взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся

Взаимозависимость обучения и реальных учебных возможностей учащихся

Каждый возраст характеризуется специфическими особенностями

Дети младшего школьного возраста имеют неустойчивую внимание, они импульсивны, быстро утомляются, зато непосредственно проявляют свои эмоции, доверяют учителю, открыты и склонны к подражанию Это требует является применение в учебном процессе познавательных игр, разнообразие методов и форм организации познавательной деятельности.

Ученикам подросткового возраста свойственны активность и самодеятельность, стремление к взрослости; их интересы становятся устойчивыми; появляется склонность к определенной области знаний и профессий, они интересуются моральным проблемами, стремятся к самостоятельности, а потому не воспринимают установок, нотаций, для них важна общественное мнение Педагогу следует проявлять такт, выраженную внимание к интересам своих воспитанников.

Учащиеся старшего школьного возраста четко определяют свои жизненные и профессиональные планы, они независимы в поступках и суждениях, критически относятся к окружающим: лучше управляют своими эмоциями

Зная возрастные особенности, учитель подбирает соответствующие средства, формы и методы обучения для эффективного усвоения учащимися знаний, воспитание у них положительных моральных качеств и развития личности

4 Зависимость эффективности обучения от единства действий педагогас действиями учеников Если активность учителя и ученика совпадает, наступает явление педагогического резонанса Обучение эффективно тогда, когда оно стимулирует активность, самостоятельность учащихся, потребности в самообразовании.

5 Взаимозависимость задач, содержания, методов и форм обучения Учебный процесс начинается с проектирования его целей и задач Цели и задачи определяют средства обучения, формы и методы Содержание учебного материала должна обеспечивать полноту решения задач, он влияет на выбор методов, форм и технических средств обучения.

Закономерности процесса обучения учитывают и закономерности познавательного развития личности:

1) усвоение знаний происходит только в активной познавательной и практической деятельности личности (С Рубинштейн);

2) высшие психические функции (абстрактно-логическое мышление, произвольная память, воля, речи и др.) возникают первоначально как форма взаимодействия, сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними и индивидуальными функциями самой личности (Л Выготский));

4) познавательное развитие происходит тогда, когда знания личности вступают в противоречие с практическим и познавательным опытом (Ж Пиаже);

б) процент запоминания учебного материала обратно пропорционален его объему (Г Эббингауз);

6) раскрытие внутренней структуры, закономерностей организации знаний способствует лучшему их осмыслению и запоминанию (Дж Брунер)

Следовательно, обучение, как и любой социальный процесс, охватывает не только целенаправленные виды деятельности его субъектов, но и среда, закономерности развития психики и коллективное сознание

Несмотря на а то что обучение во многих своих проявлениях является субъектным явлением, оно подчиняется действию объективных законов и закономерностей, в социальной сфере значительно труднее зафиксировать Закономерности обучения имеют вероятностный характер и проявляются часто как тенденции развития дидактических явлений время, несмотря на то, что закономерности не содержат прямых указаний и рекомендаций, они регулируют дидактический процесс, деятельность его субъектов Закономерности является теоретической основой для обоснования способов деятельности и поведения учителя и учеников.

Источник

А) обучаемостью

Тема: Закономерности обучения

160. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития 2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся 3. Единство преподавания и ученияа) принцип развивающего обучения б) принцип доступности обучения в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся г) принцип наглядности обучения

(1а, 2б, 3в)

161. Установите соответствие между принципами обучения и правилами их реализации в практике школьного обучения.

1. Принцип прочности результатов обучения 2. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы 3. Принцип доступностиа) учителю необходимо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала б) учитель должен использовать различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе в) в процессе обучения должен осуществляться переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному г) в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работы

(1а, 2б, 3в)

Тема: Принципы обучения

162. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития 2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся 3. Единство преподавания и ученияа) принцип развивающего обучения б) принцип доступности обучения в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся г) принцип наглядности обучения

(1а,2б,3в)

163. На закономерности процесса обучения, утверждающей взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей, базируется принцип …

А) доступности

г) связи теории и практики

164. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития 2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся 3. Единство преподавания и ученияа) принцип развивающего обучения б) принцип доступности обучения в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся г) принцип наглядности обучения

(1а, 2б, 3в)

165. Ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией, является принцип …

Источник

Тема: Закономерности обучения

160. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития

2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся

3. Единство преподавания и учения

а) принцип развивающего обучения

б) принцип доступности обучения

в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся

г) принцип наглядности обучения

(1А, 2б, 3в)

161. Установите соответствие между принципами обучения и правилами их реализации в практике школьного обучения.

1. Принцип прочности результатов обучения

2. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы

3. Принцип доступности

а) учителю необходимо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала

б) учитель должен использовать различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе

в) в процессе обучения должен осуществляться переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному

г) в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работы

(1А, 2б, 3в) Тема: Принципы обучения

162. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития

2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся

3. Единство преподавания и учения

а) принцип развивающего обучения

б) принцип доступности обучения

в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся

г) принцип наглядности обучения

(1А,2б,3в)

163. На закономерности процесса обучения, утверждающей взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей, базируется принцип …

г) связи теории и практики

164. Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения.

1. Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития

2. Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся

3. Единство преподавания и учения

а) принцип развивающего обучения

б) принцип доступности обучения

в) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся

г) принцип наглядности обучения

(1А, 2б, 3в)

165. Ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией, является принцип …

б) связи теории с практикой, обучения с жизнью

в) культурологического подхода

г) последовательности и систематичности

166. Установите соответствие между принципами обучения и правилами их реализации в практике школьного обучения.

1. Принцип сознательности и активности учащихся

2. Принцип доступности

3. Принцип научности

а) учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач

б) необходимо совпадение темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися

в) в процессе изучения закономерностей развития объективного мира у учащихся должно формироваться научное мировоззрение

г) при повторении пройденного учащиеся должны рассматривать его с новых позиций, увязывать со своим личным опытом и со знаниями по другим учебным дисциплинам

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.3. Процесс обучения

2.3.2 Закономерности и принципы обучения

Разносторонняя учебная деятельность, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развивается личность учащегося (студента), осуществляется в соответствии с определенных закономерностей и принципов, присущих учебному процессу.

Закономерности обучения. Специфика дидактических закономерностей заключается в том, что они отражают устойчивые зависимости между всеми элементами обучения, деятельностью учителя (преподавателя), деятельностью ученика (студента) и объектом усвоения, т.е. содержанием обучения.

Закономерности процесса обучения условно разделяют на объективные и субъективные.

Объективные закономерности порожденные сути процесса обучения. К ним относятся:

— зависимость процесса обучения от возрастных и реальных учебных возможностей учащихся уровня развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, умение учиться, работоспособности, отношения к учебе и др.;

— обучение предполагает целенаправленное взаимодействие учителя (преподавателя), ученика (студента) и объекта, что изучается: учитель (преподаватель) должен направлять познавательную деятельность ученика (студента), контролировать ее даже тогда, когда тот осваивает предмет самостоятельно;

— учебный процесс эффективен лишь при условии активности учащихся (студентов); результативность его зависит от разнообразия, интенсивности видов учебной деятельности.

Субъективные закономерности процесса обучения зависят от особенностей деятельности учителя (преподавателя), его характера и т.д. их формулируют так:

— понятия могут быть усвоены только тогда, когда познавательная деятельность учащихся (студентов), направленная на определение четких и понятных соотношений между ними;

— навыки формируются только при условии воспроизведения операций и действий, взятых в их основу;

— прочному усвоению учебного материала способствует его систематическое повторение и включение в систему уже усвоенного ранее содержания;

— освоение сложных способов деятельности зависит от успешного овладение простыми видами деятельности, которые относятся к сложным, и от готовности определять ситуацию, в которой эти действия могут быть выполнены;

— уровень и качество усвоения знаний за различных условий и способностей учащихся (студентов) зависит от учета учителем (преподавателем) степени значимости для них усваиваемого содержания;

— использование вариативных задач предполагает применение знаний в важных для учащихся (студентов) ситуациях, способствует формированию готовности к переносу усвоенных знаний и связанных с ними действий в новую ситуацию.

Знание закономерностей обучения способствует более глубокому познанию его принципов.

Обучение осуществляется на основе обоснованных и проверенных практикой дидактических принципов. Обусловленные закономерностями и задачами воспитания и образования, принципы обучения определяют его направленность, содержание, организационные формы и методы.

Современная дидактика, рассматривая обучение как процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, соответственно рассматривает и систему его принципов, которую образуют принцип научности, принцип доступности, принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности учащихся, принцип наглядности и др.

Он предусматривает изучения учащимися системы научных утверждений и использование в обучении методов, близких к тем, которые применяются в определенной науке. Требует раскрывать причинно-следственные связи явлений, событий, процессов, проникать в их сущность, демонстрировать могущество человеческой мысли, знакомить с методами науки, раскрывать историю ее развития, борьбу тенденций, взаимосвязь наук.

Принцип систематичности и последовательности.

Обусловлен он логикой науки и особенностями познавательной деятельности, которая протекает согласно возрастных закономерностей развития личности. Предполагает системность работы учителя, учет пройденного материала при изучении нового, раскрытия нового материала частями, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах, продумывание системы уроков, показ внутріпредметних и межпредметных связей. Не менее важна системность в работе учащихся, студентов (систематическое посещение занятий, последовательность выполнения домашних заданий, постоянное повторение учебного материала и др).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип сознательности и активности учащихся.

Следует и цели и задач национальной школы и тех особенностей, которые предполагает осмысленный и творческий подход к освоению знаний.

Сознательность в обучении обеспечивается высоким уровнем активности. Сознательному усвоению знаний также способствует разъяснение цели и задач учебного предмета, его значение для решения жизненных проблем, для собственных перспектив. Не меньшее значение имеют положительная мотивация к обучению; рациональные приемы труда на уроке; критический подход учителя (преподавателя) к содержанию учебного материала, надлежащий контроль и самоконтроль в обучении.

Активизируют познавательную деятельность положительные эмоции, вызванные интересом к учебного материала, учебной деятельностью; понимание практической значимости знаний, их связи с жизнью; единство между пониманием учебного материала и его изложением в устной или письменной форме. Подспорьем является и доброжелательные отношения между учителем и учениками, умение учителя учитывать психическое состояние учеников и стадии их психического развития. Полезное и использования современных технических средств обучения.

Он требует строить процесс обучения на основе живого восприятия учащимися (студентами) предметов и явлений объективной действительности. Ведь чувственное восприятие учебного материала, составляющего основу наглядности, способствует формированию четких, точных образов воображения, активизирует умственную деятельность, является действенным средством осознания материала.

В зависимости от характера отображения учебных объектов наглядность бывает:

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки могут быть прочными при уме ли вы, что они образуют систему, которая постоянно обновляется, уточняется и закрепляется. Поэтому реализация этого принципа предполагает:

— повторение учебного материала по разделам и структурными смысловыми частями;

— запоминание нового материала в сочетании изученным;

— активизацию учащихся во время повторения;

— новое группирование материала с целью его систематизации;

— выделения при повторении главных идей;

— использование во время повторения разнообразных методов, форм и подходов;

— самостоятельное творческое применение знаний;

— постоянное возвращение к ранее усвоенных знаний для поиска в них новых смыслов, переоценка их и т.д.

Принцип индивидуального подхода к учащимся.

Этот принцип дает возможность в условиях коллективной учебной работы каждому ученику, студенту идти своим путем. Реализуя его, учитывающих уровень умственного развития каждого ребенка, его знания и умения, познавательную и практическую самостоятельность, интересы, настойчивость, работоспособность. Учителю надо не только хорошо знать особенности учебно-познавательной деятельности своих учеников, но и уметь оказать им помощь, организовать индивидуальную работу с теми, кто нуждается.

Основывается он на том, что в процессе познавательной деятельности у учащихся (студентов) возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут способствовать или препятствовать успешному усвоению знаний. Способствуют активизации процесса познавательной деятельности резвый, образное изложение учебного материала; оптимистическая законченность и логичность представления информации, использование интересных примеров; применение наглядности и компьютерной техники; чувство выполненного долга; речь, отношение учителя к ученикам, его внешний вид и др.

Учет в процессе обучения его закономерностей, соблюдение принципов и правил дает возможность определять его оптимальное содержание, подбирать и применять эффективные организационные формы и методы его реализации, что обеспечивает успешное усвоение знаний и необходимое воспитательное воздействие.

Источник

Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения

Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихсяВыберите. принцип доступности обучения принцип наглядности обучения принцип развивающего обучения принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся
Взаимосвязь процессов обучения, образования и развитияВыберите. принцип доступности обучения принцип наглядности обучения принцип развивающего обучения принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся
Единство преподавания и ученияВыберите. принцип доступности обучения принцип наглядности обучения принцип развивающего обучения принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Кто является основоположником классно-урочной системы:

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками и компетенцией и формированию мотивации к получению образования в течение всей жизни это

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Общеучебные и логические действия обучающихся входят в блок

Выберите один ответ:

a. коммуникативных универсальных учебных действий

b. регулятивных универсальных учебных действий

c. личностных универсальных учебных действий

d. познавательных универсальных учебных действий

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Установите соответствие функциональных компонентов и их характеристик по В.И. Генцинскому:

Презентативная функцияВыберите. Абстрагируется от конкретных форм обучения, ориентированна на сам факт изложения учебного материала Связана с направлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся Обеспечивает обратную связь Вызывает у учащихся интерес к усвоению информации, связана с постановкой вопросов, оценкой ответов
Корректирующая функцияВыберите. Абстрагируется от конкретных форм обучения, ориентированна на сам факт изложения учебного материала Связана с направлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся Обеспечивает обратную связь Вызывает у учащихся интерес к усвоению информации, связана с постановкой вопросов, оценкой ответов
Диагностическая функцияВыберите. Абстрагируется от конкретных форм обучения, ориентированна на сам факт изложения учебного материала Связана с направлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся Обеспечивает обратную связь Вызывает у учащихся интерес к усвоению информации, связана с постановкой вопросов, оценкой ответов
Интенсивная фунцияВыберите. Абстрагируется от конкретных форм обучения, ориентированна на сам факт изложения учебного материала Связана с направлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся Обеспечивает обратную связь Вызывает у учащихся интерес к усвоению информации, связана с постановкой вопросов, оценкой ответов

Ваш ответ неправильный.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Педагогические технологии подразделяются на:

Выберите один ответ:

a. Предметные и модульные.

b. Общепредметные и предметные.

c. Общепредметные, предметные и модульные.

d. Общепредметные, предметные, модульные и частнометодические.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Педагогическая технология – это

Выберите один ответ:

a. Устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

b. Набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

c. Инструментарий достижения цели обучения.

d. Совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Процесс формирования и развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности

Выберите один ответ:

a. религиозное воспитание

b. эстетическое воспитание

c. гражданское воспитание

d. нравственное воспитание

Ваш ответ неправильный.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещения их положительными – это

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется

Выберите один ответ:

d. Ценностными ориентациями

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Действия обучающихся, обеспечивающие организацию своей учебной деятельности относят к блоку

Выберите один ответ:

a. коммуникативных универсальных учебных действий

b. личностных универсальных учебных действий

c. познавательных универсальных учебных действий

d. регулятивных универсальных учебных действий

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемого на основе личностно-смысловой ориентации учащихся относят к блоку

Выберите один ответ:

a. познавательных универсальных учебных действий

b. регулятивных универсальных учебных действий

c. личностных универсальных учебных действий

d. коммуникативных универсальных учебных действий

Ваш ответ неправильный.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:

Выберите один или несколько ответов:

c. Педагогическое требование

e. Создание воспитывающих ситуаций

Баллов: 0,50 от максимума 1,00

К методам стимулирования интереса к учению относятся …

Выберите один или несколько ответов:

a. поощрение успеха в учении

b. убеждение в значимости учения

c. познавательные игры

d. создание ситуаций занимательности

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 1.

Баллов: 0,50 от максимума 1,00

Выберите требования к контролю в воспитательном процессе:

Выберите один или несколько ответов:

a. Демократичность и гуманизм

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 2.

Баллов: 0,00 от максимума 1,00

Выберите один ответ:

a. Набор педагогического инструментария для решения познавательных задач.

b. Приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний.

c. Все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.

d. Совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения.

Ваш ответ неправильный.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Принцип связи воспитания с жизнью предполагает:

Выберите один ответ:

a. Соединение воспитания с практической деятельностью

b. Формирование общеучебных умений

c. Соединение воспитания и дополнительного образования

Баллов: 0,33 от максимума 1,00

Классный руководитель выполняет такие функции, как

Выберите один или несколько ответов:

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 1.

Баллов: 1,00 от максимума 1,00

Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулирует принцип:

Выберите один ответ:

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1245 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *