введенский храм город луза
Озерская. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Устьнедумская.
Устьнедумская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Современное местоположение: д. Озерская, Лузский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.
Согласно ревизским сказкам, дьячок Усть-Недумской Богородской церкви Вечеславов Андрей Павлович 29 марта 1760 (?) г. за неосторожность, приведшую к возгоранию теплой деревянной церкви, был наказан плетями.
В 1916 г. построена приписная деревянная Ильинская Тимонинская церковь.
Ведомость о церкви Устюжского уезда Усть-Недумской Богородской за 1855-й год. Фрагменты.
1. Церковь построена 1763-го года тщанием Лальского купца Ксенофонта Емельянова сына Захарова, освящена теплая 1766-го года, а холодная 1771-го года. Первоначальное свое существование восприяла, как видно из хранящегося при церкви летописца в лето 7116 (1608) года построена была деревянная церковь пришедшим из Моржевского Монастыря Иеромонахом Леонидом в расстоянии от ныне существующей в одной с половиною версте близ реки Лузы, на месте лесном и никем тогда не заселенном, а он Иеромонах Леонид лесные места разпространил и болотистые места обсушил посредством копания в реку Лузу истоков и устроил Монастырь, а в 7160-м (1652) году им же Иеромонахом Леонидом по случаю от воды утеснения и подмытия выстроена на настоящем месте вторая деревянная церковь над черным озером над Усть копаной им речки Недумы, от чего и наименование получила Усть Недумской пустыни, где и существовал Монастырь под управлением строителей и игуменов до 1764 года, а с оного времени обращена в приходскую церковь.
2. Нынешняя церковь зданием каменная одноэтажная в одном корпусе с теплою таковою же колокольнею, построенною над папертью, зданием крепка. В нынешнем году случилось повреждение на холодной церкви при поднятии на оную креста. 19 июня упала глава и шейка на землю, после чего верхний осмерик покрыт железом и поставен деревянный крест впредь до настоящего исправления, кроме того ветхостей и повреждений внутри и вне церкви нет. Крыша вся железная устроена в 1847 году на кошельковую сумму.
3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Введения Божией Матери, а в теплой на правой руке во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия, а на левой во имя Святыя Великомученицы Параскевы.
4. Утварию церковною достаточна […]
5. Причта положено одному клиру без Диакона.
6. Земли при сей церкви в количестве десятин неизвестно, потому что обмежевана она в одном плане с четырьмя деревнями Старомонастырской, Зелениками, Озерской и Новым Починком. Но священноцерковнослужители владеют ныне усадебной пашенной и сенокосной землею по общей писцовой книге. На пашенную землю высевается у всех священноцерковнослужителей ржи 3, ячменя 2, овса 5 четвертей, пшеницы, гороху и семени льняного не сеется по падению ранних инеев от низкого и болотистого положения места. […] Рыбная ловля имеется в малом количестве и выгод от нея никаких не получается, а других выгод и угодий приносящих доходы священноцерковнослужителям не имеется. О сей земле никакого дела не производится, а владеют оною священноцерковнослужители сами.
7. Домы у всех священноцерковнослужителей казенные деревянные на церковной земле. На содержание клира Высочайше утверждено со 2-й половины 1854-го года постоянного оклада Священнику 90 руб., Дьячку 36 руб., Диакону на Пономарской вакансии 24 руб. Всего 150 руб. серебром, которые и получаются по половине года из Устюгского Уездного казначейства, банковских билетов или свидетельств, с коих бы можно было получить известное количество процентов в пользу священноцерковнослужителей равно и в пользу церкви не имеется. […]
8. Содержание священноцерковнослужителей посредственное.
9. Зданий церковных как то: лавок, кладовых, мельниц, ниже других каких либо не имеется, а есть сенного покосу три пожни […], но на сии пожни именных планов и межевых книг не имеется.
10. Разстоянием сия церковь от Вологодской Духовной Консистории в 550-ти, от Духовного Правления в 55-ти, а от Местнаго Благочиннаго в 25-ти верстах.
11. Ближайшие к сей церкви суть: 1-я Короваевская Архангельская в 2-х, 2-я Туринская Воскресенская в 6-ти и 3-я Слободская Преображенская в 7 верстах, с Туринской Воскресенской и Слободской Преображенской церквями ни в какое время препятствия не имеется, а с Короваевской Архангельской весной и осенью много препятствует река Луза.
12. Приписной к сей церкви не имеется.
13. Домовой церкви и часовни в сем приходе так же нет.
14. Опись церковного имущества имеется […]
15. Книги о суммах церковных […]
16. Копии с Метрических книг с 1780 года имеются и хранятся рачительно.17. Копии с исповедных ведомостей с 1780 года так же имеются.[…]
Источник: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 282. Клировые ведомости по Устюжскому Духовному Правлению за 1855 год. Лл. 495-500. Выписки предоставлены А. Булатовым.
Введенский храм д. Озёра
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
…Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
В. Высоцкий.
Не каждый из нас может сказать, что он ежедневно читает утреннее и вечернее молитвенное правило, что посещает каждое воскресенье храм Божий, что подаёт милостыню нуждающимся. Но каждый надеется на Божию милость, когда нам или нашим близким плохо, когда мы нуждаемся в помощи, в счастливом исходе задуманного нами и т.п. А сегодня в нашей помощи нуждается наш Устьнедумский храм, храм преподобного Леонида. «Раздетый», храм стоит на поругание дождям и ветрам. Давайте всем миром поможем ему, чтобы наконец окончить работы по «облачению» его в белые ризы. Эта наша, даже самая малая лепта, верится, будет замечена Господом…
Внести свою лепту можно по QR-коду, имена о здравии и о упокоении пишите в сообщения.
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Яранская епархия
В Яранске подвели итоги регионального этапа конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»
1 ноября завершился региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году в конкурсе участвовало 125 работ. Их выполнили учащиеся общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования, воспитанники воскресных учебно-воспитательных групп из 14 районов Яранской епархии.
Показать полностью.
Итоги регионального этапа Международного конкурса подвели 9 ноября в Яранске. Конкурсную комиссию возглавил секретарь епархиального управления, руководитель образовательно-миссионерского отдела Яранской епархии иеромонах Кирилл (Крюченков).
«Оценивать творческие работы детей всегда очень сложно. Все они кажутся достойными, в каждую вложена частичка души ребенка и труд педагога. Некоторые ребята участвуют в конкурсе не первый раз. Их работы становятся с каждым годом только лучше. Отрадно видеть, как дети творчески развиваются и растут. Желаю им не останавливаться на достигнутом, продолжая развивать данные Богом таланты», – отметил отец Кирилл.
Комиссия выбрала 10 работ, которые будут отправлены в Москву для участия в заключительном этапе конкурса.
Победители регионального этапа конкурса в «Основной номинации»
1. Белякова Варвара, 11 лет, «Солнечное лето», пгт. Арбаж Кировской области;
2. Темерешев Станислав, 12 лет, «Русский флот – начало славной истории», пгт. Тужа Кировской области;
3. Петрухина Мария, 10 лет, «Военный флот Петра I», пгт. Свеча Кировской области;
4. Петрухин Георгий, 12 лет «Перенесение мощей»; пгт. Свеча Кировской области.
1. Шахматова Яна, 17 лет, «Петр I», г. Луза Кировской области;
2. Шабалина Анна, 14 лет, «… Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне», г. Луза Кировской области;
3. Журавлева Анастасия, 15 лет, «Осенняя деревня – очей очарование», пгт. Арбаж Кировской области;
4. Макина Виктория, 15 лет, «Время перемен», пгт. Арбаж Кировской области;
5. Софронова Анастасия, 15 лет, «На волнах», пгт. Кикнур Кировской области;
6. Яндубаев Данила, 16 лет, «Взгляд в будущее», пгт. Кикнур Кировской области.
Победители регионального этапа конкурса получат грамоты и памятные призы от Яранской епархии, все участники будут отмечены благодарственными письмами.
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Северная правда
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница.
Показать полностью. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.
Святая Великомученице Параскево, моли Бога о нас!
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Введенский храм д. Озёра запись закреплена
Батюшка вышел на амвон, принеся с собой клетку. Он поставил её возле кафедры, не обращая внимание на изумленные взгляды прихожан. Конечно, многие мысленно спрашивали, зачем? Проповедник, в ответ на их молчаливые вопросы, начал говорить:
Показать полностью.
Когда это объяснение было закончено, проповедник начал рассказывать другую историю:
В храме стояла абсолютная тишина.
Взяв клетку, проповедник медленно покинул кафедру.
Вятка Лесная
Новости северо-запада Кировской области
Восстановление Введенского храма д. Озерская
255 лет стоит на Лузской земле каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, содержащая под спудом мощи святого преподобного Леонида Устьнедумского, который и принёс веру православную в наш край, основав здесь в 17 веке монастырь.
Этот памятник архитектуры федерального значения, жемчужина нашего края год от года становится всё краше благодаря трудам и пожертвованиям прихода во главе с настоятелями. К сожалению, сегодня нет надежды на помощь государства, рассчитывать приходится только на свои силы. И к юбилею возведения храма архмандрит Владимир призвал население города и района к оказанию помощи в завершении ремонтных работ.
«Всеми силами горожан шли ремонтные работы в 2013-2016 годах под руководством отца Леонида, и очень много что сделано, – говорит отец Владимир. – Это и ремонт внутри храма, замена полов, ремонт кровли, облицовка наружных стен штукатуркой и многое другое. Всё это делалось силами всех вас. Сейчас необходимо завершить внешние отделочные работы алтарной части главного придела церкви, а также произвести внутренние: заменить окна, сделать косметический внутренний ремонт перед установкой нового иконостаса (иконостас, стоимость которого 1,5 млн рублей, пожертвованный нам спонсором, уже ждёт установки). На сегодняшний день имеются целевые поступления на ремонт от благотворителей (57 тысяч рублей), заменены два окна (с двойными рамами), есть деньги на ещё одно окно (пожертвовал человек именно на окно). Но нужно, сами понимаете, ещё немало…».
С целью прозрачности поступлений и расходов средств от благотворителей в приходе создан попечительский совет, в задачи которого входит сбор средств, строгая отчётность перед населением о их поступлении и расходовании, подбор подрядчиков для выполнения работ, контроль за ходом работ.
То есть деньги, которые будут поступать от населения на ремонт храма, не могут быть использованы по другому назначению. Попечительский совет выступает в этом гарантом. Перед ним отчитывается бухгалтер храма об использовании средств, поступающих на ремонтные работы. Впоследствии, когда будет строиться духовно-просветительский центр, попечительский совет также будет производить контроль над поступлением и расходованием средств, участвовать в выборе подрядчика и контролировать качество работ. Но, как заверил, о. Владимир, на строительство центра пожертвования с населения собираться не будут. Приход сам их изыщет, об этом шла речь на встрече настоятеля храма с губернатором области И.Васильевым. (Для пояснения: участок для строительства духовно-просветительского центра по адресу: г. Луза у. Ленина, 80, приходом уже приобретён).
Все поступающие средства будут фиксироваться в ведомости за подписью благотворителя, а крупные суммы подтверждаться квитанцией с печатью. Попечительскому совету поручена также выдача именных сертификатов для жертвователей крупных сумм. В храме будет совершаться вечное поминовение родных и близких о здравии или об упокоении (с суммы 10000 рублей – одно имя, по примеру Свято-Троицкого монастыря в Дивеево, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского). Книга вечного поминовения в храме уже есть. И туда занесены первые имена жертвователей. Разумеется, каждый, кто даст хотя бы какую-то сумму, может также сопроводить её запиской о родных и близких. Церковь будет о них молиться.
Попечительский совет будет отчитываться о проделанной работе перед приходским собранием, а также через газету перед всеми жителями района.
В состав попечительского совета, избранного собранием приходского совета храма, вошли И.В. Махина (председатель), А. Чекменёва, А.В. Пономарёв, А.В. Климова, Т. Суркова и Л.Ю. Назимова.
Те, кто не знаком близко с жизнью прихода, может задать вопрос: разве то, что выручается в свечной лавке (жертвование на свечи, требы), не обеспечивает все нужды храма? Обеспечивает, но только его текущую жизнедеятельность.
Из средств прихода выплачивается заработная плата штату, налоги, плата за электроэнергию, тепло зарплата кочегара и колка дров), коммунальные услуги, ведение документации, приобретение церковной утвари, облачения священнослужителей, литературы для богослужений, муки для просфор, вина для совершения литургии, да и эти же свечи и всё, что предлагает церковная лавка, тоже поступает в храм не бесплатно. К тому же приобретён участок под строительство духовно-просветительского центра, к Рождеству Христову украшен, расцвечен храм и, наконец, средства идут на ведение хозяйственных и мелких ремонтных работ. Это всё текущие расходы и, как видите, немалые. Вот поэтому конкретно на ремонт храма нужно собрать нам с вами, уважаемые земляки.
Нам достался в наследие построенный предками памятник архитектуры, островок православия на нашей земле – святой храм. Его тоже когда-то строили всем миром. С крепкой верой и большой любовью. Пришла пора и нам внести свой «кирпичик» в это наследие, передав его потомкам. С любовью к Господу и заботой о будущем нашей родины, наших (у кого-то, может быть, ещё не рождённых) детей и внуков. То, что пожертвуем на дом Божий, Господь воздаст многократно. И необязательно в денежном эквиваленте, а в чём-то более важном: в наших успехах, победах, семейном благополучии, здоровье, счастье наших близких, в нашем спасении. Божией помощи нам всем!
Желающие внести свою лепту в святое дело благоукрашения храма могут обратится к председателю попечительского совета Введенского храма д. Озерская Махиной Ирине Васильевне +79588357345.
Людмила НАЗИМОВА, прихожанка Введенского храма д. Озерская (г. Лузы)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Введенский храм город луза
Выписка из
решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу № 01-01-2015
Документ принят на заседании
Общецерковного суда Русской Православной Церкви 16 июня 2015 года.
Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя —
митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, и.о. заместителя
председателя — митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия, судей —
митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Новогрудского и
Лидского Гурия и секретаря митрополита Брянского и Севского Александра,
заседая в Москве, в исторической резиденции Московских митрополитов, 16
июня 2015 года,
в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о Церковном суде Русской
Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Кирилла
рассмотрев апелляционную жалобу запрещенного клирика Ташкентской епархии
иерея Марка Альбертовича Мазитова на решение Епархиальной
дисциплинарно-канонической коллегии Ташкентской епархии о его запрещении в
священннослужении сроком на 3 года,
1. Признать, что иерей Марк Мазитов самовольно оставил место служения, в
связи с чем подтвердить правомерность наложенного на него прещения.
2. Обусловить снятие прещения с иерея Марка Мазитова его возвращением к
служению в Ташкентскую епархию на место служения по определению епархиального
архиерея.
3. Предупредить иерея Марка Мазитова, что в случае не возвращения на
служение в Ташкентскую епархию епархиальный архиерей вправе инициировать дело о
лишении его священного сана.
4. Отметить, что, хотя суждение Епархиальной дисциплинарно-канонической
коллегии (епархиального церковного суда) Ташкентской епархии о финансовых
нарушениях со стороны иерея Марка Мазитова правомерно, злонамеренность этих
нарушений не доказана. В связи с этим отменить решение Епархиальной дисциплинарно-канонической
коллегии, предписывающее иерею Марку Мазитову возмещение финансового ущерба.
5. Призвать иерея Марка Мазитова к личному примирению с епархиальным
архиереем и братией – клиром Ташкентской епархии.
6. Указать епархиальному архиерею:
·
оказывать пастырскую заботу и любовь иерею Марку Мазитову;
·
предписать епархиальному духовнику регулярно, не менее чем раз в месяц,
общаться с иереем Марком Мазитовым, с любовью наставляя его к совершенствованию
во внутреннем делании и пастырском служении;
·
дать духовенству епархии указание о братском общении в духе прощения и
любви с иереем Марком Мазитовым.
Преподобный Леонид Устьнедумский, иеромонах
Дни памяти
3 июля (переходящая) – Соборы Вологодских и Новгородских святых
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
Житие
Краткое житие преподобного Леонида Устьнедумского
Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошехонского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее в Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться. Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.
Полное житие преподобного Леонида Устьнедумского
Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению. До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю. Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода (Иак.5,7) своих трудов только от щедрот Отца Небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.
Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери. Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрия и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины. Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, положил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.
Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. После основания монастыря в 1565 году преподобным Серапионом († 27 июня 1611 г.) третьим игуменом в 1643–1646 гг. был там Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Для того, чтобы с первого же раза оставить мирские привычки, испытать все скорби и лишения и видеть на деле всю трудность и тесноту иноческого пути, не надобно было искать другого места, кроме этой, вновь возникавшей тогда обители, находившейся в стране бедной и суровой, окруженной водами пустынного озера и удаленной от жилищ человеческих. Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион. Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии. Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобного Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Благосклонно принятый игуменом, он прожил здесь три года как новоначальный, трудясь в пекарне. Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было необыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери. С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.
Пришедши туда, он не решился, однако, сказать настоятелю Корнилию (Кочергин; 1599–1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща о том, что он все еще не исполнил повеленного. Но Благая Мати Благаго Бога не прогневалась на то, что было допущено по неведению и недоумению, Она благоутробно снизошла и призрела на мольбы и слезы старца, в котором провидела будущего Своего усердного служителя, и явилась ему в четвертый раз, повелевая перенести Свою икону на назначенное Ею место. С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь». Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами. Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне, грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе. Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви).
Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хота никогда и не бывал в тех краях. На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности. Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет. Преподобный Леонид рассказал ему о бывших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы. Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию и затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окрестные жители, узнав о старце Леониде, стали приходить к пустыннику и молиться пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.
В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери, по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устроение обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители.
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. И с того времени, как от неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления и чудеса, что еще более прославило устрояющуюся обитель и наполнило ее братией. Прп. Леонид с отеческой любовью принимал приходивших к нему, служил для них живым образом строгого исполнения иноческих обязанностей и показал пример изумительного трудолюбия.
Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. И чтобы осушить его, почти 60-летний старец решился предпринять великий труд, который едва был по силам и нескольким молодым и сильным работникам. «И нача копать болото лесное, непроходимое до Чернаго озера, – повествует рукописная книга, – много трудився и скорби прият от солнечнаго зноя и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставляше. Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу. Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почив мало и уснув услыша глас: “Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”. Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть. И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской.
Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны.
Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером. Там на этом мысу он поставил крест и проводил здесь дни и ночи в молитве, «терпя великое досаждение от леснаго гнуса, от пауков и комаров». Многие, проходя мимо и видя его сидящим у креста в лесу и покрытого лесным гнусом, удивлялись его добровольному страданию, другие смеялись над ним и называли суетным его терпение. Старец говорил им на то: «Здесь у креста будет монастырь, будут церкви и звон, будет много людей и пашни, и мне умереть на сем месте». Когда братия, жалея его, приходили звать его в монастырь, он иногда возвращался с ними, иногда же, несмотря на все их просьбы и мольбы, оставался тут, чтобы продолжать свои подвиги. Предсказание святого исполнилось еще при его жизни.
Канал, проведенный неимоверными трудами преподобного Леонида (и названный им рекою Недумою), значительно осушил болота, но Луза весной во время разлива часто выходила из берегов и затопляла монастырь, стоявший на низком месте. В иные годы вода стояла по несколько дней не только в келлиях, но даже и в церкви, вливалась в амбары, кладовые и портила монастырские припасы. Избавиться от этого почти ежегодного бедствия не было другого средства, как перенести монастырь на более возвышенное место. Сильно скорбел об этом преподобный Леонид и не хотел умереть, пока не перенесет монастыря на излюбленное им место, на высокий мыс Черного озера, и не упокоит там братию. Поэтому, пригласив в монастырь Григория, сына Никиты Назарова, и других влиятельных людей из окрестных жителей, он объявил им о своем желании перенести монастырь на мыс Черного озера и просил их помощи в этом деле. Когда строитель, братия и все приглашенные в монастырь крестьяне единогласно одобрили его намерение и изъявили готовность помочь ему, то старец просил их пригласить народ. И в назначенный день, совершив в церкви молебное пение, поднял чудотворную икону Божией Матери и в сопровождении всей братии и множества народа перенес ее на мыс и, поставив у креста, начал рубить лес для постройки церкви. Примеру старца последовали братия и все пришедшие по приглашению крестьяне и вскоре нарубили лесу на церковь и на другие монастырские постройки.
А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница – свидетель подвижнических трудов святого.