вязьма храмы и церкви
Панель авторизации
Вязьма достопримечательности Автор: Юлия
Храмы Вязьмы
Храмы в Вязьме издревле являлись особенной достопримечательностью, которой вязьмичи гордились по праву, ведь до Октябрьской революции в нашем городе насчитывалось около 24 церквей. Исторические события, что непосредственно затронули Вязьму во время революций и войн, не прошли бесследно и для храмов, большинство из которых являлись уникальными памятниками архитектуры. В настоящее время в Вязьме насчитывается около десятка сохранившихся храмов, не считая новоделов, возведенных в постсоветский период.
Храмы Вязьмы Смоленской области
Сохранившиеся храмы Вязьмы имеют очень давнюю историю, и этим, они особенно интересны проезжающим через наш город туристам и православным паломникам. Каждая церковь, монастырь или храм в Вязьме, это старинные постройки с уникальной архитектурой, которые по-своему завораживают своим величием и красотой.
Вряд ли кто-то останется равнодушным, после посещения таких святынь, как Иоанно-Предтеченский женский монастырь по ул. Докучаева, 48а. Там, при монастыре, расположен красивейший храм Одигитрии. По всей России уцелело всего семь трехшатровых храмов, и один из них находится в Вязьме!
Уцелевший храм Преображения Господня расположен в Страховом переулке, 4. После восстановления и реставрации, храм Преображения стал истинным украшением улиц в районе Нахимовского сквера.
Сохранился в городе и храм Петра и Павла по адресу по адресу пер. 3-го Интернационала, 1, который вызывает неподдельный интерес у ценителей барокко. Петропавловский собор долгое время был в запустении, и лишь недавно, Вяземская епархия обратила свое внимание на бесценный памятник архитектуры, чудом сохранившийся до наших дней.
Церковь Рождества Христова (Ямская церковь) по улице Крупской также, как и многие храмы, осталась в своем первозданном виде, хотя два года тому назад, ее открыли для прихожан.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы тоже один из немногих сохранившихся храмов расположен по адресу Советская площадь, 3. В настоящее время там располагается Вяземский историко-краеведческий музей, но вероятно, не за горами его выселение и использование храма по его прямому назначению.
Очень интересна Екатерининская церковь, что расположена по ул. Докучаева. Храм, подобный Екатерининскому, мог вполне вписаться в архитектуру таких городов, как Петербург или Москва, но ее силуэт по-прежнему украшает наш город, символизируя его былое богатство и славу.
Свято-Троицкий Кафедральный собор является главным храмом нашего города, и располагается по адресу: Нагорный переулок, 1. Троицкий собор в последнее время получил широкую известность, благодаря недавним археологическим раскопкам и истории строительства на Соборном холме.
Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня еще один сохранившийся в Вязьме храм, что относится к архитектурному ансамблю бывшего Аркадиевского женского монастыря. В настоящее время, после выселения библиотеки, постройки были переданы Вяземской епархии.
Кроме всего вышеперечисленного, в Вязьме имеются и храмы современной постройки, такие как, часовня Аркадия Вяземского, Часовня Троицы Живоначальной, церковь Назарянина, Церковь Сампсона Странноприимца при Вяземском доме для престарелых, Церковь Герасима Болдинского при СИЗО № 2, часовня Троицы Живоначальной на Вяземском машиностроительном заводе и церковь Александра Невского на Вязьма Брянской.
Фото городских храмов Вязьмы с высоты
А для тех, кому хочется полюбоваться величием вяземских храмов с высоты, предлагаем заглянуть в наш фотоальбом. Автор фото отец Олег.
Как видите, наш город богат святынями, куда можно сходить не только на экскурсию, изучая историю православия, но и побывать на службе, где духовно обогатившись, попросить помощи у высших сил для нашего постоянно разрушающегося города.
Вяземская епархия
Русская Православная Церковь
О епархии
Контактная информация
В Вяземской епархии действует 2 монастыря, 49 приходов
Клир Вяземской епархии составляет – 40 человек (монашествующие и белое духовенство)
Поделиться:
Правящий архиерей
Православный календарь
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.
7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вязьма
Вяземская Епархия Русская Православная Церковь
Святыни
Иверская икона Божией Матери
Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы
Каждый вторник в 17:00 в Свято-Троицком соборе соборно читается акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ея «Иверская».
Иверская икона Божией Матери
Одной из наиболее чтимых святынь Вязьмы и Вяземского благочиния является Иверская икона Божией Матери.
Известно, что уже с 1750-х годов, со времени чудесного прославления в Москве чудотворной Иверской иконы Божией Матери, вязьмичей занимала мысль посвятить и поручить свой город покровительству и заступлению Иверской иконы Божией Матери. Но сколько ни старались это осуществить, на деле встречалось много препятствий тому.
Наконец, в 1765 году вяземские купцы, два брата Калачниковы, по совещании с купцами Фатовым и Гайдуковым, решились, преодолев все препятствия, исполнить давнишнее благочестивое желание свое и всех горожан. Для этого, в июне месяце, помолясь в соборе Господу Богу и приняв от протопопа Василия Афанасьева благословение, провожаемые всеми горожанами, отправились они в Москву, где сделали список с чудотворного образа Божией Матери «Иверская». Митрополит Московский и Калужский Тимофей освятил и благословил образ и 25 июля купцы вернулись с ним в Вязьму. Духовенство и народ, монашество и почетные граждане с большой радостью встретили святыню в 10 верстах от города, пали пред ней на землю, молились и благодарили Господа Бога за успех общего дела. С молитвой и под звон колоколов всех вяземских храмов, внесли святыню в город и торжественно поставили в Свято-Троицком соборе. Позже чудотворный образ Пресвятой Богородицы был украшен богатой ризой. 25 июля, день в который была принесена в Вязьму Иверская икона Божией Матери, торжественно вспоминался и праздновался вязьмичами ежегодно.
Со времени принесения в Вязьму Иверской иконы Божией Матери, для Свято-Троицкого собора начался новый период славного существования. И прежде собор был главным местом молитвенного прибежища для вязьмичей в дни воскресные и праздничные, но с 1765 года он сделался уже центром народного стечения уже и в будние дни. И, как гласит предание, собор ежедневно, с утра до вечера, наполнялся богомольцами. Не только жители Вязьмы, но и жители всего Вяземского уезда часто молились здесь пред образом Пресвятой Богородицы. Набожные же вязьмичи взяли за правило во все случаи домашней жизни благочестиво принимать к себе в дома Иверскую икону Божией Матери, и свою радость и свое горе растворять молитвой перед Ней. Праздновал ли кто день ангела, вспоминал ли кто освящение и обновление дома, отправлялся ли кто в путь — всегда и во всяком деле дом хозяина освящался посещением Царицы Небесной. А в неделю Святой Пасхи, во время совершения крестных ходов, во всем городе ни один дом не оставался без посещения Иверской иконы Божией Матери.
С 2016 года по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия совершаются Пасхальные Крестные ходы с образом чудотворной иконы Божией Матери «Иверская».
Вязьма храмы и церкви
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (ДВОРЦОВАЯ). В 1654 году по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с Патриархом всея Руси Никоном. Им на окраине города был построен деревянный дворец около Калужской дороги (дворец сгорел в 1812 году). И прожил он в городе Вязьме около года и тогда считалась Вязьма негласной столицей всей Руси.
В 1655 году в знак благодарности он приказал вблизи дворца построить храм Во имя рождества Христова (в народе эта церковь была названа Дворцовой). Церковь стояла, где сейчас находится дом № 15 по улице 25 лет Октября. Храм был срублен за 3 месяца.
В 1677 году Алексей Михайлович подарил образ иконы Колочинской Божией Матери.
В 1740 году деревянная церковь была разобрана и на месте ее в 1745 году на средства купца Лютова Ивана Федоровича была построена каменная церковь и им же был поставлен иконостас в 1751 году.
Этот храм был трехпрестольный, холодный, Во имя Колочинской Божией Матери и Митрополита Алексея.
Храм состоял из четверика, сильно вытянутого кверху и разделенного на две неравные части поясом, который переходил на пятигранную апсиду (алтарь) и на двухэтажный придел, который делился тоже пополам. Сверх храма на четырехскатной крыше был расположен световой восьмерик, на нем тоже расположен малый восьмерик, в котором оконные проемы расположены по сторонам света. Заканчивал всю эту композицию малый купол на шейке. Придел был покрыт трехскатной железной крышей, на которой с западной половины ее с большими отступами от стен, возвышался восьмигранный ярус звона. Чередование его граней по ширине, небольшие арки посредине гладкой стены, ограниченной пучками пилястр и грузный широкий шпиль, вырастающий из лотковой кровли, придавали этому объему сходство с провинциальными барочными
храмами Белоруссии, либо Польши.
Окна в храме были в три яруса. На первом ярусе окна прямоугольные, без всякого убранства. Также такое окно и в приделе на первом этаже и чуть поменьше и в алтаре, второй и третий ярус в храме и в трапезной и алтаре на втором этаже ниличника украшены очень пышными верхами и по бокам окон с рядом балястинок; по-видимому, до войны 1812 года на первом этаже были такие же наличники. Также в притворе на втором этаже (под звонницей) окна без всяких наличников, как и в алтаре на первом этаже.
Крыша над самым храмом и пятигранном алтарем была покрыта чешуйками и покрашена в зеленый цвет, а сам храм отштукатурен и побелен.
Окружала храм высокая глухая ограда, прерванная тремя арками ворот с калитками по бокам. Между лопатками стену ограды слегка оживляли большие лежачие накладки с выкружками на углах.
В 1822 году Дворцовая церковь была причислена к приходской Богоявленской (Введенской) церкви.
А в 1888 году причислена епископом Нестером к Троицкому собору.
Также существует легенда, что от колокольницы к театру (находился на Советской площади) вел подземный ход.
В 1925 году В Дворцовой церкви было площади 80 кв. сажень, количество граждан, пользующихся – 500, посещаемость храма 100-150 человек. В этом же году при храме были: причислены к собору и службу вел соборный священник и обслуживающий персонал: церковный сторож – Кашин Александр Алексеевич, председатель совета – Кашин Владимир Алексеевич, члены совета – Ермолин В.Федорович, Леонтьев Александр Михайлович, Ромашов Федор Автономыч, Девкин Филипп Васильевич.
В 1934-35 годах в храме располагался кружок планеристов, а с 1937 года в храме был организован “Дом малютки”, где находились дети от 3 до 5 лет.
ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. На улице Ленина, где стоит дом № 29 стояла Пятницкая церковь.
Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1594 году. После Литовского разорения церковь стояла в запустении и была восстановлена только к 1677 году мирскими людьми.
В 1746 году на месте деревянной церкви строится каменный храм на средства купца Александра Александровича Пенезева. Престолов в ней было три: холодный, в память воздвижения Креста Господня, теплых: во имя святых Иакима и Анны и святой великомученицы Параскевны, нарекаемой Пятницей.
Храм состоял из слегка вытянутого двухсветового четверика, на котором на четырехскатной крыше был расположен световой восьмигранный барабан, сверх которого на шейке восседала луковица купола с крестом. С востока к храму примыкала вытянутая в ширину пятигранная абсида (алтарь), к храму с запада был пристроен придел; он шире храма в три окна и сверх него фронтон, на крыше придела расположен световой барабан с куполом. К приделу с западной стороны примыкала трапезная, она – по ширине самого храма. К трапезной с севреной стороны пристроена трехярусная колокольня: первый ярус – четырхгранный, а два остальных – восьмигранные, на втором ярусе – окна по сторонам света, а на третьем ярусе – арочные проемы для звона. Колокольню завершала шатровая крыша с двумя рядами окошек и заканчивалась вся композиция малой главкой на шейке.
Храм был сделан из очень большого кирпича ручной работы и был отштукатурен.
В 1925 году площадь церкви Параскевы Пятницы была в 85 кв. сажень, количество пользующихся граждан – 350, посещаемость храма 150-200 человек. При храме были: священник Палубишный Петр Гаврилович, церковный сторож – Смирнов Николай Васильевич, председатель совета – Смирнов Петр Васильевич, члены совета – Зуев Семен Яковлевич, Зуев Алексей Семенович, Черкалев Антон Петрович, Фабрин Григорий Михайлович, Тахмиров Василий Григорьевич.
Во время оккупации в 1941-43 годах в храме находилась конюшня.
Разобран храм в 50-е годы ХХ века.
ПРИЛОЖЕНИЕ: « В 1627 году церковь святой великомученицы Параскевы, нарекаемая Пятницей, исстари бывшая ружная, а ныне строение мирских людей. Икона местная, образ святой великомученицы Параскевы, на золоте с деянием… Икона местная, Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте, двери царские, где Иисус на красках, да у той же церкви два колокола невелики, и та церковь от Литовского разорения стоит без пения (службы)».
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. На развилке
Двух дорог, ведущих вгорода Смоленск и Духовщину (ныне ул.Смоленская и улица Докучаева) на небольшом холме возвышалась деревянная церковь Козьмы и Демьяна ( Дмитрия) с приделом Бориса и Глеба
После 1627 года храм переименован в Николаевскую церковь.
«В 1646 году в ней приходских дворов было 39, а людей в них 29 человека мужчин, кроме того их сыновей 4 человека ( 1 – изв0зчик, 2 –стрельца, 1 – солдат), 38 человек детей, да 10 вдов; по занятиям: 1 – калачник, 3 – торгуют щепетильным товаром, 1 – дегтярник, 1 – масленник, 2 – гладильщика ( гладильщики – известные мастера на кожевенных заводах), 1 – сапожник, 2 – недоросля, 1 – кормится по миру, 1 – торгует мягким товаром, 2 – шубника, 1 – мясник, 4 – кузнеца, 2 – торгуют отъезжим всяким товаром, 1 работает черною работою, 3 – свечника, 1 – рукавичник, 1 – овчинник, 1 – лапотник, 1 – стар промыслу отбыл, 1 – хлебник, 2 – вдовьих сына- сапожники, 1 – кузнец, 1 – ушел без вести, у одной вдовы зять живет во дворе и торгует отъезжим щепетильным товаром»
В 1692 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм на средства купцов Онисима Фокина, да сына Коноплина И.Т.
В 1756 году был пристроен придел /во имя Иоанна Воина/ на средства купцов Гаврилой Онисимом Коноплиным и Федором Трофимом Юдичевым.
Храм был четырехпрестольный, холодный, во имя св.Николая Чудотворца с приделами: в честь иконы Скорбящей Божией Матери (ранее была Бориса и Глеба) и во имя великомученика Иоанна Воина и Козьмы и Дмитрия.
Храм состоял их четверик, украшенного поясом из четырех ложных кокошников и с четырехскатной крышей, на световом барабане возвышалась его единственная глава, с востока к храму пристроена пятигранная апсида. С запада к храму примыкает придел, сверх которого на двухскатной крыше расположен световой барабан с куполом и окна в два яруса: первый ярус окон- арочный, а второй – круглый. Два боковых придела находятся чуть пониже основной церкви и завершаются односкатной крышей, на которой стоит восьмерик, сверх которого на небольшом круглом барабане находится купол. С западной стороны к приделу примыкает восьмигранная трехярусная колокольня с убывающими ярусами, завершающаяся тоже малым восьмериком, сверх которого на шейке восседает главка купола.
Перед 1917 года в храме служил отец Сергий, он очень любил хожить на рыбалку на реку Бебря и часто опаздывал на службу, ходил он по небольшому переулку (сейчас это улица Докучаева, около ветлечебницы и назвали тогда этот переулок “Тупик отца Сергия”.
Вокруг церкви была ограда кованая на каменном основании столбы, также были двое ворот. Одни выходили на улицу Смоленскую, другие – на Духовщинскую ( Докучаева). Те ворота были прочные, состояли из: арки, закругленной кверху в середине, а сверху были квадратные три выступа, в среднем располагалась икона святого Николая Чудотворца. С правой стороны к арке располагалась церковно-приходская школа на 50 мальчиков и 50 девочек, срок обучения был 3 года обучения.
А 1925 году к храму при надлежала площадь в 105 кв.сажень. Количество граждан пользующихся – 600, посещаемость храма 200-300. В этом же году при храме были: священник – Воночков Сергей Флорович, Лебедев Павел Павлович, церковный сторож – Хохлов Нил Иванович, председатель совета – Хохлов Григорий Парфенович, члены совета – Щепочкин Николай Павлович, Хохлов Аркадий Сергеевич, Пувенкин Алексей Андреевич.
В 1941 году при отствуплении наших войск Николавеская церковь была взорвана, так как в ней находилась пекарня и после жители города ходили разгребать руины и доставали из них буханки хлеба.
Смоленские Епархиальные ведомости 1882 год № 21 С.572-573
Смоленские Епархиальные ведомости 1889 год № 2 С.65
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ на Фроловском кладбище. В конце улицы Перновского полка расположено Фроловское кладбище, на нем, на центральной аллее, с правой стороны окруженной оградой стоял каменистый храм с колокольнею. Построенный в 1793 году на средства купца Чамова. В нем: престолы во имя архидиака Стефана и во имя святой великомученицы Варвары. Кладбище было засажено, в основном, яблонями.
В 1925 году при храме земли было 70 кв. сажень, а посещаемость храма – 100 человек.
В начале января 1930 года была закрыта церковь и передана под склад «Союзхлебу».
Уже во время второй мировой войны церковь была частично разрушена, а совсем была разобрана во второй половине 1950-х годов.
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» на Воскресенском кладбище. На Дмитриевой горе на улице Парковой, где сейчас дом № 4, находилась каменная церковь в честь иконы Божьей матери «Живоносный истоник» с теплым приделом в память Рождества Иоанна Предтечева. Построен сей храм был на средства купца Калашникова в 1785 году.
От храма через дорожку с южной стороны находилась каменная колокольня.
После войны 1941-45 годов, где сейчас памятник Горецкому, там сохранились три каменных столба с остатками кованной ограды. По этому фрагменту можно сказать, что кладбище было обнесено каменной оградой с кованными пролетами. Также вокруг кладбища был вырыт ров.
С восточной стороны кладбища располагалась еврейское старое кладбище, вытянутое в длину и обнесенное также рвом. За ним опять расположилось новое православное кладбище. На старом Воскресенском кладбище, в основном, были посажены кусты сирени.
В 1925 году при храме земли было 65 кв.сажень.
Примечание: По духовному завещанию умершего в 1871 году Вяземского Почетного потомственного гражданина Игнатия Неронова получила кладбищенская церковь Божьей Матери «Живоносный источник» 300 рублей, каковая сумма внесена на вечное время в кредитное учреждение с правом получения церковью процентов за поминовение Неронова.
Литература:
Смоленские Епархиальные ведомости за 1871 год № 10, С. 119-120
ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ на Троицком кладбище. Там, где сейчас находится машиностроительный завод, до войны 1941-1945 годов, находилось Троицкое кладбище с каменной церковью Владимирской Божьей Матери с приделами теплыми: во имя святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика Пантелеймона, построенный в 1795 году на средства купца Ивана Михайловича Лютова.
Храм состоял из четверика, сверх которого располагался световой восьмерик, на нем возвышался малый восьмерик и завершала всю эту композицию позолоченная шаровидная главка на шейке. С востока к храму примыкала пятигранная апсида (алтарь). А с западной стороны к храму примыкали приделы. Они были шире самого храма, и в них с южной и северной стороны были отдельные входы в каждый придел. К приделу с западной стороны примыкала трехярусная колокольня, ее завершала такая же главка, как и на самом храме. А по бокам от колокольни на стене придела были выделаны по кресту из кирпича. Цвет храма был красный с белыми деталями.
Кладбище было, в основном, засажено яблонями.
В 1921 году при церкви на Троицком кладбище было земли 75 кв.сажень, а посещаемость храма 150-200 человек.
Храм начали разрушать еще до 1941 года, а колокольня использовалась как каланча разместившейся поблизости пожарной части.
Примечание: Но постройку новой сторожки при кладбищенской Владимирской церкви г.Вязьмы от прихожан оной пожертвовано 1000 рублей.
Литература:
Смоленские Епархиальные ведомости за 1889 год, № 20, С.890
ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ.
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Вяземской мужской гимназии.
При Александровской Вяземской мужской гимназии, по мысли директора гимназии, И.Е. Сироечковского, благодаря его хлопотам и заботливости, основана была в 1876 году церковь во имя святого великого и благоверного князя Александра Невского, имя которого носит высокий покровитель гимназии. Его императорское высочество, наследник, цесаревич, великий князь Александр Александрович.
На устройство церкви было пожертвовано: преподавателями гимназии 212 рублей, учениками 197 рублей 55 копеек, от Вяземского общества через городскую главу И.А.Ерохова – 200 рублей, от разных посторонних лиц – 287 рублей 80 копеек, от неизвестного лица – 100 рублей, от Адольфа Ивановича Герна – банковский билет в 100 рублей. Всего к началу постройки церкви с процентами по купонам серий было 1,111 рублей 45 копеек. Но расход при постройке ее оказался гораздо больше и недостающую сумму – 472 рубля по ходатайству директора гимназии, земство покрыло из суммы запасного капитала Александровской гимназии.
Храм устроен в верхнем этаже гимназического здания (в бывшем актовом зале) и в 1876 году 28 августа был освящен. Обязанность церковного старосты исполнял письмоводитель гимназии А.В.Александров. В 1880 году хозяйственным комитетом старостой церкви избран был 2-й гильдии купец И.А.Цветков, пожертвовавший на устройство и благолепие храма 1062 рубля 25 копеек.
Из икон церкви укажем на икону Спасителя, находящуюся в алтаре над жертвенником, пожертвованную преподавателями и учениками гимназии в память благополучного выздоровления Его Императорского Высочества Государя наследника, цесаревича, Высокого покровителя Александровский гимназии и с надписью: « Усердием учащих и учащихся 9 января 1873 года». Также были картины: «Моление о чаше» и «Снятие Спасителя со Креста». Первая – в самой церкви над плащаницей. Обе эти картины написаны бывшим учителем рисования Александровской гимназии В.Я.Ивановым. Последняя пожертвована им, а первая написана по заказу, старостой гимназической церкви И.А.Цветковым.
Собранные деньги в тарелочном сборе идут на оплату диакону приглашаемому из приходской церкви за совершение службы при гимназической церкви Александра Невского.
Гимназия находилась на углу улиц Просвещения и Покровского (Гимназическая улица).
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО.
Домовая церковь находилась на соединении двух улиц: Стачечной и Докучаева (большая Гайдуковская и Духовщинская), около дома № 33
Вяземская богатая землевладелица, госпожа Пельт, пожертвовала Свято-Троицкой женской общине около деревни Минина Фомищевской волости Вяземского уезда (ныне Торбеевский сельский округ Новодугинского района) двухэтажный каменный особняк с двумя флигелями на улице Духовщинской в г.Вязьме.
В сем доме на средства Свято-Троицкой женской общины была устроена церковь в честь Святителя Алексия Московского в начале ХХ века.
В 1918 оду дом национализировали, а в 1925 году, как бесхозный, разобрали на стройматериалы.
ЦЕРКОВЬ СИМЕОНА СТОЛПНИКА находилась около Духовской церкви (площадь Ефремова). В 1630 году, в церкви Симеона Столпника, деревянной, клецкой, были иконы: икона местная Симеона Столпника, на золоте, ткона местная Образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте. У Пречистыя Гривна серебряная, позолоченная, у младенца Иисуса венец жемчужный, лазоревой краски, двери царские, и праздники, и пророки на золоте, да в трапезе, где Иисус на празелени, а у той церкви всякое строение церковное, церковь мирских людей приходких, а у тех церквей (имеется в виду Духовская церковь) служит поп Савва Семенов.
ЦЕРКОВЬ ПРИ ВЯЗЕМСКОЙ ТЮРЬМЕ.
При городской тюрьме, построенной по приказу Екатерины П, на улице Дмитриева гора, церковь называлась «Белая лебедушка».
Храм состоял из вытянутого с востока на запад четверика, сверх которого располагался малый четверик с куполообразной крышей и с крестом на шаре. Вход в храм был с западной торцовой стороны для заключенных и с южной стороны, с первого тюремного двора, для прихожан. Также храм был разделен пополам решеткой: одна стороны для заключенных, а вторая – для прихожан.
ПОЛЬСКИЙ КОСТЕЛ
В 1868 году в стиле эклектики в г.Вязьме построили костел. Он располагался на улице 1Мая (улица Леляновская), перед домом № 2 (городской суд). Его западный фасад, приподнятый над кровлей одноэтажного основного объема, выходил на красную линию улицы. Крутые контрфорсы по флангам и тяжелые скаты щипца были темными и выделялись на белом фоне стены, как т два высоких латинских креста, помещенных выше портала от уровня его арочных пят. Темная дуга между латинскими крестами огибала светлый равноконечный крест по оси портала. Стык скатов щипца, опиравшихся на ступенчатую аркатуру, занимала арочная эдикула, увенчанная высоким светлым крестом латинской формы. Окна в костеле прямоугольные, высокие, без всяких наличников. На двухскатной железной крыше размещены слуховые трехугольные окна.
В начале января 1930 года Вяземским городским Советом было принято решение о ликвидации имущества польского костела и передачи здания под пионерский клуб.
Примечание: В 1854 году в г.Вязьме римско-католиченского вероисповедания было 3 мужчины и 4 женщины.
ЧАСОВНИ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ
ЧАСОВНЯ ПРИ «УБОГОМ ДОМЕ».
Часовня находилась на Русятке, около моста. Состояла она из четверика, сверх которого была фигурная четырехскатная железная крыша с круглым барабаном, на котором восседал купол, часовня была каменная.
Из собора совершались крестные ходы в четверг на седьмой «седмице» после пасхи – за город, к часовне, называемой «Убогий дом», где, по преданию, погребены все умершие без покаяния, в часовне совершалась панихида.
ЧАСОВНЯ БЛИЗ ЕКАТЕРИНИНСКОГО КЛАДБИЩА.
Часовня каменная, располагалась на соединении улиц Докучаева (Духовщинская) и Пушкина (Грачевка), состояла из четверика, с трех сторон в ней были узкие, чуть закругленные окна, а с четвертой стороны – дверь. Крыша у часовни четырехскатная, сверх которой на шарике располагался крест. Внутри она была чисто белая. Разрушали ее примерно в 1936-37 годах.
ЧАСОВНЯ НА ЕКАТЕРИНИНСКОМ КЛАБИЩЕ.
В северо-восточном углу кладбищенской ограды, около улицы Докучаева (Духовщинская) располагалась круглая часовня. Она состояла из круглого цилиндра, на котором размещалась куполообразная крыша, на которой размещались шар с крестом. Вход в часовню располагался с западной стороны. Внутри, с право стороны от двери, находилась кружка с крышкой для сбора денег, а прямо на восточной стороне висела икона.