введенский монастырь в тихвине святыни
Введенский женский монастырь г. Тихвина
Контакты
Расписание
Понедельник-пятница
6:00 – Утреннее молитвенное правило
8:00 – Божественная Литургия
19:30 – Вечернее молитвенное правило
Воскресенье
9:30 – Исповедь
10:00 – Божественная Литургия. Молебен по окончании Литургии
19:30 – Вечернее молитвенное правило
Ближайшие места
О Тихвинском Введенском монастыре
Л етописные источники повествуют, что именно на месте будущего Введенского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.
Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.
В 1863 году здесь начала свой иноческий путь Мария Солопова, будущая игумения Таисия, открывшая большое количество скитов и монастырей, прославившаяся своим подвижничеством в Леушинской обители. Прожив в монастыре более 10 лет, она оставила в своих «Записках игумении Таисии» воспоминания о Введенской обители, как о «местечке первого опыта монашеских подвигов и молений, колыбели монашеской жизни».
За 366 лет существования обители, до её закрытия в 1926 году, сменилась 31 настоятельница. При советской власти монастырь разделил тяжелую участь почти всех церковных учреждений. В 1937 году вместе с большинством духовенства Тихвина была арестована игумения монастыря Иоанникия (Кожевникова). 3 декабря, накануне престольного праздника обители – Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками.
Решением Священного Синода РПЦ было благословлено с 25 января 2010 года открыть Введенский женский монастырь в г. Тихвине.
Во Введенском соборе совершаются ежедневные богослужения, благоустраивается монастырская территория. Немногочисленные насельницы святой обители из разных источников по крупицам собирают сведения об истории возникновения и развития монастыря, молитвенном подвиге его подвижниц и укладе жизни, что способствует преемственности духовных традиций.
Введенский женский монастырь г. Тихвина. Епархиальные монастыри РПЦ
История
Летописные источники повествуют, что именно на месте будущего Введенского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.
Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.
В 1863 году здесь начала свой иноческий путь Мария Солопова, будущая игумения Таисия, открывшая большое количество скитов и монастырей, прославившаяся своим подвижничеством в Леушинской обители. Прожив в монастыре более 10 лет, она оставила в своих «Записках игумении Таисии» воспоминания о Введенской обители, как о «местечке первого опыта монашеских подвигов и молений, колыбели монашеской жизни».
За 366 лет существования обители, до её закрытия в 1926 году, сменилась 31 настоятельница. При советской власти монастырь разделил тяжелую участь почти всех церковных учреждений. В 1937 году вместе с большинством духовенства Тихвина была арестована игумения монастыря Иоанникия (Кожевникова). 3 декабря, накануне престольного праздника обители – Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками.
Решением Священного Синода Русской православной Церкви было благословлено с 25 января 2010 года открыть Введенский женский монастырь в г. Тихвине.
Во Введенском соборе совершаются ежедневные богослужения, благоустраивается монастырская территория. Немногочисленные насельницы святой обители из разных источников по крупицам собирают сведения об истории возникновения и развития монастыря, молитвенном подвиге его подвижниц и укладе жизни, что способствует преемственности духовных традиций.
Тихвинский Введенский женский монастырь
Тихвинский Введенский женский монастырь — действующий православный женский монастырь, расположенный в городе Тихвин. Основан в 1560 году новгородским архиепископом Пименом, успешно действовал на протяжении нескольких столетий. В 1924 году монастырь был закрыт. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви открыт с 25 января 2009 года.
Содержание
История [ править ]
Основание монастыря [ править ]
Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
Досинодальный период [ править ]
История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».
Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель».[3] По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.
XVIII век [ править ]
В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом».
До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.
XIX век — начало XX века [ править ]
В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб.
В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря: Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.
Советский период [ править ]
После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора.
В советское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.
В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.
Современное состояние [ править ]
С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).
10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов.
25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова).
29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство.
На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.
С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение.
В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»).
Храмы [ править ]
Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год) Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
Здания и сооружения монастыря [ править ]
1. Игуменский корпус
2. Монашеский корпус («Леушинский»)
3. Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)
Скиты монастыря [ править ]
Свято-Троицкий скит Тихвинского Введенского женского монастыря располагается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области.
Интересные факты [ править ]
В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла свое послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.
Святыни [ править ]
2 декабря 2007 года, у входа в Введенский монастырь,был установлен мемориальный поклонный Крест «Тихвинская Голгофа», в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Так раньше выглядел монастырь
Введенский женский монастырь
Так раньше выглядел монастырь
Современный интерьер Введенского собора (ХVII в.), 4 декабря 2012 года
Введенский женский монастырь в Тихвине
Официальная группа Тихвинского Введенского женского монастыря.
Номера телефонов: +7(931)284-31-71, +7(981)737-74-24
Для пожертвований: Карта Сбербанк России
№ 4276 5500 4187 8433
Заказ экскурсий по телефону: 8 906 2299092.
Для посещения Свято-Троицкого скита в д. Сенно с экскурсией, просим согласовать детали по телефону 8 911 7190320.
МОНАСТЫРЮ ОЧЕНЬ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ!
Реквизиты для пожертвования на нужды монастыря:
Религиозная организация «Введенский женский монастырь г. Тихвина Тихвинской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)
ИНН 4715024783
КПП 471501001
Счёт №: 40703810109240000008
Реквизиты банка
Название: Ф-Л СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ»
ИНН: 7706092528
КПП: 784143002
БИК: 044030795
Город: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Корр. счёт: 30101810540300000795
Карта Сбербанк России
№ 4276 5500 4187 8433
Васюкова Елизавета Александровна
Назначение платежа: « Пожертвование на уставную деятельность. НДС не облагается.»
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
во Введенском женском монастыре г. Тихвина
Понедельник-пятница
6:00 – Утреннее молитвенное правило
8:00 – Божественная Литургия
19:30 – Вечернее молитвенное правило
Введенский женский монастырь в Тихвине запись закреплена
Введенскому женскому монастырю г. Тихвина СРОЧНО требуется свечница
• православного вероисповедания;
• воцерковленная;
• способная разбираться в ассортименте церковной лавки и давать прихожанам ответы на элементарные вопросы о церковной жизни;
• обучаемая;
Показать полностью.
• ответственная;
• приветливая и отзывчивая.
Опыт работы желателен, знание азов Православия обязательно.
В обязанности входит поддержание чистоты и регулярная уборка в храме, весной и летом — посильная помощь по уходу за цветами на клумбах рядом с храмом.
График работы, зарплата и дальнейшие детали обсуждаются при личной встрече.
Заинтересовавшиеся могут позвонить по тел: +7 931 284-31-71, +7 981 737-74-24.
Введенский женский монастырь в Тихвине запись закреплена
Из истории монастыря. Начало XX в.
Монастырь и дети
* * *
Как известно, до 1918 г. в Тихвинском Введенском женском монастыре существовал приют для девочек-сирот.
Монастырь брал на свое содержание от 15 до 20 девочек. При приюте жила одна монахиня и две послушницы, которые занимались воспитанием девочек. Дети получали начальное образование, уроки вели насельницы обители. Закон Божий преподавал священник монастыря Николай Васильевский. Трапезничали воспитанницы совместно с сестрами.
Показать полностью.
В прессе начала XX в. обнаружилась интересная статья, в которой упоминался Введенский приют.
Газета «Волховской листок» затронула в 1910 г. тему попечения над сиротами. В опубликованной статье было подвергнуто критике то, что здание на территории Тихвинского Успенского мужского монастыря, в котором ранее находилось духовное училище, пустует. Хотя, по мнению автора, после переезда училища в новое строение, освободившиеся помещения можно было бы использовать для организации детского приюта. В качестве примера для подражания корреспондент привел приют для девочек при женском монастыре. «В полуверстном от него (Успенского монастыря — прим. автора) разстоянии находится женский Введенский монастырь, материальные средства которого, по сравнению с Большим монастырем, ничтожны. Тем не менее Введенский монастырь не менее 20 лет содержит исключительно на свои средства детский приют, куда принимаются на полное содержание крестьянские дети-девочки, сироты, не имеющия средств к существованию. Здесь оне проходят курс церковно-приходской школы, обучаются церковному пению и разнаго рода ремесленным рукоделиям. По достижении известного возраста они определяются в услужение или же идут на заработки, которая к чему приспособена. Таким путем Введенский монастырь ежегодно вырывает из когтей бедности и нищеты не менее десятка обездоленных судьбою крестьянских сирот, которыя пройдя монастырскую школу-приют, вступают в жизнь полезными людьми. За отсутствием в Тихвине городскаго детскаго приюта город переполнен нищенствующими детьми, назойливо, в отвратительных лохмотьях, просящими подаяние, вызывая в каждом гнетущее впечатление».
Введенский монастырь в тихвине святыни
Введенский женский монастырь в г. Тихвин
Летописные источники говорят, что именно на месте будущего Введенского Малого монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегах реки Тихвинки Новгородской губернии в 1383 году.
Обстоятельства появления Тихвинской иконы на Руси историки связывают с преподобным Антонием Дымским, жившим в Великом Новгороде в XIII веке. После долгих лет паломничества он стал отшельником на Дымском озере. Лесные и заболоченные земли этой русской земли называли «страною тифинскою». Именно здесь, спустя 110 лет после смерти преподобного Антония, в 1273 году и была обнаружена чудотворная икона, ставшая небесной покровительницей новгородских земель.
. На обширных землях Тихвинской гряды Вепской возвышенности и Приладожья среди племен угро-финской группы русские, в основном новгородцы, селиться стали видимо в XIII- XIVвв.
«В 1383 году во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ».
В 1383 году на месте «обретения иконы Богородицы», на перекрестке водных и сухопутных дорог, среди нескольких деревень поставлена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало погосту, а затем «Большому мужескому монастырю». После нескольких пожаров по велению великого князя Василия III отстроен каменный собор по образу Успенского собора Московского Кремля. В 1526 году великий князь сам посетил собор и молился чудотворному лику. В 1547 году, по традициям Византийских императоров, перед венчанием на царство собор посетил сын великого князя, Иоанн Грозный.
Земли Пречистенского погоста на р. Тихвине принадлежали в XV в. Ивановскому Богословскому и Успенскому Богородицкому Радоговицким монастырям.
После строительства каменного Успенского собора в 1515году великим князем Василием III и по желанию Ивана Грозного устроения здесь Успенского монастыря в 1560г., здесь были проведены большие градостроительные работы. Посад был перенесен на холм к дер. Романиха. Большой монастырь был тщательно распланирован на освобожденной и осушенной территории близ реки и Вяжищского ручья.
Устроение Большого мужского монастыря в 1560 г. сопровождалось одновременно и вовведением женского Введенского.
Первой игумений обители стала Евпраксия (февраль 1608).
Во все времена Большой Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, а о Введенском Малом монастыре нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария (активная ссылка на «О монахах»)
Бракосочетание Иоанна с Анной Алексеевной произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился три года. Надо думать. Причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и осознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города Новгорода.
Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице.
Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников.
После шведского разорения и пожаров 1613 г. царица-инокиня, начиная с 1616г. (?1619г.), отстроила вторично собор и 5 келий. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.
В благодарность за усердное служение Царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.
В градостроительной композиции города Тихвина XVIIв. Введенский монастырь наряду с Большим Успенским монастырем играл весьма существенную роль.
По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель:
«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарная келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом».
До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.
Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово.
За 366лет существования Введенской обители сменилась 31 настоятельница.
Документально наиболее полно засвидетельствована деятельность последних настоятельниц монастыря, начиная с Игуменьи Августы (Свешниковой).
Игуменья Августа, будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год активно обустраивала обитель. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря.
Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня.
Описание публициста А.П. Башуцкого после посещения Тихвинских монастырей в 1854 году.
С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. К монастырской территории было присоединено 35 сажень болотистых земель и проведено их осушение. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.
Игуменья Августа была двадцать седьмой настоятельницей Введенского женского монастыря.
В 1858 году настоятельницей монастыря стала Игуменья Серафима (из дворян Тимковских).
Именно при Игуменьи Серафиме полностью сложился архитектурный ансамбль монастыря.
По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, Игуменья Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий.
19 июня 1859 года монастырь посетил Его Императорское Величество Император Александр II. Помолившись над надгробьем Благоверной Царицы Дарии в соборном храме Введения Пресвятыя Богородицы, Государь удостоил своим посещением скромные настоятельские кельи и осмотрел монастырь. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игуменьи из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря (монахиня София).
Во время настоятельства Игуменьи Серафимы в 1863 году в монастырь поступила послушница, в миру Мария (около 1842-1915 г.г.) из дворянского рода Солоповых, будущая игуменья Таисия Леушинская. Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью».
После смерти настоятельницы Игуменьи Серафимы многотрудное служение приняла на себя Игуменья Рафаила 1876-1900 (из дворянского рода Варнот).
С 14 октября 1876 г. и вплоть до своей кончины 18 ноября 1900 г управляла она Введенской обителью.
При Игуменьи Рафаиле был возведен келейный деревянный двухэтажный корпус для насельниц монастыря, а главное было проведено возобновление собора Введения во храм Пресвятой Богородицы: к западной стене Собора была сделана пристройка, что увеличило помещение Собора и позволило расширить хоры. Была обновлена отделка внутреннего убранства, настелены новые полы, обновлена позолота иконостаса, наружные стены Собора были украшены лепкой и живописью, сделаны жестяные кровли глав Собора, на которых поставлены золотые кресты.
В 1901 году Св. Синодом настоятельницей монастыря была утверждена Аполлинария (в миру Людмила Петровна из дворян Владыкиных ), посвященная в Игуменский сан 9 июня 1902 в Тихвинском Богородичном Большом Успенском мужском монастыре Высокопреосвященнейшим Гурием, Архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1906 году Игуменья Аполлинария за праведное и усердное служение награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым.
На 1914 год из 200 монахинь и послушниц монастыря, постриженных в полное монашеское одеяние, было 26 и одна престарелая схимомонахиня.
Неспешно текла в монастыре жизнь.
Большею частью сестры начинали свой монашеский путь именно во Введенском монастыре, а не были переведены из других обителей.
После революции 1917года в женскую обитель пришли другие люди.
История Большого Успенского Богородичного и Введенского Малого монастырей всегда имела неразрывную духовную связь.
Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игуменьи Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы.
Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.
Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы:
«Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит. ».
** На кладбище монастыря были погребены кн. Аграфена Петровна Волконская и Евдокия Андреевна Ганнибал, урожденная Допьер, сосланные в монастырь во времена Бирона; Иосиф Владимирович Лохвицкий, а также настоятельницы и насельницы монастыря за всю его долгую историю.
Монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.
На 1914 год в монастыре хранилось несколько ковчегов со 49 святыми мощами, первыми из которых были части:
части Древо Животворящаго Креста Господня;
части Гроба Господня;
части Ризы Господней;
части Гроба Божiей Матери;
части Верскъ съ кровiю Христовою;.
части мощей:
Св. Иоанна Предтечи, Праведныя Анны, Апостола Андрея Первозванного, Святителя Николая чудотворца, Великомученика Пантелеймона»
и многих русских святых в земле Российской просиявших.
Начиная с XIVв., монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.
Описание алтаря собора Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В алтаре собора Введения во храм близь горнего места находился древний створчатый киот со стрелообразным верхом, в который была вложена икона небольшого размера, Тихвинской Божией Матери, шитая золотом и жемчугом. Икона эта принадлежала и была молельной иконой Благоверной Царицы Дарьи, а затем отдана ею в благословение одному неизвестному тихвинцу, после кончины которого, икона возвращена монастырю. Вокруг иконы изображены чудеса и явление иконы Тихвинской Божией Матери.