язычество древних славян мифы о солнце огне воде
Мифы древних славян о Солнце
Главным светилом в небе является солнце – это известно всем. Оно каждый день освещает землю и согревает ее своим теплом, а ночью скрывается за горизонтом и появляется только на утро. Но немногие знают о том, что когда-то люди считали солнце «царем неба», ассоциировали его с божеством в разных обличьях и придумывали разнообразные имена.
В мифах древних славян, как и у других народов, солнце олицетворялось, как божество именуемое Хорсом. Согласно древним восточнославянским мифам Хорс ночью отдыхал на сказочном острове Буяне. Когда должно было наступить новое утро, он садился на небесную колесницу и вез с собой солнечный свет до самого вечера. Затем он укладывал солнечный свет спать, а сам возвращался на остров. На основе этого и появилось чудесное народное сказание «о Хорсе и Заре Зарянице».
Ежедневно, поутру, Хорс на запряженной, лучезарными конями, колеснице, отправлялся в нелегкий путь и перевозил по небу Солнце. А вечером он отпускал коней на небесное пастбище для отдыха и укладывал Солнце спать.
Но однажды, Хорс, проезжая мимо небесного острова Буяна, увидел у берега красивую девушку, которую звали Зарей Заряницей. Как бы он ни старался, но глаз отвести от нее не мог. Попытал он счастья и решился попросить Зарю Заряницу стать его женой. В тот миг солнце засветило еще ярче и другие боги, братья Хорса, благословили его, подарив ему чашу Живой Воды. Считается, что тот, кто выпьет из этой чаши воды, обретет вечную молодость.
А невесте его подарили платок золотой. С помощью раскрытого платка Заря Заряница, провожая Хорса в путь, озаряла всю землю первыми лучами солнца и гасила ночные зори. А по вечеру, Заря снова заворачивала платок, зажигая тем самым первую вечернюю звезду.
Да, бывают разные мифы древних славян, народный миф о солнце тому не исключение, но есть и много ошибочных пониманий этих историй. Самой популярной ошибочной историей о солнце считается миф, где в главной роли бог Ярило, который по совместительству даже и не является олицетворенным божеством. Это ритуально-календарный персонаж, имя которого часто использовалось в обрядовых песнях и играх. Этот факт уже давно подтвержден институтом славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН).
Единственными богами в славянской мифологии принято считать двух персонажей – Хорса и его брата Дажьбога. Последний был божеством, которое боролось с тьмой и холодом.
Последние сообщения
Любопытен миф о солнце древних славян о том, как Ярило (солнце) даровал человеку ум, ударив его молнией. Это очень яркий, мощный, разноплановый образ, который, с одной стороны, говорит о том, что в каждом из нас есть искра божественной мудрости. В тоже время этот миф указывает на то, что каждый из нас своим сознанием (именно сознанием, а не душой или духом) связан с чем-то большим, с чем-то, вероятно, космическим, вселенским (ведь наше солнце – это все же космическое внеземное тело).
Другой солярный миф рассказывает о том, что Мать-Сыра-Земля пребывала во мраке и холоде, покуда ее не обогрел Ярило-солнце. Это крайне любопытная легенда, которая на самом деле может трактоваться по-разному. Вероятно, здесь описана некая космогоническая легенда о происхождении мира, но по этой «версии» светило появилось в нашей Солнечной системе много позже находящихся здесь планет, либо (что более вероятно, или, скажем так, в большей степени соответствует современным представлениям ученых об устройстве Вселенной) планета Земля пришла в эту систему извне, возможно ранее будучи осколком огромного астероида, многие миллионы лет блуждавшего во тьме и хладе космоса, пока он не был подхвачен гравитационным полем Солнца и в итоге не принял свою нынешнюю форму под действием гравитации (а также в результате многочисленных столкновений с другими объектами системы).
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы добавить сообщение.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Славянская мифология. Вода
Hong-Leung-Lake-Tahoe-in-Summer
Трутнев Иван Петрович. Крестный ход на водоосвящение в деревне. 1858
Точно так же повсюду сохраняется суеверное убеждение, что в верхних слоях освященной в чашах воды заключаются наиболее благодатные силы, устраняющие недуги и врачующие болезни.
Наш народ в прежнее время очень чтил дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с непокрытыми головами, селяне и горожане становились под благодатные небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирали воду, чтобы вымыть лицо три раза; выносили чашки, собирая целебную влагу, и в крепко закупоренных бутылках сохраняли ее круглый год, до нового такого же дождя.
Точь-в-точь так же почитал народ и весеннюю речную воду. Едва пройдет лед по рекам и ручьям, только что очистится вода, как все дети, взрослые и старики бежали на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.
Во многих гаданиях воде предоставлено главное место, подобно так называемому отчерпыванию воды и прощению у воды. При болезни домашних животных или ввиду какой-либо неприятности окачивают водою крест или медный образок, стараясь спускать эту воду на уголья, облепленные воском и ранее опрыснутые богоявленскою водою; в то же время читают про себя самодельные молитвы и кропят и поят тех, кто нуждается во врачебной помощи.
Thomas Leung
ВОДА-ЦАРИЦА
СКАЗАНЬЕ О ПЕРВОВОДЕ
Thomas-Leung-Verdant
— Крепко сердита на тебя Вода-царица. Ведь вы, кузнецы, железо раскаленное в нее опускаете, с огнем непрестанно ссорите. Ступай на поклон к царице.
— У Падун-камня, где река шумит-гуркотит. Так и быть, поутру свезу вас с женою туда.
Вот поплыли они на ладье к Падун-камню, где река шумит-гуркотит, стали кликать Воду-царицу. И явилась царица в серебряных струях падучих.
Jim Warren
Поведал ей кузнец свою печаль. А она отвечала:
— Помогу, так и быть, отвращу от тебя злые помыслы свои. Но коли сын у тебя родится, обещай у меня погостить три дня и три ночи. Скуешь мне серебряное ожерелье.
Jim Warren
Оказалось, не три дня и три ночи пробыл кузнец у Воды-царицы, а тридцать лет и три года. За это время и сам стал стариком.
Обнялись они все, расцеловались и поплыли в родное село. Оборотился на прощанье кузнец к Падун-камню, где вода шумит-гуркотит. И явилась опять Вода-царица в серебряных струях падучих. И молвила:
— Время течет незаметно, как вода в Небесной реке.
Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Солнце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.
В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.
Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.
А. Ходыревская. Мать-Сыра Земля. 2013 г.
МИФ О СОЛНЦЕ
Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слон мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
В. Крыжановский. Ярило. 2006 г.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших — заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери — опуская их в ложе её, т. е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.
(В пересказе А. Мельникова-Печерского)
Род — создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа — это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.
Сеарог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
Перун — бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.
Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель. воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий лёгкого ветерка.
Велес — бог достатка, покровитель купцов и торговцев, защитник домашнего скота.
Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило — божество, похожее на Купалу, только оживающее весной.
Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Ярилы, Купалы и Даждь-бога. Наши предки делили год на три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.
В. Крыжановский. Род. 2006 г.
В. Крыжановский. Даждьбог. 2006 г.
В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.
Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима. Индии. Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четвёркой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Амоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
В древнегреческих мифах есть своё объяснение того, почему природа то замирает, то возрождается. Об этом повествуется в мифе «Деметра и Персефона». Деметра— богиня плодородия и земледелия. Персефона — богиня земного плодородия. Миф связан со сказанием о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир’їчка вийшов?
Не сам же я вийшов. Дажбог мене вислав —
З правої ручейки — літо відмикати.
З лівої ручейки — зиму замикати.
(Украинская народная песня)
Ф. Лейтон. Возвращение Персефоны. 1891 г.
Древнеегипетский бог солнца Ра. Прорисовка с настенной живописи. III тыс. до н. э.
Женские образы, созданные художником Константином Васильевым, прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.
В 1966 г. К. Васильев написал картину «Жница». Девушка стоит, опёршись о берёзку, в глазах мечта, утомлённые руки сжимают серп, а на заднем плане — бескрайнее поле неубранной ржи.
1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?
2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.
3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?
4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?
5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?
6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.
А его породила Земля
Б светлое божество, пронизывающее слои мрака
В божество долгой зимы
7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.
8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?
9. Рассмотрите картину К. Васильева «Жница». Как вы думаете, есть ли у этой девушки что-то общее с Матерью-Сырой Землёй?
К. Васильев. Жница. 1966 г.
10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.
Язычество древних славян мифы о солнце огне воде
Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Сол-нце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.
В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.
Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.
Миф о солнце
Лежала Мать-Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Ярило: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил сё, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших заснувшего смертным сном Ярилипа сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери опуская их в ложе сё, т. с. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.
(В пересказе Л. Мельникова-Печерского)
Род создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.
Сварог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.
Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.
Перун бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.
Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель, воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий легкого ветерка.
Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.
Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило божество, похожее па Купалу, только оживающее весной.
Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Яриды, Куиалы и Даждь-бога. Наши предки делили год па три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.
В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.
Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима, Индии, Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четверкой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Лмоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
В древнегреческих мифах есть своё объяснение того, почему природа то замирает, то возрождается. Об этом повествуется в мифе «Деметра и 1Іерсефоиа». Деметра — богиня плодородия и земледелия. Персефона богиня земного плодородия. Миф связан со сказанием о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир’їчка вийшов?
Не* сам же я вийшов. Дажбог мене вислав — З правої ручейки — літо відмикати,
(Украинская народная песня)
Женские образы, созданные художником Константином Васильевым,
прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.
В 1966 г. К. Васильев написал картину «Жница». Девушка стоит, опёршись о берёзку, в глазах мечта, утомлённые руки сжимают серп, а на заднем плане бескрайнее поле неубранной ржи.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?
2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.
3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?
4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?
5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?
6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.
1 Ярило А его породила Земля
2 огонь Б светлое божество, пронизывающее слои мрака
3 человек В божество долгой зимы
7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для
чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.
8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?
9. Рассмотрите картину К. Васильева «Жница». Как вы думаете, есть ли у этой девушки что-то общее с Матерью-Сырой Землёй?
10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.