вселенский собор в констанце

Этот день в истории: 1418 год — завершился Констанцский вселенский собор

вселенский собор в констанце. Смотреть фото вселенский собор в констанце. Смотреть картинку вселенский собор в констанце. Картинка про вселенский собор в констанце. Фото вселенский собор в констанце

22 апреля 1418 года в Констанце (город в Германии, на Боденском озере, на границе со Швейцарией) закончился XVI вселенский собор, начавшийся 16 ноября 1414 года. Констанцский собор был созван папой Иоанном XXIII по настоянию германского императора Сигизмунда. Его главной задачей было преодолеть раскол католической церкви.

Великий западный раскол (также Папский раскол, или Великая схизма) произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году. В ходе начавшейся Великой схизмы (1378—1417) сразу два (а с 1409 года — три) претендента объявили себя истинными папами.

Григорий XI (1370—1378) был последним папой эпохи Авиньонского пленения. Уже на склоне лет, в январе 1377 года, он смог вернуться из Авиньона в Рим. Григорий стал первым понтификом, который обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец).

Но уже 27 марта 1378 года он скончался. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или по меньшей мере итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (1378—1389). Он был представителем французской династии, которая правила Неаполем. Поэтому казалось, что новый папа должен устроить всех.

Однако вскоре кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными как совершённые под давлением толпы, и курия отлучила Урбана от церкви за незаконное провозглашение себя папой. «Альтернативным» папой был избран Климент VII (1378—1394), который вернулся в Авиньон.

Таким образом, у католической церкви стало два предстоятеля и оба они сразу же занялись активным упрочением своих позиций. Папы назначали своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы — раскол стал окончательным. Возникло две линии пап — римская и авиньонская.

В 1409 году обе стороны согласились съехаться на Собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII — отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.

16 ноября 1414 года был собран очередной Вселенский собор в Констанце. Формально он был созван папой пизанской линии Иоанном XXIII, избранным преемником умершего Александра V. Однако всем было известно, что за его спиной стоит германский император Сигизмунд.

По всей видимости, Иоанн надеялся с помощью императора всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако его надежды не оправдались — 11 ноября 1417 года Собор низложил всех трёх пап.

Соборные отцы приняли отречение римского папы Григория XII и пизанского папы Иоанна XXIII, который тайно сбежал из Констанца. Папа авиньонской ветви Бенедикт XIII отказался отрекаться и был низложен и отлучён от церкви. В результате новых выборов папой был избран Оддоне Колонна, принявший имя Мартин V.

С избранием Мартина Великий раскол практически прекратился. Григорий XII, а через некоторое время и Иоанн XXIII признали решения Собора, отказались от притязаний на папство и получили от Мартина V сан кардинала.

После этого фактически Великая схизма была преодолена и 22 апреля 1418 года Собор в Констанце был распущен, поскольку поставленные перед ним задачи были решены.

Не признавший Констанцского собора и отлучённый им от церкви Бенедикт XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок Пеньискола в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых антипап, не признанных ни одним государством.

Источник

Констанцский собор (1414-1418)

Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора.

Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы:

1. Преодоление «Великого раскола».

2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах).

3. Преодоление ересей.

Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

28 октября 1414 года папа Иоанн XXIII прибыл в Констанц. Однако осторожный папа не доверял ни Сигизмунду, ни еретику Гусу. Поэтому еще 15 октября папа Иоанн заключил тайное соглашение с австрийским герцогом Фридрихом, согласно которому папа назначал Фридриха верховным командующим римской церкви с жалованьем 6000 гульденов в год. В обмен на это Фридрих обеспечивал вооруженную защиту папы в Констанце, находившемся на землях Габсбургов.

5 ноября 1414 года Иоанн XXIII торжественно открыл вселенский собор, объявив его продолжением Пизанского совещания. Представители высшего духовенства собирались на собор весьма неторопливо. Сам Сигизмунд явился в Констанц к рождеству 1414 года. Однако вскоре собор стал самым многочисленным форумом средневековья. На соборе присутствовали лично или прислали своих представителей 3 папы, 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, посланцы монашеских орденов и университетов. Из светских князей лично присутствовали король германский и венгерский Сигизмунд, герцоги Баварский, Австрийский, Саксонский, Мекленбургский, Лотарингский; короли же Франции, Англии, Шотландии, Польши, Швеции, Дании, Норвегии, Неаполя и Сицилии прислали в качестве своих представителей послов. Были периоды, когда в небольшом швейцарском городке скапливалось до 20 000 человек. (Для обслуживания достопочтенных соборных отцов и светских государей во время проведения собора в Констанце находилось также до 700 женщин легкого поведения, искавших там счастье.)

На Констанцском соборе с самого начала господствовал дух конциляризма. На нем во время совещаний основную роль играли не представители церковной олигархии, кардиналы, а епископы, среднее церковное сословие. Тем самым была реализована идея сословности. До марта 1415 года на соборе председательствовал Иоанн XXIII, но на ход собора оказывал влияние и Сигизмунд. Относительно регламента была достигнута договоренность о том, что на соборе каждой нации будет предоставлен отдельный голос, независимо от числа участников. Национальное разделение народов в основном соответствовало наличию национальных церквей. Итак, одна нация располагала на соборе одним голосом. Собор разделился на следующие четыре нации: 1) германская нация (сюда относились также венгры и поляки); 2) французская нация; 3) английская нация (вместе с шотландцами); 4) итальянская нация. (Пятая нация, испанская, приняла участие в соборе лишь в 1417 году, после низложения Бенедикта XIII.) И наконец, еще один голос получила кардинальская коллегия, а точнее, мнение большинства, сложившегося на коллегии. Внутри отдельных наций голосование производилось при формировании общего мнения или по принципу большинства голосующих, причем наряду с высшими духовными иерархами право голоса получали главы капитулов, доктора теологии и светские лица. Следовательно, собор формировался по образцу сословного собрания. Путем проведения голосования по нациям было достигнуто то, что итальянцы, располагавшие численно абсолютным большинством, не могли реализовать свои устремления; с другой стороны, на соборе было ограничено и влияние кардиналов. В частности, собор ограничил максимальную численность кардинальской коллегии 24 членами.

Основная деятельность собора началась не с реформ, а с восстановления единства. В качестве предварительного условия достижения единства была оговорена необходимость освобождения папского престола, ибо решающее большинство собора считало, что единство может быть достигнуто лишь в результате отречения всех трех пап. Сигизмунд и собор признали правомочными папскими легатами представителей пап Григория XII и Бенедикта XIII, тем самым они были поставлены в один ряд с Иоанном XXIII. Иоанну стало ясно, что и он не сможет добиться всеобщего признания собора. Его позиции оказались в еще большей степени подорванными, когда в начале 1415 года почти девяностолетний Григорий XII высказал намерение добровольно отказаться от папского сана.

Собор параллельно приступил к обсуждению вопроса и о единстве веры. Основное внимание было посвящено обсуждению взглядов Уиклифа и судебному процессу над прибывшим тем временем на собор Яном Гусом. Комиссия по расследованию дела Гуса была назначена еще Иоанном XXIII. В первую очередь кардинал Отто Колонна настаивал на том, чтобы судебный процесс во что бы то ни стало завершился обвинительным приговором и Гус был сожжен на костре.

20 марта 1415 года Иоанн XXIII, опасаясь ставшего враждебным ему собора, с помощью Фридриха Габсбурга бежал, переодевшись в чужое платье. Развалу собора воспрепятствовал Сигизмунд: он запретил участникам покидать Констанц. После бегства папы Иоанна среди отцов собора восторжествовал конциляризм. 6 апреля 1415 года собор под влиянием Жана Жерсона в своем знаменитом декрете, начинавшемся словами «Наес sancta Synodus», провозгласил, что собор представляет вселенскую церковь, свою власть он получил непосредственно от Иисуса Христа и в вопросах веры, реформы и единства стоит над папой. Передовыми борцами за соборную идею были теологи-французы. А французские церковные иерархи, действуя в духе уже формируемых галликанских свобод, стремились к резкому ограничению власти папы, на тот случай, если им когда-то придется выпустить ее из своих рук. (Победа соборного принципа своеобразным образом соприкоснулась с ересями, осужденными самими участниками собора. Ведь в соответствии с концепцией конциляризма собор явился волеизъявлением Святого Духа и, как таковой, представляет вселенскую церковь. Но и альбигойская и вальденская ереси вместо церкви тоже выдвигали понятие Святого Духа.)

Вскоре папа Иоанн XXIII был обнаружен, и собор предал его суду. Он был объявлен раскольником и еретиком, обвинен в скандальной личной жизни в прошлом и в симонии и свергнут с папского престола. Торжественное объявление о низложении Иоанна XXIII последовало 20 мая 1415 года. После этого римский папа Григорий XII действительно решил добровольно отречься от сана, что и сделал 20 июля 1415 года. Затем наступила очередь Бенедикта XIII, уединившегося в неприступной крепости Пенискола. Однако упрямого старца ни Сигизмунд, ни делегация собора не могли склонить к разумному выбору. Лишь после того, как шотландцы и государства Пиренейского полуострова (за исключением Арагона) отошли от него, собор начал судебный процесс против папы Бенедикта. После длившегося полтора года разбирательства 26 июля 1417 года было объявлено о низложении Бенедикта XIII. Тем самым был открыт путь к избранию нового, признанного всем вселенским собором папы. В Пенисколе с папой Бенедиктом XIII осталось всего три кардинала. Когда в 1423 году Бенедикт скончался, они избрали на его место преемника, но уже один из них тут же выступил против него в качестве антипапы. Последний акт трагического раскола окончился комедией.

Констанцский собор выполнил один пункт (первый) из трех, изложенных в программе. Расколу был положен конец в результате выборов нового папы, состоявшихся 11 ноября 1417 года. На собравшемся в Констанце конклаве наряду с 23 кардиналами участвовали также по шесть высших священнослужителей от пяти наций, но они не имели своего личного голоса, а лишь по одному голосу от каждой нации. Новым папой стал авторитетный римский кардинал Отто Колонна, принявший имя Мартина V (1417-1431). Член влиятельнейшего и богатого римского рода, он в свое время входил в окружение Иоанна XXIII, но на соборе кардинал Колонна не играл ведущей роли. Возможно, этим он и обязан своему избранию. Скорее всего, он выдвинулся как защитник чистоты католической веры. По просьбе инквизиции именно им производилось расследование книг Уиклифа и Гуса, и его строгая последовательность в значительной степени обусловила трагедию Гуса. Коронация Мартина V проводилась в Мюнстере. Этот акт заслуживает внимания хотя бы потому, что происходивший из древнего римского рода Колонна был единственным римским папой, которого короновали на земле Германии. За сто лет до выступления Мартина Лютера папа проехал по улицам немецкого города, и по обе стороны от него, держа под уздцы белого лошака, шествовали римский король Сигизмунд и курфюрст Бранденбургский.

Собор не осуществил программу, затрагивающую коренные причины всех бед, не провел реформу церкви. Вместо реформистских мероприятий вселенского масштаба папа заключил соглашения, компромиссы с отдельными нациями (таковы, например, германский и английский конкордаты).

Источник

Констанцский собор

Полезное

Смотреть что такое «Констанцский собор» в других словарях:

Констанцский собор — Дата 1414 1418 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Вьеннский собор Следующий Собор Ферраро Флорентийский собор Созван Иоанном XXIII[источник не указан 52 дня] Под председательством Сигизмунда … Википедия

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР, 16 й вселенский собор католической церкви, проходил в 1414 18 в г. Констанц (Германия). Был созван с целью ликвидации «Великого раскола (см. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ) » и реформы церкви. В 1409 был созван с аналогичными целями собор в… … Энциклопедический словарь

Констанцский собор — (Constance, Council о0 (1414 18), церк. собор, состоявшийся в г. Констанце, Юж. Германия; был созван для проведения реформы церкви и борьбы с ересью. Собор принял постановление о ликвидации «Великого раскола» (схизмы), объявил о пе риодич. созыве … Всемирная история

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — (1414 1418), 16 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), второй из трех великих соборов, созванных с целью положить конец великой западной схизме, расколовшей Западную церковь в 1378 (первый из этих соборов был… … Энциклопедия Кольера

Констанцский собор — (1414 1417) один из соборов, считающихся католич. церковью вселенским. Главной целью созыва и работы собора была ликвидация «Великого раскола». На созыве собора настаивали сторонники соборного движения (центром которого был Парижский ун т),… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Констанцский собор — вселенский собор католической церкви 1414 18 в г. Констанц (Германия). Созван папой Иоанном XXIII (под давлением императора Сигизмунда I (См. Сигизмунд I), высших церковных кругов) с целью ликвидации «великого раскола» (См. Великий… … Большая советская энциклопедия

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — вселенский собор католической церкви, заседавший в г. Констанце (Юж. Германия) с 5 нояб. 1414 по 22 апр. 1418. Был созван в эпоху т. н. Великого раскола папой Иоанном XXIII (1410 15) (ныне признаваемым католич. церковью анти папой) под давлением… … Советская историческая энциклопедия

Констанцский собор — XVI вселенский собор в городе Констанце, перенесённый по настоянию кайзера Священной Римской империи Сигизмунда в Констанц. Проходил с 16 ноября 1414 по 22 апреля 1418 года. Главной задачей собора было прекратить церковную схизму. Также 6 июля… … Католическая энциклопедия

Констанцский собор — ♦ (ENG Constance, Council of) (1414 1418) шестнадцатый Вселенский церковный собор, созванный антипапой Иоанном XXIII (ум. 1419). Целью собора было положить конец Великому расколу римско католической церкви, инициировать церковные реформы и… … Вестминстерский словарь теологических терминов

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — см. Вселенские соборы … Атеистический словарь

Источник

Констанцский собор

Констанцский собор
Дата1414-1418
ПризнаётсяКатолицизм
Предыдущий СоборВьеннский собор
Следующий СоборФерраро-Флорентийский собор
СозванИоанном XXIII [источник не указан 52 дня]
Под председательствомСигизмунда
Число собравшихся600
Обсуждавшиеся темы
Документы и заявления
Хронологический список Вселенских соборов

вселенский собор в констанце. Смотреть фото вселенский собор в констанце. Смотреть картинку вселенский собор в констанце. Картинка про вселенский собор в констанце. Фото вселенский собор в констанце

вселенский собор в констанце. Смотреть фото вселенский собор в констанце. Смотреть картинку вселенский собор в констанце. Картинка про вселенский собор в констанце. Фото вселенский собор в констанце

Констанцский собор — XVI вселенский собор, проходивший в городе Констанце. Созван папой Иоанном XXIII по настоянию германского императора Сигизмунда. Проходил с 16 ноября 1414 по 22 апреля 1418 года. Главной задачей собора было прекратить церковную схизму.

Собор в Констанце восстановил единство католической церкви. Соборные отцы приняли отречение римского папы Григория XII и пизанского папы Иоанна XXIII, который тайно сбежал из Констанца. Папа авиньонской ветви Бенедикт XIII отказался отрекаться и был низложен и отлучён от Церкви. В результате новых выборов папой был избран Оддоне Колонна, принявший имя Мартин V.

В течение четырёх лет работы собора было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины (в частности, были осуждены «реформаторские» взгляды англичанина Уиклифа и чеха Гуса. Констанцский собор принял решение о примате вселенского собора над папой, объявил об отмене ряда поборов в пользу папской курии (в частности, были отменены аннаты).

Кроме того, на соборе были приняты два документа. Один провозглашал, что собор, представляющий всю вселенскую церковь, обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и все, не исключая папы, должны подчиняться этой власти. Другой устанавливал, что собор будет собираться регулярно, через определенное количество лет. Оба эти документа были выражением тезиса о верховенстве власти собора над папством (тезис концилиаризма) и потому не были подтверждены папой.

Также Констанцский собор в арбитражном порядке должен был решить спор между Великим Княжеством Литовским и орденом Крестоносцев по поводу Жмуди и других спорных территорий.

Также 6 июля 1415 года по обвинению в ереси был приговорён к сожжению богемский проповедник Ян Гус, а 30 мая 1416 года — его сподвижник Иероним Пражский.

См. также

вселенский собор в констанце. Смотреть фото вселенский собор в констанце. Смотреть картинку вселенский собор в констанце. Картинка про вселенский собор в констанце. Фото вселенский собор в констанце

Дубисский договор (1382) • Кёнигсбергский договор (1384) • Ликский договор (1390) • Кёнигсбергский договор (1390) • Салинский договор (1398) • Первое восстание жемайтов (1401) • Рацёнжский договор (1404) • Второе восстание жемайтов (1409) • Великая война (1409—1411) • Торнский мир (1411) • Посредничество Сигизмунда в Буде (1412) • Посредничество Бенедикта Макра (1413) • Крещение Литвы (1413) • Голодная война (1414) • Констанцский собор (1415—1416) • Самогитский диоцез (1417) • Посредничество Бартоломео Капра (1419) • Посредничество Сигизмунда во Вроцлаве (1420) • Голубская война (1422) • Мельнский мир (1422)

Полезное

Смотреть что такое «Констанцский собор» в других словарях:

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР, 16 й вселенский собор католической церкви, проходил в 1414 18 в г. Констанц (Германия). Был созван с целью ликвидации «Великого раскола (см. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ) » и реформы церкви. В 1409 был созван с аналогичными целями собор в… … Энциклопедический словарь

Констанцский собор — (Constance, Council о0 (1414 18), церк. собор, состоявшийся в г. Констанце, Юж. Германия; был созван для проведения реформы церкви и борьбы с ересью. Собор принял постановление о ликвидации «Великого раскола» (схизмы), объявил о пе риодич. созыве … Всемирная история

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — (1414 1418), 16 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), второй из трех великих соборов, созванных с целью положить конец великой западной схизме, расколовшей Западную церковь в 1378 (первый из этих соборов был… … Энциклопедия Кольера

Констанцский собор — созван в г. Констанце 5 ноября 1414 г. папой Иоанном XXIII (см.), вследствие настояний имп. Сигизмунда и Владислава неаполитанского. На этом соборе присутствовали 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, около 150 епископов, 100 аббатов и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Констанцский собор — (1414 1417) один из соборов, считающихся католич. церковью вселенским. Главной целью созыва и работы собора была ликвидация «Великого раскола». На созыве собора настаивали сторонники соборного движения (центром которого был Парижский ун т),… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Констанцский собор — вселенский собор католической церкви 1414 18 в г. Констанц (Германия). Созван папой Иоанном XXIII (под давлением императора Сигизмунда I (См. Сигизмунд I), высших церковных кругов) с целью ликвидации «великого раскола» (См. Великий… … Большая советская энциклопедия

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — вселенский собор католической церкви, заседавший в г. Констанце (Юж. Германия) с 5 нояб. 1414 по 22 апр. 1418. Был созван в эпоху т. н. Великого раскола папой Иоанном XXIII (1410 15) (ныне признаваемым католич. церковью анти папой) под давлением… … Советская историческая энциклопедия

Констанцский собор — XVI вселенский собор в городе Констанце, перенесённый по настоянию кайзера Священной Римской империи Сигизмунда в Констанц. Проходил с 16 ноября 1414 по 22 апреля 1418 года. Главной задачей собора было прекратить церковную схизму. Также 6 июля… … Католическая энциклопедия

Констанцский собор — ♦ (ENG Constance, Council of) (1414 1418) шестнадцатый Вселенский церковный собор, созванный антипапой Иоанном XXIII (ум. 1419). Целью собора было положить конец Великому расколу римско католической церкви, инициировать церковные реформы и… … Вестминстерский словарь теологических терминов

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР — см. Вселенские соборы … Атеистический словарь

Источник

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР И ОСУЖДЕНИЕ ЯНА ГУСА

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР И ОСУЖДЕНИЕ ЯНА ГУСА

Идея о соборе возникла в период Великой схизмы на фоне многолетней борьбы разных пап. О созыве такого форума, в конце концов, договорились папа Иоанн XXIII (Косса) и германский император Сигизмунд. Собор должен был положить конец троепапству. К тому же императора толкало на путь реформы папства брожение, охватившее тогда значительную часть империи, особенно Чехию, где чрезвычайный авторитет приобрел Ян Гус. Сигизмунд понимал, что причина появления «гуситской ереси» лежит, в первую очередь, в ошибках, которые допускает сама церковь. Ненасытные, амбициозные и ссорящиеся между собой прелаты и папы не могли не вызывать возмущения всех слоев населения.

вселенский собор в констанце. Смотреть фото вселенский собор в констанце. Смотреть картинку вселенский собор в констанце. Картинка про вселенский собор в констанце. Фото вселенский собор в констанце

Ян Гус на костре. Гравюра (1563 г.)

В декабре 1413 г. Иоанн XXIII опубликовал буллу, в которой в качестве места собора был указан немецкий город Констанц. Туда приглашались все прелаты, князья, владетельные особы и доктора христианства. Собор открылся 5 ноября 1414 г. На нем присутствовало 3 патриарха, 33 кардинала, 47 архиепископов, 145 епископов, 124 аббата, множество монахов, священников, князей, послов, ученых. Предполагается, что всего на собор приехало около 50 тысяч человек. Из трех пап присутствовал только Иоанн. На повестке дня было три основных вопроса: защита католической веры (борьба с ересями), восстановление единства церкви (прекращение троепапства) и преобразование церкви.

Под давлением большинства светских правителей собор постановил, что все трое пап должны отречься от престола, для того чтобы был избран новый единый папа. Первым «под горячую руку» попал сам Иоанн XXIII. На соборе был зачитан длинный перечень его преступлений. Косса пытался бежать, но был схвачен и заключен в тюрьму. Освободиться ему удалось, лишь заплатив большой выкуп. Иоанн XXIII отказался от папства и был назначен кардиналом и епископом тускуланским.

Ведущую роль на соборе играли доктора Сорбонны. Было принято постановление, что собор не может быть распущен, отложен либо перенесен в другое место, что собору должен подчиняться и папа. Обоим оставшимся папам — Григорию XII и Бенедикту XIII — было предложено отречься от престола. В новую избирательную коллегию помимо кардиналов должны были войти 30 избирателей из прелатов и ученых, по 6 человек от каждой нации (немецкой, французской, английской, итальянской и испанской).

Григорий XII за власть бороться не стал. Он отрекся и получил звание кардинала Опорто и легатство в Анконе. Бенедикт же с тиарой расставаться не пожелал, бежал в Испанию, укрылся в одной из крепостей Валенсии и до самой смерти управлял паствой из нескольких сотен человек.

Собор обратил свое внимание и на еретиков. Было осуждено учение Уиклифа, а затем пришла очередь Яна Гуса. Гус родился в 1369 г. (по другим данным — в 1371-м) в местечке Гусинец в бедной семье. Большие способности к учению помогли ему сделать карьеру ученого-богослова. В 1402–1403 и 1409–1410 гг. он был ректором Карлова университета. Однако Ян Гус выступал не только с университетской кафедры. С 1402 г. он проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге и пользовался большой популярностью у прихожан.

Реформаторские идеи Гуса упали на благодатную почву. С середины XIII в. страна переживала экономический подъем, сравнительно быстро начали отмирать феодальные отношения, сменяясь товарной экономикой. Что, в свою очередь, приводило к обострению отношений между феодалами, с одной стороны, и ремесленниками, мелкими дворянами и крестьянами — с другой. В XIV в. движение последних приняло национальный характер, направленный против немцев, которые были владельцами рудников и копей. Золотая булла 1356 г. возвысила богемского курфюрста, но не принесла статуса главной нации самим чехам. Церковь Чехии также находилась в руках немецкого духовенства, которое поддерживал и Авиньон, и Рим. Борьба за реформу церкви и реформу социальных отношений была тесно переплетена с национально-освободительным движением. Идеологом этой борьбы и стал Ян Гус.

В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Гус обличал пороки общества и, в первую очередь, католического духовенства. Он требовал коренной реформы церкви, осуждал ее богатство, развращенность клира, симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии и угнетения бедняков. Проповедник говорил об идеалах раннего христианства, источником действий верующих он называл лишь Священное Писание, а не распоряжения официальной церкви и ее главы. Гус выступал в поддержку чешской культуры и языка, противопоставляя их иноземному влиянию. Он лично разработал систему чешской орфографии.

Популярному в народе богослову симпатизировали и недовольные папством и немцами крупные чешские феодалы, и даже сам король Вацлав IV. Однако развитие реформационных идей Яна Гуса угрожало уже и самим феодальным устоям. Гус говорил, что сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона Божьего». В противном случае подданные имеют право и даже обязаны поднять восстание.

В 1410 г. Ян Гус был отлучен от церкви. Но это не остановило мятежного проповедника. Его очередное выступление было направлено против политики Иоанна XXIII, организовавшего в Праге массовую продажу индульгенций. Гус утверждал, что папа, погрязший в смертном грехе, не может выполнять таинства достойным образом. После этого Ян был вынужден покинуть Прагу, но продолжал при поддержке населения проповедовать в Проле.

Волнения охватили всю Чехию. «Ересью» были заражены горожане, горные рабочие, крестьяне, небогатые помещики и даже низшее духовенство. Отовсюду слышались резкие протесты против действий «пап-антихристов» и «жирных кардиналов». В ответ на это император Сигизмунд I организовал собор в Констанце, намереваясь с его помощью покончить «со смутой умов».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *