане I. На нем было под­твер­ждено учение Чет­вер­того Все­лен­ского Собора, осуж­ден Оригенизм и неко­то­рые сочи­не­ния Фео­до­рита Кир­ского и Ивы Едес­ского. Вместе с тем был осуж­ден Феодор Моп­су­ест­ский, учи­тель Несто­рия.

6‑й Все­лен­ский Собор был в городе Кон­стан­ти­но­поле в 680 году, в прав­ле­ние импе­ра­тора Кон­стан­тина Пого­ната. Его зада­чей стояло опро­вер­же­ние ереси моно­фе­ли­тов, наста­и­вав­ших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому вре­мени эту ересь успели рас­ти­ра­жи­ро­вать несколько Восточ­ных Пат­ри­ар­хов и Рим­ский папа Гоно­рий.
Собор под­твер­дил древ­нее учение Церкви о том, что Хри­стос имеет в Себе две воли — как Бог и как Чело­век. При этом Его воля по чело­ве­че­скому есте­ству во всём согласна с Боже­ствен­ной.

Пято-Шестым Все­лен­ским или Трулль­ским име­нуют Собор, про­хо­див­ший в Кон­стан­ти­но­поле через 11 лет. Он принял 102 кано­ни­че­ских пра­вила.

7‑й Все­лен­ский Собор имел место в Никее в 787 году, при импе­ра­трице Ирине. На нем была опро­верг­нута ико­но­бор­че­ская ересь и утвер­ждён догмат об ико­но­по­чи­та­нии. Отцы Собора соста­вили 22 кано­ни­че­ских пра­вила.

Воз­мо­жен ли Вось­мой Все­лен­ский Собор?

1) Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о завер­шён­но­сти эпохи Все­лен­ских Собо­ров не имеет под собой дог­ма­ти­че­ских осно­ва­ний. Дея­тель­ность Собо­ров, в том числе Все­лен­ских, явля­ется одной из форм цер­ков­ного само­управ­ле­ния и само­ор­га­ни­за­ции.

Заме­тим, что Все­лен­ские Соборы созы­ва­лись по мере воз­ник­но­ве­ния необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия важных реше­ний, каса­ю­щихся жизни всей Церкви.

Между тем, Цер­ковь будет суще­ство­вать «до скон­ча­ния века» ( Мф.28:20 ), и нигде не сооб­ща­ется, что на про­тя­же­нии всего этого пери­ода Все­лен­ская Цер­ковь не будет стал­ки­ваться с вновь и вновь воз­ни­ка­ю­щими труд­но­стями, тре­бу­ю­щими для их раз­ре­ше­ния пред­ста­ви­тель­ства всех Помест­ных Церк­вей. Поскольку право осу­ществ­лять свою дея­тель­ность на прин­ци­пах собор­но­сти даро­вано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отни­мал, постольку нет осно­ва­ний счи­тать, что Седь­мой Все­лен­ский Собор апри­ори должен име­но­ваться послед­ним.

2) В тра­ди­ции гре­че­ских Церк­вей еще с Визан­тий­ских времен рас­про­стра­нено мнение о том, что Все­лен­ских собо­ров было восемь, послед­ним из них счи­тают собор 879 г. при свт. Фотии Кон­стан­ти­но­поль­ском. Вось­мым все­лен­ским собо­ром его назы­вали, напри­мер, св. Нико­лай Кава­сила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский) (PG 155, col. 97), позд­нее свт. Доси­фей Иеру­са­лим­ский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых вось­мой все­лен­ский собор не только воз­мо­жен, но уже был. (свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов)

3) Обычно идею о невоз­мож­но­сти про­ве­де­ния Вось­мого Все­лен­ского Собора свя­зы­вают с двумя «глав­ными» при­чи­нами:

а) С ука­за­нием Книги Прит­чей Соло­мо­но­вых о семи стол­пах Церкви: «Пре­муд­рость постро­ила себе дом, выте­сала семь стол­бов его, зако­лола жертву, рас­тво­рила вино свое и при­го­то­вила у себя тра­пезу; послала слуг своих про­воз­гла­сить с воз­вы­шен­но­стей город­ских: “кто нера­зу­мен, обра­тись сюда!”. И ску­до­ум­ному она ска­зала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною рас­тво­рен­ное; оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем разума”» ( Притч. 9:1-6 ).

Учи­ты­вая, что в исто­рии Церкви было семь Все­лен­ских Собо­ров, это про­ро­че­ство можно, конечно же с ого­вор­ками, соот­не­сти и с Собо­рами. Между тем в стро­гом осмыс­ле­нии семь стол­бов озна­чают не семь Все­лен­ских Собо­ров, а семь Таинств Церкви. В про­тив­ном случае нам при­шлось бы при­знать, что до вре­мени окон­ча­ния Седь­мого Все­лен­ского Собора Цер­ковь не имела под собой устой­чи­вого осно­ва­ния, что она была хро­ма­ю­щей Цер­ко­вью: сперва её недо­ста­вало семи, затем шести, потом пяти, четы­рех, трех, двух опор. Нако­нец, только в вось­мом веке она была прочно утвер­ждена. И это при том, что именно ранняя Цер­ковь про­сла­ви­лась сонмом святых испо­вед­ни­ков, муче­ни­ков, учи­те­лей…

б) С фактом отпа­де­ния от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия Римо-Като­ли­цизма.

Коль скоро Все­лен­ская Цер­ковь рас­ко­ло­лась на Запад­ную и Восточ­ную, утвер­ждают сто­рон­ники этой идеи, то и созыв Собора, пред­став­ля­ю­щего Единую и Истин­ную Цер­ковь, увы, невоз­мо­жен.

В дей­стви­тель­но­сти же, по Божьему опре­де­ле­нию, Все­лен­ская Цер­ковь нико­гда не под­ле­жала раз­де­ле­нию надвое. Ведь по сви­де­тель­ству Самого Гос­пода Иисуса Христа, если цар­ство или дом раз­де­лятся сами в себе, «не может усто­ять цар­ство то» ( Мк.3:24 ), «дом тот» ( Мк.3:25 ). Цер­ковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одо­леют ее» ( Мф.16:18 ). Сле­до­ва­тельно, она нико­гда не дели­лась, и не раз­де­лится.

В отно­ше­нии Своего един­ства Цер­ковь нередко назы­ва­ется Телом Хри­сто­вым (см.: Цер­ковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» ( 1Кор.10:17 ). В этом отно­ше­нии мы не можем при­знать Запад­ную цер­ковь ни как единую с нами, ни как отдель­ную, но рав­но­цен­ную Цер­ковь-Сестру.

Разрыв кано­ни­че­ского един­ства между Восточ­ной Цер­ко­вью и Запад­ной есть, по суще­ству, не раз­де­ле­ние, но отпа­де­ние и откол Римо-Като­ли­ков от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия. Откол же какой-либо части хри­стиан от Единой и Истин­ной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истин­ной, и не явля­ется пре­пят­ствием для созыва новых Собо­ров.

Источник

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ, обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви «вселенскими» называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир; соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются «поместными», или «частными». Последние могут быть «провинциальными» или «пленарными» – в зависимости от того, созываются ли они в рамках отдельной епархии (или диоцеза) или же в рамках всей страны. Церковные соборы (в том числе и поместные) пользуются юридическим авторитетом в религиозных вопросах, который превосходит законодательные полномочия отдельных епископов. В этом заключается отличие соборов от епископских конференций, которые не являются законодательными собраниями.

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

В соответствии с римско-католическим каноническим правом общецерковный собор созывается лишь папой Римским, и постановления этого собора вступают в силу только в том случае, если они подтверждены и одобрены Св. Престолом. В принципе, для участия в соборе приглашались только «резидентные» епископы (т.е. те, которые действительно управляют епархией), но позднее эта привилегия была распространена на кардиналов и титулярных епископов, аббатов, глав монашеских орденов или особых мужских монашеских конгрегаций, которые (как, например, иезуиты) не подчиняются епископам или кардиналам. Все вышеперечисленные обладают правом решающего голоса, остальные участники собора (в частности, теологи) – только совещательным голосом.

Соборы называются по месту, где они проводились. Римско-католическая церковь признает вселенскими 21 собор (Пизанский собор 1409, созванный как вселенский, впоследствии был дезавуирован). Восточные (православные) церкви признают вселенскими только 7 первых соборов, состоявшихся до разделения церквей, а протестанты признают авторитет лишь первых четырех из них. 21-й (по католическому исчислению) Вселенский собор – II Ватиканский собор – был созван папой Иоанном XXIII в 1962 и продолжался при его преемнике Павле VI до 1965.

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

Ниже перечислены вселенские соборы, признаваемые Римско-католической церковью, с кратким изложением их решений.

(1) I Никейский (325). Осудил арианство и вынес определение относительно «единосущия» Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры.

вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви

(2) I Константинопольский (381). Осудил македониан, отрицавших божественность Святого Духа. Подтвердил и дополнил вероопределение, принятое на I Никейском соборе.

(3) Эфесский (431). Осудил несторианство, отрицавшее ипостасное единство (единство божественной и человеческих природ) в воплотившемся Слове – Христе. Признал правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии.

(4) Халкидонский (451). Осудил монофизитство, или евтихианство, постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком.

(5) II Константинопольский (553). Осудил за уклонение в несторианство нескольких епископов и богословов, прежде всего – Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. См. также НЕСТОРИЙ.

(6) III Константинопольский (680–681). Осудил монофелитов и постановил, что Христос обладал двумя волями – божественной и человеческой (см. также МОНОФЕЛИТСТВО).

(7) II Никейский (787). Осудил иконоборцев и постановил, что почитание икон и священных изображений не есть идолопоклонство.

(8) IV Константинопольский (869–870). Осудил Фотия, патриарха Константинопольского.

(9) I Латеранский (1123). Первый общецерковный собор Западной церкви. Утвердил Вормсский конкордат и принял закон о церковных инвеститурах.

(10) II Латеранский (1139). Принял меры для преодоления схизмы антипапы Анаклета II и издал постановления против ростовщичества, симонии и других пороков.

(11) III Латеранский (1179). Осудил ереси вальденсов и альбигойцев, и утвердил закон об избрании папы двумя третями голосов кардиналов на конклаве. См. также ВАЛЬДЕНСЫ; АЛЬБИГОЙЦЫ.

(12) IV Латеранский (1215). Принял ряд постановлений, направленных на реформу церкви, учредил обязательную ежегодную исповедь и причащение на Пасху и утвердил догмат о в таинстве евхаристии.

(13) I Лионский (1245). Осудил императора Священной Римской империи Фридриха II за преследования церкви.

(14) II Лионский (1274). Добился временного воссоединения Восточных (православных) церквей с Римом и постановил, что выборы нового папы должны начинаться спустя десять дней после кончины его предшественника.

(15) Вьеннский (1311–1312). Упразднил орден тамплиеров, призвал к крестовому походу для освобождения Святой Земли, принял учение об отношении души и тела в человеке и осудил т.н. спиритуалов – секты фратичеллов, дульчинистов, бегардов и бегинок.

(16) Констанцский (1414–1418). Принял ряд постановлений, касающихся реформы папства и церкви, осудил Уиклифа, приговорил к сожжению Яна Гуса и положил конец великой западной схизме, низложив и заключив в тюрьму антипапу Иоанна XXIII (Балтазара Коссу).

(17) Флорентийский (1438–1443). Утвердил примат папы в противовес сторонникам соборной реформы, настаивавшим на том, что общецерковный собор должен обладать большей властью, чем папа, и предпринял попытку воссоединиться с Восточными (православными) церквами.

(18) V Латеранский (1512–1517). Разграничил полномочия папы и общецерковного собора, осудил философов, учивших, что душа смертна и едина для всего человечества, и призвал к крестовому походу против турок.

(19) Тридентский (1545–1563). Созван для противодействия протестантской Реформации. Провозгласил, что в вопросах вероучения следует руководствоваться Писанием и Преданием, уточнил учения о мессе, таинствах, оправдании, чистилище, индульгенциях, призывании святых, почитании священных изображений, принял решения о браке, о подготовке и посвящении в сан священников. См. также КОНТРРЕФОРМАЦИЯ.

(20) I Ватиканский (1869–1870). Принял определения природы Откровения и веры, отношения между верой и разумом и непогрешимости папы. Осудил пантеизм, материализм, деизм, натурализм и фидеизм. См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ПЕРВЫЙ.

(21) II Ватиканский (1962–1965). Созван для обновления церкви, чтобы сделать ее способной успешно осуществлять свою миссию в 20 в. Выработал определения сущности церкви, христианского единства, литургической реформы, принял решения о роли епископов как пастырей церкви, усилении активности мирян, об отношении между Библией и теологией, о христианском образовании, социальном учении церкви и религиозной свободе в гражданском обществе. См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ.

Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994
Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Христианство
Портал:Христианство
вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви· ‎вселенские соборы католической церкви. Смотреть фото вселенские соборы католической церкви. Смотреть картинку вселенские соборы католической церкви. Картинка про вселенские соборы католической церкви. Фото вселенские соборы католической церкви