явление апостолу павлу христа
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 15:5
Свт. Иоанн Златоуст
и что явился Кифе, потом двенадцати
«и что явился Кифе» (1Кор.15:5) : прежде всех указывает, на свидетеля самого достоверного. «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:6–8). Приведя доказательства из Писаний, (апостол) присовокупляет доказательство от событий, после пророков приводит в свидетели воскресения апостолов и других верных людей. А если бы под воскресением он разумел освобождение от греха, то излишне было бы говорить: «явился» такому-то и такому-то; говорить так свойственно доказывающему телесное воскресение, а не беседующему об освобождении от греха.
Потому он не однажды сказал: «явился», хотя достаточно было употребить это выражение и однажды о всех вообще, но повторяет его два и три раза и почти о каждом из видевших: «явился, – говорит, – Кифе,… явился более нежели пятистам братий в одно время,… явился и мне». Как же в Евангелии напротив говорится, что (Христос) прежде всех явился Марии? Но из мужей – прежде всех (Петру), который особенно желал видеть Его. О каких одиннадцати апостолах говорит здесь (Павел), когда Матфий избран уже после вознесения Христова, а не тотчас после воскресения? Но, вероятно, Он являлся и после вознесения; следовательно этот самый апостол после вознесения и избран и видел Его. Павел не указывает времени, а просто и неопределенно исчисляет явления, которых, вероятно, было много; потому и Иоанн говорит: «уже в третий раз явился» (Ин.21:14).
Гомилия 38 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Кирилл Иерусалимский
и что явился Кифе, потом двенадцати
Явился Кифе; потом двенадцати. Если не веришь одному свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время. Если не верят двенадцати, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову, Своему брату, первому епископу этой паствы. Итак, если этот епископ видел воскресшего Иисуса Христа в Его первом образе, то ты, его ученик, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков был братом и засвидетельствовал из приязни? Затем же явился и мне, Павлу, Его врагу. А какое свидетельство, возвещаемое врагом, бывает сомнительно? Прежний гонитель, ныне я благовествую воскресение.
Огласительные слова для просвещаемых.
Свт. Феофан Затворник
И яко явися Кифе, таже единонадесятим
О явлении Господа святому Петру в Евангелии (Лк. 24, 34) упоминается; и нет сомнения, что оно было. Святой Павел мог слышать о том от самого Петра. Святой Златоуст говорит: «В Евангелии говорится, что Христос прежде всех явился Марии; но из мужей – прежде всех Петру, который особенно желал видеть Его. Кто первый сподобился видеть Господа, тому нужна была великая вера, чтобы не смутиться от необычного видения. Посему Христос явился прежде всех Петру. Кто первый исповедал его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его Своего явления прежде других».
«Кифа достаточное для свидетельства лицо, но оно одно. Посему Апостол прибавил: таже единонадесятим» (Феодорит). У святого Златоуста и всех других наших толковников стоит не одиннадцать, а двенадцать,– δωδεκα. Так обычно Писанию именовать все собрание Апостолов, по первоначальному числу их, хотя из числа их и пал Иуда; почему и Фома назван у Евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (20, 24). Собранию Апостолов явился Господь вечером в самый день Воскресения и в осьмый день спустя после того, а может быть и еще когда, хотя не записано. Когда же явился Апостолу Петру? – Если принять, что святой Павел в перечислении явлений соблюдает порядок времени, то надо полагать, в самый день воскресения.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
и что явился Кифе, потом двенадцати
Блаж. Феофилакт Болгарский
И что явился Кифе
В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (Мк. 16:9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников. Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и Воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, дабы показать ему, что он не отвергнут.
Потом двенадцати (τοις δώδεκα)
Матфий сопричислен вместо Иуды после вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения. Посему он и не указал времени, но выразился неопределенно. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, вперед зная и презирая, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сем отношении не был ниже прочих апостолов. Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предвидению, чем Иуду после его предательства и самоубийства.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ориген
и что явился Кифе, потом двенадцати
Естественно, что присутствовал и Матфий, который стал апостолом вместо Иуды.
Фрагменты.
Экумений
и что явился Кифе, потом двенадцати
Нечто подобное сообщает и Иоанн. Он нигде не говорит, что [Иисус] явился одиннадцати, но, говоря о Фоме, сказал: Фома же, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо мы скорее сказали бы, что он по предведению сопричислил Матфия к остальным апостолам, нежели Иуду после предательства и повешения.
Фрагменты.
Архиеп. Евсевий (Орлинский)
и что явился Кифе, потом двенадцати
Апостол говорит не о всех явлениях Иисуса Христа по воскресении Его из мертвых: так, он не упоминает о явлениях Господа женам мироносицам, также о явлении двум ученикам, шедшим в Еммаус; но говорит о некоторых таких явлениях, которые не упоминаются у Евангелистов, как увидим ниже.
Явился Кифе, т.е. апостолу Петру. Об этом явлении упоминается у евангелиста Луки (24, 34), хотя и не раскрывается, как оно совершилось. Из повествования Луки можно только видеть, что это явление Господа апостолу Петру было в первый день по воскресении Его из мертвых.
Потом двенадцати. В славянском поставлено единонадесяти, или одиннадцати. Подобные чтения встречаются в некоторых греческих экземплярах; но большая часть греческих экземпляров имеет вместо единонадесяти дванадесяти, или двенадцати. Чтение вместо двенадцати одиннадцати принято некоторыми, конечно, по тому соображению, что, по отпадении Иуды, в лике избранных Апостолов оставалось только одиннадцать. Но число двенадцать употреблено Павлом, потому, что из такого числа, по воле Господа, состояло общество избранных Апостолов. В том же значении число двенадцать читаем у евангелиста Иоанна (20, 24). Явления Господа двенадцати были два раза в Иерусалиме: сперва, в первый день по воскресении Господа, когда апостол Фома был в отсутствии, а потому из числа двенадцати были свидетелями этого явления только десять Апостолов (Ин. 20:19); потом, чрез восемь дней, в другой раз явился Апостолам, когда был в собрании и апостол Фома, и, следовательно, в это время в апостольском собрании было одиннадцать избранных Апостолов из числа двенадцати (Ин. 20:26).
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Лопухин А.П.
и что явился Кифе, потом двенадцати
Явление апостолу павлу христа
Книга 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ ИИСУСА.
48. ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА АПОСТОЛУ ПАВЛУ.
Выше мы показали, что апостол Павел сообщает, по-видимому, со слов очевидцев, о явлениях воскресшего Христа, затем мы обратились к повествованию евангелистов о том же предмете, чтобы дополнить некоторыми подробностями краткое и недосказанное сообщение апостола и решить вопрос: на чем покоилось убеждение очевидцев, что они действительно видели воскресшего Иисуса. Но того, чего искали, мы не нашли. Мы, впрочем, уже знали, что никто из евангелистов не повествует по записям или со слов очевидцев, и хотя их сообщения более подробны, чем рассказ Павла, они противоречат и друг другу, и себе самим, так что руководствоваться ими невозможно и нам снова приходится обратиться к показанию апостола Павла. Присматриваясь ближе к его рассказу, мы находим, что он лишь потому не удовлетворил нас, что мы не дочитали его повесть до конца. Рассказав о явлении Христа Кифе и Иакову, 12 апостолам и 500 братиям, он добавляет: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15: 8). О своем видении он выражается так же, как и о видениях других, он признает все эти видения равноценными, но о своем видении упоминает лишь в конце, как и себя самого он называет последним из апостолов, хотя и равным по достоинству. Стало быть, по мнению Павла, явления Христа старшим ученикам вслед за воскресением ничем не отличались от более позднего явления Христа ему самому. Каково же было это последнее видение?
Слово «мы» встречается в последний раз в главе 21(18), при посещении Павлом Иакова, и затем опять появляется в главе 27(1), где речь идет об отплытии апостола в Италию. Следовательно, внешним образом нас ничто не заставляет видеть в этих речах рассказ человека, который сам слыхал их, и содержащийся в них собственный рассказ Павла о том, как совершилось его обращение; а по своему внутреннему характеру рассказ этот, упоминающий о сиянии и падении ниц, о чудесном ослеплении и исцелении, о снах и видениях, так живо напоминает обычные еврейские и древнехристианские легенды о видениях и чудесах и, с другой стороны, так соответствует манере и вкусам автора Деяний и третьего евангелия (например, рассказам о Корнилии и Петре в Деяниях (гл. 1) и о Захарии и ангеле в евангелии Луки (гл. 1), что о явлении Христа Павлу приходится сказать то же самое, что о явлении Иисуса старейшим ученикам:
необходимо обратиться не к свидетельствам, почерпнутым из третьих рук, а к собственному свидетельству апостола, тем более что в данном случае оно является рассказом, взятым не из вторых, а из первых рук.
Но тут нам снова приходится пожалеть, что апостол слишком кратко повествует о том, как ему явился Иисус. В приведенном уже месте (1 Кор. 15: 8) он замечает о себе лишь то, что воскресший Христос после всех явился и ему. В другом месте он вопрошает: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9: 1) и без сомнения разумеет то же самое явление. Наконец, в том месте, где он подробнее всего описывает совершившееся с ним превращение (Гал. 1: 13-16), он говорит лишь следующее: «Бог. благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам». Все эти изречения в целом нам показывают, что апостол был убежден, что видел Иисуса, а из рассказа автора Деяний явствует, что он слыхал речь Иисуса, или вообразил, что слышит его слова.
Слышать речи свыше Павел, вообще говоря, считал себя достойным. Он, видимо, подразумевает не то явление, о котором говорилось у нас выше, а другое, позднейшее, когда в своем Втором послании к коринфянам (12: 2) сообщает, что знает человека, который назад тому 14 лет «восхищен был до третьего неба» и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Но тут же он добавляет, что не он, а Бог знает, был ли тот человек «в теле, или вне тела», и, стало быть, он сознавал, как трудно при подобных явлениях установить фактическое их содержание. С другой стороны, в Послании к галатам он считает происшедшее с ним превращение открытием в нем Сына Божия и, следовательно, сам подчеркивает внутреннюю сущность дела, сам признает, что, видя и слыша Христа, он в душе своей проникался истинным познанием его как Сына Божия. Не подлежит сомнению, что он при храме мыслил вознесенного Христа действительно и внешне присутствующим, а само явление в полном смысле объективным явлением. Но в его рассказе нет ничего такого, что помешало бы нам (как о некоторых деталях в рассказе автора Деяний, если отнестись к ним строго исторически) быть иного мнения и взглянуть на это явление, как на чисто субъективный факт его внутренней душевной жизни.
Сам апостол признается, что восторженное состояние души, или экстаз, он, вообще, переживал нередко. Во Втором послании к коринфянам он пишет (12: I): «не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним», то есть что видений и откровений он удостаивался часто, причем, в частности, указывает на приведенный выше случай восхищения некоторого человека «до третьего неба». Далее он говорит: «чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (12: 7). Это замечание наводит на мысль, что он страдал припадками, быть может эпилепсией; недаром он упоминает о своих немощах, о слабости тела и невзрачном своем облике (2 Кор. 10: 10; Гал. 4: 13). О повышенной нервности его свидетельствует и то, что он, по собственному признанию (1 Кор. 14: 18), больше других членов коринфской общины «говорил языками», то есть говорил восторженные экстатические речи, которых никто не понимал без толковника или переводчика. Откровению свыше приписывает Павел также и намерение отправиться в Иерусалим, чтобы объясниться со старейшими апостолами (Гал. 2:2), при этом можно отчетливо увидеть (по замечанию Баура), как возникали в нем мнимо сверхъестественные настроения. Объясняя, почему он опять отправился в Иерусалим, он кроме ссылки на откровение приводит весьма рациональный мотив: он хотел удостовериться, что «не напрасно ли подвизался» на своем апостольском поприще.
Обстоятельства в то время складывались весьма неблагоприятно. Крупные успехи проповеди Павла среди язычников обратили на него внимание первой общины христиан в Иерусалиме; ее смущало то, что в противоположность метрополии иудео-христиан в Антиохии складывался другой центр христиан-язычников. В Антиохию, где подвизался Павел, явились члены Иерусалимской общины и, видимо ссылаясь на апостолов, стоявших во главе этой общины, потребовали, чтобы язычники-прозелиты подчинялись Моисееву закону и, в частности, подвергались обрезанию, если желают вступить в общину мессианского спасения. Но такое требование шло вразрез с убеждениями Павла, а если первоапостолы настаивали на нем, то становился неизбежным раскол, грозивший уничтожить все то дело, которому он посвятил свою жизнь. Можно себе представить, как сильно это волновало его и как он дни и ночи размышлял об этом, а при таком душевном состоянии неудивительно и то, что намерение поехать в Иерусалим для объяснений с апостолами представилось Павлу откровением свыше или воображаемым наказом от Христа, явившегося ему во сне или наяву.
Теперь перенесемся в то время, которое предшествовало его обращению, и представим себе, как его, «неумеренного ревнителя отеческих преданий» (Гал. 1: 14), должны были волновать грозные успехи нарождающегося христианства. Тогда он тоже видел, что самому дорогому и святому для него грозила опасность, что неудержимо надвигалось новое течение, которое развенчивало и отвергало все то, что ему казалось существенно важным, то есть соблюдение всех иудейских законов и обычаев, и что оно особенно враждебно ополчалось против фарисейской партии, которой он был предан всей своей пылкой душой. Казалось бы, что после таких душевных потрясений Павлу должен был привидеться скорее Моисей или Илия, чем Христос; однако же необходимо обратить внимание и на другую сторону дела. В конечном счете оказалось, что Павел не нашел удовлетворения в своем ревностном искании и отстаивании фарисейской правды, и это уже тогда сказывалось в страстной тревоге и зилотической торопливости его деяний.
При своих многочисленных и многообразных столкновениях с людьми, уверовавшими в нового Мессию, вступая с ними в споры как опытный диалектик (Деян. 9: 29), а позже врываясь на их собрания, заключая их в темницу и допрашивая на суде, он, вероятно, часто убеждался, что уступает им в двояком отношении. Воскресение Иисуса было фактом, на котором они настаивали и на котором утверждали свою веру, столь резко отличавшуюся от традиционной веры иудеев. Будь Павел саддукеем, он затруднился бы оспорить этот факт, ибо саддукеи вообще не признавали воскресения из мертвых (Деян. 23: 8); но он был фарисеем и, следовательно, верил в воскресение, долженствующее произойти при кончине мира, а с точки зрения тогдашнего мышления иудеев можно было допустить и то, что в некоторых исключительных случаях святые праведники могут воскреснуть и раньше. Отрицая воскресение Иисуса, Павел должен был поэтому стоять на том, что Иисус был не святой праведник, а лжеучитель и обманщик.
Но в этом именно он и начал сам сомневаться, когда увидел ближе последователей Иисуса. Они были искренни в своей вере и столь же твердо убеждены в том, что Иисус воскрес, как и в том, что живы сами, а с другой стороны, они обнаруживали такую твердость духа, такое миролюбие и радостно-спокойное настроение даже в минуты страданий, что тем посрамляли и обезоруживали своих гонителей с их тревожным и безрадостным усердием. Разве лжеучитель мог обрести таких последователей? Разве обман и лживость могли внушить такое спокойствие и самоуверенность? Итак, с одной стороны, Павел видел, как эта новая секта постепенно умножалась и крепла, несмотря на все гонения и даже именно благодаря гонениям, а с другой стороны, он чувствовал, что гонения не доставляют ему того удовлетворения, которое он замечал в гонимых. Поэтому неудивительно, если в минуты уныния и внутреннего разлада он задавал себе вопрос:
IV. История пребывания Иисуса Христа на земле от воскресения до вознесения Его на небо
104. Воскресение Иисуса Христа. Явления Eгo Марии Магдалине и женам-мироносицам. Мф. 28:1–15; Mк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18.
Когда Иосиф и Никодим погребали тело Господа, Мария Магдалина и Мария Клеопова смотрели, желая знать, где именно положат Его. Смотрели издали и другие женщины, следовавшие за Господом всюду. Все они намеревались воздать последние почести телу Господа, то есть помазать его ароматичными составами и затем проститься; но немедленно после погребения началось празднование пасхи и субботы; и они отложили исполнение своих намерений до окончания субботнего покоя. По прошествии же субботы, то есть вечером в субботу, они купили ароматы и ожидали наступления следующего дня.
Ночью, до рассвета, они все тронулись в путь к гробу Господню. Но Мария Магдалина шла скорее; она ушла вперед и пришла одна к пещере, когда еще было темно, то есть когда не было ещё дневного света, но светила луна. И видит она, что камень отвален от гроба. Не входя в пещеру, она решила, что тело Господа перенесено в другое место. В страхе и недоумении, бежит она назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом Апостолам Петру и Иоанну.
Между тем, еще до прихода Марии Магдалины, сторожившие гроб воины услышали шум, как от землетрясения; и увидели они, как отвалился камень, приложенный ко входу в пещеру, и как сел на него Ангел; они пришли в трепет и стали, как мертвые; когда же очнулись, то пошли в Иерусалим доложить обо всем первосвященникам.
Пока Мария Магдалина бегала за Петром и Иоанном, подошли к пещере остальные женщины, отставшие от нее. Еще дорогою они были озабочены вопросом, кто отвалит им камень от двери гроба? Камень этот был очень велик, и отвалить его было бы им не по силам. Но вдруг они видят, что камень уже отвален, и на нем сидит Ангел. Они испугались; но Ангел сказал им: «Не бойтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; но Его здесь нет: Он воскрес! Пойдите, посмотрите место, где Он лежал». Когда они вошли в пещеру, то увидели опять Ангела, который сказал им: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете распятого? Он воскрес! Его здесь нет; Вот место, где Он был положен. Идите же скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес и будет ожидать их в Галилее».
Жены-мироносицы вышли из пещеры со страхом и радостью, и пошли в Иерусалим к Апостолам.
Как только они ушли, приходят ко гробу Мария Магдалина, Петр и Иоанн.
Апостол Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первым. Нагнувшись у входа в пещеру, но не входя в нее, он увидел лежащие пелены. Вслед за ним пришел Петр; он вошел в пещеру и увидел, что тела там нет, и что пелены лежат отдельно от платка, которым была обернута голова. Тогда вошел в пещеру и Иоанн; и удостоверился, что тела там нет, что Магдалина сказала правду. С этим и пошли Петр и Иоанн домой.
Мария же осталась перед входом в пещеру и плакала. Наклонившись, она заглянула в пещеру и увидела двух Ангелов в белом одеянии. На вопрос Ангела: «Жена! что ты плачешь?» Мария с рыданиями и отчаянием ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!» Сказав это, она оглянулась назад и увидела Иисуса, стоящего пред нею, но не узнала Его. Господь говорит ей: Жена! что ты плачешь? кого ищешь?
Мария принимает явившегося ей Господа за садовника, и обращается к Нему с мольбою: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его; и я возьму Его, я лучше тебя уберегу Его.
Мария! сказал ей Господь знакомым ей голосом. Тут-то она узнала Его; вскрикнула: «Раввуни!» и бросилась к ногам Его. Бросаясь к Господу, она тем самым обнаружила желание прикоснуться к Нему, то есть осязанием познать, что это не Дух ее Учителя, а Он Сам. Но Господь остановил ее, сказав: Не прикасайся ко Мне! верь не осязанию своему, а Моему слову; верь, что Я не Дух, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Повинуясь этому велению, Мария тотчас же пошла к Апостолам. Теперь только она поняла, что Христос действительно воскрес; теперь для нее стало ясно все: и отваленный камень, и пустота гроба, и сидевшие там Ангелы.
Когда она возвращалась в город, туда же шли остальные женщины, приходившие ко гробу. Услыша от Ангела радостную весть, они спешили поделиться ею с Апостолами; и вдруг дорогою видят идущего им навстречу Господа. Когда они дошли до Него, Он сказал им: Радуйтесь! Они бросились к Нему и ухватились за Его ноги; убедившись, что это не привидение, не дух, они поклонились Ему. Тогда Он сказал: «Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня».
Пришла Мария Магдалина к Апостолам; пришли и остальные женщины, ходившие ко гробу; и рассказали, что Иисус воскрес; но показались им слова их пустыми, и не поверили им.
Воины, стерегшие тело Господа, пошли и рассказали обо всем первосвященникам. Первосвященники, лично или через своих уполномоченных, проверили донесение воинов; когда же они убедились, что гроб действительно пуст, то приняли меры, чтобы воины не вздумали рассказывать народу правду. Они дали воинам много денег и научили их говорить, что ночью, когда они спали, пришли ученики Иисуса и украли тело Его. Воины, взявши деньги, рассказывали всем, что ночью ученики Иисуса украли тело Его.
105. Явление Иисуса Христа двум ученикам. Мк. 16:12–13; Лк. 24:13–35
В тот же день недели два ученика Господа, не состоявшие в числе Апостолов, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Одного из них звали Клеопою, а другого Евангелист Лука не называет; но так как об этом повествует только он один, то предание и считает его самого этим вторым учеником.
О, как вы недогадливы, и как сердца ваши неотзывчивы, что не понимаете предсказанного пророками (сказал им Господь)! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою? – Тут начал Господь объяснять им все сказанное о Христе пророками во всем Писании, начиная от Моисея.
Ученики с большим вниманием слушали Его; и не заметили, как приблизились уже к Эммаусу. Господь сделал вид, что хочет идти далее; но они удерживали Его и просили остаться с ними, так как день уже склоняется к вечеру. Он исполнил их просьбу и вошел с ними в дом; а когда возлег за столом, взял хлеб, благословил его, преломил и подал им так, как всегда это делал, – тогда только они узнали Его; но Он стал невидим для них. Тут-то они уверовали, что Христос воистину воскрес; и стали удивляться, как они не признали Его еще на пути в Эммаус. «Не горело ли в нас сердце наше (говорили они друг другу), когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писания?» – Радость их, что они удостоились видеть воскресшего Господа, была так сильна, что они тотчас же пошли в Иерусалим поделиться ею с Апостолами. Они застали всех Апостолов вместе и еще некоторых учеников, бывших с ними; и рассказали им все; но Апостолы и им не поверили.
106. Явление Иисуса Христа Апостолам. Мк. 16:14; Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–23
В тот же самый день, вечером, все Апостолы, кроме Фомы, собрались вместе; из предосторожности, они заперли входные двери. Мгновенно явился Господь, стал посреди комнаты и сказал Свое обычное приветствие: Мир вам!
Апостолы смутились и даже испугались. Они так тщательно заперли входную дверь в их комнату, что никто не мог войти к ним; и если они видят теперь своего Учителя, то (так думали они) это тень Его, Дух, но не Он Сам.
Видя смущение и ужас Своих учеников, Господь сказал: «Что смущаетесь? и для чего такие мысли входят в сердца ваши? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги.
Апостолы приступили к Господу; стали дотрагиваться до Него и осязанием Его тела и костей убеждаться, что это не Дух. Но и осязанию своему они не поверили, а только обрадовались и удивлялись. Тогда, чтобы дать им новое доказательство, что пред ними стоит не Дух, Господь спросил: «Есть ли у вас какая пища?» – Ему подали часть печеной рыбы и сотового меда; и Он, взяв это, ел пред ними. Потом Он начал объяснять им то, о чем прежде много раз говорил, но чего они тогда не понимали; и отверз им ум к уразумению писаний, и сказал: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть в третий день, и быть проповедану во всех народах покаяние и прощение грехов во имя Его. И вы будете этими проповедниками: как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас. Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Сказав вторично: «Мир вам!» Господь стал невидим.
107. Второе явление Иисуса Христа Апостолам при Ап. Фоме. Ин. 20:24–29
Пришел потом Апостол Фома. Апостолы рассказали ему, что видели Господа. Но он сказал: До тех пор не поверю, пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальца своего в эти раны, и не вложу руки моей в прободенные ребра Его.
Через восемь дней, собрались опять все Апостолы; и Фома был с ними; собрались они в той же комнате, и опять тщательно заперли дверь. Внезапно стал среди их Господь и сказал всем: «Мир вам!» затем обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои». – Фома повиновался, пальцем своим осязал гвоздевые раны рук. Потом Господь говорит ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим». – Господь обнажил Свой прободенный бок, рана которого была так велика, что можно было вложить в нее руку. Фома, убедившийся, что действительно руки Господа пробиты гвоздями, протягивает теперь руку свою к ране в боку, осязает ее и, падая пред Ним, восклицает: «Господь мой и Бог мой!».
Ты поверил, сказал ему Господь, потому что увидел Меня; но надо было верить в Мое воскресение на основании всего сказанного обо Мне и всего совершенного Мною; и блаженны те, которые не видят Меня теперь воскресшим, и уверуют в Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!
108. Явления Иисуса Христа Апостолам в Галилее. Мф. 28:16–20; Ин. 21:1–25
С окончанием праздника пасхи, толпы народа двинулись из Иерусалима по домам. Пошли и Апостолы в свою Галилею, так как им обещано было, что там явится им Господь. Вернувшись на родину, почти все они взялись за свое прежнее занятие, за рыбную ловлю. И вот, у моря Галилейского собрались Петр, Фома, Нафанаил, братья Иаков и Иоанн и еще два Апостола, не названные Евангелистом по именам. Вошли они в лодку, отъехали от берега и закинули сети; проработали всю ночь, но ничего не поймали. Утром, приближаясь к берегу, они увидали стоявшего на берегу Человека, который обратился к ним с такими словами: «Дети! есть ли у вас какая пища?» – Они ответили Ему: «Нет» – Тогда Он сказал: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». – Они послушались и закинули сети; а когда стали тянуть их, то не могли вытащить от множества попавшей в них рыбы. Посмотрел Иоанн на стоявшего на берегу Человека и сказал Петру: «Это Господь!» Петр, вне вебя от радости, схватывает первую попавшуюся одежду, опоясывает ею свое нагое тело и бросается в волны, чтобы скорее добраться до берега. Доплыл он до берега и остался с Господом; а остальные Апостолы тянули сеть к берегу. Когда все они вышли из лодки, то увидели разведенный огонь, лежащую на нем рыбу и отдельно лежащий хлеб. Господь сказал им; «Принесите рыбы, которую вы поймали». – Они вытащили на землю сеть с таким множеством рыб, что удивились, как это не порвалась сеть. Тогда Господь сказал им: «Придите, обедайте!» – Когда они подошли, Господь разломил хлеб и подал Апостолам, а также и рыбу; и все ели молча; никто не посмел спросить Его: «Кто Ты?» все понимали, что это Господь.
Во время обеда, Господь спросил Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? – Петр ответил: Так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. – Паси агнцев Моих! сказал Господь.
После отречения своего, Петр сознавал себя лишенным доверия Господа, без которого нельзя и быть Его Апостолом. Поэтому, Петру надо было быть восстановленным в апостольском звании Самим Господом. Вот почему Господь обращается теперь не ко всем Апостолам, а только к Петру. Поручение пасти стадо Христово дано всем Апостолам; следовательно, если оно дается теперь и Петру, то для того лишь, чтобы показать этим, что он прощен и восстановлен в своем Апостольстве.
Вторично спрашивает Господь Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Петр отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец Моих!» говорит Господь.
В третий раз спрашивает Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Повторение этого вопроса в третий раз смутило Петра; он говорит: «Господи! Ты все знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец Моих!» сказал Господь.
Когда на тайной вечери Петр спросил Господа: «Куда идешь?» – Он ответил ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за мною». – Вот об этом-то после и сказал теперь Петру Господь: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». – Этими словами Господь предсказывал, что Петр тоже будет распят.
Потом Господь встал, пошел вдоль берега и сказал Петру: Иди за Мною! – Петр пошел, но, оглянувшись назад, увидел шедшего за ними Иоанна; и спросил Петр Господа: «А с ним что будет?» – «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною!» (сказал Господь).
Эти слова надо понимать так: если бы Я захотел, чтобы он вовсе не умер, а оставался жив до второго пришествия Моего, то и в таком случае, что тебе до того? ты иди за Мною. – Но слова эти были буквально поняты Апостолами; и уверовали они, что Иоанн не умрет; и пронеслось слово это между последователями Христа; и поддерживалось оно продолжительностью жизни Иоанна, умершего естественною смертью в глубокой старости.
Там же, в Галилее, Господь явился еще раз одиннадцати Апостолам и сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите! научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и буду Я с вами во все дни до окончания века.
Кроме этих явлений Господа, Он явился еще одному Петру, как о том повествует Ев. Лука, но когда и где – неизвестно. По свидетельству Апостола Павла ( 1Кор. 15:6–7 ), Господь явился еще Апостолу Иакову и более нежели пятистам братий одновременно. По преданию, Христос явился прежде всех Богоматери.
109. Вознесение Иисуса Христа. Мк. 16:19–20; Лк. 24:50–53; Деян. 1:1–11
Явившись Апостолам второй раз в Галилее, Господь приказал им идти в Иерусалим и там ждать, пока они облекутся силою свыше. Они пошли. Там явился им Господь в последний раз и вывел их из города на гору Елеонскую. По этой горе Господь спускался при торжественном въезде Своем в Иерусалим, когда восторженный народ встречал Его, как Царя Израилева, победными криками – осанна! На этой же горе Он много раз беседовал с Апостолами о Царстве Божием и о Царстве Небесном; тут же Он предрек и гибель Иерусалима. Понятно, что приведенные Господом на эту гору Апостолы невольно перенеслись мыслями к Царству Мессии. Теперь для них уже нет сомнений в том, что воскресший Христос есть действительно Мессия. Но когда же Он откроет Свое Царство? Прошло уже сорок дней со дня Его воскресения, а Он как будто медлит с таким важным делом. Так думали, вероятно, Апостолы, когда спросили: Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство И зр а и л ю?
Апостолы все еще не понимали истинного значения Царства Божия; они все смешивали его то с Царством Небесным, то с Царством Израиля, восстановить которое, по их мнению, должен был Мессия; и не понимали они этого потому, что не были озарены еще Духом Святым. Вот почему Господь не дал им прямого ответа на их вопрос, предоставляя им самим ответить на него, когда придет к ним обещанный Утешитель, Дух истины. Не ваше дело (сказал Он) знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Сказав это, Господь поднял руки и стал благословлять Апостолов; благословляя, Он отделялся от земли и возносился на небо. В благоговении Апостолы поклонились возносившемуся Господу; потом долго смотрели на Него и видели, как облако покрыло Его. Тогда предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видели вы Его восходящим на небо». – После того, Апостолы возвратились в Иерусалим.
110. Сошествие Святого Духа. Деян. 2:1–47; 3 и 4
Исполняя повеление Господа, Апостолы оставались в Иерусалиме и ждали обещанного им Утешителя, Духа Святого. В это время они признали необходимым избрать, на место Иуды-предателя, двенадцатого Апостола. Избрали они двух, Иосифа и Матфия; помолились, чтобы Господь указал, кого из двух Он выбирает; бросили жребий, и выбор пал на Матфия, который и причислен к двенадцати.
Через десять дней после Вознесения Господня наступил еврейский праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования заповедей на горе Синае. Пятидесятница приходилась в первый день недели, в который воскрес Христос; поэтому, для Апостолов это был праздник вдвойне. Собрались они утром все вместе. Внезапно послышался вдали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра; шум этот все приближался; наконец, наполнился им весь дом, в котором находились Апостолы. И увидели они, как на каждого из них сходили как бы огненные языки; и почувствовали они, что для них сразу стало ясным, понятным все учение Господа. Между тем, шум этот слышан был многими, находившимися в то время в Иерусалиме; стали сходиться к тому дому, в котором были Апостолы; стали расспрашивать их о случившемся. В числе собравшихся к дому были и иностранцы, прибывшие из разных стран, кто в качестве поклонников Бога Израилева (прозелитов), а кто и по своим торговым делам. Каково же было их удивление, когда Апостолы стали говорить с каждым из них на их природных языках! Это особенно должно было поразить галилеян, знавших, что Апостолы нигде иностранным языкам не учились.
Нашлись, впрочем, и такие, которые сказали: Это они напились вина и опьянели. – Тогда Апостол Петр обратился ко всем собравшимся с речью: Нет, не пьяны они; но в том, что вы видите и слышите теперь, сбывается предсказанное Пророком Иоилем. – Затем, Петр начал говорить об Иисусе Христе, как Он был предан и распят, и как затем воскрес. Продолжая свою речь, Петр сказал: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Он то, быв вознесен на небо, принял от Отца обещание Святого Духа и излил на нас то, что вы ныне видите и слышите.
Пламенная речь Петра обратила к Господу многих из присутствовавших. Все верующие составили особую общину, продавали свое имущество и предоставляли все вырученное в общее достояние всей общины.
Вскоре после того, Петр и Иоанн шли вместе в храм. При дверях храма лежал хромой от рождения, который обратился к ним с своей обычной просьбой о милостыни. Но Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!« Сказав это, Петр взял его за руку и стал поднимать; но хромой сам вскочил, выпрямился и пошел за Апостолами в храм, подпрыгивая от радости.
Вошли Апостолы в храм; и Петр произнес там сильную речь, обратившую к Господу около пяти тысяч людей.
Узнали обо всем первосвященники; собрали совет и недоумевали, говоря: «Что нам делать с этими людьми? ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо?» После совещания, призвали они Петра и Иоанна и приказали им не говорить ничего об имени Иисуса. Апостолы на это ответили, что не могут не говорить о том, что видели и слышали, и что будут повиноваться Богу, а не им.
С такою твердою, как камень, верою в воскресшего Христа выступили на проповедь Апостолы; и вера эта не поколебалась в них ни при каких гонениях, даже и тогда, когда их вели на казнь за эту веру.
Источник: Шестое издание (без изменений). Учебным Комитетом Святейшего Синода одобрено и Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения допущено, в качестве руководства, для средних учебных заведений. Введено, в качестве руководства, и в кадетских корпусах. С.-Петербург. Стереотипное издание автора. 1912
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»