взаимосвязь обучения и воспитания в цпп
Закономерности и принципы ЦПП
2. Закономерности ЦПП;
Принципы ЦПП.
Целостность педагогического процесса проявляется в:
1) единстве процессов обучения, воспитания и развития;
2) взаимосвязи этих процессов;
3) наличие и сохранение специфики этих процессов.
ЦПП имеет следующие свойства:
а) взаимноусиливает составляющие его процессы;
б) создает возможности для использования методов обучения и воспитания;
в) ведет к слиянию педагогических и ученических коллективов в единый общешкольный коллектив.
ЦПП выполняет следующие функции:
а) воспитательная – она проявляется:
1) в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с учащимися;
2) в личности педагогов и их профессионализме;
3) в учебных планах и программах, формах, методах и средствах использующихся в ПП.
б) образовательная – она реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной деятельности, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы ЗУНов, опыта творческой деятельности и отношений;
в) развивающая – развитие в процессе воспитания, которое выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и новых умений;
г) социальная – защита прав и свобод ребенка, забота о нем, уважительное отношение и его взаимоотношение в окружающем социуме.
Этот вопрос находится в состоянии разработки. Нет единых подходов к понятию закономерности, хотя оно прочно вошло в педагогику.
Закономерности – объективные существенно-устойчивые повторяющиеся и необходимые существенные связи между педагогическими явлениями, предметами, процессами и отдельными компонентами ПП.
Закономерности ПП являются выражениями его сущности.
Группы закономерностей ПП:
1) закономерности обусловленные социальными условиями;
2) закономерности обусловленные природой человека;
3) закономерности обусловленные сущностью воспитания и обучения.
1 группа – это зависимость воспитания и обучения от общих потребностей и условий. От этого зависит цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия в которых они будут осуществляться и использование полученных результатов.
2 группа – а) определяющая роль отводится деятельности и общению в формировании личности;
б) зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.
3 группа – а) взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития личности;
б) взаимосвязь задач содержания методов и форм воспитания и обучения в ПП;
в) взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
г) взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемого.
Принципы – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность.
Организация ПП с их учетом и получишь высокий результат.
Принципы отражают внутреннюю сущность структуры деятельности учителя и ученика и определяют эффективность обучения.
2) Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
3) Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом ставятся главными и определяющими факторами. Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного воздействия.
4) Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике 19 века и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).
5) Принцип научности реализуется в отборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники, а следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска.
6) Принцип доступности. Все, что передается детям и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Правила реализации принципа, разработаны Я. А. Коменским и другими авторами. Каждому ребенку надо изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не столько, чтобы исказить его научную сущность.
7) Принцип наглядности. Я. А. Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Речь идет о разумности мере, учете специфики предлагаемого материала, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Польский дидакт Ч. Куписевич сформулировал правила его реализации.
8) Принцип систематичности и последовательности. К. Д. Ушинский считал, что только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.
9) Принцип прочности. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни.
Принцип связи теории с практикой и с жизнью выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Практика – критерий истинности полученного нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение в тех или иных ситуациях, они получают подтверждение истинности или ошибочности полученных знаний.
Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
В педагогике рассматривают обучение и воспитание только во взаимосвязи. Методисты подчеркивают, что, под обучением понимают то, что ребенка необходимо научить некоторому содержанию, то есть сформировать свойства личности.
Под характеристикой свойств личности понимают знающего и умеющего человека.
Полноценное развитие личности, его нравственных, волевых и эстетических чувств невозможно без обучения личности знаниям и способам деятельности.
То есть обучение с воспитанием никак не отделимы друг от друга.
Так, воспитание означает формирование не только свойств личности, но и умений и знаний. Для правильного формирования мировоззрения и нравственных устоев у ребенка, необходимо не только усвоить систему знаний о мире, социальных нормах, а также необходимо обучить ребенка как пользоваться этими знаниями, воспитать ценностное к ним отношение. Так как необходимо развивать у учащихся эмоциональное восприятие норм и знаний, формировать нравственные и мировоззренческие потребности.
В основе же эстетических чувств лежит получение информации об эстетических явлениях и обучение умению не только воспринимать красивое, но и творить его, при формировании отношений к нему как к личной ценности.
То есть и обучение, и воспитание, как факторы развития личности, имеют одинаковые черты и элементы.
Это обусловлено тем, что содержание, которое предлагается для усвоения учащимся, одинаково.
Влияние воспитания на обучение неизбежна из-за ориентации человека как целостной личности, которая восприимчива к воздействиям.
На эмоциональный строй личности накладывается обучающее воздействие. При условии соответствии личности и воздействия, обучение становится личностно значимым, личностно-развивающим и воспитывающим.
Следует отметить, что связь между воспитанием и обучением не односторонняя. Так, если обучение влияет на воспитанность, при определенных условиях, так и уровень воспитанности влияет на качество и эффективность обучения.
Н.А. Мечинская говорит о том, что обучение, опираясь на мотивационную сферу учащихся, углубляет и развивает ее.
Обучение воспитывает личность в направлении, необходимому обществу и становится личностно-развивающим, однако это происходит только когда и организуемая деятельность и ее предметное содержание соответствует мотивам, интересам и потребностям учащихся. Именно в таких условиях эта деятельность влияет на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Однако эти условия называют только косвенное влияние, так как предметное содержание какой угодно темы не являются эмоционально окрашенными.
Косвенные условия организации учения:
интерес к учебному предмету;
стремление к самоутверждению;
высокий уровень притязаний.
Методисты отмечают, сто воспитание и обучение это единый комплекс, который предполагает усвоение учащимися умений, знаний и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности.
Если мы рассмотрим названые компоненты подробнее, то увидим, что первые три – отвечают за интеллектуальное развитие человека, его содержание, а если рассматривать компоненты в комплексе, то можно заметить, что они обуславливают и составляют содержание духовного развития личности в целом.
То есть анализ соотношения обучения, развития и воспитания личности показывает взаимосвязь этих процессов.
Формирование личности необходимо производить в комплексе, с помощью воспитания и обучения. Чтобы развить гармоническую личность необходимо обучить её умениям, знаниям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-целостное отношение к миру через организацию таких видов деятельности как: эстетической, трудовой, учебной и т.п.
Методисты выделяют четыре этапа взаимосвязи воспитания и обучения:
Обучение неотрывно от воспитания, они как бы сливаются воедино. То есть воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно ему (трудовое воспитание, общественная работа, кружки). Однако необходимо подкреплять все эффекты обучения, и оно должно действовать на воспитание.
Воспитание и обучение всегда существуют параллельно во взаимосвязи.
Так, в педагогике существуют понятия:
Содержание образования также играет особую роль в воспитывающем образовании, оно влияет на качество обучения и общее развитие ребенка.
Содержание образования это совокупность основ наук, общественной жизни, культуры, искусства, техники, то есть всего, что необходимо освоить ученику.
Содержание образования должно отвечать таким требованиям:
знания должны идти по нарастающей, и не конфликтовать друг с другом;
содержание образования должно быть систематичным, для правильного формирования представлений о мире;
необходимо основываться на краеведческом и местном материале.
Содержание образования характеризуется единством эмоциональной, оценочной и мыслительной сторон познания.
Необходимо связывать эмоциональные переживания и процесс познания, так как они помогают ученикам проявить свое отношение к ситуациям, событиям, фактам и т. п.
Таким образом, можно сказать, что обучение, и все приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.
Когда общество определяет цели воспитания, формирует социальный заказ, оно адресует их не только школе, детскому саду, семье, но и другим культурно-просветительным учреждениям, которые участвуют в воспитании подрастающего поколения.
Цели обучения, как и цели воспитания, задаются и определяются обществом в связи с потребностями, прогнозом его экономического, социального, культурного и духовного развития.
Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку».
В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечеловеческих ценностей (добра, патриотизма, любви, высоких культурных и духовных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Вопрос.Понятие «ЦПП» в педагогике, его основные характеристики. Движущие силы ЦПП. Закономерности и принципы ЦПП
Воспитание и обучение –это 2 взаимосвязанных процесса, которые разделяются только в науке, а в практике существуют только в единстве неразрывно.
ЦПП-это 1 из ведущих понятий педагогики.
Пед.процесс-целостный, воспитательный образовательный процесс,характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов и способствующих наиболее полному развитию и самореализации личности.
Пед.процесс представляет единство 3 процессов: воспитания, обучения и развития личности.
Основные характеристики ЦПП:
1.целостность-неразрывное единство всех составляющих компонентов, подчинение их цели.
2.целенаправленность-педагог, организует заранее продуманные цели и направляет процессы воспитания и обучения на их достижение.
3.двусторонность-педагог, создает условия, управляет процессом, а с другой стороны-воспитанник.
Некоторые авторы выделяют след.характеристики: цикличность, технологичность, адаптированность, динамичность.
Внутри пед.процесса существуют движущие силы. Ими являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями.
Закономерности-это объективно-существенные, устойчивые взаимосвязи между явлениями и ли отдельными сторонами пед.процесса:
1.Связь воспитания и социальной системы.
2.Связь воспитания и обучения.
3.Связь воспитания и деятельности.
4.Связь воспитания и активной личности.
5.Связь воспитания и общения.
Принципы-это система исходных основных требований воспитания и обучения, определяющих содержание, формы и методы и обеспечивающие его успешность:
8.воспитание и обучение и коллективе
9.интеграция и деференциация
12.связь теории с практикой.
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный. На этапе подготовкипедагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной)можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
• взаимодействие педагогов и учеников;
• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
• создание благоприятных условий;
• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;
• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом. На заключительном этапеосуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.
ЦПП выполняет следующие функции:
а) воспитательная – она проявляется:
1. в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с учащимися;
2. в личности педагогов и их профессионализме;
3. в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, использующихся в ПП.
б) образовательная – она реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной деятельности, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы ЗУНов, опыта творческой деятельности и отношений;
в) развивающая – развитие в процессе воспитания, которое выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и новых умений;
г) социальная – защита прав и свобод ребенка, забота о нем, уважительное отношение и его взаимоотношение в окружающем социуме.
15вопрос. Структура ЦПП, характеристика его элементов.
1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.
16 вопрос. Планирование педагогического процесса: понятие, значение, содержание и формы планирования.
Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.
Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.
Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно воспитатели, могут не только представить содержание деятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.
К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада, и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.
Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени.
В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:
1) По охвату содержания:
Тип плана | Содержание | Пример |
Комплексный (общий) | Все направления и виды деятельности | План социально-педагогической работы План досуговой деятельности |
Тематический | Одно направление или один вид деятельности | План изучения темы План работы с родителями План самообразования |
Предметный ((план-конспект)) | Одно конкретное мероприятие | План занятия План тренинга План этической беседы |
2) По длительности периода:
Тип плана | Период | Пример |
Долгосрочный | Год и более | Образовательная программа УДО План работы кружка, секции |
Этапный (средней перспективы) | Конкретный временной отрезок менее года | План просветительных лекций на полугодие. |
Краткосрочный | Часть периода, этапа (на месяц, неделю) | План «Декады помощи ветеранам» План «Недели птиц» |
Оперативный | План на день | План «Дня здоровья» План экскурсионного дня |
3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.
Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
Педагогические категории
Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что “под педагогической системой” нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. педагогический система процесс взаимодействие
В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.
Педагогический процесс рассматривают как систему, которая представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, таки самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие.
Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Технология педагогического взаимодействия может быть представлена схематически
Технология педагогического воздействия
Понятие “педагогическое взаимодействие” шире, чем понятие “педагогическая деятельность”.
Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.
В настоящее время образование трактуется как “единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны”. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.
Понятие “воспитание” тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.
Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, выполняющего три основные функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности).