высказывания черниговской татьяны о мозге
20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга
Мозг человека все еще остается одной из самых таинственных вещей на планете, и он не перестает ставить перед учеными новые и непростые вопросы. Доктор биологических наук и ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская посвятила свою жизнь изучению этой удивительной части человеческого тела и может хотя бы немного приоткрыть завесу тайны, окутывающей этот сложный орган.
AdMe.ru собрал цитаты Татьяны Владимировны из ее лекций и интервью, которые с легкостью заставят вас поверить, насколько потрясающая и многогранная вещь спрятана в каждом из нас.
© Mr. Nobody / Pan Européenne
Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
© A Beautiful Mind / Universal Pictures
© Black Swan / Cross Creek Pictures
Не показались ли вам некоторые высказывания немного пугающими?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Высказывания черниговской татьяны о мозге
Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д.
1. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
2.Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
3.Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический ти…
… показать весь текст …
Читайте только хорошую литературу, слушайте хорошую музыку, смотрите хорошее кино.
Помните, мозг не сито, из него ничего не высыпается!
— Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике „двойка“ тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ!
— Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки.
— Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
Татьяна Черниговская; профессор СПБГУ
Мы смотрим глазами, но видим мозгом.
…мозгу все равно, существует реальный мир или нет.
Дело в том, что наши уши и глаза и вообще все органы чувств — это не более чем окна и двери во внешний мир.
Мы смотрим глазами, но видим мозгом.
Точно так же — слушаем ушами, но слышим все тем же мозгом. Наши органы чувств — просто вход. И мы видим все сразу только потому, что знаем эти предметы.
Мы мир познаем с помощью своего мозга. И это потому, что никакого другого способа нет. И то, какой на самом деле мир, зависит от того, какой наш мозг, потому что поставляет информацию нам он. В связи с этим встает много разных неприятных вопросов. Один из них — можем ли мы нашему мозгу доверять? Он нам правду говорит.
28 миллиардов нейронов только в коре, в самой ее верхней части. В среднем, это десять сантиметров нервных волокон на нейрон. Я хочу сказать, что есть части нейрона, которые могут достигать метра длиной. Метра. Метра! Если начать умножать, то это количество будет таково, что если вытянуть в одну нитку, то можно 68 раз облететь Землю и 7 раз слетать на Луну. Это находится в голове каждого из нас, и это не все еще число того, что там есть.
У плода человека нейроны образуются со скоростью 500 тысяч…
… показать весь текст …
Мы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.
Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать.
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.
напоминалка про мозгИ…
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал,
попробовал, услышал, потрогал и так далее.
Мозг — не решето.
Ничего не высыпается из него.
Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть
данных лежит в «папке „Другое“».
Поэтому:
не надо слушать плохую музыку,
не надо читать плохие книги,
не надо всякое дерьмо есть,
не надо дрянь пить,
не нужно общаться с плохими людьми.
«НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»
Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.
Не начина…
… показать весь текст …
Мозг — это загадочная система, все тайны которой мы не сумели разгадать до сих пор. Чтобы использовать его по максимуму, нужно понимать принципы его работы. Об этом в своих лекциях подробно рассказывает Татьяна Черниговская — заслуженный деятель науки, выдающийся ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
Круговорот мозга: Яркие цитаты нейролингвиста Черниговской
«Если “стиморол” жевать или с загадочным, горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться»
Татьяна Владимировна Черниговская — доктор биологических наук, профессор СПбГУ, российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. В свое время Познер сделал исключение из собственных правил и пригласил Черниговскую в свою программу дважды. Но все логично. Черниговская — одна из умнейших женщин нашего времени, которая на сложные и важнейшие темы умеет говорить прямо, просто и часто с юмором. И делает это часто: в открытых лекциях ученый рассказывает, как научить мозг учиться, в интервью Forbes объясняет, чем отличается мозг миллионера, с глянцем не против порассуждать о векторе развития взаимоотношения полов.
В этом материале мы собрали яркие цитаты нейропсихолога — о мозге, хороших и плохих генах, интуиции и деньгах, которые могут натолкнут вас на новые мысли о планах на будущее.
Раз уж нам достался такой совершенный соратник, или враг, или соучастник, — я не знаю, как мозг, то давайте не будем использовать его так, как это метафорически описано в известном произведении «Принц и нищий». Помните, там принц и нищий были одинаковыми и случайно поменялись местами. И нищему, который оказался на месте принца, досталась королевская печать. Он не знал, что это такое, и колол ей орехи. Конечно, печатью можно колоть орехи, потому что она тяжелая, подходящей формы. Но она не для этого создана. Так вот, мозг нам достался для сложной, изысканной, виртуозной работы. Не стоит его использовать для того, чтобы читать дурацкие книги, общаться с дурацкими людьми и проживать свою жизнь впустую. Просто жалко. Он такой мощный, он способен учиться до глубокой старости. И это не бытовая фраза, а научная.
Пластичность — это способность мозга, нейронной сети, образовывать новые связи, то есть учиться. Раньше говорили, что пластичность свойственна только очень молодому мозгу, то есть маленьким детям, а потом она угасает. Да, конечно, она становится менее мощной, но она никогда не угасает. И она дольше держится, если наш мозг работает со сложными вещами. Если он будет заниматься всякой мурой, он очень скоро и превратиться в муру. Если хотим этого — дело каждого. А если не хотим — читаем сложное, слушаем сложное, смотрим сложное. Для нас сложное. Живем такой, непростой жизнью. Это поможет нам отодвинуть угасание нашего мозга на годы. Это чистая правда. Я сказала научный факт.
Мы зависим от нашего мозга на все 100 процентов. Да, мы смотрим на мир своими глазами, что-то слышим, что-то ощущаем. Но то, как мы понимаем это все, это зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как.
Мы живем как безумцы, как будто у нас есть запасная планета. Во-вторых, общества во всех странах мало учитывают, принимая решения, уже полученные наукой знания. Опасность того, что может вытворять технологическое и бездуховное общество, в котором мы теперь живем на этой планете, велика.
Остановить науку невозможно. Это никогда никому не удавалось. Но стоит помнить, что чем глубже мы погружаемся в океан знаний о мире, тем опасней становится это путешествие и тем больше ответственность за звездное небо над головой и за нравственный закон внутри нас.
Я агностик. И мне лично это помогает. У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится.
Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно.
Если сложить все нервные волокна в мозгу, то получится бесконечное количество миллионов километров. Можно слетать на Луну восемь раз и вернуться обратно. И это все в одной нашей бедной голове.
Кто хочет сохранить мозг подольше в боеспособном состоянии, тот должен ему давать трудную работу. Если «стиморол» жевать или с загадочным горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, то мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться!
Ненавижу IQ. Я вообще не понимаю, что он показывает.
Гены генами. Но если неудачно сложилось, то этот номер не пройдет. И нужна огромная работа.
Человек никому ничего не должен. Но хорошо, когда он понимает, чего он все-таки хочет.
Дураку понятно, что деньги всем нужны: они обеспечивают жизнь. Но какой ценой? Может быть, на самом деле у тебя нет планов покупать яхту и отправиться в кругосветное путешествие, но у тебя есть план сидеть дома у камина и вязать шарф. А вокруг чтобы ходили собаки и коты. И это и есть счастье, только ты этого не понял.
Люди рождаются разными, разного психофизиологического типа. И это генетика. И с этим вы ничего поделать не можете.
Генетика не обязательно судьба. Но это крупный игрок. Мы не можем относиться к этой информации как к второстепенной. Одни люди сангвиники, другие активные, третьи — «депрессанты». Они такими рождаются. Это мы «выключить» не можем.
Гены — это потенция. Если с генами не очень хорошо получилось, сокрушаемся. Но если хорошие гены достались, этого недостаточно: нужно попасть к хорошим родителям уже не в биологическом смысле. Важно, чтобы правильно учили, чтобы ты попал в хорошую среду, чтобы тебя окружали интересные люди.
Не так много людей способны осознавать то, как они себя ведут. Это в науке называется рефлексией. И этому надо учиться.
Дельфины явно имеют способности, о которых мы (люди) можем только мечтать.
Гением можно только родиться. Другой вопрос — что дальше? Потому что даже таких абсолютных, несомненных гениев, как Моцарт, Бах, Бетховен, по пальцам колотили, чтобы они на клавесине играли. Гению тоже лень. Насколько нужно давить, чтобы он свою гениальность выплеснул? Или надо его оставить в покое? Это очень серьезный вопрос.
Постижение фактов не делает человека умным. Встает вопрос, а мне надо иметь в голове эту дикую кучу знаний? Вот учила я таблицы логарифмов или бином Ньютона. Боже милостивый, вы хоть раз встретились с этим биномом Ньютона — хоть на Тверской, хоть на Невском? Я его так и не увидела живьем.
Нужен баланс. С одной стороны, не забивать голову вещами, которые можно найти и так. С другой стороны, важно, чтобы мы не превратились в общество, которое готовит только дилетантов. Это нам точно не нужно. Мы в сложной ситуации.
«Интуиция — священный дар. Разум — покорный дар», — пишет Эйнштейн. Не стоит недооценивать такие вещи, как инсайт. Но открытия приходят подготовленному уму. Они не приходят кому угодно.
Часто слышу вопрос, когда мы узнаем, как функционирует мозг? Отвечаю: никогда. Потому что нашему мозгу это не по мозгам. Это слишком сложная история.
Мозг женщины отличается от мозга мужчин. В каких-то вещах мозг мужчины эффективнее. В каких-то вещах мозг женщины эффективнее. Но важнее другая вещь: что такое мозг мужчины и что такое мозг женщины? Это какое-то несуществующее среднее число. Средний мужчина — это какой? Или средняя женщина — это кто? Это же идиотизм.
Масса мифов существует в общественном сознании: например, что математики умные, а балерины глупые. Ну вот откуда это взяли? Я специально занималась тем, что происходит в мозгу танцора. Так вот там такое творится, что еще неизвестно у кого более серьезные процессы происходят: у инженера или у этой балерины.
Мы должны про себя решить, мы кто: мы те, кто быстрее всех, гнутся лучше всех, считают лучше всех. Если мы про это, то мы уже проиграли. Наша цивилизация закончилась. Потому что искусственные устройства точно будут делать это лучше, чем мы.
В людях я люблю не только ум. Но и порядочность, честность, верность.
Цитаты Татьяна Владимировна Черниговская
В мире, по-моему, творится полное безумие — ему требуется психиатр.
— Бином Ньютона, таблица логарифмов. Помните такое дело? Зачем мне это знать, если не секрет? Я с биномом Ньютона ни разу на жизненном пути не повстречалась. Если я повстречаюсь с ним, скажу: «Окей, гугл», — и мне формулу напишут. Зачем мне учить? Чтобы тренировать память? Только почему бином Ньютона? Может, Шекспира лучше или греческую поэзию? Зачем учить бессмысленные вещи Мы детей этим накачиваем. — Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике «двойка» тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ! — Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки. — Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?
Успех в воспитании детей и устойчивость их психики напрямую зависят о того, чего на самом деле хотят родители ― видеть своего ребенка счастливым или реализовать собственные амбиции за его счет. Ребенок должен получить весь спектр возможностей, и тогда, возможно, и ему самому, и его воспитателям, и родителям будет видно: вот здесь бесполезно, ничего не выйдет. Вот из меня стали бы делать бухгалтера ― я бы утопилась в реке еще в начале обучения. Я абсолютно неспособна к этому, но способна к другим вещам. Если на ребенка сильно давить, это в итоге плохо для него закончится ― он будет глубоко несчастен, навязанное родителями и чуждое ему занятие или профессию все равно бросит, но при этом потеряет несколько лет жизни. Зачем себя ломать-то через колено? А тем более ― своего ребенка? … Ты приглядись к нему, кто он такой. Ты ему хочешь счастья или ты хочешь свои амбиции удовлетворить? Тогда это другая задача. Это значит, что ты людоед и тебе не жалко собственного ребенка съесть
Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.
Виртуальный мир становится все более реальным. Но что с этим делать? Человеку там хорошо. Потому что там можно всех поубивать, потом switch off, switch on, и они опять все живые там бродят — красота!
Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.
Как противостоять стрессу? Признать, что стресс – это постоянный фон нашей жизни. А не делать вид, что он свалился неожиданно. У нас же каждый день все обваливается! И хорошо бы иметь заготовку на этот случай. Сценарий: что я делаю, попадая в стресс? И знать, что именно вам помогает. Кому-то надо быстро ходить, кому-то плавать, кому-то лежать в ванной.
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.
Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
Мозг, если что и умеет, то — учиться. Он для этого создан — для того, чтобы обучаться, и он знает, как это делать. Хорошо бы, чтобы он нам это сообщил.
Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.
У нас такой мозг, который порождает время, математику, музыку, язык. Будь другой мозг — не порождал бы. Что творится в мозгах у курицы, я ума не приложу и никогда не смогу приложить ум к этому, потому что никакого хода в это нет.
Зачем ребёнка учить писа́ть? Не на компьютере набивать, а писа́ть? В одном из Древних Китаев, люди, которые претендовали на то, чтобы занять положение высокого государственного чиновника, должны были сдавать два экзамена: каллиграфия и стихосложение. Мудрая цивилизация, потому что они понимали, что это другой тип сознания, другой тип умений. Компьютер стихи не пишет. То есть «розы-мимозы» он напишет, но Бродского он не напишет. Это другой тип ментальности, очень важный, который никто на планете не умеет кроме нас. Искусство — не десерт. Искусство — это другой тип жизни, это другой тип когнитивной деятельности.
Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой для обучения, а помощью. Если хотите что-то быстро запомнить — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это во время сна. Поэтому ночью, перед экзаменом, нужно спать.
Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка? С точки зрения классической физики Бор, Дирак и Шредингер только и делали, что ошибки.
Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?
Вокруг нас текучий, нестабильный, сверх-быстрый, гибридный, мерцающий мир, которому мы не можем верить. Нам в нем жить. Как? В цифровой реальности помнить о теплых отношениях с живыми людьми. Мне не нужен знающий человек – для знаний у меня компьютер есть. Мне нужен человек, к которому я могу прислониться, поговорить, выпить-закусить, наговорить глупостей. Чтоб он мне сказал – какая же ты дура! Не цифра мне нужна, а живая ткань – подруга, исповедник, психотерапевт. Другого выхода я не вижу.
О мозге, генах и инсайтах: 28 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской
«Если «стиморол» жевать или с загадочным, горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться»
Мы зависим от нашего мозга на все 100 процентов. Да, мы смотрим на мир своими глазами, что-то слышим, что-то ощущаем. Но то, как мы понимаем это все, это зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как.
Мы живем как безумцы, как будто у нас есть запасная планета. Во-вторых, общества во всех странах мало учитывают, принимая решения, уже полученные наукой знания. Опасность того, что может вытворять технологическое и бездуховное общество, в котором мы теперь живем на этой планете, велика.
Остановить науку невозможно. Это никогда никому не удавалось. Но стоит помнить, что чем глубже мы погружаемся в океан знаний о мире, тем опасней становится это путешествие и тем больше ответственность за звездное небо над головой и за нравственный закон внутри нас.
Я агностик. И мне лично это помогает. У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится.
Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно.
Если сложить все нервные волокна в мозгу, то получится бесконечное количество миллионов километров. Можно слетать на Луну восемь раз и вернуться обратно. И это все в одной нашей бедной голове.
Кто хочет сохранить мозг подольше в боеспособном состоянии, тот должен ему давать трудную работу. Если «стиморол» жевать или с загадочным горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, то мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться!
Ненавижу IQ. Я вообще не понимаю, что он показывает.
Гены генами. Но если неудачно сложилось, то этот номер не пройдет. И нужна огромная работа.
Человек никому ничего не должен. Но хорошо, когда он понимает, чего он все-таки хочет.
Дураку понятно, что деньги всем нужны: они обеспечивают жизнь. Но какой ценой? Может быть, на самом деле у тебя нет планов покупать яхту и отправиться в кругосветное путешествие, но у тебя есть план сидеть дома у камина и вязать шарф. А вокруг чтобы ходили собаки и коты. И это и есть счастье, только ты этого не понял.
Люди рождаются разными, разного психофизиологического типа. И это генетика. И с этим вы ничего поделать не можете.
Не так много людей способны осознавать то, как они себя ведут. Это в науке называется рефлексией. И этому надо учиться.
Дельфины явно имеют способности, о которых мы (люди) можем только мечтать.
Нужен баланс. С одной стороны, не забивать голову вещами, которые можно найти и так. С другой стороны, важно, чтобы мы не превратились в общество, которое готовит только дилетантов. Это нам точно не нужно. Мы в сложной ситуации.
Часто слышу вопрос, когда мы узнаем, как функционирует мозг? Отвечаю: никогда. Потому что нашему мозгу это не по мозгам. Это слишком сложная история.
Масса мифов существует в общественном сознании: например, что математики умные, а балерины глупые. Ну вот откуда это взяли? Я специально занималась тем, что происходит в мозгу танцора. Так вот там такое творится, что еще неизвестно у кого более серьезные процессы происходят: у инженера или у этой балерины.
Мы должны про себя решить, мы кто: мы те, кто быстрее всех, гнутся лучше всех, считают лучше всех. Если мы про это, то мы уже проиграли. Наша цивилизация закончилась. Потому что искусственные устройства точно будут делать это лучше, чем мы.
В людях я люблю не только ум. Но и порядочность, честность, верность.