выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе. Практическая методика преподавания русского языка.

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».

К какому методу обучения по русскому языку относится устное или печатное слово?

К словесному методу.

Какому из частных принципов изучения науки о языке относится русская орфография?

Принцип сопоставления звука и его фонетического окружения.

Укажите верно, какому термину принадлежит характеристика: это принцип диалога, где педагог путем постановки верно подобранной системы вопросов приводит учащихся к усвоению нового материала, а также к анализу и проверке уже освоенного, изученного материала.

К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?

Какие из предложенных принципов обучения выделяются методистами?

Стратегические и тактические.

Что из нижеперечисленного рассматривается как процесс обучения русскому языку?

Какие педагогические требования предъявляются к рассказу?

Включение ярких примеров, фактов.

Что значит дедуктивный метод?

От общего к частному.

При каком принципе обучения русскому языку ребенку необходимо управлять своим речевым аппаратом?

Принцип внимания к материи языка.

В чём рассматривается связь методики с лингвистикой?

Закономерности функционирования языка и выявление содержания предмета.

Что из нижеперечисленного не входит в содержание методики обучения?

Анализ методов и приемов выполнения учащегося домашнего задания.

Что из представленного относится к воспитательным целям методики обучения?

Формирование интереса к познанию родного языка.

Краткое изложение основных мыслей прочитанного.

К какому виду целей относится: освоение навыков сравнения, обобщения, классификации, приемов языкового анализа?

К развивающим целям.

Что служит основой для разработки примерной основной образовательной программы?

Федеральный государственный образовательный стандарт.

К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок № 62 СОЗДАНИЕ НАРЕЧИЙ. ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ НАРЕЧИЙ

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Русская и зарубежная литература.

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.

Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов

Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»

Буква Оо. Мой алфавит.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310587 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Вопрос – это одно из важнейших средств обучения. Формулируемые учителем и учащимися вопросы выступают в качестве инструмента познавательной деятельности, они опосредуют взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Вопрос служит отправной точкой познавательной деятельности, нацеленной на решение проблемы, обозначенной вопросом. Благодаря вопросам человечество продвигается в неизвестное, постепенно открывая для себя мир во всей его полноте.

Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и те, кто умеют их задавать, получают гораздо больше полезной информации, чем те, кто не умеет этого делать.

Педагог ставит вопросы перед учащимися, решая при этом целый ряд дидактических задач:

пробудить к деятельности;

актуализировать их потребности и сформировать мотивы;

выяснить отношение к событиям, фактам, изучаемому материалу;ü

выяснить уровень усвоения изученного материала;

определить уровень понимания;

помочь в принятии решения и самоопределении в деятельности;

подвести к нужному выводу;

побудить детей к постановке своих вопросов.

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Содержимое разработки

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее восьми), например, как, что, где, почему, сколько, откуда, какой, зачем, каким образом, каково назначение, какова взаимосвязь и т.п. Набор вопросительных слов зависит от содержания новой темы. После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, получится несколько списков самых разных вопросов. 2. Прием «Толстый» и «тонкий» вопросы»

Этот прием часто применяют в рамках технологии обучения критическому мышлению.

«Тонкие» вопросы требуют короткого ответа, как закрытые вопросы. «Толстые» вопросы предполагают обстоятельные ответы, как открытые вопросы.

Прием также используется в следующих обучающих ситуациях:

Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.

Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа. Учителя такие вопросы могут называть неуместными и несвоевременными. Описанный прием развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру.

Прием 6 «W» назван так потому, что «W» — это первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.

Прием «6 W» позволяет научиться так сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Одно условие — ответы не должны повторяться.

Благодаря этому приему учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический уровень. В результате — «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе.

4. «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

Как отмечает И. Загашев, автор приема, опыт использования этого приема свидетельствует о том, что учащиеся всех возрастов, начиная с первого класса, понимают значение всех типов вопросов, т.е. могут привести свои примеры. Благодаря такому комплексу вопросов дети приобретают способность разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Для чего учитель задаёт вопрос? Это зависит от того, что учитель ожидает. Получить стройный правильный ответ? Подтолкнуть отвечающего к пересмотру позиции, точки зрения? Сделать так, чтобы кто-то обернулся назад и обратил внимание на то, что он уже знает, а что упустил или углубиться в тему. Все это можно сделать с помощью хороших вопросов.

А что же делает плохой вопрос? Он сбивает с толку и «замораживает» процесс мышления и познания, заставляя топтаться на месте.

Это не значит, что хорошие вопросы не должны быть трудными и не должны ставить перед отвечающими препятствия. Но ученик, преодолевающий препятствия, и запутанный ученик – это разные явления.

Что отличает плохой вопрос? Главная его особенность – плохой вопрос подразумевает, что ученик должен догадаться, что думает по этому поводу учитель. Опасность плохих вопросов в том, что они заставляют больше думать об общественных ожиданиях и об отношении к тебе учителя, чем о сущности материала. Другая опасность в том, что ответы на такие вопросы – это не конструирование чего-то нового, а репродуцирование уже известного.

Хороший вопрос, вопрос, заданный в правильное время, имеет огромный обучающий эффект, потому что позволяет остро обозначить проблему. Он может являться мостиком к другим вопросам, которые могут возникнуть у детей. Также и ответы, и любые высказанные мнения должны вести к новым вопросам, будоража любопытство и воображение.

Продумывая вопрос, настройтесь на то, чтобы сделать их хорошими:

моделируйте развитие от одного вопроса к другому;

экспериментируйте с их формулировками;

поработайте с интонацией;

упростите синтаксис, чтобы из путаницы выкристаллизовалась чистая мысль.

Источник

Занятие 7. Умение задавать вопросы

выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Смотреть картинку выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Картинка про выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока. Фото выберите вариант ответа соответствующий цели обучения учащихся умению задавать вопросы по теме урока

Умение задавать вопросы

Цель занятия: познакомиться со стратегиями и приемами, развивающими умение задавать вопросы.

Одним из ключевых моментов в понимании новой образовательной философии является акцент на вопросы и их роль в учебном процессе, а точнее – в познавательном процессе. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределённости. А поскольку неопределённость является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным. Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Умение задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому непременно следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти. Если человек учится и при этом не задаёт вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершённости, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берём на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Предлагаем Вам познакомиться с лекцией психолога Игоря Загашева «Умение задавать вопросы» и выполнить контрольное задание по изучаемой теме.

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Если кто-то сомневается, что умение задавать вопросы требует дополнительного развития, задайте ему задачку про Джона и Билла. Когда я предлагаю ее своим студентам, посещающим курс «Развитие интеллекта», быстрее всего с ней справляются те, кто лучше всех умеет задавать вопросы.

Попросите собеседника записать условие задачки дословно: Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл? Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Ведущий отвечает на них честно, но не развернуто. Кто-то из учащихся начнет гадать, кто-то станет вспоминать схожие ситуации из фильмов. Но победит тот, кто лучше всех умеет задавать вопросы! (Для тех, кто не знает ответа — содержание первого абзаца статьи содержит подсказку. Тем, кому подсказка не помогла, наверное, поможет содержание статьи. Нетерпеливые могут сразу заглянуть в конец).

Меня нисколько не удивил следующий факт. В педагогическом колледже, где я работаю, преподаватели решили целенаправленно развивать у студентов исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное и т. д.). На одном из семинаров обсуждалось, какие из указанных умений необходимо развивать в первую очередь. Перед коллегами стояла задача ранжирования более чем двадцати различных умений, навыков и прочих характеристик. Подавляющим числом голосов приоритет был отдан умению задавать вопросы. Преподаватели аргументировали свое мнение: «Вопросы студентов зачастую односложны и связаны только с фактической стороной материала», «Они привыкли к вопросам на воспроизведение». Результаты психолого-педагогического исследования подтвердили — педагоги не удовлетворены уровнем, на котором студенты формулируют вопросы. А нужно ли это умение вообще?

Зачем нужны вопросы?

Психолог описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» (, 1999, с. 92). Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад. (, 1999, с. 93).

Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы

К сожалению, нельзя не согласится с Розмари Смид, которая писала, что «обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и (…) если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти» ( 1999, с. 149). Именно поэтому ситуация, когда учащийся, студент не может ответить на вопрос (даже если этот вопрос он сформулировал сам), является неприятной, вызывает желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений. Поэтому мы предлагаем начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.

· Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный. «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать».

· Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.

· Р. Смид рекомендует чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому ( 1999, с. 149). Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие — это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым», так как «инсценировки» редко дают ожидаемый результат.

· Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.

· У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики, студенты могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.

Уже несколько лет мои профессиональные интересы тесно связаны с развитием мышления учащихся всех возрастов. Ниже описаны некоторые стратегии и приемы, которые помогли многим преподавателям развить у своих учеников умение задавать вопросы.

Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы

1. Стратегия «Вопросительные слова»

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, получится несколько списков самых разных вопросов. К примеру:

Курс: «Педагогическая психология».

Аудитория: студенты 5 курса педагогического колледжа.

Тема: «Педагогический конфликт».

Цели: (1) Самостоятельное определение студентами тех сторон педагогического конфликта, которые требуют изучения в первую очередь. Поскольку в образовании (как и в других сферах) конфликт является обычным явлением, для последующей работы необходимо определить, какие вопросы для данной аудитории являются наиболее актуальными. (2) Развитие умения задавать вопросы.

1. Учащимся было дано домашнее задание вспомнить и записать одну-две ситуации педагогического конфликта, причины которых не ясны.

2. После обсуждения таких ситуаций в группах (10 мин.), студенты выписывают основные термины и понятия, которыми они пользовались, в правую часть таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *