взаимосвязь педагогической науки и практики изучение педагогического опыта
Взаимодействие педагогической науки и практики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимодействие педагогической науки и практики – это процесс их обогащения за счет взаимосвязи друг с другом.
Сущность взаимодействия педагогической науки и практики
Педагогическая наука и практика направлены на осуществление одной и той же функции, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к успешному и продуктивному участию в жизни современного общества, путем приобщения каждого учащегося (воспитанника) к общечеловеческой культуре, своевременного и всестороннего личностного развития. Именно в реализации данной функции и проявляется единство педагогической и практики в сфере образования. В этом случае имеется в виду единство таких видов деятельности как практическая и научная.
Таким образом, педагогическая наука и практика, в совокупности составляют единую систему, которая имеет конкретный состав, структуру и функции.
Ведущим исходным элементом системы является непосредственно сама педагогическая практика или практическая педагогическая деятельность. В связи с чем специальным объектом выступает только то, что действительно включено в педагогическую деятельность.
Первым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики является описание педагогической действительности, которое включает в себя результаты отображения и наблюдения, а также первичное обобщение реальной образовательной практики.
Данное описание называется эмпирическим, так как оно включает в себя только конкретные факты, которые можно получить путем непосредственного наблюдения и измерения. Состав эмпирического описания весьма разнообразно, в него могут быть включены любые знания и факты, которые отражают определенные элементы педагогической действительности, например, конкретные знания о психических процессах, которые протекают в определенных условиях педагогической действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Суть эмпирического описания заключается в том, чтобы не просто словами описать то, что происходит в каждом образовательном учреждении, но и выявить истинные основания педагогической деятельности, определить ее сущность и раскрыть ее закономерности. Определение закономерности является вторым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики.
Закономерности – это одна из наиболее общих форм воплощения теоретического знания.
Закономерность свидетельствует о наличии закона и осуществлении педагогической деятельности на его основании.
В настоящее время в педагогике определен конкретный ряд общих закономерностей, которые имеют место быть в педагогической деятельности, например, связь взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения. Без данной связи не может быть самого процесса. Связь является процессуальной и содержательной.
Таким образом, приоритетной функцией педагогики является научно-теоретическая, которая по отношению к конструктивно-технической является системообразующей. Данная функция предусматривает создание систем воспитания и обучения, которые научно обоснованы, а также на их основании создание новых учебных и методических материалов. Всё это осуществляется на основании педагогической действительности, способной качественно и полноценно обеспечить педагогическую науку и практику.
Основные аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики
Ведущие аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики:
Обогащение педагогической практики педагогической наукой
Обогащение педагогической практики педагогической науки заключается в следующих аспектах:
Разработка новых систем воспитания и обучения – заключается в том, что педагогический процесс по своему содержанию и «течению» весьма противоречив, так как на него оказывают влияние большое количество внутренних и внешних факторов. Наличие определенной системы необходимо для того, чтобы максимально упорядочить педагогический процесс, придать ему соответствующее направление и осуществлять качественное управления им.
Система воспитания и обучения представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач, способов и средств педагогического процесса, его основных этапов, действий и взаимодействия его участников. Разработка качественной системы требует вложения значительных сил, большого объема теоретических знаний, осмысление и анализ новых идей, выстраивание логичной структуры, которая способна объединить полноценно все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность в основном сосредоточена на достижении конкретных частных образовательных целей и оперативном решении задач. Именно она позволяет системно осмыслить и понять всю суть данного процесса.
Таким образом, с целью обогащения педагогической практики, большую значимость приобретает разработка качественно новых систем воспитания и обучения, осуществляемая педагогической наукой.
Прогнозирование развития педагогического процесса – представляет собой научное аккумуляцию большого объема знаний о педагогическом процессе. Это позволяет не только осуществлять полноценное описание уже известных фактов, но и выявлять и описывать вновь обнаруженные и установленные факты, тем самым решая многие частные задачи педагогической науки.
Возможность научного предвидения дальнейшего развития педагогического процесса является именно тем аспектом, которые позволяет показать наиболее оптимальные и эффективные средства и способы педагогической практики, предупреждать возможные ошибки и ориентировать педагогов-практиков на тенденции и перспективы развития системы образования.
Научное обобщение передового педагогического опыта – направлено на разработку новых уникальных авторских приемов, средств и даже методик. Значимость научного обобщения заключается в том, что передовой педагогический опыт несколько локален и связан со специализацией создателей. Научное изложение позволяет делиться собственным практическим опытом со всем педагогическим сообществом, тем самым не только позволяя другим воспользоваться результатами своего труда, но и усовершенствовать собственный.
В настоящее время изложение собственного педагогического опыта способствует тому, что педагог позволяет другим увидеть собственную методическую деятельность, поделиться своим опытом и успехом. Современные Интернет-технологии позволяют делиться своими практическими и научными педагогическими наработками не только с коллегами, но и с родителями учащихся (воспитанников), наглядно показать им собственную научную и практическую педагогическую деятельность.
Всестороннее изучение передового педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе, возможно, и учителя других специальностей.
Прочитайте онлайн Педагогика: Шпаргалка | 14. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИКА И ДРУГИЕ НАУКИ
14. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИКА И ДРУГИЕ НАУКИ
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Реализация данного принципа состоит в следующих положениях:
1) постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи теории с практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей:
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер общества;
5) общественно полезный труд должен быть правильно организован, необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
6) общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные и экономические методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с практикой.
Педагогика, отделившаяся в свое время от философии, является самостоятельной наукой, но она не потеряла своей тесной связи с другими гуманитарными науками: философией, психологией, школьной гигиеной, социологией. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории: помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, помогает составить рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика имеет также тесные связи с другими отраслями научного знания: анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой, методикой. Педагогика заимствует их научные идеи: использует и обрабатывает данные, полученные этими науками. Методика развивалась в тесной связи с педагогикой. Важнейшая задача методики – разработка содержания, форм и методов изучения отдельных предметов, распространение передового педагогического опыта лучших педагогов. Функции, выполняемые методикой, способствуют повышению эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся.
Взаимосвязь педагогической науки и практики изучение педагогического опыта
Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения (схематично это изображено на рисунке).
Поясним основные аспекты обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.
1. Эмпирические данные о педагогическом процессе.
Самые достоверные данные о педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д.
2. Экспериментальная проверка научных гипотез.
Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.
3. Инновационный педагогический опыт.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.
Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих аспектах.
1. Разработка новых систем обучения и воспитания.
Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания.
Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима для обогащения педагогической практики.
2. Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.
8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Реализация данного принципа состоит в следующих положениях:
1) постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи теории с практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей:
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер общества;
5) общественно полезный труд должен быть правильно организован, необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
6) общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные и экономические методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с практикой.
9. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика, отделившаяся в свое время от философии, является самостоятельной наукой, но она не потеряла своей тесной связи с другими гуманитарными науками: философией, психологией, школьной гигиеной, социологией. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории: помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Психологияпомогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, помогает составить рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся.Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика имеет также тесные связи с другими отраслями научного знания:анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой, методикой. Педагогика заимствует их научные идеи: использует и обрабатывает данные, полученные этими науками. Методика развивалась в тесной связи с педагогикой. Важнейшая задача методики – разработка содержания, форм и методов изучения отдельных предметов, распространение передового педагогического опыта лучших педагогов. Функции, выполняемые методикой, способствуют повышению эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся.
10. Понятие методологии педагогической науки.
Методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.
Также методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.
Методологи педагогической науки обеспечивают фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.
Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей.
В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования.
Задача методологических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.
Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.
Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:
– общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;
– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;
– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;
– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.
Педагогическая наука и педагогическая практика
Вопрос о взаимоотношении педагогической науки и педагогической практики — один из самых актуальных в современной педагогике, поскольку от его решения зависит результативность педагогической деятельности.
Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер. Педагогическая практика, в свою очередь, служит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов (от греч. kriterion — средство для суждения).
Различия между научной и практической педагогической деятельностью приведены в табл. 1.
Сравнительный анализ научной и практической педагогической
Деятельности
Параметр сравнения | Научная педагогическая деятельность | Практическая педагогическая деятельность |
Цель | Получить новое знание об образовании как особом феномене и о педагогическом процессе — его характеристиках, закономерностях, способах организации | Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника) |
Объект | Образовательный (педагогический) процесс | Ученик (воспитанник); специфика объекта практической педагогической деятельности — в его активности, т.е. он выступает одновременно в качестве субъекта |
Средства | Методы научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические) | Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания |
Результат | Новые знания об усовершенствовании педагогического процесса | Становление человека субъектом собственной жизни и деятельности |
Исследователи выделяют два основных способа влияния педагогической науки на совершенствование педагогической практики: прямой и косвенный. Прямое влияние на педагогическую практику оказывают исследования, отвечающие на вопрос «как?»: Каким образом организовать помощь ребенку в освоении им определенной области знаний, в становлении у него того или иного качества. Изучение того, как повысить уровень самой педагогической науки (методологические исследования), влияет на педагогическую практику косвенно, через совершенствование деятельности самих ученых.
Связь педагогической науки и педагогической практики можно представить через связь основных типов педагогических знаний:
знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагогической действительности:
а) эмпирические — знания об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать (об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, об особенностях взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе их совместной деятельности, о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов и условий на результаты педагогической деятельности). Для получения такого знания используются, как правило, эмпирические методы исследования;
б) теоретические — знания о существенных связях и закономерностях педагогического процесса (о принципах воспитания функциях обучения, закономерностях формирования того или иного качества). Теоретическое знание не очевидно, оно требует глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными, звучат непривычно для педагогов-практиков и не сразу принимаются педагогами-исследователями, поэтому их осознание и принятие требуют времени и формирования у педагогов установок на понимание и принятие
иной точки зрения;
знания о должном (нормативные знания), т.е. знания о нормах осуществления педагогической деятельности, о том, что и как нужно делать. Именно эти знания непосредственно внедряются Щ педагогическую практику.
Связь между этими типами знаний можно представить в виде своеобразного цикла, где первым звеном является получение эмпирических знаний, которые представляют собой целенаправленное описание системы педагогических фактов, характеризующих то или иное педагогическое явление (например, неуспеваемости школьников). Такое описание представляет собой результат эмпирического исследования педагогической действительности и первичных обобщений.
Следующее звено — получение теоретических знаний. Главное их содержание составляют законы и закономерности педагогического процесса, которые служат объективным его основанием. Чтобы получить теоретическое знание, необходимо проанализировать, систематизировать и обобщить полученный фактический материал п поскольку простое описание не дает оснований для понимания сущности того, что происходит в обучении и воспитании, каковы их движущие силы.
Далее необходимо осуществить переход от знаний о сущем к знаниям о должном (нормативным знаниям). Однако невозможно от законов и закономерностей сразу перейти к рекомендациям педагогам, как надо действовать в каждом конкретном случае (проводить урок, классный час, родительское собрание). Поэтому переход от теоретического знания к нормативному осуществляется на высоком уровне обобщения и представляет собой выражение закономерностей в наиболее общих нормах педагогической деятельности — принципах.
Принцип (от лат. prncpum — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. С точки зрения логики принцип — это центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Таким образом, принцип может быть охарактеризован с двух сторон — объективной и субъективной.
С объективной стороны важны следующие его характеристики: это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности; принцип вытекает из понимания закономерностей педагогического процесса.
С субъективной стороны принцип — это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенных явлений. Иначе говоря, из существующих принципов воспитания и обучения педагог может отбирать те, которые наиболее соответствуют его миропониманию, стилю педагогической деятельности.
Принципы всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга. В рамках разных педагогических концепций и парадигм один и тот же принцип может получать разное значение.
Принципы конкретизируются в правилах и требованиях педагогической деятельности, которые составляют следующий уровень конкретизации нормативного знания и следующее звено в цепочке, связывающей педагогическую науку и практику образования.
Так, принцип наглядности, являющийся одним из ведущих в обучении, конкретизируется в правилах применения наглядности: виды наглядности в процессе обучения должны быть разнообразными; они должны соответствовать особенностям возрастного восприятия учащихся наглядность должна предъявляться в тог момент, когда она непосредственно востребована, но не раньше; не следует «перегружать» урок наглядностью.
От правил и требований осуществляется переход к методической системе, которая включает все описанные выше элементы, но касается определенного участка педагогической действительности и сферы педагогической деятельности (например преподавания географии или организации духовной деятельности детей). Это звено цепочки, соединяющей педагогическую науку и практику образования, уже самым тесным образом связно с практикой, учитывает конкретные особенности осуществления определенного вида практической педагогической деятельности.
Наконец, методическая система конкретизируется в проекте педагогической деятельности. В качестве проекта может выступать образовательная программа, учебник, план-конспект урока, план воспитательной работы на определенный период. Проект представляет собой наибольшую степень конкретизации нормативных знаний. Именно через проект педагогическая наука непосредственно связывается с практикой образования.
Проект воплощается в деятельности педагога-практика, который, реализуя его, совершенствует педагогическую действительность. Эта новая педагогическая действительность вновь становится объектом научного изучения — начинается новый цикля взаимодействия педагогической науки и педагогической практики.
Существуют различные формы взаимодействия педагогической науки и педагогической практики. Одна из них — учебно-научно-педагогические комплексы, которые представляют собой систему, включающую научно-исследовательские и образовательные учреждения. В такой комплект могут входить, например, педагогический университет, научно-исследовательские институты и лаборатории, педагогические колледжи и школы, где проводится опытно-экспериментальная работа и внедряются научные разработки. Еще одна форма взаимодействия педагогической науки и практики— участие педагогов-практиков в научных исследованиях. Взаимодействие науки и практики может осуществляться в рамках экспериментальных педагогических площадок, когда какое-либо образовательное учреждение становится базой для определения эффективности и внедрения новых научных разработок. Можно назвать и такую форму, как повышение квалификации педагогических кадров, имеющую целью ознакомление учителей и воспитателей с новейшими достижениями педагогической науки.
Основой единства педагогической науки и педагогической практики выступает гуманитарный характер педагогического знания, обращенность педагогики к проблемам человека.
Иногда возникает разрыв между педагогической наукой и педагогической практикой. Происходит это в тех случаях, когда пропущено какое-то из звеньев, связывающих науку и практику. Разрыв между наукой и практикой проявляется в двух формах. В первом случае эмпирические факты не подвергаются теоретическому обобщению. Во втором, наоборот, теоретические построения не подвергаются экспериментальной проверке.
По утверждению С.Л.Братченко, развитие толерантности как одной из основных проблем гуманитарной педагогики превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель, и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна в педагогике. Работ по толерантности огромное количество, их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: теоретические разработки и прикладные исследования. При этом среди первых преобладают философские, культурологические и социологические тексты высокого уровня абстрактности, а среди прикладных — педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. В результате между теорией и практикой образовался некий разрыв и очевидна нехватка теорий среднего уровня. В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы выводить напрямую из философских, этических, культурологических построений. Большинство педагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из просветительской позиции: такую правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить — и это само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать». При этом выпадает очень важное звено — содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов ее развития трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности.
В последние годы в педагогической науке утверждаются новые методы исследования педагогической практики, постижения педагогической реальности. Одним из таких методов является диалогическое понимание. Понимание — универсальная форма освоения Действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание, в отличие от традиционного знания, предполагает определенное отношение к изучаемому.
Метод диалогического понимания открывает широкие возможности как перед педагогической наукой, так и перед педагогически практикой, выступая как одно из ненасильственных средств для разрешения разногласий и конфликтов.
Понимание другой концепции, точки зрения, позиции, глубинных оснований, готовность искренне и глубоко проникать в их сущность позволяют и исследователю, и практику подавить чувство неприятия, признать право «иного» на существование, в случае возникновения конфликтных ситуаций помогает найти территорию согласия, на которой возможно взаимопонимание плодотворное сотрудничество.