явление казанской иконы божьей матери проповедь
Проповедь в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю и благодарю Бога за то, что сегодня имею возможность разделить с вами радость праздника и совершить Божественную литургию в нашем почти уже достроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери.
Господь дает нам великую радость, великое утешение и счастье быть верными ему, приходить в Церковь Божию и обращаться в молитве к нашему Спасителю. Часто люди говорят о счастье, ищут его, не могут найти, задают вопросы от чего это, а на самом деле все просто – только тот человек может быть счастлив, кто обрел Бога в своем сердце.
Сегодня мы совершаем память одной из самых почитаемых на Руси икон – Казанской иконы Божией Матери. Конечно, есть и другие образы – Смоленская, Владимирская, Федоровская, Томская, Тихвинская. Пожалуй, столько икон, сколько явилось на Русской земле, нет больше нигде, но Казанская икона все-таки особенная. Она окружена особым почитанием, особой любовью нашего народа.
Чудотворный образ был явлен в 1579 году в Казани, которая только что была присоединена к Московскому царству, и в которой большинство жителей было еще не просвещенно верой Евангельской. Матерь Божия являет чудо, для того чтобы укрепить христиан, чтобы с годами, со столетиями, тысячи и десятки тысяч людей через эту великую святыню обрели Бога.
Посмотрите, братья и сестры, каким удивительным образом является икона. Матерь Божия открывает о том, что образ сокрыт на пепелище, маленькой девочке – девятилетней Матроне. И когда отроковица говорит об этом сначала своим родителям, а потом уже они обращаются к архиепископу – никто не верит. Конечно, по-человечески это понятно. Взрослый человек не всегда верит тому, что говорит ребенок. Однако же, Матерь Божия продолжает являться Матроне. И через некоторое время родители сами отправляются копать на то место, которое указала Царица Небесная. Но опять-таки, никто не мог найти икону, пока отроковица Матрона сама не принялась за дело. И это не случайно. Матерь Божия открывается только тому человеку, который чист сердцем, непорочен и верит всем своим существом, никогда не сомневаясь.
Если мы посмотрим, братья и сестры, на историю нашей Церкви то увидим, что большинство чудотворных икон являлись именно человеку с чистым сердцем. Например, Иверская икона Божией Матери: видели ее многие, а из моря вынес один лишь монах, который был великим подвижником.
Часто мы видим, как мимо храма проходят сотни тысяч людей, и о Церкви Христовой сегодня знает множество народа. Пожалуй, никого не осталось, кто совсем ничего бы не слышал о Боге. А в храме людей намного меньше, потому что, чтобы Бога увидеть, нужны ни глаза, ни уши, а сердце.
В воскресенье мы с вами слышали Евангельское чтение о двух слепцах, которые света белого не видели, однако же, Христа назвали сыном Давидовым, потому что сердце их было преисполнено верой. Вера их была настолько сильной, что Господь дал им исцеление и надежду. И в Псалтири мы слышим: «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 10-11).
Часто спрашивают, как Бога увидеть? Об этом говорится в Священном Писании: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Но для того чтобы стать чистым, братья и сестры, нужно долго и много трудиться, нужно терпеть, смирять себя, свою гордыню, нужно изо дня в день молиться в своем сердце. И не бывает так, что сегодня мы потрудились, а завтра отдохнули и что-то получили. Нет. Нужно ежедневно читать молитвенное правило, Священное Писание, смирять себя, просить прощение у ближних своих. Многие из вас возделывают землю, сажают огороды и знают – чуть только отвлекся, не полил и все засохло, не пришел на грядку, чтобы прополоть ее, и она заросла сорняками. Так и со злыми помыслами, со страстями, которые живут, к сожалению, в наших сердцах. Если не трудимся, не молимся, они пускают корни, они обвивают сердце, и человек уже не видит добра, не видит Бога, ему все кажется злым.
Мне вспоминается замечательное поучение преподобного аввы Дорофея: стоял некий человек на углу улицы и мимо него прошли трое. Первый сказал себе: «Это разбойник, он ждет своих подельников, чтобы пойти и совершить какое-нибудь преступление». Второй подумал, что это блудник, который ждет женщину, чтобы пойти и согрешить. А третий человек, проходящий мимо, сказал: «Вот стоит добрый человек, который ждет своих друзей, чтобы пойти в церковь помолиться Господу». Преподобный авва Дорофей заключает, что каждый человек видит в других людях, точно то, что есть в его сердце: чистый все видит чистым, а человек оскверненный грехами, страстями всех подозревает в том же самом.
И вот, братья и сестры, совершая сегодня память чудотворного образа, обращаясь к Богородице в наших молитвах, мы должны просить прежде всего чистоты сердечной, чтобы Господь умножил веру в нас. Господь говорит, что если бы вы имели веру обращаясь ко Господу, то вы горы могли бы переставлять.
Я помню, как однажды ко мне обратился человек и спросил: «Если нет веры, как её обрести и приумножить?». И я рассказал ему притчу о горчичном семечке, которое вырастает в большое дерево. До конца он ее еще не дослушал, но сказал: «Я все понял, оказывается в моем сердце нет даже веры с это семечко: если бы оно было, было бы что умножать, а если нет, то как же быть мне?». Но на самом деле, братья и сестры, нет такого человека, который был бы совсем неверующий. Часто люди называют себя атеистами, неверующими, для того чтобы успокоить свою совесть. Человек по своей природе всегда верит, только иногда, к сожалению, его вера бывает ложной. Он верит ложным богам, идолам. Как когда-то наши отцы и деды пошли за коммунистической идеей, разорив собственные святыни, уничтожив храмы. Иногда люди увлекаются какими-то новомодными течениями, а Бога не видят.
И вот, дорогие братья и сестры, будем молиться, о том, чтобы Господь умножил в нас веру, дал нам надежду, упование, мужество, крепость и силу взращивать эту веру. Действительно, для того чтобы быть верующим человеком, нужно прилагать старание, побуждать себя к добрым делам, прилагать усилия, терпение. Будем просить Матерь Божию, чтобы она дала нам ревность, укрепила нас, утешила, когда нам тяжело и больно. И я верю, дорогие братья и сестры, что Богородица не оставит нас. Я сердечно всех вас поздравляю с престольным праздником, благодарю за совместную молитву.
+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, с. Александров Гай.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу.
Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною.
Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Д орогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем всех вас с престольным праздником нашей Обители – празднованием, чествованием Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
И вот о чем мы молим Божью Матерь? Конечно, у нас всегда есть какие-то житейские бытовые нужды, но они не могут быть главными в наших молитвах. Это не основное. Мы просим Божью Матерь о Ее молитвенном предстательстве, о Ее благодатном действии в нас в первую очередь в том, чтобы преуспевать в духовной жизни, преуспевать в самых главных целях, для которых мы здесь на земле существуем, то есть в подготовке к жизни будущей, подготовке и уже здесь соединении с нашим Спасителем, Сыном Пречистой Богородицы – Господом Иисусом Христом. И вот в первую очередь мы Ей молимся об этом. И как нельзя лучше и прекраснее все эти наши мысли, наши чаяния, наши сердечные воздыхания выражены в молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы все с вами всегда читаем перед Святым Причастием.
А кто такие дети? Кто такая Мать? Это значит, что мы находимся под ее материнской заботой, как самое драгоценное, что только на свете существует, и как Она опекает каждый наш шаг, каждую нашу мысль, чувство. Как казалось бы человеку, ограниченному пространством, можно все это сделать, когда нас, верующих в Господа, почитающих Божью Матерь, не то, что миллионы, десятки может быть миллионов. По благодати Божьей все возможно. И вот в сердце Божьей Матери все мы умещаемся. Она может нам в едином времени всем одновременно помогать, о всех нас заботиться, о всех знать все наше внутреннее состояние, слышать все нас, сердечные наши молитвы. Такую Господь дал Ей силу. И мы Ее почитаем от всей души, как истинную нашу Матерь.
И вот сегодня мы все с вами собрались в сей святой храм, чтобы просить Божью Матерь нам грешным немощным, бедствующим в этих житейских бурях страстных, в этих напастях, испросить Ее всегдашней Ее помощи, чтобы Она была нашим предстательством, чтобы Своей молитвой Она укрощала наши страсти, чтобы вразумляла нас, давала ревность, давала нам памятование о том, что необходимо всегда пребывать в молитве. «Бдети к песни укрепи», – читаем мы в утренней молитве к Пресвятой Богородице. Мы Ее молим, чтобы Она напоминала нам о необходимости изучать заповеди Ее Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа. Она помогает нам их понимать. Она о них нам воспоминает в течение каждого нашего дня, дает силы, чтобы мы пытались стараться их исполнять. При этом Она помогает нам увидеть наши недостатки, нашу немощь, нашу отдаленность от Бога, страстность, испорченность, заметить это, чтобы прийти на покаяние, прийти на исповедь и чистосердечно от души все рассказать своим духовникам. Вот насколько важна помощь, важна Ее спасительная роль в нашей жизни.
И мы сегодня от всей души от всего сердца со слезами благодарим и молим Пресвятую Богородицу, чтобы Она в нашей бедственной трудной жизни не оставила нас, привела к спасению, чтобы во веки веков с Ее Сыном, с Ней, со всеми святыми мы находились в вечном блаженстве и непрестанно со слезами благодарения и радости Ее хвалили, почитали и радовались о Ее любви к нам. Это обязательно совершится по ее матерной любви. Мы на это надеемся и за все ее благодарим.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище – Господь.
Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями.
Потерпим немного, и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные – они не для нас. Сказано: где сокровище наше, тут будет и сердце наше (ср.: Лк. 12, 34), а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение – в славу, печали, слезы и воздыхания – в утешение, болезни и труды – в вечный безболезненный покой.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ
В о имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья, сестры, нелегко наследовать Царство Божие, но православное сердце не должно смущаться. Пред нами лик Святых Угодников Божиих и первая из них — Пресвятая Богородица. Опытом всей нашей веры мы знаем, что Она всегда с нами.
Она, по слову Святаго Иоанна Злотоуста, — «первая Приемница Божественных даров и первая же Воздаятельница их же, и благословение всем людям, ищущим помощи у Господа и милости у Нее в нуждах и обстояниях. И как же Ей не быть первым врагом у врага нашего рода человеческого — сатаны и всех его прислужников, которых во множестве и там, и здесь». Все эти секты проповедуют как раз именно то, что они отрицают — они все говорят: «Почему же вы, православные, почитаете Ее как Бога?» Как же они ошибаются! Мы Ее поминаем как первую Предстоятельницу во всех наших нуждах, но никак не четвертую ипостась Бога, как многие нам вменяют это во грех. Это все ложь и провокация всех этих сект, которых в действительности развелось по всему миру, по лицу всей земли очень и очень много.
Сегодня мы вспоминаем обретение Святой иконы Казанской в городе Казани. Как же это все происходило? Во второй половине 16-го века была присоединена к России обширная область казанских татар, и вместе с тем там было положено начало проповедования Христианской веры, однако магометанство, которое там было укоренившееся, очень этому препятствовало. И, если первое время проповедь Евангелия была успешной, то затем, ввиду того, что мало было людей слова, мало было проповедников сильных духом и словом, благовестие в этом крае стало ослабевать. И, к тому же, в 1579 году страшный пожар постиг город Казань. В чем сразу же недруги нашей веры увидели карающую руку Господа.
Они стали нападать на православных, говоря: «Вот ваш Бог, куда же он смотрит, если такие допускает у нас происшествия?». Казань очень сильно пострадала, была почти вся сожжена. И для того, чтобы укрепить веру в людях колеблющихся и утешить всех православных, Господь явил всем Свое человеколюбие. Недалеко от того места, где начался пожар находился дом одного из стрельцов, который тоже сгорел.
И вот дочери этого стрельца, маленькой девочке 9-ти лет Матроне явилась во сне Богоматерь и сказала, что на этом пепелище их дома, в земле заключенная, там находится Святая Ее икона, и повелела ей Ее открыть и объявить об этом архиепископу. Девочка сказала о чудесном сне своей матери, но та не обратила никакого внимание на ее слова. Тогда во второй раз явилась Божья Матерь Матроне и опять сказала тоже самое, и снова мать не поверила, и когда уже видение последовало в третий раз, девочка увидела икону Богоматери, от которой исходили огненные лучи, и был слышен от иконы грозный голос, который сказал: «Если ты не поведаешь Глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь!» Очнувшись от этого страшного видения, Матрона стала громко свою мать, звать и умолять ее немедленно пойти и найти эту икону. Вместе с воеводой и архиепископом стали искать, но никто не находил, и только когда сама Матрона взяла в руки лопату и начала копать, она обрела эту икону.
И с самого момента, как эта икона явилась на свет, стала очевидным образом проявляться ее чудесная сила, ибо сразу же при перенесении Ее в Храм исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение 3-х лет, а в Соборе прозрел от нее другой слепец — Никита. И с тех пор стали от нее изливаться токи благодатной помощи.
И что же мы при этом чудесном случае, на что можем обратить внимание? А именно то обстоятельство, что явление Божией Матери было не кому бы то ни было, не какому-то святому, не какому-то обличенному саном или должностью военачальнику, а только невинной и чистой душе девятилетней отроковице, которая сподобилась — только она — собственноручно откопать в земле указанную чудотворную икону. Это приводит нас к мысли о том, что только чистые души близки божественной Святыне и что Богоматерь особенно благоволит чистым душам. Ибо Господь в Священном Писании через пророка Исайи говорит: «Измыйтися, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших» (Ис. 1, 16–18). Ясно, что требует Господь через своего пророка — Он повелевает каждому измывать скверны своего сердца, ибо из нашего сердца исходят все злые помышления.
А разве есть у нас какая-либо нечистота в душе? Разве есть греховные мысли? Конечно имеем! Ибо всякий грех получает свое начало в нашей душе. И некого винить в том, что с нами происходит, некого обвинять в том, что у меня такие скорби и какие-то тяжелые проблемы, обстоятельства житейские и мирские. Во всем человек виноват всегда сам, только сам! Ибо чистой души человек притягивает к себе только благое, а человек нечестивый, во-первых, оттакливает благодать Божию, а притягивает к себе сатану, который именно ждет, когда человек осквернится, для того, чтобы еще больше погрузить его в пучину грехов и, самое страшное, не дать ему оттуда выбраться. Поэтому наша главная задача — следить за чистотой своей души, ибо только чистые сердцем Бога узрят. Священное Писание говорит, что изнутри, из сердца человеческого, исходят помышления злая.
Много других событий, связанных с заступничеством Богоматери, знает наша история русская. Ее покров всегда был над нашим народом. И не случайно народ наш нарек страну домом Пресвятой Богородицы, ибо так велико почитание Пресвятой Божией Матери у нас на святой России. И всякий раз, когда мы благодарно празднуем событие, связанное с Материнским заступлением Божией Матери за нашу Русь, мы думаем о том, что назидают нас эти бережно сохраняемые верующим народом Святые иконы. Великий Апостол Павел пишет: мы имеем от Бога жилище на Небесах (2 Кор. 5, 1), куда, верим мы, пойдет всякая душа по скончании своего земного шествия. Приходятся на память слова выдающегося нашего иерарха Митрополита Московского Филарета о том, что «худой гражданин земного отечества и Небесного не достоин».
Святитель Димитрий Ростовский говорит в слове на этот праздник о богонравных и богобоязненных христианах такие слова: «Ужаснись человек небогонравный и небогобоящийся, услышь сии слова о том, что только богонравным и боящимся Бога помогает Божия Матерь и избавляет их от великих бед и напастий, а развратным и отринувшим страх Божий от сердца, не соизволяет помогать». И подумаешь, что же в этом удивительного, ежели мать, любая мать, начнет благоволить всем, кто является врагом ее сына, не будет ли это удивлением для всех людей?
Нет, Она скорее прогневается на них, видя их вторично распинающих грехами Ее Сына и ругающихся над Ним беззакониями своими. Ибо ныне всякий человек, христианин по имени лишь, но проходящий нечистое житие и в греховных сквернах как в болоте валяющийся и о покаянии не думающий, вторично распинает в себе Сына Божия, ругается же над ним в членах своего тела, которое было искуплено кровью Христовой. Когда, взяв тело, созданное Христом делает его телом блудника. Может ли быть милым Пречистой Матери Христовой такой человек?
В самом деле, какая же мать может любить убийцу своего сына! Чего же ты, человек грешный и ожесточенный в своем сердце, чего же ты желаешь надеяться получить от Божией Матери, Сына Которой во все дни и ночи беззаконными своими делами ты печалишь, телом своим бесчестишь и только имя Христианина носишь на себе, а на деле являешься хуже язычника. Поэтому мы не получаем то, чего просим в Храме, мы просим одного, а достойны ли мы этого просить?
Когда мы даже приходим зачастую на исповедь, а священники говорят на общей исповеди слова: «согрешил тем, что прихожу на исповедь не попросив прощение у своего ближнего. » И мы дерзаем даже в такой «мелочи» (опускаем ее), дерзаем приступать ко Святому Причастию, хотя у нас зло не то, что на весь мир, а хотя бы на одного человека есть. Как мы можем приступать ко Святому Причастию, имея в себе в душе раздражение, или нелюбовь, или неприязнь к кому бы то ни было. Получается мы хуже язычников — только устами исповедаем Бога, а сердцем совершенно от Него далеко отстоим. Но Матерь Божия милосердствует и грешникам, но каким? Тем, которые иногда и впадают, согрешают по немощам человеческим, но тотчас же встают от греха, каются и прибегают к Богу со слезами и горячей молитвой. Спрашиваешь у людей на исповеди: «Как давно вы были на исповеди?» И говорят: «Год, два или месяц, или два месяца» А как же вы живете? То есть человек настолько погружен в эту многопопечительность, в суету житейскую, что совсем забывает от самом главном — о чистоте своей души!
И вот тем, кто старается исправить свою жизнь и уклоняется от зла и начинает творить добрые дела, ибо мало того, чтобы бросить злые дела, надо еще, чтобы укоренилась в душе привычка творить добрые дела. А если не знаете, каких дел, идите спрашивайте у священников: «Что же нам делать для того, чтобы стяжать благодать Духа Святаго?»
Благо Господь нашей православной Церкви дал таких, которых не имеет весь мир! И те, кто возвращается к Отцу Небесному, как блудный сын, вздыхает как мытарь, плачет у ног Христовых как грешница, омывает ноги Его слезами и исповедование о своей душе приносит, как на кресте разбойник, и на таковых, ибо грешников Пречистая Божия Матерь свыше презирает и ускоряет на помощь их и от великих зол, бед избавляет.
Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы она Сама утвердила нас на спасительном пути. Ибо Она всегда готова ходатойствовать за нас, только бы вы прибегали к Ее предстательству и с теплой, и усердной молитвою, с твердой верою и упованием. И тогда, Она ни за что не отступит от нас Своим Благосердием, но будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем же Ей горячие молитвы от всего нашего сердца. С умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступница усердная рода христианского. Аминь.
Проповедь в день празднования Казанской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.
Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.
Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.
Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.
Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.
Архимандрит Кирилл. «Похвала Божией Матери», Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999г.