взаимодействие научной теории и практики
Взаимодействие научной теории и практики.
Взаимодействие научной теории и практики. Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно именно в качестве системы знания достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение является не пассивным, а активным, творческим, выражающим объективные закономерности. Самое существенное требование к любой научной теории — ее соответствие реальным фактам в их взаимосвязи, без всякого исключения.
Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т. п., выражать в своем содержании развитие практики.
Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.
Существенный признак развитой теории — целенаправленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т. п. «Понятийное творчество» — атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое оперирование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.
Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.
Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического знания. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развиваются и совершенствуются сами.
Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения — как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и т. д. Сюда же относятся формы и методы познания и практического действия, способы и средства решения назревших теоретических и практических проблем и т. п.
Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.
Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав
Взаимодействие научной теории и практики
Отражение теорией объективной реальности и обнаружение главных тенденций и направлений развития науки. Метод как единство объективного и субъективного. Использование философских, общенаучных и частнонаучных методов в различных научных исследованиях.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.03.2016 |
Размер файла | 49,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Факультет «Автоматической электросвязи»
«Взаимодействие научной теории и практики»
Выполнил: студент группы АБ-15 Мельник А.В.
1. Взаимодействие научной теории и практики
2. Методы научного исследования
3. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
4. Классификация методов и уровни методологии
4.1 Философские методы
4.2 Общенаучные подходы и методы исследования
4.3 Частнонаучные методы
наука метод философский исследование
1. Взаимодействие научной теории и практики
Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т. п., выражать в своем содержании развитие практики.
Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.
Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.
Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического знания. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развиваются и совершенствуются сами.
Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.
Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.
2. Методы научного исследования
Проблема метода ставилась и обсуждалась в философии и науке с давних пор. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше вовсе не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это безо всякого метода.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Однако недопустимо впадать в крайности:
— недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм»);
— преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая.эйфория»).
В современных методологических концепциях обычно стараются избегать указанных крайностей, хотя они и встречаются. В них указывается на недопустимость профанирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как «единственно верных», подчеркивается необходимость освоения многообразных методологических подходов (методологический плюрализм).
3. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.
Поскольку в научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета, то поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь налагаемое на него чисто внешним образом.
Метод любого уровня общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии со спецификой предмета.
Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.
Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, «безбрежная субъективность», а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
4. Классификация методов и уровни методологии
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может, быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь мет тоды естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы.
I. Философские методы, среди которых важную роль играет диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:
2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается (во второй модели). И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процес развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:
в) философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой»;
г) принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого «верхнего» уровня. Данная программа должна быть не жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь общим руководством для исследования;
д) философия разрабатывает всеобщие картины мира, модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства, категории, принципы, формы, определенные мировоззренческие и ценностные установки (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого процесса познания, учением об истине и путях ее достижения, о необходимости преодоления заблуждений и т. п.;
е) существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики;
ж) философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно;
з) реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей и воззрений.
4.2 Общенаучные подходы и методы исследования
II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.
— методы эмпирического исследования;
— методы теоретического познания;
— общелогические методы и приемы исследования. Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и операций.
1. Методы эмпирического исследования
Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.
2. Методы теоретического познания
3. Общелогические методы и приемы исследования
г) Идеализация— мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).
4.3 Частнонаучные методы
III. Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
социальный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.
Дисциплинарные методы, т. е. система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение истории становления советской философии и антропологии, вытеснения немарксистских течений, новых тенденций и направлений в философских исследованиях. Характеристика проблем теории познания, обоснования принципов единства сознания и деятельности.
курсовая работа [64,7 K], добавлен 28.09.2011
Понятие, сущность и закономерности методов познания. Анализ взаимосвязи и особенностей правильности и истинности. Диалектика как всеобщий философский метод современной науки. Общая характеристика основных структурных элементов системы общенаучных методов.
реферат [27,6 K], добавлен 11.10.2010
Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания «науки о науке» и их главные результаты. Причины «отпочкования» от философии различных научных направлений.
материалы конференции [27,9 K], добавлен 19.10.2009
Истоки китайской традиции и культуры. Содержание учения Августина. Направления философии Нового Времени. Осмысление философами XIX века Русского пути. Основные формы бытия; проблема субстанции, интуиции, языка. Общество как феномен объективной реальности.
контрольная работа [63,9 K], добавлен 18.09.2013
Методологический аспект проблемы рациональности: демаркация науки и не науки; историческая смена идеалов научной рациональности; единство и различие критериев рациональности в разных науках; перспектива эволюции современной научной рациональности.
реферат [18,7 K], добавлен 31.03.2009
Принцип связи теории с практикой — Методы научного исследования
Теоретическое знание является таковым только тогда, когда оно, как система знаний, достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, определенную предметную область. И это отражение не пассивное, а активное, творческое и выражает объективные законы. Наиболее существенным требованием к любой научной теории является ее согласованность с реальными фактами в их контексте, без каких-либо исключений.
Теория должна не только отражать объективную реальность такой, какая она есть сейчас, но и показывать ее тенденции, основные направления ее развития от прошлого к настоящему и затем в будущее. Теория, следовательно, не может быть чем-то неизменным, данным раз и навсегда, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.д. и выражать в своем содержании развитие практики.
Наиболее практичной является теория в ее наиболее зрелом состоянии. Поэтому всегда необходимо поддерживать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне развивать, обобщать новейшие процессы и явления жизни и практики. Только полная и высоконаучная теория (а не эмпирическое, повседневное знание) может быть руководством к соответствующей форме практической деятельности. Не в каждом случае, но на достаточно зрелом этапе своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.
Существенным признаком развитой теории является целенаправленный систематический анализ ее методов, законов и других форм мышления с точки зрения ее формы (структуры) и содержания, углубления и развития и т.д. «Концептуальное творчество» — атрибут зрелого теоретического исследования, а также все более глубокого осмысления его методологических проблем, умелого использования понятий, методов, познавательных приемов, их норм и регулятивов.
Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не может изменить. Она становится материальной силой только тогда, когда достигает масс. Для реализации идей нужны люди, которые должны приложить практическую силу и чья энергия переводит теорию в реальную действительность, объективирует ту или иную научную идею, преобразует ее в конкретные материальные формы.
Практика людей, овладевших теорией как программой действий, является объективизацией теоретического знания. В процессе объективизации теории на практике люди не только создают то, что не создала сама природа, но и одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развивают и совершенствуют себя.
Для практической реализации знаний нужны не только те, кто будет применять теорию на практике, но и необходимые средства реализации — как объективные, так и субъективные. Это, в частности, формы организации социальных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и так далее. К ним также относятся формы и методы познания и практической деятельности, пути и способы решения актуальных теоретических и практических проблем и т.д.
Материализация теории в практике должна быть не разовым актом (с ее окончательным исчезновением), а процессом, в ходе которого на месте уже реализованных возникают новые, более содержательные и развитые теоретические определения, ставящие перед практикой более сложные задачи и требующие новых форм и условий ее объективации.
Успешное воплощение теоретических знаний в практику возможно только тогда, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они будут применять в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека, невозможно реализовать теоретические идеи на практике.
Методы научного исследования
Метод (греч. metodos), в самом широком смысле слова, — это «путь к чему-либо», способ социальной активности субъекта в любой форме, не только в познавательной сфере. Термин «методология» имеет два значения: 1) система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (наука, политика, искусство и т.д.); 2) учение об этой системе, общая теория метода.
Не только результат исследования, но и путь к нему (т.е. метод) должен быть истинным. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.
Проблема метода давно поднимается и обсуждается в философии и науке. Ф. Бэкон сравнивал этот метод с лампой, освещающей странника в темноте, и считал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении любого предмета, идя неверным путем. Р. Декарт назвал метод «точными и простыми правилами», соблюдение которых способствует росту знаний и помогает отличить ложное от истинного. Он сказал, что лучше вообще не думать о поиске истины, чем делать это без всякого метода.
Большой вклад в разработку проблемы метода внес Гегель, который считал, что метод — это инструмент, который находится на стороне субъекта и с помощью которого он соотносится с объектом познания. Гегель, «обнаружив в диалектике понятий диалектику вещей», систематически и глубоко разработал диалектический метод, но на идеалистической основе.
Проблемы методологии занимают значительное место в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целостное учение позволило выяснить, что в понятие методологии входит не только и не столько познавательная деятельность (и только в ее научной форме), хотя и здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый подход к методологии позволил значительно расширить рамки последней, в результате чего это понятие стало охватывать всю систему различных видов и методов человеческой деятельности — особенно материальной (практики).
Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неразработанных) методологических идей был сформулирован русской философией. Это, в частности, идеи о неразрывности метода и истины и недопустимости «пренебрежения методом» у Герцена и Чернышевского; об органической логике и ее методе — диалектике — у В. Соловьев; о диалектике как «ритме вопросов и ответов», о «ввинчивании философии в действительность» П. Флоренский; о необходимости «преодоления кошмара формальной логики» и о необходимости освобождения философии «от кошмара математического естествознания» Н. Бердяев и др. Проблемы научного метода активно разрабатываются в современной западной философии и методологии науки1.
Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить энергию и время для достижения цели по кратчайшему пути.
Однако впадать в крайности недопустимо:
Современные методологические концепции обычно стараются избегать этих крайностей, даже если они могут быть найдены. Они указывают на недопустимость профанации роли методологии или абсолютизации какого-либо метода как «единственно верного» и подчеркивают необходимость овладения разнообразными методологическими подходами (методологический плюрализм).
Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая, таким образом, выступает его необходимым условием. Эффективность, сила любого метода обусловлена содержанием, глубиной, фундаментальностью теории, которая «спрессована в метод». Метод, в свою очередь, «разрастается в систему», то есть служит дальнейшему углублению и разворачиванию знаний, их материализации на практике.
Теория, отражающая действительность, преобразуется, превращается в метод, путем разработки и формулирования из нее принципов, правил, приемов и т.д., которые возвращаются в теорию (а через нее в практику) потому, что субъект может использовать их как регуляторы в процессе познания и изменения окружающего мира по своим законам.
Поскольку в научном познании не только его конечный результат (совокупность знаний) должен быть истинным, но и путь, ведущий к нему, то есть метод, постигает и сохраняет специфику данного предмета, нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем лишь внешние, независимые по отношению к предмету средства, навязанные ему лишь чисто внешним образом.
Метод любой общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и возвращается в него. Метод не может быть дан во всей своей полноте до начала исследования, а должен в значительной степени формироваться каждый раз заново, в зависимости от специфики предмета.
Метод не навязывается субъекту познания или действия, а варьируется в зависимости от их специфики. Научное исследование требует глубокого знания фактов и других данных, относящихся к его предмету. Она происходит как движение в данном материале, изучение его характеристик, форм развития, отношений, соотношений и т.д. Таким образом, истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта исследования (предмета).
Метод — это не набор умозрительных, субъективных приемов, правил, процедур, выработанных независимо от материальной действительности, от практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому истоки метода следует искать не в умах или сознании людей, а на практике, в материальной действительности. Но в последнем, как бы тщательно мы ни искали, мы не найдем методов, а только объективные законы природы и общества.
Метод существует, развивается, следовательно, только в сложной диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. В то же время она субъективна, но не как чистый произвол, «безграничная субъективность», а как продолжение и завершение объективности, из которой она возникает.
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (признанных закономерностей реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила и положения. Каждый метод субъективен в том смысле, что его носителем является определенный индивид, субъект, для которого этот метод, собственно, и предназначен. Гегель в свое время подчеркивал, что метод — это «инструмент», средство, с помощью которого субъект соотносится с объектом. В этом вопросе Гегель вторил Фейербаху, который утверждал, что «человек есть центр всей методологии».
Классификация методов и уровней методологии
Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по различным основаниям (критериям). Прежде всего, необходимо различать методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Теперь стало очевидно, что система методов, методология не может ограничиваться только сферой научного знания, она должна выходить за ее пределы и обязательно включать в свою орбиту и сферу практики. В то же время необходимо помнить о тесном взаимодействии этих двух сфер.
Что касается методов науки, то для их разделения на группы может быть несколько причин. Таким образом, в зависимости от их роли и места в процессе научного познания можно выделить формальные и содержательные методы, эмпирические и теоретические, методы исследования и методы презентации и так далее. Содержание объектов, изучаемых наукой, служит критерием отличия методов естественных наук от методов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь, методы естественных наук можно разделить на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Существуют также качественные и количественные методы, методы прямого и косвенного познания, оригинальные и производные методы и т.д.
Многоуровневая концепция знания методов вполне успешно «работает» в современной науке. В связи с этим все методы научного познания можно разделить на следующие основные группы по степени общности и сфере действия.
Философские методы, среди которых важную роль играют диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, сложившиеся при рассмотрении этого очень сложного вопроса:
Сама история познания и философии показывает, что ее влияние на процесс развития науки и его результаты выражаются в следующих основных моментах:
Общие научные подходы и методы исследования
II. общие научные подходы и методы исследования, широко разработанные и применяемые в науке в XX веке. Они служат своего рода промежуточной методологией между философией и основными теоретическими и методологическими положениями специальных наук. Общенаучными являются в основном такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и так далее.
Характерными признаками общенаучных концепций являются, во-первых, содержательное слияние отдельных свойств, признаков, понятий совокупности частнонаучных и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации и уточнения с помощью математической теории.
Если философские категории воплощают в себе высшую возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т.е. закон, то общенаучные понятия в основном являются абстрактно-всеобщими (одинаковыми), что позволяет выражать их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и терминов формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальным научным знанием и его методами. Общенаучные принципы и подходы включают системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализацию и др.
Особенно бурно развивается в последнее время такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любого происхождения — природных, социальных, когнитивных (познавательных). К основным понятиям синергетики относятся такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «неустойчивость», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетены с рядом философских категорий, в частности с такими, как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.
В структуре общенаучных методов и приемов обычно выделяют три уровня:
Наблюдение — это целенаправленное, пассивное изучение объектов, основанное, прежде всего, на сенсорных данных.
Эксперимент — это активное и целенаправленное вмешательство в исследуемый процесс, соответствующее изменение или воспроизведение объекта в специально созданных и контролируемых условиях.
Сравнение — это когнитивная операция, которая выявляет сходства или различия между объектами (или стадиями развития одного и того же объекта).
Описание — это когнитивная операция, которая заключается в записи результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.
Измерение — это ряд действий, выполняемых с помощью измерительных приборов для нахождения численного значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Следует подчеркнуть, что эмпирические методы исследования никогда не используются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», руководствуясь определенными концептуальными идеями.
Формализация — это представление осмысленных знаний в символико-символической форме (формализованный язык). Последний создан для точного выражения мыслей, чтобы исключить возможность двусмысленного понимания. При формализации мышление об объектах переводится на уровень оперирования знаками (формулами).
Аксиоматический метод — это метод построения научной теории на основе определенных предложений (аксиом (постулатов)), из которых путем чисто логического доказательства выводятся все остальные предложения теории. Для выведения теорем из аксиом (и формул из других формул) формулируются специальные правила дедукции.
Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, суть которого заключается в установлении системы дедуктивно связанных гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения об эмпирических фактах. Таким образом, метод основан на дедукции выводов из гипотез и других предпосылок, истинностное значение которых неизвестно. Это означает, что вывод, полученный на основе этого метода, обязательно носит лишь вероятностный характер.
Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и представления, заключающийся в движении научной мысли от первоначальной абстракции («начала» — одностороннего, неполного знания) через последовательные этапы углубления и расширения знания к результату — целостному отображению объекта исследования в теории. Этот метод основан на восхождении от конкретно-чувственного к абстрактному, на выделении в мышлении отдельных сторон объекта и их «фиксации» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это движение от конкретного к общему, и здесь преобладают логические приемы анализа и индукции. Восхождение от абстрактного к конкретному — это процесс движения от индивидуального к общему, от частного к существенному; преобладают методы синтеза и дедукции. Это движение познания — не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого объекта, его переход с одного уровня на другой в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института