выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод
Тест с ответами на тему: “Психофизиология”
1. Что такое акцептор результата действия?
А) механизм составления программы действия+
Б) механизм предвидения и оценки результатов деятельности
В) образ будущего действия
Г) механизм построения цели деятельности
2. В этом году психофизиология получила официальный статус:
А) 1982 году; +
Б) 1970 году;
В) 1973 году;
Г) 1975 году.
3. Какой из данных методов позволяет выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками?
А) магнитоэнцефалография;
Б) электроэнцефалография; +
В) магнито-резонансной томографии;
Г) позитронно-эмиссионной томографии
4. НЕ является условием обеспечения приспособительной функции функциональной системы:
А) внешняя ситуация
Б) предшествующий опыт+
В) исходное состояние организма+
Г) воспитание
5. Название регистрации движения глаз:
А) томография; +
Б) электроэнцефалография;
В) окулорафия;
Г) магнитоэнцефалография.
6. Как называется регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы?
А) магнитоэнцефалография;
Б) электроэнцефалография;
В) окулография; +
Г) позитронно-эмиссионно томография.
7. Выберите основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
А) альфа ритм; +
Б) бета ритм;
В) гамма ритм;
Г) тета ритм.
8. Предназначение функциональной системы:
А) осуществление функционирования организма
Б) приспособление организма к условиям существования
В) защита от вредных факторов окружающей среды
Г) ничего из вышеперечисленного+
9. Какое название носят нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему?
А) афферентными; +
Б) эфферентными;
В) двигательными;
Г) центробежными.
10. Основу чего составляет ориентировочный рефлекс?
А) непроизвольного внимания; +
Б) произвольного внимания;
В) постпроизвольного внимания.
11. Кто открыл ориентировочный (исследовательский) рефлекс?
А) И.М.Сеченовов;
Б) И.П. Павловов; +
В) Л.С. Выготский;
Г) Ю. М. Конорский.
12. Каким из методов НЕЛЬЗЯ исследовать внимание?
А) локальным мозговым кровотоком;
Б) позитронно-эмиссионной томографией;
В) электроэнцефалографией;
Г) окулографией. +
13. Не является характеристикой функциональных систем:
А) конечный приспособительный эффект
Б) обратная афферентация о приспособительном эффекте
В) формирование замысла деятельности+
Г) центральные воспринимающие и исполнительные аппараты
15. В каком времени действует непроизвольное внимание?
А) в настоящем времени; +
Б) в прошедшем времени;
В) в будущем времени.
Как проходит исследование головного мозга?
Рассказываем о высокоточных методах диагностики, которые используют для обследования головного мозга.
Головной мозг — самый сложный орган человеческого тела, ведь он связывает между собой все системы организма. Именно поэтому исследование головного мозга проходит с применением самых высокотехнологичных устройств диагностики.
Когда нужно обследовать мозг
С помощью высокоточной диагностики головного мозга врач может поставить диагноз или отследить развитие заболевания. Назначить обследования мозга или сосудов могут невролог, флеболог и травматолог из-за следующих жалоб:
При подозрении на инсульт и диагностике опухолей и эпилепсии, исследования просто необходимы — с их помощью можно обнаружить новообразования, закупорки и разрывы сосудов, гематомы, инородные тела и нефункционирующие участки мозга. Так как патологии в разных участках головы могут вызывать совершенно разнообразные симптомы, врачи очень часто назначают исследования головного мозга.
Виды исследований головного мозга
Самые распространённые и информативные виды исследований головного мозга — это компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они позволяют получить качественные снимки мозга в нескольких проекциях, что помогает в диагностике любого недуга.
Магнитно-резонансная томография головного мозга
Абсолютно безопасный способ обследования, который практически не имеет противопоказаний. Опасен только пациентам с кардиостимуляторами и металлическими имплантатами в теле — магнитное поле томографа может сместить или нагреть предметы из металла и нарушить работу механизмов.
На полученном изображении можно рассмотреть плотные и мягкие ткани, сосуды и новообразования. Снимок МРТ проводится в нескольких проекциях на необходимой глубине, поэтому доктор может оценить состояние любого участка мозга.
Перед процедурой необходимо снять все металлические предметы и аксессуары. Чтобы не раздеваться перед исследованием, можно просто надеть одежду без молний и металлических пуговиц.
Для проведения МРТ пациент ложится на кушетку. Лаборант может дать наушники, защищающие от очень громких звуков во время процедуры. Затем пациента помещают внутрь томографа. Нужно сохранять неподвижность, так как смена положения тела исказит изображение. Обследование мозга обычно проводится не более получаса. По желанию пациента, если он почувствует себя некомфортно, процедуру можно прекратить или приостановить без вреда для информативности исследования.
Компьютерная томография головного мозга
Работает на основе рентгеновских лучей, поэтому её не рекомендуется проводить детям, беременным и кормящим женщинам. Но для всех остальных пациентов она абсолютно безопасна.
После КТ можно получить 3D-снимок головного мозга. Он такой же качественный, как и МРТ: на нём видны все структуры мозга и сосудов. Поэтому выбор между двумя видами томографии основан только на имеющихся противопоказаниях.
Металлические предметы также будет необходимо снять: они не опасны, как при МРТ, но мешают прохождению излучения. Если этого не сделать, часть изображения потеряется.
Существенный плюс компьютерной томографии — небольшие изменения положения тела не скажутся на результате. В остальном процедура мало отличается от проведения МРТ. Пациента на кушетке помещают в томограф и наблюдают за ним во время процедуры. Исследование длится не больше 15–20 минут и его можно прекратить в любой момент по просьбе пациента.
Томографию могут провести с использованием контрастного вещества, чтобы получить более детальные и чёткие снимки. Для этого сначала проходит обычное исследование, а затем пациенту внутривенно вводят красящее вещество. После этого процедура продолжается в течение нескольких минут.
Другие виды исследований
Кроме томографии, для обследования головного мозга применяются ещё несколько видов диагностики:
Как проходит исследование сосудов?
Для обследования вен и артерий головного мозга применяют ангиографию и ультразвуковое исследование. Оба варианта безопасны, информативны и имеют минимум противопоказаний.
Магнитно-резонансная ангиография
Даёт лучший результат при исследовании мелких сосудов и нервных стволов. В ходе исследования врач получит снимок всех сосудов вашего головного мозга. Это поможет диагностировать микроинсульты и тромбозы, которые не видны на обычном МРТ-снимке головы. Часто её назначают хирурги после операций для контроля состояния.
МРА проходит так же, как и обычная магнитно-резонансная томография, и имеет те же особенности и противопоказания. Перед процедурой нужно снять все металлические предметы, а во время работы томографа нельзя двигать головой. Часто, для правильной диагностики, ангиографию следует совмещать с МРТ головного мозга — это позволит более детально рассмотреть участок патологии.
Компьютерная ангиография
КА сосудов головного мозга по проведению схожа с компьютерной томографией. По итогам процедуры врач получит трёхмерная модель сосудов головы. На полученном изображении можно рассмотреть аномалии строения вен и артерий, атеросклероз, сужение просвета сосудов и новообразования.
Доктор может назначить это обследование как для подготовки к оперативному вмешательству, так и для контроля после лечения. Кроме того, такой вид обследования — выход для пациентов, которые по противопоказаниям не могут провести МРА.
При компьютерной ангиографии можно использовать контрастное вещество, чтобы лучше визуализировать повреждённые участки. Противопоказания для процедуры те же, что и для КТ: беременность и детский возраст.
Ультразвуковая допплерография
Датчик УЗИ ставят на самые тонкие кости черепа. С помощью ультразвука можно найти сужение или тромбоз в сосудах мозга, измерить скорость движения крови, обнаружить аневризмы и участки с изменённым направлением кровотока. Изображение показывается на экране монитора, и, при необходимости, можно распечатать нужный кадр.
С помощью УЗИ можно обследовать как сосуды внутри черепа, так и в шее, если из-за них был нарушен кровоток в мозге. У метода нет противопоказаний, он абсолютно безопасен для пациентов любого возраста. УД не требует дополнительной подготовки или обследований, однако, перед процедурой лучше воздержаться от приёма продуктов и лекарств, влияющих на тонус сосудов.
От чего зависит выбор исследования?
Самые распространённые методы исследований головного мозга: МРТ, КТ и УЗИ. Они достаточно информативны для абсолютного большинства возможных заболеваний. Если вы не знаете своего диагноза и хотите прийти к врачу с уже готовыми анализами, лучшим вариантом будет МРТ или КТ. Они дают достаточно информации по состоянию как самого мозга, так и костных тканей, на них можно различить крупные сосуды.
При травмах головы сначала следует провести краниографию. Она даст достаточную информацию о целостности черепа, и, если инородные тела не попали в мозг, другие виды диагностики будут не нужны. Если травма более серьёзная, с внутренним кровотечением и поражением мозга, то вам обязательно сделают томографию.
Если доктор назначил вам обследование сосудов головного мозга, то следует ориентироваться на собственные противопоказания, а также доступность исследований. И томография, и УЗИ показывают одинаково хороший результат.
Решающим фактором при выборе исследований остаётся решение врача. Серьёзная диагностика проводится только по направлению от доктора. Вполне возможно, что он назначит вам сразу несколько процедур для более полного обследования и точной постановки диагноза.
Тест по психофизиологии, 58 вопросов с ответами
1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.
2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии
3. Регистрация движений глаз называется:
а) томография;
б) электроэнцефалография;
в) окулорафия;
г) магнитоэнцефалография.
4. Регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) окулография;
г) позитронно-эмиссионно томография.
5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.
6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.
8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.
11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.
12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.
13. Релевантное сообщение это:
а) информация через наушники;
б) информация на оба уха;
в) информация на одно ухо;
г) доминирующее сообщение.
14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.
15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.
16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.
17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.
18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.
19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.
20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.
21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.
23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.
24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.
25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность
26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.
27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория
28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая
33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная
34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей
35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья
36. Повышенная тревожность и пессимизм меланхолического темперамента – интеллектуальная особенность «…» типа.
а) художественного
б) эстетического
в) эмофионального
37. У «художников» доминирует функция … полушария как основа их образного мышления…
а) правого
б) левого
в) и того и другого
38. Какой метод дает возможность выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося:
а) электроэнцефалограмма;
б) ПЭТ;
в) метод локального мозгового кровотока;
г) «наркоза полушарий».
39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.
40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.
41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.
42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.
43. Обучение происходит быстро, иногда после первого «урока»:
а) эксплицитное;
б) иксплицитное;
в) процедурное.
44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.
45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность
49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.
50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.
51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр
52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.
53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.
54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного
55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.
56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха
57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.
58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.
Психологическое и психофизиологическое обследование тесты. Психофизиологические тесты
1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.
2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии
3. Регистрация движений глаз называется:
а) томография;
б) электроэнцефалография;
в) окулорафия;
г) магнитоэнцефалография.
4. Регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) окулография;
г) позитронно-эмиссионно томография.
5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.
6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.
8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.
11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.
12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.
13. Релевантное сообщение это:
а) информация через наушники;
б) информация на оба уха;
в) информация на одно ухо;
г) доминирующее сообщение.
14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.
15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.
16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.
17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.
18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.
19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.
20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.
21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.
23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.
24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.
25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность
26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.
27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория
28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
г) вкусового анализатора.
29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая
33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная
34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей
35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья
36. Повышенная тревожность и пессимизм меланхолического темперамента – интеллектуальная особенность «…» типа.
а) художественного
б) эстетического
в) эмофионального
37. У «художников» доминирует функция … полушария как основа их образного мышления…
а) правого
б) левого
в) и того и другого
38. Какой метод дает возможность выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося:
а) электроэнцефалограмма;
б) ПЭТ;
в) метод локального мозгового кровотока;
г) «наркоза полушарий».
39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.
40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.
41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.
42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.
43. Обучение происходит быстро, иногда после первого «урока»:
а) эксплицитное;
б) иксплицитное;
в) процедурное.
44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.
45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность
49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.
50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.
51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр
52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.
53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.
54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного
55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.
56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха
57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.
58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.
Некоторые специалисты применяют психофизиологические тесты, при помощи которых физиологические реакции измеряются как возможные показатели психологических проблем (Stoyva & Budzynski, 1993). Интерес к подобным тестам возник, когда в некоторых исследованиях стали высказываться мысли о том, что состояния тревожности обычно сопровождаются физиологическими изменениями, а именно учащением ритма сердца, повышением артериального давления крови, повышением температуры, изменением кожно-гальванического рефлекса и сокращением мышц. Измерение физиологических изменений с тех пор стало играть важную роль при оценке многих психологических нарушений.
Психофизиологический тест — тест, при помощи которого измеряют физиологические реакции (такие как сердцебиение и напряжение мышц), в качестве возможных показателей психологических проблем.
Психофизиологические процедуры помогают при выявлении и решении медицинских проблем, таких как головные боли и гипертония (повышенное артериальное давление), которые связаны с психологическим состоянием человека. Как мы узнаем их 8-й главы, исследователи открыли, что подобные проблемы можно решить при помощи биологической обратной связи, методики, при которой пациенты получают точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции, а затем их постепенно обучают, как эти реакции контролировать (Blanchard, 1994; Stoyva & Budzynski, 1993). Например, когда пациенты с частыми приступами головной боли, связанной с напряжением мышц головы, подробно узнают об уровнях этого напряжения и учатся произвольно расслаблять данные мышцы, то приступы головной боли происходят реже.
Биологическая обратная связь — лечебная методика, при которой пациент получает точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции и его обучают, как можно их контролировать произвольно.
При проведении психофизиологических тестов, как и при проведении других клинических тестов, возникают некоторые проблемы. Многие из этих тестов требуют дорогостоящего оборудования, которое необходимо тщательно настраивать и обслуживать (Nelson, 1981). Помимо этого, психофизиологические измерения могут быть неточными и ненадежными. Лабораторное оборудование само по себе необычно, оно впечатляет, а иногда и пугает, что может возбудить нервную систему пациента и таким образом изменить его обычные физиологические реакции. Показатели физиологических реакций могут измениться и в том случае, когда измерения проводятся неоднократно в течение одного сеанса. Например, гальваническая реакция кожи часто снижается при повторном тестировании.
Нейрологические и нейропсихологические тесты
Неврологический тест — тест, непосредственно измеряющий структуру или активность мозга.
Нейропсихологический тест — тест, при помощи которого выявляются мозговые нарушения измерением когнитивных и моторных характеристик, а также способности восприятия.
Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее время разработано несколько неврологических тестов , направленных на прямое измерение структуры мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами; электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram, PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).
Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты , разработанные в последнее время, хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов. При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию, поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.
Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям настроения.
Рис. 3.3. Гештальт-тест Бендера (The Bender Gestalt Test). В процессе данного теста испытуемые копируют на листке бумаги каждый из 9 рисунков, а затем рисуют их вновь по памяти. Значительные ошибки в рисунке (как это видно справа на рисунке, сделанном человеком с повреждением мозга) могут отражать некие органические дисфункции мозга. (Взято из книги Lacks, 1984, р. 33.)
Батарея — серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области.
Психофизиологическое тестирование представлено в программе «Бослаб» отдельной закладкой и включает сессии, предназначенные для оценки физиологических параметров и их динамики при проведении стресс-тестов, т.е. при выполнении заданий, содержащих когнитивную, эмоциональную или сенсорную нагрузку.
В сессиях этой группы сохраняется следующий набор сигналов:
· Дыхание 1, Длительность дыхания 1, Длительность выдоха 1
· Кожная проводимость (ПрК), Кожная проводимость (логарифм) ( Ln ПрК)
· Амплитуда систолической волны (АСВ)
· Время распространения пульсовой волны (ВРПВ)
Стресс-тест – Когнитивная задача
Мониторирование физиологических параметров во время выполнения когнитивного задания. В качестве когнитивной нагрузки используется арифметический счет, подбор слов по смысловому критерию сходство/различие (синонимы, антонимы) и т.д. Терапевт может выбрать любое задание, активно задействующее функции мышления, памяти и внимания.
Сессия содержит два экрана пациента: нейтральное изображение (пейзаж) для выполнения устных заданий и стимульный материал – красно-черная таблица Горбова.
Пациенту предлагается вспомнить и описать ситуацию, носящую стрессирующий характер. Ситуация должна быть значимой для обследуемого, в то же время не являясь психотравмирующей. Рекомендуется описывать ситуацию вслух, поскольку вербализация помогает актуализировать переживания, испытанные «там и тогда». Для многих людей проговаривание подобной ситуации вслух уже будет достаточным для того, чтобы проявились характерные психофизиологические реакции на стресс. Обычно имеются видимые признаки: учащается дыхание, изменяется тембр голоса, поза становится более напряженной и т.д. Длительность тестирования должна составлять 3-5 минут. Используется экран пациента «фотозаставка», содержащий нейтральное изображение.
Экран пациента «Сюжеты» использует инструмент СЛАЙД-ШОУ, позволяя предъявлять тестируемому стимульный материал (фотографии). Такая форма работы рекомендуется при тестировании профессиональных групп и позволяет предъявлять стимульные изображения на профессиональную тематику.
Мониторирование параметров во время просмотра тематического видеоматериала стрессирующего характера. С помощью редактора экранов пользователь может задавать для предъявления в данной сессии различные видеосюжеты.
Мониторирование параметров во время отдыха. Это минутные сессии, которые используются для оценки способностей к восстановлению. Тестируемому дается задание не просто пассивно сидеть, а максимально эффективно использовать предстоящую минуту отдыха для того, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему заданию.
Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления визуального стимула. Предъявление стимула в программе «Бослаб» реализовано с помощью экрана СЛАЙД-ШОУ и системы меток. При запуске сессии на экране пациента появляется фоновое изображение, которое в определенный момент сменяется визуальным стимулом, после чего снова отображается фон.
Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления звукового стимула. При запуске сессии на экран пациента выводится нейтральное изображение. В определенный момент программа подает звуковой сигнал. Пользователь может самостоятельно настроить время возникновения и длительность предъявления звукового стимула, а также выбрать звуковой эффект.
Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления произвольного стимула. Под произвольными понимаются внешние (по отношению к программной среде) стимулы, например, тактильный или холодовой раздражитель.
Эта сессия использует интегрированную в программу «Бослаб» систему меток. Во время записи сигналов пользователь «ставит метку» в момент предъявления стимула. Эта метка затем отображается на графике при просмотре записи.
Оценка результатов тестирования
Полученные данные оцениваются по трем критериям: 1) исходные значения параметра, 2) динамика его изменений в процессе стресс-тестирования (реакция на стрессовое воздействие) и 3) качество восстановления показателя во время отдыха.
Сначала оцениваются психофизиологических показателей в состоянии покоя, затем анализируется их динамики в процессе выполнения стресс-тестирования, для этого строится график изменения показателя по средним значениям за сессию. В идеальном случае график будет иметь следующий вид:
То есть любой показатель из тестируемых должен: во-первых, реагировать на стрессовое воздействие, во-вторых, возвращаться к исходному уровню во время отдыха. Оценка реактивности и восстановления проводится с учетом фоновых значений параметра. Следует обращать внимание на следующие моменты:
· был ли завышен/занижен фоновый уровень?
· было ли такое изменение фонового уровня реакцией на процедуру или же это хроническое нарушение?
· насколько выраженно изменялся показатель при воздействиях?
· какие воздействия вызывали наибольшую реакцию?
· восстанавливался ли показатель за сессию отдыха?
· было ли восстановление полным (до исходного уровня, либо до нормальных значений, если фон был изменен)?
· наблюдаются ли отсроченные реакции, «застревание» в фазе напряжения (ситуации, когда реакция проявляется не на стресс-тесте, а в последующем отдыхе)?
· как вел себя показатель в течение тестирования, как он изменился в последней сессии относительно начала тестирования (прогрессивное нарастание реактивных изменений с некачественным восстановлением или, наоборот, адаптация, эффективное восстановление)?