выйти за пределы ума ошо
Как выйти за пределы ума и различные практики
Второй путь, как я понимаю путь йогов (или путь преданных), или путь двойственного мировоззрения, когда есть я и есть объект (слово), к которому я стремлюсь, утверждает, что есть смысл выбирать объект стремления. И разница в наличии БОЛЬШЕЙ энергии, стоящей за этим словом-понятием. И вся суть усилия в притяжении, объединении, интеграции, слиянии, становлении Этим Объектом (Словом).
Первый путь пытается выйти за рамки концепций ума и стать свободными от стандартных манипуляций ума. Не принимает второй путь из-за опасности попасть в ловушку ума. Когда описанный объект становится целью. Им важно пребывать Субъектом наблюдающим объекты.
Второй путь не видит силы (энергии) в первом пути. Собственно не видит продвижения. Метод кажется застойным.
И оба на начальном этапе (без практики) по сути дела находятся в ошибочных представлениях относительно друг друга. Если начинают сравнивать пути. Сам способ оценивать и сравнивать это тоже такая фишка ума. И как только каждый идёт своим путем (практикуя) тогда открываются грани, спадают клеши, пространство становится чище и яснее. Пространство ума от привычных зацикленных программ.
(Я понимаю, что общаться мы можем только на этом уровне. Сам язык не может выпрыгнуть за пределы ума). Но были же люди и до нас которые сталкивались с этими проблемами и справились.
Скажите, разве эти пути не одинаковы? Эти все движения происходят в уме и совершаются умом. Только один высиживает в центре пока мир себя не изживет. Другой смотрит в мир, пока То не изживет человека.
Чувство Собственной Важности и Страх Смерти в действительности базируются на другой нашей деятельности, это: сожаление о прошлом и беспокойство о нашем будущем.
И в принципе, многие именно это и понимают. Кто-то стремится разобраться используя Ум в этих беспокойствах и сожалениях, кто-то просто решительно эти беспокойства и сожаления отбрасывает. Но у всех, на мой взгляд, есть один недостаток: даже справившись с беспокойствами тем или иным способом никто не знает, что же дальше. Вот так вот многие отбрасывают беспокойства и так и остаются существами уже не беспокоящимися.
Из различных традиций лишь единицы говорят о том, что дальше, продолжают путеуказание за пределами беспокойств, а значит за пределами Ума.
С точки зрения рациональности и смыслов его действия во многих случаях можно подвергнуть сомнению. Но здесь важно не то, что это действия рациональные и осмысленные кем-то, а то, что он свои замыслы реализовывал в действии, не смотря ни на какие сторонние оценки. Такая манера действовать отчасти напоминает действия за пределами Ума.
Кроме того, эксперты древности считают наше тело не чем-то отдельным от существа, как это предлагают считать современники, а неотъемлемой его частью, которая определяет условные границы существа, с целью обеспечения его выживания, и отделяют существо от условно внешнего пространства.
Понимаю, такой взгляд на вещи сложен и непонятен даже многим современным Гуру, но это только из-за того, что древние мастера «изучали» суть вещей за пределами Ума, а для современников этот предел практически непреодолим.
Таким образом, Древние эксперты определили, что бесконечность в действительности настолько бесконечна, что неограниченное существо попросту растворяется в ней, теряет свою индивидуальность и прекращает существовать как существо.
Такое же прекращение существования и растворение в бесконечности они наблюдали во время естественного умирания существа. Поэтому они поставили перед собой цель сохранения целостности существа, его самоидентификации, а следовательно и ограниченности, при погружении в Бесконечность.
Путь предложенный этими экспертами заключался в том, чтобы оторвать Ум от указанных выше переживаний всеми доступными способами и развить тело, в том числе и альтернативное тело (Тело Сновидения или Тело Шивы), которое в перспективе должно сыграть решающую роль в перерождении человека именно бесконечное и безграничное существо.
Исходя из таких практических «представлений» древние эксперты сделали вывод, что Видение или Сновидение ближе к чистому действию, нежели всевозможные заключения Ума и потому предложили практику основывать на достижении Видения / Сновидения, нежели на размышлении о причинах паттернов Ума.
Стоит заметить, что Самъяма, Дхарана, Дхьяна, Самадхи так же нацелены на это.
Формирование же Тела Сновидения или Тела Господа Шивы открывает перспективы развития нашего существа в иных режимах восприятия или иных Пурушах, если угодно, и сохранение целостности существа и при «расширении» и погружении в Бесконечность.
Выйти за пределы ума ошо
Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).
Вигьяна Бхайрава Taнтpa.
Новый комментарий. Том 1
Читателю предлагается новый, полный перевод книги Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), выполненный по последнему пересмотренному изданию, предпринятому после того, как автор покинул эту Землю. Вся книга содержит 80 бесед (глав), посвященных 112 техникам-сутрам, изложенным в древнем тантрическом трактате Вигьяна Бхайрава Тантра.
Бхагаван не призывает к поклонению или «преданному служению» какому-либо божеству, а призывает познать Божественное, окружающее нас и содержащееся в нас, приобщиться к нему, реализовать его в себе самом. Он призывает к открытию тех сокровенных глубин нашей природы, которые объединяют нас с Божественным, через которые оно нас кормит и поит, через которые Божественное дает нам жизнь и о которых мы даже не подозреваем в своем обыденном существовании.
На это и направлены 112 техник, изложенные Шивой своей супруге Дэви более пяти тысяч лет назад. Просветленный Учитель пытается возродить эти техники в первозданном виде и приспособить их для людей XXI века. Раджниш утверждает, что эти техники являются всеобъемлющими и что на них построены медитационные практики всех существующих религий и эзотерических учений. Он стремится передать людям все свое глубокое понимание этих техник, утверждая, что именно с этой целью приходили в мир людей Шива, Кришна, Будда, Лао-цзы, Махавира, Патанджали, Моисей, Иисус, Мухаммед. Он говорит, что все зависит от нас, от того, насколько глубокой и искренней оказалась наша потребность познать Истину.
Незадолго до ухода от нас Раджниш отказался от своего титула «Бхагаван», буквально означающего «Бог, Господь, господин», так как опасался, что его начнут обожествлять фанатичные поклонники и последователи, как это было со многими другим просветленными. Поэтому он взял себе имя Ошо, что означает «океанический, растворенный в океане». Позднее он узнал, что слово «Ошо» использовалось также на Дальнем Востоке в смысле «Благословенный, тот, кого небо осыпает цветами».
Глава 1 (65). РАЗРУШИТЬ ПРЕДЕЛЫ
25 июля 1973 года, Бомбей, Индия
92. Направь свою умственность в невыразимое совершенство выше, ниже и внутрь своего сердца.
93. Рассматривай любую часть своей настоящей формы как беспредельно обширную.
Когда я говорю, что наука смотрит на жизнь как на проблему, как на то, что должно быть решено, тогда весь подход становится интеллектуальным. Это вовлекает ваш ум, но не вас самих. Вы остаетесь в стороне. Ум манипулирует, ум схватывает, ум проникает и анализирует. Ум спорит, сомневается, экспериментирует, но вы как целое остаетесь в стороне. Отсюда и это странное явление: ученый может быть весьма проницательным и интеллектуальным в том, что касается области его исследований, и при этом в обычной жизни оставаться таким же обыкновенным человеком, как и все, — ничего особенного, просто обыкновенным. В своей области знаний он может быть гением, но в жизни он просто обыкновенный человек.
Именно поэтому наука никогда не затрагивает жизнь.
Выйти за пределы ума ошо
В этой книге представлены беседы Ошо по сутрам великого мастера Дзен Бодхидхармы.
«Бодхидхарма очень строг. По этой причине его изображают как человека с яростным выражением лица. Это не значит, что он был именно таким. Он был высочайшим мастером своего дела, и я думаю, он был неистов. Он был яростен потому, что не говорил ни единого слова утешения, а лишь голую правду. Замечательно, если такая правда задевает вас. Может быть, вас как раз надо задеть, и только это разбудит вас. Вам не нужны никакие утешения, потому что они утянут вас в еще более глубокий сон».
Эта книга возникла благодаря работе и помощи многих людей. Выражаем признательность всем тем, чьими стараниями была создана настоящая книга.
Ма Дхиян Сабире за ее любовь и терпение, ма Бодхи Шоле, ма Юлии, свами Фархаду, свами Алексею, свами Раджу и свами Антар Алоку за их практическое участие. Их неустанные усилия стали трудом во имя медитации, любви и Ошо.
Редактор Свами Вит Праяс
Перевод Архипов А.В.
«The Zen Teaching of Bodhidharma».
© Rajneesh International Foundation. Poona, India. 1987
© Перевод на русский язык Солдатов А.В. 2001
Я прочту краткое содержание практики Бодхидхармы.
Много дорог ведет к Пути, но, по существу, есть только две дороги: разум и практика. Выйти на Путь с помощью разума значит осознать сущность через наставления и поверить в то, что все живые существа разделяют друг с другом одну истинную природу, которая не бывает явной, поскольку скрыта в ощущениях и заблуждениях. Люди, поворачивающиеся от заблуждений к реальности, медитирующие на стены, на отсутствие самости и другого, на единство смертного и мудрого, кого не трогают даже священные книги, пребывают в совершенном, в несказанном согласии с разумом.
Мы говорим, что они выходят на Путь с помощью разума, не двигаясь, не прикладывая усилия.
Выйти на Путь с помощью практики, значит, осуществить все включающие в себя четыре практики: страдание от несправедливости, приспособление к условиям, отсутствие поиска чего-либо и практика Дхармы.
Сутры говорят: «Когда вы встречаетесь с несчастьями, не огорчайтесь, потому что в несчастьях заложен смысл». Когда у вас есть такое понимание, вы пребываете в гармонии с разумом. Страдая от несправедливости, вы вступаете на Путь.
Когда меняются условия, награда пропадает. К чему радоваться в ее существовании? Когда успех и неудачи зависят от условий, ум не растет. Те, кого никогда не сбивает ветер радости, тихо идут по Пути.
Поселиться в трех царствах значит поселиться в горящем доме. Обладать телом значит страдать. Разве известен покой тому, у кого есть тело?
Ученые полагают, что, поскольку нет противоположных данных (а эти книги приписывают Бодхидхарме почти тысячу лет), то нет и причины, по которой нам не следует принимать такую действительность. Я не ученый, существуют отрывки речей, которые бесспорно были произнесены Бодхидхармой, но он не писал книг. Эти записи сделали его ученики. В древности было традицией, чтобы ученик не ставил свою подпись под своими записями речей мастера, потому что эта речь ученику не принадлежала, она исходила от мастера.
Но если бы вы знали Бодхидхарму так близко, как я знаю его. Есть очень много заблуждений, которые возможны только, если другой человек делает записи, и в речь мастера привносится его ум. Ученик по-своему истолковал Бодхидхарму, не очень хорошо понимая его.
Вам хорошо будет узнать о Бодхидхарме некоторые сведения, прежде чем мы перейдем к этим сутрам. Это даст вам аромат этого человека и понимание того, что принадлежит ему в этих книгах, а что не принадлежит. Комментарии будут очень странными.
Бодхидхарма родился четырнадцать столетий назад на юге Индии сыном короля. Империя его отца была обширной, она называлась Пал-лавас. Он был третьим сыном своего отца, но, понимая происходящее (Бодхидхарма был человеком величайшей интеллигентности), он отрекся от королевства.
За пределами ума
— C помощью ума можно понять, что ум бессилен, и тем самым завершить развитие этой своей составляющей.
С помощью ума это сделать невозможно. Ум не в состоянии понять то, что невозможно понять умом и для него не существует то, что понять нельзя. Это становится таковым только тогда, когда человек вышел за пределы ума. Тогда он способен увидеть ограниченность ума. До этого, всё это не более чем красивые слова.
Мы можем увидеть только то, чем мы не являемся. Поскольку мы не ум, то мы можем его осознать и увидеть.
Ум не может ничего постичь, что выходит за его пределы, это просто невозможно. А выход за пределы ума — это не развитие в прямом смысле этого слова, а просто просыпание. Мы просыпаемся и отпускаем свое отождествление с тем или тем. Мы не обретаем нечто новое, это уже в нас есть — наша осознанность. Просто она большей частью спит. Осознанность не имеет к уму никакого отношения.
Если человек реально пробуждается и начинает осознавать свой ум, пребывая вне его, то он осознаёт, что он не ум. Использовать ум такой человек продолжает, но это более не он, а его инструмент.
Если же человек полагает, что он одновременно в уме и вне его, то он на 100% в уме. То, что он полагает — вне ума — это некое представление его ума.
— Когда человек выйдет за пределы ума, как будут соотноситься его ум и его сознание?
Так же как человек понимает, что его одежда — это не он. Она полезна, нужна, иногда жизненно необходима, но это не он сам. Для человека постигшего себя за пределами ума, ум определяется как нужный и необходимый механизм. Иначе как общаться, жить, действовать? Сознание не имеет отношения к уму. За пределами ума видно, что человек всегда был этим сознанием, но только преломляясь через ум, человек наделял ум сознанием. Сознание есть у всего живого — у дерева, у комара, у кошки и у человека. Только у человека развит механизм, который позволяет сознанию проявиться полнее и у человека сознание более «проснувшееся».
Человек всегда может сонастроиться с камнями, растениями и животными. Достаточно только умственной тишины и все виды сознания вокруг (и в себе) становятся доступны для восприятия, поскольку человек обладает ими всеми.
Ум и сознание не связаны. Как Рамакришне не помешало полное отсутствие образования, полная неразвитость, говоря современным языком, так Эйнштейну (или Канту) не помогла его развитость ума.
Выход за пределы ума совершается не с помощью ума. Это невозможно. Это как поднимать самого себя за волосы. Но поскольку мы изначально не наш ум, потому и способны проснуться или, обычным языком, выйти за пределы ума. Можно провести ещё аналогию. Когда мы утром просыпаемся, то не благодаря тому, что постарались для этого во сне, что мы во сне прилагали определенные усилия, проводили некоторые тренировки для того, чтобы проснуться. Мы просыпаемся, потому что выспались. Так каждый из нас обязательно проснется от нахождения в уме. Это не вопрос каких-то усилий или деланий. Просто одному раньше надоест «сидеть» в уме, другому позже, один на это потратит немного жизней, другой столько, что и представить невозможно.
Возникает вопрос, а что, теперь ничего делать не нужно? А как же так называемое духовное и прочее? А пусть человек попробует не делать то, что он делает! Человек может делать только то, что делает. Постепенно, человек устает от всякого делания, точнее не от самих действий, а от привязки к ним, постепенно он начинает всё более и более расслабляться внутренне и перестает держаться за то или за сё. Однажды, он отпускает всё, он перестает быть делателем. Дела по-прежнему идут. Пока человек жив, что-то да будет происходить, но человек перестает держаться за результаты всяких дел и оказывается за пределами ума. Это синоним пребывания за пределами ума. Это ум держится за что-нибудь, он не может иначе принципиально.
Но пока мы хоть чуть-чуть держимся за что-либо, мы в уме. Не имеет значения объект держания. Либо это материальное, либо это духовное, без разницы. Не важен ни объем держания и ни объект держания.
Мы уже едины. Мы цельны, это ум вносит восприятие о разделенности. Но мы не являемся умами. Ум — это не часть нас, это то, с чем мы себя ассоциируем. Можно привести такую аналогию. Когда прозрачный кристалл кладут на красную ткань, он становится красным, другой кладут на зеленую — он становится зеленым. Эти кристаллы могут решить, что один из них красный, другой зеленый, они могут держаться своих цветов, спорить и т.д. Но суть в том, что они оба только отражают внешнее и оба не имеют цвета. И пока они держатся представлений о своих цветах, они не постигнут сами себя. Как только кристалл осознает, что он только отражает внешний цвет, так у такого кристалла всякие споры о том, какой цвет лучше, надо ли улучшать свой цвет, надо ли «расти» в своем цвете, пропадут. Он поймет, что это бессмысленно.
Так и ум. Не важно каков он. Тренирован или нет, ум академика или бомжа. Это только наше отражение внешнего, это наше держание за тот или иной тип ума. Но это не мы.
Естественно ум есть. Так же как и тело и всё прочее. Только мы не ум, не тело и не прочее, а то, что в этом живет и настолько тесно, что не отделяет себя от этого. На востоке называют майей не то, что обычно думают. Обычно под этим подразумевают, что мир-майя — это значит мир нереален, иллюзорен.
Мир реален, но вот наше видение мира через призму ума не реально. Чтобы увидеть мир таковым каков он есть необходимо выйти за пределы ума, а точнее, проснуться, перестать отождествляться с умом. Тогда будет виден и сам ум, как таковой. А пока мы видим не ум, а его представления о самом себе и о мире.
Мы не то, что мы способны увидеть или как-то обнаружить. Иными словами, всё, что мы видим, нами не является. Мы не видим только самих себя. Так же как кожа, к примеру. То, что я не кожа на моем теле, это очевидно. Даже можно сделать пересадку и ничего, я останусь по-прежнему собой. Но чья кожа на мне? Как одежда на мне моя, но не я сам. Я это всё использую, но этим не являюсь. Хотя на уровне взаимодействий мы воспринимаем взаимодействующие части как источники взаимодействия. Т.е. эмоции, мысли, мы воспринимаем собой, делая этим подмену. Это всё не я, это всё инструменты для проявления меня.
Так же и ум. Мы способны его увидеть и обнаружить, но пока мы находимся в нем, мы не можем осознать (большая часть людей) себя вне ума. Один из инструментов для выражения функций ума — мозг. Но это только инструмент, как горло — инструмент для речи, но не источник её. Вопрос об источнике мыслей сложней, но и его можно обнаружить, поскольку это не мы.
Далее пойдет то, что наукой не принимается.
Естественно, такое не доказывается, такое можно только постигнуть лично. Когда у человека просыпается кармическое тело, что соответствует тому, что фокус осознанности переходит из ментального в кармическое, тогда он способен полностью «увидеть» и осознать свой ум, на всех предыдущих уровнях.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Фотоальбом
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ПРАКТИКА: Выход за пределы дуального ума
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. ДУАЛЬНОСТИ
Выход за пределы дуального ума (дуального восприятия)
Цели первого уровня:
1. Дать человеку простые и эффективные техники для самостоятельной работы.
2. Научить пользоваться ими для решения проблем.
3. Привести к некоторому пониманию дуального (двойственного) строения человеческого ума.
4. Получить хороший результат применения техник, убрав, по крайней мере, остроту своих основных проблем.
5. Улучшить способность принимать КАК ЕСТЬ.
Все техники первого уровня (указанные на этой странице) построены на использовании дуальностей.
Дуальность (двойственность, дихотомия) – это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека. Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные, как те, что я перечислил (они актуальны для большинства людей), и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.
Все дуальности существуют исключительно в уме человека. Один полюс дуальности противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) – но только в уме человека.
Весь ум (включая подсознание) построен на базе дуальностей. Любое понятие в уме человека имеет свою противоположность. Часто это выражается просто с помощью отрицания. Например «купить газету – не купить газету», «выйти замуж – не выйти замуж», «горячее – не горячее». Последняя дуальность демонстрирует, что конкретное понятие может иметь несколько противоположных. То есть «горячее» имеет уже две противоположности: «не горячее» и «холодное». Кто-то согласится с этим, кто-то нет – потому что у каждого свой набор дуальностей, с которыми человек согласился в процессе жизни.
Следует понимать, что если какая-либо дуальность для вас реальна или актуальна, то это потому, что когда-то вы ее сами создали, либо согласились с ней (согласились, что она имеет место). Согласиться с дуальностью означает создать ее для себя. Это тоже ваше творение, даже если вас принудили или убедили ее создать. Поэтому никогда не забывайте, что творец дуальностей – вы сами. Это ускорит работу. Когда вы прорабатываете дуальность, вы выходите за пределы дуального ума.
Все, что существует в уме (и подсознании), держится там исключительно за счет существования дуальностей. Дуальности – это основа, на которой наслаивается опыт. Так устроен ум (далее под словом ум я также буду подразумевать и подсознание, потому что оно тоже построено на дуальностях).
Работая с крайними точками дуальности (с полярностями), вы затрагиваете весь материал, находящийся между ними! Это наиболее эффективно. Менее эффективно (но оправданно в некоторых случаях) – работать с единичными эпизодами из жизни.
Актуальная дуальность – это дуальность, которая вас беспокоит или интересует. Люди, как правило, не видят это как дуальность, потому что человека интересует обычно только один полюс дуальности. Например, человек хочет стать свободным (от чего-либо) и, соответственно, для него актуальна полярность «быть свободным». Он это понимает. Но он не видит обратную сторону дуальности (которую создает неосознанно) – «быть несвободным». Ведь для того, чтобы двигаться к свободе, нужен полюс, от которого, собственно, надо двигаться. Он создается автоматически (подсознательно); и чем сильнее человек хочет свободы, тем больше он делает себя (подсознательно) несвободным. Иначе он не смог бы двигаться к противоположному полюсу. Заряд (напряжение, негатив) между полюсами нарастает, и влияние дуальности на сознание усиливается, подавляя здравый смысл, от чего впоследствии и страдает человек. (На этом, кстати, наживаются различные религии, организации, секты и т.д.) Таким образом, в данном примере, для человека является актуальной дуальность «быть свободным – быть несвободным».
Прорабатывать надо оба полюса. Работать только с одним полюсом – менее эффективно, потому что вы не затрагиваете обе крайние точки, на которых все держится. Необработанный полюс удерживает свою противоположность.
Вы не сможете убрать только один полюс, оставив другой, потому что они удерживают друг друга. Поэтому, прорабатывая один полюс, прорабатывайте и противоположный.
В приведенных техниках работа с полюсами проводится, как правило, поочередно: 1,2,1,2 и т.д. Такая работа с полюсами дает более сильный эффект, чем проработка полюсов по отдельности. Это обусловлено тем, что вы постоянно меняете точки проработки (свою позицию), и не погружаетесь во что-то одно. Это дает больше пространства для видения ситуации, и выход за пределы ума происходит быстрее.
Когда материал, находившийся между полярностями, стерт (разряжен), дуальность исчезает. Она перестает быть для вас значимой. На уровне понимания оба полюса, конечно же, остаются, и аналитически вы можете отличить одно от другого, но теперь уже нет материала, который ранее был между полюсами и негативно влиял на вас.
Трудность в том, что все дуальности взаимосвязаны (ассоциированы) друг с другом. Это затягивает обработку конкретной дуальности, потому что будут активизироваться «близлежащие» дуальности. Но, в конце концов, это не страшно, так как эти близлежащие тоже высвобождают немного заряда (негатива, напряжения), и в будущем с ними будет легче работать.
Так что начало работы с дуальностями может оказаться немного неприятным и долгим – будет всплывать много разного материала, не очень относящегося к прорабатываемой дуальности. Это могут быть неприятные эмоции, мысли, картинки, целые эпизоды жизни и т.д. Этого следует ожидать, и никто не говорит, что всегда будет легко. И чтобы окончательно выйти за пределы дуального ума, через все это нужно будет пройти.
Я повторюсь. Работая с дуальностями, следует ожидать появления неприятного материала любого рода – он будет всплывать. Попадая в область вашего сознания, он разряжается (стирается, исчезает) и перестает на вас влиять, явно или неявно. Эффект освобождения от всего этого накапливается, и чем дальше вы пойдете, тем легче будет. Начальный этап дается труднее всего. Слабаки отсеются сразу же и пойдут заниматься чем-то более приятным и бесполезным. Что ж, так и должно быть. Этот путь не для всех.
Зевота, сонливость, затуманенность сознания – это признаки выхода негативного материала на сознательный уровень. Сам материал не всегда распознается как конкретные случаи из прошлого, но этого и не требуется. Могут быть просто ощущения, например тяжесть или дискомфорт в теле, могут быть неприятные эмоции, мысли и т.д.
Будут также приятные ощущения, возникающие, как правило, в конце проработки конкретной дуальности. Они могут сохраняться длительное время или не очень. Это зависит от различных факторов.
Ожидаемый результат от проработки дуальности – вы больше не чувствуете никакого напряжения, когда рассматриваете дуальность, любой из ее полюсов. Есть спокойствие, легкость и расслабленность. В идеале – вы можете удерживать вниманием оба полюса одновременно, без дискомфорта или предпочтения в данный момент какого-либо из них (однако поначалу такое бывает не всегда). Часто, но не всегда, в конце проработки дуальности возникает смех (как один из показателей разрядки негатива). Могут быть различные другие приятные ощущения и эмоции, например, радость, прилив сил, чувство освобождения, пустоты (там, где раньше чувствовалась проблема) и т.д. Также может возникнуть новое понимание ситуации или решение проблемы. После достижения ожидаемого результата следует закончить работу с проработанной дуальностью.
Правило: ВСЕГДА РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО С АКТУАЛЬНЫМИ ДУАЛЬНОСТЯМИ.
Как найти свои актуальные дуальности. Для этого достаточно ответить себе на ряд вопросов типа:
— что для меня важно?
— что меня беспокоит?
— что я хочу изменить в своей жизни?
— что я думаю о себе?
— что я думаю о других? (о любом человеке или группах, организациях и т.д.)
— что я думаю о собственной жизни? (и жизни других людей, если вам это важно)
— что я думаю о прошлом?
Отвечая на конкретный вопрос, вы найдете один полюс. Другой, противоположный (противостоящий), надо будет подобрать, чтобы получить дуальность целиком. Оба полюса дуальности должны быть актуальны, должны «цеплять», вызывать реакцию! Реакцией можно назвать любую разновидность НЕ-принятия как есть.
Все, что для вас актуально, может быть сформулировано в виде дуальности и проработано.
Отвечая на приведенные вопросы, вы найдете множество своих убеждений. Любое убеждение или суждение имеет свою противоположность, образуя дуальность, и прорабатывается как любая другая дуальность. Вы не сможете полностью разделаться с убеждением, не затрагивая его противоположность.
Итак, ответив себе на вопросы и письменно составив список ваших дуальностей (очень рекомендую), выберите то, что наиболее актуально (беспокоит или интересует), и начните работу с этим. Со временем список будет пополняться новыми дуальностями, а старые, проработанные, будут вычеркиваться. Каждый раз выбирайте наиболее актуальную дуальность, и работайте с ней.
Само по себе составление и пополнение списка имеет терапевтический эффект, так как позволяет увидеть картину как набор дуальностей, а не отдельных полюсов. Вы сразу же почувствуете разницу, и это будет полезно. Кроме того, этот список останется в вашем уме; и в жизни, когда вы будете иметь дело с каким-либо полюсом из списка, вы будете также видеть и противоположный полюс, что немного удержит от погружения (интроверсии) в один из них.
Для нахождения своих актуальных дуальностей можно использовать готовые списки дуальностей, которые есть в различных практиках. Иногда это бывает полезно. Однако помните, что работать нужно только с тем, что для вас актуально, а не со всем подряд. Нет смысла прорабатывать чьи-то нескончаемые списки дуальностей, а тем более в той последовательности, как, якобы, «положено». Все люди разные, и единственно правильных списков просто не бывает. Подробнее об актуальных дуальностях.
ПРАКТИКА
А здесь я приведу парочку эффективных техник (упражнений, процессов), с успехом опробованных на себе и других. Их достаточно для целей первого уровня. Они полностью адаптированы для самостоятельного применения, и сравнительно быстро выводят сознание за пределы дуального ума.
Для проработки каждой дуальности нужно будет выбирать наиболее подходящую технику. Если вам кажется, что конкретная дуальность может быть проработана любой техникой, выбирайте любую. У каждой техники есть свои плюсы и свои минусы. Разберетесь.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ
Суть заключается в поочередном создании и удержании вниманием полюсов.
1. Создай идею, что ________ (полюс 1) и удерживай ее.
2. Создай идею, что ________ (полюс 2) и удерживай ее.
«Создать идею» означает сделать эту идею существующей или подумать эту мысль. Желательно удерживать ее хотя бынесколько секунд, что поначалу может оказаться весьма затруднительным занятием – поскольку будет всплывать материал из прошлого, связанный каким-либо образом с удерживаемым полюсом. К концу проработки дуальности удерживать полюса станет легко, без неприятных ощущений – ничего всплывать уже не будет.
Удерживая идею, старайтесь прочувствовать ее максимально!
Делаем поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д., принимая КАК ЕСТЬ любой вываливающийся из ума мусор, и продолжаем до конечного результата.
Это очень простая техника для проработки дуальностей, но вместе с тем довольно мощная. В своей практике я часто ее использовал, и всегда с хорошим результатом. Для большинства дуальностей она подходит идеально.
1. Создай идею, что ты причина всего в своей жизни.
2. Создай идею, что ты следствие всего в своей жизни.
1. Создай идею, что ты особенный.
2. Создай идею, что ты такой же, как все.
1. Создай идею, что судьба есть.
2. Создай идею, что судьбы нет.
Вы прорабатываете первый полюс, затем второй, снова первый, снова второй, и так до конечного результата.
УПРОЩЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ
(Для тех, кому очень трудно дается вышеприведенный вариант)
1. Создай идею, что ________ (полюс 1).
2. Создай идею, что ________ (полюс 2).
Просто поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д. Не нужно удерживать идею, не нужно стараться прочувствовать ее. Вы создаете одну мысль, затем сразу же другую и так продолжаете до тех пор, пока это не станет намного легче.
Затем нужно вернуться к первоначальному варианту и поработать с дуальностями как следует.
ОПИСАНИЕ ПОЛЮСОВ
Берем лист бумаги, делим вертикальной линией надвое. Сверху в первой колонке пишем один полюс, во второй другой. Проводим горизонтальную черту под ними.
Ниже под каждым полюсом, описываем его – максимально подробно. Как будто вы пытаетесь объяснить ребенку, что означает каждая полярность, какое значение имеет для вас. Насколько это важно, замечательно, грандиозно, отвратительно или нежелательно и т.д.
Проводим еще одну горизонтальную черту под описанием полюсов.
Далее под каждым полюсом пишем абсолютно все, что у вас с ним связано: эмоции, мысли, планы, решения, ожидания, неожиданности, цели, удачи, неудачи, переживания, людей, осознания и т.д. Как правило, поначалу материал всплывает сам, только бери и пиши. Не нужно ничего фильтровать, никто этого читать не будет. Задача в том, чтобы исчерпать ВСЁ, что связано с каждым полюсом.
Старайтесь по возможности заполнять обе колонки равномерно. Делайте до конечного результата. Исчерпав материал, листы можно уничтожить.
Примечание. Не все дуальности будут «вычищены» этими техниками на все 100%, но от негатива почистят хорошо. Некоторые из дуальностей придется «добивать» техниками более высоких уровней. Смотрите также другие техники на страницах этого сайта.
Когда Вы испробовали все техники первого уровня, получили хороший результат, разрешили остро стоявшие проблемы, или, по крайней мере, значительно ослабили их воздействие, можно идти на 2 уровень.
Копирование и распространение материалов сайта Самопознание и просветление возможно только с указанием прямой ссылки на сайт: http://pro-svet.at.ua/
Процитировано 55 раз
Понравилось: 14 пользователям