введенский собор толгский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт
Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное — оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Новости
«Жемчужина» Ярославской земли
Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.
Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.
Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.
Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.
Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу. »
© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт
Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов в религии и совершением некоторых видимых добрых дел, раболепно служит страстям, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием, но фарисей для чувства покаяния недоступен.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Новости
Храмы
В настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. В летнее время богослужения совершаются в Введенском соборе, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженском храме. Одностолпная палата Крестовоздвиженского храма, в которой находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери открыта ежедневно. Остальные святыни монастыря (мощи свт. Игнатия Брянчанинова, мощевики) переносятся в летнее время в Введенский собор, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженский храм.
Введенский собор
Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена).
Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.
Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храмПостроен в 1625 г. Самый древний из монастырских храмов.
Престолы: главный: Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, северный — Толгской иконы Божией Матери.
Святыни: В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.
Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
Построен в 1672 году.
Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца.
Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)
Построен в конце XVII — начале XVIII века.
Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма.
Престол: главный — в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы Матушки Игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.
Колокольня
Построена в 1683 г.
© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт
Надо благодарить Бога за посланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от наказаний в вечности, составляющих неизбежное последствие греховности.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Новости
Свято-Введенский собор
«Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгскою, и чудесах, от нее бывших» называет датой основания церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 августа 1314 года. В этот день к месту явления иконы Божией Матери пришли ярославцы, узнавшие о чудесном событии на берегу Волги. К вечеру общими силами был сложен храм, и епископ Прохор внес в него икону Божией Матери, названную по месту явления Толгской, Этот первый, деревянный Введенский храм сгорел в начале XV века и был восстановлен на деньги благотворителей.
В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».
В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.
Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.
По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его «подняли» на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами[1], перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.
В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.
К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.
Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.
В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это «новаторство» с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что «. власть духовная преболе светской есть».
Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из «Сказания. «.
В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются «по тем же чертам». Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии[2] голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.
Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.
В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.
В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: «Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости. «
Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.
Специалисты «Ярреставрации» в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.
В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.
7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.
В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.
Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.
В 1996 году между трестом «Ярреставрация» и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.
В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.
25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.
«Святая Толга, том 2»
© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Ярославль
Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толги. В 1987 году после почти шестидесяти лет закрытия вновь открыт как женский.
За каменной стеной монастыря, за небольшим внутренним рвом с водой с XVI века произрастает уникальный парк из сибирского кедра.
Толгский монастырь со стороны пристани
фото из интеренета
Основные даты
7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню отстраивается церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освящает её во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в неё Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Её в 8-ой день месяца августа. В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.
Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл) языках означает «птичье перо».
В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.
В 1609 году во время смутного времени поляки убивают иноков Толгского монастыря
В 1625 году на территории монастыря был построен Крествоздвиженский храм.
В 1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построение Никольский храм, а в 1681—1683 годы был построен Введенский собор.
В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.
В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой войны 1812 года генерал-лейтенант Н. А. Тучков.
В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов).
В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.
В 1893 году на территории монастыря строится часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил Российский император Николай II с августейшим семейством.
В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею монастырь были проведены большие ремонтные и реставрационные под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).
В 1928 году Толгский монастырь был закрыт.
В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.
В 1988 году мощи святителя Игнатия, обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.
В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова (Тучкова 1-го)
Свято-Введенский Толгский монастырь – православная обитель с многовековой историей
Свято-Введенский Толгский монастырь
В 6 км от Ярославля, на левом берегу Волги, возле устья реки Толги стоит Толгский Свято-Введенский женский монастырь – древнейшая православная обитель России. Величественная стройная громада белых каменных стен и монастырских храмов со множеством глав, сияющих золотыми куполами и крестами, приковывает взоры путешественников по Волге.
Свято-Введенский Толгский монастырь – место, где русский человек открывал свое сердце в скорби и радости, надеясь на утешение и помощь Господа нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной, которая благословила эту землю явлением своего чудотворного образа.
Богородицы удел
Толгская обитель возникла во время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц и поставлена «не от царей и богатства, а слезами, постом и молитвою». Основание обители связано с загадочным явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.
В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь домой после осмотра епархии, остановился на ночлег на берегу Волги, в 6 км от Ярославля. В полночь епископ проснулся, вышел из шатра и увидел на противоположном берегу Волги неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.
Пройдя по мосту, он увидел, что свет исходит от иконы Божьей Матери, стоявшей в воздухе. Помолившись, епископ вернулся в шатер и лег спать. Собираясь утром в путь, епископ не нашел посоха и повелел служителям искать его на другом берегу реки. Посох, стоящий на земле между деревьями рядом с иконой Божьей Матери, обнаружили в указанном епископом месте.
Там, где нашли икону и посох, владыка повелел заложить церковь, которую освятили во имя Введения Богородицы в храм. Вскоре здесь вырос мужской монастырь, выстроенный с упованием на помощь Божию и названный Толгским по имени протекающей неподалеку речки.
Толгский монастырь: белоснежное чудо, хранимое небесами
В конце XIV века во время сильного пожара в монастыре сгорел первый деревянный храм. В пламени погибли богословские книги и церковная утварь. Монахи собирались покинуть пепелище: они считали утраченной свою святыню – икону богоматери, явленную им на берегу Волги.
Толгская икона Божьей Матери
Целую и невредимую икону нашли на дереве около монастыря. В честь чудесного спасения святыни поставили часовню.
16 сентября 1392 года во время утренней службы от иконы Божьей Матери истекло миро, наполнившее храм великим благоуханием и ставшее источником исцелений и чудес. С тех пор икону Божьей Матери почитают как чудотворную и ежегодно в этот день совершают торжественную службу.
В 1612 году в Ярославле собирались добровольцы в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Стечение народа вызвало моровое поветрие, от которого гибли тысячи людей. Тогда обратились за помощью к Заступнице земли русской и послали за ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. После всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.
В 1553 году в обитель приехал Иоанн Грозный, часами молил он Заступницу и со слезами просил исцелить больные ноги: царь сидел в кресле, в котором его носили. И свершилось чудо – из монастыря повелитель уехал на окрепших ногах.
В знак благодарности царь повелел построить в монастыре каменный храм и сделал щедрые денежные подношения, подарил иконописный образ Спаса Нерукотворного.
В 1646 году образ Толгской Богоматери внесли в Святцы, и о нем узнали многие люди. После благодатной помощи в тяжких бедах – голоде, моровой язве, пожарах – жители Ярославля исходатайствовали установить ежегодный крестный ход с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери в Ярославль. Празднование – 21 августа по новому стилю.
Помощь благотворителей
После пожара заново отстроить обитель помогли благотворители. Помощь оказывали ярославские князья. Князь Федор Федорович пожаловал монастырю деревню Кукольцыно, а живших в ней крестьян освободил от княжеских повинностей и податей.
Внесли свой вклад и состоятельные ярославские купцы. Никита Яковлевич Львов пожертвовал обители 200-пудовый колокол, для богослужений приобрел расшитые жемчугом и драгоценными камнями одежды, а для монахов построил каменные кельи. Со времен Ивана Грозного монастырь – под постоянным царским покровительством.
Расцвет монастыря
В конце XVII века при игумене Гордиане обитель расцвела. В это время возвели новую величественную Введенскую соборную церковь на месте старой, обветшавшей и маловместительной. Под соборным храмом – усыпальница почетных граждан города, вносивших пожертвования в обитель, и представителей древнейших боярских родов: Голицыных, Вяземских, Троекуровых, Мельгуновых.
Монастырь обнесли каменной оградой, в которой устроено 9 башен. Обитель посещали члены царской семьи, в 1763 году здесь была Екатерина II, в 1913 – Николай II с семейством. В 1862 году сюда прибыл Игнатий Брянчанинов.
В год 600-летия в 1913 году в монастыре открыли сельскохозяйственную пчеловодческую школу с приютом для сирот, в которой за счет обители обучалось 25 учеников.
Монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли,272 га леса и 254 крестьянскими дворами. Кроме земли. Монастырю принадлежали переправы через Волгу, рыбные ловы и мельницы. Монахи торговали в городах Поволжья.
В Ярославле монастырь имел двор и лавки, амбары и харчевенные избы. В 1885 году мещанка Орлова пожертвовала монастырю землю и 3 деревянные флигеля в городе Рыбинске. Славилась обитель чудесной кедровой рощей.
Кедровая роща
Кедровая роща, посаженная в XVI веке в память чудесного обретения иконы Богоматери после пожара, – особое место в обители. Здесь по тихим тенистым аллеям прогуливались цари, князья и знаменитые гости Толги.
По преданию, покоритель Сибири, Ермак, привез в подарок Иоанну Грозному 2 кедровые шишки, которые царь пожаловал монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью сотню кедров и выкопали пруды, чтобы поливать посадки.
В 1879 году налетевший смерч уничтожил кедры, оставил пни и поваленные деревья. В восстановленной после бури роще иноки устроили оранжереи для цветов и виноградника. Деревья почитали, как святыню: кедровые шишки продавали у стен монастыря, их брали на память верующие, приезжающие в Толгу.
Когда обитель упразднили, рощу воспринимали как единственное неоскверненное место. Здесь, у большого пня, на Пасху люди оставляли крашеные яйца и кусочки куличей.
В советские годы, когда в монастыре создали колонию, кедры почти все погибли. Пруды высохли, их безуспешно наполняли водой, не задерживаясь, она уходила. В 1970 году в роще высадили 150 саженцев, из которых прижились 24.
Новые деревца в возрожденном монастыре, посаженные с любовью и молитвой, прижились все. Теперь у святых стен растут 193 кедра высотой 18 метров с диаметром ствола 70 см. Территория рощи огорожена от ветров высокой стеной.
Доступ в рощу открыт только один раз в год – 21 августа, в день празднования обретения иконы Божьей Матери Толгская. В 2004 году в роще возобновлена часовня, устроенная в честь второго обретения образа Божьей Матери после пожара.
Советский период в жизни обители
Советская власть объявила священников своими врагами: в 1918 году расстреляли послушника Толгского монастыря и двух иеромонахов. В 1928 году монастырь закрыли, с колокольни сбросили колокола, святыни отправили в музей, а монахов прогнали. Иеромонаха Григория, пытавшегося отстоять монастырь, сослали в Сибирь.
В начале 30-х годов в соборе устроили бетонный бассейн площадью 1000 кв.м для испытаний макета Ярославской плотины для будущей Средневолжской ГЭС. К счастью, проект не утвердили, грунт в районе Толги не подошел для строительства.
В 1935 году в монастыре образовали детскую колонию НКВД. Хозяйственный двор и луг на берегу Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Здесь устроили псарню и конюшню, склад и мастерские, комнату отдыха для охраны, клуб и гараж.
Незанятую площадь монастыря превратили в жилье для горожан. Жители по-своему перестраивали неудобные помещения, прорубали новые двери и окна.
В 1947 году Толгский монастырь включили в список архитектурных памятников, охраняемым государством. В 1987 году, когда монастырь передали церкви, колонию расформировали.
Чудо возрождения
В 1988 году решением Священного Синода на территории монастыря учреждена первая в России женская обитель. К тому времени монастырь находился в аварийном состоянии. Дачники потихоньку растаскивали доски и кирпичи, оконные рамы и двери.
Уничтожены настенные росписи и декоративная керамика, иконостасы и отопление. Кедровая аллея почти исчезла.
Возрождение началось с хозяйственной зоны и отопления, водопровода и линии связи. Во временном храме на втором этаже монастырской гостиницы устроили иконостас и престол. В сентябре 1988 года в помещении бывшего ПТУ создали столярно-плотницкий цех. 7 апреля 1988 года состоялась первая после закрытия монастырская Литургия.
26 мая 1988 года в монастырь привезены мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Множество паломников устремились в обитель для поклонения угоднику Божию. За четверть века стараниями насельниц обитель возродилась. Монастырь построили практически заново. 20 августа 2003 года в торжественной обстановке в монастырь возвращена чудотворная икона Толгской Богоматери, хранившаяся 70 лет в Ярославском художественном музее.
Храмы монастыря
В Толгской обители – 5 действующих храмов:
Святыни Толгской обители
Обитель прославляет чудотворная Толгская икона Божьей Матери, явленная в 1314 году. Чудеса от святой иконы продолжались во все времена существования обители и прославляли ее.
В монастыре хранится частица ризы Господа Иисуса Христа. К одеянию, полученному по жребию одним из воинов, присутствовавших при распятии, верующие прикладываются при богослужении.
Здесь нашли покой мощи святителя Игнатия Брянчанинова – учителя современного монашества.
В Толгской обители хранятся частицы:
Иконы с частицами мощей:
Престольные праздники
Современный монастырь
Современный монастырь – действующая женская православная обитель, где живет 120 насельниц и игуменья. На ухоженной монастырской территории много цветов. В небольшом пруду живут черные лебеди, в вольере – павлины. Монахини усердно работают на большом огороде.
Попасть на территорию могут все желающие. Для паломников и туристов проводятся экскурсии. В монастыре можно пообедать в трапезной, купить вкусный хлеб и пряники, которые выпекают в монастырской пекарне. Переночевать можно в комнате паломнического корпуса.
Всюду царит мир и покой, гармония с окружающим миром и благоговение к Царице Небесной. Для сей Царицы катит свои воды величественная Волга; для Нее воздвигнут, будто среди небес, этот златой храм; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царствию возвещают славу.
Толгский монастырь и в настоящее время привлекает множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице холодного мира и получающих вспоможение в скорбях и болезнях.