вырица монастырь ленинградская область
История обители
Великим подвижником XX века преподобным Серафимом Вырицким, канонизированным на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, было предсказано, что в поселке Вырица Ленинградской области будет создан монастырь. Во исполнение данного пророчества митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а также епископ Гатчинский и Лужский Митрофан благословили создание святой обители — Свято-Успенского Серафимо-Вырицкого монастыря. В соответствии с этим благословением были начаты работы по устроению будущей обители. На данный момент с администрацией поселка согласовываются выделение территории для основной части монастыря на окраине поселка.
В 2006 году в рамках проекта «Детская миссия» и по благословению протоиерея Иоанна Миронова, одного из старейших и опытнейших пастырей наших дней, в Вырице началось строительство православного поселения.
Будущему монастырю переданы 20 соток рядом с домом, где последние годы своей жизни подвизался преподобный Серафим и где ему было явление Пресвятой Богородицы. Вместе с храмом здесь расположится музей, в котором будет находиться постоянная экспозиция, посвященная святому Серафиму, а также будут проходить краеведческие и тематические выставки. Осенью 2018 года начались работы по закладке фундамента здания храма и музея в честь преподобного Серафима, проект которого был согласован с главным архитектором поселка Вырица. В настоящее время требуются пожертвования для оплаты дорогостоящих работ по устроению фундамента здания.
В Вырице действует центр приемных семей «Умиление», в котором живут семьи, принявшие под опеку оставленных детей, преимущественно с тяжелыми заболеваниями. Идет строительство Духовно-просветительского центра.
Постепенно в Вырице собралась монашеская община из сестер, желающих жить и подвизаться в этом святом месте. В апреле 2018 года монашеская община получила благословение на построение женского монастыря и первый монашеский постриг нескольких сестер — первых насельниц будущей обители.
Пока сестры разместились для проживания в комплексе «Деревня Детской Миссии» и в частном секторе, но уже сейчас собираются на совместную молитву и несут различные послушания.
© 2018-2021 Свято-Успенский Серафимо-Вырицкий монастырь
Настоящая Политика в области обработки персональных данных и конфиденциальности персональной информации (далее — Политика) действует в отношении всей информации, которую Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Вырицкого п. Вырица Гатчинской Епархии Русской Православной Церкви (далее — Организация) может получить о Пользователе во время использования Пользователем сайта Храма и музея преподобного Серафима Вырицкого в Вырице (далее — Сайт), расположенного на доменном имени vyritsamonastery.ru, а также в ходе исполнения Организацией любых соглашений и договоров, в связи с использованием Пользователем Сайта.
1. ТЕРМИНЫ
1.1. «Персональные данные Пользователя» — информация, которую Пользователь передает в процессе регистрации; данные, автоматически передающиеся Сайту в процессе использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, включая, но не ограничиваясь: IP-адрес, файлы cookie.
1.2. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таковых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.3. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Организацией требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.4. «Сайт» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): vyritsamonastery.ru.
1.5. «Пользователь» — лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и сервисы Сайта.
1.6. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере Пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.7. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Использование Сайта означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящей Политикой и указанными в ней условиями обработки персональной информации, а именно на совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе с использованием средств автоматизации, и подтверждает, что он действует свободно, своей волей и в своем интересе. В случае несогласия с условиями Политики Пользователь должен прекратить использование Сайта.
2.2. Организация не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на Сайте. На таких сайтах у Пользователя может собираться или запрашиваться иная персональная информация, а также могут совершаться иные действия.
2.3. Организация не проверяет достоверность персональной информации, предоставляемой Пользователями, и не осуществляет контроль за их дееспособностью. Однако Организация исходит из того, что Пользователь предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым для заполнения. Риск предоставления недостоверной информации несет предоставивший ее Пользователь.
2.4. Согласие Пользователя на обработку персональных данных действует в течение 12 (двенадцати) лет с момента осуществления регистрации Пользователя на Сайте, и не требует периодического подтверждения.
2.5. Организация обязуется не передавать полученные персональные данные третьим лицам, за исключением следующих случаев:
— по запросам уполномоченных органов государственной власти РФ только по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ;
— третьим лицам, с которыми имеются договорные отношения, для рассылки информации, в том числе рекламного характера, для их обработки в соответствии с целями, указанными в настоящей Политике.
2.6. Цели сбора и обработки персональных данных Пользователей:
— идентификация Пользователя для осуществления пожертвования;
— рассылка рекламно-информационных материалов на указанные Пользователем электронную почту и/или мобильный телефон;
— проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
2.7. Организация оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящую Политику, при условии, что изменения не противоречат действующему законодательству РФ. Изменения условий настоящей Политики вступают в силу после их публикации на Сайте.
Вырица монастырь ленинградская область
По благословению преосвященнейшего Митрофана, епископа Гатчинского и Лужского в поселке Вырица Ленинградской области началось проектирование и строительство женского монастыря. С 2006 года здесь действует комплекс «Деревня Детской Миссии» и постепенно собралась монашеская община с сестрами, желающими принять постриг. В апреле 2018 года началось строительство женского монастыря и состоялся монашеский постриг нескольких сестер — первых насельниц будущей обители.
© 2018-2021 Свято-Успенский Серафимо-Вырицкий монастырь
Настоящая Политика в области обработки персональных данных и конфиденциальности персональной информации (далее — Политика) действует в отношении всей информации, которую Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Вырицкого п. Вырица Гатчинской Епархии Русской Православной Церкви (далее — Организация) может получить о Пользователе во время использования Пользователем сайта Храма и музея преподобного Серафима Вырицкого в Вырице (далее — Сайт), расположенного на доменном имени vyritsamonastery.ru, а также в ходе исполнения Организацией любых соглашений и договоров, в связи с использованием Пользователем Сайта.
1. ТЕРМИНЫ
1.1. «Персональные данные Пользователя» — информация, которую Пользователь передает в процессе регистрации; данные, автоматически передающиеся Сайту в процессе использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, включая, но не ограничиваясь: IP-адрес, файлы cookie.
1.2. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таковых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.3. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Организацией требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.4. «Сайт» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): vyritsamonastery.ru.
1.5. «Пользователь» — лицо, имеющее доступ к Сайту, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и сервисы Сайта.
1.6. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере Пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.7. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Использование Сайта означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящей Политикой и указанными в ней условиями обработки персональной информации, а именно на совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе с использованием средств автоматизации, и подтверждает, что он действует свободно, своей волей и в своем интересе. В случае несогласия с условиями Политики Пользователь должен прекратить использование Сайта.
2.2. Организация не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на Сайте. На таких сайтах у Пользователя может собираться или запрашиваться иная персональная информация, а также могут совершаться иные действия.
2.3. Организация не проверяет достоверность персональной информации, предоставляемой Пользователями, и не осуществляет контроль за их дееспособностью. Однако Организация исходит из того, что Пользователь предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым для заполнения. Риск предоставления недостоверной информации несет предоставивший ее Пользователь.
2.4. Согласие Пользователя на обработку персональных данных действует в течение 12 (двенадцати) лет с момента осуществления регистрации Пользователя на Сайте, и не требует периодического подтверждения.
2.5. Организация обязуется не передавать полученные персональные данные третьим лицам, за исключением следующих случаев:
— по запросам уполномоченных органов государственной власти РФ только по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ;
— третьим лицам, с которыми имеются договорные отношения, для рассылки информации, в том числе рекламного характера, для их обработки в соответствии с целями, указанными в настоящей Политике.
2.6. Цели сбора и обработки персональных данных Пользователей:
— идентификация Пользователя для осуществления пожертвования;
— рассылка рекламно-информационных материалов на указанные Пользователем электронную почту и/или мобильный телефон;
— проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
2.7. Организация оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящую Политику, при условии, что изменения не противоречат действующему законодательству РФ. Изменения условий настоящей Политики вступают в силу после их публикации на Сайте.
СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ
СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ запись закреплена
УБЕРЕГИ ГОСПОДЬ РОССИЮ!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ЗАСТУПНИЦЕ УСЕРДНАЯ, СПАСИ НАС!
СВЯТОЙ МУЧЕНИЧЕ ЦАРЮ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О РОССИИ И ВСЕХ НАС!
ПРЕПОДОБНЕ И ПРЕМИЛОСЕРДНЕ ОТЧЕ СЕРАФИМЕ, МОЛИ БОГА О ЗЕМЛЕ РУССКОЙ!
Показать полностью.
Никто не говорит, что нет заразы,
Но панику и страх зачем плодить,
Учёным вместе почему ни разу
Не дали суть открыто обсудить?
Страну мою вы в чью суёте руку,
Зловещей суетой замордовав?
А перед этим медицину и науку
Оптимизаторством до нитки обобрав.
За службу всю, за жизнь прожитую
Бессовестней не видел лжи!
Плюю на подлость ядовитую,
Угроз, подачек миражи.
^^^ ЗВОНКАЯ ^^^ РУССКАЯ ^^^ ДУША ^^^
СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ запись закреплена
Иеромонахом Мефодием (Зинковским) В ПАМЯТЬ ИСТОРИИ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ БЛАЖЕННОЙ НАТАЛИИ ВЫРИЦКОЙ была отслужена панихида на месте ее первого погребения (в январе 1976 г.).
Упокой, Господи, в Вечной Славе Твоей душу приснопамятной р.Б.блаженной Наталии! И прости ей все согрешения вольная и невольная! и даруй ей Царствие Небесное!
И ее молитвами благослови и помилуй нас и наших близких!
Вечная ей память!
Собирались гости, накрывали праздничный стол с пирогами. Была особая атмосфера торжества. Кто-то воскликнул: «Какой чудесный сегодня праздник!».
СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ запись закреплена
Православие † Иосиф Исихаст
И здоровье, и хворь — ничего под луною не ново,
Только б сердце моё не устало стремиться горе́.
Лучше мне заболеть, чем в ином заподозрить больного
Показать полностью.
И повязку носить, закрывая лицо в Алтаре.
Лучше мне умереть, посещая приюты, больницы,
Исполняя свой долг, подражая Владыке Христу,
Чем сидеть взаперти и всего в этой жизни страшиться,
Наяву и во сне, просыпаясь в холодном поту.
Сколько жизни земной? Словно пар на лугу, всё земное!
Что ж держаться за то, что росою мелькнёт на заре?
Ничего не случится, мой друг, ни с тобой, ни со мною,
Если наши сердца не устанут стремиться горе́.
Иеромонах Роман
Скит Ветрово
СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ запись закреплена
«Настало такое время, когда смирятся все».
Отрывок из проповеди митрополита Морфского Неофита во время Божественной Литургии в селении Фласу на о. Кипр (06.11.2021), на престольном празднике храма, освященного в честь св. Димитриана, епископа Хитрского.
Показать полностью.
Прошу вас только об одном: держитесь как можно ближе к Церкви, участвуйте в Божественной литургии, приносите усердное покаяние, исповедуйтесь у духовника, чтобы получить благословение на Причастие, и причащайтесь настолько часто, насколько это возможно.
Мы вступили в ОЧЕНЬ трудные годы. Апокалиптические годы. Многие святые хотели жить в это время, потому что святые не искали лёгкого пути, но выбирали то, что труднее. В отличие от нас, боязливых и малодушных людей 20-го и 21-го века, которые привыкли к комфорту и к удобствам безбожной Европы. Но сейчас, когда настали трудные времена (и эти трудности будут умножаться на всех уровнях), очень важно, чтобы мы черпали силы там, где черпали силы наши отцы и матери, наши дедушки и бабушки. Им тоже довелось пережить непростые времена: нападения захватчиков, болезни, эпидемии, голод и бедность. Но они были богаты верой, терпением и поэтому говорили: «Бог нас не оставит». И от этих слов, от этого упования на Бога освящались их уста, освящалось их сердце. И они передавали эту благодать своим детям и внукам.
К сожалению, в наше время мы очень сильно доверились науке и технике. Но сейчас все эти надежды — на науку и новые технологии, деньги и интеллект, будь то человеческий или искусственный — не оправдались. Сам Бог, Сам Христос хочет нам показать, что мы обладаем лишь ограниченными возможностями — в области науки и техники, электронных приборов, спутников, нанотехнологий, искусственного интеллекта — чтобы вынудить нас стать на колени и смириться. Именно «вынудить», потому что сами мы не смиримся никогда. По всей нашей планете гордыня и развращение достигли просто чудовищных масштабов. Святые больше не могут на это смотреть. А люди не в силах обратиться ко Христу хотя бы с одной короткой молитвой: «Господи помилуй!».
Подумайте только, насколько важны те Божественные литургии, которые мы служим. Это словно глоток свежего воздуха для всей нашей планеты, всего мира, всей Вселенной. От вас, дорогие отцы, зависит дальнейший путь всего мира. То, что я говорю, — это не преувеличение. От литургий, которые вы будете служить. И от певчих, и от каждого произносимого вами «Господи, помилуй!». Сейчас наступила так называемая «Новая Эра», когда большинство людей доверились бездушным механизмам. Это предсказывал еще св. Косма Этолийский. Настало такое время, когда смирятся все…
Мы непременно должны делать три следующие вещи:
1) хранить нашу Православную веру, потому что это единственная истинная вера, все остальные — ущербные и ложные;
2) приносить покаяние в грехах. Мы уже многократно рассказывали на проповеди о сердечном, внутреннем, непрестанном покаянии. Увидев свои страсти и грехи, мы должны просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас от них избавил, что постепенно и произойдет, с Божией помощью.
Святой Димитриан, настоящий епископ Христов, имевший здравую веру, указал нам направление, в котором нам следует двигаться. Он имел величающую любовь к своей пастве, которая была для него как родная семья.
А что делаем мы для своей семьи, для своих детей? Мы оставляем их наедине с этим безбожным телевидением, позволяем смотреть скверные видео, ходить во всякие клубы… Мы все должны молиться о них: и отцы, и матери. Читать Псалтирь, акафист Матери Божией и неопустительно приходить на Божественную литургию — величайшее событие, которое совершается по всей Вселенной. Что за великий это дар: Божественная литургия в каждой нашей общине верующих!
Ценим ли мы её по достоинству? Или мы приходим в храм только занести панихиду и освятить яйца на Пасху? Если мы так считаем, то мы пребываем в глубоком помрачении.
Да просветит нас всех Господь! То время, в которое мы живем, выдвигает к нам многие требования, и, судя по всему, мы отвечаем лишь немногим из них.
И всё же, невозможное человекам возможно Богу. Молитесь такими словами: «Господи Иисусе Христе, даруй мне веру и терпение святых». Такую веру, как была у святого Димитриана, память которого мы отмечаем сегодня. И тогда она перейдет и к нам.
Также вы должны знать: трудности будут длиться лишь несколько лет. Потом за несколько десятилетий Православие умножится по всему миру. Но прежде мы должны пережить «операцию». Мы должны пройти испытания. Кто сможет, тот и пройдет. Святой Димитриан прошел их с честью… Сейчас митрополит Неофит говорит вам высокие слова, но, дай Бог, чтобы мы прошли испытания на деле.
Покаяние — это путь. Самый лучший путь. Советую его вам вместе со святою молитвой.
Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас! Аминь.
Забытые Вырицкие подвижники
Верные. Часть 3
В сложной мозаике человеческой жизни бывают очень незначительные по времени встречи с людьми Духа, решающим образом меняющие всю ее картину. В судьбах семейства Малышевых и их опекунши монахини Марины (Изотовой) таких встреч и людей много. Познакомимся с двумя из них, имевшими прямое отношение к постригу матушки Марины и последующим событиям: архимандритом Серафимом (Проценко) и схимонахиней Таисией (Коржавиной).
Второй Вырицкий Серафим
Отец Иоанн Кронштадтский посоветовал молодому солдату принять монашество
Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) родился в 1874 (1869 (?)) году в с. Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. Помогал родителям по хозяйству. Во время службы в Санкт-Петербурге рядовым лейб-гвардии Семеновского полка он неоднократно посещал Кронштадт, встречался с отцом Иоанном Кронштадтским, по совету которого ушел в монастырь. Подвизался (1895–1917) в Сяндемской и Никифоровской пустынях, позже в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре Олонецкой епархии. Пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха.
Это ныне занятое рядовой застройкой место на Воронежской улице, 110 – частица «невидимого Петербурга», где в храме Рождества Христова был большой приход, кипела жизнь. Здесь до своего ареста в 1932 году служил архимандрит Серафим (Проценко). С этими двумя подворьями в трущобах Лиговки, бывших в те годы городской окраиной, связано и начало монашеского пути келейницы отца Серафима схимонахини Таисии (Коржавиной), родственными узами соединенной с опекуншей детей Малышевых – монахиней Мариной (Марией Николаевной Изотовой).
Схимонахиня Таисия (Коржавина) и монахиня Марина (Изотова)
Смертельно больная, она приняла тайный постриг – и вскоре выздоровела
О матушке Таисии (Вере Владимировне Коржавиной), двоюродной сестре Павла Александровича Изотова – мужа Марии Николаевны, сохранились скупые сведения. Родилась в Санкт-Петербурге в 1890 году. Будучи педагогом, в 1922 году, смертельно заболев, приняла тайный постриг с именем Варвара на Кирилло-Челмогорском подворье, решив, что будет преподавать в школе, пока ее не станут принуждать отречься от Бога. Постриг над нею был совершен иеромонахом Серафимом (Проценко), с которым матушка Варвара была знакома с 1917 года, когда он начал устраивать подворье в Петрограде. Вскоре она поправилась. С этого времени монахиня Варвара – ближайшая помощница, а с 1925 года – келейница отца Серафима.
Муж Марии Николаевны Изотовой скончался, когда ей было 42 года – в 1924-м. Время пострига ее в монашество, следовательно, находится в промежутке между 1924 и 1930 годами – кончиной супруга и высылкой из Ленинграда. То есть к моменту, когда овдовела Мария Николаевна Изотова, Вера Владимировна Коржавина уже стала монахиней Варварой, келейницей игумена (примерно в это же время ставшего архимандритом) Серафима (Проценко), и привести Изотову к отцу Серафиму было для нее вполне естественно. Поэтому войти в общину духовных чад и стать постриженицей отца Серафима М.Н. Изотова могла в период его служения на Кирилло-Челмогорском или бывшем Пекинском подворье.
Арест, лагерь, ссылка. Тайный монастырь в Вырице
Отец Серафим 17 апреля 1932 года арестован по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной Церкви», 16 июня того же года приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Темниковские лагеря.
Вскоре после ареста отца Серафима и его келейница матушка Варвара была отправлена в ссылку
Здесь, в Поселке, в доме Василия Петровича и Пелагеи Дмитриевны Сидоровых, проживавших на бывшем Эдвардсовском пр. (ныне пр. Ленина) в доме № 54 [9] образовалась тайная монашеская община отца Серафима. Дочь Сидоровых Елизавета, слепая с детских лет да еще и прикованная к постели (она не владела ногами), в конце 1930-х годов была тайно пострижена архимандритом Серафимом с именем Евфимия. К общинке в предвоенные годы примкнули помогавшие отцу Серафиму супруги Старцевы – Григорий Иванович и Зинаида Петровна. В эти же годы монахиня Варвара была пострижена архимандритом Серафимом в схиму с именем Таисия. В мансарде помещалась домовая церковь, где отец Серафим совершал богослужения для своей общины.
В мансарде был устроен тайный храм, и отец Серафим совершал там богослужения
Кроме близких к отцу Серафиму и монахине Варваре людей, проживавших в Вырице, на богослужения приезжали редкие гости из Ленинграда. Община архимандрита Серафима к концу 1930-х – началу 1940-х годов оставалась единственной в Вырице: все храмы в городе советскими властями были закрыты.
С лета 1941 по 1944 год отец Серафим служил в храмах Вырицы, открыл (легализовал) созданный на основе своей монашеской общины Богоявленский мужской монастырь в Поселке. Выстроил в 1942 году в монастыре церковь во имя святого Иоанна Предтечи (арх. Ф.М. Ларченко). Окормлял добровольческие вспомогательные (тыловые охранные) части «хиви» (РОА), расквартированные в Вырице и окрестностях. Немцы, уходя, забрали его с собой. К осени 1944 года он служил в Никольской церкви в Любятово близ Пскова. Дальше с отступающими немцами не пошел, остался на родине. И 30 июля 1945 года был арестован в Любятове, почти год спустя, 4.05.1946, приговорен к 20 годам каторжных работ по ст. 58 п. 1-а. В заключении находился до середины 1950-х годов. После освобождения некоторое время жил в Псково-Печерском монастыре, в 1955 году – в Ленинграде, позже вновь проживал в Вырице, почитался как старец и прозорливец. Впоследствии был реабилитирован.
Короткая послевоенная «оттепель» и возобновление гонений
В период времени между уходом отца Серафима с немцами и его возвращением после лагеря матушка Таисия вошла в число активных помощниц другого Вырицкого Серафима – иеросхимонаха Серафима (Муравьева). С 1945 года по январь 1951-го она работала казначеем в Вырицкой церкви. Посещение Малышевыми преподобного Серафима Вырицкого, благословившего Бориса и Модеста на путь служения алтарю Господню, стало возможно именно благодаря помощи матушки Таисии: умирающий старец в то время уже никого не принимал.
На выставке рассекреченных материалов был представлен документ, в которым упоминается о послевоенной судьбе архимандрита Серафима (Проценко) и его келейницы схимонахини Таисии (Коржавиной), – справка уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1959 года – за полтора года до смерти отца Серафима – «о работе по реализации решения Президиума ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года». Процитируем его (тут искажены и фамилия старца, и описание его жизни):
Домов, где отец Серафим совершал тайные богослужения, теперь уже нет: один сгорел, а другой снесен
По информации, предоставленной И.В. Поповым, схимонахиня Таисия (Коржавина) проживала в Петербурге по адресу: Коломенская, 7, кв. 67; она скончалась 10 июля 1963 года. Монастырский дом отца Серафима, построенный в годы оккупации в стиле загородной дачной деревянной архитектуры начала ХХ века, – последний дом, если идти на юг по левой, нечетной стороне пр. Ленина, – был отдан под детский сад, а потом выкуплен и снесен, уступив место паре новых домов очень неказистой и примитивной архитектуры. Домовый храм, расположенный по адресу: пр. Ленина, 71, сгорел по неосторожности игравших с огнем детей в 2015–2016 годах, а домовый храм в доме Сидоровых снесен новыми хозяевами участка весной 2018 года.
Навстречу потоку рассекреченных сведений от советской власти идет иной поток свидетельств, которые можно сопоставить с официальными воззрениями:
Старец ничего не сказал, а все поил… холодным молоком. И на другой день горло прошло совершенно!
«Еще об одном пастыре, архимандрите Серафиме, вспоминает Лидия Павловна как о старце высокой духовной жизни. Она о нем узнала еще до знакомства с отцом Михаилом и возвращения к иосифлянам. Хотя и недолгое время довелось с ним общаться, но его духовные наставления очень ей помогли. Формально к иосифлянам архимандрит Серафим не принадлежал, но, очевидно, и к официальной Церкви отношения уже не имел. Он много лет провел в тюрьмах, вышел уже в середине пятидесятых. Рассказывали, что он обличал многих священников в церквях, что они неправильно служат и так далее, за это его даже били, а потом сдали в психиатрическую больницу.
Мы о нем узнали от отца Бориса Николаевского, который после войны служил в Троицкой церкви в Лесном. Он нам сказал, что так и так, вот, появился такой-то старец. И вот мы в Сочельник поехали навестить отца Серафима. Он был как раз в психушке. Вывели его к нам, он так посмотрел проницательно, ко мне обратился: “Как тебя звать?” Из больницы его быстро выпустили, сказали, что нормальный. Потом мы к нему ездили в Вырицу, он там жил у одной монахини – слепой Евфимии. Были там и другие монахини, всегда радушно принимали, угощали всех, кто приехал, чай сразу ставили. Помню, как-то отец Серафим одной монахине как стукнет по голове! За дело… Она ничего, смиренно приняла. Видно, мысли были не те, прозорливый был старец. Он очень много мне всего говорил.
А как-то у меня очень серьезно горло болело, я все лечилась. Мне предлагали операцию, решила: поеду к отцу Серафиму за благословением. А он уже не говорил, юродствовал, перестал людям прямо говорить, так как его преследовали. Спрашиваю: “Что мне делать, батюшка? Благословите на операцию”. Он молчит. Вдруг приходит женщина, приносит бидон с молоком. А холодно, февраль или март месяц… Я все пила только тепленькое. Тут все ахнули: “Сейчас тебя, наверное, начнет поить”. Одна монахиня ему: “Ей нельзя, нельзя…” А он первым долгом – указывает: мол, давайте на стол. Разлил и мне налил. А моя приятельница: “Лидка, все, тебе беда!” Он и другим наливал, а мне – больше всех. Так ничего и не сказал, а вот поил молоком. Едем обратно. Пока глотаю, ничего, а утром встала – как подтянуло мои гланды, хоть бы что. Все прошло совершенно.
Его могила на Большеохтинском кладбище Петербурга справа от Никольского храма.
Паломники связывают посещение Вырицы с благоустроенным приходом Казанского храма, процветающим благодаря почитанию преподобного Серафима Вырицкого, и едва ли знают, что в недавно снесенных старых домах на лесной окраине Вырицы, называемой Поселком, на улице Ленина, больше похожей на просеку в лесу, в домах № 54 и 71 в годы гонений теплилась лампада молитвы, совершались Божественная служба и монашеские постриги. Эти дома постигла участь дома Малышевых и множества других тайных храмов эпохи гонений. Наше поколение верующих не вдохновляет идея хранить историю, и предприимчивые современники стирают памятные места с лица земли. Вскоре мы увидим по этим адресам новостройки, и останется лишь поклониться месту, с которым связан фрагмент «портрета утраченной страны». И нужно делать усилие памяти, чтобы с благодарностью вспоминать тех, кто в годы гонений сумел сохранить и умножить в людях веру.
Выражаю особую благодарность Илье Васильевичу Попову, любезно предоставившему фотографии домов № 54 и 71 по пр. Ленина в Вырице, связанных с архимандритом Серафимом (Проценко).
[3] Синодик Псковской миссии. Монашествующие. № 248. Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) // http://ricolor.org/history/pv/5/.
[5] Фуганов А.С. К юбилею Пекинской духовной миссии и ее разрушенного храма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып. 1. С. 34–40 // https://cyberleninka.ru/article/n/k-yubileyu-pekinskoy-duhovnoy-missii-i-eyo-razrushennogo-hrama.
[6] Поздняев Дионисий, священник. Православие в Китае (1900–1997). М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1998 // http://www.orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/index_ru.html.
[8] Благословенная Вырица / Автор-сост. Л.А. Ильюнина. СПб., 2014. С. 86–87 (по материалам И.В. Попова: Попов И.В. Святая Вырица // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28–29).
[13] Варвара (Коржавина Вера Владимировна) // ПСТГУ. Новомученики и исповедники // http://sr.isa.ru/
bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid61UdS5Wc5slCHIlTcGZeu-yPqkp9XQo (Источники: 1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С. 62; 2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е изд., дополн. СПб., 2002. С. 134; 3. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ»; Общество святителя Василия Великого, 2002. С. 134; 4. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. С. 320–321).
[17] Регистрационная запись № 150 в Вырицком ЗАГСе от 29.12.1960 г.