выделите этап обучения на котором целесообразно использовать учебную площадку
В) сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации.
18. Составьте перечень способов передвижения на лыжах, которыеотносят к группе простых упражнений:
а) стойки спусков, подъемы «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой», повороты на месте;
б) коньковые и классические лыжные ходы;
в) способы поворотов в движении и торможений.
19. К какой группе упражнений (по сложности) относится попеременный двухшажный классический ход?
а) сложные;
20. Раскройте принцип систематичности в обучении:
а) регулярность занятий только в зимний период;
б) стабильная регулярность и соблюдение основных методических правил от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному;
в) чередование регулярных занятий и длительных перерывов.
21. Объясните, какой должна быть демонстрация (показ) изучаемого упражнения?
а) демонстрируют два варианта упражнения: с характерными ошибками в технике изучаемого упражнения и без технических ошибок;
б) необходим образцовый показ без технических ошибок в обычном, затем замедленном и, наконец, в быстром(соревновательном) темпе;
в) демонстрируют с акцентом на характерных ошибках.
22. Дайте общую характеристику практического метода опробования упражнения:
а) опробование упражнения применяют с целью выявления характерных ошибок;
б) опробование упражнения дает возможность занимающимся как можно точнее воспроизвести (скопировать) изучаемое упражнение, зафиксировать мышечные ощущения, сконцентрировать внимание на основных элементах упражнения и ритме его выполнения, позволяет преподавателю оценить уровень подготовленности занимающихся к освоению изучаемого упражнения и выявить главные технические ошибки;
в) опробование используют только при овладении подводящими и имитационными упражнениями, выполняя их в слабом и сильном темпе.
23. Выделите этап обучения, на котором целесообразно использовать учебную площадку:
24. Укажите минимальное расстояние между занимающимися при подготовке учебной площадки для овладения классическими ходами:
25. Укажите минимальное расстояние между занимающимися при подготовке учебной площадки для овладения коньковыми ходами:
26. Каким способам передвижения обучают на учебной площадке?
а) классическим и коньковым лыжным ходам;
б) повороту «плугом» и способам торможения;
в) стойкам спусков и преодолению неровностей.
27. Выделите способы передвижения, которыми овладевают на учебном склоне:
а) коньковыми и классическими лыжными ходами;
б) стойками спусков, способами подъемов, поворотов, торможений, преодоления неровностей;
в) переходами с одного лыжного хода на другой.
28. Выберите наиболее предпочтительную крутизну учебного склона:
б) не больше средней крутизны;
в) больше средней крутизны.
29. Назовите основные требования к подготовке учебного склона для обеспечения безопасности:
а) укатать снежное полотно, проложить маршруты спуска и подъема, подготовить внизу склона площадку для выката;
в) основой безопасности является одежда занимающихся, которая должна быть теплой, мягкой, прочной.
30. На каком этапе обучения используют учебную лыжню?
31. Какой рельеф предпочительнее для учебной лыжни?
б) с пологим подъемом, переходящим в затяжной спуск;
Лыжная подготовка
«…Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий. Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации…»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лыжная подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Организация и методика проведения занятий
Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д.
Для обучения способам передвижения на лыжах должны быть подобраны и соответствующим образом подготовлены учебная площадка, склоны и тренировочные лыжни.
Пренебрежение организационной стороной урока и дисциплиной при проведении занятий по лыжному спорту может привести к нежелательным последствиям — травмам, обморожениям, а подчас и к несчастным случаям.
Непременные условия занятий — систематичность и плановость. Для этого необходимо иметь соответствующую программу, рабочий план и конспекты занятий.
При планировании обучения важно, чтобы содержание, форма работы и ее методика соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому раз-витию и технической подготовленности.
Успешность обучения технике передвижения на лыжах зависит не только от методики преподавания, но в значительной мере и от организации и условий проведения занятий: как подобран инвентарь, как выбраны места занятий, учтены ли метеорологические условия, выбрано ли место для преподавателя и все ли предусмотрено для предупреждения травм и обморожений.
В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей.
Учебная площадка — место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2–3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение.
На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3–5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами.
Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12–15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или женщины (когда группа смешанная). Кроме того, при занятиях однородной группы педагог вызывает на внутреннюю лыжню тех, кому следует дать индивидуальные замечания по технике выполнения отдельных элементов.
Внутри четырехугольника прокладывают лыжню для преподавателя — здесь он демонстрирует технику, отсюда руководит занятием.
Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок.
Учебно-тренировочные склоны — места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.
Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость.
Принимая все меры предосторожности для предупреждения травматизма, нельзя, однако, снижать воспитательного значения не-которого элемента риска на спусках и поворотах на скорости.
Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т. д.), несоблюдение гигиены тела и одежды.
Во время занятий в сильный мороз или ветер преподаватель должен осуществлять неослабный надзор и контроль за занимающимися и организовывать их взаимонаблюдение.
При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла.
Для начального обучения лучше подготовить склоны со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотной снежной основе. Если такой возможности нет, склон следует подготовить, пройдя его всей группой несколько раз «лесенкой».
При обучении спускам, подъемам, поворотам очень важно правильно организовать группу, строго определив, где спускаться и где подниматься.
Для закрепления и совершенствования техники передвижения, тактически правильного ее использования в различных условиях необходимо прокладывать тренировочные лыжни протяженностью 1–3 или 1–5 км и желательно в виде петель. Это позволяет лучше использовать рельеф местности, чаще наблюдать за занимающимися и давать им указания.
В процессе занятий преподаватель демонстрирует те или иные упражнения. Поэтому большое значение имеет правильный выбор преподавателем места. Он должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые им объяснения и видеть показываемые упражнения.
При обучении способам подъемов преподаватель дает объяснения у подножия горы, а следит за их выполнением, несколько поднявшись в гору.
При обучении торможениям и поворотам педагог строит группу на площадке у подножия горы. Здесь занимающиеся выполняют под-водящие упражнения. Далее он поднимается несколько вверх, чтобы видеть, как они делают повороты вокруг него.
В процессе занятий педагогу нужно следить за метеорологическими условиями — температурой воздуха, ветром, влажностью, снежным покровом. В зависимости от этих условий, их влияния на организм лыжников необходимо вносить коррективы в организацию и методику проведения урока.
Так, в дни с резко пониженной температурой воздуха занимающимся надо порекомендовать соответствующим образом одеться, в занятиях уменьшить паузы и объяснения на месте.
Теория и методика физической культуры (15 стр.)
Основные правила исправления ошибок:
Ошибка должна быть понята занимающемся. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, постепенно по мере их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.
Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать возможностям занимающегося в данный момент. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.
Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. Различают:
• этап начального разучивания;
• этап углубленного разучивания;
• этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Этап начального разучивания. Целью этого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия. Основными задачами данного этапа являются:
• сформировать смысловые и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения;
• создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действий);
• воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому;
• разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок;
• добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у обучаемых формируется в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
Практическое обучение, как правило, начинают с попыток выполнения главного звена техники. Для этого двигательное действие как бы расчленяют, что существенно упрощает его выполнение. В дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное двигательное действие, т. е. при обучении используют расчлененно-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже самых сложных двигательный действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом.
Выбор метода обучения на этапе начального разучивания обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающего. Если для выполнения разучиваемого действия обучающий недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений – двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием. К ним относятся упражнения:
– полностью имитирующие технику изучаемого движения (бег на месте)
– имитирующие преимущественно форму движения (выполнение попеременного хода на лыжах на месте, без лыж)
– имитирующие преимущественно характер движения (хлыстообразное взмахивание кистью для прочувствования и ускорения в момент выпуска снаряда при метаниях).
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является: недостаточное представление действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, состояние утомления и пр.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающегося, их индивидуальных особенностей а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок, искажающих смысл осваиваемого способа решения двигательной задачи.
Этап углубленного разучивания. Целью данного этапа является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.
Основные задачи этапа:
• уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники;
• добиться слитного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик;
• устранить мелкие ошибки, особенно в основном звене техники.
Данные задачи могут решаться параллельно, т. е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на I этапе обучения все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом.
Не утрачивает своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия становится возможным применение метода идеомоторного упражнения, заключающегося в мысленном представлении выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным выполнением играет большую роль в уточнении представлений о действии.
С появлением слитности в движениях, внимание занимающихся должно постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. На данном этапе используется комплекс разнообразных средств:
• физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;
• подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета.
Формы выполнения действия становятся разнообразнее. Если на I этапе выполнения действия происходило в исключительно стандартных условиях и разучивался лишь основной вариант действия, то на II этапе обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополнительных внешних раздражителей и новых элементов в осваиваемый вариант действия.
Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение занятия и обучение планировать в первой половине основной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами являются:
• добиться слитности и автоматизма выполнения действия;
• довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;
• совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;
• обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
На этом этапе обеспечивается необходимая степень стабильности и вариативности навыка, надежности, экономичности техники действия, достигается соответствие между техническими характеристиками действия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует результативность действия. При этом контроль за выполнением отдельных элементов действия выводится из сферы активного внимания, действия автоматизируется. Комплекс средств и методов, используемых на данном этапе обучения, в основном остается тем же, что и на II этапе. Но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия.
Ответы к тесту по физкультуре 54 вопроса
4. Назовите основной критерий выбора лыж по жесткости:
а) стиль передвижения;
б) назначение лыж (для соревнований или для прогулок);
+В) вес спортсмена.
5. Назовите особенности жесткости лыж для конькового и классического стилей:
+а) лыжи для коньковых ходов должны быть несколько жестче классических;
б) лыжи для классических ходов должны быть несколько жестче коньковых;
в) различий нет.
6. Укажите части, на которые условно делят лыжу:
а) боковая, передняя, задняя;
б) скользящая, верхняя, площадка для крепления;
+В) носочная часть, колодка (грузовая площадк+а), пяточная часть, желобок, весовой прогиб.
7. Объясните, что такое колодка (грузовая площадка) лыжи?
а) носочная, более широкая, часть лыжи;
+б) средняя, заметно утолщенная часть лыжи;
в) пяточная, более тонкая, часть лыжи.
8. Каково назначение желобка на скользящей поверхности лыжи:
а) сохранять лыжную мазь;
б) увеличивать прочность лыжи;
+В) обеспечивать прямолинейное движение.
9. Объясните основное назначение «правильной» колодки (ее достаточной длины) для классических ходов:
а) обеспечение сцепления лыжи при отталкивании и при скольжении;
+б) определение зоны смазки лыж держащей мазью, обеспечение сцепления лыж при отталкивании и их бесконтактности в районе колодки при скольжении на двух лыжах;
в) обеспечение бесконтактного в районе колодки скольжения при отталкивании ногой.
10. Приведите пример простейшего способа подбора лыж по жесткости с учетом веса:
+а) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки и сжать лыжи: при оптимальной жесткости они почти полностью соприкасаются под колодкой;
б) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки, и если при сильном сжатии под колодкой остается зазор более 3 мм, то жесткость лыж соответствует весу;
в) оптимальные по жесткости лыжи при легком сжатии кистью руки под колодкой соприкасаются.
11. Выделите приемлемую длину лыжных палок для классического стиля:
+а) длина палок на 30 см меньше роста лыжника;
б) длина палок равна росту лыжника;
в) длина палок немного больше роста спортсмена.
12. Назовите рекомендуемую длину лыжных палок для конькового стиля:
а) длина палок равна росту спортсмена;
б) длина палок несколько превышает рост спортсмена;
+В) длина палок на 20 см меньше роста лыжника.
13. Укажите правильный вариант держания лыжной палки:
а) кисть продевается в ремешок сверху и опирается на рукоятку;
+б) кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него;
в) правильны оба предыдущих варианта.
15. Назовите место первого шурупа при постановке креплений на классические лыжи:
+а) на месте пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;
б) в 20 см от пятки лыжи;
в) в 20 см от носка лыжи.
16. Каковы существенные особенности постановки креплений на коньковые лыжи?
а) первый шуруп располагают на середине лыжи;
+б) первый шуруп располагают на 2-3 см впереди места пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;
в) первый шуруп располагают там же, где и на классических лыжах.
17. Объясните основное назначение парафинов и лыжных мазей:
а) защищать лыжи от механических повреждений;
+б) улучшать скольжение и обеспечивать хорошее сцепление лыж со снегом;
в) обеспечивать длительное сохранение мази на скользящей поверхности.
18. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры ниже минус 15 градусов:
а) желтый;
б) красный;
+В) зеленый.
19. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры минус 3-7 градусов:
а) серебряный;
+б) синий/голубой;
в) зеленый.
20. Назовите цвет мази для плюсовой температуры:
+а) красный, желтый, серебряный;
б) синий/голубой;
в) зеленый.
22. На каком снежном покрове применяют грунтовые мази?
+а) на жестком смерзшемся снеге;
б) на свежевыпавшем снеге;
в) на падающем снеге.
23. От чего зависит толщина слоя лыжной мази?
а) от рельефа трассы;
+б) от длины дистанции;
в) от температуры воздуха.
24. Назовите трассы, на которых незначительная «отдача» компенсируется лучшим скольжением:
а) сильнопересеченные;
+б) равнинные и слабопересеченные;
в) трассы с разнообразным рельефом.
25. Какой способ снятия мази предпочтительнее для соревновательных лыж?
а) термический с использованием газовой горелки;
б) химический с использованием растворителей;
+в) нанесение горячего парафина или мази, которые тут же снимают скребком и очищают качественной смывкой.
26. Каковы существенные особенности смазки классических лыж?
+а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазывают мазью для скольжения или парафинят, а колодку смазывают мазью для сцепления;
б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;
в) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее скольжение.
27. Каковы существенные особенности смазки коньковых лыж?
а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазываются мазью для скольжения или парафинят, колодку смазывают мазью для сцепления.
б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;
18. Составьте перечень способов передвижения на лыжах, которыеотносят к группе простых упражнений:
+а) стойки спусков, подъемы «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой», повороты на месте;
б) коньковые и классические лыжные ходы;
в) способы поворотов в движении и торможений.
19. К какой группе упражнений (по сложности) относится попеременный двухшажный классический ход?
+а) сложные;
б) простые;
в) доступные.
20. Раскройте принцип систематичности в обучении:
а) регулярность занятий только в зимний период;
+б) стабильная регулярность и соблюдение основных методических правил от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному;
в) чередование регулярных занятий и длительных перерывов.
21. Объясните, какой должна быть демонстрация (показ) изучаемого упражнения?
а) демонстрируют два варианта упражнения: с характерными ошибками в технике изучаемого упражнения и без технических ошибок;
+б) необходим образцовый показ без технических ошибок в обычном, затем замедленном и, наконец, в быстром(соревновательном) темпе;
в) демонстрируют с акцентом на характерных ошибках.
22. Дайте общую характеристику практического метода опробования упражнения:
а) опробование упражнения применяют с целью выявления характерных ошибок;
+б) опробование упражнения дает возможность занимающимся как можно точнее воспроизвести (скопировать) изучаемое упражнение, зафиксировать мышечные ощущения, сконцентрировать внимание на основных элементах упражнения и ритме его выполнения, позволяет преподавателю оценить уровень подготовленности занимающихся к освоению изучаемого упражнения и выявить главные технические ошибки;
в) опробование используют только при овладении подводящими и имитационными упражнениями, выполняя их в слабом и сильном темпе.
26. Каким способам передвижения обучают на учебной площадке?
+а) классическим и коньковым лыжным ходам;
б) повороту «плугом» и способам торможения;
в) стойкам спусков и преодолению неровностей.
27. Выделите способы передвижения, которыми овладевают на учебном склоне:
а) коньковыми и классическими лыжными ходами;
+б) стойками спусков, способами подъемов, поворотов, торможений, преодоления неровностей;
в) переходами с одного лыжного хода на другой.
28. Выберите наиболее предпочтительную крутизну учебного склона:
а) крутой;
+б) не больше средней крутизны;
в) больше средней крутизны.
31. Какой рельеф предпочительнее для учебной лыжни?
а) равнинный;
б) с пологим подъемом, переходящим в затяжной спуск;
34. Из каких студентов формируют специальное учебное отделение?
+а) отнесенных по результатам медицинского обследования к специальной медицинской группе;
б) желающих совершенствоваться в избранном виде спорта;
в) физически подготовленных.
35. Из каких студентов формируется отделение спортивного совершенствования?
а) зачисляют всех желающих;
+б) здоровых, имеющих спортивный разряд и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта;
в) физически подготовленных студентов, имеющих материальные возможности для оплаты дополнительных тренировок.
36. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке для студентов основного отделения:
а) подготовка и участие в различных по масштабу соревнованиях по лыжам;
б) профилактика простудных заболеваний и укрепление организма.
В) укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование способов передвижения на лыжах, подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической лыжной подготовке.
37. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке в группах специального отделения:
+а) повышение уровня здоровья, профилактика заболеваний и укрепление организма;
б) подготовка к участию и участие в студенческих соревнованиях по лыжным гонкам;
в) подготовка к выполнению нормативных требований по теоретической подготовке лыжника.
38. Какова направленность занятий в группах спортивного совершенствования, сформированных из студентов-лыжников?
а) профилактика заболеваний и укрепление здоровья;
+б) укрепление здоровья, повышение спортивного мастерства, участие в соревнованиях постепенно возрастающего масштаба, овладение основами организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий;
в) подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической подготовке лыжника.
39. Охарактеризуйте продолжительность и функциональную напряженность одного занятия на лыжах оздоровительной направленности:
а) не менее 2 ч с ЧСС = 140-160 уд/мин;
б) 15-20 мин с ЧСС = 100-110 уд/мин;
+в) 45-60 мин с ЧСС = 120-140 уд/мин.
40. Какое минимальное количество занятий в неделю необходимо для достижения оздоровительного эффекта?
а) ежедневно;
+б) три;
в) одно.
41. Оцените по системе Купера физическую подготовленность женщины, нагрузка которой в передвижении на лыжах составила за неделю 50 очков:
+а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) плохо.
42. Оцените по системе Купера оздоровительный эффект лыжных занятий мужчины, набравшего за неделю 50 очков:
+а) хорошо;
б) удовлетворительно;
в) плохо;
г) очень плохо.
43. Какое общественное объединение в России организует и координирует деятельность лыжников-любителей разного возраста?
а) Союз ветеранов спорта России;
б) Федерация лыжных гонок России;
+В) Российский любительский лыжный союз.
44. В каком году был зарегистрирован Российский любительский лыжный союз?
+а) 1992 г.;
б) 2002 г.;
в) 1980 г.
45. Назовите возраст лыжников для начала участия в соревнованиях среди ветеранов:
а) с 50 лег,
б) с 40 лет;
+В) с 30 лет.
46. С какого года проводят КММ среди лыжников-ветеранов?
+а) с 1981 г.;
б) с 1969 г.;
в) с 1990 г.;
г) с 2000 г.
47. Какой возрастной интервал групп участников является официально принятым в соревнованиях лыжников-ветеранов?
а) 3 года;
+б) 5 лет;
в) 7 лет;
г) 10 лет.
48. Назовите максимальное количество возрастных групп в соревнованиях лыжников-ветеранов:
а) 4;
б) 8;
+в) 11;
г) 16.
49. Когда национальная команда лыжников-ветеранов нашей страны впервые приняла участие в КММ?
а) 1970 г.;
б) 1980 г.;
+в) 1990 г.;
г) 2000 г.
50. Чем обусловлена популярность лыж среди инвалидов послуху, зрению, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и умственному развитию?
а) возможностью участвовать в Паралимпийских играх;
+б) доступностью овладения движениями на лыжах и ярко выраженным оздоровительным и реабилитационным эффектом;
в) продолжительностью зимнего снежного периода набольшей части территории России.
51. Что является высшим международным спортивным форумом для лыжников-инвалидов по зрению?
а) чемпионаты континентов;
б) Кубок мира;
+В) Паралимпийские игры.
52. Когда были проведены первые Паралимпийские игры?
+а) в 1976 г.;
б) в 1980 г.;
в) в 1988 г.;
г) в 1992 г.
54. Когда и где наши лыжники-ампутанты впервые приняли участие в Паралимпийских играх?
а) в 1988 г. в Инсбруке (Австрия), на IV играх;
+б) в 1992 г. в Альбервиле (Франция), на V играх;
в) в 1994 г. в Лиллехаммере (Норвегия), на VI играх.