вводный инструктаж по трудовому обучению
Вводный инструктаж по охране труда
Вводный инструктаж – обязательный элемент охраны труда на любом производстве и в любой организации. Лучше сделать все зависящее от работодателя, чтобы постараться не допустить аварийных ситуаций и травматизма среди работников, тем более что вводный инструктаж жестко предписан трудовым законодательством. Это самая первая процедура, которой должен подвергнуться каждый новый работник, до того как начать свою славную трудовую деятельность на новом поприще.
Ниже мы разберем, каковы обязательные элементы вводного инструктажа по охране труда, уточним его функции и назначение, а также приведем приблизительный образец этого вида инструктажа.
Что такое вводный инструктаж
Вводный инструктаж обязателен для каждого вновь трудоустроенного сотрудника, независимо от должности и ранга. В число пришедших на работу входят:
Пришедший на новое место находится в положении, когда для него многие обстоятельства «в новинку», что не должно повлиять на качество его работы, а главным образом, на безопасность во время ее выполнения. Во время вводного инструктажа новый член коллектива (один или совместно с коллегами, оказавшимися в таком же положении), должен получить представление о:
К СВЕДЕНИЮ! Вводный инструктаж – процедура единоразовая. Ее не нужно повторять при внутренних переводах или выходе из отпуска. Но если человек увольнялся, а затем вернулся – вводный инструктаж необходим, как для «новичка».
Кто может быть инструктором
Это важный вопрос, который нужно решить работодателю, прежде чем издавать приказ о вводном инструктаже. Люди, могущие проводить такое обучение, определены п. 7.8 ГОСТа 12.0.004-90. К ним могут относиться:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ответственность инструктора, выбранного для проведения вводного инструктажа, закрепляется в приказе руководства.
Нужна программа
Для мероприятия, проводящегося на постоянной основе, каким является вводный инструктаж, нужна разработанная и утвержденная руководством организации программа. Ее может создать как специалист по охране труда, так и сторонняя организация, выполняющая подобные функции. В программе обязательно должна содержаться следующая информация:
Утверждение программы
Производится руководителем или начальником службы охраны труда, если такая имеется на предприятии. Для утверждения издается приказ по организации, номер которого обозначается на титульном листе программы, а также скрепляется личной подписью того, кто произвел утверждение, ставится печать.
ВАЖНО! В некоторых случаях программа вводного инструктажа требует согласования с профсоюзом или конкретными специалистами.
Примерный перечень пунктов вводного инструктажа по ОТ
ГОСТ 12.0.004-90 в приложении 3 приводит примерные вопросы, которые обязательно должны быть освещены при вводном инструктаже. В программе каждый пункт следует расписать подробно, желательно в виде готового текста. Приведем примерные «опоры», которые помогут в составлении такого текста.
ВНИМАНИЕ! Многие профессиональные сайты в сети Интернет предоставляют шаблоны программ, которые легко адаптировать под конкретные организации.
Пример конкретной программы вводного инструктажа по охране труда
Программа вводного инструктажа для организации
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ООО «Успех»
Красавин Р.О. (подпись)
вводного инструктажа по охране труда
для сотрудников ООО «Успех»
Инструктором по проведению вводного инструктажа по охране труда для сотрудников ООО «Успех» приказом № 13/1 от 10.08.2016 г. назначается инженер по охране труда Степовенко Л.Д.
№ | Тема | Количество отведенных часов |
1 | Информация об ООО, общие сведения, характерные особенности, специфика производства | 0,5 |
2 | Положения законодательства, касающиеся охраны труда: | 3 |
2.1 | пункты трудового договора; | 0,25 |
2.2 | труд женщин на нашем предприятии; | 0,25 |
2.3 | работа лиц, не достигших 18 лет; | 0,25 |
2.4 | положенные выплаты: компенсации и льготы; | 0,25 |
2.5 | режим труда и отдыха | 0,25 |
2.6 | внутренние правила трудовой дисциплины и распорядка, ответственность нарушителей. | 0,25 |
3. | Расположение помещений ООО «Успех». Правила перемещений и поведения на территории. | 0,5 |
4. | Опасные факторы нашего производства. | 0,25 |
5. | Средства для коллективной защиты. | 0,25 |
6. | Правила безопасности, связанные с электричеством. | 0,25 |
7. | Причины чрезвычайных ситуаций, случавшихся в течение функционирования ООО «Успех» и на аналогичных фирмах. | 1 |
8. | Как расследуются несчастные случаи и профзаболевания в нашей организации | 0,5 |
9. | Требования к безопасности сотрудников при производстве. | 0,5 |
10. | Профилактика пожарной опасности. Действия при обнаружении очага. Правила эвакуации. | 0,5 |
11. | Действия персонала при ЧС. Способы оказания помощи. | 0,5 |
ИТОГО | 9 часов |
Начальник службы охраны труда
ООО «Успех» (подпись, печать) Д.Г.Ермолаенко
ПРИЛОЖЕНИЕ к программе вводного инструктажа по охране труда
Фиксация прошедших через вводный инструктаж
Каждый сотрудник, получивший «вводную», должен быть записан в соответствующий журнал по закрепленной на предприятии единой форме. Обычно фиксируется следующая информация:
Можно вносить и дополнительную информацию, если это сочтет нужным руководитель, например, результаты проверки эффективности инструктажа.
Требования к деловой документации обязывают нумеровать страницы журнала, прошивать их и скреплять печатью.
К СВЕДЕНИЮ! Образец титульной и первой страниц данного журнала нужно присовокупить к утвержденной программе вводного инструктажа в качестве приложений.
Урок по технологии на тему «Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»
— ознакомить обучающихся с правилами поведения и внутренним распорядком в кабинете «Технология»;
— научить соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;
— ознакомить с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм;
— рассказать о программе и задачах курса «Технология»;
— воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.
— ознакомить обучающихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда
— сформировать у обучающихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
— развивать умение анализировать, делать выводы
— развивать умение работать самостоятельно
— прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Универсальные учебные действия:
1. Построение логической цепи рассуждений;
2.Выдвижение гипотез и их обоснование.
3.Постановка и решение проблемы:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
— научатся соблюдать правилами поведения в мастерской, технику безопасности и гигиенические нормы пользования инструментами
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы,
I . Организационный этап
2.Проверка готовности рабочего места
— Здравствуйте ребята. Садитесь
— Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку
— подготовка к уроку
II. Мотивация к учебной деятельности
— Создадим хорошее настроение себе и окружающим.
Игра «Подари тепло другу»
— Повернитесь лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, другие накрывают их своими ладонями… Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели…
-Вы почувствовали тепло рук?
— А теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, пожелает удачной работы, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше
III . Изучение нового материала.
Значение слова « Технология» :
1.Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.
2.Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
3.Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
4.Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
— Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками.
— Сообщение темы урока
— На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(Учащиеся записывают в тетрадь.)
11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
16. По окончании работы убери свое рабочее место.
Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.
Общие требования. Опасные факторы:
2. Перед началом работы:
— проверить исправность инструмента.
— ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми – острыми концами от себя;
— передавать ножницы друг другу ручками вперед.
4. В аварийных ситуациях:
— при поломке ножниц работу прекратить;
— при получении травмы немедленно сообщить учителю.
5. По окончании работы:
— убрать ножницы в специально отведенное место.
Инструктаж по ТБ по предмету технология 5-9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зам. Директора по УВР____________ В.И. Кулябо
Директор МКОУ СОШ № 15 х. Садовый
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Данная инструкция разработана для учеников 5- 9 кл. Учащиеся в течение учебного года занимаются соответственно программы по технологии для общеобразовательной школы.
1.2. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель технологии знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.
1.3. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.
1.4. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.
2.1. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, надевают форму.
2.2. Урок начинается по звонку.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ.
3.1. На уроках технологии учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы.
3.2. В течение урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:
— не начинать занятия без разрешения учителя;
— соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами и машинами;
— самовольно не покидать место работы;
— не выполнять другие действия без разрешения учителя;
— соблюдать правила и нормы поведения.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.
4.1. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
— не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электрической машинки.
— ставить утюг на подставку;
— следить за исправностью электрических приборов.
Зам. Директора по УВР____________ В.И. Кулябо
Директор МКОУ СОШ № 15 х. Садовый
по охране труда при кулинарных работах.
1. Общие требования
1.1. К выполнению кулинарных работ под руководством учителя допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При выполнении кулинарных работ на учащихся могут воздействовать опасные и производственные факторы:
— порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
— травмы пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;
— ожоги горячей жидкостью или паром;
— поражение электрическим током при пользовании электроплитами и другими электрическими приборами.
1.4. При выполнении кулинарных работ учащиеся должны пользоваться спецодеждой ( халат хлопчатобумажный, фартук и косынка (колпак).
В процессе работы учащиеся должны соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты и правила личной гигиены. Содержать в чистоте свое рабочее место.
1.5. В помещении (кабинете) для выполнения кулинарных работ должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. Помещение (кабинет) для выполнения кулинарных работ должен быть оснащен средствами пожаротушения (огнетушителями).
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю о случившемся. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.8. Учащиеся обязаны соблюдать требования настоящей инструкции.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду и застегнуть на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды. Не допускается закалывать одежду булавками, иголками, не держать в кармах одежды острые, бьющиеся предметы. Убрать волосы под косынку или колпак.
2.2. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
— проверить исправность кухонного инвентаря и наличие его маркировки;
— поверхность разделочных досок, рукоятки ножей и т.п. должны быть чистыми, гладкими, без сколов, трещин и заусениц;
— рукоятки ножей должны быть плотно насаженными, нескользкими и удобными для захвата, имеющими необходимый упор для пальцев рук; полотна ножей должны быть гладкими, отполированными, без вмятин и трещин;
— проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды;
— обеспечить наличие свободных проходов между столами;
— проверить устойчивость производственного стола.
2.3. Произвести необходимую сборку оборудования, правильно установить и надежно закрепить съемные детали и механизмы в соответствии с эксплуатационной документацией –завода-изготовителя.
2.4. Учитель должен проверить:
— исправность розетки, кабеля (шнура) электропитания, надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств;
— наличие и надежность заземляющих соединений электроплиты, других электрических приборов (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом и заземляющим проводом);
— наличие диэлектрических ковриков на полу около них.
2.5. Включить вытяжную вентиляцию.
2.6. Перед началом работы учащиеся обязаны вымыть тщательно руки с мылом.
3. Требования охраны труда во время работы
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить учителю.
4.2. При наличии напряжения (бьет током) на корпусе оборудования, запаха горящей изоляции немедленно прекратить работу, отключить от электрической сети и сообщить об этом учителю.
4.3. При разливе жидкостей, жира немедленно убрать ее с пола.
4.4. В случае, если разбилась столовая посуда, осколки следует убрать с пола не руками, а с помощью веника или щетки и совка.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Выключить электроплиту и другие электрические приборы, при выключении из розетки не следует дергать за шнур.
5.2. Произвести разборку, очистку и мойку мясорубки с соблюдением мер предосторожности.
5.3. Провести тщательную уборку рабочего места, посуды и кухонного инвентаря.
5.4. Для уборки мусора и отходов использовать щетки, совки и другие приспособления. Вынести мусор, отходы и очистки в специальное место.
5.5. Провести влажную уборку помещения (класса), выключить вентиляцию, снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Методика проведения инструктажей на занятиях производственного обучения в учебных мастерских
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинской области «Политехнический колледж»
«Методика проведения инструктажей на занятиях производственного обучения в учебных мастерских»
Мастер производственного обучения
Гущин Валерий Александрович
1.1. Понятие, виды и классификация инструктажей.
1.2. Вводный инструктаж, его содержание, особенности проведения на различных периодах обучения.
1.3. Текущий инструктаж, особенности его проведения на различных периодах обучения.
1.4. Заключительный инструктаж, его содержание и порядок проведения.
2.1. Разработка развернутого плана – конспекта проведения вводного инструктажа по теме « Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. »
Список используемой литературы.
Приложения: Технологические схемы.
Система профессионального образования всегда отличалась своей стабильностью в применении методов обучения, одним из таких методов обучения является инструктаж, который имеет цель научить обучающихся правильному выполнению трудовых действий и формированию правильного профессионального поведения в производственной среде.
На этом основании можно сказать, что и на сегодняшний день применения инструктажа как основного средства по формированию трудовых действий у обучающихся является актуальным.
Инструктаж – это стартовый элемент урока. В его процессе мастер решает сложные педагогические и технические задачи. От правильного подхода к решению этих задач, зависит обучение, воспитание и развитие. От организованного урока производственного обучения зависит весь процесс обучения, изучается новый, незнакомый учебный материал и обучающиеся на каждом уроке делают новые шаги в освоении профессии.
Готовясь к каждому уроку мастеру п/о необходимо продумать, о чем спросить и что рассказать обучающимся. Задача мастера – грамотно, четко, доходчиво, доступно и понятно для каждого обучающегося группы раскрыть все стороны изучаемых приемов, научить обучающихся правильно выполнять трудовые приемы и операции и приучить их к самоконтролю.
Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый элемент. И структура, и распределение времени во многом зависит от периода обучения, от места данного урока по теме. Обязательные структурные элементы урока – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельные работы) обучающихся и текущее инструктирование их мастером, заключительный инструктаж. Этим элементам обычно в ходе урока отводится определенное место, хотя в ряде случаев при изучении трудовых операций вводное инструктирование обучающихся может
сочетаться с упражнениями. Распределяя время урока по его элементам, необходимо учитывать реальные условия изучения учебного материала. Обычно на вводный инструктаж отводится от 15-20 минут до 40-50 минут, на заключительный – 10-15 минут, остальное время – на упражнения (самостоятельную работу) обучающихся и их текущее инструктирование.
Цель методической работы: Систематизация знаний по междисциплинарному курсу «Методика профессионального обучения» и разработка методик проведения инструктажей на занятиях производственного обучения в учебных мастерских.
1.1. Понятие, виды и классификация инструктажей
Инструктаж – вид объяснения и предъявления задания мастером.
Инструктаж в процессе производственного обучения проводится мастером производственного обучения. Инструктаж является комплексным методом и может включать в себя: объяснение, беседу, показ приемов трудовых действий, демонстрацию предметов труда (заготовок полуфабрикатов, сырья), лучших образцов продуктов труда (готовых изделий, деталей, наглядных пособий, плакатов, макетов, моделей).
Основная задача инструктажа в процессе производственного обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся рационально планировать, осуществлять, контролировать изучаемые технологические процессы, соблюдать установленные для них технические требования. Режимы, нормы времени, формы организации и охраны труда, а также пользоваться способами контроля, уметь выявлять ошибки и исправить их.
При производственном обучении инструктаж составляется мастером к каждому занятию. Методика инструктажей зависит от формы обучения.
Инструктаж – это формирование исполнительных действий, являющихся предметом инструктирования. Инструктаж неотделим от сферы профессиональной деятельности человека. Отличают инструктаж людей, имеющих опыт профессиональной деятельности, от инструктажа обучающихся, не обладающих необходимым запасом знаний и умений.
Проинструктировать специалиста – то есть дать указания, систему ориентиров в решении профессиональной задачи; проинструктировать обучающихся – научить их определенным действиям.
Инструктаж относят к приемам обучения, так как он обобщает целую систему действий мастера. Это комплексный прием, включающий применение простейших и сложных действий, ориентировочных основ
различных типов в определенной системе.
Функции инструктажа в процессе обучения:
1. Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производственной деятельности. Причем целью практической деятельности обучающихся могут быть изготовление какого-либо предмета, настройка аппаратуры, то есть материальный результат труда;
2. Актуализация теоретических понятий, служащих основой формирования профессиональных умений;
3. Анализ конструкции устройств, применяемых в ходе практических действий;
4. Изучение структуры действий, движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания;
5. Объяснение последовательности выполнения приемов и операций;
9. По месту в процессе обучения:
Вводный инструктаж проводится в начале урока производственного обучения и, как правило, предшествует учебно-производственной деятельности обучающихся.
Текущий инструктаж проводится во время выполнения учебно-производственной работы.
Заключительный инструктаж подводит итоги занятия.
По количеству обучающихся, охватываемых инструктажем:
Индивидуальный инструктаж предназначен для одного обучающегося.
Групповой (коллективный) инструктаж проводится в небольших группах, касается выполнения различных операций и действий. Это могут быть действия как одинаковые для всех обучающихся, так и индивидуальные.
Фронтальный инструктаж предназначен для большой группы обучающихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную работу.
По форме предъявления:
— с информационными пробелами;
Полный инструктаж применяется на начальном этапе обучения, поэтому необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему действий по выполнению учебно-производственной работы.
Инструктаж с информационными пробелами ставит перед обучающимися задачу самостоятельно найти техническую информацию, необходимую для выполнения предстоящей работы.
Избыточный инструктаж содержит информацию, которая проводится для выработки у обучающихся самостоятельно оценивать ситуацию и отбирать необходимую информацию.
1.2. Вводный инструктаж, его содержание, особенности проведения на различных периодах обучения
Вводный инструктаж – обязательный структурный элемент урока производственного обучения. На него отводится до 15 % времени урока производственного обучения.
Цель: подготовить обучающихся к активному и сознательному выполнению упражнений или самостоятельной работы (решение производственной ситуации), заданной программой (темой) обучения, раскрыть содержание предстоящей деятельности ее цели, рациональные способы и средства выполнения заданий (упражнений).
Дидактическая структура вводного инструктажа
Организационный целевая актуализация знаний создание момент установка и опыта обучающихся ООД обучающихся
1.1. Организационный момент:
Цель: настрой на урок.
— отмечает явку обучающихся в журнале;
— оценивает физическое и психологическое состояние обучающихся, их настрой путем беседы.
1.2. Целевая установка:
Цель: создать определенную мотивацию предстоящей деятельности, возбудить интерес обучающихся, сформировать правильное отношение к соблюдению норм безопасности труда. Стимулировать познавательную и трудовую активность
— сообщает обучающимся тему, цель и содержание занятия;
— указывает конкретные задания, которые он должен выполнять;
— расчет времени на выполнение задания;
— делает акцент на значимости занятия, в том числе в рамках норм безопасности труда.
Значение целевой установки предстоящего занятия. Мотивация учения обучающихся.
Целевая установка – это не столько сообщения, что должны сделать обучающиеся, сколько разъяснения, для чего это будет делаться, чему они научаться, насколько продвинутся в освоении профессии. Целевая установка должна создать у обучающихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, возбудить их интерес, стимулировать познавательную и трудовую активность.
В числе эффективных методических приемов создания такой целевой установки можно назвать такие, как создание ситуации новизны технических решений производственных задач на основе умений, которые обучающиеся приобретут на уроке; организация бесед по наиболее рациональному использованию оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений, выполнению упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и операций.
Особенность уроков заключается в том, что они имеют две цели – учебную и учебно-производственную. При этом обучающиеся в производственном задании видят только осуществляемый или технологический продукт труда. Такая направленность внимания обучающихся является естественной, без нее они не способны сознательно выполнять работу. Но такой установки еще недостаточно. Необходимо, чтобы обучающиеся четко представляли, чему они должны научиться при выполнении каждого учебно-производственного задания, понимали, какими
путями они смогут наиболее успешно решить поставленные перед ними задачи. Это в значительной степени возбуждает интерес обучающихся, повышает их мотивацию, стремление качественно и ответственно выполнять задание, настраивает на серьезный подход к предстоящей работе.
1.3. Актуализация опорных знаний:
Цель: навести «мостики» между тем, что знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать и научиться.
— проводит повторение ранее пройденного материала, которое будет применяться на уроке;
— проводит опрос (или беседу) для выяснения знаний по новой теме.
Любой процесс обучения дает ожидаемый эффект только тогда, когда обучающихся воспринимают и усваивают новое, опираясь на ранее усвоенное, отработанное, когда новое является его продолжением, развитием, когда в сознании учащихся наведены мостики между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать, освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процесс усвоения нового, называют актуализацией.
На уроках производственного обучения при изучении трудовых приемов и операций актуализация знаний и опыта обучающихся обычно проводится в форме опроса обучающихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения, связанному с содержанием предстоящей работы, хотя могут применяться и другие способы актуализации: повторение мастером необходимых теоретических сведений, демонстрация видеофрагментов с пояснениями, проведение предварительных упражнений, разбор выполненных учащимися домашних заданий. Но основной способ актуализации – опрос обучающихся с комментариями их ответов.
В целях актуализации наполненного практического опыта обучающиеся на уроках, где будет продолжаться изучение темы, целесообразно предлагать обучающимся повторить, воспроизвести приемы и способы выполнения операции, изученные и отработанные на прошлых уроках. Важно ставить перед обучающимися вопросы, требующие применение общеобразовательных знаний для обоснования физического смысла изучаемых действий, процессов, явлений. Это во многом способствует развитию у обучающихся интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у них взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.
Важный структурный элемент вводного инструктирования – закрепление и проверка усвоения обучающимися материала инструктажа. Обычно это осуществляется в форме опроса обучающихся и носит он практический характер. Мастер может предложить учащимся воспроизвести показанные трудовые приемы и способы выполнения изучаемой операции, повторить и обосновать правила их выполнения, показать способы контроля работы, повторить правила безопасности. В заключительную беседу следует вовлекать, возможно, большее количество учащихся, варьируя трудность и сложность вопросов.
Актуализация знаний и опыта обучающихся характерна не только при
проведении вводного инструктажа. В процессе упражнений обучающихся мастер стимулирует обучающихся к применению знаний, обоснованию отрабатываемых трудовых приемов и способов, сам дает необходимые разъяснения, применяет и другие способы увязки известного, отработанного с тем, что изучается, отрабатывается на уроке. Таким образом, этап актуализации следует понимать и реализовать широко, как сквозной структурный элемент урока.
В части организации и методики проведения актуализации этот этап аналогичен вводному инструктажу, но и он имеет свою специфику.
Приоритет здесь отдается проверке умений учащихся выполнять основные приемы и способы ранее изученных операций. Спецификой этапа актуализации является коллективный разбор технологических процессов выполнения предстоящих учебно-производственных работ, самостоятельно разработанных учащимися по заданию мастера в порядке домашней работы. Это характерно для более поздних этапов обучения.
1.4. Ориентировочная основа действий:
Цель: обеспечить полное понимание (до алгоритма), что и как предстоит сделать на уроке, для реализации поставленной цели.
— знакомит обучающихся с порядком выполнения отдельных операций (осуществляет показ);
— дает пояснение по отдельным операциям:
А) останавливается на уже известных операциях, но при выполнении которых они допускают ошибки;
Б) указывает на причины ошибок и демонстрирует приемы правильного выполнения операций;
В) называет вновь изучаемые операции, объясняет и показывает выполнение наиболее сложных из них;
Г) разъясняет обучающимся, что знание причин возможных ошибок и их предупреждение являются составной частью самоконтроля (предваряющий самоконтроль);
Д) приводит примеры распространенных ошибок при выполнении данного задания;
Е) обращает особое внимание на соблюдение безопасности и культуру труда;
Ж) разбирает технологическую последовательность;
З) задает нормативы и критерии оценки.
Методика формирования ориентировочной основы действий.
Методика вводного инструктажа различна. Она зависит от объема инструктажа, его содержания и структуры. В свою очередь эти параметры зависят от времени изучения темы и вида учебно-производственных работ. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно-производственных работ не новы для них и целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер производственного обучения ограничивается напоминанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру трудового процесса, то есть применить полный инструктаж.
В процессе разработки методики вводного инструктажа важно:
— ознакомить обучающихся с содержанием предстоящей работы;
— проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;
— ознакомить обучающихся с электроинструментом;
— объяснить правила безопасности при работе с электроинструментом;
— разъяснить структуру трудовой деятельности;
— показать способы выполнения отдельных операций;
— предупредить о возможных ошибках.
Все вышеперечисленное входит в полный инструктаж, который проводится перед изучением новой темы.
При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых действий, алгоритмический, диалогический.
В результативности вводного инструктажа большую роль играют такие факторы, как мастерство мастера производственного обучения, опыт прежней трудовой деятельности учащихся, отношение обучающихся к предмету. На уроках в подготовительный период обучения создание ориентировочной основы действий обучающихся обеспечивается путем личного показа и объяснения мастером трудовых приемов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или ее части. Ориентировочная основа действий обучающихся строится репродуктивно, по принципу «Делай, как я». Все это еще раз подчеркивает важность умения мастера педагогически грамотно, ярко и доступно осуществить личный показ трудовых действий. Готовясь к показу приемов и способов выполнения трудовых действий, следует отобрать только те приемы и способы выполнения работ, которые для обучающихся на данном уроке являются новыми.
Применение учебно-технической документации при вводном инструктаже. Инструкционные карты. Их использование.
Важным элементом урока является разбор технической документации, которой будут пользоваться обучающийся на уроке: рабочих чертежей, технологических карт, инструкций, монтажных схем, карт наладки, алгоритмов выполнения действий. Необходимы тесные контакты мастера с преподавателями специальных и общетехнических предметов. Идеально, когда обучающийся на уроках производственного обучения в процессе выполнения учебно-производственных работ пользуются чертежами, отрабатывают технологические процессы и алгоритмы, изученные перед этим на уроках специального предмета. При этом необходимо тесно связывать теорию и практику.
Необходимо так организовать деятельность, чтобы карта органично была включена в процесс инструктирования.
Предупреждение ошибок обучающихся.
Рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов является важным фактором реализации одной из важнейших дидактических целей вводного инструктажа – научить обучающихся правильному и качественному выполнению изучаемых трудовых приемов и способов. Здесь следует указать три момента.
Во-первых, обращая внимание обучающихся на ошибки и дефекты в работе, которые чаще всего допускаются в процессе упражнений, мастер не должен показывать, как «выглядят» эти ошибки. В противном случае обучающиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, нередко начинают выполнять трудовые приемы так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.
Во-вторых, искусство мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, чтобы содержание и методика его были направлены, прежде всего, на предупреждение возможных ошибок, затруднений, дефектов в работе обучающихся, а не только на их указание и анализ. Это одно из важнейших требований к инструктированию обучающихся.
В-третьих, по мере накопления опыта обучающимися, их все больше и больше следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения. Этой линии в тактике и стратегии педагогической деятельности мастер должен придерживаться на всех этапах производственного обучения.
При рассмотрении вопросов организации рабочего места, подготовке к работе, правил безопасности важно наряду с указаниями «что делать» дать обучающимся четкие рекомендации «как делать», «почему так, а не иначе», чтобы обучающиеся воспринимали не только устные указания мастера, но и наглядно представляли, как должно это делаться в действительности и почему. Лучшей иллюстрацией правильной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера. Не меньшее значение имеет воспитание у обучающихся привычки правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Необходимо, чтобы обучающиеся твердо знали и всегда придерживались установленных правил и требований.
Воспитывая у обучающихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе, мастер тем самым воспитывает у них эти качества в более широком понимании: если обучающихся аккуратен в работе, он аккуратен и в быту; порядок и четкость в работе приучают его к порядку и логичности в мышлении.
1.3. Текущее инструктирование, особенности его проведения на различных периодах обучения
Цель – сформировать навыки безопасности и правильного выполнения трудовых операций. На него отводится до 75 % времени.
Текущий инструктаж проводится при выполнении обучающимися работы (упражнений) и является, как правило, индивидуальным. Это – основный вид инструктажа, как при групповом, так и при индивидуально-бригадном обучении. Текущий инструктаж проводится по усмотрению мастера п/о или по просьбе обучающихся. Содержание текущего инструктажа не может быть полностью предусмотрено заранее, но часть текущего инструктажа должна быть задумана и продумана заранее до начала занятия. Наблюдая за работой каждого обучающегося, предвидя возможные ошибки и затруднения того или другого обучающегося мастер может своевременно оказать помощь нуждающимся в ней. Текущий инструктаж может быть и групповым, если у многих обучающихся обнаруживаются одинаковые пробелы, которые можно устранить фронтальным объяснением и показом.
Дополнительное инструктирование, повторный показ трудовых приемов на рабочем месте обучающихся.
Объем и содержание повторных показов и объяснений зависит от успешности выполнения упражнений обучающихся, от допускаемых ими ошибок и недостатков. Эффективность этого методического приема повышается, если такие повторные показы отрабатываемых трудовых действий мастер осуществляет непосредственно на рабочих местах обучающихся, допускающих ошибки. Эффективным методическим приемом руководства упражнениями обучающихся является перевод их на выполнение отрабатываемых трудовых действий в облегченных условиях.
Этой же цели служит применение тренировочных приспособлений тренажеров для первоначальной отработки двигательных приемов выполнения изучаемой операции. В ряде случаем характерным для упражнений в отработке отдельных трудовых приемов является непосредственное руководство (кондуктирование) мастером движениями обучающихся. Подобным методическим приемом пользуются при отработке трудовых приемов, включающих значительное количество взаимосвязанных сложных трудовых движений.
Используется методический прием, как предложение обучающихся проговорить вслух предстоящее действие, попутно поясняя его сущность. При этом проверяется представление обучающихся о том, что он должен выполнить и таким образом подводит обучающихся к осознанному выполнению упражнения.
Методическим приемом является специальная отработка отдельных трудовых движений действия. К этому же типу методических приемов относится отработка определенной последовательности трудовых действий, когда такая последовательность строго определена технологией изучаемого процесса. Такие упражнения проводятся на уроках, построенных по структуре прогрессивной последовательности.
Непременное правило – обучение и приучение обучающихся всегда правильно выполнять трудовые приемы и способы с самого первого дня и до окончания процесса обучения. Правильность выполнения трудовых приемов и способов, как критерий оценки учебно-производственных успехов обучающихся, должен быть ведущим всегда.
При проведении упражнений широко используется явление переноса навыка. Перенос навыка является способом актуализации предыдущего опыта обучающихся.
Дидактическая структура текущего инструктажа:
Формирование (отработка) новых способов действий.
Содержание: упражнения обучающихся в освоении трудовых приемов и в отработке трудовых операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся мастером.
Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действия.
Содержание: упражнения обучающихся в отработке процессов. Упражнения обучающихся в управлении технологическими процессами. Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся мастером. Накопление производственного опыта обучающихся. Развитие творческих способностей.
Цель упражнений, их место в отработке трудовых приемов в учебном процессе.
Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений – целенаправленное и многократное проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.
Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.
Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением механизмами и машинами, необходимо использовать теоретические знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками. Поэтому целесообразно использование специальных тренировочных устройств. Типа тренажера для выработки таких элементарных двигательных навыков и умений. Тренажеры, применяемые для подготовки рабочих водительских профессий, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения, но и имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения. Специальные приборы фиксируют на пульте все действия обучаемого, что дает тому возможность реагировать на сигналы и вносить поправки и изменения в процессе выполнения приемов. Упражнения в освоении трудовых приемов проводятся не только на начальных, но и на более поздних этапах производственного обучения, когда обучающимуся предстоит переходить на обслуживание новых, незнакомых им технических объектов, а также осваивать новые технологии выполнения работ, осваивать применяемые на современных высокотехнологических предприятиях передовые приемы и методы труда.
Продуктивный характер проверки знаний и умений обучающихся. Роль и место показа трудовых приемов мастером. Их отбор.
Одним из существенных способов руководства упражнениями является повторный показ мастером отрабатываемых обучающимся трудовых приемов и способов изучаемой операции. Объем и содержание этих показов зависят от успешности выполнения упражнений обучающихся, от допускаемых ими ошибок и недостатков. Эффективность этого методического приема повышается, если такие повторные показы мастер осуществляет непосредственно на рабочих местах обучающихся, допускающих ошибки.
Весьма эффективным методическим приемом руководства упражнениями обучающихся является перевод их на выполнение отрабатываемых трудовых действий в облегченных условиях. Такие применения тренировочных приспособлений – тренажеров для первоначальной отработки двигательных приемов выполнения изучаемой операции.
Характерным для упражнений в отработке отдельных трудовых приемов является непосредственное руководство (кондуктирование) мастером движениями обучающихся. Этим методическим приемом пользуются при отработке трудовых приемов, включающих значительное количество взаимосвязанных сложных трудовых движений.
Хороший эффект дает такой методический прием, как предложение обучающимся проговорить вслух предстоящее действие, попутно поясняя его сущность. При этом мастер одновременно проверяет представление обучающихся о том, что он должен выполнить и также направляет обучающихся к осознанному выполнению упражнения.
Одним из методических приемов является специальная отработка отдельных трудовых движений этого действий. К этому же типу методических приемов относится отработка определенной последовательности трудовых действий, когда такая последовательность строго определена технологией изучаемого процесса. Такие упражнения проводятся на уроках, построенных по структуре прогрессивной последовательности. При проведении упражнений в освоении трудовых приемов может быть использовано явление переноса навыка. При этом освоенный ранее способ выполнения действий используется для отработки нового, сходного с ним по содержанию. Перенос навыка является способом актуализации предыдущего опыта обучающимися. Правильность выполнения трудовых приемов и способов работы – бесспорное требование к нормальному процессу производственного обучения.
Упражнение обучающихся в выполнении операций. Целевой характер обходов, их планирование.
Успех упражнений во многом зависит от организованного начала, что исключает потери времени на разные организационные мероприятия. Организованное начало урока – это важнейшее условие создания настроя обучающихся на результативную работу на уроке.
Руководство упражнениями, учебно-производственной деятельностью обучающихся в процессе урока, мастер осуществляет путем их текущего
Текущее инструктирование обучающихся мастером проводится индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования являются обходы мастером рабочих мест обучающихся, имеющие целевой характер. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест обучающихся мастер намечает для себя определенную цель инструктирования: проверить своевременность начала работы обучающихся; правильность выполнения отрабатываемых трудовых приемов и способов; организацию рабочих мест; рациональность способов пользования документацией; качество выполняемой работы. При каждом обходе рабочих мест обучающихся мастер следит за работой всех обучающихся, дает по ходу наблюдений необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание обучающихся на недостатки в их работе независимо от цели конкретного обхода. Но у каждого обучающигося он обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает возможность дойти до каждого обучающегося, что невозможно сделать, если наблюдать за всеми обучающимися в целом.
Кроме целевых обходов возможны и другие формы организации индивидуального инструктирования: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и дает указания обучающемуся, совершившему ошибку; мастер подходит к обучающимуся и дает указания и пояснения; обучающиеся сами подходят к мастеру и он инструктирует их на своем рабочем месте. Однако наиболее предпочтительной формой организации текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся.
Индивидуальное текущее инструктирование обучающихся мастер осуществляет, применяя методические приемы и способы общего характера: вмешательство в ход работы обучающихся, когда его действия могут привести к аварии или браку, а также грубых нарушений правил охраны труда; разъяснения, указания, убеждения, замечания, советы, повторный показ трудовых приемов и операций, личный пример – это основные методические приемы индивидуального текущего инструктирования; требования и указания, способствующие воспитанию у обучающихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту, оборудованию, энергии, воспитанию самостоятельности, ответственности. Все эти средства должны умело сочетаться.
Эффективное текущее инструктирование характеризует высокая принципиальность и строгость требований мастера к выполнению обучающимися правил организации труда, рабочего места, правил безопасности.
Инструктирование о способах самоконтроля.
самоконтроля тесно взаимосвязаны. Непосредственный самоконтроль особое значение имеет при первоначальной отработке трудовых действий. Во время текущего инструктирования мастер постоянно приучает обучающихся систематически контролировать свою работу. Проверяя выполняемую работу, необходимо выяснить, проверили ли ее обучающиеся сами, насколько умело они пользуются средствами контроля, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля своей работы.
Во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест обучающихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов.
Первый целевой обход проводится для контроля начала работы.
Второй – для проверки организации рабочих мест обучающихся.
Третий целевой обход мастер проводит, чтобы убедиться в том, что обучающиеся соблюдают охрану труда.
В процессе четвертого целевого обхода мастер наблюдает за правильностью выполнения вспомогательных операций. Далее название целевых обходов совпадает с названием основных операций выполняемого трудового процесса.
Роль своевременного предупреждения и устранения ошибок, допущенных обучающимися.
Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера производственного обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого обучающигося или бригады. Мастер п/о наблюдает, правильно ли обучающийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи, которые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер должен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если учащийся начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе, мастер переходит к беседе с обучающимися и объясняет причину ошибок или технологию производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых действий, так как необходимо еще раз показать правильное выполнение операций. Иногда обучающийся повторяет ошибки, после того как ему несколько раз показали выполняемые операции. В этом случае важно найти причину ошибок. Часто источником ошибок являются незнание теоретического материала, невнимание во время вводного инструктажа. Эти причины легко выявляются и устраняются. Иногда причины ошибок обнаруживаются в особенностях физиологического развития обучающихся: памяти, зрительного восприятия, выносливости и т.д.
Применение документов письменного инструктирования.
Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широко распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты – задания, информационные карты.
При разработке инструкционных материалов следует учитывать, что они не являются простой памяткой, а служат средством организации познавательной деятельности. При этом текстовые, то есть словесные инструкции, лучше заменить картами со схематическим рисунком, схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий. Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно-технической документации – чертежи, схемы, технические условия, технологические карты, инструкции по настройке и наладке оборудования. В этом случае обучающийся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, в частности техническими справочниками.
Основные виды документации письменного инструктирования :
— Инструкционные карты – применяются при изучении операций, раскрывают рациональную последовательность, правила, средства, способы контроля и самоконтроля, выполнения трудовых приемов, составляющих операцию;
— Инструкционно-технологические и технологические карты – применяют при выполнении работ комплексного характера, раскрывают технологическую последовательность, режимы, технологические требования, средства и рациональные способы труда, при выполнении учебно-производственных работ;
— Учебные алгоритмы – применяются при обучении обучающихся обслуживанию, диагностике неисправностей, наладке, регулировке сложного оборудования, содержат четкие правила и последовательность работы в различных типичных ситуациях;
— Карта-задание – применяются при обучении обучающихся в сложных производственных условиях; содержат задание по изучению устройства и работы сложного производственного оборудования; способы его обслуживания, наладки, регулировки, а также обобщение накопленного опыта.
Такие карты представляют особую ценность, когда технологические переходы в них иллюстрированы не эскизами, а натуральными объектами
(образцами) работ, обработанными, выполненными на соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте большую наглядность и действенность, так в этом случае обучающиеся не только руководствуются картой, но и имеют возможность сравнить выполняемую работу с образцом.
Режим упражнений, чередование труда и отдыха, проведение физических пауз.
Проводя текущее инструктирование важно обеспечить правильный режим труда и отдыха учащихся, так как зачастую причиной ошибок обучающихся является их утомление. Состоятельность, смена видов занятий, способствуют более прочному запоминанию учебного материала.
Мастеру необходимо чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами.
1.4. Заключительный инструктаж, его содержание и порядок проведения.
Цель – на основе анализа успехов и недостатков проведенного урока показать обучающимся, чему они научились, насколько продвинулись в освоении профессии, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепит успехи.
Функции заключительного инструктажа – контроль и оценка усвоения практических знаний, умений и навыков. Продолжительность заключительного инструктажа зависит от конкретной ситуации и на него отводится до 10 % времени урока. Если обучающиеся все справились с заданием и качество работ хорошее, то инструктаж может быть коротким. Если, овладевая умениями, учащиеся сделали много ошибок, то инструктаж проводится более обстоятельно. Прежде всего, делается анализ ошибок, затем обобщаются причины, ведущие к ошибкам в практической деятельности. Можно рекомендовать еще раз детально показать весь трудовой процесс с обоснованием применяемых способов деятельности. После этого следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе работы большое количество ошибок, и еще раз попросить их повторить приемы и способы выполнения операций. Для закрепления технологии проведения электромонтажных работ можно дать обучающимся задание: по памяти составить инструкционную карту на выполнение работы.
Форма проведения инструктажа – фронтальная, так как работают все обучающиеся.
Заключительный инструктаж – это составная часть урока, его
содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения, коллективная форма работы с обучающимися. И чем активнее в его проведении вовлечены обучающиеся, тем больший эффект он дает.
На заключительный инструктаж выносятся следующие вопросы: сообщение о выполнении цели урока; анализ успешности выполнения упражнений; разбор типичных ошибок и характерных недостатков; рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения обучающимися правил охраны труда; использование рабочего времени; сообщение оценок; темы следующего урока; выдача домашнего задания.
Для повышения эффективности заключительного инструктажа руководствуются следующими рекомендациями:
— на первый план всегда ставить подведение учебных задач урока, то есть чему научились обучающиеся;
— продавать заключительному инструктажу обучающий характер, то есть строить его так, чтобы обучающиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
— вовлекать всех обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполнения учебно-производственных заданий;
— анализ итогов урока проводить всесторонне; выставляемые оценки аргументировать; не упрекать обучающихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.