выберите методы обучения рисованию

Методы и приёмы обучения рисованию

выберите методы обучения рисованию. Смотреть фото выберите методы обучения рисованию. Смотреть картинку выберите методы обучения рисованию. Картинка про выберите методы обучения рисованию. Фото выберите методы обучения рисованию Эльвера Батырова
Методы и приёмы обучения рисованию

Консультация на тему:

Методы и приёмы обучения рисованию

Прохождение материала Методы и приёмы обучения

Группа раннего развития. В первом полугодии дети учатся, координируя движения руки, целенаправленно рисовать линии в виде дуг, линии спиралевидного характера.

Во втором полугодии дети учатся простейшим изображению, намечая определённые дидактические задания, учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета Показ – как следует пользоваться карандашами, красками

Пассивные движения- ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью педагога

Чтение стихотворений потешек, песенок на занятиях важнейший методический приём- повышает положительное, эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом

Младшая группа. В первом квартале дети должны усвоить изображения предметов, используя умение рисовать прямые и округлые линии.

Во втором квартале, закрепляя навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетаний линий (деревья, ёлочки, клетчатый платок)

В третьем квартале начинается обучение новому формообразующему движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.

В четвёртом квартале дети рисуют предметы знакомой формы, в основном проводятся занятия рисованием по замыслу. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется

информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием

действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой,

играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое

обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Средняя группа. В первом квартале дети закрепляют знания полученные ранее, и учатся рисовать предметы овальной формы и круглой формы,а так же различать их.

Во втором квартале дети учатся различать и рисовать формы круглые, овальные, треугольные, прямоугольные. Развивают эстетическое восприятие и вкус.

В третьем квартале вводятся занятия декоративным рисованием. Изучаются элементы узора.

В четвёртом квартале новый материал не предусмотрен закрепляются ранее усвоенные знания и их свободное применение. В средней группе для лучшего воспроизведения образа используется метод наглядности,могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях,где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д

Старшая группа. В первом квартале дети закрепляют знания, умения и навыки полученные ранее. Далее в старшей группе дети рисуют человека

Во втором квартале вводятся коллективные работы

В третьем квартале наряду с изображением предметов дети учатся рисовать животных, совершенствуется изображение человеческой фигуры.

В четвёртом квартале дети учатся самостоятельно отражать впечатления получаемые из окружающей среды Метод показа ребёнку, как нужно рисовать, используется широко,но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д.

Подготовительная группа. В первом квартале предусматриваются как новые знания и умения,так и закрепление ранее усвоенных. Так же применяются занятия по замыслу детей, иллюстрирование сказок.

Во втором квартале применяется декоративное рисование, оно строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, и вылепленных из глины.

Методы и приёмы обучения рисованию во всех возрастных группах.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Наиболее доступным видом изодеятельности для детей этого возраста является рисование. Важно вызвать интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами. Следует обращать внимание детей на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, кистью, фломастером, проводить по нанесенным на бумагу линиям пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая вопросы типа «А где у рыбки хвостик?». Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение известными ему деталями. Необходимо побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, что приведет к осознанному созданию изображению. По мере овладения рисованием карандашами можно давать детям краски и кисть.

Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулке, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообразно рисовать палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой. Рисование должно быть свободным, т. е. не следует торопиться с обучением детей изображению предметов определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспитатель. Это сужает тематику изображений, которые может создать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получат возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее. Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность свободно отражать в рисунке то,что захотят: содержание рисунков становится более разнообразным, интересным. Дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, заяц и др., которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы, как правило, не получается.

Для успешного овладения рисованиемважно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое, цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого их количества, однако сам воспитатель должен их называть. Это даст возможность детям узнавать и запоминать больше цветов.

Одна из главных задач воспитателя – учить детей правильно держать карандаш, кисть,фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами.Для ребенка это задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться все правильно, чтобы получилось красиво.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

У детей этого возраста необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.

Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении). В процессе восприятия предметов воспитатель побуждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треугольная, цвет; учит различать и называть не менее пяти-шести цветов. В результате у детей возникает желание выбрать предмет определенной формы, цвета и т. д. следует поощрять дополнение созданного изображения рассказом, стремление услышать оценку своего труда взрослым, проявление интереса к рисункам других детей.

В этом возрасте под руководством воспитателя дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки, состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка, а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого нужно учить детей формообразующим движениям в рисовании, для чего очень важно включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать предмет или все его части, имеющие одинаковую форму. Так детей подводят к овладению обобщенными способами изображения.

Детей этого возраста учат рисовать предметы, имеющие одну часть (с них начинают) или несколько частей. Предметы, предлагаемые детям для изображения, могут быть разными. Их может предъявлять воспитатель, дети могут выбирать их сами по своему желанию. Это увеличивает их интерес, желание заняться рисованием. Усиливают интерес к рисованию включение сказочных образов (колобок, репка, создание игровых побудительных мотивов. На занятиях следует побуждать детей к созданию нескольких изображений, чтобы легче запоминать способы рисования и затем действовать свободнее и увереннее.

В результате многократного изображения одних и тех же и разных предметов рука малыша становится все более умелой, уверенной и свободной, что позволяет ему создавать более сложные изображения.

Успешное овладение изодеятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок).

Детей четвертого года жизни необходимо учить правильно сидеть, т. е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение, не затруднялось дыхание, не стеснялись движения,правильно держать карандаш и кисть: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу.

В процессе занятия рисованием деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, загадками, музыкой. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Внимание детей обязательно надо обращать на выразительные средства.

У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме, называть форму, цвет (и его оттенки, величину (как предмета в целом, так и частей). На одном занятии целесообразно предлагать рисовать не один, а несколько предметов одинаковой формы. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют их величину и положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества. Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами. Для этого можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком стоят такие задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво,ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении – сверху вниз, слева направо или по косой.

Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т. д.). Можно предлагать им рисовать то, что они сами захотят (по замыслу).При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу – полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа – лесная полянка, море, снежное поле и т. д.

Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату.

Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, а увеличить нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок).

Изобразительная деятельность детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться интерес к этой деятельности. Сенсорный опыт ребенка обогащается, развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия. Детей уже можно обучать передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение частей по величине относительно друг друга. Учиться этому необходимо для того, чтобы научиться изображать персонажей и сюжеты сказок, картины природы, разнообразные строения, животных и др. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости, могут менять положение. Взрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве. Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги,на котором они создают рисунок должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий, лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину, то лист следует расположить по горизонтали. Только так рисунок будет выглядеть красиво. Располагая изображение на листе,дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа, однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, их необходимо знакомить с разными приемами рисования, разными изобразительными материалами. Дети старшей группы при создании изображений используют приобретенные ранее различные умения рисовать кистью: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, мазки – прикладыванием кисти всем ворсом. Такие приемы можно применять как в предметном, так и декоративном рисовании. У детей важно вырабатывать такие качества рисовальных движений, как слитность (непрерывное движение при рисовании линий, тогда они получаются плавными, ритмичность (равномерное движение при рисовании одинаковых элементов узора, при закрашивании изображений и т. д.).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Дети седьмого года жизни на занятиях по рисованию изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные композиции. При обучении передачи сюжета воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу (что ближе, что дальше, загораживание одного предмета другим, соотношение предметов по величине, цвету и т. д.

В подготовительной к школе группе обучение детей техническим и изобразительным навыкам и умениям, от которых зависит качество изобразительных образов, а также положительное эмоциональное отношение к рисованию сохраняют свою важность. У детей закрепляют усвоенные ранее способы изображения, продолжают формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учат плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, учат осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.

Воспитатель учит детей замечать красоту созданного изображения, т. е. форму, плавность, слитность, тонкость, изящность линий, ритмичность расположения линии и пятен, равномерность закрашивания рисунка, плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и правильной регуляции нажима на карандаш.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Методы и приёмы ТРИЗ для совершенствования речи детей «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для педагогов «Методы обучения дошкольников» Тема: Методы обучения дошкольников. План. 1. Сущность понятий метод, приём. Классификация методов и приёмов обучения. 2. Выбор методов обучения.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.

Источник

Методы обучения рисованию в России

выберите методы обучения рисованию. Смотреть фото выберите методы обучения рисованию. Смотреть картинку выберите методы обучения рисованию. Картинка про выберите методы обучения рисованию. Фото выберите методы обучения рисованию

выберите методы обучения рисованию. Смотреть фото выберите методы обучения рисованию. Смотреть картинку выберите методы обучения рисованию. Картинка про выберите методы обучения рисованию. Фото выберите методы обучения рисованию

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы обучения рисованию в России Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Лицей №15» г. Воронежа Гладнева Татьяна Павловна

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. За историей его развития мы можем проследить в двух направлениях — за рисованием как общеобразовательным предметом и как специальным, связанным с подготовкой профессиональных художников.

Конечно, сегодня трудно с полной определенностью сказать, как проходило обучение рисованию и какие методы препода­вания для этого использовались. Скорее всего, в основу был положен копировальный метод, перерисовывание образцов, и обучали этому вначале греческие и византийские учителя, а в дальнейшем представители русского духовенства. В 1956 году в старом городище Новгорода были найдены берестяные грамоты с письменами и рисунками мальчика Онфима. Как установили ученые, эти рисунки относятся к 1224—1238 годам. Методы нанесения изображений близки к приемам работы древнегреческих художников — методам работы стилусом на буковых дощечках, покрытых воском. Здесь также изображения и буквы процарапаны острой палочкой по свежей поверхности бересты. Метод работы на буковых дощечках был широко распространен среди художников почти всей Европы в течение двух тысяч лет. Рисовали на буковых дощечках и художники эпохи Возрождения. Донце туеска (берестяная грамота № 199), активно исписанное и изрисованное Онфимом. На двух перекрещивающихся полосках бересты (слева) — полная азбука и склады. На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь» Автопортрет Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Берестяная грамота № 200. Выписана также половина азбуки от А до К

В X—XI веках приехавшие к нам греческие и византийские учителя познакомили жителей Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. В XII веке уже во всех городах Руси используют доски, покрытые воском. Сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить их берестой. Берестяные листы не требовали особой обработки и всегда были под рукой. В X—XII веках на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, в дальнейшем (с XIV века) стали употреблять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски. Каждый вид работы (стилусом, пером, кистью) требовал своей методики обучения. Эти навыки ученики приобретали в основном в монастырских школах (мужских и женских). Однако не следует думать, что в этих школах были специальные занятия рисунком. Рисовальные навыки ученики получали во время переписывания книг, копирования прописей и заставок. Дети должны были старательно списывать буквы с прописей или надписей, которые лежали перед ними, и особенно тщательно копировать красные буквы, инициалы, украшенные узорами. Специальные задания и упражнения по рисованию не давались.

Более серьезно обучение рисунку проходило у русских иконописцев. Они считали рисунок важной частью своего искусства. С рисунка начиналась всякая работа. Особенно уверенное владение рисунком было необходимо мастерам иконописного дела, которые изображали человеческие лица и фигуры людей. Это наглядно подтверждают росписи Дмитриевского собора во Владимире (конец XII века). Так, в рисунке сидящих апостолов в росписи северного склона большого свода каждая складка одежды на сгибах рук, коленных суставах четко и правильно обрисовывают форму тела. Тщательно прорисованы кисти рук и ступни ног. Все это говорит о том, что для приобретения такого мастерства нужна была основательная подготовка. Для организации учебной работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения — иконописные (лицевые) подлинники. Вначале обучение ограничивалось копировкой подлинников, а затем уже переходили к самостоятельному рисованию. Наиболее сложным и ответственным делом была графья. «Словом “графья” обозначали контурные линии, продавленные в грунте для облегчения мастеру фрески (или иконы) заполнения определенных мест цветом». Ученики долго обучались техническим приемам, чтобы легко и свободно, но уверенно наносить абрис фигур на свежий грунт левкаса или сырую штукатурку.

Для изучения особенностей иконописного рисунка, а также для копирования использовались специальные тетради и альбомы рисунков-подлинников. Примером подобных пособий может служить альбом Антониева-Сийского монастыря, составленный в XVII веке художником-монахом Никодимом, который содержит линейные рисунки с икон Прокопия Чирина и других. Однако к копированию с образцов ученик приступал не сразу, здесь существовала своя методика обучения. Вначале он должен был научиться копировать изображение через прозрачную бумагу — кальку, то есть механически калькировать рисунок, затем научиться работать с образцов-прорисей. Прориси — это рисунки-подлинники, где все линии проколоты иголкой. Ученик должен был вначале угольным порошком перевести через проколы рисунок на чистый лист бумаги (припорохом), а затем прорисовать его согласно образцу. Только после этого ученик мог приступить уже к непосредственному копированию с подлинников. Образцы рисунков — прориси, по которым учились молодые мастера, нередко обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые выполнены в оригинальной манере с применением черных и красных чернил. Так, до нас дошел подлинник, изображающий черной краской мужскую голову, контурные линии головы, бороды, завитков волос, а красной — мелкие локоны на голове и морщины на лице. Прорись

Владимиров считал, что художник должен внимательно наблюдать и изучать природу, учиться у других: «Как трудолюбивые пчелы, облетая много душистых цветов, собирают в лугах медовую сладость, так же и всевоспринимающий разум живописца учится правдиво передавать все [окружающее] и мысленно изображать все виденное в своем сердце, на все смотрит, все заставляет себя искать и старается подобно [правдиво] изобразить не только видимые предметы, современные ему, но касается слухом и ухом невидимых, изображая их с помощью начертания [рисунка] как явления [жизни]». Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве формируются новые требования к рисунку и методам преподавания — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова.

Среди русских иконописцев, особенно интересовавшихся художественной подготовкой будущих живописцев и методикой обучения, следует отметить также Симона Ушакова. Он был весьма просвещенным человеком, прекрасно владевшим всеми средствами техники живописи. Ушаков старался вывести русскую живопись из застоя и рутины, приблизить искусство к реальной действительности. Для этого Ушаков призывал изучать природу. В своем сочинении «Слово к любо тщательному иконного писания» он высказал мысль о необходимости изучения человеческого тела и всех его частей. Ушаков понимал, что для овладения высоким мастерством рисунка необходима хорошая школа, а для овладения практи­кой искусства нужна теория. Он мечтал написать «азбуку искусства», где собирался дать анатомические рисунки. Но мечта художника осталась неосуществленной. Однако в методах обучения рисунку Ушаков еще по-прежнему придерживается приема копирования. Хотя деятельность его как художника была весьма разносторонней — он увлекался и портретной живописью, и декоративно-прикладным искусством, и графикой (он был гравером и одним из первых иллюстраторов книг), — все же до конца понять общеобразовательную роль рисования он не смог. УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству. Спас Нерукотворный

Итак, до XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному Делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение вообще. Энергичный Петр и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря уроки у Шхонебека». Каравак Луи Шхонебен Адриан Карта восточной части Азовского моря, 1701

В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский (Адольский), а затем его брат Иван. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — датчанин Д. Вухтерс, швейцарцы Георг и Мария ДоротеяГзель, немецкий рисовальщик И. Гриммель, итальянец Б. Тарсия, француз Л. Каравак и многие другие. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Титульный лист из пособия И. Д. Прейслера Иоганн Даниил Прейслер(1666— 1737) —немецкий художник; с 1688- по 1696 год жил и работал в Риме, был директором Нюрнбергской Академии художеств.

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка. Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Таблица из пособия И.Д. Преслера

Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. •Вначале наносятся основные ориентиры — взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве как всей фигуры, так и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». •Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала — руку ли, ногу ли или тело» (пунктирные линии.

Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения. Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны. Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик — в руках».

Вся работа рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого напряжения и скованности. Схемы построения формы на плоскости должны быть усвоены учеником, но в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить очень легко, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а впоследствии только мысленно. «Потребные к освидетельствованию линии должны быть так проведены, что их видеть не можно, потому что они токмо в мысли употреблены быть долженствуют».

Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем линия в рисунке должна помогать зрителю «читать» объем и характер формы тела. Там где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу: «Оному придается потом в надлежащих местах придавливанием тень».

Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение В красивой выразительной линии, утверждает художник, заключена эстетическая ценность рисунка: «Наибольшая красота состоит, без всякого сомнения, в хорошем и чистом обрисовании». Но это «обрисование» должно быть основано не на простом наблюдении, а на знании строения формы человеческого тела. Для этого Прейслер предлагает ученику заучить основные схемы строения частей человеческого тела, кроме того, основательно изучить пластическую анатомию.

В дополнение к этому пособию Прейслер и издал книгу «Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев». •В предисловии к книге он пишет: «От всех разумных давно признано сие за истину, что анатомическое познание костей и мышц человеческого тела искусному рисовальному мастеру необходимо потребно. Без этого он неизвестно поступает и пропускает то, на что особливо смотреть ему должно, а напротив того, медлит в тех вещах, которых столь многого примечания недостойных». Одна из частей «Ясного показания. » посвящена способам выявления формы предметов средствами светотени «Тень и свет суть яко живот всего рисования, от чего оно свое возможное совершенство получает». Поэтому здесь рисовальщику надо быть особенно внимательным. •Выявляя форму предмета светотенью, надо внимательно следить за его поверхностями и подчеркивать штрихами их направление — «тень у квадрата прямая, а у шара круглая».

Особенно же тщательно надо работать над рисунком одетой фигуры, чтобы под складками одежды чувствовалось тело: «Особливо смотреть надлежит: фалды должны так лежать, чтоб нагое тело видно было, и, напоследок, чтобы они не очень далеко от тела отстояли, понеже сие не гораздо красовито показаться может». •Модулируя форму светотенью, не следует все особенно оттушевывать. Это, считает Прейслер, может пойти в ущерб выразительности рисунка; кое-где переходы от света к тени следует делать резче, в особенности при рисовании драпировок: •«Особливо при сем примечать надлежит, что тень не очень кругла, но угловата сделана была, ежели весьма особливо состояние фалд противного сему не требует».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *