высказывания о мозге натальи черниговской

Высказывания о мозге натальи черниговской

Профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, читает интересные и полезные лекции о мозге, сознании и бессознательном, психике, искусственном интеллекте, мышлении и т.д.

1. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

2.Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?

3.Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический ти…
… показать весь текст …

Читайте только хорошую литературу, слушайте хорошую музыку, смотрите хорошее кино.
Помните, мозг не сито, из него ничего не высыпается!

— Если бы мы предложили сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику и двоечнику Пушкину, а также возьмем физиков и химиков для приличия, — Менделеева («двойка» по химии), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и так далее, — они бы завалили экзамен. Мы скажем: «По физике „двойка“ тебе, Нильс Бор». Он ответит: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет по соседству». Именно за этот ответ!

— Мне не важно, чтобы ребенок знал, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне важно, чтобы он понимал, что происходит на этой планете. Все остальное «гугл» знает уже. Мне нужен тот, кому придет в голову очень необычная мысль. И это будет открытием. Открытие — это ошибки.

— Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Мы что хотим-то?

Татьяна Черниговская; профессор СПБГУ

Мы смотрим глазами, но видим мозгом.

…мозгу все равно, существует реальный мир или нет.

Дело в том, что наши уши и глаза и вообще все органы чувств — это не более чем окна и двери во внешний мир.

Мы смотрим глазами, но видим мозгом.

Точно так же — слушаем ушами, но слышим все тем же мозгом. Наши органы чувств — просто вход. И мы видим все сразу только потому, что знаем эти предметы.

Мы мир познаем с помощью своего мозга. И это потому, что никакого другого способа нет. И то, какой на самом деле мир, зависит от того, какой наш мозг, потому что поставляет информацию нам он. В связи с этим встает много разных неприятных вопросов. Один из них — можем ли мы нашему мозгу доверять? Он нам правду говорит.

28 миллиардов нейронов только в коре, в самой ее верхней части. В среднем, это десять сантиметров нервных волокон на нейрон. Я хочу сказать, что есть части нейрона, которые могут достигать метра длиной. Метра. Метра! Если начать умножать, то это количество будет таково, что если вытянуть в одну нитку, то можно 68 раз облететь Землю и 7 раз слетать на Луну. Это находится в голове каждого из нас, и это не все еще число того, что там есть.

У плода человека нейроны образуются со скоростью 500 тысяч…
… показать весь текст …

Мы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.

Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать.

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.

напоминалка про мозгИ…

Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал,
попробовал, услышал, потрогал и так далее.
Мозг — не решето.
Ничего не высыпается из него.
Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть
данных лежит в «папке „Другое“».
Поэтому:
не надо слушать плохую музыку,
не надо читать плохие книги,
не надо всякое дерьмо есть,
не надо дрянь пить,
не нужно общаться с плохими людьми.

«НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.

Не начина…
… показать весь текст …

Мозг — это загадочная система, все тайны которой мы не сумели разгадать до сих пор. Чтобы использовать его по максимуму, нужно понимать принципы его работы. Об этом в своих лекциях подробно рассказывает Татьяна Черниговская — заслуженный деятель науки, выдающийся ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.

Источник

Круговорот мозга: Яркие цитаты нейролингвиста Черниговской

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

«Если “стиморол” жевать или с загадочным, горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться»

Татьяна Владимировна Черниговская — доктор биологических наук, профессор СПбГУ, российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. В свое время Познер сделал исключение из собственных правил и пригласил Черниговскую в свою программу дважды. Но все логично. Черниговская — одна из умнейших женщин нашего времени, которая на сложные и важнейшие темы умеет говорить прямо, просто и часто с юмором. И делает это часто: в открытых лекциях ученый рассказывает, как научить мозг учиться, в интервью Forbes объясняет, чем отличается мозг миллионера, с глянцем не против порассуждать о векторе развития взаимоотношения полов.

В этом материале мы собрали яркие цитаты нейропсихолога — о мозге, хороших и плохих генах, интуиции и деньгах, которые могут натолкнут вас на новые мысли о планах на будущее.

Раз уж нам достался такой совершенный соратник, или враг, или соучастник, — я не знаю, как мозг, то давайте не будем использовать его так, как это метафорически описано в известном произведении «Принц и нищий». Помните, там принц и нищий были одинаковыми и случайно поменялись местами. И нищему, который оказался на месте принца, досталась королевская печать. Он не знал, что это такое, и колол ей орехи. Конечно, печатью можно колоть орехи, потому что она тяжелая, подходящей формы. Но она не для этого создана. Так вот, мозг нам достался для сложной, изысканной, виртуозной работы. Не стоит его использовать для того, чтобы читать дурацкие книги, общаться с дурацкими людьми и проживать свою жизнь впустую. Просто жалко. Он такой мощный, он способен учиться до глубокой старости. И это не бытовая фраза, а научная.

Пластичность — это способность мозга, нейронной сети, образовывать новые связи, то есть учиться. Раньше говорили, что пластичность свойственна только очень молодому мозгу, то есть маленьким детям, а потом она угасает. Да, конечно, она становится менее мощной, но она никогда не угасает. И она дольше держится, если наш мозг работает со сложными вещами. Если он будет заниматься всякой мурой, он очень скоро и превратиться в муру. Если хотим этого — дело каждого. А если не хотим — читаем сложное, слушаем сложное, смотрим сложное. Для нас сложное. Живем такой, непростой жизнью. Это поможет нам отодвинуть угасание нашего мозга на годы. Это чистая правда. Я сказала научный факт.

Мы зависим от нашего мозга на все 100 процентов. Да, мы смотрим на мир своими глазами, что-то слышим, что-то ощущаем. Но то, как мы понимаем это все, это зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как.

Мы живем как безумцы, как будто у нас есть запасная планета. Во-вторых, общества во всех странах мало учитывают, принимая решения, уже полученные наукой знания. Опасность того, что может вытворять технологическое и бездуховное общество, в котором мы теперь живем на этой планете, велика.

Остановить науку невозможно. Это никогда никому не удавалось. Но стоит помнить, что чем глубже мы погружаемся в океан знаний о мире, тем опасней становится это путешествие и тем больше ответственность за звездное небо над головой и за нравственный закон внутри нас.

Я агностик. И мне лично это помогает. У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится.

Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно.

Если сложить все нервные волокна в мозгу, то получится бесконечное количество миллионов километров. Можно слетать на Луну восемь раз и вернуться обратно. И это все в одной нашей бедной голове.

Кто хочет сохранить мозг подольше в боеспособном состоянии, тот должен ему давать трудную работу. Если «стиморол» жевать или с загадочным горячим взором обсуждать свойства пятновыводителей, то мозг потухнет довольно быстро. И нечего жаловаться!

Ненавижу IQ. Я вообще не понимаю, что он показывает.

Гены генами. Но если неудачно сложилось, то этот номер не пройдет. И нужна огромная работа.

Человек никому ничего не должен. Но хорошо, когда он понимает, чего он все-таки хочет.

Дураку понятно, что деньги всем нужны: они обеспечивают жизнь. Но какой ценой? Может быть, на самом деле у тебя нет планов покупать яхту и отправиться в кругосветное путешествие, но у тебя есть план сидеть дома у камина и вязать шарф. А вокруг чтобы ходили собаки и коты. И это и есть счастье, только ты этого не понял.

Люди рождаются разными, разного психофизиологического типа. И это генетика. И с этим вы ничего поделать не можете.

Генетика не обязательно судьба. Но это крупный игрок. Мы не можем относиться к этой информации как к второстепенной. Одни люди сангвиники, другие активные, третьи — «депрессанты». Они такими рождаются. Это мы «выключить» не можем.

Гены — это потенция. Если с генами не очень хорошо получилось, сокрушаемся. Но если хорошие гены достались, этого недостаточно: нужно попасть к хорошим родителям уже не в биологическом смысле. Важно, чтобы правильно учили, чтобы ты попал в хорошую среду, чтобы тебя окружали интересные люди.

Не так много людей способны осознавать то, как они себя ведут. Это в науке называется рефлексией. И этому надо учиться.

Дельфины явно имеют способности, о которых мы (люди) можем только мечтать.

Гением можно только родиться. Другой вопрос — что дальше? Потому что даже таких абсолютных, несомненных гениев, как Моцарт, Бах, Бетховен, по пальцам колотили, чтобы они на клавесине играли. Гению тоже лень. Насколько нужно давить, чтобы он свою гениальность выплеснул? Или надо его оставить в покое? Это очень серьезный вопрос.

Постижение фактов не делает человека умным. Встает вопрос, а мне надо иметь в голове эту дикую кучу знаний? Вот учила я таблицы логарифмов или бином Ньютона. Боже милостивый, вы хоть раз встретились с этим биномом Ньютона — хоть на Тверской, хоть на Невском? Я его так и не увидела живьем.

Нужен баланс. С одной стороны, не забивать голову вещами, которые можно найти и так. С другой стороны, важно, чтобы мы не превратились в общество, которое готовит только дилетантов. Это нам точно не нужно. Мы в сложной ситуации.

«Интуиция — священный дар. Разум — покорный дар», — пишет Эйнштейн. Не стоит недооценивать такие вещи, как инсайт. Но открытия приходят подготовленному уму. Они не приходят кому угодно.

Часто слышу вопрос, когда мы узнаем, как функционирует мозг? Отвечаю: никогда. Потому что нашему мозгу это не по мозгам. Это слишком сложная история.

Мозг женщины отличается от мозга мужчин. В каких-то вещах мозг мужчины эффективнее. В каких-то вещах мозг женщины эффективнее. Но важнее другая вещь: что такое мозг мужчины и что такое мозг женщины? Это какое-то несуществующее среднее число. Средний мужчина — это какой? Или средняя женщина — это кто? Это же идиотизм.

Масса мифов существует в общественном сознании: например, что математики умные, а балерины глупые. Ну вот откуда это взяли? Я специально занималась тем, что происходит в мозгу танцора. Так вот там такое творится, что еще неизвестно у кого более серьезные процессы происходят: у инженера или у этой балерины.

Мы должны про себя решить, мы кто: мы те, кто быстрее всех, гнутся лучше всех, считают лучше всех. Если мы про это, то мы уже проиграли. Наша цивилизация закончилась. Потому что искусственные устройства точно будут делать это лучше, чем мы.

В людях я люблю не только ум. Но и порядочность, честность, верность.

Источник

20 цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о загадках человеческого мозга

Мозг человека все еще остается одной из самых таинственных вещей на планете, и он не перестает ставить перед учеными новые и непростые вопросы. Доктор биологических наук и ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская посвятила свою жизнь изучению этой удивительной части человеческого тела и может хотя бы немного приоткрыть завесу тайны, окутывающей этот сложный орган.

AdMe.ru собрал цитаты Татьяны Владимировны из ее лекций и интервью, которые с легкостью заставят вас поверить, насколько потрясающая и многогранная вещь спрятана в каждом из нас.

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

© Mr. Nobody / Pan Européenne

Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?

Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.

То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

© A Beautiful Mind / Universal Pictures

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

© Black Swan / Cross Creek Pictures

Не показались ли вам некоторые высказывания немного пугающими?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Мозг должен тяжело работать»: 4 совета Татьяны Черниговской, как сохранить молодость мозга

Мозг пластичен в любом возрасте, а не только в детстве, как считали раньше. Главное — не давать ему лениться…

Старческую деменцию называют эпидемией 21 века. Согласитесь, потерять память и контроль над собой, когда еще тело прекрасно справляется со своим функционалом, тяжелое испытание и для самого человека, и для его близких.

Татьяна Владимировна Черниговская, профессор, доктор биологии и филологии, одна из умнейших женщин нашего времени, как и многие ученые мира, погружена в изучение проблем старения мозга.

Лучше, легче и интереснее, чем Татьяна Владимировна никто не расскажет, как мозгу помочь сохранить молодость. Слушать и читать ее объяснения — огромное удовольствие.

1. Не кормите свой мозг интеллектуальным фаст-фудом.

Мы все наперебой твердим о здоровом питании, а мозг кормим фаст-фудом. Ему тоже нужно сбалансированное питание. А это легкие белки-фильмы, чтобы подкачать умные мышцы, быстрые углеводы-музыка, как источник энергии и жирные кислоты-книги, чтобы не накапливать неправильный жир на извилинах

Читайте умные книги.

высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть фото высказывания о мозге натальи черниговской. Смотреть картинку высказывания о мозге натальи черниговской. Картинка про высказывания о мозге натальи черниговской. Фото высказывания о мозге натальи черниговской

Не стоит тратить свою жизнь на бульварную литературу и глянцевые журналы, от которых мозгу становится скучно. Ему нужны «сложные» книги, он хочет думать.

А если завести привычку читать перед сном, к этому добавится еще множество положительных моментов.

Умного всегда можно узнать по одной-единственной привычке — он читает интересные книги, которые заставляют размышлять.

«Мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно».

Смотрите правильные фильмы.

В которых намного интереснее мысли и поступки героев, а не их накачанные мышцы. Вряд ли стрелялки-блокбастеры со множеством спецэффектов сделают нас умнее.

Слушайте достойную музыку.

Целебные свойства классической музыки не только для мозга, но и для всего организма давно доказаны. Существует понятие «эффект Моцарта», когда под воздействием музыки повышается интеллект, улучшается слух и затихает боль.

2. Не зависайте в одной деятельности, как испорченный компьютер.

«Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией».

Обращали внимание: умение работать в режиме многозадачности — второе по важности качество, после образования, для работодателей? А ведь наш мозг, по мнению Татьяны Владимировны, вовсе к этому не приспособлен. И такое умение, не более, чем самообман.

«Если кажется, что удается справляться одномоментно со множеством задач, то это лишь хитрости мозга: он просто очень быстро переключается. Но при этом, тратит огромное количество ресурсов.

В частности — глюкозу, отчего быстро наступает усталость.

Плюс ко всему, работа в таком режиме, стимулирует выброс гормона допамина, которой воспринимается мозгом, как награда и удовольствие, и загоняет нас в замкнутый круг, не давая остановиться и сконцентрироваться на одной задаче.

Это неизменно приводит к переизбытку кортизола, гормона стресса, и повышению уровня тревожности».

Мозг должен все время трудиться, но не нужно ему устраивать ни многоборья, ни превращать умственную деятельность в однообразный конвейер. Эксплуатировать мозг нужно умно и деликатно, переключая с одного вида активности, на другую.

Например, просмотр спортивных соревнований активизирует те же участки мозга, как и физическая нагрузка. Когда мы «болеем» за своих любимцев, в мозге образуется такое же количество новых нейронных связей, как при решении математических задач. Немного адреналина и позитивного стресса, по мнению ученого, очень даже полезно.

3. Не давайте шариковым ручкам пылиться в ящике письменного стола.

«Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить. И рука в этом смысле является продолжением мозга. Тренируя руку, мы тренируем мозг».

Еще совсем недавно, писать от руки было обычным делом. Но с развитием технологий, мы все больше и больше утрачиваем этот навык. Как бы умело мы не обращались со своими гаджетами, как бы быстро не набирали текст на клавиатуре, мозг в эти игры включается крайне неохотно.

Исследования Татьяны Владимировны Черниговской подтверждают: во время письма от руки, мозг не только работает активнее, но и обрабатывает намного больше информации. Улучшаются когнитивные функции, становится острее память, светлеет в голове и улучшается речь. И чтобы сохранять остроту ума, писать просто необходимо.

Кроме того, «что написано пером…»: на бумаге, как в смартфоне, не сотрешь. Когда мы пишем от руки, мозг напрягается, подбирая емкие и правильно эмоционально окрашенные слова, повышая наш эмоциональный интеллект.

4. Не отбирайте у мозга время на «генеральную уборку».

«Мы учимся и умнеем даже во сне».

Все мы знаем о волшебном гормоне мелатонине. И про то, как он омолаживает организм во время сна. Если еще не читали, милости прошу — в этой статье все подробно описано. Но хронический недосып и бессонница — это не только стремительная старость, а еще и стремительное угасание умственных способностей.

Здоровый сон необходим для улучшения долгосрочной памяти, потому что именно в это время переносится информация из предбанника временной памяти в долгосрочное хранилище. А еще, ночь — время «генеральной уборки». Благодаря совершенно уникальной системе «удаления мусора», во время сна, мозг очищается от нейронных отходов, продуктов жизнедеятельности клеток головного мозга. Недаром же говорят — с утра голова светлая.

И если этого не происходит, умственные способности угасают так же стремительно, как функции в любом зашлакованном органе.

«Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно».

Есть только один путь это исправить: действовать, совершенствоваться, заботиться о себе.

Источник

Татьяна Черниговская: «Не играйте с мозгом, это опасно»

Татьяна Черниговская — доктор биологии и филологии, профессор СПбГУ. Одна из умнейших женщин нашего времени, которая на сложные темы умеет говорить просто и с юмором. Во время своих лекций Татьяна Черниговская часто подчеркивает, что мозг нужно заставлять работать. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом все происходит аналогично. Поэтому трудная работа для мозга — это лекарство. А иначе…

«Ты не можешь играть с землетрясениями, с цунами. Ты не можешь играть с мозгом, это не игрушка, это опасно. Поэтому люди должны представлять себе, что если они будут читать журнал «Лиза», жевать «Stimorol» круглые сутки, и «ведь я этого достойна» — шампуни читать, что на них написано на этикетке, и пятновыводители изучать, то пусть потом они не жалуются! У них будет другой мозг, у миллионов людей. Потому что мозг строится на основе двух основных вещей — это генетика, против которой ничего сделать не можешь, и то, что на нейронной сети пишется. Нейронная сеть строится во время жизни, и сейчас тоже, пока мы с вами разговариваем. Она строится каждую секунду, поэтому нельзя читать плохие тексты, нельзя слушать плохую музыку, нельзя есть плохую еду — это все одно и то же, потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели, что унюхали и что услышали».

Новое видео:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *