введенский храм город луза

Озерская. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская.

Устьнедумская церковь

Карта и ближайшие объекты

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Статьи

Современное местоположение: д. Озерская, Лузский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

Согласно ревизским сказкам, дьячок Усть-Недумской Богородской церкви Вечеславов Андрей Павлович 29 марта 1760 (?) г. за неосторожность, приведшую к возгоранию теплой деревянной церкви, был наказан плетями.

В 1916 г. построена приписная деревянная Ильинская Тимонинская церковь.

Ведомость о церкви Устюжского уезда Усть-Недумской Богородской за 1855-й год. Фрагменты.

1. Церковь построена 1763-го года тщанием Лальского купца Ксенофонта Емельянова сына Захарова, освящена теплая 1766-го года, а холодная 1771-го года. Первоначальное свое существование восприяла, как видно из хранящегося при церкви летописца в лето 7116 (1608) года построена была деревянная церковь пришедшим из Моржевского Монастыря Иеромонахом Леонидом в расстоянии от ныне существующей в одной с половиною версте близ реки Лузы, на месте лесном и никем тогда не заселенном, а он Иеромонах Леонид лесные места разпространил и болотистые места обсушил посредством копания в реку Лузу истоков и устроил Монастырь, а в 7160-м (1652) году им же Иеромонахом Леонидом по случаю от воды утеснения и подмытия выстроена на настоящем месте вторая деревянная церковь над черным озером над Усть копаной им речки Недумы, от чего и наименование получила Усть Недумской пустыни, где и существовал Монастырь под управлением строителей и игуменов до 1764 года, а с оного времени обращена в приходскую церковь.

2. Нынешняя церковь зданием каменная одноэтажная в одном корпусе с теплою таковою же колокольнею, построенною над папертью, зданием крепка. В нынешнем году случилось повреждение на холодной церкви при поднятии на оную креста. 19 июня упала глава и шейка на землю, после чего верхний осмерик покрыт железом и поставен деревянный крест впредь до настоящего исправления, кроме того ветхостей и повреждений внутри и вне церкви нет. Крыша вся железная устроена в 1847 году на кошельковую сумму.

3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Введения Божией Матери, а в теплой на правой руке во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия, а на левой во имя Святыя Великомученицы Параскевы.

4. Утварию церковною достаточна […]

5. Причта положено одному клиру без Диакона.

6. Земли при сей церкви в количестве десятин неизвестно, потому что обмежевана она в одном плане с четырьмя деревнями Старомонастырской, Зелениками, Озерской и Новым Починком. Но священноцерковнослужители владеют ныне усадебной пашенной и сенокосной землею по общей писцовой книге. На пашенную землю высевается у всех священноцерковнослужителей ржи 3, ячменя 2, овса 5 четвертей, пшеницы, гороху и семени льняного не сеется по падению ранних инеев от низкого и болотистого положения места. […] Рыбная ловля имеется в малом количестве и выгод от нея никаких не получается, а других выгод и угодий приносящих доходы священноцерковнослужителям не имеется. О сей земле никакого дела не производится, а владеют оною священноцерковнослужители сами.

7. Домы у всех священноцерковнослужителей казенные деревянные на церковной земле. На содержание клира Высочайше утверждено со 2-й половины 1854-го года постоянного оклада Священнику 90 руб., Дьячку 36 руб., Диакону на Пономарской вакансии 24 руб. Всего 150 руб. серебром, которые и получаются по половине года из Устюгского Уездного казначейства, банковских билетов или свидетельств, с коих бы можно было получить известное количество процентов в пользу священноцерковнослужителей равно и в пользу церкви не имеется. […]

8. Содержание священноцерковнослужителей посредственное.

9. Зданий церковных как то: лавок, кладовых, мельниц, ниже других каких либо не имеется, а есть сенного покосу три пожни […], но на сии пожни именных планов и межевых книг не имеется.

10. Разстоянием сия церковь от Вологодской Духовной Консистории в 550-ти, от Духовного Правления в 55-ти, а от Местнаго Благочиннаго в 25-ти верстах.

11. Ближайшие к сей церкви суть: 1-я Короваевская Архангельская в 2-х, 2-я Туринская Воскресенская в 6-ти и 3-я Слободская Преображенская в 7 верстах, с Туринской Воскресенской и Слободской Преображенской церквями ни в какое время препятствия не имеется, а с Короваевской Архангельской весной и осенью много препятствует река Луза.

12. Приписной к сей церкви не имеется.

13. Домовой церкви и часовни в сем приходе так же нет.

14. Опись церковного имущества имеется […]

15. Книги о суммах церковных […]

16. Копии с Метрических книг с 1780 года имеются и хранятся рачительно.17. Копии с исповедных ведомостей с 1780 года так же имеются.[…]

Источник: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 282. Клировые ведомости по Устюжскому Духовному Правлению за 1855 год. Лл. 495-500. Выписки предоставлены А. Булатовым.

Источник

Введенский храм д. Озёра

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена

…Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
В. Высоцкий.

Не каждый из нас может сказать, что он ежедневно читает утреннее и вечернее молитвенное правило, что посещает каждое воскресенье храм Божий, что подаёт милостыню нуждающимся. Но каждый надеется на Божию милость, когда нам или нашим близким плохо, когда мы нуждаемся в помощи, в счастливом исходе задуманного нами и т.п. А сегодня в нашей помощи нуждается наш Устьнедумский храм, храм преподобного Леонида. «Раздетый», храм стоит на поругание дождям и ветрам. Давайте всем миром поможем ему, чтобы наконец окончить работы по «облачению» его в белые ризы. Эта наша, даже самая малая лепта, верится, будет замечена Господом…

Внести свою лепту можно по QR-коду, имена о здравии и о упокоении пишите в сообщения.

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Яранская епархия

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город лузаВ Яранске подвели итоги регионального этапа конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

1 ноября завершился региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году в конкурсе участвовало 125 работ. Их выполнили учащиеся общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования, воспитанники воскресных учебно-воспитательных групп из 14 районов Яранской епархии.
Показать полностью.

Итоги регионального этапа Международного конкурса подвели 9 ноября в Яранске. Конкурсную комиссию возглавил секретарь епархиального управления, руководитель образовательно-миссионерского отдела Яранской епархии иеромонах Кирилл (Крюченков).

«Оценивать творческие работы детей всегда очень сложно. Все они кажутся достойными, в каждую вложена частичка души ребенка и труд педагога. Некоторые ребята участвуют в конкурсе не первый раз. Их работы становятся с каждым годом только лучше. Отрадно видеть, как дети творчески развиваются и растут. Желаю им не останавливаться на достигнутом, продолжая развивать данные Богом таланты», – отметил отец Кирилл.

Комиссия выбрала 10 работ, которые будут отправлены в Москву для участия в заключительном этапе конкурса.

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город лузаПобедители регионального этапа конкурса в «Основной номинации»

1. Белякова Варвара, 11 лет, «Солнечное лето», пгт. Арбаж Кировской области;

2. Темерешев Станислав, 12 лет, «Русский флот – начало славной истории», пгт. Тужа Кировской области;

3. Петрухина Мария, 10 лет, «Военный флот Петра I», пгт. Свеча Кировской области;

4. Петрухин Георгий, 12 лет «Перенесение мощей»; пгт. Свеча Кировской области.

1. Шахматова Яна, 17 лет, «Петр I», г. Луза Кировской области;

2. Шабалина Анна, 14 лет, «… Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне», г. Луза Кировской области;

3. Журавлева Анастасия, 15 лет, «Осенняя деревня – очей очарование», пгт. Арбаж Кировской области;

4. Макина Виктория, 15 лет, «Время перемен», пгт. Арбаж Кировской области;

5. Софронова Анастасия, 15 лет, «На волнах», пгт. Кикнур Кировской области;

6. Яндубаев Данила, 16 лет, «Взгляд в будущее», пгт. Кикнур Кировской области.

Победители регионального этапа конкурса получат грамоты и памятные призы от Яранской епархии, все участники будут отмечены благодарственными письмами.

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Северная правда

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница.
Показать полностью. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.

Святая Великомученице Параскево, моли Бога о нас!

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Введенский храм д. Озёра запись закреплена

Батюшка вышел на амвон, принеся с собой клетку. Он поставил её возле кафедры, не обращая внимание на изумленные взгляды прихожан. Конечно, многие мысленно спрашивали, зачем? Проповедник, в ответ на их молчаливые вопросы, начал говорить:
Показать полностью.

Когда это объяснение было закончено, проповедник начал рассказывать другую историю:

В храме стояла абсолютная тишина.

Взяв клетку, проповедник медленно покинул кафедру.

Источник

Вятка Лесная

Новости северо-запада Кировской области

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Восстановление Введенского храма д. Озерская

255 лет стоит на Лузской земле каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, содержащая под спудом мощи святого преподобного Леонида Устьнедумского, который и принёс веру православную в наш край, основав здесь в 17 веке монастырь.

Этот памятник архитектуры федерального значения, жемчужина нашего края год от года становится всё краше благодаря трудам и пожертвованиям прихода во главе с настоятелями. К сожалению, сегодня нет надежды на помощь государства, рассчитывать приходится только на свои силы. И к юбилею возведения храма архмандрит Владимир призвал население города и района к оказанию помощи в завершении ремонтных работ.

«Всеми силами горожан шли ремонтные работы в 2013-2016 годах под руководством отца Леонида, и очень много что сделано, – говорит отец Владимир. – Это и ремонт внутри храма, замена полов, ремонт кровли, облицовка наружных стен штукатуркой и многое другое. Всё это делалось силами всех вас. Сейчас необходимо завершить внешние отделочные работы алтарной части главного придела церкви, а также произвести внутренние: заменить окна, сделать косметический внутренний ремонт перед установкой нового иконостаса (иконостас, стоимость которого 1,5 млн рублей, пожертвованный нам спонсором, уже ждёт установки). На сегодняшний день имеются целевые поступления на ремонт от благотворителей (57 тысяч рублей), заменены два окна (с двойными рамами), есть деньги на ещё одно окно (пожертвовал человек именно на окно). Но нужно, сами понимаете, ещё немало…».

С целью прозрачности поступлений и расходов средств от благотворителей в приходе создан попечительский совет, в задачи которого входит сбор средств, строгая отчётность перед населением о их поступлении и расходовании, подбор подрядчиков для выполнения работ, контроль за ходом работ.

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

То есть деньги, которые будут поступать от населения на ремонт храма, не могут быть использованы по другому назначению. Попечительский совет выступает в этом гарантом. Перед ним отчитывается бухгалтер храма об использовании средств, поступающих на ремонтные работы. Впоследствии, когда будет строиться духовно-просветительский центр, попечительский совет также будет производить контроль над поступлением и расходованием средств, участвовать в выборе подрядчика и контролировать качество работ. Но, как заверил, о. Владимир, на строительство центра пожертвования с населения собираться не будут. Приход сам их изыщет, об этом шла речь на встрече настоятеля храма с губернатором области И.Васильевым. (Для пояснения: участок для строительства духовно-просветительского центра по адресу: г. Луза у. Ленина, 80, приходом уже приобретён).

Все поступающие средства будут фиксироваться в ведомости за подписью благотворителя, а крупные суммы подтверждаться квитанцией с печатью. Попечительскому совету поручена также выдача именных сертификатов для жертвователей крупных сумм. В храме будет совершаться вечное поминовение родных и близких о здравии или об упокоении (с суммы 10000 рублей – одно имя, по примеру Свято-Троицкого монастыря в Дивеево, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского). Книга вечного поминовения в храме уже есть. И туда занесены первые имена жертвователей. Разумеется, каждый, кто даст хотя бы какую-то сумму, может также сопроводить её запиской о родных и близких. Церковь будет о них молиться.

Попечительский совет будет отчитываться о проделанной работе перед приходским собранием, а также через газету перед всеми жителями района.

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

В состав попечительского совета, избранного собранием приходского совета храма, вошли И.В. Махина (председатель), А. Чекменёва, А.В. Пономарёв, А.В. Климова, Т. Суркова и Л.Ю. Назимова.

Те, кто не знаком близко с жизнью прихода, может задать вопрос: разве то, что выручается в свечной лавке (жертвование на свечи, требы), не обеспечивает все нужды храма? Обеспечивает, но только его текущую жизнедеятельность.

Из средств прихода выплачивается заработная плата штату, налоги, плата за электроэнергию, тепло зарплата кочегара и колка дров), коммунальные услуги, ведение документации, приобретение церковной утвари, облачения священнослужителей, литературы для богослужений, муки для просфор, вина для совершения литургии, да и эти же свечи и всё, что предлагает церковная лавка, тоже поступает в храм не бесплатно. К тому же приобретён участок под строительство духовно-просветительского центра, к Рождеству Христову украшен, расцвечен храм и, наконец, средства идут на ведение хозяйственных и мелких ремонтных работ. Это всё текущие расходы и, как видите, немалые. Вот поэтому конкретно на ремонт храма нужно собрать нам с вами, уважаемые земляки.

Нам достался в наследие построенный предками памятник архитектуры, островок православия на нашей земле – святой храм. Его тоже когда-то строили всем миром. С крепкой верой и большой любовью. Пришла пора и нам внести свой «кирпичик» в это наследие, передав его потомкам. С любовью к Господу и заботой о будущем нашей родины, наших (у кого-то, может быть, ещё не рождённых) детей и внуков. То, что пожертвуем на дом Божий, Господь воздаст многократно. И необязательно в денежном эквиваленте, а в чём-то более важном: в наших успехах, победах, семейном благополучии, здоровье, счастье наших близких, в нашем спасении. Божией помощи нам всем!

Желающие внести свою лепту в святое дело благоукрашения храма могут обратится к председателю попечительского совета Введенского храма д. Озерская Махиной Ирине Васильевне +79588357345.

Людмила НАЗИМОВА, прихожанка Введенского храма д. Озерская (г. Лузы)

введенский храм город луза. Смотреть фото введенский храм город луза. Смотреть картинку введенский храм город луза. Картинка про введенский храм город луза. Фото введенский храм город луза

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Введенский храм город луза

Выписка из
решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу № 01-01-2015

Документ принят на заседании
Общецерковного суда Русской Православной Церкви 16 июня 2015 года.

Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя —
митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, и.о. заместителя
председателя — митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия, судей —
митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Новогрудского и
Лидского Гурия и секретаря митрополита Брянского и Севского Александра,

заседая в Москве, в исторической резиденции Московских митрополитов, 16
июня 2015 года,

в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о Церковном суде Русской
Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Кирилла

рассмотрев апелляционную жалобу запрещенного клирика Ташкентской епархии
иерея Марка Альбертовича Мазитова на решение Епархиальной
дисциплинарно-канонической коллегии Ташкентской епархии о его запрещении в
священннослужении сроком на 3 года,

1. Признать, что иерей Марк Мазитов самовольно оставил место служения, в
связи с чем подтвердить правомерность наложенного на него прещения.

2. Обусловить снятие прещения с иерея Марка Мазитова его возвращением к
служению в Ташкентскую епархию на место служения по определению епархиального
архиерея.

3. Предупредить иерея Марка Мазитова, что в случае не возвращения на
служение в Ташкентскую епархию епархиальный архиерей вправе инициировать дело о
лишении его священного сана.

4. Отметить, что, хотя суждение Епархиальной дисциплинарно-канонической
коллегии (епархиального церковного суда) Ташкентской епархии о финансовых
нарушениях со стороны иерея Марка Мазитова правомерно, злонамеренность этих
нарушений не доказана. В связи с этим отменить решение Епархиальной дисциплинарно-канонической
коллегии, предписывающее иерею Марку Мазитову возмещение финансового ущерба.

5. Призвать иерея Марка Мазитова к личному примирению с епархиальным
архиереем и братией – клиром Ташкентской епархии.

6. Указать епархиальному архиерею:

·
оказывать пастырскую заботу и любовь иерею Марку Мазитову;

·
предписать епархиальному духовнику регулярно, не менее чем раз в месяц,
общаться с иереем Марком Мазитовым, с любовью наставляя его к совершенствованию
во внутреннем делании и пастырском служении;

·
​дать духовенству епархии указание о братском общении в духе прощения и
любви с иереем Марком Мазитовым.

Источник

Преподобный Леонид Устьнедумский, иеромонах

Дни памяти

3 июля (переходящая) – Соборы Вологодских и Новгородских святых

1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

Житие

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Лео­ни­да Усть­не­дум­ско­го

Лео­нид ро­дил­ся в 1551 го­ду в Нов­го­род­ской об­ла­сти, По­шехон­ско­го уез­да в Ще­кин­ской ве­си, от от­ца се­ля­ни­на, име­нем Филип­па, и ма­те­ри Ека­те­ри­ны. Имея от ро­ду око­ло 50 лет, ви­дел он чуд­ный сон, по­веле­вав­ший ему ид­ти в быв­шую на Двине Мор­жев­скую Ни­ко­ла­ев­скую пу­стынь и взять от­ту­да ико­ну пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, пе­ре­не­сти ее в Усоль­ский (ныне Соль­вы­че­год­ский) уезд на ре­ку Лу­зу к Ту­рине го­ре и там, устро­ив храм во имя ико­ны Оди­гит­рии, оста­вать­ся. По­чи­тая это от­кро­ве­ние слу­чай­ным сно­ви­де­ни­ем, Лео­нид не ре­шал­ся на ис­пол­не­ние и вме­сто то­го по­шел в быв­ший Нов­го­род­ский Ко­зе­о­зер­ский (Ко­же­озер­ский) мо­на­стырь, по­стриг­ся (1603 г.) и жил там це­лый год. От­ту­да от­пра­вил­ся в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, так­же про­жил три го­да, труж­да­я­ся в пе­карне; на­ко­нец бу­дучи убеж­ден по­вто­ря­ю­щим­ся ему сно­ви­де­ни­ем, по­шел в Ни­ко­ла­ев­скую Мор­жев­скую пу­стынь и, про­быв там це­лый год в мо­на­стыр­ских тру­дах, от­крыл на­сто­я­те­лю ви­де­ние свое. По­лу­чив ико­ну Оди­гит­рии, Лео­нид по­шел на на­зна­чен­ное ме­сто к ре­ке Лу­зе и по­се­лил­ся близ Ту­ри­ной го­ры, при ре­ке Яку­ши­це, в хи­жине, из хво­ро­ста спле­тен­ной. Но та­мош­ние жи­те­ли из­гна­ли его, и он ото­шел по ре­ке Лу­зе от­ту­да на два по­при­ща; с по­мо­щью од­но­го се­ля­ни­на сру­бил се­бе кел­лию и близ нее устро­ил ча­сов­ню; по­сле то­го схо­дил в Ро­стов для ис­про­ше­ния от мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го Вар­ла­а­ма ан­ти­мин­са и бла­го­сло­ве­ния на устро­е­ние церк­ви. По­лу­чив ан­ти­минс, он воз­вра­тил­ся на ме­сто, по­свя­щен­ный в иеро­мо­на­ха; со­здал (1608 г.) де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Вве­де­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, и по­ста­вил в хра­ме вы­ше­по­мя­ну­тую ико­ну Оди­гит­рии. Бо­ло­та, окру­жав­шие устро­ен­ную им оби­тель, де­ла­ли ее неудоб­ною для об­ще­жи­тия; для осу­ше­ния оных Лео­нид про­ко­пал от ре­ки Лу­зы ка­нал в Чер­ное озе­ро и про­звал его Неду­мою ре­кою по сле­ду­ю­ще­му слу­чаю. При ры­тии ка­на­ла Лео­нид ужа­лен был зме­ею. В ми­ну­ту уязв­ле­ния ро­ди­лась мысль о ги­бель­ных по­след­стви­ях яда и при­ве­ла бы­ло Лео­ни­да в страх. Вдруг воз­ло­жа упо­ва­ние на Бо­га, ре­шил­ся он об опас­но­сти не ду­мать и остал­ся здо­ров. То­гда пре­по­доб­ный при­сту­пил к но­вой ра­бо­те. Он про­ко­пал еще два ка­на­ла: от Чер­но­го озе­ра до Свя­то­го, а от Свя­то­го озе­ра до Чер­ной реч­ки; та­ким об­ра­зом эту реч­ку, вы­те­ка­ю­щую из непро­хо­ди­мых лес­ных бо­лот, про­вел в ре­ку Лу­зу. Но несмот­ря, од­на­ко, и на этот со­вер­шен­ный труд, нель­зя бы­ло осу­шить ме­сто, ибо ве­сен­няя во­да во вре­мя раз­ли­ва ре­ки Лу­зы по­топ­ля­ла мо­на­стырь. Это за­ста­ви­ло пе­ре­ве­сти оби­тель на один мыс над Чер­ным озе­ром при реч­ке Неду­ме. На но­вом ме­сте по­ста­вил Лео­нид с бла­го­сло­ве­ния Ро­стов­ско­го мит­ро­по­ли­та цер­ковь Вве­де­ния с при­де­лом ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, на­ре­чен­ной Пят­ни­цы. Цер­ковь Вве­ден­ская освя­ще­на ар­хи­манд­ри­том Устюж­ско­го Ар­хан­гель­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­ни­ем 1652 г. мая 25. По устро­е­нии Усть­не­дум­ской оби­те­ли пре­по­доб­ный Лео­нид скон­чал­ся в 1654 г. 17 июля, на 105 го­ду от рож­де­ния. Вла­ся­ни­ца его до­ныне со­хра­ня­ет­ся в быв­шей мо­на­стыр­ской, а ныне при­ход­ской Бо­го­ро­диц­кой церк­ви. В мо­на­сты­ре, с са­мо­го его ос­но­ва­ния пре­по­доб­ным Лео­ни­дом, бы­вал съезд бо­го­моль­цев в де­вя­тую пят­ни­цу по Па­схе.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Лео­ни­да Усть­не­дум­ско­го

Пре­по­доб­ный Лео­нид Усть­не­дум­ский ро­дил­ся в 1551 го­ду в По­ше­хон­ско-Яро­слав­ской зем­ле в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Филип­па и Ека­те­ри­ны. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в стра­хе Бо­жи­ем и на­учи­ли его чте­нию. До 50-лет­не­го воз­рас­та он за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем, тру­ды ко­то­ро­го не про­шли бес­след­но для осталь­ной его жиз­ни: они вы­ра­бо­та­ли из него че­ло­ве­ка с вер­ным взгля­дом на пред­ме­ты, рас­ши­ри­ли его кру­го­зор и укре­пи­ли во­лю. Бли­зость к при­ро­де и за­ня­тие зем­ле­де­ли­ем, ста­вив­шее че­ло­ве­ка в пол­ную от нее за­ви­си­мость и по­буж­дав­шее зем­ле­дель­ца на­де­ять­ся чест­но­го пло­да (Иак.5,7) сво­их тру­дов толь­ко от щед­рот От­ца Небес­но­го, на­учи­ли его тер­пе­нию и со­хра­ни­ли в нем дет­скую про­сто­ту серд­ца, сде­лав­шую его до­стой­ным ду­хов­ных от­кро­ве­ний.

Неиз­вест­но, ду­мал ли пре­по­доб­ный Лео­нид оста­вить свои зем­ле­дель­че­ские за­ня­тия и по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни. Но од­на­жды в 1603 го­ду пре­по­доб­ный удо­сто­ил­ся во сне яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Она по­ве­ле­ла ему ид­ти на ре­ку Дви­ну, в Мор­жев­скую Ни­ко­ла­ев­скую пу­стынь, не­по­да­ле­ку от Хол­мо­гор в Ар­хан­гель­ской зем­ле, взять там Ее ико­ну Оди­гит­рия и пе­ре­не­сти на ре­ку Лу­зу к Ту­рин­ской го­ре (в пре­де­лы совре­мен­ной Ки­ров­ской об­ла­сти) и, по­стро­ив в честь ее храм, оста­вать­ся при нем до кон­чи­ны. Пре­по­доб­ный Лео­нид, счи­тая се­бя недо­стой­ным осо­бо­го Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния, по­ло­жил от­не­стись к яв­ле­нию как к обыч­но­му сну и ни­ку­да не по­шел. Так он сде­лал по сво­е­му ве­ли­ко­му ду­хов­но­му опа­се­нию, осмот­ри­тель­но­сти и вы­со­ко­му сми­ре­нию.

Од­на­ко вско­ре, оста­вив свои за­ня­тия и несмот­ря на пре­клон­ные ле­та, он от­пра­вил­ся в Ко­же­е­зер­ский мо­на­стырь в Ар­хан­гель­ской зем­ле и при­нял там мо­на­ше­ский по­стриг. По­сле ос­но­ва­ния мо­на­сты­ря в 1565 го­ду пре­по­доб­ным Се­ра­пи­о­ном († 27 июня 1611 г.) тре­тьим игу­ме­ном в 1643–1646 гг. был там Ни­кон, впо­след­ствии Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си. Для то­го, чтобы с пер­во­го же ра­за оста­вить мир­ские при­выч­ки, ис­пы­тать все скор­би и ли­ше­ния и ви­деть на де­ле всю труд­ность и тес­но­ту ино­че­ско­го пу­ти, не на­доб­но бы­ло ис­кать дру­го­го ме­ста, кро­ме этой, вновь воз­ни­кав­шей то­гда оби­те­ли, на­хо­див­шей­ся в стране бед­ной и су­ро­вой, окру­жен­ной во­да­ми пу­стын­но­го озе­ра и уда­лен­ной от жи­лищ че­ло­ве­че­ских. Пре­по­доб­ный Лео­нид про­жил здесь око­ло го­да, ис­пол­няя по­слу­ша­ние ке­ла­ря, под­ви­за­ясь вме­сте с бра­ти­ей оби­те­ли в усло­ви­ях су­ро­во­го кли­ма­та и по­сто­ян­но ис­пы­ты­вая недо­ста­ток в пи­ще. Его ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем был пре­по­доб­ный ста­рец Се­ра­пи­он. Ни­ко­гда, ко­неч­но, пре­по­доб­ный Лео­нид не рас­стал­ся бы с ним и не вы­шел из пу­стын­ной оби­те­ли, ес­ли бы ему не по­вто­ри­лось преж­нее сно­ви­де­ние, по­веле­вав­шее ид­ти в Мор­жев­скую пу­сты­ню и пе­ре­не­сти на Лу­зу ико­ну Оди­гит­рии. То­гда он в недо­уме­нии и стра­хе ни­ко­му не по­ве­дал о ви­де­нии, вы­шел из Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли и, идя по ре­ке Оне­ге, до­шел до мо­ря и от­пра­вил­ся в Со­лов­ки для по­клоне­ния мо­щам пре­по­доб­но­го Зо­си­мы (па­мять 17/30 ап­ре­ля) и Сав­ва­тия (па­мять 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря, сов­мест­ная па­мять 8/21 ав­гу­ста). Бла­го­склон­но при­ня­тый игу­ме­ном, он про­жил здесь три го­да как но­во­на­чаль­ный, тру­дясь в пе­карне. По­сто­ян­но за­ня­тый ис­пол­нени­ем сво­е­го по­слу­ша­ния, са­мо­го тя­же­ло­го в мно­го­люд­ных оби­те­лях, пре­по­доб­ный Лео­нид на­чал бы­ло уже успо­ка­и­вать­ся и за­бы­вать о сво­ем дву­крат­ном сно­ви­де­нии, как вдруг уви­дел его в тре­тий раз так жи­во и яс­но, как буд­то бы не во сне, а на­яву. Пре­свя­тая Де­ва яви­лась ему в том же са­мом ви­де и ве­ле­ла немед­лен­но ид­ти в Мор­жев­скую пу­стынь и пе­ре­не­сти ико­ну Ее на Лу­зу. То­гда ста­рец по­нял, что это бы­ло необык­но­вен­ное сно­ви­де­ние, и устра­шил­ся то­го, что так дол­го не ве­рил ему и не ис­пол­нял по­ве­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри. С горь­ки­ми сле­за­ми он рас­ска­зал игу­ме­ну Ан­то­нию о сво­ем трое­крат­ном сно­ви­де­нии и про­сил бла­го­сло­ве­ния оста­вить Со­ло­вец­кую оби­тель. Игу­мен по­со­ве­то­вал ему не про­ти­вить­ся бо­лее во­ле Бо­жи­ей, чтобы не на­влечь на се­бя гне­ва небес­но­го, с мо­лит­вой от­пу­стил его из сво­ей оби­те­ли, и Лео­нид немед­лен­но от­пра­вил­ся в Мор­жев­скую пу­стынь.

При­шед­ши ту­да, он не ре­шил­ся, од­на­ко, ска­зать на­сто­я­те­лю Кор­ни­лию (Ко­чер­гин; 1599–1623) при­чи­ну сво­е­го при­бы­тия и це­лый год про­вел в оби­те­ли на тя­же­лых по­слу­ша­ни­ях, по­сто­ян­но ду­мая о быв­ших ему сно­ви­де­ни­ях, ужа­са­ясь и тре­пе­ща о том, что он все еще не ис­пол­нил по­ве­лен­но­го. Но Бла­гая Ма­ти Бла­га­го Бо­га не про­гне­ва­лась на то, что бы­ло до­пу­ще­но по неве­де­нию и недо­уме­нию, Она бла­го­у­троб­но сни­зо­шла и при­з­ре­ла на моль­бы и сле­зы стар­ца, в ко­то­ром про­ви­де­ла бу­ду­ще­го Сво­е­го усерд­но­го слу­жи­те­ля, и яви­лась ему в чет­вер­тый раз, по­веле­вая пе­ре­не­сти Свою ико­ну на на­зна­чен­ное Ею ме­сто. С ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом ста­рец дерз­нул спро­сить: «По­ка­жи мне, Гос­по­же, ме­сто, где сто­ит об­раз Пре­чи­сто­го ли­ца Тво­е­го, и, объ­ем­ши его греш­ны­ми ру­ка­ми мо­и­ми, я пой­ду на ме­сто, ко­то­рое Ты на­зна­чишь». Пре­свя­тая Де­ва так яв­ствен­но по­ка­за­ла ему об­раз и ме­сто, где он сто­ял в церк­ви, что как буд­то это бы­ло не во сне, а ви­дел он его те­лес­ны­ми оча­ми. Про­бу­див­шись, ста­рец при­шел в тре­пет и в стра­хе вос­клик­нул: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, по­мо­ги мне, греш­но­му!» То­гда пре­по­доб­ный рас­ска­зал на­сто­я­те­лю и бра­тии о яв­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ука­зал свя­тую ико­ну, ко­то­рую ему бы­ло по­ве­ле­но пе­ре­нести к Ту­рин­ской го­ре. Бла­го­че­сти­вый на­сто­я­тель и бра­тия, «в ве­ли­цем ужа­се быв­ше о слы­шан­ных, по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ша мо­ле­бен и взем­ше стро­и­тель об­раз Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы чест­на­го Ея Оди­гит­рии, с Пре­веч­ным Мла­ден­цем, да­де стар­цу Лео­ни­ду, и па­де пред ико­ною, це­ло­вав ю мо­ля­ся со сле­за­ми; та­кож­де и вся бра­тия и на­ро­ди при­лу­чав­ши­ся ту, и про­во­ди­ша об­раз Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы со зво­ном» (Ру­ко­пис­ная кни­га Усть­не­дум­ской церк­ви).

По­лу­чив свя­тую ико­ну и на­пут­ству­е­мый мо­лит­ва­ми и бла­го­же­ла­ни­я­ми всей бра­тии, прп. Лео­нид с ра­до­стью от­пра­вил­ся в на­зна­чен­ное ему ме­сто, хо­та ни­ко­гда и не бы­вал в тех кра­ях. На ре­ке Лу­зе, в двух вер­стах от Ту­рин­ской го­ры, при устье реч­ки Яку­ти­цы (Яку­ши­цы), впа­да­ю­щей в Лу­зу, в 80-ти вер­стах от Ве­ли­ко­го Устю­га пре­по­доб­ный Лео­нид по­стро­ил неболь­шое жи­ли­ще и жил в нем неко­то­рое вре­мя, про­во­дя дни и но­чи в по­сте и мо­лит­ве. Здесь над­ле­жа­ло свя­то­му устро­ить ино­че­скую оби­тель, как ему бы­ло ска­за­но в ви­де­нии. Од­на­ко мест­ные жи­те­ли не поз­во­ли­ли ему при­сту­пить к по­строй­ке. Со свя­той ико­ной в ру­ках по­шел пре­по­доб­ный Лео­нид ле­сом по бе­ре­гу ре­ки Лу­зы, из глу­би­ны ду­ши взы­вая к Бо­гу о сво­ей скор­би. Отой­дя вер­сты две, встре­тил­ся свя­той Лео­нид с кре­стья­ни­ном Ни­ки­той На­за­ро­вым, од­ним из са­мых за­жи­точ­ных в ок­рест­но­сти. Уди­вил­ся бла­го­че­сти­вый зем­ле­де­лец, встре­тив­ши стар­ца-ино­ка в та­ком ме­сте, где не бы­ло ни­ко­гда пу­ти, и, уви­дев его сле­зы, стал спра­ши­вать, кто он, от­ку­да, ку­да идет и о чем пла­чет. Пре­по­доб­ный Лео­нид рас­ска­зал ему о быв­ших ви­де­ни­ях, по­ка­зал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и про­сил ука­зать ме­сто, где мож­но бы­ло бы по­стро­ить храм для свя­той ико­ны. Ви­дя сле­зы стар­ца, Ни­ки­та пред­ло­жил ему стро­ить храм на ме­сте их встре­чи. Ни­ки­та по­мог стар­цу по­стро­ить кел­лию и за­тем на­чал по­се­щать его для ду­хов­ной бе­се­ды и сов­мест­ной мо­лит­вы. Окрест­ные жи­те­ли, узнав о стар­це Лео­ни­де, ста­ли при­хо­дить к пу­стын­ни­ку и мо­лить­ся пред свя­той ико­ной. Вско­ре бла­го­че­сти­вые кре­стьяне по­стро­и­ли ча­сов­ню.

В 1608 го­ду пре­по­доб­ный Лео­нид, ви­дя в на­ро­де воз­рас­та­ю­щее бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­той ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по прось­бе же­лав­ших про­хо­дить под его ру­ко­вод­ством ино­че­ские по­дви­ги от­пра­вил­ся в Ро­стов к мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту (впо­след­ствии пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си; 1619–1633), чтобы по­лу­чить его бла­го­сло­ве­ние на по­стро­е­ние хра­ма и устро­е­ние оби­те­ли. Мит­ро­по­лит Ро­стов­ский бла­го­сло­вил вы­дать стар­цу ан­ти­минс и все необ­хо­ди­мые для бо­го­слу­же­ния свя­щен­ные при­над­леж­но­сти, а са­мо­го пре­по­доб­но­го ру­ко­по­ло­жил во иеро­мо­на­ха, опре­де­лив ему быть на­чаль­ни­ком но­во­устра­и­ва­ю­щей­ся ино­чес­кой оби­те­ли.

Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При освя­ще­нии хра­ма 17 фев­ра­ля 1608 го­да в него бы­ла пе­ре­не­се­на свя­тая ико­на Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии. И с то­го вре­ме­ни, как от неис­чер­па­е­мо­го ис­точ­ни­ка, по­тек­ли от нее ис­це­ле­ния и чу­де­са, что еще бо­лее про­сла­ви­ло устро­я­ю­щу­ю­ся оби­тель и на­пол­ни­ло ее бра­ти­ей. Прп. Лео­нид с оте­че­ской лю­бо­вью при­ни­мал при­хо­див­ших к нему, слу­жил для них жи­вым об­ра­зом стро­го­го ис­пол­не­ния ино­че­ских обя­зан­но­стей и по­ка­зал при­мер изу­ми­тель­но­го тру­до­лю­бия.

Ме­сто, на ко­то­ром на­хо­ди­лась оби­тель, бы­ло сы­рое, бо­ло­ти­стое. И чтобы осу­шить его, по­чти 60-лет­ний ста­рец ре­шил­ся пред­при­нять ве­ли­кий труд, ко­то­рый ед­ва был по си­лам и несколь­ким мо­ло­дым и силь­ным ра­бот­ни­кам. «И на­ча ко­пать бо­ло­то лес­ное, непро­хо­ди­мое до Чер­на­го озе­ра, – по­вест­ву­ет ру­ко­пис­ная кни­га, – мно­го тру­ди­вся и скор­би при­ят от сол­неч­на­го зноя и от па­у­тов и ко­ма­ров, а пра­ви­ла сво­е­го ни­ко­гда не остав­ля­ше. Нена­ви­дяй же добра диа­вол, хо­тя его устра­ши­ти и от­г­на­ти от тру­дов, на­ве­де на него си­це­ву па­кость: ко­па­ю­щу ему, вне­за­пу при­и­де змий и уяз­ви его в ле­вую но­гу. Ста­рец из­ско­чив вско­ре из про­то­ки тоя, по­мыш­ля­ше на бе­жа­ние, но бо­ля­ше но­гою и на­ча слез­но мо­лит­ся Гос­по­ду Бо­гу и Пре­чи­стей Бо­го­ро­ди­це и по­чив ма­ло и уснув услы­ша глас: “Не скор­би, стар­че, и не ду­май бе­жа­ти, но па­ки воз­вра­ти­ся на де­ло, упо­вая на ми­лость Бо­жию. По­мо­га­ет те­бе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и от змия не бу­дет те­бе вре­да”. Ста­рец же па­ки на­ча труж­да­ти­ся и проз­ва той ис­ток Неду­ма ре­ка. В бо­ло­те же том преж­де зми­и­на­го ро­да ни­ко­гда не бы­ва­ло и до­ныне несть. И ко­па то­го непро­хо­ди­ма­го лес­на­го бо­ло­та от Лу­зы ре­ки до Чер­на­го езе­ра 900 са­жен, а от Чер­на­го езе­ра ко­па бо­ло­та 40 са­жен до Свя­та­го езе­ра, от Свя­та­го езе­ра до Чер­ныя реч­ки ко­па 800 са­жен, а та Чер­ная реч­ка те­чет из лес­ных даль­них бо­лот. И об­ра­ти­ся та Чер­ная реч­ка тою ко­па­ною бо­роз­дою в Свя­тое езе­ро и в Чер­ное и в Лу­зу ре­ку и по­ста­ви ста­рец Лео­нид мель­ни­цу ко­лес­ную на той реч­ке». Об­щая дли­на ка­на­ла со­ста­ви­ла око­ло двух ки­ло­мет­ров (ка­нал су­ще­ству­ет и ныне, ис­пол­няя свое на­зна­че­ние). И по­сколь­ку вы­ры­тый ка­нал был на­зван пре­по­доб­ным Неду­мой-ре­кой, по­это­му и оби­тель ста­ла име­но­вать­ся Усть­не­дум­ской.

Тот край, где по­се­лил­ся бла­жен­ный Лео­нид, был край пу­стын­ный и глу­хой. Он и по­сле дол­го на­зы­вал­ся «Луз­скою Перм­цею», то есть ча­сти­цей стра­ны ди­ких пер­мя­ков. От­сю­да по­нят­но, ка­кое важ­ное зна­че­ние долж­на бы­ла иметь пу­стынь для это­го ди­ко­го края в цер­ков­ном и граж­дан­ском от­но­ше­нии. Не го­во­ря уже о том бла­го­твор­ном вли­я­нии, ко­то­рое ста­рец ока­зы­вал на окрест­ных жи­те­лей как учи­тель ве­ры и бла­го­че­стия, сво­и­ми бе­се­да­ми и на­став­ле­ни­я­ми, а осо­бен­но сво­ей свя­той и по­движ­ни­че­ской жиз­нью, его неуто­ми­мое тру­до­лю­бие, стро­гий по­ря­док в за­ве­ден­ном об­ще­жи­тии и хо­зяй­ствен­ная во всем пред­при­им­чи­вость и на­ход­чи­вость мог­ли быть весь­ма по­лез­ны и слу­жить при­ме­ром для под­ра­жа­ния по­лу­ди­ким жи­те­лям Перм­цы. По­это­му пре­по­доб­ный Лео­нид спра­вед­ли­во по­чи­та­ет­ся про­све­ти­те­лем этой глу­хой сто­ро­ны.

Сколь­ко борь­бы с него­сте­при­им­ной при­ро­дой вы­нес пре­по­доб­ный Лео­нид, сколь­ко при­нял тру­дов при устро­е­нии оби­те­ли! Но все эти по­дви­ги ка­за­лись ему ма­лы­ми и недо­ста­точ­ны­ми, по­это­му, же­лая до­стиг­нуть выс­ше­го со­вер­шен­ства, он имел обы­чай ча­сто ухо­дить из сво­е­го мо­на­сты­ря в пу­стое и непро­хо­ди­мое лес­ное ме­сто над Чер­ным озе­ром. Там на этом мысу он по­ста­вил крест и про­во­дил здесь дни и но­чи в мо­лит­ве, «тер­пя ве­ли­кое до­са­жде­ние от лес­на­го гну­са, от па­у­ков и ко­ма­ров». Мно­гие, про­хо­дя ми­мо и ви­дя его си­дя­щим у кре­ста в ле­су и по­кры­то­го лес­ным гну­сом, удив­ля­лись его доб­ро­воль­но­му стра­да­нию, дру­гие сме­я­лись над ним и на­зы­ва­ли су­ет­ным его тер­пе­ние. Ста­рец го­во­рил им на то: «Здесь у кре­ста бу­дет мо­на­стырь, бу­дут церк­ви и звон, бу­дет мно­го лю­дей и паш­ни, и мне уме­реть на сем ме­сте». Ко­гда бра­тия, жа­лея его, при­хо­ди­ли звать его в мо­на­стырь, он ино­гда воз­вра­щал­ся с ни­ми, ино­гда же, несмот­ря на все их прось­бы и моль­бы, оста­вал­ся тут, чтобы про­дол­жать свои по­дви­ги. Пред­ска­за­ние свя­то­го ис­пол­ни­лось еще при его жиз­ни.

Ка­нал, про­ве­ден­ный неимо­вер­ны­ми тру­да­ми пре­по­доб­но­го Лео­ни­да (и наз­ван­ный им ре­кою Неду­мою), зна­чи­тель­но осу­шил бо­ло­та, но Лу­за вес­ной во вре­мя раз­ли­ва ча­сто вы­хо­ди­ла из бе­ре­гов и за­топ­ля­ла мо­на­стырь, сто­яв­ший на низ­ком ме­сте. В иные го­ды во­да сто­я­ла по несколь­ко дней не толь­ко в кел­ли­ях, но да­же и в церк­ви, вли­ва­лась в ам­ба­ры, кла­до­вые и пор­ти­ла мо­на­стыр­ские при­па­сы. Из­ба­вить­ся от это­го по­чти еже­год­но­го бед­ствия не бы­ло дру­го­го сред­ства, как пе­ре­не­сти мо­на­стырь на бо­лее воз­вы­шен­ное ме­сто. Силь­но скор­бел об этом пре­по­доб­ный Лео­нид и не хо­тел уме­реть, по­ка не пе­ре­не­сет мо­на­сты­ря на из­люб­лен­ное им ме­сто, на вы­со­кий мыс Чер­но­го озе­ра, и не упо­ко­ит там бра­тию. По­это­му, при­гла­сив в мо­на­стырь Гри­го­рия, сы­на Ни­ки­ты На­за­ро­ва, и дру­гих вли­я­тель­ных лю­дей из окрест­ных жи­те­лей, он объ­явил им о сво­ем же­ла­нии пе­ре­не­сти мо­на­стырь на мыс Чер­но­го озе­ра и про­сил их по­мо­щи в этом де­ле. Ко­гда стро­и­тель, бра­тия и все при­гла­шен­ные в мо­на­стырь кре­стьяне еди­но­глас­но одоб­ри­ли его на­ме­ре­ние и изъ­яви­ли го­тов­ность по­мочь ему, то ста­рец про­сил их при­гла­сить на­род. И в на­зна­чен­ный день, со­вер­шив в церк­ви мо­леб­ное пе­ние, под­нял чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и в со­про­вож­де­нии всей бра­тии и мно­же­ства на­ро­да пе­ре­нес ее на мыс и, по­ста­вив у кре­ста, на­чал ру­бить лес для по­строй­ки церк­ви. При­ме­ру стар­ца по­сле­до­ва­ли бра­тия и все при­шед­шие по при­гла­ше­нию кре­стьяне и вско­ре на­ру­би­ли ле­су на цер­ковь и на дру­гие мо­на­стыр­ские по­строй­ки.

А ко­гда цер­ковь бы­ла по­стро­е­на, то по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го Вар­ла­а­ма 23 мая 1652 го­да бы­ла освя­ще­на так­же в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с при­де­лом во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы (ка­мен­ный храм со­ору­жен на этом ме­сте в 1763 го­ду) ар­хи­манд­ри­том Устюж­ско­го Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­ни­ем. С крест­ным хо­дом, с го­ря­щи­ми све­ча­ми и с пе­ни­ем хва­леб­ных пес­ней, при мно­го­чис­лен­ном со­бра­нии на­ро­да пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри из преж­не­го мо­на­сты­ря в но­во­устро­ен­ный храм. Это был ра­дост­ней­ший день в жиз­ни тру­же­ни­ка пре­по­доб­но­го Лео­ни­да и уже по­след­нее де­я­ние его на поль­зу устро­я­е­мой им оби­те­ли. По пе­ре­несе­нии мо­на­сты­ря на но­вое ме­сто бла­жен­ный ста­рец боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в уеди­нен­ной мо­лит­ве и без­мол­вии, вы­хо­дил из кел­лии толь­ко в цер­ковь и со­вер­шен­но устра­нил се­бя от управ­ле­ния оби­те­лью. Как све­тиль­ник, ти­хо до­го­рал он и, ис­пол­нен­ный дней, на со­том го­ду жиз­ни по­чил от сво­их тру­дов, пе­ре­се­лив­шись в оби­те­ли веч­ные к бла­жен­но­му ли­це­зре­нию Той, свя­то­му и чу­до­твор­но­му об­ра­зу Ко­то­рой он пред­сто­ял столь дол­гое вре­мя. Бла­жен­ная кон­чи­на иеро­мо­на­ха Лео­ни­да по­сле­до­ва­ла 17 июля 1654 го­да. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Усть­не­дум­ском Вве­ден­ском хра­ме, где дол­го хра­ни­лась его жест­кая и тя­же­лая вла­ся­ни­ца – сви­де­тель по­движ­ни­че­ских тру­дов свя­то­го.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *