яблочный спас шмелев урок 7 класс
Открытый урок литературы «На Святой седмице» (по роману И.Шмелева «Лето Господне»)
Разделы: Литература
Цель: познакомиться с воссозданным в романе укладом жизни старой России, основанном на христианском миропорядке, обратить внимание на художественные приемы, используемые писателем для создания атмосферы праздника Пасхи, подробнее узнать о сути этого праздника, о народных традициях, связанных с ним.
Шмелев показывает нам Православную Русь сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества.
И.А. Ильин
Ход урока
I. Орг. Момент.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с писателем И. Шмелевым и его романом «Лето Господне».
– Что мы знаем об этом авторе?
Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в семье строительного подрядчика в Замоскворечье, купеческом районе Москвы. Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия», – вспоминал писатель. Зато во дворе было много ремесленников – бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределенных чувствований и опыта».
В 1922 году Шмелев уезжает в эмиграцию. Из Франции, чужой и «роскошной страны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву старая Россия. Из потаенных уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Богомолье», «Лето Господне», совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.
Роман Шмелева – автобиографическое повествование. Автор следовал традиции русской классической литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского).
Шмелев показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка. В центре романа – фигура мальчика Вани.
– Каков смысл названия романа? Почему роман называется «Лето Господне»?
Слово лето имело в русском языке два значения:
В основе романа Шмелева – круг, который отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца. Лето Господне – год
Роман состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники —радости», «Скорби».
Часть первая – «Праздники» – открывается первым днем Великого поста («Чистый понедельник»).Эту главу мы с вами разбирали в 5 классе. «Чистый понедельник» – это первый день Великого поста, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе.
– А что мы с вами знаем о празднике Пасхи?
Пасха – слово еврейское, переводится как «переход». Для нас, христиан (людей, верующих во Христа), Пасха – переход от смерти к жизни, то есть от жизни, когда мы допускаем плохие поступки, мысли, к жизни благочестивой, когда мы живем в мире и любви со всеми людьми.
Еще апостолы (ученики Христа) заповедовали праздновать Пасху всем верующим.
Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи. Мы даже здороваемся, приветствуем друг друга на Пасху иначе, чем в другое время года. Мы говорим: «Христос Воскресе!» – и нам отвечают: «Воистину Воскресе!»
– А вот как говорится о Воскресении Христа в Евангелии – самой главной книге православных христиан (чтение отрывка).
Всем известно ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которое бывает только в детстве. Именно таким чувством пронизана глава «На Святой» из романа И.С. Шмелева. Счастье буквально переполняет героя, маленького мальчика, от лица которого ведется повествование. Попробуем и мы с вами проникнуться той атмосферой праздника-радости, заразиться радостью и сохранить до завтра.
– Как же писатель создает эту атмосферу? Отрывок из текста. Начиная со второго абзаца и до слов «…так устроено от Творца.»
– Какие слова повторяются наиболее часто? (Звон, блеск). Именно они создают эффект своеобразного музыкального звучания.
– Найдем в тексте эпитеты, характеризующие звон (веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, перезвон веселый, трезвонят у Казанской.)
– Что же мы слышим за этой звукописью? (Конечно, пасхальный звон. Ведь в конце XIX в. в Москве на праздник Пасхи звонили более 5000 колоколов различными мелодиями каждого храма.)
– Почему на Пасху звонили все колокола? (Великая радость)
– Почему на Пасху поют все птицы? (Приближение весны, природа оживает)
– Какие стихи, посвященные колокольному звону, написаны русскими поэтами?
Священник Владимир Шамонин
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
– О какой традиции вспоминает Ваня? (На Пасхальной неделе любой может звонить в колокол. Существует ли эта традиция сейчас? И мы с вами в понедельник пойдем звонить в колокол).
– Заметим, что наряду со звуками отрывок словно пронизан светом. Найдём в тексте соответствующие слова. «Яркое утро, солнце», «розовый накомодник», «радостное пунцовое и светится золотой и серебрецо», «золотисто-хрустальное яичко», «светится все, как в солнце», «жестяная птичка в золотисто-зеленых перышках». Свет струится отовсюду; наполняет душу вместе с колокольным звоном и создает ощущение счастья и радости.
«И меня заливает радостью», «подаренное отцом яйцо внутри радостно- пунцовое»; «веселое все, пасхальное», и тополь под окном посажен «для радос- ти», и конца видишь его в открытое окно, «от духу задохнешься, такая радость».
– Какая интонация преобладает? Привидите примеры.
Восклицательная интонация присутствует в начале рассказа. «Да это- Пасха!» Причиной радости является то, что вокруг «ликует Пасха!» И герой замечает:
«Всегда на Пасху; птицы особенно ликуют». Итак, ликование везде! Авторы передает здесь мироощущение верующих русских людей, для которых светлее праздника Пасхи и не было.
– А какие необычные слова использует автор? Назовите их, пожалуйста.
– Для чего? (Необычные слова подчеркивают необычность этого дня).
– Чем же прерывается эта картина? (Пересказ эпизода с Григорием).
– Какой вывод можно сделать?
–Что обещали подарить мальчику на Пасху? (Кроме множества подарков, мальчику обещали на праздник поездку в Кремль).
– С кем едет Ваня? (С Горкиным).
– Почему Горкина многие знают? (Известный хоругвеносец).
– Что значит это слово?
*Прочитаем, что видел герой в Кремле.
«И везде под ногами можжевельник, священно пахнет, а Царские врата раскрыты»
– Что значит Царские Врата раскрыты? (Открыты врата в рай).
*Давайте и мы с вами совершим путешествие по этим местам.
Слово учителя:- А какими видятся герою люди, встреченные в Кремле? (Давайте прочитаем) «А народ ходит благолепно…Народу. – полны соборы, не протолкаться», «и все-то ласковые такие, приветливые: разговоримся и похристосуемся, родные будто. И дорогу друг дружке уступают и дают добрые советы».
– Какое состояние присуще всем: и мальчику, и людям? (Состояние счастья присуще не только мальчику, но и всем встреченным людям, для всех них характерно то, что они верят в незыблемость такого миропорядка, так как веруют во Христа. И Горкин, и Домна Панферовна, и Анюта, и другие люди, описанные рассказчиком, чувствуют слиянность с миром, дающую полноту счастья.
– Что значит благолепно?
– И мы с вами должны стараться себя так вести, и не только в праздник.
В это время люди старались не ругаться, помириться с теми, с кем поссорились, простить старые обиды.
*Докажем текстом, что герой рассказа наблюдательный и любопытный, что он еще увидел в Кремле? (зачитать отрывок).
Действительно, и под Царь-колокол слазил, и «рожу страшную-страшную» разглядел на Царь-пушке, и на Иван-Великую колокольню лазили, на «Москву поглядели, ух, высоко».
Общий вес 200 тонн.
– Какие народные слова использует автор?(«Сердце обмирает», «подивились», «потчует» и др.)
– Зачем писатель использует их? (Для передачи духа народного, своеобразия речи русских людей того времени).
– Куда отправляется вся компания после посещения Кремля? (К Домне Панферовне).
– Как она угощала? (Хлебосольно угощала так, что «закормила», и эта гостеприимность тоже всегда в характере русских людей, что и отмечает автор).
– Что значит слово хлебосольно?
– Когда они приехали к Домне Панферовне, что они увидели? ( На зеленой травке яички красные катают?)
– О какой народной традиции идет речь?
(Это народная игра. Для пасхальной игры – катания яиц – изготавливались специальные деревянные лоточки с невысокими бортиками. Лоточек наклонно устанавливался на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку).
– На что затем писатель обращает наше внимание? (На «святости», которые собраны в доме у хозяйки.)
– Как вы думаете, почему? (Мы, оказавшись у кого-нибудь в гостях, смотрим на вещи, которые люди выбрали для украшения своего дома. Шмелев обращает наше внимание только на «святыньки», наверное, потому, что эти «вещи» были для нее самыми дорогими, и это чувствуют гости)
– Часто в тексте встречается упоминание о традиции христосоваться. Что это такое? (Легенда о первом Красном яичке).
– Праздничный день тянется долго, вбирая множество событий. Приехав домой, Ваня и Горкин застали «стареньких музыкантов графа Мамонова крепостных».
– Как относится к этим музыкантам мальчик? (Мы видим, что с сочувствием.)
Подтвердите текстом. (Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, герой жалеет их. «Старые старички», «сапожки», «и духу не хватает от усталости, и кашель забивает…», «так и не доиграли песенку, устали…»
Обратим внимание на финал рассказа. Закончился трезвон, Пасха прошла, и меняется настроение рассказчика. Хотя и «светится в сердце радость», но появляется грусть – «вижу с грустью». Радость и счастье – постоянные спутники Ваниных настроений, а грусть быстро проходит, это мы можем видеть и из других эпизодов романа.
Да, праздник ушел, но до будущего года. Жизнь подчиняется смене времен года, чередованию праздников и будней. Цикличность, повторяемость – основа миропорядка для героев романа, поэтому грусть сменяется радостью. Мир героя расцвечен яркими цветами и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым. Мы часто встречаем слово «подивились», герой любит это слово. А ведь умение удивляться – прекрасная черта характера, которую хорошо бы сохранить на долгие годы всем.
– Чему же нас учит роман Шмелева? (Радости бытия, открытости миру, чувству сопричастности нашей личной жизни с вековым христианским укладом жизни целого народа).
«Лето Господне» (1934-1944) считается вершиной творчества И.С. Шмелева.
«Великий мастер слова и образа, Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и избирательных. И так зарисовано все: от постного рынка до запахов и молитв Яблочного Спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. Все узорно и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением. Здесь все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной благодатной памяти» – Так писал о романе И.С. Шмелева «Лето Господне» философ и друг автора Иван Ильин.
В этой книге восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, так близко восприятию народному. В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним целостным художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, сказки-яви. Это позволяет в «Лете Господне» в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
– Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Д.з.: написать сочинение «Светлое Христово Воскресение».
Конспект урока по русской литературе по повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью писателя и основными этапами его творческого пути, раскрыть идейно-художественные особенности повести «Лето Господне», продолжить работу над образом России в произведениях русских писателей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе по повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»»
Тема урока: Тема родины в повести И.С.Шмелева «Лето Господне»
Познакомить учащихся с личностью писателя и основными этапами его творческого пути, раскрыть идейно-художественные особенности повести «Лето Господне», продолжить работу над образом России в произведениях русских писателей.
Совершенствовать умения работы с литературоведческой статьей, аналитические умения учащихся, умения работы с символикой кинофрагмента.
Воспитание любви к историческому прошлому, оптимизма, патриотизма, духовности.
Тип урока: комбинированный урок
Карточки с групповыми заданиями.
Видеозапись фрагментов кинофильмов: «Война и мир», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Андрей Рублев», «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Аудиозапись песен И.Талькова «Россия».
Репродукция картины В.Поленова «Московский дворик».
Индукция: звучит финал песни И.Талькова «Россия».
Слово учителя: Россия… Разве можно говорить о ней? Она как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать. Но о дарах ее, о том, что она открыла нам, о своеобразии ее духа и опыта, о том, что смутно чуют в ней и не осмысливают другие народы… Да будет сказано в благоговении и тишине.
Сегодня у нас на уроке тема России и родины в повести И.С.Шмелева «Лето Господне», в который раз мы обращаемся на наших уроках к теме России! И неудивительно. Кто из русских писателей не отдал дань этой теме? А.С.Пушкин… Продолжите ряд имен.
В творчестве каждого писателя и поэта Россия разная. Россия Блока – это… (учащиеся дополняют предложения). Россия Есенина – это… Россия Волошина – это… А Россия Шмелева, какая она?
Какие слова и словосочетания ассоциируются у вас со словом «Россия» после знакомства с повестью? Запишите их. Подчеркните ключевые сочетания. Прочитайте.
Прочитаем эпиграф к повести. Эпиграф называет тему: это тема Родины.
Обратите внимание на посвящение. Повесть посвящена И.А.Ильину и его жене – друзьям Шмелева.
Рассмотрите, на какие части, главы и главки делится повесть. В чем особенность их названий?
Мы видим, что названия глав и главок уводят нас от внешнего сюжета в область духа и жизни души. Вот и давайте рассмотрим образы героев повести с точки зрения их отношений друг к другу и к окружающему миру.
Представитель каждой группы отвечает на вопрос, предложенный в качестве домашнего задания, остальные члены группы – дополняют.
Задание 1: Как изображено отношение людей к природе в повести Шмелева? (лужа в гл. «Мартовская капель»; лошадь по кличке Кривая в гл. «Постный рынок»; корова в гл. «Пасха»; земля в гл. «Троицын день»; разговор мальчика с Горкиным в гл. «Ефимоны»)
Задание 2: Отношение людей к повседневному труду (гл. «Покров»). С каким чувством выполняют люди обычные повседневные дела?
Задание 3: Цвет, свет и запахи в повести (гл. «Ефимоны», «Троицын день», «Яблочный спас»)
Задание 4: Проанализируйте отношения между людьми в повести «Лето Господне»:
Отношение Горкина к мальчику.
Сора отца с Василием Васильевичем.
Прощеное воскресение (гл. «Масленица»)
Отношение к детям (гл. «Покров»)
Что лежит в основе человеческих отношений? Как решаются конфликтные ситуации?
Задание 5: Москва в восприятии героев повести (гл. «Постный рынок», «Покров», «На Святой», «Москва»), как относятся герои повести к своему городу? Какие эпитеты подбирает автор к слову «Москва»? Какие ассоциации возникают у читателя при чтении глав о Москве.
Задание 6: Какое впечатление создалось у вас о героях повести Шмелева? Присутствует ли в повести голос взрослого автора? Где слышен его голос? Определите его основное настроение (гл. «Чистый понедельник», «Постный рынок»). На какой ноте обрывается повествование? Почему?
Каким настроением проникнута повесть?
Почему именно таким настроением (радостным)?
Что лежит в основе жизни героев повести? (вера, которая прежде всего требует от человека любви, потому и основное настроение – радость.
Жизнь героев так же проникнута верой, как и на картине Поленова «Московский дворик», где на переднем плане обычная жизнь в самых будничных ее проявлениях, а за московским двориком – белые храмы с золотыми куполами, и небо, почти на половину полотна.
На столах у вас лежат цитаты из статьи И.Ильина «О России». Найдите в них ключевые выражения, передающие ту же мысль, что и на картине Поленова.
Задание 1: прочитайте отрывок из статьи Ильина «О России», выразите основную его мысль с помощью ключевых слов и выражений.
Задание 2: прочитайте отрывок из статьи Ильина «О России», выразите основную его мысль с помощью ключевых слов и выражений.
«Что есть жизнь человека без этой живой глубины, без этой «осиянности» и «согретости» внутренним светом? Это земное – без Божественного; внешнее без внутреннего; видимость без сущности, оболочка, лишенная главного, пустой быт, бездыханный труп, повапленный гроб; суета, прах, пошлость».
Задание 3: прочитайте отрывок из статьи Ильина «О России», выразите основную его мысль с помощью ключевых слов и выражений.
«Из глубины нашего православия родился у нас этот опыт, эта уверенность, что священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становиться унижением и пошлостью».
Задание 4: прочитайте отрывок из статьи Ильина «О России», выразите основную его мысль с помощью ключевых слов и выражений.
«Православие научило нас освящать молитвою каждый миг земного труда и страданий: и в рождении, и в смерти, и в молении о дожде, и в окроплении плодов, и в миг последнего, общего, молчаливого присеста перед отъездом, и в освящении ратного знамени, и в надписи на стене университета, и в короновании Царя, и в борьбе за единство и свободу отчизны. Оно научило нас быть святой Русью».
«Россия Шмелева – это…»
Работа с видеофрагментами:
Посмотрите видеофрагменты из художественных фильмов. Из каких фильмов эти кадры?
О какой черте русской жизни рассказывают они?
Мы видим, что особенность жизни русского народа – глубокая, все пронизывающая религиозность – отразилась во многих произведениях русской культуры 20 века. Сам И.С.Шмелев, москвич, юрист по образованию, вернулся к духовным истокам после большого перерыва. Свое свадебное путешествие он провел на острове Валаам в Спасо-Преображенском мужском монастыре. В 1934г. по молитве преподобному Серафиму Саровскому писатель исцелился от язвы желудка, а 24 июня 1950 года скончался в обители Покрова Божией Матери, в 150 километрах от Парижа.
Есть такое направление в русской литературе, представители которого (Н.Лесков, И.Шмелев, Б.Зайцев) сумели воспринять и отобразить эту уникальную особенность русской жизни – ее осиянность духовным светом. Этот свет невозможно уничтожить. Это свет, о котором М.Волошин сказал:
Я вижу изневоленную Русь
В волокнах расходящегося дыма,
Просвеченную заревом лампад –
Молитвами горящих о России.
Работа с отрывками из святоотеческой литературы:
Прочитайте отрывки из высказываний святых отцов о будущем России. В чем смысл их пророчеств.
По словам профессора богословия И.М.Андреева, преподобный Серафим Саровский утверждал, что вскоре поле радостного торжества в 1903 году наступит длительное лихолетье, когда вся Россия зальется кровью и народ русский претерпит величайшие страдания, а затем многие русские люди будут рассеяны по всему миру. Но все это послужит в конце концов к великой радости России и к великому торжеству Православия во всем мире.
«Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
14. Подведение итогов урока: В чем актуальность темы России для нас? В чем видит Ильин актуальность темы родины?
15. Работа со вторым эпиграфом к уроку:
«Читайте же, маловерные, скрижали нашего прошлого, читайте и умудряйтесь, но стойте и боритесь до конца, и не ропщите в ожидании грядущего»
17. Домашнее задание: творческая работа на тему «Сказочные элементы в повести «Лето Господне»
Интегрированный урок (литература + православная культура + искусство) по теме «Светлое воскресение Христово» (глава «Пасха» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»)
Методы и приемы: рассказ учителя, сообщение учеников, использование межпредметных связей, работа в парах, беседа, культурологический комментарий, использование иллюстраций, презентация, аудиозапись колокольного звона.
Опережающее задание: прочитать текст произведения, несколько учеников должны подготовить сообщение о христианских праздниках; определить лексическое значение слов, используя интернет-ресурсы; провести лексический анализ текста по предложенному плану.
Оборудование: портрет писателя, репродукции картин Б.М. Кустодиева, иллюстрации, компьютер, проектор, аудиозапись колокольного звона., информационные карты.
1. Оргмомент
2. Определение темы и постановка целей урока
Учитель. Буквально несколько дней назад весь православный мир отметил один из главных православных праздников. Вы, наверное, уже догадались какой?
(Правильно, Пасха).
– А какое домашнее задание вам было задано? (Прочитать главу «Пасха» из книги «Лето Господне» И.С.Шмелёва и проанализировать по определённому плану.)
– Таким образом, как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? (слайд с темой урока и портретом Шмелёва). (Приложение 2)
– И давайте по нашей теме попробуем сформулировать цели урока (используются опорные слова, записанные в информационной карте: познакомиться… обратить внимание на.. учиться применять полученные знания … воспитывать любовь… расширять…) (Приложение 1)
3. Актуализация знаний (смысл названия и композиция)
Учитель. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Произведение «Лето Господне» написано1934-1944 года в Париже и считается вершиной творчества Шмелёва. Вы знаете о том, что И. Шмелев эмигрировал из России и больше не возвращался. Но любовь и воспоминания о родной земле он пронес не только в своих произведениях, но и в своем сердце.
Его роман – автобиографическое повествование. Автор следовал традиции русской классической литературы «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского.
– А с какими автобиографическими произведениями и мы с вами частично знакомились в 7 классе? («Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького).
Учитель. Как вы уже знаете, роман состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники — радости», «Скорби». Назовите, какие православные праздники описываются в первой части? (В первой части, «Праздники», описываются следующие православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, “Филипповки”, Троица, яблочный Спас, Михайлов день.)
Слово учителя: В основе романа Шмелева – круг, который отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца. Поэтому и главы располагаются в соответствии с церковным календарём
4. Актуализация знаний о празднике Пасха
Часть первая – «Праздники» – открывается первым днем Великого поста («Чистый понедельник»). Эту главу мы с вами разбирали в 5 классе. «Чистый понедельник» – это первый день Великого поста, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе.
– А что вы знаете о празднике Пасха? Что вам рассказывали об этом на уроках православной культуры
Сообщение 1 ученика. Пасха – слово еврейское, переводится как «переход». Для нас, христиан (людей, верующих во Христа), Пасха – переход от смерти к жизни, то есть от жизни, когда мы допускаем плохие поступки, мысли, к жизни благочестивой, когда мы живем в мире и любви со всеми людьми.
Выступление 2-го ученика: Пасхе предшествует самый длинный пост в году – Великий. В храмах читают в эти дни особые, великопостные молитвы. Самому празднику предшествует страстная неделя, отсылающая нас к последним дням и мученической смерти Иисуса Христа.
Так, издавна на Руси принято в Великий четверг очищаться, не только духовно, но и в бытовом смысле: убирали в доме. Мыли окна, ходили в баню, окуривали можжевельником избы…
В четверг же красят яйца (в пятницу делают куличи и пасху).
В субботу несут в церковь – святить пасхи, куличи. Начинался праздник вечером Великой субботы.
Учитель. Почему яйцо стало символом этого праздника?
Выступление 3-го ученика: Пасха – это торжество веры, спасения и обновления жизни. Человеческому разуму не постичь, как после смерти может произойти воскрешение. И тогда заговорили на языке символов. Яйцо, которое сейчас мертво, скрывает в себе силы будущей жизни. Из него рождается, освобождаясь от скорлупы, птица небесная. Так и мы, люди, после смерти, выходя их телесной оболочки, возрождаемся к новой, небесной жизни.
Учитель: Откуда пришла традиция обмениваться на Пасху крашеными яйцами? Что вы об этом знаете из уроков православия? (Предание говорит, что Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию красное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет пунцовым». С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа.)
5. Анализ главы «Пасха»
Учитель. А теперь давайте мы обратимся к тексту и познакомимся с изображением Пасхи Иваном Сергеевичем Шмелёвым.
– Понравился ли вам рассказ? Легко ли было читать? (Рассказ понравился, но много непонятных слов.)
– Когда начинает происходить действие в начале рассказа? Прочитайте. (Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки).
– Вам на дом было дано задание, чтобы вы с помощью интернет-ресурсов выяснили значение непонятных для вас слов. Уже в первых двух предложениях упоминаются два церковных праздника: Сорок Мучеников и Крестопоклонная Объясните их название. (40 мучеников – святые, пострадавшие за веру.Крестопоклонная – 3 воскресенье и 3 неделя поста, посвященная кресту.)
– Какие будничные, ежедневные дела предшествуют Пасхе? Чем заняты работники? (Спор на счет лужи, возка льда, обметают потолки.)
– Как готовятся обитатели дома к встрече Христова Воскресения? Какие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику? То, что никто не сидит без дела?(У Воронина на погребице мнут творог, сыплют в него изюму и сахару и проворно вминают в пасочницы; У нас и в столовой толкут миндаль. По всему дому слышно; Протирают все: пасох нам надо много )
Подготовка во дворе. (Работа плотников – изготовление планочек с буквами Х.В. Горкин – «филенщик», за чистую работу.)
Подготовка к Пасхе в городе. (Уборка мостовой, улиц; в булочных принимаются заказы на куличи, пасхи и греческие бабы.)
Учитель. А какой должна быть настоящая пасха? (Пасха – кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, главное украшение стола. На нем обязательно выводится буквы Х.В., что означает Христос Воскрес.)
– Как передается торжественность, величие праздника и благоговение ребенка перед ним? Прочитайте. (другое все! – такое необыкновенное, святое; смотрю на святые огоньки и думаю; а это святая иллюминация, Боженька; Таинственный свет, святой. Входят на носках двое, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся»; Понесли святить в церковь и т.д.)
Учитель. «Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой». Объясните это выражение. («Я несу от Евангелия свечу…» – существует обычай, согласно которому, в Великий четверг после чтения 12 отрывков Евангелия, когда молящимся положено стоять с горящими свечами, нужно донести ее до дома.)
– Каким изображен отец мальчика?
(Добрым, заботливым, щедрым, радостным.)
Учитель. И вот наступил вечер Великой субботы. Давайте прочитаем с вами этот отрывок.
– Какая цветовая гамма преобладает в этом отрывке? Почему? Как это характеризует мальчика? (В зале «обои розовые – от солнца», в комнатах – пасхальные «пунцовые лампадки», ковер «с пунцовыми букетами», и серые чехлы сняты с «бордовых кресел»; в зале и коридорах – «новые красные дорожки», в столовой на окошках – корзины с «пунцовыми» крашеными яйцами, в передней – «зеленые четверти с вином», а в столовой на диване, на пуховых подушках, «лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой».
С помощью цветовой гаммы автор передаёт отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика всё, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Розовый свет — это отблеск солнечного, золотого цвета. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках.)
– Что ещё памятного для Вани происходит в Великую Субботу? (Подарок отца – золотое яичко на цепочке. «Я с трудом открываю ноготочком. Хруп — пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках — новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит. ». Яйцо – шкатулка. В церковь несут святить куличи, пасхи. После этого еда считается священной.)
Учитель. В тексте есть указание на конкретный храм Казанской Богоматери у калужских ворот. Что вам известно об этом храме?
Сообщение ученика (слайды)
Церковь известна с 1627 г. В 1886 г. в честь победы в русско-турецкой войне церковь была перестроена из белого мрамора в «византийском» стиле. Храм был закрыт в 1922 г. В 1933 г. там разместился Горный музей, а позже – кинотеатр «Авангард». В 1972 г., желая продемонстрировать современный город Ричарду Никсону, власти перед приездом в столицу американского президента очистили весь маршрут от старинных зданий, в том числе, взорвав церковь Казанской Богоматери. На ее месте построили «здание-сундук» МВД СССР. А в 1999-2000 гг. в честь погибшей церкви здесь был поставлен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери «памяти погибших защитников правопорядка».
Учитель. И вот Ваня становится участником крестного хода вокруг этого храма. Ребята, а кто из вас был участником крестного хода? Давайте сейчас с вами совершим виртуальную экскурсию по картине Б.М.Кустодиева «Крестный ход» и попробуем объяснить, что это такое и что он собой символизирует? (Демонстрируется иллюстрация картины Б.М.Кустодиева «Крестный ход»)
(Крестный ход – торжественное церковное шествие с иконами, хоругвями, другими святынями церкви, а главным образом с большим запрестольным или выносным крестом, который и дал название шествию. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью. Хоругвь – принадлежность церковных шествий – укрепленное на длинном древке большое полотнище с изображением святых.)
– Что ещё способствовало созданию атмосферы праздничности, значимости происходящего? Что она из себя представляла? (Яркая иллюминация по случаю Воскрешения Христа) (демонстрируются «Ночные виды современных храмов»)
Читает ученик. «Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста. и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди… Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная.»
Звучит пасхальный звон (на этом фоне показываются старинные виды московских храмов)
Учитель. В конце XIX в. в Москве на праздник Пасхи звонили более 5000 колоколов различными мелодиями каждого храма.
– Почему на Пасху звонили все колокола? (Возвещали о Великой радости)
– Какая существует традиция, связанная с колокольным звоном и упомянутая в тексте? (На Пасхальной неделе любой может звонить в колокол.)
– А кто из вас звонил? Каковы были ваши ощущения?
Учитель. Надеюсь, вы, наверное, обратили внимание на яркий, образный, красочный язык повествования.
– Найдем в тексте эпитеты, характеризующие звон (веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, перезвон веселый, трезвонят у Казанской.)
– А какое ещё и фонетическое средство выразительности использует здесь автор и с какой целью? (Аллитерацию, чтобы можно было ярче, красочнее передать пасхальный звон)
Учитель. А сейчас мы с вами будем работать в парах и выполним задание В8 ЕГЭ (задание дано в информационной карте).
– В чём суть этого задания? Объясните, что такое эпитеты, метафоры, олицетворения, метафоры, сравнения, инверсия?
Выполнение задания. Взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1 балл.
Учитель. А теперь обратимся к ещё одной картине Б.М. Кустодиева «Пасхальный обряд» 1916 г.
– Какой же обряд изобразил художник? (Христосование. Ведь картина имеет второе название – «Христосование»).
– Объясните, что означает слово «христосование»? (Христосование – ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующими друг друга, при котором один говорит: «Христос Воскрес!» – а другой отвечает: «Воистину Воскрес!». Сопровождается троекратным поцелуем. Затем христосующиеся дарят друг другу крашеные яйца.)
– Как вы думаете? Есть ли у картины Кустодиева и произведения Шмелёва общие черты?
(1. На картине запечатлён похожий эпизод текста, как отец мальчика христосовался с народом.
2. Изображение пасхального стола: пасха с буквами ХВ, куличи, крашеные яйца.
3. Радостное восприятие быта, праздника.
4. Яркость колорита, праздничное цветение красок. В тексте автор достигает этого с помощью языковых средств, а художник с помощью красок, цветовой гаммы).
Учитель. Верно. Ведь картина написана темперой – это краски, в состав которых входят природные или синтетические эмульсии, связывающие привычные масляные краски и масляный лак. Картины, написанные темперой отличаются звучностью тонов и не темнеют.
Учитель. А сейчас вернёмся к образу главного героя. Какими бы существительными вы могли бы описать состояние Вани? Запишите в карту. (Радость, восторг, умиление, сопричастность к происходящему).
– Какие черты характера свойственны Ване? (Ване свойственна открытость, наблюдательность, наивность, доброта, милосердие, любовь к ближнему. А всё это говорит о богатом духовном мире ребёнка, о его высокой нравственности, что в нашей жизни встречается очень редко.)
– Как вы думаете, чему учит это произведение? (Добру, любить ближнего, сохранять православные традиции и следовать им, проявлять милосердие).
– Что необходимо предпринять, сделать, с вашей точки зрения, чтобы в нашей жизни было больше добра, любви и понимания?
– А теперь давайте ещё раз обратимся к эпиграфу и попробуем его объяснить. Как эти строки отражают суть данного произведения? (У писателей русского Зарубежья, к которым относится и Шмелев, воспоминания детства ассоциируются с родиной, с ушедшим бытом дореволюционной России, потерянной для него, поэтому они написаны так глубоко, проникновенно, они пронизаны ностальгическим чувством утраченного чуда.)
Учитель. Любовь, добро и милосердие — это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придаёт бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком.
И я надеюсь, что любовь, добро и милосердие станут вашими постоянными спутниками в жизни и будут всегда служить для вас ориентиром нравственности.
Чтение стихотворения Пушкина.
Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва
Как … пустыня
И как алтарь без божества.
6. Рефлексия
– Продолжите фразу: «Сегодня на уроке интересным было для меня…»
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Православные культурные традиции моей семьи».