вязниковская икона казанской божией матери
Чудотворная икона Казанской Божией Матери до сих пор хранится в Вязниках
21 июля православные верующие празднуют День обретения Казанской иконы Божией Матери. В народе этот день также называют Казанская летняя. Эта икона не менее почитаема, чем наша родная, Владимирская. В июле празднуют первое явление чудесного образа: место ее нахождения явилось девятилетней Матроне Онучиной в 1579 году, после ужасного пожара в Казани. Ребенок указал на место, где из-под земли достали икону. Во времена Великой Смуты именно всеобщее обращение русских людей к этому образу Богородицы помогло освободить Москву. Казанская икона стала символизировать покровительство Божией Матери державе Российской.
В начале XVII века повсеместно было написано большое количество списков явленного Казанского образа, очень многие из них стали чудотворными. Так случилось и с двумя иконами, созданными преподобным Иоакимом Шартомским на Владимирской земле. Суздальский список Казанской Божией Матери, к сожалению, утерян, а вот в Вязниках чудесный образ, к счастью, сохранился. Но обо всем по порядку.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери в Вязниках. Фото: photobook33.ru
Всероссийская слава Вязников
Вязниковская Казанская икона была написана преподобным Иоакимом в Николо-Шартомском монастыре около 1622 года по заказу княгини Ирины Мстиславской из Вязниковской слободы. Подвижник этот был известен современникам не только тем, что был искусным изографом, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. Вскоре от вязниковской иконы стали происходить многие исцеления: «еже чудодейстовали и сил у еже целбу подаяти приходящим к тем с верою». До июня 1703-го было зафиксировано 270 исцелений, и вязниковская Казанская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 году паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. В память избавления от эпидемии холеры в 1892-м был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Вязников с чудотворной иконой.
Казанская церковь в г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com
Икона была богато украшена басменным окладом, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. Оставалась она в Казанском соборе вплоть до 1929 года, когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта того же года началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворная икона была сохранена одной из прихожанок храма.
Крестовоздвиженская церковь г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com
В годы Великой Отечественной войны Казанская икона Божией Матери была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время. Ныне Вязниковско-Казанская икона – чтимая святыня Владимирской епархии. Ее украшает серебряный чеканный оклад 1876 года, изготовленный московскими мастерами для другого образа.
Потеря в Суздале
Суздальская Казанская икона Божией Матери была написана преподобным Иоакимом по повелению Божией Матери, которая явилась иноку-иконописцу в монастыре. По указанию Богородицы икона была перенесена в Суздаль для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение города от врагов видимых и невидимых.
«Воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския» ежегодно праздновалось в Суздале 23 ноября по старому стилю.
Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению суздальский архиепископ Арсений произвел проверку их, и они официально признаны действительными. Суздальско-Казанская икона не отличалась большими размерами: она имела в длину около 25 см, в ширину – примерно 21 см. По свидетельству очевидцев, лик Богоматери был изображен превосходно и поражал свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона была вставлена в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресвятой Богородицы, например, явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преподобному Иоакиму и т.п.
Воскресенская и Казанская церкви в Суздале. Фото: lubovbezusl.ru
Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же. Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келью и начал проводить в ней по прежнему строго-подвижническую жизнь. Здесь он скончался и «положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». В 1728 году при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преподобным Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был глубоко в земле гроб этого иконописца. Суздальский епископ Иоаким повелел не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте.
Прах благочестивого инока Иоакима до сих пор хранится под западной стеной суздальской церкви Казанской Богоматери, образ которой он написал по откровению свыше. А местно-чтимая икона хранилась в соседней Воскресенской церкви до 1920-х годов. В послереволюционные годы после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и ее дальнейшая судьба остается неизвестной.
Татьяна Лысова
Заглавное фото: казанская-икона.рф
Икона Божией Матери Казанская (Вязниковская)
Казанская икона Божией Матери, именуемая Вязниковской, находилась в соборном храме города Вязники Владимирской епархии. Святая икона прославилась многочисленными чудесами. Верующие, притекавшие к Пресвятой Богородице с верой и упованием, получали от Ее образа исцеления и утешение.
В 1624 году по благословению Святейшего Патриарха Филарета было произведено расследование чудес по молитвам ко Пресвятой Богородице перед Ее Вязниковской иконой. Вот как свидетельствует об этом церковная летопись: «Лета от Мироздания 7132, а от Р. Хр. 1624, 11 октября, по указу великого государя Михаила Феодоровича и по благословению святейшего патриарха Филарета Московского и всея России, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами присланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери. 13 октября, во время Божественной литургии, последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону, который умом был поврежден и внутренним недугом болезновал многие годы. Тогда же во время молебного пения получила исцеление Владимирского уезда, Рождественского монастыря, деревни Насекиной крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним глазом несколько лет. Придя по обещанию к Пресвятой Богородице помолиться, она выпила святой воды, омыла глаза, после чего и прозрела. Означенный архимандрит был свидетелем этих чудес, приказал описать и прочие чудеса, бывшие от иконы Пресвятой Богородицы».
После произведенного следствия все случаи исцелений от святого образа подтвердились, и икона была признана чудотворной.
Почитание святыни в Благовещенском женском монастыре в г. Вязники
Вся история монастыря связана с образом Казанской Божией Матери, но почитаемой иконы в обители не было. Поэтому к десятилетию возрождения обители игумения Серафима заказала новую икону Казанской Божией Матери иконописцу Ирине Карповой.
В 2009 году, на празднование 10-летия возрождения обители, новая и старинная Казанская-Вязниковская иконы встретились. Старинную чудотворную икону приносили на праздник из Крестовоздвиженского храма.
А через некоторое время к игуменье обратились насельницы обители. Они заметили, что стекло киота новонаписанной Казанской иконы немного запотело. Однако вскоре стекло приняло прежний свой вид – поэтому сестры не придали случившемуся большого значения. И только когда в канун 15-летия возрождения монастыря обновляли убранство храма, чудо было явлено.
Когда сестры вынули из киота новую икону Казанской Божией Матери, краска на иконе на ощупь будто свежая, еще не подсохшая.капельку мира, обнаружили стекающую с облачения правого плеча Богоматери. А на обратной стороне стекла киота, где находилась мироточащая икона, отразился, как негатив на фотопленке, образ Богородицы с Младенцем.
Вязниковская икона казанской божией матери
Вязниковская Казанская икона Божией Матери
Вязниковская Казанская икона Божией Матери
Наиболее раннее описание Вязниковской иконы относится к 1702 г. Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пустынь).
При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».
Последнее описание Вязниковской иконы 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В настоящее время Вязниковская икона (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы.
Другой чудотворный список с Вязниковской иконы, находившийся до революции в Казанской церкви г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в библиотеке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т.Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед Вязниковской иконой, впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в церкви Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н.В. Гоголя.
Из других святынь следует отметить икону Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в которую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин».
В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в которую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна.
850-летие города Гороховец
21 июля 2018 г. в г.Гороховец по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила (Сычева) доставили для поклонения Чудотворный образ Божией Матери «Казанская» (Вязниковская). Встреча чудотворной иконы прошла у Свято-Казанского храма г. Гороховца в 8.30 ч. утра. Сразу же начался молебен и Крестный ход в Свято-Благовещенский собор по центральной улице города с участием митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, епископа Муромского и Вязниковского Нила и еще 5 архиереев. По окончании Крестного хода с Чудотворным образом Божией Матери во вновь отреставрированном Свято-Благовещенском соборе, после столетнего перерыва, началась первая Божественная Литургия. Русская икона.
Икона Богородицы Казанская (Вязниковская)
Празднование
История
Казанская икона Божией Матери, именуемая Вязниковской, находилась в соборном храме города Вязники Владимирской епархии. Святая икона прославилась многочисленными чудесами. Верующие, притекавшие к Пресвятой Богородице с верой и упованием, получали от Ее образа исцеления и утешение.
В 1624 году по благословению Святейшего Патриарха Филарета было произведено расследование чудес по молитвам ко Пресвятой Богородице перед Ее Вязниковской иконой. Вот как свидетельствует об этом церковная летопись: «Лета от Мироздания 7132, а от Р. Хр. 1624, 11 октября, по указу великого государя Михаила Феодоровича и по благословению святейшего патриарха Филарета Московского и всея России, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами присланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери. 13 октября, во время Божественной литургии, последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону, который умом был поврежден и внутренним недугом болезновал многие годы. Тогда же во время молебного пения получила исцеление Владимирского уезда, Рождественского монастыря, деревни Насекиной крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним глазом несколько лет. Придя по обещанию к Пресвятой Богородице помолиться, она выпила святой воды, омыла глаза, после чего и прозрела. Означенный архимандрит был свидетелем этих чудес, приказал описать и прочие чудеса, бывшие от иконы Пресвятой Богородицы».
После произведенного следствия все случаи исцелений от святого образа подтвердились, и икона была признана чудотворной.
ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование В. и. состоялось в Казанской ц. слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской ц. относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в окт. 1623 г. архим. владимирского Рождественского мон-ря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского мон-ря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).
Уже с 1-й пол. XVII в. В. и. приобрела общерус. известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647). Каменная соборная церковь, где впосл. пребывала В. и., была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской ц., у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую ц. (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875).
В. и. оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, нек-рые предметы попали в краеведческий музей. В. и. была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в наст. время.
Наиболее раннее описание В. и. относится к 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 18). Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).
При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».
Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы.
Др. чудотворный список с В. и., находившийся до революции в Казанской ц. г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в б-ке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т. Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед В. и., впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в ц. Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н. В. Гоголя.
Из др. святынь следует отметить икону Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в к-рую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин».
В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в к-рую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна.