высокий ум безумию сосед и твердой грани между ними нет кто автор
О связи между одарённостью и психической неуравновешенностью и влиянии последней на первую.
«Non est magnum ingenium sine mixtura dementiae»
«Нет гениальности без примеси безумия».
(Сенека,4 до н.э., «О спокойствии духа»).
В этой главе нам предстоит познакомиться с работой А.В. Шувалова «БЕЗУМИЕ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА», которую автор начинает с перечня многочисленных наблюдений философов, учёных и врачей, с древних веков уделявших внимание проблеме гениальности.
Высокий ум безумию сосед.
Границы твёрдой между ними нет.
Дени Дидро (1713–1784), французский писатель и философ, писал в «Энциклопедии» (1751): «Натуры с мечтательным и меланхоличным предрасположением время от времени открывают такие тайники своей души, что приходят сначала к возвышенным, а затем к сумасшедшим мыслям. Ими они обязаны нарушению психических механизмов.
Увы! И почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?».
Со временем внимание исследователей к этой проблеме не ослабевало.
В нашей стране проблема патологии творчества впервые наиболее полно изучалась, как уже упоминалось ранее, Григорием Владимировичем Сегалиным (1878–1960), врачом и преподавателем Уральского политехнического института, издававшим в 1925–1930 гг. «Клинический Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)» («единственный не только в русской, но и в мировой научной литературе тех лет»), и положившим начало систематизации огромного материала по патологии клинико-психиатрического и литературно-биографического творчества.
(Стоит, однако, заметить, что, «обнаружив много интересных и объективных закономерностей, авторы журнала нередко грешили излишней лёгкостью в «развешивании диагностических ярлыков» историческим лицам).
Заслуживает внимания мнение виднейшего немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера (1888–1964), который писал, что «психические заболевания, в особенности пограничные состояния, обнаруживаются среди гениальных людей гораздо чаще, чем среди обычного населения. У одарённых людей всегда присутствуют «психопатологические элементы», которые не только не оказывают неблагоприятного действия, но являются обязательной составной частью гения».
Один из основателей советской психиатрической школы В. А. Гиляровский (1876–1959) считал, что «творчество душевнобольного отличается от творчества нормального и одарённого человека тем, что обострённая благодаря болезни способность восприятия и самая односторонность мышления, наклонность к болезненным преувеличениям могут позволить лучше видеть отдельные стороны явлений, действительно существующие, но при обычных условиях тонущие и ускользающие в массе других». (Гиляровский, 1935).
И, наконец, эпизодически появляются мнения (Р. Артамонов, 1998), призывающие сохранять «врачебные тайны предков» и вообще закрыть тему или писать о болезнях великих людей, скрывая их имена. Такой путь «поможет нам принадлежать к добропорядочному обществу».
На взгляд Шувалова, при изучении психологии творчества этот путь явно тупиковый.
Сторонники противоположного мнения заявляют, что гениальные произведения не могут создаваться благодаря психической ненормальности. Гений — высшее проявление здоровья, с биологической точки зрения это наиболее совершенный тип человека. Наличие у творца психической патологии объясняют следствием нервного перенапряжения. Болезнь, если она имеется, — не причина, а следствие гениального творчества».
Среди современных американских исследователей следует упомянуть книгу J. L. Carlson, который, проведя статистическое изучение, пришёл к выводу, что связь между творческим потенциалом гениев и психотическим расстройством безусловно существует.
Психическое заболевание может быть (в редких случаях) следствием напряжённой творческой деятельности, следствием жизненных трудностей и непризнания, но может быть и причиной, мотивом или поводом для такой деятельности.
В понятии… «гениальности», очень важно различать два элемента:
1) личность и 2) творчество.
В каждом конкретном случае вопрос о «гениальности» решается второй частью.
Нет великого человека без великого произведения.
Величие личности и её великие дела оцениваются историей и определяются законами развития человеческих отношений.
Именно генетикой обусловлены врождённые качества каждого человека, его индивидуальность и неповторимость.
Пaтогрaфии создaют возможность для медиков включиться в обсуждение великого человекa, зaняв место нaрaвне с критикaми, историкaми и искусствоведaми. Пользуясь своим стaтусом экспертов в вопросaх психики человекa, пaтогрaфы зaявляют, что им известно нечто тaкое, чего неспециaлисты знaть не могут.