ярославский монастырь женский казанский
Здесь – вся Вселенная
Игумения Екатерина (Гаева)
Купола Казанского собора женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери в Ярославле видны издалека. Обитель устроена в самом центре города. Территория ее полностью открыта в течение дня: можно, миновав монастырскую ограду, пройти насквозь и попасть в другую часть города. В древней монастырской стене, которую вернули обители не так давно, устроено уютное кафе. На подоконниках выстроились тряпичные куколки-монашки – идут крестным ходом. Кто-то заметил, что они очень похожи на здешних сестер, особенно матушка с посохом…
Эта икона перевернула всю мою жизнь
В 1998 году открыли обитель, владыка Михей (Хархаров, архиепископ Ярославский и Ростовский; † 2005. – Ред.) передал чудом сохранившийся список утраченной святыни монастыря – Казанской иконы Божией Матери. Я об этом узнала из газеты. И вот эта икона перевернула всю мою жизнь. Сама Матерь Божия привела меня в монастырь – я поняла, что без этого образа жить не смогу. С того момента стала постоянно бывать в обители и постепенно пришло понимание, каким должен быть мой путь…
Монастырские истории у печки
Мы разговариваем с матушкой Екатериной (Гаевой), настоятельницей Казанского женского монастыря в Ярославле. Это место в обители называется «у печки». Непростая печка – умей она говорить, тоже многое смогла бы рассказать… Чуть более двадцати лет назад монастырь был возвращен Церкви. На глазах у ярославцев здесь с каждым годом что-то преображалось: ставили на Сретенский храм первый куполок с крестом, возводили большие купола на соборе, разбирали в нем перекрытия; освобождались и возвращались бывшие монастырские здания, православная гимназия поселилась в монастырских пределах…
Теперь долгую – четырехсотлетнюю – монастырскую историю можно узнать в музее. Он открыт совсем недавно, в январе этого года, в той же монастырской стене, в помещении со сводами. Над созданием экспозиции трудились около трех лет, а сама коллекция стала собираться сразу после возвращения обители. Много предметов было найдено при благоустройстве территории. Реликвии приносили горожане, дарили старинные предметы меценаты. Здесь можно встретить даже не совсем обычные в монастырском укладе вещи – например, крохотные пинеточки из натуральной кожи… Казанский монастырь всегда был не только в центре города, но в центре жизни ярославцев.
Экспозиция рассказывает о возникновении и становлении монастыря, основанию которого предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Смутное время. Старинные богослужебные книги, монеты, личные вещи сестер, предметы быта свидетельствуют о наполненной молитвой и трудом жизни обители. Здесь можно увидеть ризу на икону, вышитую сестрами в начале ХХ века, особый фонарь для крестных ходов. Многолетняя и кропотливая работа сестер с архивами позволяет посетителям живо представить многие эпизоды прошлого. Аксонометрии обители в разные периоды времени отражают все постройки и планировку монастырской территории.
Часть экспозиции посвящена святителю Агафангелу (Преображенскому), исповеднику, возглавляющему Собор Ростово-Ярославских новомучеников. Мощи верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годыбыли обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 ноября 1998 года. Митрополичья мантия, в которую облекли обретенные мощи, была подарена митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым, † 2006) и теперь находится в музее. Святые мощи святителя Агафангела пребывают в Казанском соборе.
Мое утешение
– Какое Ваше первое послушание было здесь, в монастыре?
– Я пришла сюда на Пасху. Меня матушка так смирила: сказала, что надо побелить в коридорчике. А там прежде было покрашено масляной зеленой краской… Как можно побелить масляную краску? Мне дали известку, и вот я мазала эту стену целый день – приспосабливалась, подсушивала, выжидала… Матушка пришла перед службой: «Ты еще здесь? Пошли молиться – бросай всё». К тому времени стены чуть-чуть побелели… Конечно, можно было возмутиться, возроптать. Но было такое ощущение радости послушания – первый опыт, в душе птички пели… Потом я и планами монастыря занималась, архивными изысканиями, печатала, чертила. Но главное послушание было – кухня, трапезная. Цветы. Причем, цветы, которые пришлось посадить в кучу мусора, так как другой земли не было. А я и растениями не умею заниматься… Но верила, что что-то вырастет, и вырос… один цветочек – чудесным образом мое утешение выросло.
Дорогу осилит идущий
– Что в монастыре самое главное?
– Опять же – исполнить послушание. После того как меня сюда с Горушки (Казанский женский монастырь близ г. Данилова) перевели, первое, что сказал владыка Кирилл (ныне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский): «Теперь можешь разбирать перекрытия в соборе». В монастыре осталось три сестры. Благодетелей – никого. Храм, корпуса, всё брошено. Не знаешь, за что хвататься… Я «ничтоже сумняшеся» сказала: «Владыка святый, благословите». И стала думать, как и что делать.
Обратилась в газету: игумения просит с миру по нитке собрать деньги на разбор перекрытий. Для этого по первым подсчетам необходимо было сто тысяч… В тот момент и пришел ко мне Вадим Юрьевич Орлов, с этой газеткой: «Я, конечно, могу Вам дать сто тысяч, но могу и перекрытия снести…» Это было самое настоящее чудо – директор крупнейшего завода сам пришел. Вадим Юрьевич ценил, когда человек действует, не ждет, что нечто спустится сверху. Дорогу осилит только идущий. А если что-то делаешь, то Господь помогает.
Однажды придя с газетой в руках в монастырь, Вадим Юрьевич Орлов (1939–2016), председатель совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод» надолго задержался в монастырской ограде. Его имя теперь неотъемлемо от истории восстановления Казанской женской обители. Это его первого посещали идеи благоукрашения величественного собора – идеи, которые неизменно воплощались. За перекрытиями последовали полы, окна, росписи, иконостас… Везде Вадим Юрьевич стремился к совершенству, поскольку делал для Бога. В год тысячелетия Ярославля обители вернули Покровский храм, бывший в предшествующие годы местным планетарием, опять же с помощью «Техуглерода». Сегодня дело отца продолжает сын, Сергей Вадимович.
Здесь вся Вселенная
– Монастыри в центре города должны быть открыты. Особенно в центре города. Я специально открыла проход, чтобы можно было идти через территорию монастыря. Идя мимо храма, человек так или иначе получает какое-то благословение. Это архитектура Неба, это небо к нам спускается. Даже если ты не перекрестишься, а просто пройдешь, ты все равно с этим соприкоснешься. Монастырская территория отличается от всех прочих: здесь всё аккуратно, сестры очень хорошо за всем ухаживают, летом много цветов. Это уголок утешения, сюда заходят просто посидеть, мамы приходят с колясками. Помню, я еще тогда поразилась, когда здесь были кучи мусора, все заросло чипыжами (частый кустарник, высокая трава. – Ред.) – а ощущение благодати и тишины, какой-то мирности уже было в самом начале, при открытии обители. Для нас, новоначальных, это было очень важно – Матерь Божия нас утешала. И ты понимал, что здесь, действительно, – вся Вселенная, здесь тебе и Иерусалим, и Афон.
Теперь, конечно же, чипыжи только в воспоминаниях. На территории обители с 2016 года действует православная гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Молодым, воспитываемым под Покровом Божией Матери, отдан бывший игуменский корпус со Сретенским храмом, где регулярны гимназические службы, а день начинается с молитвы. При обители создана регентская школа, певческую практику учащиеся проходят в храмах монастыря. До революции монастырь славился своим хором – из разных концов губернии приезжали его послушать, на клиросе пели более тридцати сестер. Теперь, благодаря регентской школе, эта традиция возобновлена. В возвращенной монастырской стене, помимо упомянутых музея и кафе, расположились миссионерский центр обители, социальные службы. Мечтает матушка о колокольне. Прежняя была взорвана. Макет будущей пока возвышается в монастырском музее.
В 2006 году, когда игумения Екатерина была назначена настоятельницей, в обители осталось три сестры. Сейчас это число увеличилось в десять раз. Как только возвращаются обители помещения, так сразу пополняется сестричество.
– Матерь Божия приводит сюда сестер. Я всегда говорю: я никого не зову, никого не гоню, никого не удерживаю. Это получается помимо меня, и те, кто приходят, не меня должны искать, а именно Матерь Божию. Они должны найти для себя обитель, и с этим местом сродниться, понять, что никуда им больше не нужно. А спасаемся только друг дружкой, никак иначе. Если мне раньше для спасения нужны были три человека, то сейчас – тридцать… Мы должны людей не оттолкнуть. Привлечь, не говорю – какой-то особой святостью жизни, но прежде всего тем, что заложено здесь до нас, изначально.
И немного о посте
Фото: Ю. Стихарева; Казанский женский монастырь, г. Ярославль http://казанский-женский-монастырь.рф/
Игумения Екатерина (Гаева)
Материал подготовила Юлия Стихарева
Святыни Казанского женского монастыря.
Икона находится у левого столпа, близ солеи, в Казанском соборе монастыря.
Чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского.
Были обретены 12.11.1998 года в склепе в подклете Леонтьевского кладбищенского храма. В 2000 году после прославления в лике новомучеников и исповедников Российских мощи св. Агафангела были переданы монастырю по благословению Святейшего Патриарха.
Находятся у правого столпа, близ солеи, в Казанском соборе в беломраморной раке.
Иконы с встроенными частичками мощей: великомученика Пантелеимона, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Матроны, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Димитрия Ростовского. Икона святого праведного Иоанна Кронштадского с частицей ризы. Находятся в Казанском соборе монастыря.
Распятие с встроенными частичками горы Голгофы и Креста Господня. Расположено в притворе Казанского собора.
В Покровском зимнем храме находится мощевик с частью мощей святителя Агафангела, ковчег с частицей мощей святителя Василия Великого, тапочкой от мощей мученика Евстафия, одежды блаженной матери Алипии Киевской. Расположены вдоль ограждения солеи.
Список Ярославской Казанской иконы Божией Матери в раме с клеймами.
В Ярославском Художественном музее храниться Рама с клеймами, в которой пребывал чудотворный образ Божией Матери Казанский с 1690 года. В честь 400-т летия освобождения города от поляков в мае-июне 2009 года Рама находилась в обители и перед ней ежедневно совершались молебны. В 2013 году в иконописной мастерской «Ярославль», под руководством Эллы Сковородиной на средства Ярославского Художественного музея была сделана точная копия, повторяющая оригинал. На раме 20 клейм, подробно иллюстрирующих историю Казанской иконы.
Годом позже, в 2014 году заслуженным художником России Николаем Мухиным была написана центральная икона Казанской Божьей Матери.
Уникальная работа современных мастеров позволила воссоздать облик святыни XVII века.
Краткая история обители
Основанию Казанского монастыря предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы и связано оно с событиями Смутного времени.
Образ Божией Матери Ярославская Казанская. 1588 г.
Спустя 24 дня поляки, понеся большие потери, сняли осаду и отступили от Ярославля. Жители города увидели в этом заступничество Божией Матери. За чудесное спасение города и в благодарность Пресвятой Богородице ярославцы начали строительство храма в честь чудотворной ее иконы Казанской.
Основное каменное строительство в обители началось в XIX веке при игумении Маргарите и было связанно с необходимостью обновить обветшавшие постройки и с перепланировкой улиц города. На месте прежнего храма с 1835 по 1845 гг возведен Казанский собор. В 1820-1828 гг. была возведена зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трехъярусной колокольней. С 1878 по 1881 гг.построен домовый храм во имя Сретения Господня при игуменском корпусе. Одновременно к игуменскому корпусу пристроено трёхэтажное каменное здание для удобного размещения монастырской трапезы, золотошвейных и иконописных мастерских, певческого зала и классов.
Казанский монастырь в начале XX века.
К своему 300-летию монастырь насчитывал около 400 сестер и славился золотошвейным и иконописным мастерством. При этом обитель отличалась скромностью, стройным молитвенным пением, размеренными службами, торжественными крестными ходами с чудотворной иконой до Романова и Рыбинска. 20-21 июля 1910 г. юбилейное богослужение в обители возглавил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1917 г. – Патриарх Московский и всея Руси).
Во время белогвардейского восстания в городе июле 1918 года обитель сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. Были разрушены колокольня, северо-западная башня, два келейных корпуса. В декабре 1918 года монастырь был закрыт, однако Покровский храм продолжал действовать как приходской до конца 1921 года. В нем сохранялись главные святыни монастыря — Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии Покровского храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. Игумения Феодотия с сёстрами переехали в Толгскую обитель и жили там до ее закрытия.
В октябре 1925 года из Крестовоздвиженской церкви города была похищена чудотворная Ярославская Казанская Икона Божией Матери вместе с драгоценной ризой, оставлена только живописная рама с клеймами, которая находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Участь иконы не известна до настоящего времени.
Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в годы советской власти, разделив участь многих монастырей России. Возрождение обители началось в 90-х годах. Еще не возвращенный Церкви Казанский собор был увенчан пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители.
В 1998 году решением Священного Собора открыт Казанский женский монастырь г. Ярославля спустя 80 лет запустения. На должность настоятельницы назначена монахиня Михаила (Сафонова) из Толгского женского монастыря, вместе с которой прибыли первые сестры. В том же году архиепископом Михеем монастырю передан чудом сохранившийся список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, сделанный сестрами обители в 1881 году.
Список чудотворной иконы Божией Матери Ярославская Казанская. 1881 г.
В 1998 году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. С 1999 года началась реконструкция Казанского собора. Но весь объём собора и фрески на его сводах открылись взору молящихся только к 2007 году. В мае 2011 было начато восстановление храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который спустя два года после реставрации был открыт для богослужений. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 года».
Накануне престольного праздника обители 3 ноября 2000 года монастырю были переданы чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников российских.
В настоящее время на территории обители расположена Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. Сестры монастыря, следуя монастырским традициям, пекут просфоры для многих храмов епархии, занимаются пением, рукоделием, учатся золотошвейному и иконописному мастерству.
Возрождение Казанского женского монастыря, этой древней православной святыни, расположенной в самом центре Ярославля – это большое чудо!
Здесь особо видны забота и помощь Матери Божией!
Казанский женский монастырь
Казанский женский монастырь, находящийся в центральной исторической городской части считается одной из интересных достопримечательностей Ярославля.
Вход в Казанский монастырь, фото со стороны улицы Трефолова
Его образование напрямую связано с иконописным образом Казанской Богоматери, обретенным во второй половине 16 столетия. Эта икона считается спасительницей Ярославля в период польско-литовского нашествия. Её же несли воины Народного ополчения в походе на Москву. С образом и явлениями Казанской Богородицы связано множество легендарных историй, так или иначе повествующих о возведении храма, ей посвященного, вокруг которого образовалась со временем женская обитель.
История образования монастыря
Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.
Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.
Икона Казанской Богоматери
В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.
Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.
Церковь Рождества Христова
После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.
А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.
История существования обители
Дальнейшее существование монастыря, получившего название Казанского, развивалось традиционно. Монахини вели немудреное хозяйство и проводили много времени в молитвах. Ежегодно монастырем организовывался пеший крестный ход с несением иконы Богоматери от стен монастыря к городу Романову, а с 19 века верующие стали ходить в Рыбинск. Росло число монахинь, многие из которых выделялись иконописным и золотошвейным мастерством, также обитель славилась церковным песнопением.
С 17 до середины 18 века монастырь существовал, согласно царским грамотам, на таможенные отчисления. При Екатерине Второй он был переведен на казенное довольствие. Общежительной обитель стала в начале 19 века, а до этого каждая сестра жила на свои средства. Но основными материальными вливаниями были дары состоятельных православных граждан и русских государей. За весь период дореволюционного существования монастыря его возглавляли 29 игумений.
Вид Казанского женского монастыря, фотография 19 века
Постепенно на монастырской территории появлялись новые храмы и прочие сооружения. К 1649 году деревянную Казанскую церковь перестраивают в кирпиче. Однако работы над ее приделами, стеновая роспись и т.д. продолжались еще долгое время. Сам храм освящен в 1673 году, а стены расписали к 80-м гг., при митрополите Ионе Сысоевиче. Еще через четыре года сооружается каменная трапезная с теплым приделом. Её вход украшается шатровой колокольней.
Кроме главной Казанской церкви практически все остальные монастырские строения долго еще оставались в деревянном виде, поэтому случившийся в 1658 году «великий пожар» нанес обители внушительные разорения. Но монастырь постепенно отстраивается заново.
Великий пожар 1658 года в Ярославле
К середине 18 века территория Казанского монастыря уже имеет каменную ограду. Над входными воротами располагался Храм Иоанна Предтеча. В конце 18 столетия начал функционировать теплый храм Спаса Нерукотворного.
В начале 19 столетия деревянные келейные корпуса были заменены на каменные. В каменном виде сооружаются и покои настоятельницы. Перестраиваются монастырские стены, по углам которых возводятся башни. В 20-е гг. 19 века появляется также теплая зимняя Церковь Покрова Богородицы. Примыкающие к храму Святые ворота оформляются 60-метровым четырехъярусным строением Колокольни, на которой устанавливается 10 колоколов.
В 1835-45 гг. под руководством губернского архитектора П.Панькова вместо прежнего Казанского храма строится новый Казанский собор (архитектор А.Мельников), существующий и поныне. Новое сооружение, украшенное колоннами и полуколоннами, было возведено в стиле поздней классики, что было весьма популярно в то время. Главы имели 8-угольные башенные формы. Внутри храм был оборудован трехъярусным резным иконостасом, который также был снабжен колоннами. Стены храма были расписаны артелью местных художников.
Во второй половине 19 века покои игуменьи были дополнены одноглавой домовой Церковью Сретения Господня.
К началу 20 столетия монастырская территория занимала целый квартал, находящийся между сегодняшними улицами Трефолева и Первомайской, северо-восточнее нынешней Площади Волкова. При монастыре жило около трехсот монахинь и послушниц, а церковно-приходская школа имела более 60 учащихся.
Обитель владела многочисленными земельными участками и строениями в самом городе и в его окрестностях, мукомольными мельницами и т.д. На заволжской монастырской территории находилось кладбище с богадельней и Храм Тихвинской богоматери. Постоянно благоустраивалась и основная монастырская территория.
После подавления Ярославского антибольшевистского восстания, в городе установилась советская власть. Монастырь как православная организация упраздняется. Оставшихся монахинь переводят в Толгский монастырь. А в бывших мирных обительских стенах размещается концлагерь для политических «врагов народа», затем здание собора использовалось под городской архив, а остальные сооружения под жилой фонд и прочие нужды. В Покровском храме, например, была размещена библиотека, а затем городской Планетарий.
Планетарий в здании Покровского храма. Советский период
Бывшие монастырские строения переделывались под Дом крестьянина и складские помещения, под казармы и учебные заведения. Монастырскую красавицу колокольню и часовню снесли.
Казанский монастырь без крестов в советские годы
В 20 столетии с начала 90-х началось поэтапное возвращение монастырских строений Ярославской епархии. Переселялись жильцы, вывозилось архивохранилище, начиналась реставрация и прочее-прочее…
В 1998 году строения и территорию Казанского женского монастыря возвращают верующим. Главной обительской святыней становится один из списков Ярославской-Казанской Богоматери, написанный местными иконописными мастерицами в досоветский период. С началом 21 столетия главный монастырский храм – Казанский собор – начал проводить регулярные службы.
Ворота на территорию Казанского женского монастыря
Тутаевский крестный ход 2018 года
Достопримечательности Казанского монастыря
Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор, сооруженной к концу первой половины 19 века. Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честь иконы Казанской Богоматери.
Интерьер Казанского собора
Теплая одноглавая Покровская церковь с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.
Покровский храм в Казанской женской обители сегодня
Сретенский храм, сооруженный во второй половине 19 столетия в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.
Поклонный крест на фоне Сретенского храма
В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.