взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Общие закономерности обучения

Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.

Среди общих закономерностей процесса обучения следующие:

— Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

— Закономерность содержания: содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научнотехнического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

— Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационнопедагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.

— Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.

— Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

— Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Принципы и правила обучения

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

Тонким мастером индивидуального подхода к учащимся был В. А. Сухомлинский. Он сформулировал ряд заповедей индивидуального подхода.

1. Умственные силы и возможности детей неодинаковы.

2. Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы применить все закономерности обучения и воспитания; ученик всегда индивидуален, своеобразен.

3. Нет единых для всех школьников предпосылок успеха в учении.

4. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент уч-ой деятельности.

5. Важно определить, как развивать его умственные способности в дальнейшем.

6. Нельзя требовать от ученика невозможного.

7. Надо правильно определить, каким путем, с какими замедлениями и трудностями каждый ученик может подойти к уровню, предусмотренному программой.

8. Как конкретно реализовать программу в умственном труде каждого ученика.

9. Умело раскрыть силы и возможности каждого ребенка.

10. «Запрячь» в посильный умственный труд шалунов и проказников.

11. Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника. Беречь эту тропинку и огонек желания быть хорошим.

Источник

Взаимосвязь принципов обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип – это основополагающая идея, ведущее правило, руководящее требование к осуществлению деятельности.

Принцип обучения – это одно из основных требований к процессу обучения, основой которого являются методы и средства организации и реализации педагогического процесса.

Единство и взаимосвязь принципов обучения

Принципы обучения, используемые в современной дидактике, образуют единую систему, находясь в тесной взаимосвязи друг с другом. Реализация одного из принципов обучения связана с реализацией других, и все вместе они отражают особенности процесса обучения, так как его понимает современная дидактика. Комплексное использование принципов обучения позволяет педагогу организовать и реализовать эффективный учебный процесс, способствующий достижению цели обучения.

Таким образом, все принципы обучения направлены на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Данная направленность является интегральным свойством системы, цель которой решение задач воспитания и обучения, а также достижение гармонизации педагогических влияний на личность ребенка.

В указанную систему принципов обучения не входят такие общепедагогические принципы как: гуманизации, информатизации, комплексности, оптимизации и ряда аналогичных принципов. Однако их требования к организации процесса обучения отражены в иных дидактических принципах.

Таким образом, принципы обучения формируют единую систему принципов, основой которой является общая цель воспитания и обучения детей.

Взаимосвязь принципов обучения прослеживается в том, что при организации учебного процесса реализация каждого отдельного принципа тесно связана с реализацией и ряда других. Использование же только одного какого-то принципа приводит к тому, что и принцип, и процесс обучения теряют свою определенность, превращаясь в итоге в верные, но не дающие конкретности дидактические ориентиры.

Например, реализация принципа индивидуализация подразумевает использование и ряда других принципов для достижения конечной цели, таких как принцип наглядности, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активность и т.п. То есть, если педагог организует индивидуальную работу с ребенком, цель которой решение ряда учебных проблем и сложностей, то подача учебного материала будет понятнее при сопровождение устной речи учителя наглядными материалами, а сам учебный материал будет доступнее ребенку, если при его подборе будут учтены умственные возможности ученика. Таким образом, при организации и реализации индивидуальной работы с учеником, педагог использует несколько принципов в комплексе для эффективности учебного процесса и достижения поставленной цели.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, принципы обучения образуют единую систему, которая скреплена тесной взаимосвязью принципов. Реализация одного принципа связана с реализацией и других. В итоге все вместе они отражают особенности процесса обучения и его основной педагогической цели.

Свойства взаимосвязи принципов обучения:

Принципы обучения – это не статические догмы, они находятся в постоянной динамике (развитии). Развитие и совершенствование принципов обучения связано с достижениями современной дидактике и требованиям к современному процессу воспитания и обучения детей. Помимо традиционных принципов обучения формулируются и выделяются новые, актуальные принципы обучения.

Рекомендации по реализации принципов обучения

При организации и реализации учебного процесса педагог должен ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их комплексное применение. Система принципов обучения обеспечивает подбор эффективных методов и средств, для достижения поставленной цели и организации эффективной деятельности учащихся в рамках реализованного учебного процесса.

Педагог, при выборе принципов обучения, должен рассматривать каждый принцип в отдельности, а также его место и роль в системе. Принципы обучения, реализуемые педагогом, рассматриваются им исходя из поставленной цели, и должны быть своего рода ядром учебного процесса.

Педагог должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т. д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Таким образом, все процессы обучения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Невозможно организовать эффективный учебный процесс, опираясь только лишь на один принцип. Для достижения педагогической цели необходима реализация системы взаимосвязанных принципов.

Источник

Статья «Связь принципов и закономерностей обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Принципов должно быть немного – в противном случае они не могут быть обобщением. В любой науке сформулированные принципы – это всегда высший этап ее развития, показатель зрелости теории. В педагогике к настоящему времени сформулировано достаточно много принципов, причем их количество и номенклатура сильно различаются у разных авторов и в научных работах, и в учебниках по педагогике и дидактике. Все это свидетельствует о недостаточной разработанности данного раздела в современной дидактике.

Понятие принцип (от лат. principium – основа,первоначало) – руководящая идея, основное правило, принципах основное требование к деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности. Хотя педагогическая наука давно занимается систематизацией и обобщением эмпирических данных о процессе обучения, до сих пор еще нет единого подхода к определению того, что считать дидактическими принципами. Часть дидактов полагает, что дидактическими принципами называют наиболее важные, главные закономерности и законы обучения (И.П. Подласый), другие авторы при определении принципов исходят из того, что они должны являться обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогической теории (П.И. Пидкасистый). Сторонников этих двух подходов достаточно много с той и другой стороны.

Связь принципов и закономерностей обучения

По своей сущности процесс обучения – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие закономерности общественного развития, формирования личности, частных наук, а также самого педагогического процесса, к которым относятся:

— соответствие воздействий педагога устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;

— соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;

— соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать индивидуальные и социально-психологические особенности обучающихся, их познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время; обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;

— соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения.

Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могли бы применять полученные знания, умения и навыки на практике. Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой наиболее важные положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:

— сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которые предполагают осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулируют познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствуют проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;

— наглядность обучения – должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;

— систематичность, последовательность и комплексность в обучении, что предполагает наличие стройной системы знаний учебной дисциплины; умения связывать новые знания с ранее полученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала;

— обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; постепенное изучение учебного материала с переходом от простого к сложному, с опорой на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений без излишней детализации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;

— прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала, и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного материала в практической деятельности обучаемых; стимулирования самостоятельной работы учащихся, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала; групповой и индивидуальный подход в обучении, предполагающий обучение детей согласованным, слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).

Принципы обучения – это исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности. Принципы являются обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогической теории. Они определяются целями воспитания и имеют исторический характер, отражают актуальные потребности общества в деле обучения.

Источник

Взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Принципы дидактики.
Иногда принципы рассматриваются не как основополагающие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых можно лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности сознательно овладеть определенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощенных позиций. Так, например, выдвигается принцип «практичности» вместо «связи теории с практикой».

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмотрим более подробно особенности и правила конкретных дидактических принципов.

1. Принцип наглядности

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности:

* при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
* при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

2. Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.
Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.
3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и
навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.
4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Смотреть картинку взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Картинка про взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения. Фото взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей и принципов обучения

3. Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).

Правила принципа доступности в обучении

1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *