вся детская классика г науменко мифы русского народа

Мифы русского народа

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Известный собиратель русского фольклора Георгий Маркович Науменко познакомит вас с самыми таинственными сказочными персонажами, такими как Кот Баюн, Леший, Жар-птица, Лесовик, Водяной и многими другими. Проиллюстрировал книгу славный русский художник Иван Цыганков.

© Текст. Г. М. Науменко, 2014

© Илл. И. А. Цыганков, 2014

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Мифы русского народа скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

В книгу вошли два весёлых цикла рассказов Э. Успенского «О мальчике Яше» и «Как правильно любить собак». Можно ли превратиться в пушинку, если долго-долго не кушать? На этот вопрос ты узнаешь ответ, если прочитаешь цикл «Про мальчика Яшу». А из второго цикла ты узнаешь интереснейшие истории о собаке Пиявке, дразнившей Клавдия (домашнего ворона) и много других историй о домашних животных.

Для младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

На страницах книги «Малахитовая шкатулка» серии «Библиотека начальной школы» вы найдёте самые известные сказы П. П. Бажова «Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка». Из этой книги вы узнаете о тайных сокровищах, которые таятся в недрах Уральских гор, и о мужественных, трудолюбивых людях, промышлявших горным промыслом. Для детей младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Павел Петрович Бажов (1879–1950) – писатель и фольклорист, получивший в 1943 г. Сталинскую премию за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка». В современной России он остается популярным, ведь в своих произведениях П. Бажов пишет о неизменном и вечном – о том, как важна любовь, терпение и доброта. Язык сказов своеобразен и непривычен обычному читателю, но именно язык делает произведения Бажова достоянием мировой литературы. Для младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

В книгу «Карлик Нос» серии «Библиотека начальной школы» вошли две замечательные сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа (1802–1827): «Маленький Мук» и «Карлик Нос» в прекрасном переводе известного русского востоковеда и переводчика Михаила Александровича Салье. Яркие иллюстрации великолепно дополняют книгу и, без сомнения, понравятся юным читателям.

Для младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Замечательный писатель Михаил Зощенко утверждал, что «маленький читатель – это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора…» Рассказы, которые вошли в новую книгу серии «Библиотека начальной школы», проникнуты тонким юмором, добротой, пониманием и любовью к детям.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

В сборник «Волшебное слово» вошли самые известные и любимые рассказы В. Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья», «До первого дождя» и многие-многие другие. Эта книга учит дружить, видеть не только чужие, но и свои недостатки, помогает понять, как себя вести, чтобы приносить радость не только окружающим, но и самому себе: ведь порой для этого достаточно только произнести одно волшебное слово! Для младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Валентина Осеева (1902–1969) – советская детская писательница. Её произведения неоднократно экранизировались, а за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» писательница стала лауреатом Сталинской премии 3-й степени. В книгу «Синие листья. Сказки и рассказы» вошли наиболее читаемые в школе произведения автора о жизни ребят. Рисунки А. Кукушкина.

Для младшего школьного возраста.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

В сборник «Сказки о русских богатырях» вошли русские народные сказки о героях, которых в народе называют богатырями. Они всегда бесстрашно выходят на битву с любым врагом, будь то многоголовый змей, Баба-яга или Чудо-юдо поганое, и готовы отдать жизнь за землю Русскую, за русских людей.

Для младшего школьного возраста.

В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А й черным-черно, как черна ворона.

Так нехотою никто тут не прохаживат,

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Эта книга издана для веселых людей, обладающих чувством юмора и любящих остроумные истории из интимной жизни человека. В нее включены наиболее интересные и веселые народные заветные сказки из собрания А. Афанасьева и Н. Ончукова.

Составление и обработка доктора филологических наук, профессора Татьяны Васильевны Ахметовой.

Издательство предупреждает: детям до 16 лет, ханжам и людям без чувства юмора читать книги этой серии запрещено!

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

«Русские заветные сказки» А.Н.Афанасьева были напечатаны в Женеве более ста лет назад. Они появились без имени издателя, sine anno. На титульном листе, под названием, было лишь указано: «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия». А на контртитуле была пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров».

Исключительно редкая уже в прошлом веке, книга Афанасьева в наши дни стала почти что фантомом. Судя по трудам советских фольклористов, в спецотделах крупнейших библиотек Ленинграда и Москвы сохранилось всего лишь два-три экземпляра «Заветных сказок». Рукопись книги Афанасьева находится в ленинградском Институте русской литературы АН СССР («Народные русские сказки не для печати, Архив, № Р-1, опись 1, № 112). Единственный экземпляр «Сказок», принадлежавший парижской Национальной библиотеке, исчез еще до первой мировой войны. Книга не значится и в каталогах библиотеки Британского музея.

Переиздавая «Заветные сказки» Афанасьева, мы надеемся познакомить западного и русского читателя с малоизвестной гранью русского воображения — «соромными», непристойными сказками, в которых, по выражению фольклориста, «бьет живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина».

Источник

Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок – таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Читая книгу, невольно переносишься в необыкновенный фантастический мир, перед которым меркнут все диковинки обыденной жизни. Для среднего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть фото вся детская классика г науменко мифы русского народа. Смотреть картинку вся детская классика г науменко мифы русского народа. Картинка про вся детская классика г науменко мифы русского народа. Фото вся детская классика г науменко мифы русского народа

По преданию, получеловек-полумедведь. Живёт в глухой лесной чаще и обладает необыкновенной силой.

Идёт Вази́ла — огромный верзила по леси́щу. Навстречу бежит звери́ще. Спрашивает Вазила:

— Я серый волчи́ще! Вот возьму тебя на зуби́ще и утащу в кусти́ще!

Разозлился Вазила. Схватил за холку волчище, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил.

Испугался волчище, вырвался и убежал из лесища.

Идёт дальше Вазила по лесищу. Навстречу бежит другой зверище. Спрашивает Вазила:

— Я кабани́ще! Вот возьму тебя на острые клычи́щи и утащу в нори́щу!

Разозлился Вазила. Схватил кабанище в ручищи, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил. Испугался кабанище, вырвался и убежал из лесища.

Идёт дальше Вазила по лесищу. Навстречу бредёт третий зверище. Спрашивает Вазила:

— Я медведи́ще! Вот возьму тебя в толстые лапи́щи и утащу под корени́ще!

Разозлился Вазила. Хватил медвежище кулачищем, ухватил в ручищи, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил. Испугался медведище, вырвался и убежал из лесища.

Идёт дальше Вазила по лесищу. А на осине в паутине паучи́ще. Полез он с осины на кустище, свалился Вазиле на бородищу. Увидал Вазила паучище. Испугался, закричал:

— Уходи, страшный зверище! Отпусти бородищу!

Свалился паучище с бородищи. Убежал Вазила от страшного зверища из лесища.

В славянских сказаниях и легендах великаны — существа, живущие в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях. Людская молва сохранила нам предания об их необыкновенном облике и чудовищной силе. Буря-богатырь сражается с ветрами; Горыня ворочает гигантские горы; Дубыня вырывает с корнем могучие дубы; а Усыня запрудил бородой реку, и по его усу, как по мосту, ходят люди и едут повозки. Все великаны ростом «выше леса стоячего и чуть пониже облака ходячего».

Один парень в овраге нашёл копьё, говорит отцу:

— Батюшка, хочу богатырём быть, на войну ходить, врага в бою победить.

— Для этого нужно храбрецом да смельчаком быть. Сходи к Пряничной горе. Сумеешь её три раза вокруг обойти — станешь храбрецом и смельчаком. А не сумеешь — славы не наживёшь, трусом прослывёшь.

Парень сытно поужинал и сразу завалился на печку спать. Думает: «Утро вечера мудренее. Пораньше встану и в дорогу отправлюсь».

Занялась зорька. Запели первые петухи. Парень проснулся. Встал, потянулся. Взял копьё и отправился к Пряничной горе. Стал подходить. Земля вокруг дрожит, страшный гул стоит. Не испугался парень, идёт и поёт:

Как увижу великана,

С ног собью одним ударом.

Не ужиться здесь двоим.

Парень пришёл к Пряничной горе. Принялся вокруг её обходить. Видит, огромная пещера в горе. Думает: «Вот где великан от меня прячется».

Принялся копьём в пещере размахивать. Кричит:

— А ну, великан, выходи на битву с богатырём!

Вдруг гора задвигалась и грозный голос спрашивает:

— Это что за букашка щекочет мою ноздрю? Берегись, проглочу!

Парень видит — это вовсе не гора, а огромный великан лежит. Чихнул великан. Земля затряслась, высокие деревья склонились. Парень полетел по воздуху, испугался, принялся кричать:

— Ой-ой, спасите! Помогите!

Проснулся парень. Открыл глаза. Глядит, а он на печи лежит. Вспомнил свой страшный сон и решил не ходить к Пряничной горе.

В славянской мифологии человек-чудовище, обитающий в избушке в глухом лесу. Разрушает всё вокруг себя и пленяет каждого встречного.

В лесу шумит, трещит — идёт Верлио́ка на одной ноге, в деревянном сапоге, костылём подпирается, страшно ухмыляется. На одном плече у него ворон сидит, на другом короб висит. Навстречу дети идут. Ворон каркает:

— Карр! Карр! Дети, дети, берегитесь!

Верлиока затолкал детей в короб и дальше пошёл. Навстречу ему охотники. Ворон каркает:

— Карр! Карр! Охотники, охотники, берегитесь!

Верлиока затолкал охотников в короб и дальше пошёл. Навстречу идут пастухи. Ворон каркает:

— Карр! Карр! Пастухи, пастухи, берегитесь!

— Я в лесу хозяин! Не дам коров пасти!

Верлиока затолкал пастухов в короб и дальше пошёл. В свою избушку пришёл. Навалил дров, разжёг огонь. Воду в котёл налил и на огонь поставил. Открыл короб и принялся считать:

— Этого и этого — на завтрак, этого и этого — на обед…

— Не буду дрова жечь!

— Не буду воду греть!

— Не буду людей варить!

Верлиока разозлился. Стал деревянным сапогом огонь топтать, костылём котёл с водой пинать. Костыль сломался, деревянный сапог загорелся. Испугался Верлиока огня и прыгнул в котёл с водой. Котёл крышкой его прихлопнул, а кипяток сварил. Не стало Верлиоки.

Необыкновенное сказочное существо, мохнатое и вертлявое. Может настичь на дороге путника и так его завертеть-закружить, что тот не сможет идти.

Девочка на лугу гуляла. Из цветов венок плела. Видит, на краю луга избушка стоит. Девочка заглянула в окошко. В доме никого нет. Только везде деревянные волчки крутятся — и на полу, и на столе, и на лавках. Девочка думает: «Возьму один волчок домой, буду с ним играть». Зашла она в избу. Протянула руку. Вдруг из тёмного угла сверчок заверещал:

— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.

Девочка не послушалась и взяла волчок. Под ногами половица заскрипела:

— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.

Девочка не послушалась и положила волчок в карман. В щель ветер залетел и загудел:

— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.

Девочка не послушалась и унесла волчок. Вернулась домой. Стала играть. Вытащила волчок. Повернула. Завертелся волчок, закружился. Стал он громко выть да жужжать. Окно распахнулось. Влетел вихрем в избу Вертун. Положил мохнатые лапы на девочку. Завертел её, закружил. Весь дом заходил ходуном. За ним завертелись стулья и стол. Веник с кочергой закружились. Печь зашевелилась, чуть-чуть на бок не повалилась.

Устала девочка вертеться-кружиться, да не может остановиться. Чайник хлопает крышкой и ворчит:

— Ох, Вертун, уморил! Перестань вертеться!

Чашки в буфете забренчали:

— Ох, Вертун, остановись! Дай передохнуть!

Старый сундук застонал:

— Уймись, Вертун! Оставь нас в покое!

Девочка из последних сил на ногах стоит, вот-вот упадёт, да не может остановиться. Стал тут котелок кипяток на Вертуна плескать. Печь принялась в него калёные угли бросать. А ухват в спину бить-толкать. Испугался Вертун. Схватил волчок и бросился вихрем из избы вон. Оставил дом. К себе в избушку понёсся.

В славянской мифологии — дочь Даждьбога и богини жизни и плодородия Живы. Является олицетворением животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов. По солнечной радуге сходит на землю — замыкать Зиму и отмыкать Лето.

Съёжился от яркого солнышка снег, принялся таять. Проснулся в валежнике Еловичок. Выбрался из-под мохового одеяльца на белый свет.

Видит, красоты несказанной Весна-Весенница идёт. У неё зелёная коса до земли висит, голубые глаза как два озерка. Понравилась она Еловичку. Не остановилась Весна-Весенница, не взглянула на него ни разу, дальше пошла.

Еловичок пришёл к старику Лесовику. Просит сделать так, чтобы Весна-Весенница его примечала. Старик Лесовик говорит:

— Можешь ради её любви превратиться в то, что ей приглянется?

Согласился Еловичок. Велит ему старик Лесовик:

— Иди, закопайся в снег под елью. Превращу тебя в цветок майского леса.

Закопался Еловичок под прелый снег, под еловые иголки. Уснул и не заметил, как врос в землю. На том месте из еловой тени появился маленький серебристый ландыш. Протянул он в стороны широкие листья. Унизал свой стебелёк маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз.

Увидала Весна-Весенница цветок. Вдохнула его тончайший, душистый аромат. Удивилась, остановилась. Приласкала его и сказала:

— Какой красивый цветок! Словно с моего ожерелья жемчужинами обвешался!

Полюбила его Весна-Весенница, да ненадолго. Ушла непоседа путешествовать с юга на север. Оставила весенний цветок жаркому Лету. Ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, а на их месте выкатились огненно-красные слёзы. Застыли они крупными красными ягодками. Оплакивает ландыш расставание с Весной. Потом успокоился и стал дожидаться новой майской поры, новой встречи с Весной-Весенницей.

Злой дух, олицетворяющий водяную стихию. Способен разрушать запруды. Заманивает человека в воду и топит его. Обитает в омутах и селится под водяной мельницей. По ночам любит кататься на мельничном колесе или высовываться из воды в образе щуки, пугая рыбаков.

Лето. Стоит жара. Пересыхает река. Вынырнул Водяни́к. Без воды жить не привык. Увидал тучу и кричит:

— Туча, туча! Дай дождя! Поливай, как из ведра!

Услышала туча просьбу, принялась поливать землю дождём. Прошёл дождь. Наполнил реку водой. Радуется Водяник, в тихом омуте сидит. Выглянуло из-за облака солнце. Перекинулась через реку золотым мостом радуга. Увидел Водяник радугу. Надумал из неё мостик построить. Думает: «По мостику кто-нибудь побежит, глядишь, и ко мне в омут угодит. У меня погостит». Достал он со дна реки ил. В радугу запустил. И закрасил. Стала радуга похожа на мостик.

Прибежал к реке зайка-попрыгайка. Увидал радугу и говорит:

— Какой мостик хороший! Перейду по нему на другой берег.

Поскакал зайка-попрыгайка на другой берег. А в реке рыбу ловила лиса — малинова губа. Увидала радугу и говорит:

— Какой мостик хороший! На мостике заяц. Пойду его поймаю и съем.

Побежала лиса — малинова губа зайца ловить. Пришёл купаться Ерёмка в красной ермолке. Увидал радугу и говорит:

— Какой мостик хороший! На мостике лиса. Пойду её убью, воротник на шубу сошью.

Пошёл Ерёмка в красной ермолке лису убивать. Пришёл бык — ногой брык к реке воду пить. Увидал радугу и говорит:

— Какой мостик хороший! На мостике Ерёмка. Пойду бодать красную ермолку.

Побежал бык — ногой брык Ерёмку в красной ермолке бодать. Пришёл пастух — кнутом бух быка искать. Увидал радугу, говорит:

— Какой мостик хороший! На мостике бык. Пойду его кнутом бить, в стадо уводить.

Пошёл пастух — кнутом бух быка в стадо уводить. Тяжело радуге на себе всех держать. Стала она в воздухе убывать. Повалились в воду зайка-попрыгайка, за зайкой лиса — малинова губа, за лисой Ерёмка в красной ермолке, за Ерёмкой бык — ногой брык, за быком пастух — кнутом бух.

Принимай гостей, Водяни́к!

В славянской мифологии владыка вод. Считается покровителем рыбаков, которые приносят ему жертвы, как правило, часть пойманной рыбы. Может принимать различные образы: то крупной рыбы, то коряги, то показаться в виде безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Гнев Водяного вызывает бурю.

Мальчик взял удочку и отправился на речку ловить рыбу. Дедушка ему говорит:

— Придёшь на речку, задобри Водяного: брось ему в воду понюшку табаку и щепотку соли.

Мальчик не послушал дедушку. Пришёл на речку и не задобрил Водяного. Сел в лодку и отплыл от берега. Забросил удочку в воду и сидит, ждёт, когда рыба клюнет. Вдруг из воды вылезла зелёная рука — вся коряжистая, шишковатистая. Схватила рука за борт лодки и стала её раскачивать, вот-вот перевернёт.

Мальчик ударил зелёную руку веслом. Рука исчезла, а из-под воды послышался голос:

— У-ух, бо-о-льно! У-ух, дово-о-ольно!

Поплавок задёргался. Мальчик подумал, что рыба клюнула. Вытащил удочку. А вместо рыбы на крючке старый башмак висит. Раскрыл он клыкастую пасть из гвоздей и стал лодку грызть. Прогрыз дыру. Хлынула вода, и лодка на дно пошла. Мальчик стал тонуть. На дне Водяной сидит и говорит:

— Пожаловали ко мне гости! Будут на жаркое кости!

Приползли раки. Хотят они драки. Говорят:

— Мальчика клешнями щипать будем!

Приплыли ерши. У них щетины что ножи. Говорят:

— Мальчика колоть будем!

Приплыл сом с длинным усом. Говорит:

— Мальчика усом повяжу, под корягу утащу!

Мальчик страшно испугался. Видит, карась плывёт, за ним большая щука гонится. Схватил он щуку за хвост. Щука вильнула хвостом и выбросила мальчика на берег. Так он жив остался.

Мальчик сидит с удочкой на берегу реки и ловит рыбу. Поймает маленькую рыбу — на землю бросает, среднюю — коту отдаёт, большую на крючок ждёт, а она не идёт. Рассердились в реке рыбы. Поплыли с жалобой к Водяному:

— Дедушка, дедушка, нас мальчик обижает! Одних рыб поймает — на землю бросает, а других — коту отдаёт…

Выслушал их Водяной. Подумал-подумал и решил прогнать рыбака. Снял он с крючка червячка и повесил старый башмак. Мальчик потянул удочку и вытащил из воды старый башмак.

Вдруг из него вылезли зубастая щука, колючий ёрш и с клешнями рак. Зубастая щука сказала:

Колючий ёрш сказал:

С клешнями рак сказал:

Зубастая щука укусила мальчика за палец. Колючий ёрш уколол мальчика в бок. С клешнями рак ущипнул мальчика за ногу. Мальчик страшно испугался. Удочку бросил и побежал. За ним старый башмак поскакал. Пасть разинул и грозит:

— Мальчик, берегись! Наскочу, проглочу!

Навстречу из леса идут семь волков. Мальчик ещё больше испугался, на дерево забрался и притаился. Волки говорят:

— Это что скачет за напасть — зубастая пасть?! Как бы нам в её пасть не попасть!

Принялся старый башмак волков глотать. Шестерых проглотил, седьмым подавился. К реке поскакал и в воду нырял — брюхо промывать. Водяной взял старый башмак и обратно на ногу надел.

Идут охотники. Слышат, кто-то на дереве пыхтит, листьями шуршит. Подумали — белка. Зарядили ружья. Прицелились. Вдруг с дерева кто-то шлёпнулся на землю. Поглядели, а это мальчик. И живой.

Является популярным героем детских сказок, где играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса, домашние животные, человек. В волшебных сказках Серый Волк часто предстаёт чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели: легко переносит Ивана-царевича из одного царства в другое, помогает ему добыть чудесную жар-птицу, золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.

Жил-был волк. Надоело ему за зайцами гоняться, голодному по лесу ходить. Решил он сделаться петухом и у мужика жить. Думает: «Петух на заборе сидит, весь день песни кричит. Хозяин его за это кормит». Пришёл он к кузнецу и говорит:

— Кузнец, кузнец, скуй мне петушиный голос.

Сковал ему кузнец. Взял волк петушиный голос и пошёл в деревню. Забрался на забор и запел: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Мужик вышел во двор. Видит — на заборе волк сидит и петушиным голосом кричит.

Взял он себе его на службу — по зорям будить. Наступила ночь. Волк улёгся спать. Утром мужик проснулся, поглядел, а солнце уж над головой стоит, в поле работа кипит. Не разбудил на зорьке его волк петушиным криком. Взял мужик палку и прогнал волка со двора.

Убежал волк. Идёт побитый по лесу, и думает: «Плохо петухом быть. Сделаюсь я лучше собакой. Собака у крыльца сидит, весь день гавкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк опять к кузнецу и просит:

— Кузнец, кузнец, скуй мне собачий голос.

Сковал ему кузнец. Взял волк собачий голос и пошёл в деревню. Забрался к мужику на двор, сел у крыльца и давай гавкать: «Гав-гав, гав-гав!» Вышел мужик на крыльцо. Видит — волк сидит и по-собачьи гавкает. Взял его себе служить — дом сторожить.

Сидел, сидел волк у крыльца. Припекло солнце ему холку. Пошёл он и спрятался под сарай в тень. А в дом через забор забрался вор и всё добро унёс. Вернулся с поля мужик, поглядел — из дома всё украдено. Не устерёг волк. Рассердился мужик, схватил палку и прогнал волка со двора.

Убежал волк. Идёт побитый по лесу и думает: «Плохо собакой быть. Сделаюсь-ка лучше свиньёй. Свинья в луже лежит, весь день хрюкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк к кузнецу и просит:

— Кузнец, кузнец, скуй мне свиной голос.

Сковал ему кузнец. Взял волк свиной голос и пошёл в деревню. Забрался к мужику на двор, лёг в лужу и хрюкает: «Хрю-хрю, хрю-хрю!» Мужик вышел во двор. Видит — волк в луже лежит и свиным голосом хрюкает. Взял он его на разживу себе.

До осени мужик волка кормил. Осенью пришёл в хлев и говорит:

— С этой свиньи сало не возьмёшь, а шкуру на шапку сдерёшь!

Услышал волк, что с него мужик шкуру сдирать собирается, выскочил из хлева и бегом-бегом в лес. Больше у мужика не жил.

Стоит на лесной опушке маленькая избушка. Живут в избушке три старушки-болтушки. Сидят они за столом и грызут горбушки. Говорит одна старушка:

— Не испечь ли нам с творогом ватрушки?

Говорит вторая старушка:

— Не испечь ли нам витые плюшки?

Сказала третья старушка:

— Не испечь ли нам простые преснушки?

Надумали ещё пироги с морошкой испечь. Одна старушка полезла кочергой в печь. Вторая старушка замесила тесто в кадушке. Третья старушка принесла на коромысле в вёдрах воду из речушки.

Встали старушки-болтушки у окошка. У каждой в руках лукошко. В каждом лукошке кошка. Убежали кошки в окошко. Пошли старушки-болтушки в лес по дорожке собрать для пирогов морошки.

Увидел волчок: ушли в лес старушки-болтушки. Захотелось ему забраться в избушку. Думает: «Кто меня будет прогонять из домушки, того поколочу. А есть захочу, старушек-болтушек проглочу».

Надел волчок колпачок, натянул дырявый сюртучок. Забрался в избушку. Сел на подушку. Вдруг квашня с тестом говорит:

— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь от меня шлепок!

У печи кочерга стоит и говорит:

— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь от меня в лоб щелчок!

В тёмном углу коромысло стоит и говорит:

— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь кулачок под бочок!

— Это кто меня обзывает? Кто меня пугает? Вот возьму вас на зубок, отнесу в соснячок, закопаю под кусток.

Зашевелилась квашня. Вылетело из неё тесто и глаза ему залепило. Коромысло по спине налупило.

Волчок испугался, по избушке заметался. Наступил на кочергу. Она его хлоп в лоб. Шишку набила и ещё поколотила. Выбежал из избушки волчок, убежал в соснячок, спрятался под кусток.

Вернулись из леса старушки-болтушки. Напекли с творогом ватрушки, витые плюшки и простые преснушки. А ещё пироги с морошкой. Хватило всем понемножку.

Существо, обладающее необыкновенным острым слухом — слышит за семь вёрст [13] . От него ничто не утаится в лесу, ни одно событие не может без него произойти, во всё он встревает, и до всего ему есть дело.

В чёрном-чёрном лесу, в сухом пне на мху живёт Востру́х. Уши у него торчат, как два лопуха, на макушке кривые рога, а во рту два острых клыка. Вострух слышит все голоса вокруг — у него хороший слух.

Вострух проспал три дня, вылез из трухлявого пня. Слышит, на болоте кто-то лопочет. Разговаривают две лягушки. Одна другой рассказывает:

— Слушай, подружка-квакушка. Пришёл на болото мальчик, собирает клюкву в карманчик. Чуть не наступил, не раздавил меня. А Болотник спит, на добычу не глядит…

Обрадовался Вострух. Побежал на болото за добычей. Кричит:

Прибежал на болото. Нашёл большой камень. Бросил его в трясину. Разбудил Болотника. Пошли круги да пузыри по воде. Вылезает Болотник. Спрашивает:

— Ты что, Вострух, меня разбудил?

— Слышал я, что на болото пришёл мальчик, собирает клюкву в карманчик. Хочу с тобой добычей поделиться.

Принялся Болотник осматривать свои владения. Не нашёл мальчика. Спрашивает:

— Ты от кого, Вострух, про мальчика слышал?

Болотник собрал лягушек. Стал узнавать, кто из них рассказывал про мальчика. Одна лягушка прыгнула и говорит:

— Я подружке-квакушке рассказывала старую историю про мальчика. Это случилось со мной давно, когда лучшие дни бывали и мошки сами в рот залетали.

Разозлился Болотник. Раздаёт пинки, тумаки, приговаривает:

— Вот тебе, Вострух, не будь глух…

Вострух идёт по лесу, синяки да ушибы рукой потирает, судьбу проклинает. Вдруг слышит в глухой чаще голоса. Один заяц другому рассказывает:

— Пришла в чащу девочка, собирает малину, кладёт в корзину. Я страшно испугался, в кусты бросался. А Леший в дупле сидит, лаптями из лыка шуршит, ничего не знает, не вылезает.

Вострух услышал про девочку, обрадовался. Побежал в глухую чащу и кричит:

Прибежал к огромному дубу. Схватил с земли колючку, бросил в дупло. Вылезает Леший. Спрашивает:

— Кто в дупло бросил колючку, уколол мне ручку?

— В глухой чаще девочка собирает малину, кладёт в корзину. А ты и не ведаешь. Хочу с тобой добычей поделиться.

Леший обежал свои владения. Под каждый кустик заглянул, каждое деревце обогнул, за каждый бугорок завернул. Не нашёл девочку. Разозлился и кричит:

— Отвечай, Вострух, от кого про девочку слышал?

Леший собрал зайцев. Стал у них выспрашивать, кто про девочку рассказывал.

Вышел вперёд один заяц и говорит:

— Я рассказывал про девочку, да эта история старая, случилась со мной в давние времена.

Леший схватил дубинку, бьёт по спинке, приговаривает:

— Вот тебе, Вострух, не будь глух… — и прогнал его из глухой чащи.

Вострух идёт по лесной тропинке, согнул спинку. Что делать — не знает, судьбу проклинает. Вдруг слышит голос на дереве. Одна ворона другой рассказывает:

— Вижу, мужик землю на старой тропе копает. Не клад ли он там зарывает?

Услышал Вострух про клад, обрадовался. Думает: «Какой у меня хороший слух! Всё слышу, что в лесу говорят вокруг. Побегу, богатую добычу схвачу, никому не расскажу».

Вострух прибежал на старую тропу. Пошёл по ней. И — бух! Свалился в яму. Сидит, не знает, как выбраться.

А это мужик волчью яму на звериной тропе копал, а не клад в землю зарывал.

Волк по тропе бредёт. Добычу на обед высматривает. На хворост наступил и в яму упал. Вострух прыгнул на спину волку, потом на холку и выбрался из ямы.

Разозлился сам на себя Вострух. Думает: «И зачем мне такой хороший слух?! Лучше буду я глух!» Заткнул себе Вострух шишками уши. Забрался в сухой пенёк, лёг на мох и уснул.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *