высказывания о дистанционном обучении родителей
«Это адски тяжело»: Людмила Петрановская — о дистанционном обучении
Как адаптироваться к онлайн-учебе — и детям, и родителям.
Психолог Людмила Петрановская в онлайн-лекции на проекте информационной и психологической помощи Family Tree рассказала, как грамотно подойти к обучению на дому и почему не стоит пытаться сделать больше возможного.
О школьниках и домашнем обучении
Получилось, что все школьники теперь перешли на дистанционное обучение. Никто не был к этому готов.
Дети никогда такого не видели, учителя тоже не успевают адаптироваться. В итоге все это превращается в хаос и нервотрепку, когда на родителей и детей сваливается огромное количество заданий.
От учителей требуют невесть чего и тоже держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность, что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы это все сделать. В итоге через две недели уже в истерике все. Учителя падают с ног и хотят, чтобы их пристрелили.
Надо понимать, что для преподавателя дистанционное обучение — это очень тяжелое и малоприятное мероприятие. За 2-часовой вебинар устаешь сильнее, чем за целый день очной группы потому что, когда перед тобой живые люди, ты обмениваешься с ними живыми взглядами, улыбками, эмоциями, нет ощущения, что ты один, как дурак, сам с собой разговариваешь. Учителя и преподаватели вузов сейчас делают это по 6-8 часов в день. Это адски тяжело.
Сделать дистанционные курсы с такой скоростью качественными невозможно. Для того чтобы перенести живой курс в дистанционный, необходимо вытянуть все, что живой человек вытягивает во время коммуникации. Хороший педагог вытягивает занятие на мимике, на тоне, на взглядах, на шутках, на перебросах спонтанными репликами с детьми.
Сегодня этого нет, и это должно вытягиваться какими-то картинками, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами или чем-то еще. Все это требует большой работы, больших усилий и времени.
Ни у кого сейчас на это нет ресурсов. Реально дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы. Говорящую голову слушать целый день сложно. У кого-то из преподавателей хватает харизмы, у кого-то — нет.
Но учителя не дикторы телевидения и не актеры театра! Нереалистично ставить задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном переходе на дистанционное образование. Это невозможно сделать, надрываясь и обвиняя друг друга».
Не старайтесь «впихнуть невпихуемое»
«Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Кто-то что-то пропустит, кто-то что-то не поймет, кто-то что-то не сделает, какие-то темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся ситуации не может быть иначе. Давайте без фанатизма!
Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают, достаточно!
Учителя сейчас просто не успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что у них есть по теме. Многие учителя говорят, что после дня дистанционного образования они просто падают и спят, потому что это очень тяжело.
Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Все отстанут, все пропустят, у всех что-то не получится — ничего страшного, это не конец света. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить.
Посмотрите, как работать из дома, если у вас дети:
Высказывания о дистанционном обучении родителей
«Никогда такого не было, и вот опять!» – на новом этапе дистанционного обучения школы снова испытывают те же трудности, что и минувшей весной. Эти проблемы в основном озвучивают родители, недовольные качеством учебного процесса. Министерство просвещения, похоже, не усвоившее уроки карантина, удивлено: в чем причины протеста? Неужели кого-то не заботит здоровье своих детей? Мы решили выяснить причины непосредственно у пап и мам, которых не устраивает удаленка.
Узнать мнение родителей для меня не проблема: я сама мама 8-классника и состою в классном сообществе, а также общаюсь с родителями из других школ. Так вот, у протестной позиции есть свои аргументы, основанные на наблюдениях за своими детьми.
Самую распространенную причину неприятия дистанционного обучения родителями можно сформулировать так – детям вредно столько времени находиться за экраном компьютера (у кого есть), а чаще смартфона или планшета. Потому что по факту ребята проводят в виртуальной среде по 6-9 уроков в день (именно столько у моего сына в классе).
Если к этому прибавить время на выполнение домашних заданий (а они даны в Гугл-классе или на других электронных платформах, то есть опять требуется работа с гаджетами, да и отправлять, а иногда и выполнять задания нужно там), то даже если учесть чуть укороченные относительно традиционных уроки, получится абсолютно не укладывающееся ни в какие санпины время. Вообще-то это количество формирует ту нехорошую компьютерную зависимость, против которой все раньше дружно выступали.
– Дистанционка втягивает детей в электронный мир, а мои дети на него подсажены до сих пор не были, она привязывает их к соцсетям и соблазнам интернета, – говорит Наталья, мама 8-классницы. – Я уже не говорю про ухудшение зрения и осанки, но из-за постоянного взаимодействия с гаджетами у дочки ухудшился сон, она стала более раздражительная. Я это наблюдала весной и сейчас то же самое.
– Интересно, а кто-то в департаменте или министерствах (образования, просвещения, здравоохранения – Т.М.) проводит наблюдения за состоянием здоровья детей на удаленке? – недоумевает другая родительница. – Ведь состояние зрения или ситуация со сном – это объективные показатели, и они реально просели! А малая подвижность детей, запертых в квартирах? Даже до школы идти теперь не надо – гиподинамия налицо!
Также многие родители возмущены недостаточной материальной оснащенностью – базой всего дистанционного обучения, без которого оно невозможно в принципе. У многих в семье компьютера либо нет, либо он один.
– Это мой рабочий инструмент, поэтому ребенку остается только учиться в телефоне, – говорит папа 9-классника. – И у нашей школы нет возможности выдать столько ноутбуков, сколько нуждающихся в нем.
А смартфон (и он-то не у каждого ребенка есть) с его куда меньшим экраном и функционалом сильно сужает учебные возможности (например, ребенку неудобно набирать текст на экране и выполнять электронные задания), и опять-таки сильнее, по сравнению с компьютером, напрягает глаза ученика.
Отдельно ругают родители (со слов детей и из собственных наблюдений) качество связи и работы различных электронных платформ, на которых обучаются дети.
– МЭШ (Московская электронная школа – Т.М.) и РЭШ (Российская электронная школа – Т.М.) не справляются с потоком посетителей и регулярно виснут, срывая учебный процесс, – пишет мне один из отцов.
Знакомые педагоги ситуацию подтверждают (да я и сама, как учитель в прошлом учебном году, с этим сталкивалась).
Недовольство вызывает и напряженный социальный момент:
– Любые детские сады и школы – это еще и социальная помощь родителям, – говорит мама 6-классницы. – Чего зря кокетничать – ребенок дома, хоть и за компьютером, требует гораздо больше сил и времени родителя, с которого необходимость работать никто не снимал.
Другой, пожалуй, самый важный, наряду с относящемуся к здоровью детей, довод противников дистанта касается содержания, смыслов школьного образования. Учителей, кстати, почти не ругают, им скорее сочувствуют.
– Прямое общение – это же очень широкое понятие, – делится своими размышлениями один из пап-аналитиков. – Тут и социализация, и более качественное обучение, использующее все каналы восприятия, а не только зрение и слух, и более простая «прямая передача» от учителя к ученику, и более простое натуральное взаимодействие. Парные и групповые упражнения на дистанционке сильно затруднены. А воспитательная функция школы и педагогов вообще, мне кажется, невозможна или сильно затруднена без живого взаимодействия в коллективе.
Кроме того, такие предметы как музыка, труд, изо, физкультура и кружки (включая танцы) вообще оказываются сейчас исключены из жизни детей. Ведь там в процессе обучения требуется и инвентарь специальный, и помещение, и физический контакт с учителем и учениками, и особая техника безопасности. А ещё через интернет не передаётся ни качественный звук, ни запахи, ни тактильность, ни вкус.
В общем, родители, дети и сами учителя признают, что период дистанционного обучения – во многом провальный, после него нужно восстанавливать множество пробелов, а какие-то темы давать заново.
Ну, и наконец, то, от чего все дети воют, а родители пожинают негативные психологические последствия – ребятам катастрофически не хватает живого общения!
– А мы-то думали, что наши дети – виртуалы, им общение в соцсетях заменило все, ан нет, не могут они (даже самые закрытые!) без встреч, объятий, шуток, споров, ссор и драк! – смеется знакомая мамочка. – Особенно подростки. Без общения они с ума сходят!
В общем, среди аргументов борцов против дистанционного обучения есть как субъективные доводы, так и вполне объективные. Более того, плохая организация удаленного процесса обучения, технические слабости учебных электронных платформ, недостаточный уровень подготовки учителей к таким формам ведения уроков проявили себя еще прошлой весной, однако с тех пор мало что изменилось. Пора уже, кажется, ведомству делать выводы.
В алтайском минобре ответили на самые острые вопросы о дистанционном образовании
Редакция, Общество, 8:04, 30.03.2020
Эксперт объяснила, почему родители должны писать заявление о переходе на «дистанционку» и можно ли от нее отказаться
В минобразования Алтайского края разъяснили, можно ли родителям не подписывать заявление о переходе на «дистанционку», как будут ставить оценки, кто и зачем сможет приходить в школу. Ответы на самые частые вопросы родителей дала Наталья Полосина, глава отдела организации общего образования минобра, во время прямого эфира на официальной странице ведомства в Instagram.
На дистанционное обучение, напомним, школьники региона перейдут уже с 6 апреля.
Почему на родителей взваливают ответственность за «дистанционку»?
Самый популярный вопрос – зачем родителям подписывать заявление о переходе на дистанционное обучение? По словам Полосиной, родителей больше всего смущает формулировка, что они «должны взять на себя ответственность».
«Уважаемые родители, вы пишете заявление только потому, что меняется форма получения образования детьми. Вы берете на себя ответственность только в том ключе, в котором это необходимо. Ваш ребенок, находясь на дистанционном обучении, должен, получив задание от учителя, изучить его», – заявила Полосина.
Если началось изучение новой темы, ребенок, говорит она, должен прочитать материал, сформировать вопросы и задать их учителю. «Консультационные проблемы будут решаться именно учителем. И всегда педагог будет пояснять то, что не понял ребенок», – добавила эксперт.
Задача родителей, по ее словам, – проконтролировать все эти этапы: ученик прочитал материал, задал вопросы, выполнил домашнее задание.
«Уважаемые родители, это ваша обязанность – контролировать, следить за детьми, каким образом они выполняют задание. Ничего страшного в заявлении нет», – повторяет представитель краевого минобра.
В минобрнауки края признали, что алгоритма для перехода на обучение онлайн нет
О проблемах перехода на дистанционное обучение говорили на селекторном совещании в алтайском минобрнауки
А если родители не подпишут заявление?
На этот вопрос Наталья Полосина ответила так:
«В этом случае родители полностью берут на себя ответственность. Ваш ребенок не посещает школу и не может быть охвачен образованием? Вы так считаете? Задайте себе этот вопрос».
Если родители отказываются писать заявление и настаивают на посещении школы, то учителям надо убеждать родителей, что это небезопасно.
«Надо понимать, чего родители хотят больше: чтобы ребенок посещал школу или был здоров?» – спрашивает эксперт.
Дистанционное образование обязательно?
Да, обязательно, заявила Полосина. Онлайн-обучение будет организовано разными способами. И родители выберут тот, который им доступен.
Нереально: алтайские педагоги ожидают дистанционного обучения со скепсисом
Маленькие школы в деревнях и вовсе не смогут это сделать из-за банального отсутствия интернета и плохой мобильной связи
Кто оповестит о начале дистанционного обучения?
Об этом объявит учитель. До родителей доведут всю необходимую информацию, уверяет Полосина. Родители также смогут изучить расписание, платформы, где показаны уроки.
«Ребенок дома, он занимается, он охвачен здоровьесберегающими технологиями, то есть он вне зоны риска и занимается обучением», – заявила Полосина.
Будут ли дети ходить в школу?
Возможно проведение индивидуальных консультаций, это разрешено. Но собираться будут не всем классом, а группами не более 12 человек. Консультации организуют как для старших, так и для начальных классов.
Что делать, если ребенок не понял тему урока?
Если ученику непонятна информация, то он должен конкретизировать, что именно неясно, и задать этот вопрос учителю.
«Все не понять нельзя. Если не понял, задай вопрос учителю через мессенджеры, портал «Сетевой край», СМС-сообщения, электронную почту или на консультации. Но вопрос должен быть конкретный. Не может быть такого, что не понял все», – объясняет Наталья Полосина.
Будут ли ставить оценки на «дистанционке»?
Оценки ставить будут. Как за домашнюю, так и классную работу. Правда здесь есть несколько «но».
«Классная работа, если она проходит в полном объеме и с учащимися по скайпу, будет оцениваться. Самостоятельная работа на знание пройденного материала тоже. Работа на понимание нового материала оцениваться не будет. Мы это учителям будем рекомендовать настоятельно. Надо понять, как ребенок понял тот материал, который он изучил самостоятельно, а потом его уже оценивать, предварительно дав консультацию», – объясняет эксперт.
Отменят ли ВПР?
Нет, всероссийские проверочные работы не отменят, но их перенесут на другие даты. Но родителям не надо волноваться, говорит эксперт: ВПР – это обычная контрольная работа, срез знаний, который поможет родителям и учителю понять, как хорошо ученик усвоил материал.
«ВПР перенесут. График до родителей доведут отдельно. Так, 4-е и 7-е классы его самостоятельно установят. 11-е классы – тоже, либо их поставят в тот график, который предлагает обрнадзор, а тот предлагает провести ВПР в апреле. 8-м классам обрнадзор уже установил график работ, они начнутся в апреле и закончатся в середине мая», – пояснила Полосина.
Говорят, что первый ВПР пройдет 12 апреля. Это правда?
По словам Полосиной, школа не имеет права поставить первый ВПР 12 апреля.
Продлят ли сроки обучения онлайн?
Сказать наверняка сложно, говорит Наталья Полосина: «Сейчас сроки установлены до 12 апреля. Но если будет установка о продлении, то придется корректировать».
Как будут проходить консультации к экзаменам?
Этот вопрос надо задать учителю, пояснила Полосина.
Будут ли в школах работать дежурные классы?
Нет, дежурных классов не будет, организуют только дежурные группы в детских садах.
Будут ли школьники учиться летом?
Пока что такая мера не планируется, говорит эксперт краевого минобра.
О чем еще рассказала эксперт
Как будут работать детские сады?
В детских садах организуют дежурные группы. Но оставлять там детей смогут только те родители, которые работают в отраслях, связанных с жизнеобеспечением, в государственных и муниципальных органах власти, пояснила эксперт.
Причем родителям придется принести справку или уведомление с работы. Справка составляется в свободной форме.
«Группы будут разновозрастными, поэтому будет осуществляться только присмотр и уход за детьми. После 6 апреля детсады перейдут на штатный режим, если не будет никаких дополнительных правовых актов», – заявила Полосина.
Надо ли приносить в детсад справку после пропуска?
«Пока нормативных документов не поступало. Как только будут, о них объявят в вашем детском саду», – отвечает эксперт.
Как будут проходить по «дистанционке» дополнительные занятия?
Педагогам дополнительного образования рекомендовано проговорить все задания с родителями, чтобы они самостоятельно могли обучить своих детей.
«Пустая трата времени»: что учителя и родители думают о дистанционном обучении
Московским старшеклассникам продлили дистанционное обучение до 6 декабря. В некоторых регионах в школу ходят только ученики с 1 по 4 класс. Власти уверяют, что это вынужденная мера: случаев заражения Covid-19 становится все больше. Когда дети вернутся за парты, никто не знает.
Большинство родителей недовольны возвращением к дистанту. На форумах мамочки жалуются на то, что даже одиннадцатиклассники неспособны к самоконтролю, некоторые называют уроки в ZOOM пустой тратой времени. Самое главное, что всероссийские проверочные работы, которые проходили осенью, показали истинный уровень знаний учеников. На дистанционке многие — отличники и хорошисты, а очно — слабые троечники. Да и сами учителя не верят, что оценки на «удаленке» отражают объективные знания школьников.
Мнение учителя: разговор в пустоту
Тамара Зайцева
учитель русского языка и литературы
«Весной, когда мы впервые столкнулись с дистанционным обучением, боялись технических сбоев. Постоянно вылетал ZOOM, не у всех детей были компьютеры (некоторым ученикам приходилось их делить с родителями или старшими братьями и сестрами). Эту проблему решили: школы обеспечили учеников необходимым оборудованием для онлайн-занятий.
Сейчас возникают сложности с контролем. Многие ребята не посещают виртуальные уроки, ссылаясь на неполадки с Интернетом. Не все хотят во время конференций в ZOOM показывать лица. Получается, что разговариваешь с черным квадратом или нелепой аватаркой. Нет реакции, участия. Уверена, что во время моего рассказа (например, о сложноподчиненных предложениях) некоторые ученики просто отключают звук и занимаются своими делами.
Новый формат обучения породил изворотливые способы, как обхитрить учителей. Здесь мы, неуверенные пользователи ПК, проигрываем подросткам, с которыми нас разделяет монитор. Мне недавно показали, что при помощи некого суфлера легко подделать голос, тогда за тебя стихотворение расскажет робот. Я не боюсь розыгрышей, и мне не жалко поставить всем «5» и «4», но от этого страдают знания. Мне хочется, чтобы дети писали грамотно и знали, кто такой Чацкий».
Мнение родителя: не хочу быть нянькой
Елена Воробьева
«Дистанционное обучение — настоящий ад. Мой 15-летний сын просыпается за пять минут до онлайн-урока. Заставить его вставать хотя бы за час у меня не получается. Самодисциплина у нас у обоих хромает. В итоге сонный ребенок в пижаме подключается к онлайн-занятию, а я в это время готовлю завтрак. Через 50 минут — второй урок, во время которого сын завтракает.
Обычно в день у девятиклассников 3-4 урока, остальной материал дети должны изучать самостоятельно. Для проверки предлагаются тесты. Их все дружно списывают. Расскажу вам нехитрую схему: после выполнения задания появляются правильные ответы. Тот, кто сделал тест первым — обычно это либо самый умный, либо самый глупый (кому совершенно неважна отметка), отправляет правильные ответы одноклассникам.
Некоторые педагоги все-таки проводят тесты в одно и то же время. Тогда их делают родители, репетиторы или старшие братья и сестры. Другой вариант — доверить выполнение домашней работы прилежному однокласснику. Сейчас даже процветает новый вид заработка: обеспеченные родители нанимают отличников, которые делают дистанционные задания за других. В общем, если есть возможность получить пятерку без зубрежки (а сделать это легко), то грех ей не воспользоваться. Возможно, есть очень ответственные дети, но таких мало, и лично я не знаю.
Задания, которые учителя молча выкладывают в электронный дневник, тоже часто остаются без внимания. Как рассуждает девятиклассник: «Не спрашивают — не буду делать». Без родительского контроля о «домашке» точно никто не вспомнит, а мне очень не хочется быть нянькой для подростка. Если учитель во время онлайн-общения вдруг спросит, почему не выполнил упражнения, то всегда можно оправдаться. Например, все списать на технические неполадки.
Всего этого можно избежать, если спрашивать каждого индивидуально. Наверняка можно было бы раз в неделю организовывать проверочные работы для старшеклассников в школе. Ведь дети все равно туда ходят — посещают платные курсы офлайн. Получается, такие двойные стандарты — на уроки нельзя, но на платные — можно.
Читайте также
Информацию учителя часто советуют просто найти в Интернете, при этом рекомендованного списка сайтов не дают. Мало ли, на какую сетевую помойку наткнется ребенок, кто поручится за достоверность найденной информации?
Но больше всего меня волнует многочасовое сидение моего ребенка перед экраном компьютера. 5-6 часов — дистанционное обучение, а потом еще компьютерные игры и общение в соцсетях с друзьями. Реально около 10 часов каждый день сын проводит за одним и тем же рабочим столом в одной и той же комнате. Я бы сошла с ума.
Ребенок стал нервным и раздражительным, появилась апатия даже к любимым предметам. Недавно он сменил статус во «Вконтакте». «За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья», — безнадежная цитата Бродского как нельзя лучше подходит к будням современных подростков. Бесконечный день сурка, будущее размыто. Отменены все конкурсы и соревнования. Злая шутка судьбы: родители, которые старались оградить ребенка от виртуального мира, вынуждены смириться с тем, что их сын или дочка теперь постоянно находятся онлайн».
Афоризмы 45. Дистанционное обучение
1. Дистанционное обучение — это не дань моде, а дань необходимости.
2. Дистанционный курс — это «зеркало», в котором «видно» преподавателя и обучаемого.
3. Если дистанционный курс, при просмотре, вызывает отрицательные эмоции — он недоработан.
4. Главным в дистанционном обучении — является обучаемый, а не преподаватель.
5. Если обучаемый не хочет добровольно учиться на вашем курсе, — курс недоработан.
6. Этапы дистанционного обучения: создание дистанционного курса, обучение на этом курсе — убрать что-то одно — смысл теряется.
7. Создать дистанционный курс — это меньше чем полдела, если на курсе нет ни одного обучаемого — он бесполезен.
8. Главная мера дистанционного курса — его интерактивность, т.е. количество и качество ответных реакций обучаемого, если их нет — курс недоработан.
9. При дистанционном обучении нужно затратить гораздо больше усилий на обучение, потому что «длина плеча рычага» от преподавателя до студента намного увеличивается, а «плечо рычага обучения» у преподавателя — остаётся неизменным.
10. У дистанционного обучения гораздо больше положительного, чем отрицательного.
11. Тот, кто говорит о «вреде» дистанционного обучения — сам не пробовал, попробуйте, многие вопросы отпадут сами собой.
12. Все преподаватели получили свои знания без очного обучения — самостоятельно, очное обучение предусматривает непосредственный контакт преподавателя и обучаемого, при дистанционном обучении такого контакта нет, дистанционное обучение можно отнести к самостоятельному обучению с интерактивным помощником, которым и является дистанционный курс.
13. При дистанционном обучении невозможно «отлынивать», ни обучаемому, ни преподавателю — всем всё видно.
14. На дистанционном обучении преподаватель — оценивает обучаемых, а обучаемые — преподавателя.
15. Если обучаемые добровольно хотят записаться на следующий ваш курс — предыдущий был правильным.
16. Если после окончания курса, есть недовольные — это нормально, они будут всегда, но большинство обучаемых должно выразить одобрение.